Леонардо да винчи «мадонна литта» описание картины, анализ, сочинение

Примечания и ссылки

  1. Копии работы можно найти в Художественном музее Фогга в Кембридже и в Милане , в замке Сфорца и музее Польди Пеццоли .
  2. На этих трех рисунках см. Примечания 21, 110 и 111, написанные Франсуазой Виатт в каталоге выставки Леонардо да Винчи, рисунков и рукописей , RMN, 2003.
  3. Françoise Viatte, примечание 21 каталога выставки Леонардо да Винчи, рисунки и рукописи , RMN, 2003
  4. Ф. Цёлльнер, Леонардо да Винчи, все живописные и графические работы , Taschen, 2003, с.   27.
  5. «Мадонна с младенцем на школьном панно в Замбелине без рамы» .
  6. Дирк де Вос, кат. опыт Брюгге Ханс Мемлинг , 1994, стр.   136-137
  7. Это очень подробный рисунок лица Богородицы, нарисованный металлическим острием на бледно-голубой бумаге с белыми бликами.
  8. Эрнст Гомбрих (1982), «Идеал и тип в итальянской живописи эпохи Возрождения», в: Новый взгляд на старых мастеров, На Возрождение , том IV, издание Phaedon, 1986.
  9. Это из учеников Леонардо да Винчи , чей стиль, чтобы использовать формулу Мартина Кемпа в The чудесах природы и человека (1981), «  наиболее полированный  » ( «наиболее гладкой из всех» ).
  10. Д.А. Браун, Мадонна Литта , XXIX Lettura Vinciana, Флоренция, 1990.

Леонардо да Винчи (1452-1519) (: приписано : в сотрудничестве †: потеряно    : AdQ    : BA )

Картины Крещение Христа (1472 — 1475)  • Благовещение (Галерея Уффици, 1472 — 1475)  • Медуза † • Джиневра де Бенчи (ок. 1476)  • Мадонна с гвоздикой (1478 — 1480)  • Мадонна Бенуа ( 1478 — 1482)  • Благовещение (Лувр, ок. 1478 — 1485)  • Святой Жером (1480 — 1482)  • Поклонение волхвов (1481)  • Дева в скалах (Лувр, 1483 — 1486)  • Дама с горностаем (1488-1490)  • Мадонна Литта (около 1490)  • Портрет музыканта (1490)  • La Belle Ferronnière (1490-1496)  • Богоматерь скал (Национальная галерея, 1495 — 1508)  • Мадонна с веретеном (ок. 1501)  • Святая Анна, Богородица и Младенец. Иисус играет с ягненком (1503-1519)  • Мона Лиза д’Ислворт (между 1503 и 1506)  • Мона Лиза (1503-1506)  • Salvator Mundi (после 1507 г.)  • Ла Скапильята (1508 г.)  • Леда и лебедь (1508 г.) † • Святой Иоанн Креститель в Вакхе (1510-1515 гг.)  • Святой Иоанн Креститель (между 1513 и 1516 гг.)
Фрески Тайная вечеря  • Битва при Ангиари † • Зала делле Ассе
Скульптуры Памятник Сфорце (так и не реализованный)  • Лошадь и всадник  •Поднимание лошади с воином
Рисунки
Научные рисунки
  • Витрувианский человек
  • Пейзаж долины Арно
  • Изучение движения кошек
  • Исследования плода в утробе матери
Портреты
  • Кондотьер
  • Мученичество святого Себастьяна
  • Прекрасная принцесса
  • Автопортрет
Подготовительные занятия
  • Этюд для Мадонны с кошкой
  • Голова молодой женщины (Турин)
  • Голова молодой женщины (Лувр)
  • Этюды для Младенца Иисуса (Галереи Венецианской академии)
  • Этюд для головы Святой Анны (Виндзорский замок)
  • Голова Богородицы на три четверти вправо (Метрополитен-музей)
  • Этюд для правой руки Богородицы (Виндзорский замок)
  • Этюд для драпировки Богородицы (Лувр)
Картонные коробки
  • Голова ребенка на три четверти вправо (ок. 1483 г.)
  • Изабель д’Эсте (1499-1500)
  • Святая Анна, Богородица, младенец Иисус и святой Иоанн Креститель в младенчестве (1499-1500?)
  • Святая Анна, Богородица и Младенец Иисус (картон) (1501)
Рукописи Codex Atlanticus  • Кодекс полета птиц  • Кодекс Лестера  • Кодекс Арундела  • Мадридский кодекс  • Кодекс Тривулциана  • Анатомические работы  • Кодекс Виндзор  • Трактат о живописи
Проекты Автомобиль  • Танк  • Орнитоптер  • Воздушный винт  • Гигантский арбалет  • Альт-органиста  • Робот  • Архитоннер  • Божественные пропорции
Места Место рождения ( Винчи )  • Музей Леонардо да Винчи ( Винчи )  • Замок Кло-Люсе ( Амбуаз )  • Музей науки и техники ( Милан )  • Музей Галилея ( Флоренция )
Леонардески Джованни Антонио Больтраффио  • Джампьетрино  • Эрнандо де лос Льянос  • Джованни Агостино да Лоди  • Бернардино Луини  • Чезаре Магни  • Марко д’Оджоно  • Франческо Мельци  • Джованни Амброджо де Предис  • Салаи  • Чезаре да Сесто  • Андреа Солари
Специалисты Даниэль Арассе  • Кармен Бамбах  • Марсель Брион  • Паскаль Бриоист  • Алессандро Чекки  • Винсент Делевен  • Мартин Кемп  • Пьетро К. Марани  • Эжен Мюнц  • Чарльз Николл  • Карло Педретти  • Адольф Розенберг  • Алессандро Веццози  • Франк Цёлльнер
Дань уважения Смерть Леонардо да Винчи  • Леонардо да Винчи (телесериал)  • Леонардо (комикс)  • Italdesign DaVinci
  • Портал русской культуры
  • Портал живописи
  • Портал эпохи Возрождения
  • Портал Италии
  • Портал христианства
  • Санкт-Петербургский портал

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Ольга-В

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!


Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта), 1490 — 1491г, холст, темпера. 42×33 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Картина исполнена, очевидно, в Милане, куда художник переехал в 1482 г. Она относится к числу произведений, появление которых ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве — утверждение стиля Высокого Возрождения. Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Композиция картины лаконична и уравновешенна. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы тончайшей светотенью. В проемах симметричных окон открывается бескрайний горный пейзаж, напоминая о гармонии и грандиозности мироздания. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ.

Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.

Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с узкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка, изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент.

Картина поступила в 1865 г. из миланского собрания герцога Антонио Литта, с именем которого связано ее название. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.

До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Эта уникальная технология, которая позволила спасти полотно, была придумана эрмитажным столяром Сидоровым, за что он получил серебряную медаль.

Вокруг одного из прекраснейших живописных изображений Богоматери с Младенцем не утихают споры. Подвергается сомнению авторство Леонардо, и хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, некоторые считают ее плодом работы учеников маэстро (по крайней мере того, что касается одежды и интерьера; все же мало найдется людей, которые бы отвергали, что лицо Богоматери принадлежит кисти Леонардо). Доподлинно неизвестна и дата ее создания. Хотя картину принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи, но существуют и более поздние датировки, ко времени, когда Леонардо жил в Риме – на этот счет имеются свою гипотезы. Одну из них стоит рассказать.

Не так давно, точнее, в девяностые годы прошлого века, русский ученый и церковный археолог О. Г. Ульянов изучал фрески в катакомбах Святой Присциллы в Риме. Это место известно из древних источников как «госпожа катакомб», потому что там захоронено 7 первых римских пап, в том числе священномученик папа Марцеллин и его преемник папа Марцелл. По новейшим археологическим данным оно датируется II веком нашей эры.

Среди катакомбных фресок имеется изображение Девы Марии с Младенцем, являющееся, по всей видимости, древнейшим изображением Богоматери в мировой живописи. Русского ученого поразило ее совпадение с композицией «Мадонны Литта». Как у Леонардо, кормящийся Младенец оглядывается и смотрит на зрителя.

Катакомбы, случайно открытые в конце 15 века, стали излюбленным местом прогулок художников и мыслителей, живших в Риме. Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года. Безусловно, он, интересующийся всем, тем более всем необычным, просто не мог не спуститься в катакомбы, где увидел древнюю фреску, которая настолько его впечатлила, что он повторил ее в своей картине. То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами. Впрочем, в этой гипотезе интересна не новая датировка, а сама возможность того духовного импульса, который передался от безвестного живописца II века к гению Возрождения.

Источник

НА КРЫЛЬЯХ ВДОХНОВЕНИЯ

Уникальный талант Леонардо позволял ему создавать не только безупречно точные с точки зрения техники и анатомии образы, но и передавать тончайшие оттенки эмоций.

Британский историк искусства Кеннет Кларк назвал Леонардо «самой загадочной личностью в истории человечества». Действительно, круг интересов Леонардо поражает своей широтой, но за эту широту художнику приходилось платить. Неуёмный, пытливый ум то и дело заставлял его бросать начатую работу, чтобы полностью отдаться другой, только что захватившей его идее. Эта особенность Леонардо была подмечена ещё современниками, и его биограф XVI века Джорджо Вазари писал, что Леонардо «мог добиться гораздо большего, если бы не его непостоянство. Не успев взяться за одно дело, он оставлял его, чтобы тут же взяться за новое».

Судьба картины

Это великое произведение в настоящее время является собственностью Эрмитажа. Там оно находится с 1813 года, когда император Александр приобрел ее вместе с тремя другими работами величайшего мастера, основателя Ренессанса.

Леонардо да Винчи на языке живописи сумел передать, как прекрасна любовь матери, насколько сильным и всепоглощающим является это святое чувство. Именно его он считал величайшей ценностью, дарованной людям Создателем. Все образы Мадонны на его картинах словно выражают печаль самого художника о собственной матери, которую он не помнил, потеряв ее в трехлетнем возрасте. Но гениальный мастер кисти сохранил в своей душе ее священный образ на всю жизнь.

Прототип Мадонны Литта был создан за 13 столетий до Леонардо

Был ли Леонардо первым в изображении Мадонны, кормящей грудью? На самом деле подобный образ встречается ещё на раннехристианских фресках. В Римских катакомбах.

До официального признания христианства верующие вынуждены были скрывать свою религию. Были вырыты подземные помещения. В них хоронили христианских мучеников и первых Римских Пап. Там же проходили богослужения. А стены подземелья покрывались фресками на библейские сюжеты.

У меня нет сомнений, что Леонардо был в этих катакомбах. Их вновь открыли при его жизни.

Неизвестный мастер. Мадонна с младенцем. Катакомбы святой Присцилы, Рим

Дева Мария на одной из стен катакомб очень похожа на Мадонну Литту. Много совпадений. То, как мать держит ребёнка. Как ребёнок сосет грудь и смотрит в сторону зрителей. Даже наклон головы Мадонны такой же.

А рядом стоит святой Иоанн Креститель и указывает пальцем на звезду. Его жест похож на жест со знаменитой картины Леонардо “Иоанн Креститель”. Если обе картины поставить рядом, то как раз получается роспись из Римских катакомб.

Слева: Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. Справа: Леонардо да Винчи. Мадонна Литта.

Туринский автопортрет Leonardo da Vinci

Leonardo da Vinci – туринский автопортрет

Годы написания: после 1512 года.Где находится:  Королевская библиотека, Турин.Материалы: сангина, бумага.Размеры: 33,3 х 21,6 см.

Считается автопортретом художника, нарисованным в 60-летнем возрасте. Портрет выполнен палочкой для рисования из каолина и оксидов железа, именно поэтому картина имеет желтоватый оттенок. В настоящее время не выставляется по причине хрупкости.

Вокруг авторства популярной работы всё ещё идут споры, не смотря на то, что штриховка идёт слева направо, как и было привычно Леонардо, однако некоторые искусствоведы считают её подделкой. По некоторым данным, во время рентгеновской съемки, под изображением старца была найдена живопись, датированная предположительно XVII веком.

Самая дорогая картина Леонардо да Винчи в частной коллекции: Спаситель мира

Спаситель мира

Стоимость: $400 000 000
Годы написания:
1499 — 1507.Где находится: частная коллекция.Материалы: масляная живопись на доске.Размеры: 66 х 47 см.

В том, что автором этой картины был именно Леонардо да Винчи многие искусствоведы сомневаются. По этой причине она не вошла в наш основной список. Однако «Спаситель мира», без сомнений, является одним из самых дорогих произведений искусства в истории.

На аукционе Christie’s в ноябре 2017 года полотно было продано за впечатляющую сумму в 400 миллионов долларов. Теперь оно хранится в частной коллекции одного из саудовских принцев и, возможно, будет выставляться в отделении Лувра в этой стране.

Сочинение-описание картины Мадонна Литта Леонардо да Винчи

Леонардо был из тех художников, кого прежде всего привлекала формальная сторона искусства.

Его часто называют экспериментатором, потому что он только тем и занимался, что искал способы передачи тех или иных вещей в живописи. Искал формы – формальные средства.

Например, его чрезвычайно интересовало, как передать на плоскости картины объем, трехмерность. Если б не его разработки, появилось бы 3D? Риторический вопрос.

Мадонна Литта, Леонардо

В Джоконде художник использовал прием сфумато, а в более ранней Мадонне Литта он пытался передать впечатление трехмерности благодаря особой позе, придаваемой изображенным фигурам.

Особой не потому, что особо вычурной или изогнутой – нет, поза, по его мысли, должна была быть исключительно, абсолютно естественной! Но при этом она должна была быть такой, чтобы через нее появлялся объем, оптическое впечатление объема.

Отсюда и количество рисунков с Мадонной и Младенцем – Леонардо искал наиболее выигрышную позу, исходя из гениальной гипотезы: положение тел Мадонны и Младенца должно быть вписано в пирамиду, угол которой выступает на зрителя.

Посмотрим на Мадонну Литта: мать и младенец нарисованы так, что образуют пирамидальную конструкцию. Голова Мадонны (ее геометрическая вершина) является вершиной пирамиды.

Левая грань образована линией, которую можно провести от лба (чистого и прекрасного!) Мадонны ко лбу младенца, и далее она продолжается складкой плаща, свисающего с правой руки. Правая грань пирамиды – линия шеи, плеча и линия плаща, немного срезающая угол и смягчающая жесткость конструкции.

Если провести линию от верхней точки головы Мадонны до правой коленки младенца, то это и будет выступающая грань пирамиды. Задача решена!

Хотя над головой Мадонны наверняка трудился сам Леонардо: полуулыбка, образованная туманным сфумато в уголке рта Мадонны, это ноу-хау, фирменный знак Мастера. А мясистый младенец принадлежит кисти Больтраффио, который так и остался тяжеловесным ломбардцем (как говорит А.

Бенуа), несмотря на годы обучения в мастерской утонченного флорентийца Леонардо.

И напоследок: Литта – это не имя Мадонны. Имя Мадонны – Мария. Литта – графское семейство из Милана, продавшее Эрмитажу «Мадонну с младенцем» кисти великого Леонардо да Винчи в 1865 году за 100 тысяч франков.

(+3 рейтинг картины, 3

Атрибуция

Деталь восстановленной копии

Из — за черной краской , которая охватывает пейзаж, считалось , что это была внешняя копия в середине Леонардо понял , в первой четверти XVI — го  века. До года считалось, что это было сделано на дубовой панели , среде, связанной с живописью из Северной Европы ( фламандской , голландской , немецкой ), но не в итальянской школе . Однако проведенная экспертиза показала, что на самом деле это ореховое дерево , которое использовалось в Италии и которое Леонардо использовал для создания различных картин, в том числе «Дама в Эрмине» , «Прекрасная Ферроньера» и « Сен-Жан-Батист» , а также своим миланским кругом. Эта путаница даже заставила историка Хосе Мария Руис Манеро в статье «Pintura italiana del siglo XVI en España», опубликованной в 1992 году в обзоре Cuadernos de arte e iconografía Fundación Universitaria Española, с большой долей вероятности полагать, что это была копия. казнены во Франции в XVI — м  веке живописец фламандцев . Хуан Дж. Луна счел возможным приписать копию Гансу Гольбейну Младшему .

Ломбардская школа

Исследование, проведенное в Прадо, привело к выводу, что мадридская версия была создана в то время, когда итальянский мастер писал свой шедевр. Копия должна была быть параллельной работой, отражающей прогресс и исправления оригинала. Вот почему гипотезы относительно личности автора ограничиваются кругом учеников, которые работали с Леонардо. Некоторые историки приписывали копию самому мастеру, но участие последнего было категорически отвергнуто. Ана Гонсалес Мозо отвергает приписывание копии сотрудникам Леонардо да Винчи и представителям ломбардской школы Джованни Антонио Больтраффио , Марко д’Оджионо или Джованни Амброджо де Предис , чьи способы написания отличаются от стиля копии в Мадриде. Мы не знаем ни одной копии Леонардо Огжоно или Амброджо де Предиса.

Мельци и Салаи

«Ла Монна Ванна» (частное собрание Швейцарии ), картина, приписываемая Джованни Джакомо Капротти да Орено, известному как Салаи .

Бруно Моттин, главный куратор Центра исследований и реставрации музеев Франции, предполагает, что мадридская копия была сделана одним из двух любимых учеников Леонардо: Франческо Мельци или Андреа Салаи . Салаи больше известен как модель Леонардо и его студии, чем как художник. Он не подписывал никаких картин, что затрудняет сравнение работ с работами Прадо, хотя есть несколько, которые обычно приписывают ему. Одна из них — « Монна Ванна» (самые замечательные из различных копий этой картины находятся в частной коллекции в Швейцарии и в Эрмитаже ), портрет полуобнаженной женщины андрогинной внешности. По мнению Долорес Гарсиа, исследователя и писателя, специализирующегося на работах Леонардо да Винчи, сходство между физическими особенностями и техникой этой Монны и Ла Моны Лизы дю Прадо, а также другие факторы заставляют ее рассматривать Салаи как вероятного автора книги. копия, хотя некоторые критики считают ее слишком качественной, чтобы принадлежать ему. По словам Гарсиа, Мельци вряд ли мог участвовать в создании этой копии, присоединившись к мастерской Леонардо в 1506–1507 годах. Пьетро Марани, который считается главным специалистом флорентийского живописца, также отвергает приписывание копии Салаи или Мельци, который еще не был учеником Леонардо.

Испанские ученики

Итальянские эксперты предпочитают вспоминать испанского ученика, такого как Фернандо Яньес де ла Альмедина или Эрнандо де лос Льянос  ; два художника, работавшие в Валенсии , были среди учеников мастера, и первому пришлось сотрудничать с Леонардо в работе над фреской «Битва при Ангиари» . Алессандро Веццози отвергает приписывание копии Мельци или Салаи, отмечая, что документ от 1505 года указывает на присутствие испанских помощников в мастерской Леонардо, включая некоего «Феррандо Спаньоло, питторе» (Феррандо Спаньоло или испанский художник), которым мог быть Фернандо (вариант Эрнандо) Льянос или Фернандо Яньес де ла Альмедина.

«Мона Лиза» — загадочная девушка

Настоящая личность девушки, изображённой на самом известном портрете, созданным Леонардо да Винчи остаётся загадкой.

Большинство учёных считают, что эта женщина — 24-летняя Лиза Мария де Герардини, итальянская дворянка. Однако Мона Лиза на картине из Лувра явно старше. Сейчас историки выдвигают несколько личностей, которые могли бы являться героиней этой картины.

«Мона Лиза из Прадо»

До 2012 года этой «Моне Лизе» уделялось мало внимания, но однажды реставраторы  очистили чёрный фон картины. Под тёмной краской была точная копия фона картины из Лувра, что, несомненно, очень удивило и поразило всех, наведя на мысль, что вот она – та самая загадочная женщина.

«Флора» из Эрмитажа

Ещё один претендент на звание истинной «Моны Лизы». Автор картины назвал её Джокондой. В принципе, у девушек есть визуальные схожести. Хотя есть и аргумент против этой версии — вряд ли муж позволил бы своей жене позировать с абсолютно обнажённой грудью, а именно это мы и видим на картине.

«Мона Лиза Айзелворт»

Этот портрет был открыт для публики около 100 лет назад. Выдвинули версию, что это та самая «Мона Лиза».

В данном случае происхождение луврской «Моны Лизы» объясняется тем, что Леонардо написал её позже и уже лично для себя, взяв за основу знакомый образ синьоры Джокондо.

Щеглёнок. Иллюзия улыбки. Отсутствие нимбов.

Немало и других необычных деталей в “Мадонне Литта”. Щеглёнок в руке младенца. Эта птичка символизирует христианскую душу.

Вам кажется, что Мадонна улыбается? На самом деле нет. Это иллюзия за счёт тени в уголке губ.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта (фрагмент). 1490-1491 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

А ещё обратите внимание, что над Мадонной и младенцем нет нимбов. Если заказчики не настаивали на их изображении, то Леонардо предпочитал писать святых без них

Он был гуманистом. Возвеличивающим человека. И в святых ему также была интересна больше их человеческая, нежели божественная сторона.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Популярные темы сообщений

  • Жанры вокальной и инструментальной музыки Музыка является удивительной сферой искусства: глубокая, живая, эмоциональная. С помощью звуков создаются великолепные мелодии и художественные образы, которые способны затронуть душу каждого человека.
  • Радищев Александр Николаевич Чаще всего имя российского прозаика ассоциируется с произведением «Путешествие из Петербурга в Москву», а ведь он был еще и философом, и поэтом. Родился он в Москве 20 августа 1749 года, детство провел в селе Немцово Калужской губернии.
  • Многообразие грибов в жизни человека Раньше грибы относились к классу растений, но наука не стоит на месте и в 1970 годы их выделили в индивидуальное царство. Это разнообразнейшая группа живых организмов, обитающая во всех экосистемах на планете. В настоящее время насчитывается

Сюжет картины

Библейские темы вдохновляли маэстро живописи не раз. И среди них не последнее место занимало изображение Богородицы с младенцем Иисусом. Он создал целый ряд этюдов на эту тему, но лишь некоторые из них в итоге воплотились в полноценные работы, которыми и в наши дни могут наслаждаться зрители. Все образы Мадонны, созданные великим флорентийцем, — настоящие шедевры.

Самые известные изображения Мадонны Леонардо да Винчи

«Мадонна Бенуа» На картине Леонардо изобразил Матерь Божью с улыбкой на лице и играющей с сыном, которого она держит на коленях. Красота самой Богородицы и младенца Иисуса завораживает. Ее искренняя улыбка символизирует самое прекрасное, бескорыстное, чистое и доброе из всех человеческих чувств — любовь матери к своему ребенку.
«Мадонна с гвоздикой» Эта картина тоже представляет молодую женщину с малышом, которого она развлекает, показывая ему красную гвоздику. Прелестный малыш тянется за цветком, а мать смотрит на него с такой искренней любовью, что кажется, будто она вложила в его крохотные ручки собственное сердце. Ребенок хочет ухватить красивый цветок. Его поза, взгляд и милое личико показывают интерес, правая ножка приподнята. Мать, едва заметно склонив голову набок, любуется им.
«Мадонна Литта» На этой картине Святая Дева кормит грудью малыша и смотрит на него, слегка опустив голову. Весь облик молодой матери: ее поза, опущенный взгляд, уголки губ, в которых зарождается улыбка, — светится нежностью и любовью.

Именно «Мадонна Литта» стала начальной точкой в становлении нового этапа в искусстве — Ренессанса, или Высокого Возрождения.

Освещение на картине, как на фреске “Тайная вечеря”

Мадонна стоит на фоне двух арочных окон. Через которые виднеется пейзаж. Голубые горные хребты и небо. Но функции освещения эти окна не несут. На Мадонну падает свет от неяркого источника откуда-то спереди слева.

Подобное освещение Леонардо уже однажды использовал в другом своём шедевре. В “Тайной вечери”.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Здесь мы тоже видим голубой горный пейзаж. Свет падает на фигуры Христа и апостолов также откуда-то слева. Как будто из окон трапезной монастыря, в которой находится роспись. Леонардо создал такую иллюзию, чтобы фреска гармонично вписывалась в пространство.

Возможно, того же эффекта он добивался и в “Мадонне Литта”. С учётом помещения, в котором она должна была висеть.

Мадонны Леонардо да Винчи

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 31.10.2016 14:13 Леонардо да Винчи – один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, пример «универсального человека».

Он был художником, скульптором, архитектором, учёным (анатомом, естествоиспытателем), изобретателем, писателем, музыкантом. Полное его имя – Leonardo di ser Piero da Vinci, в переводе с итальянского языка это значит «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». В современном смысле Леонардо не имел фамилии – «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Известны 19 живописных картин кисти Леонардо.

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи Искусствоведы не могут утверждать с уверенностью, что знаменитый портрет старика является автопортретом. Возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Из огромного художественного и научного наследия Леонардо да Винчи (1452-1519) мы в данной статье рассмотрим только живописные изображения мадонн.

18. Витрувианский человек

Витрувианский человек

Годы написания: 1490.Где находится: Галерея академии, Венеция.Материалы: бумага, перо, чернила, акварель.Размеры: 34,3 х 24,5 см.

Если вы скажете, что это не живопись, а рисунок, то будете совершенно правы. Действительно, Витрувианский человек — это рисунок, иллюстрация, сделанная Леонардо к книге великого древнеримского архитектора Марка Витрувия и размещенная в одном из его дневников.

Однако этот рисунок не менее известен, чем картины, перечисленные в нашем списке. Он считается не только произведением искусства, но и научным трудом. И демонстрирует идеальные пропорции человеческого тела.

После изучения математики и геометрии, в частности, работы Витрувия, жажда знаний Леонардо достигла своего апогея. В «Витрувианском человеке» он применил идею универсальной симметрии, золотого сечения или «божественной пропорции» не только к размеру и форме, но и к весу.

  • 6 ладоней = 1 локоть;
  • длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из 4 пальцев = 1 ладонь;
  • 4 ладони = 1 ступня;
  • размах рук = рост;
  • 4 ладони = 1 шаг;
  • 4 локтя или 24 ладони = высота человека.

Другие всемирно известные картины Леонардо да Винчи, которые включают принцип золотого сечения — это «Мона Лиза», «Благовещение» и «Тайная вечеря».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: