Художник васнецов. картины с названиями и описанием

Самые известные картины Виктора Васнецова

Картины Виктора Васнецова развиваются от бытописательства в реалистичном ключе к сказочно-былинному жанру и стилю модерн. Именно работы на фольклорные темы стали визитной карточкой мастера. Вот несколько наиболее знаменитых из них:

  • «Аленушка», 1881. Игорь Грабарь называл эту знакомую всем с детства картину одной из лучших во всей русской живописи.
  • «Иван-царевич на Сером Волке», 1889. В этом произведении явно чувствуется влияние модерна: видна характерная для этого течения высокая детализация, цветочные мотивы, изящество рисунка и приглушенные цвета.
  • «Богатыри», 1898. Настоящий венец творчества Васнецова, над которым автор работал почти двадцать лет.
  • «Сказка о спящей царевне», 1926. В этом произведении соединились все стороны таланта Васнецова: блестящая академичная техника, реализм в изображении лиц и поз, декоративность и обилие деталей от модерна.
  • «Витязь на распутье», 1878. Васнецов написал 3 картины с сюжетом богатыря на распутье, которые отличаются друг от друга композицией. Работа над первой версией была закончена в 1877 году, а самый известный вариант написан в 1878 году и хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
  • «Снегурочка», 1899. Снегурочка стала одним из самых любимых персонажей русских рождественских сказок. А Виктор Васнецов был первым художником, запечатлевшим образ красавицы.

Творчество

Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.

Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.

В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.

К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.

«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.

Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.

Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.

Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.

Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».

Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.

После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.

Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.

Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.

Васнецов В.М. «Гусляры». Описание картины

1899 г. The Perm Art Gallery, Пермь, Россия

Описание картины Васнецова В.М. «Гусляры»

Виктор Васнецов – один из самых известных и узнаваемых мастеров живописи, на полотнах которого оживают герои сказок, былин и преданий глубокой старины. В своих работах он сумел передать самобытность и уникальность русской народной культуры, особый «русский дух» и миропонимание. С его картинами знакомятся еще в раннем детстве, но невероятные впечатления от них на протяжении всей жизни остаются такими же яркими, как при первой встрече.

Трепетным уважением и любовью к миру Древней Руси проникнута картина «Гусляры», написанная в 1899 году. Художник переносит зрителя на многие столетия назад, открывая взору большую светлую деревянную избу с толстыми, как полагается, бревнами-балками и грубо отесанным дощатым полом. На фоне лилово-синего неба, виднеющегося через грубо вырубленную арку окна, на красной деревянной скамье восседают трое гусляров. Перебирая струны гуслей, они поют о бескрайних родных просторах, спокойной и величественной красоте русской земли и ее могучем народе.

Гусляры – не случайные герои картины. На гуслях играли многие герои былин и сказаний – богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич, Садко и Баян – автор «Слова о полку Игоревом». Музыкальные инструменты помогали им совершать подвиги, ведь согласно легенде, настроенные по-особому, гусли влияли на человеческие чувства, вызывая смех и слезы, гипнотизировали и навевали сны. Всегда на Руси люди, владеющие игрой на этом музыкальном инструменте, пользовались большим уважением и почетом, были желанными гостями в каждом доме.

Гусляры на картине Васнецова – не былинные герои. Это странствующие монахи, узнать которых можно по характерному белому узорчатому одеянию. Певцов трое – и это весьма символично. В лад поют молодой розовощекий юноша, седовласый старец и мужчина средних лет.

Русоволосый отрок с усердием играет на гуслях и поет. Раскрасневшиеся щеки выдают его волнение и переживания. Юноша слеп. Возможно, этим художник хотел показать безоглядную слепоту молодости, либо придать картине ореол мистики, изобразив юродивого – древние славяне верили в их особый дар и способности. Старец-гусляр напоминает сказочного волшебника, доброго колдуна, голос которого наделен особой магической силой. Старость выступает здесь символом мудрости. Третий гусляр — зрелый мужчина, перешагнувший порог юности, но еще не прошедший дорогу жизни. Его лицо, откинутая в порыве игры рука выражают самые яркие переживания и эмоции человека, много повидавшего на своем пути и готового увидеть еще большее.

Три гусляра – три возраста – три характера. Художнику удалось объединить в одной картине прошлое, настоящее и будущее, передать связь трех поколений, переплетение юношеской робости, серьезной зрелости и мудрой старости.

Виктору Васнецову удалось написать музыкально-психологическую картину, глядя на которую каждый зритель слышит мерные напевы гусляров, мелодию широкой русской души и проникается очарованием народной культуры.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Краткая биография Виктора Васнецова

Родина Виктора Михайловича Васнецова — Вятская губерния (современная Кировская область). Село Лопьял, в котором он появился на свет 15 (по новому стилю) мая 1848 года, известно с 1740. В старину у села имелось два названия: Лопиал — по земскому учёту и Богоявленское — по имени сельской церкви Богоявления Господня. Жизнь Виктора Васнецова оказалась тесно связана с православием.

Его отец, Михаил Васильевич, был священником, как многие его предки. Так, ещё в 1678 году есть сведения о псаломщике Трифоне, сыне Васнецове. «Весь род был духовный», — так позже напишет Михаил, третий сын Виктора Васнецова.

У родителей будущего художника родилось шестеро детей, и все сыновья. Виктор был вторым по старшенству. Мать звали Аполлинария Ивановна. В 1850 году глава семейства был переведён в село Рябово, жителями которого в те времена были только священники. Семья прожила в селе 20 лет. Здесь прошли детские годы Васнецова и здесь похоронены его родители. Сейчас в Рябово филиал музея братьев Васнецовых. В этих вятских местах и взросла любовь будущего живописца к русской старине, к вековым народным традициям. «Я всегда только Русью и жил», — таково признание художника.


Дом Васнецовых в музее-усадьбе братьев художников Васнецовых в селе Рябово Кировской области


Надгробия родителей художников В.М. и А.М. Васнецовых в селе Рябово Кировской области.

Виктор с 10-летнего возраста бесплатно, как сын священника, учился несколько лет в духовном училище, а затем в Вятской семинарии. Но по стопам отца не пошел, в семинарии не доучился. Победу одержало желание рисовать. По согласию с отцом он в 1867 году перебрался в Петербург, чтобы получать художественное образование.

В первый год своей петербургской жизни Виктор Васнецов учился на курсе Ивана Крамского в Рисовальной школе. После — в Императорской Академии художеств (с 1868 по 1873 год).

Выставляться он начал ещё во время учёбы в Академии, а потом присоединился к выставкам Товарищества передвижников. На начальном этапе своей творческой жизни Васнецов писал в основном картины бытового содержания. Затем его начали увлекать сюжеты сказок, былин, исторические и религиозные темы.

«С квартиры на квартиру» (1876)

Как по мне, пожалуй, в коллекции художника эта картина является самой печальной и пессимистической

Автор любил сказки, но и видел все, что его окружает в реальности, поэтому старался через свои картины обратить на это внимание властей. Сюжет картины достаточно красноречив

Здесь мы видим, как, немолодая пара ищет не такого дорогостоящего убежища, потеряв свое уютное жилье по каким-то причинам. Серый снег и скромное убранство людей делает этот сюжет еще более удручающим и трагичным. За их спинами зимний Санкт-Петербург. О самых красивых парках Северной Столицы у most-beauty.ru есть интересная статья!

3

«Снегурочка» (1899)

Картина Виктора Васнецова «Снегурочка», несмотря на внешнюю зимнюю суровость, пронизана сказочным теплом и волшебством. Невольно вспоминаешь рождественские вечера и бабушкины сказки у камина. На полотне изображена Снегурочка, робко бредущая по ночному лесу

Она кажется испуганной и осторожной. Деревья и все, на что ни глянь, усеяны белоснежным снегом

Лес таинственный и молчаливый. Что ждет ее впереди она не знает, но недоброе предчувствие отображается на ее лице. Сказочный сюжет таит в себе вполне реалистичный подтекст — ощущение неизбежной беды. Но остается надеяться, что и эта сказка с добрым концом.

13

Царевна Несмеяна

Над картиной «Царевна Несмеяна» Васнецов работал 10 лет, в период с 1916 до 1926 года. Сюжетом стала сцена из одноименной сказки.

Молодая девушка сидит, подперев голову. Она грустит, ей ничего не хочется. Вокруг нее огромная толпа: скоморохи, лекарь, бабка-ведунья, заморские послы. Никто не может ее развеселить.

Некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что этим полотном Васнецов пытался показать истинное положение России.

Каждый человек по-своему воспринимает «Царевну-Несмеяну», можно просто наслаждаться этим произведением художника и не искать в нем глубинный смысл.

Все же следует обратить внимание на детали. С помощью них Васнецов сумел отразить пропасть между Царевной и остальными персонажами картины

Виктор Васнецов — мастер исторической живописи

После окончания академии художник уехал с друзьями за границу. Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова Васнецов набросал эскиз картины «Богатыри» — первого полотна по мотивам русских былин.

Васнецов прожил за границей около года, в 1877 году вернулся в Москву. Здесь познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто бывал на музыкальных вечерах в его семье.

В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок Древней Руси. Одно из первых полотен — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — экспонировалось на VIII выставке передвижников. Картину купил Павел Третьяков.

Познакомился Васнецов и с меценатом Саввой Мамонтовым, стал участником его Абрамцевского кружка. Мамонтов предложил художнику написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги. Так появились полотна «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Однако члены правления отказались от полотен со сказочными сюжетами. Картины выкупили Савва Мамонтов и его брат.


Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Виктор Васнецов. Ковер-самолёт. 1880. Нижегородский Государственный художественный музей, Нижний Новгород


Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов много бывал в Абрамцеве в усадьбе мецената, писал портреты членов его семьи. Окрестности Абрамцева появились и на других картинах Васнецова: березовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды, поросшие осокой. Здесь в 1880 году художник написал «Аленушку».

Творчество

Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.

Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.

В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.

Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»

К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.

«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.

Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»

Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.

Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.

Картина Виктора Васнецова «Аленушка»

Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.

Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».

Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.

Дом музей Виктора Васнецова

После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.

Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.

Картина Виктора Васнецова «Варяги»

Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.

Художник Виктор Васнецов: биография и творчество

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье потомственных вятских священников и иконописцев. Его род вел родословную с XVII века. Село Лопьял, где появился на свет будущий художник, сейчас относится к Кировской области. Как и четверо его братьев, Виктор получил хорошее домашнее образование, затем обучался в Вятском духовном училище, а после — в семинарии, которую не стал оканчивать. С позволения отца он отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.

Виктор Васнецов успешно сдал экзамены в Академию, но узнал об этом лишь спустя год. Он сомневался в своих силах и даже не стал узнавать результаты, а вместо этого год занимался у Ивана Крамского в школе общества поощрения художников. В годы учебы в Санкт-Петербурге художник находился под влиянием идей передвижников и писал реалистичные картины на социальную тематику. Исторический жанр, который в будущем станет для мастера главным, в то время не интересовал его, и золотых медалей в Академии он не получал.

В 1876 году Васнецов отправляется в Париж и остается там на год вместе с передвижниками. Но творчество импрессионистов мало впечатляет художника. Напротив, именно во Франции он особенно сильно чувствует свои корни и приверженность русским традициям. В Париже появляются первые эскизы «Богатырей» и «Жар-Птицы». Вернувшись на родину, Васнецов посвятил себя никому не известному на тот момент историко-былинному жанру.

В Москве художник знакомится с Павлом Третьяковым и входит в абрамцевский кружок Саввы Мамонтова. По предложению последнего были написаны три картины для главной конторы Донецкой железной дороги, в том числе «Ковер-самолет». Чиновники сочли сказочную тему неподходящей для их серьезной организации, но Мамонтов выкупил все три работы. В Абрамцеве была написана и «Аленушка». Критики поначалу критично отнеслись к таким произведениям — очень уж далеки они были от привычных принципов передвижников-реалистов.

Важный этап творческой биографии Васнецова — роспись Владимирского собора в Киеве. На эту работу ушло 11 лет, и автор считал ее главной в своей жизни. Всего было расписано более 2 000 квадратных метров. В поиске новых соборных образов художник изучал традиции византийской и древнерусской монументальной живописи. В этот период он многому научил Михаила Врубеля, также принимавшего участие в оформлении собора. В дальнейшем Васнецов расписывал и другие храмы, в том числе в Петербурге и Дармштадте — на родине супруги императора.

Революцию художник перенес спокойно и при новой власти остался жить в Москве — в построенном по собственному эскизу доме с большой мастерской. Поздние годы были плодотворными: живописец создал многие наиболее известные произведения на сказочные темы. Умер он 23 июля 1926 в возрасте 78 лет. Виктор Васнецов был счастливо женат на девушке из вятского купеческого рода. Она стала одной из первых русских женщин, получивших медицинское образование. В семье родилась дочь и четверо сыновей. Один из них, Андрей, стал известным советским художником.

Трагичная судьба «Девочки с персиками»

Где хранится: Москва, Лаврушинский переулок, 10, Третьяковская галерея.

«Девочка с персиками» (1887), Валентин Серов/Репродукция

Прежде чем посмотреть на самую известную картину Валентина Серова в Третьяковской галерее, съездите в подмосковную усадьбу Абрамцево — имение меценатов Мамонтовых. Вы увидите столовую, где Серов писал картину «Девочка с персиками», и узнаете, как трагично сложилась судьба ее прототипа Веры, старшей дочери Мамонтова. Она умерла от пневмонии, когда ей было всего 32 года.

С новым бэкграундом на полотно вы взглянете совершенно другими глазами. Вера Мамонтова была источником вдохновения для многих гостей ее отца-мецената. С нее лепил «Голову Египтянки» Михаил Врубель, ее черты легко узнать на «Портрете девушки с кленовой ветвью» Виктора Васнецова. Но Валентин Серов превзошел всех. «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», — писал художник своей невесте и сдержал слово: трудно представить себе картину светлее, чем «Девочка с персиками». Она стала его счастливым талисманом. Картина прославила Серова, и на него посыпались заказы, что позволило ему решить многолетний вопрос с долгами.

Личная жизнь

Виктор Васнецов был женат на Александре Рязанцевой, которая получила образование в вятской гимназии, а также успешно окончила женские врачебные курсы, проходящие в Академии хирургии в Петербурге. Жена художника происходила из большого вятского рода купцов, а свадьбу молодые сыграли во второй половине 1878 года. На протяжении 50 лет супруги жили душа в душу, вырастили и воспитали пятерых детей — единственную дочь Аполлинарию, а также сыновей Михаила, Владимира, Аполлинария и Виктора.

Аполлинарий был самым младшим братом в семье Васнецовых, а после окончания гимназии мальчик решил пойти по стопам старшего брата и стать художником. Ему это удалось, и на сегодняшний день в селе Рябово, в доме, где на протяжении 20 лет жила семья священника Васнецова, находится музей сразу двух братьев.

Михаил Врубель

Завершает наш список самых известных русских художников Михаил Врубель, который за свою жизнь создал множество шедевров в различных тематиках. Он занимался росписью Киевского храма, а позже в Москве принялся за создание своего знаменитого ряда «демонических» картин. Творческие метания этого художника не нашли должного понимания у его современников. Лишь спустя несколько десятков лет после смерти Михаила Врубеля искусствоведы отдали ему должное, а Церковь согласилась с его трактовками библейских событий.

К сожалению, личная жизнь художника стала причиной развития у него тяжёлой формы психических расстройств. Звание академика настигло его в доме для сумасшедших, откуда ему уже не судилось выйти. Тем не менее Михаил Врубель успел создать немало удивительных произведений искусства, которые достойны неподдельного восхищения. Среди них особенно стоит выделить картины «Демон сидящий», «Царевна-лебедь» и «Фауст».

Вы уже голосовали

Творчество Виктора Васнецова

В истории русского искусства Виктор Михайлович Васнецов занимает такое же место, какое в истории науки занимают знаменитые первооткрыватели. Виктор Васнецов первым открыл путь в богатый и прекрасный, ранее совсем не известный мир народной поэзии, царство русских сказок и былин; он был первым, кто сумел оживить «дела давно минувших днкй, преданья старины глубокой».

Сначала Виктор Васнецов писал небольшие жанровые сценки из жизни бедного петербургского люда. Но это был еще не настоящий Васнецов. Лучшими работами художника стали те, которые он посвятил русской старине.

В. М. Васнецов родился в 1848 году в далеком вятском селе Лопьял. Здесь, в глуши уральских лесов, в будущем художнике пробудилась горячая любовь к народному искусству. «Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины» – так писал о своем детстве Виктор Васнецов. В 1867 году он приехал в Петербург, а в 1868-м поступил в знаменитую Петербургскую Академию художеств. Затем он вышел из академии и сблизился с кружком Крамского, стал членом Товарищества передвижных выставок

Несгибаемое прямодушие и непоколебимость в выборе своего пути, твердость в убеждениях и страстная любовь к родине — таков душевный склад Виктора Васнецова.

В 1880 году появилась первая картина Васнецова на исторический сюжет «После побоища Игоря Святославича с половцами» по мотивам «Слова о полку Игореве». Вслед за ней Васнецов пишет «Аленушку», начинает «Ивана Грозного», а в 1898 году на Персональной выставке художника были впервые показаны «Богатыри», над которыми Васнецов работал свыше восемнадцати лет. Это был его наиболее плодотворный период творчества. Впечатление, произведенное этими картинами, было громадно. «Богатыри» стали высшим, не превзойденным выражением мощи, доблести, мудрости и миролюбия русского народа.

Богатыри

«Богатырей» художник писал в Москве, в мастерской, построенной по собственному проекту, недалеко от Самотечной площади. В Москву он приехал в тридцатилетнем возрасте и до конца жизни (1926 год) не покидал древнюю русскую столицу. Она стала его домом, «Берендеевыми палатами».

В домике-теремке близ Самотеки в конце жизни художник создал сюиту картин на темы русских сказок: «Баба-яга», «Кащей бессмертный», «Царевна лягушка», «Царевне Несмеяна», «Спящая царевна», «Сивка-бурка», «Ковер-самолет».

Виктор Васнецов очень разнообразен. Он работал не только в живописи, но и в графике (иллюстрации к пушкинской «Песне о вещем Олеге»), в театре он создал замечательные декорации к весенней сказке Островского «Снегурочка». Васнецов работал и как художник монументалист: он расписал круглый зал Исторического музея в Москве (фриз «Каменный век»), по его проекту был оформлен фасад Третьяковской галереи. По его рисункам и проектам в художественных мастерских в Абрамцеве искусные мастера украшали народными орнаментами мебель, посуду и т. п.

Везде, где работал Васнецов: в живописи, архитектуре, прикладном искусстве, он стремился возродить русское народное творчество.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: