Ван гог: «звездная ночь»

Ван Гог и современные музеи

Музей Ван Гога в Амстердаме

Музей Ван Гога в Амстердаме – один из самых посещаемых музеев. Кроме того, по всему миру постоянно проходят выставки художника. В Чикагском институте искусств этой весной проходит выставка «Спальни Ван Гога», центром которой является картина «Спальня в Арле». На выставке осмысляется отношение художника к дому как к надежному месту, так и как к тюрьме. Организаторы творчески подошли к выставке и воссоздали интерьер комнаты Ван Гога. Там можно даже поселиться за 10 долларов за ночь.

В Москве и Санкт-Петербурге проходят мультимедийные выставки художника. Центр дизайна ARTPLAY в 2014 открыл выставку «Ван Гог: ожившие полотна». Выставка побила все рекорды по посещаемости в двух городах. Поэтом было решено открыть выставку в обновленной версии. На экранах посетители получили возможность детально рассмотреть произведения мастера на огромных экранах, а также побывать и внутри картин. Здесь можно также сфотографироваться в «Спальне в Арле» и посидеть на «Ночной террасе кафе».

Мультимедийная выставка Ван Гога в Артплее

И снова об ухе Ван Гога. Оно стало «живым предметом искусства». Немецкая художница Димут Штребе создала инсталляцию на гране искусства и науки. У Лиуве Ван Гог, праправнука Тео Ван Гога, был взят генетический материал. Используя достижения науки, была выращена новая ушная раковина из фрагмента хрящевой ткани Лиуве. Так как на одну шестнадцатую, в том числе и Y хромосому, гены праправнука Тео и его знаменитого предка совпадают, то используя метод компьютерного моделирования, авторы проекта утверждают, что создали орган, в точности повторяющий ухо Ван Гога.

Димут Штребе «Ухо Ван Гога»

Картины Ван Гога поклонники, увы, трогать не могут. Но специально для них греческий художник и инженер Петрос Вреллис с помощью технологии Open Frameworks и мультисенсорного экрана создал возможность не только прикоснуться к «Звездной ночи» Ван Гога», но и оживить прикосновением. Эта картина одна из самых прекрасных в творчестве художника, и самое фантастичное в ней — это «живое» небо, где изображены яркие движущиеся звезды. Греческий художник демонстрирует это полотно на сенсорном экране, разделенном на 80 000 кусочков, на котором изображение подчиняется прикосновениям пальцев. Сам Вреллис относит свою работу к интерактивной анимации.

⚫ Цитаты Ван Гога о художниках

Лично я ожидаю больше добра от объединения художников, связанных взаимной симпатией, единством стремлений, теплой дружбой и честностью отношений, чем от объединения их работ на выставках.

Любопытно всё-таки, до чего плохо в материальном отношении живется всем художникам — поэтам, музыкантам, живописцам, даже самым удачливым. Всё это поднимает вечный вопрос: вся ли человеческая жизнь открыта нам? А вдруг нам известна лишь та её половина, которая заканчивается смертью.

Настоящие художники не обращают внимания на современников. Они выпендриваются перед вечностью.

Новых художников, бедных и одиноких, рассматривают как сумасшедших. Из-за этого они становятся ими в действительности, во всяком случае, в обыденной жизни.

Только опыт и незаметный каждодневный труд делают художника зрелым и дают возможность создать что-то более верное и законченное.

Чем больше общаешься с художниками, тем слабее становишься сам как художник.

Черт побери, когда же наконец народится поколение художников, обладающих физическим здоровьем? Иногда я просто лопаюсь от злости, глядя на самого себя: мне мало быть ни больным, ни здоровым, как другие. Мой идеал — такая конституция, чтобы дожить до восьмидесяти лет и чтобы в жилах текла кровь, настоящая здоровая кровь.

Я считаю, что художник — счастливец: он находится в гармонии с природой всякий раз, когда ему в какой-то мере удаётся выразить то, что он видит.

Цветовая задумка художника

Главный смысл картины — передача покоя. Для Ван Гога эта картина была выражением «идеального отдыха» или «сна». Как он писал своему брату Тео: «Стены бледно-лиловые, пол в битом и выцветшем красном, стулья и кровать хром-желтые, подушки и простыня бледно-лимонно-зеленые, покрывало кроваво-красное, туалетный столик оранжевый, умывальник синий, окно зеленое. Я хотел выразить полный покой всеми этими очень разными тонами». Есть мнение, что столь контрастные цвета и оттенки стали результатом многолетнего обесцвечивания и износа. Например, стены и двери изначально были фиолетовые, а не синие. А с другой стороны, есть психологический аспект: чувство покоя в картинах, полных движения, является результатом своего рода катарсического процесса. Проецируя движение на природу, художник сам освобождается от напряженности и обретает покой.В цвете Ван Гог играл с конкурирующими центрами резкого контраста:- смешение светло-желтого с ярко-красным — это самая сильная цветовая нота на картине,- зеркало в черной рамке с интенсивным светом — самый яркий тон во всей работе.Внутри этой системы есть интересные чередования тонов — желтый и оранжевый цвета мебели, зеленый и желтый цвета окон.Через эти различные цвета Ван Гог обращается к своей любимой стране Японии, к ее креповой бумаге и ее печатным изданиям. Он объяснил: «Японцы жили в очень простых интерьерах, великие художники жили в этой стране». И хотя, по мнению японцев, спальня, украшенная картинами и мебелью, на самом деле уже не так проста, для Винсента это была «Пустая спальня с деревянной кроватью и двумя стульями». Композиция практически полностью состоит из прямых линий.

Звездная ночь

«Звездная ночь» признана одной из самых удачных работ художника. Она создана в 1889 году, когда Винсент находился в лечебнице для душевнобольных. Шедевр размером 73,7 см x 92,1 см написан в стиле постимпрессионизма на холсте маслом.

Волшебный вид ночного неба над выдуманным городом лучше рассматривать на расстоянии. Художник часто писал картины в технике импасто, создавая крупные мазки, которые вблизи не складываются в цельное изображение.

На переднем плане расположены кипарисы, но главный элемент на картине — прекрасное звездное небо, кажущееся таким бескрайним по сравнению с маленьким городком.

Картина является частью нью-йоркской коллекции Музея современного искусства.

История написания

Зимой 1888 года Ван Гог отправился в город-коммуну на юге Франции под названием Арль. По приезде в город Ван Гог понял, что местные отели слишком дорого обходятся, поэтому решил арендовать дом, где он может свободно и комфортно жить в удобных для него условиях. Кроме того, он надеялся создать мастерскую для вдохновения, где художники могли бы жить и работать вместе, создавая произведения искусства в регионе с прекрасными погодными и живописными условиями (в Арле невероятно прямые солнечные лучи). В конце концов он нашел то, что стало известно как «Желтый дом». Это было скромное двухэтажное здание с фронтальной студией, задней кухней и несколькими комнатами наверху. Угловое расположение дома дало ему изогнутую планировку. Впервые у Ван Гога появился собственный дом, после чего он немедленно и с энтузиазмом принялся его украшать и наполнять своими полотнами. После завершения своих задач художник был вдохновлен на создание картины своей спальни.

Тот самый желтый дом (г. Арль, площадь Ламартин, дом 2)

НОВОСТИ

  • MBFW SS 2021: галактический ремикс в коллекции N.LEGENDA

  • MBFW SS 2021: приглушенные тона и свободный крой в коллекции Marfa Fedorova

  • MBFW SS 2021: авангардный показ от SVARKA

  • MBFW SS 2021: взрыв красок в новой коллекции JULIA DALAKIAN

  • MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2020: ВОЗВРАЩЕНИЕ В НОВОМ ФОРМАТЕ

  • Рэпер Jay-Z откроет новую школу музыки и спорта в Бруклине

  • Дональд Трамп запретил TikTok в США

  • Cardi B и Megan Thee Stallion выпустили клип на песню WAP

  • Cardi B и Megan Thee Stallion выпустят совместный трек WAP

  • Netflix выкупает права на показ фильма «Женщина в окне» с Эми Адамс

  • Бывший руководитель киностудии Universal Том Поллок скончался в возрасте 77 лет

  • Microsoft продолжают переговоры о покупке сервиса TikTok

  • Прослушивания в шоу American Idol пройдут в онлайн-формате

  • Умер режиссер «Полуночного экспресса» Алан Паркер

  • Пост Мадонны в Instagram удалили после публикации фейкового контента о COVID-19

  • Пользователей TikTok ждёт онлайн-концерт The Weeknd

  • Креативный директор по обуви Calvin Klein Ульрих Гримм покидает компанию

  • Мэттью Макконахи выпустит мемуары «Зеленые огни»

  • Билли Айлиш выпустила новый сингл «My Future»

  • Лука Гуаданьино представит фильм о Сальваторе Феррагамо на Венецианском фестивале

Серии

Ван Гог любил создавать целые серии произведений. К некоторым сюжетам он возвращался на протяжении всей своей жизни.

Автопортреты

За свою жизнь Винсент написал 43 автопортрета, отличающихся по цветовой гамме, манере и настроению. Возможно, таким способом художник пытался лучше понять себя.

Подсолнухи

Большинство из нас помнят подсолнухи в вазе и слышали историю, как Ван Гог рисовал один и тот же букет несколько дней подряд, пытаясь передать увядание. Но мало кто знает, что на самом деле это лишь вторая часть серии. Первоначально художник изображал срезанные головки цветов.

Пшеничные поля

Пшеничное поле с воронами, 1890 Пшеничное поле с кипарисом, 1889

Ван Гог рисовал пшеничные поля на протяжении всей своей жизни. Они стали символом глубокой связи между человеком и природой, выражая глубокое уважение художника к рутинному физическому труду крестьян.

Дорога с кипарисом и звездой

Задумка написать картину с видом ночной природы и кипарисами возникла у Винсента в 1888 году в Арле, но осуществил он ее только через два года, незадолго до смерти.

Кипарисы очаровывали художника совершенством линий и формой. Предчувствие приближающейся кончины воплощено в метафоре, проецирующей человеческую жизнь в масштабы вселенной.

Справа на небе виден растущий месяц, слева — угасающая бледная звезда, практически исчезнувшая с полотна, а посередине растет кипарис, разделяющий их как грань между началом и концом существования.

Дерево такое высокое, что верхушка уходит за пределы холста, будто пытаясь дотянуться до бесконечности.

ЗАПЕЧАТЛЁННАЯ ЖИЗНЬ

Вершиной в передаче Ван Гогом реальной повседневной жизни стала его картина «Едоки картофеля», написанная в 1885 году, о которой он писал своему брату Тео: «Я хотел подчеркнуть, что эти люди, сидящие за убогим столом при свете керосиновой лампы, вырастили картофель своими руками, теми самыми, которыми они берут его сейчас из блюда, и тяжелым трудом честно заработали своё пропитание».

В противовес художникам, идеализировавшим сельскую жизнь, например тому же Брестону, Ван Гог создает мрачное полотно, воссоздавая неприглядный, но удивительно мощный образ нищеты — которая была так хорошо знакома художнику на протяжении всей его жизни.

Автопортреты

Ван Гог написал более 40 автопортретов, которые можно сравнивать по мастерству с автопортретами Рембрандта, которого Винсент любил больше всех старых мастеров. Правда, если Рембрандт писал свои автопортреты в течении сорока лет, то все автопортреты Ван гога написаны им всего за пять последних лет жизни.

Винсент писал себя в столь различных состояниях, что эти портреты кажутся написанными с различных людей. Это ярко прослеживается на следующих двух примерах (автопортрет 1887 года и 1888 года). Художник сам писал в одном из писем к своим сестрам: «Я хочу подчеркнуть факт, что один и тот же человек может быть изображен совершенно по-разному… при этом художник может добиться гораздо большего сходства, чем фотограф».

Импасто

Ван Гог, как правило, накладывал краску на полотно таким густым слоем, что при этом оставались видны все следы кисти. Эта техника позволяла ему добиваться богатой фактуры, как, например в его картине «Коровы» 1890 года или в картине «Морской пейзаж в Сент-Мари» 1888 года. В живописи такой технический приём называется импасто. Им пользовались многие импрессионисты, чему способствовали краски в металлических тюбиках, появившиеся впервые в 1840 году. Краска в тюбиках была гуще, чем прежде, что позволяло выдавливать её прямо на холст из тюбика, не опасаясь, что она расплывётся. Кроме того, такая краска, смешанная не вручную, а машинным способом (ещё одно нововведение), отличалась большей однородностью, что также помогало работать в технике импасто.

Техника импасто, которой пользовался Ван Гог, отличалась от подобной техники, которой пользовались импрессионисты. Его мазок был более выразительным и энергичным, чем у импрессионистов, и это, скорее всего, было связано с любовью Ван Гога к творчеству Адольфа Монтичелли (1824-1886 гг.), чьи работы он открыл для себя в 1886 году. Некоторые из картин Монтичелли настолько густо покрыты краской и выдержаны в такой фактуре, что их порой можно принять за творения человека с расстроенной психикой. В 1890 году Винсент и Тео способствовали выходу в свет первого альбома Монтичелли. В сопроводительном тексте художник был назван гением и совершенно здравым в психическом отношении человеком.

ЖИВЫЕ ЦВЕТА

После переезда в Париж Ван Гог не только сменил цветовую гамму, которой он пользовался, живя в Голландии, но и значительно расширил круг своих сюжетов. Они включают в себя серии портретов и картин, изображающих цветы.

Винсент черпал своё вдохновение не только в идеях импрессионизма, но и в японской гравюре, что помогало ему уйти от натурализма к более экспрессивной и четкой манере. На самом деле, именно любовь к японской живописи заставила Ван Гога перебраться в 1888 году в Арль, поскольку он считал, что солнечный юг Франции гораздо больше напоминает Японию, чем те холодные северные земли, где он жил до этого.

Пейзажи

Природа всегда оставалась для Ван Гога тесно связанной с его собственными чувствами, поэтому его пейзажи — это не просто красивые картины, но и непосредственное выражение эмоций самого художника. Так, например, природа на его раннем голландском «Пейзаже с церковью и фермами» полна тоски и мрака, в то время как на картине «Лес и подлесок», 1887 года, написанной художником в Париже, она предстаёт светлой и умиротворенной.

Приехав в Арль, Ван Гог писал: «Эта земля, если говорить о здешней атмосфере и живых красках, кажется мне такой же прекрасной, как Япония». Здесь он написал серию пейзажей, изображающих поля и цветущие деревья, в которых запечатлелась радость художника от общения с природой, окружающей его новый дом. Примером тому может служить «Сбор урожая в Провансе», 1888 года. Правда, в некоторых последних картинах Ван Гога появляется ощущение одиночества: «Я вижу широкие полосы пшеницы под тревожным небом, и мне не нужно больше искать объект, с помощью которого я мог бы передать свою грусть и полное одиночество».

Хотя в последние два года жизни болезнь почти не оставляла ему времени для работы, именно за этот короткий период Ван Гог успел создать почти половину всех дошедших до нас полотен. Иногда он был способен писать по одной новой картине в день на протяжении нескольких недель. Именно в это время его цвета стали более смелыми, а манера более свободной и энергичной, помогающей художнику передать на холсте обуревающие его чувства. «Вместо того чтобы пытаться точно воспроизвести то, что находится у меня перед глазами, я использую цвет более свободно, и это помогает мне точнее выразить себя», писал он.

В последних картинах Ван Гога вновь появляются мрачные тона, словно он вспоминает о своём прошлом. Но даже если считать эти тона предвестниками скорой гибели художника, всё равно нельзя не отметить, что его последние работы по прежнему наполнены страстной любовью к жизни.

Интересные факты о Ван Гоге

Знаменитый художник Винсент Ван Гог сейчас прославлен на весь мир, его полотна стоят каких-то баснословных денег, но современники не оценили его творчество по достоинству. Всю жизнь Ван Гог был чрезвычайно бедным человеком, но, тем не менее, он не оставлял занятий изобразительным искусством, несмотря на то, что они не приносили ему денег. У него было своё, особенное видение окружающего мира, и он переносил его на холст, передавая его тем самым далёким потомкам. Увы, при жизни Ван Гог так и не увидел громкой славы и признания — они пришли к нему лишь спустя много, много лет.

Факты из биографии Ван Гога

  • Всемирно известный Ван Гог, чьи работы сегодня стоят десятки миллионов долларов, занимался живописью всего 10 последних лет своей жизни.
  • Винсент Виллем ван Гог родился на юге Нидерландов в семье протестантского пастора Теодора ван Гога и Анны Корнелии, которая являлась дочерью уважаемого переплётчика и продавца книг.
  • Всю жизнь Ван Гог изучал библейские тексты, и даже занимался их переводами.
  • Таким же именем, Винсент, родители хотели назвать своего первого ребёнка, который родился на год раньше, но умер в первый же день.
  • Ван Гог был трудным ребёнком. Он не раз бросал учёбу, и ещё в детстве забросил школу.
  • У Ван Гога было пятеро братьев и сестёр.
  • Одно время Ван Гог работал в компании своего дяди в Лондоне, но рассорился с ним, и был в итоге уволен, несмотря на родственные связи (интересные факты о Лондоне).
  • Долгое время Ван Гог серьёзно хотел стать священником, как его отец.
  • Увлёкшись живописью, Ван Гог поступил в Брюссельскую академию искусств, но бросил занятия спустя год.
  • При жизни Ван Гог продал не одну свою картину, как гласит популярный миф, а целых 14. Две из них приобрёл Поль Гоген, другой знаменитый художник.
  • За 10 лет Винсент Ван Гог создал более 2100 произведений — портреты, автопортреты, пейзажи и натюрморты.
  • Отсутствие художественного образования сказалось на неумении Ван Гога писать человеческие фигуры. В конечном итоге лишённые грации и плавности линий в человеческих образах стали одной из основополагающих особенностей его стиля.
  • На протяжении нескольких лет будущий художник работал школьным учителем.
  • Ударившись в религию, Ван Гог стал проповедником, но церковь считала его фанатиком, и летом 1879 года запретила его деятельность.
  • Хотя Ван Гог брал уроки у известных живописцев, он, по большому счету, был самоучкой.
  • Винсент был влюблён в свою кузину Кее Вос-Стрикер, которая была вдовой. Он познакомился с ней, когда та гостила вместе со своим сыном в доме его родителей. Кее отвергла его чувства, но Винсент продолжал ухаживания, чем настроил против себя всех родных.
  • На протяжении всей жизни Ван Гог много переезжал, и, по странному стечению обстоятельств он менял место жительства каждые два года.
  • Ван Гог занялся живописью, будучи уже зрелым человеком, и всего за 10 лет прошёл путь от начинающего художника до мастера, который перевернул представление об изобразительном искусстве.
  • Ван Гог скончался через два дня после того, как выстрелил в себя из револьвера. Есть версия, что в Винсента мог случайно выстрелить соседский мальчик, но это предположение не имеет под собой доказательств.
  • У великого художника была очень тесная связь с младшим братом Тео. Он был ему не только братом, но и очень близким другом, которому за всю жизнь Винсент Ван Гог отправил более 900 писем.
  • Первое признание публики пришло к Ван Гогу в последний год жизни, после участия в выставке «Группы двадцати», когда вышла первая положительная статья о его работе «Красные виноградники в Арле».
  • Согласно общепринятой версии, Ван Гог отрезал себе мочку уха во время ссоры с Полем Гогеном.
  • К концу жизни Винсент писал очень быстро — свою картину от начала до конца он мог закончить за 2 часа.
  • Франция в те времена была столицей абсента, он стоил недорого и был очень популярным в среде творческих людей. Ван Гог очень любил этот напиток, что, вероятно, и подорвало его здоровье (интересные факты о Франции).
  • Брат Винсента, Тео, фактически содержал его на протяжении всей жизни, поддерживая финансово. Сейчас оба брата покоятся рядом друг с другом.
  • Когда Ван Гог начал сильно болеть, в его работах стали преобладать яркие краски. Чем хуже было художнику, тем ярче были его картины.
  • После того, как Ван Гог отрезал себе мочку уха, Тео настоял на том, чтобы его брата поместили в психиатрическую клинику на лечение. Его выпустили оттуда спустя пару недель, но уже в скором времени опять забрали лечиться, оставив в клинике на целый год.
  • Тео Ван Гон пережил Винсента всего на полгода — смерть брата очень его подкосила.

Поль Гоген

Поль Гоген начал заниматься искусством в зрелом возрасте. Он оставил службу в банке после 30 лет, чтобы посвятить время живописи. Сначала он писал под влиянием импрессионизма, но потом выработал собственный узнаваемый стиль. С 1891 года художник живет на Таити, где пишет полотна, вдохновленный безмятежностью местных жителей и экзотической красотой природы.

Французский живописец выбирает яркие краски. Орнамент на одежде пересекается с узором листьев. Изображенная женщина неразрывно связана с окружающим миром. Стиль Гогена называют ковровым из-за орнаментальности и плоскостности.

«Таитянские женщины на побережье»

Расцвет и поиск своего стиля

В 1888 году Ван Гог, переживая по поводу непонимания зрителей, уезжает в южный французский город Арль (Arles). Арль стал городом, в котором Винсент понял цель своего творчества: не стремиться отразить реальный зримый мир, а с помощью цвета и несложных технических приемов выразить свое внутреннее «Я».

Он принимает решение порвать с импрессионистами, но особенности их стилистики долгие годы проявляются в его произведениях, в способах изображения света и воздуха, в манере расстановки цветовых акцентов. Типичными для импрессионистических работ являются серии полотен, на которых один и тот же пейзаж, но в разное время дня и при разном освещении.

Притягательность стиля работ Ван Гога времени расцвета – в противоречии между стремлением к гармоническому мироощущению и осознанием собственной беспомощности перед дисгармоничным миром. Полные света и праздничной природы работы 1888 года соседствуют с мрачными фантасмагорическими образами:

  • «Жёлтый дом» (Gele huis);
  • «Кресло Гогена» (De stoel van Gauguin);
  • «Терраса кафе ночью» (Cafe terras bij nacht).

Динамичность, движение цвета, энергия кисти мастера является отображением души художника, его трагических исканий, порывов понять окружающий мир живого и неживого:

  • «Красные виноградники в Арле»;
  • «Сеятель» (Zaaier);
  • «Ночное кафе» (Nachtkoffie).

Художник задумывает учредить общество, объединяющее начинающих гениев, которые будут отображать будущее человечества. Чтобы открыть общество, Винсенту помогает средствами Тео. Ведущую роль Ван Гог отводил Полю Гогену. Когда Гоген приехал, они поссорились до того, что Ван Гог 23 декабря 1888 года чуть не перерезал ему горло. Гоген сумел спастись, а Ван Гог, раскаявшись, отсек часть мочки собственного уха.

Биографы по-разному оценивают данный эпизод, многие считают, что поступок этот был признаком сумасшествия, спровоцированного чрезмерным потреблением алкогольных напитков. Ван Гог отправлен в психбольницу, где его содержат в строгих условиях в отделении для буйнопомешанных. Гоген уезжает, заботу о Винсенте берет на себя Тео. После курса лечения Винсент мечтает вернуться в Арль. Но жители города выразили протест, и художнику предложили поселиться рядом с больницей Сен-Поль (Saint-Paul) в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rémy-de-Provence), под Арлем.

С мая 1889 года Ван Гог живет в Сен-Реми, за год пишет более 150 крупных вещей и порядка 100 рисунков и акварельных произведений, демонстрирующих мастерское владение полутонами и приемом контраста. Среди них преобладает пейзажный жанр, натюрморты, передающие настроение, противоречия в душе автора:

  • «Звёздная ночь» (Nightlights);
  • «Пейзаж с оливковыми деревьями» (Landschap met olijfbomen) и др.

В 1889 году плоды творчества Ван Гога выставляются в Брюсселе, встречены восторженными отзывами коллег и критиков. Но Ван Гог не испытывает радости от наступившего наконец признания, переезжает в Овер-сюр-Уаз (Auvers-sur-Oise), где живет его брат с семейством. Там он постоянно творит, но угнетенное настроение и нервическое возбуждение автора передаются полотнам 1890 года, они отличаются ломаными линиями, искаженными силуэтами предметов и лиц:

  • «Деревенская дорога с кипарисовыми деревьями» (Landelijke weg met cipressen);
  • «Пейзаж в Овере после дождя» (Landschap in Auvers na de regen);
  • «Пшеничное поле с воронами» (Korenveld met kraaien) и др.

27 июля 1890 года Ван Гог получил смертельное ранение из пистолета. Неизвестно, был ли выстрел спланированным или случайным, но через сутки художник умер. В этом же городке он похоронен, а через 6 месяцев от нервного истощения умер и его брат Тео, могила которого находится рядом с Винсентом.

За 10 лет творчества появилось свыше 2100 работ, среди которых порядка 860 выполнено маслом. Ван Гог стал родоначальником экспрессионизма, постимпрессионизма, его принципы легли в основу фовизма и модернизма.

Посмертно прошла череда триумфальных выставочных мероприятий в Париже, Брюсселе, Гааге, Антверпене. В начале XX века проходит еще одна волна показов произведений знаменитого голландца в Париже, Кельне (Keulen), Нью-Йорке (New York), Берлине (Berlijn).

Подсолнухи (1888)

Чем знамениты эти картины?

подсолнухs — это не просто одна картина, а две целые серии из нескольких картин с подсолнухами. Чаще всего, когда кто-то ссылается на «Подсолнухи» Ван Гога, они говорят о сериале, который он создал в Арле, состоящем из четырех начальных версий и трех повторений одной и той же идеи.Менее известны «Парижские подсолнухи», которые он создал, когда жил со своим братом в Париже между 1886 и 1888 годами. Эти подсолнухи, менее торжествующие и не полностью распустившиеся, тем не менее впечатляют, и их можно найти в музеях, в том числе в Метрополитене. в Нью-Йорке, музей Креллер-Мюллер и (конечно же) музей Ван Гога в Амстердаме.

Какая предыстория?

Сам Ван Гог, кажется, был в абсолютном восторге от подсолнухов, что отражается как в огромном количестве картин на основе подсолнечника, которые он создал, так и в его описаниях в письмах, которые он писал своему брату и друзьям.В 1888 году Ван Гог писал: «Я рисую с энтузиазмом марсельцев, поедающих буйабес, что вас не удивит, когда речь идет о рисовании больших подсолнухов». По сути, он любил рисовать подсолнухи, и все это знали. В том же письме он объяснил, как он мечтал работать в студии вместе со своим другом Полем Гогеном и что он планировал создать украшения для стен, состоящие из огромных картин с подсолнухами.Можно предположить, что сам Гоген, вероятно, тоже был поклонником подсолнухов, особенно тех, которые нарисовал Ван Гог. В 1889 году Гоген «потребовал» одну из картин подсолнечника в обмен на некоторые из своих собственных работ, которые он оставил Ван Гогу, к великому разочарованию Винсента:«Я определенно держу под вопросом свои подсолнухи. У него их уже двое, пусть это его держит. И если он не удовлетворен обменом, который он сделал со мной, он может забрать свой маленький холст с Мартиники и свой автопортрет, который он прислал мне из Бретани, одновременно вернув мне мой портрет и два подсолнечника. холсты, которые он привез в Париж. Так что, если он когда-нибудь снова поднимет эту тему, я уже сказал вам, как обстоят дела ».

Где Подсолнухи Ван Гога?

Вы можете найти знаменитые картины Ван Гога о подсолнухах в разных местах по всему миру: Мет в Нью-Йорке Музей Креллера-Мюллера в Оттерло Музей Ван Гога в Амстердаме, Музей изящных искусств в Берне, Национальная Галерея В Лондоне, Художественный музей Филадельфии, Японский художественный музей Сомпо в Токио и Новая пинакотека в Мюнхене.

Появлению “Подсолнухов” мы обязаны Полю Гогену

Гогену нравились подсолнухи, которые Ван Гог написал ещё в Париже. Ван Гог об этом помнил.

Летом 1888 года он прибывает в Арль. Сюда для совместного развития нового направления он приглашает нескольких художников. Приехать соглашается только Поль Гоген. Ван Гог так ему благодарен, что решает украсить его комнату натюрмортами с подсолнухами.

Так были созданы 4 натюрморта с “Подсолнухами” в вазах. Поль Гоген их по достоинству оценил. И предсказал, что они будут визитной карточкой его друга. Так оно и случилось.

Но создать новое направление не получилось. Уже через две недели друзья сильно рассорились. О каком творческом союзе могла идти речь, если они совершенно по-разному работали. Ван Гог писал только с натуры. Гоген любил пользоваться своим воображением.

Гоген уехал. Ван Гог отрезал себе мочку уха и отдал его проститутке со словами “Возьмите, это может вам пригодиться”. После этого его нашли в невменяемом состоянии у себя в комнате. Добровольно лёг лечиться в психиатрическую больницу. Он проживет ещё полтора года. И успеет написать авторские копии своих “Подсолнухов”.

НЕИСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Ни один выдающийся художник не сумел написать так много за столь короткое время, как Ван Гог. Карьера художника продолжалась всего десять лет, однако он сумел оставить нам около 800 своих картин и бесчисленное количество рисунков. Это кажется тем более удивительным, если вспомнить, что первую половину и без того короткого срока, отпущенного Ван Гогу судьбой, он провел в творческих поисках и лишь в последние пять лет жизни начал писать на самом деле выдающиеся картины. Большинство его гениальных работ создано именно в последние два-три года жизни — подобного ни до ни после Ван Гога история живописи не знала.

Подсолнухи

Художник создал эту известную картину в 1889 году. Она наполнена светом и эмоциями. Однако слишком яркие желтые цвета критики считают проявлением психического заболевания, которым уже тогда страдал гений.

Небрежно поставленные в вазу подсолнухи нарисованы жизненно, их хочется поправить в вазе. Они вызывают сильные чувства, словно пытаясь увести зрителя в иррациональный мир воспаленного воображения. Винсент говорил, что некоторые сюжеты подсказывает ему голос, звучащий изнутри, и ему приходится рисовать, чтобы заглушить эти звуки.

Картина написана на холсте маслом с использованием толстых мазков, создающих объемное изображение.

Произведение хранится в собрании филадельфийского Музея изобразительных искусств.

Ирисы

На замечательной картине Ван Гога, написанной в 1889 году в клинике для душевнобольных, изображен фрагмент поля с цветами, на котором ирисы являются основой композиции.

Стилистика произведения отличается от других его работ, мрачных и пессимистичных. Она жизнерадостная и легкая, похожая на технику японских гравюр тонкими контурами, оригинальным ракурсом и нереалистично прорисованными областями, заполненными одним цветом.

Объекты на картине статичны, но взгляд бессознательно устремляется в левую верхнюю часть. Особенностью картины является ее симметричная композиция, в которой ирисы расположены по средней линии, а цветы в левом верхнем углу сочетаются с землей.

Это гениальное произведение можно увидеть в Музее Гетти, находящемся в Калифорнии.

Успехи в коммерции: «Чего мне ещё желать?» (1869-1875)

Семья переживала за будущее старшего сына: кем он станет и как будет зарабатывать на жизнь? Трое ближайших родственников Винсента, братья отца, занимались продажей картин — наиболее удачно дела шли у дяди Сента, который предложил племяннику пойти по его стопам в коммерции. И вот, в июле 1869 года шестнадцатилетний юноша начал работу в качестве торговца картинами в гаагском филиале крупной компании Goupil & Cie.

Винсент с рвением выполнял порученные ему дела. Ему нравилось вращаться в близких к искусству кругах, постепенно он всё лучше и лучше разбирался в живописи и модных течениях. Тео тоже получил должность в Goupil & Cie в Брюсселе, чему Винсент был несказанно рад — общая сфера деятельности ещё больше сблизила братьев.

Начальство отметило успехи Винсента и приняло решение о его повышении с соответствующим переводом в Лондонский филиал фирмы. В 1873 году молодой человек переехал в Англию. Для него этот год стал одним из самых счастливых в жизни: достаточно денег, хорошая работа, много свободного времени, частые походы в музеи и галереи, свой небольшой сад. Ван Гог писал: «‎‎У меня чудесный дом, и мне доставляет огромное удовольствие наблюдать за жизнью Лондона и привычками самих англичан. Также в распоряжении природа, живопись и поэзия — чего же ещё желать?»

В это время Винсент впервые влюбился — но увы! Девушка была помолвлена с другим и отвергла Винсента. Он тяжело переживал любовную неудачу и находился в подавленном состоянии. В его письмах всё чаще появлялись рассуждения о Боге и религии в целом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: