Хейсум ян ван. картины с названиями и описанием. 1 часть

Живопись

Авторская манера Яна ван Эйка была отражением позднего средневековья в сочетании с реализмом. Искусствоведы отмечают в работах художника отпечаток вдохновения произведениями Томмазо да Модена и Робера Кампена. Экспериментатор ван Эйк удивлял поклонников невероятной точностью, реалистичностью изображения материалов и света.

Гентский алтарь

Некоторые искусствоведы предполагают, что творческую деятельность художник начинал с миниатюр. Его авторству приписывают работы «Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», датированные 1415-1417 годами. Одной из известнейших работ художника стал Гентский алтарь, расположенный в бельгийском Генте, в соборе Сент-Бавон. Полиптих состоит из 12 дубовых створок с изображениями. Существует мнение, что Ян работал над ним с братом Губертом.

Произведение было представлено публике в 1432 году. Оно описывает день Возвещения, в который к деве Марии пришел Гавриил. Также на нем изображены Иоанн Евангелист и Иоанн Креститель. Интерьер алтаря представляет собой «Поклонение ягненку», пейзаж, который педантичный в работе над деталями ван Эйк создал с невероятной точностью. Соседние картины изображают Адама и Еву, ангелов и Бога Отца.

Картина Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена»

Живописец уделял особое внимание религиозной тематике и часто изображал Мадонну. Первой работой этого направления стала «Мадонна с младенцем, или Мадонна под балдахином», датированная 1433-м

Годом позже ван Эйк создал «Мадонну каноника Ван дер Пале» и в 1436-м явил публике «Мадонну канцлера Ролена», считающуюся одним из искуснейших творений автора. В 1439 году из-под его кисти вышла «Мадонна у фонтана».

В качестве наследия ван Эйк оставил много портретов, выполненных с подчеркнутой объективностью и графической точностью. Его непревзойденная манера порождала домыслы о том, что художник использует оптические приборы, позволяющие точно передать особенности внешности каждой изображаемой персоналии.

Картина «Портрет мужчины в красном тюрбане», предполагаемый автопортрет Яна ван Эйка

Убедиться в проработке деталей можно, ознакомившись с его работами: «Портрет мужчины в красном тюрбане», «Портрет жены Маргарет ван Эйк», «Чета Арнольфина». Последнее, Джованни Арнольфини и его невесты – картина, по значимости не уступающая Гентскому алтарю.

Особенность работ ван Эйка заключалась в том, что он стал изображать героев по пояс, а не по грудь, как это было принято раньше, и в повороте в 3/4. Художник сосредотачивался на индивидуальности каждого изображаемого персонажа.

Картина Яна ван Эйка «Чета Арнольфина»

Интересный факт: некоторые исследователи утверждают, что ван Эйк был человеком, открывшим масляную живопись. Он не был первопроходцем, но серьезно повлиял на становление этого направления в изобразительном искусстве. Вероятно, портретист создал новый вид смеси, в которую входила темпера. Светоносность красок художника скептики объясняют этим предположением.

Благодаря продуманности композиции работы ван Эйка выглядят единым целым с нужной толикой символизма и особенностью изобразительной манеры. Перспектива, используемая в работах вкупе со светопередачей, создавала особенный пластический эффект.

Рекомендации

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Хейсум, Ян ван». Британская энциклопедия. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 23..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}

Работает

  • Букет из лилий и роз в стеклянной вазе , 1 700 — +1710 , холст, масло, 64 × 54  см , Частная коллекция, продажа Сотбис 1995
  • Фрукты и цветы около 1702 года, дерево, масло, 81 × 60  см , Коллекция Уоллеса , Лондон
  • Фрукты и цветы , тысяча семьсот десять — +1720 , холст, масло, 40 × 33  см , Старая Пинакотека , Мюнхен
  • Ваза с цветами в Нише , 1 720 — 1 740 , дерево , масло, 80 × 61  см , Лувр , Париж
  • Натюрморт с цветами и фруктами , около 1721 года , масло на панели, 81 × 61  см , Рейксмузеум , Амстердам
  • Ваза с цветами , , масло на панели, 79 × 61  см , Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес
  • Фрукты , , масло на панели, 80 × 61  см , Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес
  • Ваза с цветами , масло на панели, Музей Уффици , Флоренция (украдена нацистами в 1943 году, возвращена музею Германией в 2019 году; экспонируется в Палатинской галерее дворца Питти)
  • Букет цветов в урне , 1724 г. , дерево, масло, 80 × 59  см , Музей искусств округа Лос-Анджелес
  • Натюрморт с цветами и фруктами на каменном постаменте, в фоновом режиме терракотовой вазе , — , картина на панели из красного дерева, 80 × 59  см , Лондон, собрание Уоллес
  • Ваза с цветами с гнездом , холст, масло, 79 × 60  см , Лионский музей изящных искусств.
  • Ваза с цветами в нише , масло на дереве, Musée du Petit Palais Paris
  • Анимированный пейзаж с руинами и мостом , дерево, масло, 23 × 29  см , Лувр , Париж
  • Натюрморт , холст, масло, Лондон, Александровская галерея
  • Букет цветов , акварель на лицевой стороне и черный карандаш на оборотной стороне (открытие, сделанное в 2007 году Институтом Алисем, опыт профессоров Алена Бежара и Дмитрия Жоаннидеса)
  • Аркадский пейзаж с рыбаками , масло на меди (металл), 57 × 68  см , Рейксмузеум , Амстердам

Личная жизнь

Ян ван Эйк женился на Маргарет, женщине, которая была значительно моложе его, вероятно, около 1432 года. В этот период он купил дом в Брюгге. У пары было двое детей, первый из которых родился в 1434 году.

Информация о Маргарет практически отсутствует. Ученые даже не знают ее девичьей фамилии. Дочь Ван Эйка звали Ливин; она вошла в женский монастырь в Маасейке после смерти отца.

Маргарет была предметом его картины маслом на дереве 1439 года, названного «Портрет Маргарет ван Эйк» (или Маргарет, жены художника). Отмечая одежду, в которой ее рисовал муж, ученые предполагают, что она была из низшего дворянства.

Наследие

Некоторые из лучших плодов и цветов ван Гюйсума хранились в частных коллекциях Англии: коллекции 1723 г. граф Элсмиргалерея, другие 1730–1732 гг. в собраниях Хоупа и Эшбертона. Один из лучших примеров сейчас в Национальная галерея, Лондон (1736–1737). Ни в одном публичном музее нет более прекрасных и многочисленных экспонатов, чем Лувр, который может похвастаться четырьмя пейзажами и шестью панно с натюрмортами; затем идут Берлин и Амстердам с четырьмя фруктами и цветами; затем Санкт-Петербург, Мюнхен, Ганновер, Дрезден, Гаага, Брансуик, Вена, Карлсруэ, Бостон и Копенгаген. У Ван Хейсума было несколько последователей, таких как Ян ван Ос и Иоганнес де Бош.

Наследие

Некоторые из лучших плодов и цветов ван Гюйсума хранились в частных коллекциях Англии: коллекции 1723 г. граф Элсмиргалерея, другие 1730–1732 гг. в собраниях Хоупа и Эшбертона. Один из лучших примеров сейчас в Национальная галерея, Лондон (1736–1737). Ни в одном публичном музее нет более прекрасных и многочисленных экспонатов, чем Лувр, который может похвастаться четырьмя пейзажами и шестью панно с натюрмортами; затем идут Берлин и Амстердам с четырьмя фруктами и цветами; затем Санкт-Петербург, Мюнхен, Ганновер, Дрезден, Гаага, Брансуик, Вена, Карлсруэ, Бостон и Копенгаген. У Ван Хейсума было несколько последователей, таких как Ян ван Ос и Иоганнес де Бош.

Рекомендации

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Хейсум, Ян ван». Британская энциклопедия. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 23..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}

Что необыкновенного в Вермеере

В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры — зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.

Это называется бытовой жанр, в котором работало немало художников в Голландии XVII века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.

Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Например, «Женщина с весами» Вермеера.

Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662—1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

А это «Женщина с весами» другого голландского художника —Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.

Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664. Старая национальная галерея, Берлин.

В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.

У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхъестественным правдоподобием.

Свет падает неравномерно, из небольшого окна у потолка. Художник расставляет тонкие акценты, насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать бытовым жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…

Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.

Герард Терборх. Письмо. 1660—1662. Королевская коллекция, Лондон.

Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.

А вот для сравнения «Девушка с письмом» Вермеера.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.

Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.

Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно, разбиваясь на мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…

Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Кажется, что он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.

Он не боялся использовать яркие краски. Порой применял чистейший ультрамарин и краплак, став примером в смелости цветовых решений для многих художников XIX—XX веков.

Взять хотя бы его знаменитую «Молочницу».

Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660. Государственный музей, Амстердам.

Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.

А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.

Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.

Ян ван Эйк Eyck, Jan van (1385/90-1441)

Каноны существуют для того, чтобы однажды быть нарушенными и пусть средневековые живописцы по традиции используют краску, которая предает полотнам матовость, пускай еще не принято изображать людей в повседневной обстановке и без всякой связи с религиозным сюжетом. Фламандский живописец Ян Ван Эйк бросает вызов устоявшемся традициям и с помощью новой техники масляной живописи создает уникальный для европейского искусства 15-го века портрет супругов Арнольфини. На первый взгляд это просто бытовая сцена: обыкновенные люди в скромной обстановке бюргерского дома, но почему так торжественно неподвижны их позы? Так серьезны лица? Почему правая рука мужчины застыла словно в клятвенном жесте? Вроде бы заурядная жанровая сцена оказывается задачей со многими неизвестными. Чтобы её решить начнем с предыстории. В 1420 году представитель торгового дома «Медичи» купец Джованни Арнольфини приехал в Брюгге. При дворе герцога Филиппа «доброго» он познакомился с художником Яном Ван Эйком. Возможно, Ван Эйк написал эту картину в качестве свадебного подарка Арнольфини и его невесте Джованне.

Что же мы видим на полотне? В эту минуту в доме Арнольфини, вероятно, совершается торжественная церемония бракосочетания

Засвидетельствовать это важное событие и пригласили Ван Эйка. Возможно, впервые в истории живописное полотно выступило в роли юридического документа

Но вот парадокс – в комнате двое, а в зеркале четверо. В чем же дело? Объяснение находим в надписи на стене: «Ян Ван Эйк был здесь». Художник и еще кто-то неизвестный отражается в зеркале, потому что наблюдают за происходящим, а мы как будто стоим рядом с ними на пороге дома Арнольфини.

Чтобы достичь полной иллюзии реальности Ван Эйк хотел использовать мягкие цветовые переходы, но традиционная темпера, матовая краска на основе яичного белка, не позволяла этого сделать. Тогда живописец применил в качестве растворителя ореховое масло и получил потрясающий результат. Масляные краски ложились тонким прозрачным слоем и позволяли тщательно проработать детали. А если нанести краски кончиком тонкой кисти, создавался эффект мерцающих бликов. Открыв секрет масляных красок, Ван Эйк мог творить чудеса.

На портрете супругов Арнольфини, как в магическом зеркале, запечатлелось реальное мгновение, и каждая вещь имеет символический смысл. На люстре, несмотря на ясный день, горит свеча – символ всевидящего Божьего ока. Собачка означает верность. Зеленый цвет платья – весну и любовь. Четки говорят о благочестии, домашние туфли об уюте, метелка о порядке в доме и духовной чистоте. Постель – место появления на свет и ухода из жизни, а так же брачное ложе. Резная фигурка может символизировать святую Маргариту или святую Марфу, и та, и другая покровительствовали роженицам. Яблоко напоминает о грехопадении. Экзотические, для тогдашней Европы, апельсины говорят о том, что греховные влечения очищаются в христианском браке. Итак, сцена, разворачивающаяся в доме Арнольфини, теперь становится совершенно ясной, а символы абсолютно понятными.

Тем не менее, у нас нет полной уверенности в том, что Ван Эйк изобразил именно церемонию бракосочетания. Существуют и другие версии. Поскольку мужчина подает женщине левую, а не правую руку, можно предположить, что перед нами не новобрачные, а супруги и это не бракосочетание, а семейный портрет. Существует еще одна версия. Под именем Арнольфини живописец мог изобразить себя и свою жену, ведь в чертах женского лица можно уловить некоторое сходство с Маргарет Ван Эйк. Есть и более смелое предположение. Художник изобразил не супружескую чету, а хироманта и беременную. По её раскрытой ладони он предсказывает судьбу будущего ребенка. Эта версия может показаться наиболее убедительной. Мы ясно видим, что женщина ждет прибавления семейства и снова рискуем ошибиться. Оказывается, что выпирающий живот – это чудовищная средневековая мода, даже у Евы в «Гентском алтаре» та же С-образная фигура. Считалось, что большой живот свидетельствует о благополучии и богатстве. Так все же, кто изображен на картине, известной как «Портрет четы Арнольфини»? До сих пор этот вопрос остается открытым.

Неоспоримо одно – один из первооткрывателей техники масляной живописи фламандский художник Ян Ван Эйк с помощью новых красок создал изумительный яркий мир, изящное и точное отражение действительности.

Гентский алтарь

Самая
знаменитая работа братьев Ван Эйк и одно из наиболее значительных произведений
в истории европейской живописи — Гентский алтарь — находится в соборе св.
Бавона в Генте. Его размер — 3,6?4,5 м. Алтарь пережил пожар, демонтаж,
переезды, реставрации, потерю одной из частей и кражу другой. На раме алтаря
есть надпись: «Губерт ван Эйк, величайший скульптор из всех когда-либо
живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил
по заказу Йоса Вейда». Среди букв надписи находится хронограмма,
написанная красной краской, в которой зашифрована дата 1432. Исследователи
долго спорили по поводу участия двух братьев в создании алтарного комплекса,
пока в 1979 не было установлено, что Губерт выполнил резное обрамление алтаря
(не сохранилось). Слова надписи, которые обычно понимали как «величайший
художник», следует читать «величайший скульптор». Таким образом,
Ян является главным создателем этого произведения.

В настоящее
время алтарь представляет собой складной полиптих, состоящий из двадцати
картин. Когда алтарь закрыт, на его лицевой стороне в нижней части расположены
изображения Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, выполненные в технике
гризайль и имитирующие статуи, а по сторонам от них — фигуры коленопреклоненных
заказчиков, Йоса Вейда и его жены. Над ними в центре — сцена Благовещения. На
меньших досках фигурного завершения алтаря изображены пророки и сивиллы со
свитками, возвещающие о грядущем спасении. В открытом виде алтарь поражает
небывалым богатством цвета и деталей. В нижнем ярусе на пяти досках на фоне
пейзажа представлена большая композиция Поклонение Агнцу: пророки, праотцы,
апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец,
символизирующий Христа. По бокам от центральной композиции на четырех досках
продолжается изображение процессий: слева направо идут праведные судьи (современная
копия доски, похищенной в 1934) и рыцари, справа налево — отшельники и
паломники. Верхний ярус алтаря состоит из семи досок с бльшими по масштабу
фигурами, чем в нижней зоне. В центре изображен Христос на престоле, в царских
одеждах; по сторонам от него — Богоматерь и Иоанн Креститель, музицирующие
ангелы, на двух крайних досках — обнаженные Адам и Ева.

Смысл
иконографической программы алтаря остается неясным. Разные масштабы изображений
и соотношение композиций по вертикали дают возможность предположить, что
первоначальная форма алтаря была другой. Была выдвинута гипотеза, что алтарь в
его настоящем виде объединяет фрагменты двух разных алтарей. Вероятно, эти
части входили в состав гораздо большего по размерам ансамбля, имевшего каменную
надстройку, которая не сохранилась.

Несмотря на то,
что до сих пор ведутся споры о роли Губерта и Яна в создании алтаря, он
обладает единством стиля. В этом произведении мир показан во всем его
многообразии, чего не знала живопись позднего Средневековья. Цветы, трава и
кустарники изображены с точностью ботанического атласа, а готические постройки
стоят на фоне неба с правильно переданными атмосферными эффектами. Стремление
братьев Ван Эйк к точной передаче особенностей фактуры предметов лучше всего
проявилась в той почти физической осязаемости, с которой написаны драгоценные
камни, вышивки и роскошные ткани. Идеалом этого искусства является
достоверность: образы Адама и Евы написаны очень тщательно, без каких-либо
попыток придать изящество их фигурам и элегантность позам, что было характерно
для итальянского искусства, часто прибегавшего к приемам идеализации. Важную
роль в сложении реалистической манеры живописи братьев Ван Эйк сыграло
использование масла в качестве связующего материала для красок. Хотя братья и не
были изобретателями техники масляной живописи, именно они первыми обнаружили в
полной мере ту свободу и гибкость, которую она предоставляет художнику.

Странствия

С 1426 по 1429 год Ян ван Эйк предпринял несколько путешествий от имени своего покровителя. Характер этих поездок неизвестен, но они упоминались в записях как «секретные» комиссии. За эти поездки Филипп платил в несколько раз больше своего годового жалованья, во время которых он, вероятно, служил посланником двора.

В 1426 году он отправился в «некоторые далекие страны», вероятно, в Святую Землю. Это представление подтверждается топографической точностью Иерусалима на картине «Три Марии у гроба», написанной в 1440 году людьми, работавшими в его мастерской.

В 1428 году он отправился с дипломатической миссией в Португалию с предложением об унии между Филиппом и Изабеллой Португальской. Ему велели нарисовать невесту, чтобы герцог мог увидеть, как она выглядит перед свадьбой. Картина сейчас утеряна, но он, вероятно, использовал свои обычные методы рисования портрета. Он заставлял всех своих подданных выглядеть достойно, но не уклонялся от демонстрации их недостатков.

Вермеер обыкновенный. Камера-обскура

Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.

Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.

Особенно это заметно на картине «Девушка, пишущая письмо». Ее лицо как будто покрыто дымкой.

Скорее всего, даме было сложно долго позировать, и Вермеер просто не успел проработать как следует все оттенки и нюансы. Плюс сказались особенности использования линз.

А вот с одеждой гораздо легче — ее можно надеть на чучело и писать хоть годами. Однако из-за линз часть изображения тоже может оказаться размытым.

Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665. Национальная галерея Вашингтона.

В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.

Пользуясь теми же линзами и зеркалами, которыми предположительно пользовался и Вермеер, он создал копию картины мастера «Урок музыки».

Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.

Тим Дженисон. Урок музыки. 2007.

После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95 %, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое — тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А картину он писал 100 дней практически круглосуточно.

И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.

Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон.

На мой взгляд, удалось. Но это не умаляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие живописцы. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника XV века — Яна Ван Эйка.

Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Лондонская национальная галерея.

Вопрос в том, как художник этим чудом техники воспользуется. Сможет ли передать настроение и характер своих героев. Выстроит ли гениально композицию. И чтобы все это привело к работам, которые будут считать шедеврами.

Вермееру это удалось. Хватило бы всего одной картины, чтобы по праву назвать его выдающимся художником.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

биография

Ваза с цветами, 1722 г.

Фруктовый кусочек Ян ван Гюйсум, масло на панели, 1722 г.

Он был братом Якоб ван Хейсум, сын художника-цветовода Юстус ван Хейсум, и внук Яна ван Хейсума I, который, как говорят, очень быстро украшал дверные проемы, ширмы и вазы. Картина Юстуса хранится в галерее Brunswick, представляющий «Орфей и звери в лесном пейзаже », и здесь у нас есть некоторое объяснение любви его сына к пейзажам условного и Аркадский своего рода; для Яна ван Хюйсума, хотя и опытного художника натюрморт, считал себя обладателем гения художник-пейзажист. Дочь Яна ван Хюйсума, Франсина Маргарета ван ХейсумТакже была художником-цветочником и, возможно, помогала своему отцу в его работе.

Половина его картин в публичных галереях — это пейзажи, виды на воображаемые озера и гавани с невозможными руинами и классическими зданиями, а также леса с высокими и неподвижными деревьями — все очень глянцевое, гладкое и совершенно безжизненное. Самая ранняя датированная работа такого рода — это работа 1717 г. Лувр, роща с девицами, убирающими цветы у могилы, руины портик, и дальний дворец на берегу озера, окруженного горами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: