«Ах, какая женщина» — в Русский музей передали изъятую на границе картину Иогансона
Теперь искусствоведы устанавливают личность женщины, которая изображена на полотне
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»
Картину Бориса Иогансона «Портрет женщины с гранатовым кулоном» передали в коллекцию Русского музея. Сейчас перед искусствоведами стоит задача: изучить полотно, весьма желательно – установить личность позировавшей дамы. Для этого придется привлечь проживающих в Москве родственников художника. Затем определят место хранения. Картину музею передало Управление МВД на транспорте, изъявшее ее у китайцев-контрабандистов.
Контрабандистами оказались видные культурные деятели КНР. Так, Чэнь Фэнюе занимал должность директора Хейлунцзянской академии художеств в Харбине. Его сообщник Чэнь Дуном работал в той же академии. В мае прошлого года они путешествовали по Москве и Петербургу и, ориентируясь на высокий интерес китайцев к соцреализму, приобрели несколько картин: этюд «Ленин на съезде комбедов» Карла Фридмана за 49 тысяч рублей, этюд «Ленин с красноармейцами у карты» Владимира Токарева за 66 тысяч рублей, этюд «Пастушок» Николая Соломина за 50 тысяч рублей и наконец «Портрет женщины с гранатовым кулоном» за полтора миллиона. Об этом стало известно полиции, и на выезде из Петербурга, в аэропорту Пулково, коллекционеров задержали. Картины они даже не маскировали толком, просто везли в багаже. Стоит отметить, что опыт легальных транспортировок – с оформлением всех положенных разрешений – у китайцев был. Но когда они замахнулись на более-менее дорогостоящие картины и испугались, что разрешения на выезд им не надут, то решили везти картины контрабандой. В январе китайцев отправили в российскую колонию на два года. Вину они признали. Картины, по приговору суда, обращали в доход государства.
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»
Всего, как рассказал директор музея Владимир Гусев, силовые структуры передали в музей пять произведений живописи и 8 графики. «Мы еще не определили, в какой зал направим картину после изучения, но есть идея сделать отдельную выставку даров и поступлений. Нам ведь в этом же самом зале уже вручали изъятые на границе картины: «Портрет Джека Хантера» Николая Фешина, «Зимний пейзаж» Саврасова и графику Лагоды-Шишкиной».
К слову, сегодняшнее мероприятие проходило в самом большом зале Михайловского дворца на фоне картины Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Владимир Гусев поблагодарил дарителей из следственного управления на транспорте и отметил, что это мероприятие – к счастью и, к сожалению, – не последнее. К счастью, потому что фонды пополняются, к сожалению – потому что некоторые граждане до сих пор думают, что произведения искусства легко похитить. Тут директор музея, конечно, преувеличил прегрешение: китайцы были виновны в контрабанде, но сами картины они приобрели легально.
Собрание Русского музея достигает 400 тысяч картин, и многие ждут десятилетиями своей экспозиции. У «Женщины с гранатовым кулоном» не так уж много шансов показаться петербуржцам в ближайшие годы, хотя, как отмечают музейные искусствоведы, камерных портретов работы Иогансона в коллекциях раньше не было. Борис Иогансон знаменит сюжетными композициями, например, «Допрос коммунистов» или «Советский суд». В Государственном русском музее выставлена его картина «Встреча народа со Сталиным в Кремле». Портреты Иогансон тоже писал, отдавая дань почтения деятелям науки и культуры. Цветовые акценты на деталях одежды и антуража использовались как средство социальной характеристики. Тем интереснее будет работа искусствоведов, которым надлежит понять, кто изображен на портрете, Так что история картины еще только начинается.
СЛОВО ЭКСПЕРТУ
Директор лаборатории изучения китайского туризма Полина Рысакова пояснила «ПД», что у гостей из Поднебесной котируется и русское, и советское искусство, начиная со второй половины XIX века. «Это Шишкин, Репин, прочие передвижники. Понятно, что вывозить оригиналы им никто бы не дал, но туристы охотно скупают копии. Очень популярны также наглядные простые русские пейзажи средней полосы России, — отметила Рысакова. – Искусство понятное и доступное».
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»
НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ
Последние новости раздела
СМИ: Латвия прекращает сотрудничество с Россией в сфере культуры
17.05.2022 17:12
Российскую актрису Ирину Старшенбаум пригласили сняться в триллере Майкла Уинтерботтома
17.05.2022 16:58
Водолазкин, Маринина и Усачёв посетят Книжный салон в Петербурге
17.05.2022 16:35
Туминас лишился премии от правительства
16.05.2022 22:21
Британцы раскритиковали Евровидение из-за победы Украины
16.05.2022 13:16
Татарстанские художники покажут работы на биеннале в Сенегале
15.05.2022 18:00
RTVE: Испания готова провести Евровидение в 2023 году, если Украина не сможет
15.05.2022 10:33
В Японии состоялась церемония по случаю 50-летия возвращения прав на Окинаву
15.05.2022 08:23
В Санкт-Петербурге состоится концерт французской музыки для скрипки и фортепиано
15.05.2022 02:39
Скончался певец Ренат Ибрагимов
14.05.2022 21:44
Культовый фильм «Достучаться до небес» выйдет в повторный прокат
14.05.2022 16:00
Миронов считает, что осквернители памятников советским воинам должны привлекаться к трибуналу за пособничество нацизму
14.05.2022 12:41
Работы отечественных авангардистов вернулись в РФ после выставки в Сеуле
13.05.2022 22:26
Почти 100 тысяч билетов было приобретено на культурные мероприятия в столице по «Пушкинской карте»
13.05.2022 18:55
Открытие проекта «Ночь музеев» состоится в Государственном историческом музее 21 мая
13.05.2022 18:37
В Риге снесут мемориал советским воинам
13.05.2022 17:56
В Санкт-Петербурге пройдёт второй тур ХI Международной конференции-конкурса научных работ учащихся, студентов и аспирантов «Этномузыкология: история, теория, практика»
11.05.2022 09:20
МВД: более 12 миллионов человек приняли участие в «Бессмертном полку» в России
10.05.2022 18:45
СМИ: Netflix может представить более дешёвую версию сервиса уже к концу года
10.05.2022 17:32
Французы стали больше интересоваться русской литературой
10.05.2022 13:28
Россиянам показалось неуместным поздравление Волочковой с днём Победы
09.05.2022 21:01
Участники спецоперации поздравили ветеранов с Днём Победы
08.05.2022 14:40
В Ашхабаде состоялось чествование ветеранов Великой Отечественной войны
08.05.2022 09:55
9 мая на телеканале «Звезда» покажут фильм «Великая Отечественная в хронике ТАСС»
08.05.2022 08:56
СМИ: в Латвии призвали жителей 9 мая отказаться от посещения военных мемориалов
06.05.2022 21:41
Основные идеи творческого объединения
Вдохновитель и теоретик передвижников – Иван Крамской. Концепция искусства Крамского основана на идеях Николая Чернышевского: картина должна не просто изображать действительность, а «интерпретировать для зрителя, способствуя просвещению и счастью человека». Идея объединения художников на базе передвижных выставок изложена в письме группы московских художников коллегам из Санкт-Петербурга.
В основе идеи передвижников лежат 5 принципов:
- отказ от эстетического реализма;
- отказ от академической рутины;
- невосприимчивость к иностранным влияниям;
- миссионерская роль искусства;
- реализм.
В уставе общества говорится, что цель объединения – организация передвижных художественных выставок во всех городах империи для того, чтобы:
- предоставить жителям провинции возможность ознакомиться с русским искусством;
- развивать у людей любовь к искусству.
Также общество планировало помочь участникам, продающим свои работы, донести творчество до широкого круга зрителей.
Первая выставка состоялась в Петербурге 11 декабря (по старому стилю – 29 ноября) 1871 года в здании Академии художеств. На выставке представили полотна 16 живописцев. Затем картины экспонировались в Москве, Киеве, Харькове. Всего показали 82 произведения от 20 художников.
Особенной популярностью у аудитории пользовалась и до сих пор пользуется картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. Живописец Иван Крамской писал другу Федору Васильеву о том, что выставка пользуется успехом у посетителей. Отмечая при этом, что среди массы представленных полотен особенно гости выделяют именно «Грачей».
Выставка передвижников стала ежегодной и демонстрировалась в 12 городах России. Кроме нее, проводились показы и в городах, до которых главные выставки не добирались. В таких случаях экспозиции комплектовали из полотен, которые не выставлялись на продажу при проведении основных выставочных мероприятий.
Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873.
Илья Репин. Бурлаки на Волге. 131,5 х 281 см. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей. Wikipedia.org
Илья Репин впервые увидел бурлаков на Неве. И так был поражён их жалким видом, особенно в контрасте с отдыхающими неподалёку дачниками, что решение писать картину тут же созрело.
Холёных дачников Репин не стал писать. Но контраст все же в картине присутствует. Грязное отрепье бурлаков противопоставлено идиллистическому пейзажу.
Может быть, для 19 века это выглядело не так вызывающе. Но для современного человека такой вид работника кажется удручающим.
Да ещё Репин пароход на заднем плане изобразил. Который мог бы быть использован в качестве буксира, чтобы людей не мучить.
В реальности бурлаки не были настолько обездолены. Их хорошо кормили, после обеда всегда давали поспать. А за сезон они зарабатывали столько, что зимой могли прокормить себя, не работая.
Репин взял для картины сильно вытянутый по горизонтали холст. И удачно выбрал угол зрения. Бурлаки идут к нам навстречу, но при этом не загораживают друг друга. Мы легко можем рассмотреть каждого из них.
И самого главного бурлака с лицом мудреца. И молодого парня, который никак не приноровится к лямке. И предпоследнего грека, который оглядывается на доходягу.
С каждым в упряжке Репин был лично знаком. Вёл с ними долгие беседы про жизнь. Поэтому они и получились такими разными, каждый со своим характером.
О картине читайте подробнее в статье “Бурлаки на Волге” Репина. Почему картина стала культовой”.
Жанры
Передвижники считали, что мифологические сюжеты ведут к упадку искусства. Первоначальный интерес к сюжету сменяется равнодушием, а затем человек теряет интерес к живописи. Поэтому передвижники посвящали картины изображению повседневной жизни: элементам крестьянского быта, труду крестьян, праздникам, российским пейзажам.
Художники изображали не только бедность, но и красоту крестьянского мира. Некоторые полотна носили социально-политический подтекст. Например, полотно Ильи Репина «Бурлаки на Волге» изображает тяжелые условия, в которых трудятся простые люди.
У передвижников много полотен с изображением пейзажей. Картина Саврасова «Грачи прилетели» произвела фурор на первой выставке. Сегодня это полотно известно каждому школьнику. Среди других популярных полотен были изображения русского леса Ивана Шишкина, лунные ночи в украинской глубинке Архипа Куинджи.
Несмотря на то, что пейзажи передвижников популярны и сегодня, критики утверждали, что этот жанр не может продвигать прогрессивные взгляды, а значит, люди в них не нуждаются. От художников требовали включать в пейзаж «социальные комментарии». Ответом на подобную критику стала картина Исаака Левитана «Владимирка». Дорога, изображенная на картине, – это путь, по которому заключенных вели на каторгу в Сибирь.
К 1885 году передвижники утратили статус оппозиции к царскому правительству. Выставки передвижников посещала семья монарха, картины покупали император и близкие к нему люди. Представителей передвижников, Репина и Поленова, пригласили преподавать в Императорскую Академию художеств.
На каком московском стадионе Смертин тренировался дольше всего?
Вопрос 3 Дорожка 3 Спортивная Москва
«Футбольная инфраструктура в Москве постоянно развивается — и это не может не радовать! Москва — влюбленный в футбол город. Здесь 1338 полей, а в профессиональных и любительских спортивных клубах играют более 300 тысяч человек», — замечает спортсмен. В 2022 году планируется открыть четыре футбольных поля: в Текстильщиках, Ясеневе и Зеленограде. Уже почти завершена масштабная реконструкция стадиона «Москвич» — одного из самых популярных среди жителей столицы. Алексей тренировался на разных московских стадионах.
Выбрать один правильный вариант из предложенных ответов:
- «Буревестник»
- «Динамо»
- ЦСКА
- «Локомотив-Перово»
Кулответ поискал информацию в интернете:
По мнению Кулответа правильный вариант: «Локомотив-Перово»
Айвазовский. Девятый вал. 1850.
Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org
Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?
Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.
Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.
Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.
Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.
Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.
О картине читайте подробнее в статье “Девятый вал” Айвазовского. Почем это шедевр”.
Ге. Тайная вечеря. 1863.
Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863 г. Государственный Русский музей. Tanais.info
Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.
Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!
Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?
Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы Леонардо да Винчи. Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.
У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.
Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.
И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.
В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.
Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.
А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.
Влияние творчества художников-передвижников на культуру и искусство
Влияние передвижников на культуру заключалось в просвещении общества. Их выставки знакомили посетителей с последними тенденциями в искусстве. По словам художника Николая Ярошенко, они мечтали «вынести искусство из дворцов и сделать достоянием всех». И цели своей передвижники достигли.
Бунт будущих передвижников в Императорской Академии сместил акценты в работах художников с академических сюжетов к изображению реализма. Их полотна оказали влияние на искусство последующего периода в истории государства.
Кроме того, живописцы продемонстрировали успешную бизнес-модель частного художественного предприятия. В своде правил, адресованных художникам, чьи полотна включали в программу выставки, было требование предлагать к демонстрации только те картины, которые ранее нигде не выставляли, чтобы заинтересовать зрителей. Начинающим художникам выставки передвижников помогли обрести известность.
Выставочную деятельность общества поддерживал меценат и коллекционер Павел Третьяков. Он покупал полотна для своей галереи, а также заказывал картины у членов товарищества.
Передвижники организовывали выставки почти 30 лет. За собственным успехом они не заметили, как в их работе наступила стагнация. Художники использовали те же темы, что и писатели этого периода. Но по сравнению с литературой, живопись оставалась слишком «статичной» в отображении протеста против недостатков общества. Среди художников вспыхивали разногласия. В 1923 году состоялась последняя – 48-я по счету – выставка, после чего передвижники прекратили деятельность. Часть членов общества вступили в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).
Николай Фешин портреты
Дама в лиловом (Портрет неизвестной)
Капустница
Портрет С.Т. Коненкова
В 1910 г. Фешин совершил пенсионерскую поездку по нескольким европейским странам: Австрии, Германии, Италии и Франции. В поездке его сопровождала Н. М. Сапожникова (1877—1944) — представительница казанской купеческой династии, которая сама занималась живописью, и была моделью и меценатом Фешина. По собственным воспоминаниям, он настолько устал от новых впечатлений, что по результатам поездки не смог представить Академии отчётной работы, и был лишён пособия на следующий год. «Портрет Н.М. Сапожниковой»
В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба»(1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3,3 млн долл.) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани. С 1910 годахудожник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. В 1913 году он женился на Александре Белькович — дочери директора Казанской художественной школы, в 1914 году у них родилась дочь Ия.
Брюллов. Последний день Помпеи. 1833.
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей
4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).
Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.
Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим Тицианом. А Николай I удостоил художника личной аудиенции.
Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.
Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.
Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.
Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.
Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.
Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых людей. И нам не так печально.
Николай Фешин картины с названиями
Миссис Фешина с дочерью
Ия с дыней. Портрет дочери.
Ия
Наиболее значительные произведенияхудожника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца»(1918). С 1919 года произведения Фешина начинает приобретать Казанский музей изобразительного искусства: по инициативе П. М. Дульского было приобретено три полотна. Дульский же в 1921 году издал первую биографию Фешина, содержащую также анализ его живописи. В годы Гражданской войны Фешин в основном зарабатывал писанием портретов, а также росписью кустарных шкатулок. Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП(б), помогли Фешину перебраться в США. Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей.
С 1923 года художник жил в Нью-Йорке. Он имел большой успех как портретист, в частности, написав Лиллиан Гиш в образе Ромолы — героини Джордж Элиот. В Нью-Йорке у него развился туберкулёз, и врачи посоветовали ему переехать в местность с более сухим климатом. С 1927 года художник поселился в Таосе (штат Нью-Мексико),где построил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственногоисполнения. В 1931 году Фешин получил американское гражданство.
В 1936 году И. Ильф и Е. Петров во времясвоей поездки по США случайно встретились в Таосе с супругой Фешина, беседу с которой они описали в книге «Одноэтажная Америка»: «Она уехала в двадцать третьем году из Казани. Муж ее — художник Фешин, довольно известный в свое время у нас. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге, и они устроили ему приглашение в Америку. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Этому главным образом способствовал успех в делах. Картины продавались, денег появилась куча. Фешин, как истинный русак, жить в большом американском городе не смог, вот и приехали сюда, в Таос. Построили себе дом, замечательный дом. Строили его три лета, и он обошелся в двадцатьтысяч долларов. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити. Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Миссис Фешина осталась в Таосе одна. «
В конце 1930-х годов Фешин стал путешествовать по Мексике, Японии и Индонезии, снимал студию в Пасадене, затем в 1947 году окончательно переселился в Санта-Монику. Умер Николай Фешин в Санта-Монике (ныне пригород Лос-Анджелеса) 5 октября1955 года во сне. Американская печать откликнулась на смерть фразой «умер бог живописи…».
Усилиями его единственной дочери Ии НиколаевныФешиной-Бренхам (1914—2002) в 1976 году прах Н. И. Фешина был перезахоронен в Казани
Источники [ править ]
- Николай Фешин Биография и примеры работ
- Фешин Н. И. Документы, письма, воспоминания о художнике / Составитель и автор комментариев Г. Могильникова. М., Художник РСФСР, 1975.
- Тулузакова Г. П. Николай Фешин. Альбом. СПб, Золотой век, 2007.
- Тулузакова Г. П. Роль У. С. Стиммела и казанского представительства ARA в организации эмиграции Н. И. Фешина (по материалам архива наследников художника) // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья / Отв. реж. О. Л. Лейкинд. СПб, 2008. С.159-166. (на русском)
- Давтян Л. Долгое возвращение Николая Фешина. Иные берега, № 4 (28), 2012. (на русском языке)
Подведем итог:
Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.
“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.
“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.
“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.
“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.
“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.
“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.
“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.