Богомазов, александр константинович

Введение

Алекса́ндр Константи́нович Богома́зов (1880, Ямполь, Харьковская губ., — 1930, Киев) — украинский художник, видный представитель и теоретик украинского/русского художественного авангарда (Русский Авангард, как правило, понимают все новаторское искусство появившееся в XX веке на территории Российской Империи / СССР, преимущественно возглавляемое русскими художниками).

В 1914 году Александр Богомазов написал трактат «Живопись и Элементы», в котором разобрал взаимодействие Объекта, Художника, Картины и Зрителя и теоретически обосновал поиски художественного авангарда.

Александр Богомазов прошёл в своем творчестве несколько периодов. Самые знаменитые — кубофутуризм (1913—1917) и спектрализм (1920—1930).

В 1920-х вместе с В.Татлиным и В.Меллером преподавал в Киевской художественной академии.

Практически сразу после смерти А.Богомазов был вычеркнут из истории советского искусства. Лишь в середине 60-х. во время оттепели его имя и творческое наследие были заново открыты группой молодых киевских искусствоведов (Д.Горбачев, Череватенко, и др.).

Триптих “Сияние” Александра Маранова

Триптих сияние, х/м

Это картины-видения, картины, состоящие из движущегося света. Они создаются в полном уединении, может поэтому автор называет их еще картины-медитации. Цикл «Сияние» создавался под музыку Баха. Для Александра  Маранова орган и скрипка – два инструмента великой красоты и силы. Художник утверждает, что под музыку видит в самых мельчайших деталях и во всех оттенках цвета эти картины, композиционно они уже выстроены, поэтому самую большую трудность представляет тщательная передача всех нюансов увиденного. Эту картину он «увидел» огромной – шесть на шесть метров, но получилась она в меньшем размере, так как размеры мастерской не позволили реализовать задуманное. Триптих «Сияние» художник писал 6 месяцев.

Танец весны, с\х

Начал весной, закончил, когда выпал ноябрьский снег.

Зимняя сказка, х/м

Как прошли эти полгода Александр Маранов  совсем не помнит. Новый цикл, который возник с началом нового тысячелетия, называется «Грань». Эта композиция наполнена движущимся светом, который создает изображение.

Встреча с Пушкиным

В 1836 году Айвазовский принял участие в учебном походе Балтийского флота, это дало новую почву для творчества. Семь картин Айвазовского в том том же году получили высокую оценку художественных критиков и публики. На выставке этих работ побывал сам Александр Сергеевич Пушкин. О своей встрече с поэтом Айвазовский вспоминал всю жизнь.

Сумерки в бухте Золотой Рог

За блестящие успехи в живописи Иван Айвазовский получил много наград: так в 1837 году ему дали золотую медалью. Благодаря этой награде Айвазовский смог поехать за границу, где оттачивал свое художественное мастерство. Картины, написанные под впечатлением от путешествия имели огромный успех и покорили всю Европу.

Айвазовский в Италии

Особое впечатление на художника произвела Италия. Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем и побывал с ним во Флоренции. В это время художник не просто копировал увиденные морские пейзажи, он писал свои впечатления от моря, выплескивал на холст все, что накопилось в душе.

Неаполитанский залив

Айвазовский не представлял себя без живописи, за всю свою жизнь художник создал около 6000 картин. Некоторые из них находятся в Музеях культуры, в художественных галереях, какие-то остались лишь в частных коллекциях.

Тифлис

Одним из самых плодотворных периодов в творческой биографии Айвазовского считается итальянский период. Даже Ватикан купил для своей галереи большое Полотно Айвазовского «Хаос». В 1844 году Айвазовский вернулся в Россию, здесь ему присвоили звание академика, встретили с большой теплотой. Айвазовский имел возможность ходить в плавание на военных кораблях, получил доступ к документам Адмиралтейства. В 1845 году Иван Айвазовский побывал в очередной экспедиции у берегов Турции и Малой Азии. Новые впечатления позволили создать новые шедевры.

Хаос. Сотворение мира. 1841

Наследие Айвазовского

В 1845 году Иван Константинович Айвазовский вернулся в Феодосию, начал ездить по Родине. Темой его работ стали зарисовки из жизни маленьких приморских городков, поселений рыбаков. Эти полотна полны восхищением жизнью простых людей. Море относятся к ним тепло и спокойно, она умиротворенно принимает их, помогает им прокормиться и держит в своих объятиях маленький кораблик или крошечную рыбацкую лодку.

«Ночь в Гурзуфе» (1891)

Многие знают Айвазовского по картинам, которые изображают море бушующим и мрачным, сметающим все на своем пути. Самым знаменитым полотном Айвазовского называют «Девятый вал». Картина была написана в 1850 году, сейчас она находится в собрании Государственного Русского музея. Эта картина — манифест, гимн стихии, ее суровому нраву. И в то же время — памятник стойкости и мужеству людей, которые выходили на схватку с морем.

И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850

В Феодосии Айвазовский с построил себе дом с мастерской. Накануне смерти в 1900 году Иван Константинович Айвазовский подарил городу свой дом, мастерскую и коллекцию картин. Приезжая в Крым, поклонники Айвазовского, всегда стараются посетить картинную галерею, чтобы посмотреть на шедевры величайшего мариниста своей эпохи.

  • Художник Поленов: отобразить земной путь Спасителя
  • Василий Суриков – художник, который жил в двух временах

Немного биографии художника Александра Маранова

Александр Маранов родился в 1962 году в столице Узбекистана в Ташкенте. Его родители приехали в хлебный город на заработки из деревни Петраково. В эти красивые места на Волге Александр приезжал каждое лето и посвящал много времени рисованию.

Луговые травы

А первый раз он взял карандаш в 7 лет. Любил рисовать маме цветы на праздники. Мама не осталась равнодушной и отвела своего сына в ИЗО-студию. Долгое время Александр совмещал два увлечения – рисование и спорт. Бегом увлекся в 6 классе, причем подавал большие надежды. В легкоатлетических соревнованиях, где он выступал в юношеской сборной, занял даже 1 место на Чемпионате Узбекистана. Но живопись победила! И, как признается художник, об этом выборе, сделанном на семейном совете, он никогда не пожалел.

Золотая рыбка х/м

Александр окончил и музыкальную школу по классу аккордеона. Музыка является составляющей частью его картин, многие это чувствуют.

Застывшая мелодия х/м

За плечами А. Маранова хорошее художественное образование в училище, а затем в театрально-художественном институте родного города. Основная специальность – графика. Его живопись того времени традиционна и реалистична. Работы А. Маранова пользовались популярностью еще в Ташкенте.
Он выставляется, а его картины приобретаются городским музеем. Работает с удовольствием до 18 часов в сутки. И уже тогда экспериментирует, пытаясь открыть загадки света.

Домик в Сол Белвиль, х/м

Александр Маранов был принят в 1988 году в Союз Художников Узбекистана. Какое-то время преподает живопись в государственном театрально-художественном институте Ташкента

Замок Уорвик, х/м

В 1992 году художник, переживая личную драму, переезжает в Москву. Признается, что вышел из этого мучительного периода (когда «душа, как сплошной нарыв») только благодаря творчеству, полностью погрузившись в работу.

Старинная икона, х/м

После длительных тяжелых раздумий о миссии Художника, о смысле жизни, о Творце, появляется совсем другая живопись – лучезарная, залитая светом…сон наяву.

Литература и ссылки

  • Романюк Н.
  • Фонд UA 804 Україна ***ЦДАМЛМ*** (Центральный Государственный Художественно-Литературный Архив Украины)
  • автор-составитель Дмитрий Горбачев Киев «Мыстецтво» 1996 ISBN 5-7715-0253-7
  • ISBN 966-7237-20-6
  • .
  • Богомазов А. Живопись и элементы : Из трактата / А. Богомазов ; Публ. Д. Горбачева и М. Колесникова // Наше Наследие. Историко-культурный журнал. 1991. — № 2 (20). — С. 144 : ил.
  • Горбачев Д. На карте украинского авангарда / Д. Горбачев ; Предисл. М. Колесникова // Наше Наследие. Историко-культурный журнал. 1991. — № 2 (20). — С. 138—143 : ил.
  • Каталог выставки ISBN 0-88915-208-X
  • Кашуба-Вольвач О. Д. Кубофутуризм О.Богомазова: стилістичні особливості творів 1914-1916 років // Сучасне мистецтво.Наук. зб.вип.IV- Харків.: «Акта». – 2007. — С. 287-298.
  • Кашуба-Вольвач О. Д. Педагогічні програми О.Богомазова 1922-1928 років // Міст: Мистецтво, історія, сучасність, теорія. – К.: ІПСМ АМУ; КЖД «Софія». – 2009. – Вип.6. — С. 152-165.
  • Кашуба-Вольвач О. Д. Педагогічні програми з „Фортеху”. Огляд авторських концепцій та їх аналіз // Сучасне мистецтво.Наук. зб.вип. V- Харків.: «Акта». – 2008. — С. 191-211.
  • Кашуба-Вольвач О. Д. Київська виставка «Кільце». Нові аспекти до історії експозиції. // Мистецтвознавство України. Зб. наук. пр. – ІПСМ НАМ України — К.: Музична Україна , 2010. — Вип. 11. — С. 324-330.

биография

Александр Богомазов родился в Ямполь, Харьковская губерния, вторым ребенком Константина Богомазова. Его мать Анисия покинула семью вскоре после его крещения. По национальности он был русским, но практически всю жизнь Александр прожил в Киеве.

С 1896 по 1902 год Александр Богомазов посещал Институт сельского хозяйства в Херсон. С 1902 по 1905 год он посещал Киевская художественная школа (КХУ), в то же время он имел тесный контакт с Александр Архипенко и Александра Экстер.

В 1905 г. участвовал в политических демонстрациях и забастовках. В том же году его исключили из Киевского художественного училища. В 1906 году учился в мастерской С. Святославский. Богомазов провел выставку в г. Киев, вместе с Архипенко. В том году он переехал в Москва и стал учеником Федор Рерберг и Константин Юон.

В 1907 году он вернулся в Киев. После 1907 года у него были регулярные выставки в Киеве, в том числе Ассоциация художников России и Московское общество независимых художников. В 1908 г. участвовал в выставке с группой художников. Звено (Ссылка) в Киев вместе с Давид Бурлюк, Владимир Бурлюк, Александра Экстер и другие.

В 1911 году он отправился в Финляндия. С 1912 по 1915 год преподавал в школе для глухонемых в Киеве. С 1913 по 1914 год он изучал произведения Итальянский Футуристы. В это время он разработал теории искусства и опубликовал свое эссе. Искусство живописи и элементы. В 1914 году организовал выставку. Kiltse («Кольцо») в Киев, вместе с Александра Экстер, Эжен Конопацки среди прочего. В 1915 году Богомазов переехал в Кавказ, где работал учителем и художником.

В 1919 году преподавал в Первой государственной студии живописи и декоративного искусства в Киеве. С 1919 по 1920 год — заведующий отделом художественного образования Украинского комиссариата визуальных искусств. В то же время он был соучредителем Украинское агитпроп движение, и создавал дизайн для движения Агитпром. С 1922 по 1930 год преподавал в Киевской художественной академии (КХИ) вместе с Вадим Меллер, Владимир Татлин, Виктор Пальмов. В 1927 году он был одним из основателей Ассоциация революционных мастеров Украины (АРМУ) совместно с Д. Бурлюком, В. Меллером, В. Палмовым, В. Ермилов и другие. В том же году участвовал во Всеукраинской выставке. Десять лет октябрю (Харьков, Киев, Одесса), вместе с Татлиным, Меллером, Палмовым, Эпштейном и другими.

Александр Богомазов скончался 3 июня 1930 года в Киеве.

1. Биография

  • 1880, 26 марта (7 апреля) — родился в с. Ямполь, Харьковской губ. (теперь Сумская область)
  • 1896—1902 — учёба в Херсонском Земском Сельскохозяйственном Училище
  • 1902 — поступление против воли отца в Киевское Художественное Училище, разрыв с отцом
  • 1905 — исключение из училища за участие в студенческой забастовке
  • 1905—1907 — учёба в частной студии проф. С. И. Свитославского, Киев. Работа в частных мастерских Ф. Рерберга и К.Юона, Москва
  • 1908 — возобновление учёбы в Киевском Художественном Училище
  • 1908—1910 — увлечение импрессионизмом, сближение А. Экстер, Д. Бурлюком, М. Ларионовым, участие в выставке «Звено», Киев. Работа для газеты «Киевская мысль»
  • 1911, 16 мая — окончание Киевского Художественного Училища
  • 1911—1915 — путешествие в Финляндию в качестве коррспондента «Киевской мысли», работа в Киевских периодических изданиях, преподавание черчения и рисования в Школе для глухонемых, Киев
  • 1913 — Брак с художницей В. В. Монастырской. Организация «Кольца» — кружка представителей кубофутуристичиского направления. Организация выставки «Кольца».
  • 1914 — написание в с. Боярка (под Киевом) трактата «Живопись и Элементы». Распад «Кольца».
  • 1915—1917 — переезд на Кавказ — преподавание в местечке Герюсы (теперь Горис), Нагорный Карабах.
  • 1917 — Возвращение в Киев, рождение дочери Ярославы
  • 1917—1918 — преподавание художественных дисциплин в Золотоношском Коммерческом Училище, Киевской Художественно-Ремесленной Школе-Мастерской Печати, Боярской Высшей Начальной Школе
  • 1918, 9 июня — выступление на съезде деятелей украинского искусства с программным докладом «Основные задачи развития искусства живописи на Украине».
  • 1919—1920 — один из основателей Кустарного Товарищества и Первой Артели Художников, первый секретарь Профсоюза художников Киева. Заведующий отделом Художественного Образования во Всеукраинском Комитете Художественного Искусства: разработка положений про Реформу художественного образования на всех уровнях и выступление с программным докладом «Про реформу художественного образования» на Съезде художников-педагогов (15 июля 1919 г.). Оформление революционных праздников. Участие в работе Агитационно-санитарного поезда в составе 12-й армии (ответственный художник). Преподавание художественных дисциплин в Будаевской Железнодорожной 4-классной школе (Боярка).
  • 1920—1922 — рисование плакатов, иллюстрирование детских книжек.
  • 1922—1930 — преподавание художественных дисциплин в Киевском институте пластических искусств (с 1924 г. — Киевский художественный институт) на педагогическом (музейном отделе), живописном факультетах. Сентябрь 1922 — избрание профессором станковой живописи. C 1923 — обострение туберкулёза приобретенного в годы революций.
  • 1930, 3 июня — умер в Киеве. Похоронен на Лукъяновском кладбище. Был создан Общественный комитет по сбору средств и увековечению памяти А.Богомазова. Все собранные средства были переданы на строительство самолета «За Власть Советов» и на культурную работу в колхозе по месту рождения художника. В это же время у вдовы не было денег даже на материю, чтобы покрыть гроб. Ванду Витольдовну, преподававшую в Киевском институте пластических искусств, сократили незадолго перед смертью мужа. Так она осталась вместе с несовершеннолетней дочерью без средств к существованию, хотя всего через несколько месяцев после смерти работы Богомазова поехали в составе «Выставки образцовых произведений искусства СССР» в Венецию(1930) и Цюрих(1931). А потом наступили 33 года запрета и забвения.

Биография

  • 14 (26) марта 1880 — родился в слободе Ямполь, Харьковской губ. (теперь Сумская область)
  • 1896—1902 — учёба в Херсонском Земском Сельскохозяйственном Училище
  • 1902 — поступление против воли отца в Киевское художественное училище, разрыв с отцом
  • 1905 — исключение из училища за участие в студенческой забастовке
  • 1905—1907 — учёба в частной студии проф. С. И. Свитославского, Киев. Работа в частных мастерских Ф. Рерберга и К. Юона, Москва
  • 1908 — возобновление учёбы в Киевском Художественном Училище
  • 1908—1910 — увлечение импрессионизмом, сближение А. Экстер, Д. Бурлюком, М. Ларионовым, участие в выставке «Звено», Киев. Работа для газеты «Киевская мысль»
  • 1911, 16 мая — окончание Киевского Художественного Училища
  • 1911—1915 — путешествие в Финляндию в качестве коррспондента «Киевской мысли», работа в Киевских периодических изданиях, преподавание черчения и рисования в Школе для глухонемых, Киев
  • 1913 — Брак с художницей В. В. Монастырской. Организация «Кольца» — кружка представителей кубофутуристичиского направления. Организация выставки «Кольца».
  • 1914 — написание в с. Боярка (под Киевом) трактата «Живопись и Элементы». Распад «Кольца».
  • 1915—1917 — переезд на Кавказ — преподавание в местечке Герюсы (теперь Горис), Нагорный Карабах.
  • 1917 — Возвращение в Киев, рождение дочери Ярославы
  • 1917—1918 — преподавание художественных дисциплин в Золотоношском Коммерческом Училище, Киевской Художественно-Ремесленной Школе-Мастерской Печати, Боярской Высшей Начальной Школе
  • 1918, 9 июня — выступление на съезде деятелей украинского искусства с программным докладом «Основные задачи развития искусства живописи на Украине».
  • 1919—1920 — один из основателей Кустарного Товарищества и Первой Артели Художников, первый секретарь Профсоюза художников Киева. Заведующий отделом Художественного Образования во Всеукраинском Комитете Художественного Искусства: разработка положений про Реформу художественного образования на всех уровнях и выступление с программным докладом «Про реформу художественного образования» на Съезде художников-педагогов (15 июля 1919 г.). Оформление революционных праздников. Участие в работе Агитационно-санитарного поезда в составе 12-й армии (ответственный художник). Преподавание художественных дисциплин в Будаевской Железнодорожной 4-классной школе (Боярка).
  • 1920—1922 — рисование плакатов, иллюстрирование детских книжек.
  • 1922—1930 — преподавание художественных дисциплин в Киевском институте пластических искусств (с 1924 г. — Киевский художественный институт) на педагогическом (музейном отделе), живописном факультетах. Сентябрь 1922 — избрание профессором станковой живописи. C 1923 — обострение туберкулёза приобретённого в годы революций.
  • 1930, 3 июня — умер в Киеве от туберкулёза. Похоронен на Лукъяновском кладбище.

Память

После смерти Александра Константиновича Богомазова был создан Общественный комитет по сбору средств и увековечению его памяти. Все собранные средства были переданы на строительство самолета «За Власть Советов» и на культурную работу в колхозе по месту рождения художника. В это же время у вдовы не было денег даже на материю, чтобы покрыть гроб. Ванду Витольдовну, преподававшую в Киевском институте пластических искусств, сократили незадолго перед смертью мужа. Так она осталась вместе с несовершеннолетней дочерью без средств к существованию, хотя всего через несколько месяцев после смерти работы Богомазова поехали в составе «Выставки образцовых произведений искусства СССР» в Венецию(1930) и Цюрих(1931).
Практически сразу после смерти А.Богомазов был вычеркнут из истории советского искусства. Наступили 33 года запрета и забвения. Лишь в середине 1960-х годов во время хрущевской оттепели его имя и творческое наследие были заново открыты группой молодых киевских искусствоведов — Д.Горбачев, Л. Череватенко, и другие.

Биография

  • 1880, 26 марта (7 апреля) — родился в слободе Ямполь, Харьковской губ. (теперь Сумская область)
  • 1896—1902 — учёба в Херсонском Земском Сельскохозяйственном Училище
  • 1902 — поступление против воли отца в Киевское Художественное Училище, разрыв с отцом
  • 1905 — исключение из училища за участие в студенческой забастовке
  • 1905—1907 — учёба в частной студии проф. С. И. Свитославского, Киев. Работа в частных мастерских Ф. Рерберга и К.Юона, Москва
  • 1908 — возобновление учёбы в Киевском Художественном Училище
  • 1908—1910 — увлечение импрессионизмом, сближение А. Экстер, Д. Бурлюком, М. Ларионовым, участие в выставке «Звено», Киев. Работа для газеты «Киевская мысль»
  • 1911, 16 мая — окончание Киевского Художественного Училища
  • 1911—1915 — путешествие в Финляндию в качестве коррспондента «Киевской мысли», работа в Киевских периодических изданиях, преподавание черчения и рисования в Школе для глухонемых, Киев
  • 1913 — Брак с художницей В. В. Монастырской. Организация «Кольца» — кружка представителей кубофутуристичиского направления. Организация выставки «Кольца».
  • 1914 — написание в с. Боярка (под Киевом) трактата «Живопись и Элементы». Распад «Кольца».
  • 1915—1917 — переезд на Кавказ — преподавание в местечке Герюсы (теперь Горис), Нагорный Карабах.
  • 1917 — Возвращение в Киев, рождение дочери Ярославы
  • 1917—1918 — преподавание художественных дисциплин в Золотоношском Коммерческом Училище, Киевской Художественно-Ремесленной Школе-Мастерской Печати, Боярской Высшей Начальной Школе
  • 1918, 9 июня — выступление на съезде деятелей украинского искусства с программным докладом «Основные задачи развития искусства живописи на Украине».
  • 1919—1920 — один из основателей Кустарного Товарищества и Первой Артели Художников, первый секретарь Профсоюза художников Киева. Заведующий отделом Художественного Образования во Всеукраинском Комитете Художественного Искусства: разработка положений про Реформу художественного образования на всех уровнях и выступление с программным докладом «Про реформу художественного образования» на Съезде художников-педагогов (15 июля 1919 г.). Оформление революционных праздников. Участие в работе Агитационно-санитарного поезда в составе 12-й армии (ответственный художник). Преподавание художественных дисциплин в Будаевской Железнодорожной 4-классной школе (Боярка).
  • 1920—1922 — рисование плакатов, иллюстрирование детских книжек.
  • 1922—1930 — преподавание художественных дисциплин в Киевском институте пластических искусств (с 1924 г. — Киевский художественный институт) на педагогическом (музейном отделе), живописном факультетах. Сентябрь 1922 — избрание профессором станковой живописи. C 1923 — обострение туберкулёза приобретенного в годы революций.
  • 1930, 3 июня — умер в Киеве от туберкулеза. Похоронен на Лукъяновском кладбище.

Светящиеся картины – живопись, залитая светом

Рапсодия

«….ко мне пришло знание, в один миг перевернувшее всю мою жизнь – мне открылось Сияние. Я мечтаю передать людям красоту Сияния, которое спасло меня и ввело в чудесный мир Красоты и Нежности, того, чего так недостает сейчас человеку и к чему он так стремится…»

Мир роз

Источником вдохновения часто являются впечатления от классической музыки (особенно Чайковского, Баха, Вивальди), от художественных произведений. Во время прослушивания музыки автор выключает свет, закрывает глаза и попадает под власть музыкальных волн. В этом состоянии он просматривает свою будущую картину сантиметр за сантиметром. Иногда для этого нужно несколько месяцев. Поэтому в год рождается всего 5-6 картин. Все работы художник Александр Маранов создает с радостью в душе и любит все, как любят родители своих детей.

Одной из своих самых важных работ Александр  Маранов считает большой триптих «Сияние», который дал название всему циклу работ девяностых годов.

Литература

  • Каталог выставки Alexander Bogomazov. Centre régional d’art contemporain Midi-Pyrénées, Toulouse (21 июня-28 августа 1991)
  • Фонд UA 804 Україна ***ЦДАМЛМ*** (Центральный Государственный Художественно-Литературный Архив Украины)
  • Альбом «Український Авангард 1910—1930 років», автор-составитель Дмитрий Горбачев, Киев, «Мыстецтво», 1996. (ISBN 5-7715-0253-7)
  • Украинские авангардисты как теоретики и публицисты. Дмитрий Горбачев. Киев. 2005. 384 страницы. На языке оригиналов: русский, украинский. ISBN 966-7237-20-6 (9667237206)
  • Exhibition. Ukrainian Avant-garde of 1910s-1930s / Ukrajinska Avangarda 1910—1930. Muzej Suvremene Umjetnosti, Zagreb, Croatia 16.12.1990 — 24.02.1991
  • О.Богомазов / A.Bogomazov. Живопис та Елементи / The Art and the Elements. Упор., пер. укр. Т.Попова. Київ. Задумчивый Страус — 1996. — 152 c. с ил. ISBN 996-532-001-7 (издано при поддержке Фонда «Відродження»).
  • Боулт Д. Э. Перепутья./Джон Э. Боулт; Пер. с англ. Б. Егорова // Наше Наследие. Историко-культурный журнал. 1???. — № ??. — С. ?? : ил.
  • Богомазов А. Живопись и элементы : Из трактата / А. Богомазов ; Публ. Д. Горбачева и М. Колесникова // Наше Наследие. Историко-культурный журнал. 1991. — № 2 (20). — С. 144 : ил.
  • Горбачев Д. На карте украинского авангарда / Д. Горбачев ; Предисл. М. Колесникова // Наше Наследие. Историко-культурный журнал. 1991. — № 2 (20). — С. 138—143 : ил.
  • The phenomenon of the Ukrainian avant-garde, 1910—1935 / Phénomène de l’avant-garde ukrainienne, 1910—1935. Comp. Dmytro Horbachov. Edited by Myroslav Shkandrij. <Параллельный текст на Английском, Французском и Украинском>. 196 p. Winnipeg, Man. : Winnipeg Art Gallery, 2001. Каталог выставки: ISBN 0-88915-208-X (pbk.)

Творчество

Александр Богомазов прошёл в своём творчестве несколько периодов. Самые знаменитые — кубофутуризм (1913—1917) и спектрализм (1920—1930).
В 1914 году Александр Богомазов написал трактат «Живопись и Элементы», в котором разобрал взаимодействие Объекта, Художника, Картины и Зрителя и теоретически обосновал поиски художественного авангарда.

Трактат «Живопись и Элементы»

Александр Богомазов был не только замечательным художником-новатором, но и теоретиком нового искусства. В 1913—1914 годах он написал теоретический трактат «Живопись и Элементы» в котором рассмотрел:

  • Взаимосвязи и роли Объекта, Художника, Картины и Зрителя в художественном произведении.
  • Взаимодействие структурных элементов картины в восприятии зрителем — точек, линий, основных геометрических фигур, цветов, ритмов, итд.

«Искусство — бесконечный ритм, художник — его чувствительный резонатор», — говорил Александр Богомазов своим студентам в Киевском художественном институте, профессором которого он был с 1922 по 1930 год.

Своё исследование Александр Богомазов посвятил своей жене, музе всей своей жизни, киевской художнице, Ванде Витольдовне Монастырской.

Отрывки из трактата были опубликованы в каталоге выставки в Тулузе Alexander Bogomazov. Centre régional d’art contemporain Midi-Pyrénées, Toulouse, а полностью трактат впервые увидел свет в 1996 г в Киеве в двуязычном украинско-английском издании О.Богомазов / A.Bogomazov. Живопис та Елементи / Painting and Elements.

Выставки

  • 1908 — Киев, участие в выставке «Звено»
  • 1913 — Киев, участие в выставке группы «Кольцо»
  • 1930 — Венеция, в составе «коллекции образцовых произведений художников СССР»
  • 1931 — Цюрих, в составе «коллекции образцовых произведений художников СССР»
  • 1966 — Киев, небольшая персональная выставка в Киевском Доме Литераторов.
  • 1991 — Загреб, в составе выставки Ukrainian Avant-garde of 1910s-1930s / Ukrajinska Avangarda 1910—1930. Muzej Suvremene Umjetnosti, Zagreb, Croatia 16.12.1990 — 24.02.1991
  • 1991 — Тулуза, Centre régional d’art contemporain Midi-Pyrénées, Toulouse
  • 1992 — Киев, выставка (задуманная к 100-летию со дня рождения) в Музее Украинского Искусства
  • 2008 — Санкт-Петербург, Русский музей
  • 2019 — Киев, большая персональная выставка «Александр Богомазов: творческая лаборатория», Национальный художественный музей Украины.

Литература

  • Мудрак, Мирослава М. «Крашеная поверхность в украинском авангарде: от факта к конструкции». Пантеон 45 (1987): 138–43.
  • Наков Андрей. «De l’expression futuriste au formisme construit», 13–24, в Александре Богомазове, Ямполь, 1880 — Киев, 1930. Musee d’Art Moderne, Refectoire des Jacobins, Тулуза. Н.п .: Издания Арпап, 1991.
  • Выставка Авангард и Украина. 6 мая — 11 июля 1993 года. Вилла Штук, Мюнхен, Германия. Каталог, 200 стр .: ISBN 3-7814-0346-7
  • Выставка L’art en Ukraine. 28 октября 1993 г. — 17 января 1994 г. Musée des Augustins de Toulouse, Франция. Каталог (160 стр.): ISBN 2-901820-07-7
  • Джон Боулт. Н.Д. Лобанов-Ростовский. Каталог-резона Художники Русского театра / Каталог-резона Художники Русского театра. 1880-1930 гг. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских . 1994. — 528 с.ISBN 5-210-00233-0
  • Феномен украинского авангарда, 1910-1935 гг. / Phénomène de l’avant-garde ukrainienne, 1910-1935. Отредактировано Мирослав Шкандрий. . 196 с. Виннипег, мужчина. : Виннипегская картинная галерея, 2001. ISBN 978-0-88915-208-3
  • Киев — Париж: украинское искусство в европейском авангарде 1905-1930 гг. Профессор Мирослав Шкандрий, факультет германских и славянских исследований Университета Манитобы, Виннипег, Канада

2. Выставки

  • 1908 — Киев, участие в выставке «Звено»
  • 1913 — Киев, участие в выставке группы «Кольцо»
  • 1930 — Венеция, в составе «коллекции образцовых произведений художников СССР»
  • 1931 — Цюрих, в составе «коллекции образцовых произведений художников СССР»
  • 1966 — Киев, небольшая персональная выставка в Киевском Доме Литераторов.
  • 1991 — Загреб, в составе выставки Ukrainian Avant-garde of 1910s-1930s / Ukrajinska Avangarda 1910—1930. Muzej Suvremene Umjetnosti, Zagreb, Croatia 16.12.1990 — 24.02.1991
  • 1991 — Тулуза, Centre régional d’art contemporain Midi-Pyrénées, Toulouse
  • 1992 — Киев, выставка (задуманная к 100-летию со дня рождения) в Музее Украинского Искусства

Память

После погибели Александра Константиновича Богомазова был сотворен Публичный комитет по сбору средств и увековечению его памяти. Все собранные средства были переданы на строительство самолета «За Власть Советов» и на культурную работу в колхозе по месту рождения художника. В это время у вдовы не было средств даже на материю, чтоб покрыть гроб. Ванду Витольдовну, преподававшую в Киевском институте пластических искусств, уменьшили незадолго перед гибелью супруга. Так она осталась совместно с несовершеннолетней дочерью без средств к существованию, хотя всего через несколько месяцев после погибели работы Богомазова поехали в составе «Выставки примерных произведений искусства СССР» в Венецию(1930) и Цюрих(1931).
Фактически сходу после погибели А.Иконописцев был вычеркнут из истории русского искусства. Наступили 33 года запрета и забвения. Только посреди 1960-х годов во время хрущевской оттепели его имя и творческое наследство были поновой открыты группой юных киевских искусствоведов — Д.Горбачев, Л. Череватенко, и другие.

Память

После смерти Александра Константиновича Богомазова был создан Общественный комитет по сбору средств и увековечению его памяти. Все собранные средства были переданы на строительство самолета «За Власть Советов» и на культурную работу в колхозе по месту рождения художника. В это же время у вдовы не было денег даже на материю, чтобы покрыть гроб. Ванду Витольдовну, преподававшую в Киевском институте пластических искусств, сократили незадолго перед смертью мужа. Так она осталась вместе с несовершеннолетней дочерью без средств к существованию, хотя всего через несколько месяцев после смерти работы Богомазова поехали в составе «Выставки образцовых произведений искусства СССР» в Венецию(1930) и Цюрих(1931).
Практически сразу после смерти А.Богомазов был вычеркнут из истории советского искусства. Наступили 33 года запрета и забвения. Лишь в середине 1960-х годов во время хрущевской оттепели его имя и творческое наследие были заново открыты группой молодых киевских искусствоведов — Д.Горбачев, Л. Череватенко, и другие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: