«Менины» Веласкеса
Диего Веласкес (1599–1660) был придворным художником испанского короля Филиппа IV. Последний подарил мастеру личную студию в королевском дворце для создания произведений искусства для короля, а также портретов и величественных картин, документирующих достижения королевской семьи.
Инфографика: основные даты биографии Веласкеса
Веласкес написал «Менины» в 1656 году. Работа имела разные названия, в том числе «Семья короля Филиппа IV». Кстати, картина была чудом спасена от пожара 1734 года в Алькасаре, где жил и работал Веласкес, хотя ее пришлось реставрировать. Фердинанд VII передал ее в музей Прадо, где она появилась в первом каталоге в 1819 году. Португальский термин «менины», означающий «маленький ребенок», использовался в то время для именования молодых благородных женщин, которых выбирали фрейлинами на службе королевской семьи.
«Менины» Диего Веласкеса (1656)
В своих «Менинах» Веласкес изображает автопортрет в самом акте живописи, демонстрируя, что его ремесло требует непосредственного действия. Служанки склоняются к принцессе, которая чуть повернула голову, мужчина и монахиня на заднем плане разговаривают, герой на лестнице бросает беглый взгляд назад. Маленький мальчик на переднем плане играючи подталкивает собаку ногой. Среди множества произведений искусства, вывешенных в комнате, зеркало рядом с открытой дверью отражает образ короля Филиппа IV и королевы Марианы. Похоже, они смотрят на свою пятилетнюю дочь и ее окружение, которое включает в себя фрейлин, карлика и собаку. В этом смысле картина — это и портрет королевской семьи, и автопортрет художника, который показывает не только то, как он выглядит и как он работает, но и демонстрирует известность мастера (ведь сама королевская семья — его клиенты).
Пабло Пикассо впервые увидел «Las Meninas» Веласкеса, когда ему было 14 лет. Это было поворотное время в его жизни — он все еще искал смысл жизни, но уже чувствовал свои художественные таланты. Через несколько месяцев после увиденного шедевра «Менины» семилетняя белокурая сестра Пикассо Мария де ла Консепсьон умерла от дифтерии. Пикассо и его семья (особенно его отец) так и не оправились от потери, которая преследовала Пикассо всю оставшуюся жизнь. В 1897 году, в возрасте 16 лет, менее чем через год после смерти сестры, он создал свой первый набросок, посвященный персонажам «Менинов» — Марии Агустине (горничной) и Марии Маргарите (инфанте). Неслучайно героини были блондинками (в память об умершей сестре). А вот действительно величайшие версии «Менин» Пикассо написал спустя десятилетия.
Кто же главный герой картины
Кто главный герой картины, понятно сразу. Инфанта Маргарита.
Именно ее Веласкес выделяет светом. Вернее, более светлыми красками, создающими у нас иллюзию того, что девочка больше всех освещена.
Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид
Видно, что Веласкес рисует ее с особенной нежностью. Розовые щечки, губки. Белокурые, по-детски жиденькие волосы.
Мы знаем, что художник искренне любил девочку. Она не могла не нравиться. Несмотря на близкородственный брак ее родителей (мать — племянница отца), каким-то чудом девочка родилась здоровой и миловидной. К тому же имела необременительный для окружающих характер.
Также освещены светом фрейлины инфанты (по-испански — менины). Они тоже миловидны. Картина называется в их честь. Но я не думаю, что так назвал её сам Веласкес.
Долгое время она числилась в каталогах под названием «Семья Филиппа IV». Видимо, название «Менины» закрепилось позднее с лёгкой руки одного из хранителей картины.
В более приглушенном свете мы видим карлицу — няню инфанты. К ней относились при дворе благосклонно. Ведь она ухаживала за Маргаритой с рождения. За единственным на тот момент выжившим ребёнком королевской четы.
Возможно, карлице ставили это в заслугу. Поэтому и наградили орденом. На картине она трогает его рукой и как бы демонстрирует нам.
Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.
А рядом с ней ещё один карлик — ребёнок. Он играючи поставил ногу на пса. Дело в том, что лишь карлики могли вести себя раскованно при дворе. Обычный придворный не мог себе позволить обижать пса инфанты.
Интересный факт. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который Веласкес якобы пишет в «Менинах», в реальности не существовует. Скорее всего, художник его выдумал.
А вот отдельный портрет инфанты Маргариты в этом же платье сохранился. На фоне того самого красного занавеса.
Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. 1656 г. Музей истории искусства, Вена.
Почему так? И вот мы приблизились к главной загадке картины…
Автопортрет художника
Часто на картинах, среди персонажей, художники изображали себя на заднем плане или в углу. Это сродни подписи мастера. То же самое сделал в своем полотне и Веласкес. «Менины» – наиболее достоверный портрет живописца. Однако орден Сантьяго на его груди еще не был получен, почему же он присутствует на картине? Быть может, его нарисовали позднее, когда членство в рыцарском ордене было узаконено?
Существует версия, что орден был написан уже после смерти Веласкеса. Возможно, по приказу короля. Но орден написан настолько точно в манере Веласкеса, что нет сомнений в его авторстве.
Может, это не художник изображен на картине? Потому что рисовать орден на груди, когда он не получен, – серьезный проступок для придворного живописца. Да и рыцарский орден Сантьяго – слишком серьезная организация. Так кто же на полотне – сам художник или другой человек? Искусствоведы спорят по сей день по поводу написания этой картины. Удастся ли им открыть правду?
Диего Веласкес. Картины
Художник писал картины разной жанровой принадлежности – портреты, пейзажи, бытовые и исторические зарисовки.
Его жизнь в Севилье изобиловала жанровыми сценками из народной жизни. Большой известностью пользуются такие картины, как «Старая кухарка», «Продавец воды»; религиозные полотна – «Христос в доме Марфы», «Непорочное зачатие», «Поклонение волхвов».
Мадридский период характерен своими парадными портретами (первого министра Оливареса, короля и членов его семьи). В Италии был написан портрет папы Иннокентия X. В то же время была создана «Венера с зеркалом». Испанской инквизицией жестко осуждалось изображение обнаженного тела. Но одобрение Филиппом IV этой картины позволило Веласкесу избежать гнева церкви.
«Венера с зеркалом» писалась под впечатлением от венецианской живописи. Дважды за свою жизнь побывал художник в Италии. Прототипом для его Венеры послужили полотна Рубенса («Венера перед зеркалом»), Джорджоне («Спящая Венера»). Существует версия, что картина Веласкеса изображает любимую женщину художника, Фламинию, и их общего сына. Долг перед женой и стабильная работа в Испании не позволили ему остаться с избранницей. Однако и в картине «Пряхи» можно заметить сходство сидящей спиной девушки с Венерой.
Загадка картины
Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. Это не одобрялось испанскими законами – только инфант мог наследовать трон.
Спустя год после написания картины у Филиппа IV родился сын и наследник. «Менины» стали опасны. Судя по всему, фигура самого Веласкеса была нарисована позднее и закрывала собой другого героя полотна.
Рентгеновский снимок картины в 1965 году выявил наличие еще одного персонажа, которого впоследствии пришлось закрасить.
По одной версии, художника на полотне не было, а был паж. Он протягивал инфанте символ власти – королевский жезл, тем самым намекая на ее наследование испанского трона.
Поэтому после рождения наследника мужского пола картина должна была быть уничтожена. Художник, изменив героев, спас ей жизнь. Вместо пажа с жезлом он изобразил себя.
Сравнение полотен
1. В работе Пикассо присутствуют все фигуры с холста старого мастера, играющие идентичные роли и занимающие похожие позиции.
2. Образ самого художника имеет размеры более внушительные, чем в версии Веласкеса
Это, конечно, дань уважения старому мастеру как творцу (зритель, наверняка, обратил внимание, что у художника на картине Пикассо в руке две палитры – это хвала художника блестящему таланту Веласкеса)
Фрагменты «Менин» Веласкеса и Пикассо
3. В то время как в версии Пикассо свет заливает комнату, в оригинале Веласкеса атмосфера более приглушена, а собака Пикассо Люмб занимает ту же позицию, что и сидящий мастиф в работе более старого испанца.
4. Отдельного внимания заслуживает фигура принцессы Маргариты. Эта героиня была особенно важна для Пикассо. Свои «Менины» Пикассо написал в 75 лет, этот возраст был для художника символически важным, потому что отец Пикассо умер в возрасте семидесяти пяти лет. Этот период вызвал многочисленные видения его собственной смертности, которые неизбежно пробудили воспоминания о смерти его сестры. Глядя на вариации Веласкеса конца 1950-х годов, можно увидеть, что образ его молодой белокурой сестры явно сравним с образом белокурой инфанты. Это изображение инфанты вызывает еще одну фигуру — дочь Пикассо Палому, которая была примерно того же возраста, что и его покойная сестра и инфанта на момент создания этих картин. Неудивительно, что, учитывая символизм чисел и воспоминания, Пикассо посвятил инфанте пятнадцать отдельных картин. Все они изображены разными способами, каждый из которых сильно отличался от всех остальных
Завершив эти работы, Пикассо ненадолго обратил свое художественное внимание на совершенно другую тему — голубей
Эскизы Маргариты Инфанты кисти Пабло Пикассо
5. Вертикальный формат Веласкеса заменяется горизонтальной композицией Пикассо.
6. В работе Веласкеса композиция вращается вокруг Инфанты Маргариты. А вот на картине Пикассо Инфанта по-прежнему играет важную роль, но не менее значима фигура художника, который изображен в непропорциональном размере, укрепляя тем самым идею о том, что самым важным во всем творчестве является сам художник.
7. Другой важный аспект — обработка света и цвета. Это изменение напрямую влияет на яркость картины: справа открываются большие окна, которые в работах Веласкеса остаются закрытыми. Отсутствие цвета в работах Пикассо контрастирует с яркостью Веласкеса. У Пикассо черное и белое доминируют в композиции намеренно. А вот цветная палитра появилась в последующих интерпретациях.
Фрагмент с собакой в двух версиях Веласкеса и Пикассо
В заключение хотелось бы упомянуть слова Пикассо о картине Веласкеса: «Что за картина «Менины»! Какая реальность! Веласкес — настоящий художник реальности. Независимо от того, хороши ли его другие картины или плохи, эта, в любом случае, восхитительна и совершенно успешна!».Источник
Веласкес «Менины». Описание картины
Полотно было написано в 1656–1657 годах. Оно до сих пор находится в Мадриде, в музее Прадо. На картине изображена инфанта Маргарита и ее менины (фрейлины). На заднем плане в зеркале отражаются король Филипп IV и Марианна Австрийская – родители инфанты. Придворные дамы и кавалеры, карлики, собака и сам художник – небольшая сценка из дворцовой жизни изображена на полотне.
Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Король и королева представлены вместе. Тем не менее, по этикету их всегда рисовали отдельно.
Размер полотна, за которым работает художник, слишком велик для портретной живописи. Что за картину скрыл Веласкес в «Менинах»?
Изображение пола, стен, потолка с их жесткой геометрией занимают слишком много места и кажутся неуместными. Почему художник уделил так много внимания сумрачным теням позади инфанты и ее окружения?
Пятилетняя Маргарита кажется слишком одинокой в этом огромном помещении. Ее детство проходит в соблюдении строгого испанского этикета, где смех и улыбки запрещены.
Критики и художники того времени удивлялись столь реалистичному написанию полотна. В те времена было принято несколько сглаживать образы, делать задний фон более чарующим. Так, «Спящая Венера» Джорджоне – это идеализированный женский образ. В то время как Веласкес прагматичен и реалистичен в своей портретной живописи.
Диего Веласкес. Севильский период
В 1599 году в небогатой дворянской семье родился Диего Веласкес. Точная дата рождения неизвестна, день крестин – 6 июня. Его родители, выходцы из Португалии, обосновались в испанском городе Севилье.
Способности к рисованию у Веласкеса проявились рано. Отец определил его в мастерскую известного художника Ф. Эрреры. Для дворян в те времена занятия живописью считались унизительными. Осуждался ручной труд аристократии. Суровый характер Эрреры стал поводом для разногласий. Вскоре Диего Веласкес очутился в другой мастерской – художника Франсиско Пачеко. Его дом всегда был открыт для любителей искусства. Веласкес со временем получил звание мастера живописи и женился на дочери Пачеко.
Счастливый брак, известность – все говорит о том, что успешен был в Севилье Диего Веласкес. Картины, написанные им на бытовые темы, дали толчок для развития жанра бодегонес. Изредка он писал портреты, выполнял церковные заказы.
Заключение
Свое название картина получила в XIX веке. До этого при описании работ Веласкеса ее именовали «Королевская семья» или «Семья Филиппа VI».
Подчеркнул прелесть инфанты в своей картине Веласкес. «Менины» создают резкий контраст между сиянием Маргариты и окружающей обстановкой. Глубокое философское содержание полотна, его тайный смысл оставляют множество загадок.
Пабло Пикассо на основе картины написал 58 вариаций в своем неповторимом стиле. Он предложил новую трактовку полотна Веласкеса. Каждый персонаж несет двойную смысловую нагрузку – добра и зла. Герои олицетворяют две противоположности мира – жизнь и смерть.