Ссылки [ править ]
- ^ Мельхиор Hondecoeter в Houbraken в Schouwburg
- ↑ Вальтер А. Лидтке (2007) Голландские картины в Метрополитен-музее, том 1. Нью-Йорк, стр. 347, 348
- Перейти ↑ Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Hondecoeter, Melchior d ‘». Британская энциклопедия. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 649
- ^ Hondecoeter в РКД
- ^ М. Риккен, ‘Melchior d’Hondecoeter — Bird Painter’, в: W. de Rooij, B. Meyer-Krahmer, Intolerance, Düsseldorf: Feymedia, 2010: p. 9-32.
- ^ Дойл, Уильям. Bandcamp https://williamdoyle.bandcamp.com/album/great-spans-of-muddy-time . Проверено 10 апреля 2021 года .
Для самого штатгальтера или источник славы
Де Хондекутер прославился при жизни, работал даже на короля (!), поэтому не забыт до сих пор. Зал 2.22 в Ряйксмузеуме целиком посвящен штатгальтеру Вильгельму Третьему (1650-1702), который с 1689 года попутно устроился еще и королем Англии с Шотландией. В зале экспонаты, тесно связанные с королевской парой – Вильгельмом Третьим и его женой Мэри Стюарт. Так там представлены картины, украшавшие дворцы короля, стулья, возможно, отдаленно напоминающие стулья, которые, скорее всего, любил король, портрет короля при свете свечи, кровать, исполненная неизвестно кем для неизвестно кого через десять-двадцать лет после смерти короля, представлен барометр, сделанный всего через семь лет после смерти короля, зато красивый; стоит там и много старинной бело-синей голландской керамики, потому что куда ее еще девать, висит зеркало в немецкой резной деревянной раме, которая была рамой для картины, но после того, как картина пропала, рамочку в бережливой Голландии переиспользовали, впрочем, и у самих американцев в Метрополитене висит в экспозиции похожая рамка того же резчика.
Однако нас интересуют картины, в зале их тринадцать, пять кисти де де Хондекутера, некоторые и на самом деле (!) висели когда-то в дворцах Вильгельма Третьего. Художники, которым повезло работать на королей и кровопийц, навсегда входят в историю искусств, в смысле, что о них потом помнят двадцать профессоров, тридцать пять кураторш, десять дилеров, пятьдесят коллекционеров и больше никто на свете. После того, как король Англии покивал художнику, его оценили английские вельможи. Именно так де Хондекутер оказался в России, в Эрмитаже: часть коллекции Роберта Уолпола (английского премьер-министра) купила Екатерина Вторая, доверявшая заграничному вкусу. Единственное упоминание о ценах на картины де Хондекутера тоже от штатгальтера, это квитанция за украшение птичками дворца Honselaarsdijk в 1680 году. За неизвестное нам количество картин художник получил астрономическую сумму в 9500 гульденов. Самая высокая цена на Мельхиора де Хондекутера в двадцать первом веке – 1.650.500 долларов (2011, Кристис). Вот эти дорогие птицы.
№ 1 Мельхиор де Хондекутер Павлин, пава, мартышка и птицы на террасе частное собрание, 141х172.1 см.
Монументальное искусство
По нынешним представлениям, художник должен быть вдохновенным, с бородой и немного диким. А если он за гонорар раскрашивает холодильники или мотоциклы, то оно менее божественно. Вероятно, поэтому сейчас пытаются переделать учетную запись де Хондекутера с декоратора дорогих интерьеров на самостоятельного творца и достойного сына Просвещения. Мол, у него, помимо таланта, таксономическая точность и научный подход, еще бы малость и стал Линнеем.
Ну-ну… а точнее – и декоратор, и не совсем декоратор (хотя бороды точно не было). Интерьеры, для которых писал де Хондекутер, увы, не сохранились, большинство богатых людей тогда следовало моде, мода менялась постоянно, интерьеры тоже переделывались постоянно, богатые могли себе это позволить. По счастью, во второй половине 17 века многим голландцам пришла в голову одна и та же оригинальная мысль – покрасить потолок голубым, как будто бы это небо, а картины на стенах представить в виде окон, где пейзажи и курятники. Один такой особняк сохранился. Это Тромпенбург (Trompenburg), красивый снаружи, неудобный (для нас) внутри. Он построен в 1654 году, сожжен французами в 1672, отстроен заново через несколько лет, почти не перестраивался позже, интересующие нас интерьеры дошли нетронутыми. Птиц, пейзажи и натюрморты там написал неизвестный нам художник, на их примере становится ясно, как тогда использовались эти картины-украшения.
№ 2 Особняк Тромпенбург, интерьер проходной комнаты на втором этаже.
Видны ниши, чтобы заподлицо со стеной помещать туда картины. Словно никакая не живопись, а прорыв в другой и прекрасный мир. Картинные рамы стали вроде оконных, потолок же делал вид, что он небо, где на фоне облаков летало-резвилось без счета птиц (на снимке он еще до реставрации, еще закрашенный). Потолок ныне расчищен, птицы явлены публике, рукотворное небо снова давит на посетителей, мешая им жить (потому когда-то его и побелили).
Тут пара слов об отличии монументальной живописи от станковой. Станковую живопись (то есть обычные картины) пишут, чтобы на нее любоваться, монументальная же должна делать интерьер (а изредка и экстерьер здания) еще прекраснее. Вроде и сходно, а на самом деле средства и цели у двух видов живописи совершенно разные. Станковую живопись все видели вблизи, а монументальный подход хорошо виден, например, во Флоренции в Санта-Мария-дель-Фьоре, где можно посмотреть на фрески купола снизу, а потом подняться и почти уткнуться в них носом. Грубость исполнения удивит, а на самом-то деле тут не грубость, а просто иная задача.
Голландцы в монументальной живописи не преуспели (да и было ее совсем немного), но все же не были совсем без понятия. Посмотрим поближе. Потолок вестибюля в Тромпенбурге вполне монументален, это декоративная живопись свободными мазками, рассчитанная на восприятие издали. Картины же в рамах промежуточные – они подробные и зализанные, а все же не совсем станковые. Птицы Хондекутера и других подобных ему художников (включая и картины в Тромпенбурге) это гибрид. Такое решение интерьера кажется вполне законным и сознательным. Вот примеры: две декоративные росписи, а потом фрагмент картины де Хондекутера. Сначала отреставрированный, расчищенный потолок вестибюля в Тромпенбурге и птичка оттуда.
№ 3 Особняк Тромпенбург, потолок вестибюля на втором этаже. Художник неизвестен.
№ 3 а фрагмент Особняк Тромпенбург, потолок вестибюля на втором этаже. (Фрагмент после расчистки, до реставрации.)
Вот нечто совсем другое, это декоративная ширма, а вовсе не живопись. Те же самые экзотические птицы, но приспособленные к иному материалу (золочение и роспись по коже).
№ 4 Голландская кожаная ширма, 17 в., частное собрание, 161.5х221 см.
№ 4 а фрагмент.
Теперь картина де Хондекутера, которая была написана для Вильгельма Третьего, для его дворца Soestdijk. Тут свет на картине идет слева, на парной к ней картине («Размышляющая сорока») свет справа, а все потому, что картины висели по двум сторонам окна. Огромные, если сравнивать с обычными голландскими размерами, холсты, а прописаны тщательно, хотя и без особой вытюканности. Апельсиновое дерево тут появилось из-за фамилии клиента – Оранский.
№ 5 Мельхиор де Хондекутер Ягдташ на террасе ок. 1678, Ряйксмузеум, Амстердам, 211х137 см.
№ 5 а фрагмент.
Научные трактаты и иные письменные источники
Будучи человеком Возрождения, Дюрер оставил нам не только огромное художественное наследие. Обладая научным складом ума, он интересовался математикой, геометрией, архитектурой. Мы знаем, что он был знаком с работами Евклида, Витрувия, Архимеда.
В 1515 году художник сделал гравюры с изображением звездного неба и географической карты.
1515 Карта Северного неба
В 1507 г. Дюрер начал свои работы по теории живописи. Это были первые письменные трактаты на эту тему. Нам известны «Руководство по измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях». К сожалению, мастер не смог довести до конца работу по созданию полного руководства для начинающих художников.
Пропорции человека
Также им в 1527 г. было создано «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». Развитие огнестрельного оружия, по мнению художника, привело к необходимости сооружения новых фортификаций.
Кроме научных работ, Дюрером были оставлены дневники и письма, из которых мы многое знаем о его жизни и современниках.
Эпоха Возрождения подарила человечеству нескольких титанов духа ‒ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. В Северной Европе к таким масштабным личностям несомненно можно отнести Альбрехта Дюрера. Наследие, оставленное им, поражает воображение. Во многих направлениях своей деятельности он стал новатором. Ему удалось совместить в своем творчестве гуманизм итальянского Ренессанса с мощью и духовной силой немецкой готики.
Коллекции [ править ]
Его шедевры находятся в Гааге, Сестдейке и Амстердаме ( «Плавающее перо» ), но есть прекрасные образцы в коллекции Уоллеса и Белтон-хаус в Англии, а также в публичных галереях Берлина, Будапешта, Кана, Кельна, Копенгагена, Детройта. Дрезден, Дублин, Флоренция, Глазго, Ганновер, Карлсруэ, Кассель, Лондон, Лион, Лилль, Мельбурн, Монпелье, Мюнхен, Париж, Полтава, Рига, Роттердам, Руан, Штутгарт, Шверин, Вадуц, Варшава и Вена. Самая большая Hondecoeter выставка на сегодняшний день была проведена в Берлине в 2010 году, где 18 его работ были показаны в Новой национальной частью Виллем де Rooij «установки с„Нетерпимость“.
Музей изящных искусств Юты
Цыпленок и прочие птички
Самые большие холсты де Хондекутера величиной в целую стену, вот такой из Мюнхена величиной пять метров на три! Картина написана для дома кондитера Adolf Visscher.
№ 6 Мельхиор де Хондекутер Птицы в парке ок. 1671-1680, Старая пинакотека, Мюнхен, 338х524.5 см.
Думаете это большой холст? На самом деле картина была 3.85 метров на 7.13 метра, но такую хранить невозможно, (ведь не все работают кондитерами) и 10 квадратных метров живописи давным-давно обрезали (если верить старым каталогам). Монстры поменьше сохранились в большей неприкосновенности.
Расписывать комнаты или холодильники не позорно, а можно даже красиво, мне мешает иное: однообразность элементов и композиции. Сначала про элементы. Картины де Хондекутера это всегда коллажи из тех же самых птиц. У него были гравюры разных художников, а еще коллекция работ Снейдерса (удобно заимствовать!), свои и чужие зарисовки, свои и чужие эскизы. Де Хондекутер копировал птиц Яна ван Кесселя и Питера Буля. Раз набрав достаточное количество ракурсов, положений и биологических видов, художник больше не беспокоился. Те же самые куры, цыплята, фламинго, а то и пары-сцепки птиц с раз навсегда найденными формами и перьями, например, венценосный журавль, что-то клюющий, а над ним извивающаяся шея, только в одном случае это какой-то другой журавль, а во втором случае фламинго. Вверху слева на балюстраде кулем сидит нечто жирно-куриное, а на переднем плане слева красуется павлиний хвост.
№ 7 Мельхиор де Хондекутер Павлин, нападающий на петуха после 1668, Музей изящных искусств, Будапешт, 142х174.5 см.
№ 8 Мельхиор де Хондекутер Павлин, пава, фламинго и птицы в парке ок. 1680, Dyrham Park, 118.5х148.5 см.
На громадной мюнхенской картине курица, шагает налево и искоса смотрит направо, низко голову наклоня. Ее сестры-близнецы на других картинах застыли в той же самой позе , приведу лишь два примера из Ряйксмузеума. И расцветка у куриц тоже похожа – сами белые, а хвост чернеется.
№ 9 Мельхиор де Хондекутер Встревоженная курица 1681, Ряйксмузеум, Амстердам, 115.5х141 см.
№ 10 Мельхиор де Хондекутер Птицы на баллюстраде ок. 1680-ок. 1690, Ряйксмузеум, Амстердам, 51х163 см.
Вокруг любой встревоженной наседки всегда рассыпаны стандартные цыплята, потому что, однажды сделав набросок маслом, де Хондекутер, как советский разведчик на допросе, от первой версии не отступал и неколебимо держался одного и того же ракурса, легенды и окраса.
№ 11 Мельхиор де Хондекутер Семь цыплят ок. 1665-ок. 1668, Ряйксмузеум, Амстердам, 32х38 см.
Цыплят-близнецов у де Хондекутера не счесть и по осени, приведу еще парочку, вообще же их бегает в разы больше. Вот боевитый цыпленок из Лувра.
№ 12 Мельхиор де Хондекутер Орлы нападающие на кур 1673, Лувр, Париж, 207х252 см. (деталь).
Бойкий цыпленок из Кливленда.
№ 13 Мельхиор де Хондекутер Бой петуха с индюком ок. 1680, Кливлендский музей искусства, 137.2х166.4 см. (деталь).
Обратите внимание на салонность (клюквенность) сюжетов! Откуда в Голландию поналетели все эти павлины и попугаи, да и что за орлы, пикирующие на кур, или бои петуха с индюком/павлином? Впрочем, в искусстве Европе петушье-индюшьи войны начались еще до Мельхиора де Хондекутера, продолжились у него и потом полыхали на картинах других художников. Холстов-эскизов было, вероятно, не очень много, в посмертной описи упоминаются 14 таких, двадцать лет тому назад думали, что сохранился лишь этюд из Лилля с редкими птицами, за последние годы отыскалось еще два – с цыплятами (№ 11) и с утятами, но большинство пропало
Холстов-эскизов было, вероятно, не очень много, в посмертной описи упоминаются 14 таких, двадцать лет тому назад думали, что сохранился лишь этюд из Лилля с редкими птицами, за последние годы отыскалось еще два – с цыплятами (№ 11) и с утятами, но большинство пропало.
№ 14 Мельхиор де Хондекутер Этюд с птицами 17 в, Дворец изящных искусств, Лилль, 62.3х74 см.
Птицы с № 14 чирикают у де Хондекутера повсюду, например, какаду в профиль на мюнхенской картине, а серендак (blue-crowned hanging parrot) висит на № 10.
Биография [ править ]
Зверинец , Rijksmuseum , Амстердам
Натюрморт с петухом , Королевский музей изящных искусств Антверпена
Охота на трофеи у сороки на пне , Рейксмузеум, Амстердам
Будучи внуком художника Гиллиса д’Ондекетера и сыном Гейсбер д’Ондекотера , сестра которого Джозина вышла замуж за Яна Баптиста Веникса , он воспитывался в художественной среде. Двоюродный брат Мельхиора Ян Веникс сказал Арнольду Хубракену, что в юности Мельхиор был чрезвычайно религиозным, очень громко молился, так что его мать и дядя сомневались, будут ли они обучать его художнику или священнику .
В 1659 году он работал в Гааге и стал членом Confrerie Pictura , академии художников этого города. В 1663 году Хондекутер женился на Сюзанне Трейдл из Амстердама. Она жила на Лорьерграхте , и когда они поженились, ей было тридцать. У пары было двое детей, которых крестили в 1666 и 1668 годах. Говорят, она была придирчивой, и ее сестры жили в доме. По словам Хубракена, Хондекутер проводил много времени в своем саду или пил в таверне в Йордане . На Lauriergracht его окружали торговцы произведениями искусства и различные художники. Позже он переехал в дом на Лелиеграхте (недалеко от нынешнего Дома Анны Франк.). В 1692 году его жена умерла. Хондекутер жил в доме своей дочери Изабель на Вармоэстрат , но был похоронен на Вестеркерке . Он оставил дочь с солидными долгами. В его инвентаре есть небольшая виселица , чтобы держать птиц в нужном положении, и семь картин Франса Снайдерса .
Хондекутер начал свою карьеру с другой специальности, нежели та, которой он обычно известен. Г-н де Стюрс утверждает, что он производил морские части. Одна из его самых ранних работ — « Ванна с рыбой» , датированная 1655 годом, находится в музее Герцога Антона Ульриха . Вскоре Хондекутер отказался от рыбы в пользу домашней птицы. Он приобрел известность только как художник, изображающий птиц, которых он представлял не исключительно, как Иоганнес Фит , как приманка егеря после дневной охоты или инвентарь птичника, но как живые существа со страстями, радостями, страхами и ссорами, чтобы какие натуралисты скажут нам, что птицы подвержены. Без блестящего тона и высокого послевкусия Fyt птицы голландского соперника последнего полны активности; и, как говорит Бургер, « Хондекутер демонстрирует материнство курицы с такой же нежностью и чувством, как Рафаэль — материнство Мадонн ». Но Фит, ученик Снайдера, прекрасно рисовал оленьи шубы и дон, а также оперение. Хондекутер возделывал более узкое поле и редко выходил за рамки петушиных боёв или демонстрации простой птичьей жизни.
Очень немногие из его картин датированы, около двадцати из них, хотя больше подписано. Примечательно, что Галка лишена одолженных перьев (1671) в Маурицхейс в Гааге, подлинная копия которой есть у графа Кадогана ; Дичь, птица и спаниель, охотящийся на куропатку (1672 г.), в Королевских музеях изящных искусств Бельгии ; Парк с птицами (1686 г.) Петербургского Эрмитажа .
Хондекутер также расписывал гобелены с видами на здания и парки. Штатхолдер Вильгельм III нанял Хондекетера, пользующегося большой популярностью у магнатов Голландской республики , для написания своего зверинца в Хет-Лоо , и картина, которая сейчас находится в Гаагском музее, показывает, что он мог в крайнем случае преодолеть трудность изображения индийского скота. слоны и газели. Зато лучше у него домашние работы, которыми он украсил королевские замки Бенсберг и Ораниенштайн.в разные периоды его жизни. Его ранние работы добросовестнее, легче и прозрачнее, чем его более поздние. Он всегда смел на ощупь и уверен в себе, передавая движения птиц с большим духом и точностью.
По данным РКД, его зарегистрированными учениками были Виллем Хендрик Вильгельмус ван Ройен и Ян Веникс . За ним последовали или оказали влияние Д. Бирриус, Питер Кастилс (III) , Адриан ван Оолен , Феличе Бозелли , Анджело Мария Кривелли , Тобиас Страновер , Чарльз Коллинз (ок. 1680-1744) , Мармадюк Крадок , Адриан Корте , Ян ван Хейсум , и Элиас Вонк .
Другие живописцы
В 17 веке в Европе птиц писали везде, дело часто начиналось с натюрмортов, потом появлялись натюрморты из охотничьих трофеев, потом рядом с битой птицей сидело несколько живых, а после уже писали просто разные диковинки – попугаев и казуаров.
Фламандцы держали первое место, в Южных Нидерландах работали Frans Snijders, Jan van Kessel, Peeter Boel, Adriaen van Utrecht, David de Coninck и другие; в Англии птицы тоже были популярны (например Francis Barlow и Jakob Bogdány). Часто птиц писали и по тем же схемам, что и де Хондекутер, и ровно для тех же самых целей (украсить определенный интерьер).
Мельхиор де Хондекутер был самым главным голландским птичьих дел мастером. Другие художники подражали ему, копировали его, как, например, Adriaen van Oolen. От большинства дешевых копиистов не осталось и имен. Многие художники писали птиц лишь иногда, например, двоюродный брат де Хондекутера Jan Weenix был пейзажистом, писал натюрморты, но иногда и живых павлинов. Бывали еще живописцы, писавшие охотничьи сцены с птицами, но это что-то совсем иное, к этой заметке не относящееся.