Основные идеи сюрреализма
На формирование и развитие этого течения серьезное значение оказал психоанализ Зигмунда Фрейда. Для понимания сюрреализма лучше сперва познакомиться с анализом сновидений.
Картина Сальвадора Дали “Искушение святого Антония”
Выделяют два направления. Первое – это новый процесс создания произведений искусства, своеобразный эксперимент. Второе – отражение на полотнах оторванных от реальности картин, которые созданы подсознанием. Законы, привычные в академической живописи, не нарушаются – например, художники также передают игру света и тени, однако не боятся экспериментировать, создавая фантастические абстракции.
Ограниченной реальности противопоставляют мир внутренний, который не знает рамок. Художники сюрреалисты пробуют необычные сочетания форм и цветовых решений. Новый подход переносит зрителей в мир, живущий по собственным законам, – зыбкий, словно сон или размытое видение. Представители сюрреализма в живописи 20 века хоть и работали в одном направлении, но создавали совершенно непохожие работы – авторство многих картин можно угадать с легкостью.
Что такое сюрреализм
Сюрреализм как направление в искусстве сформировался в 20-х годах XX века. Сюрреализм в живописи исследует подсознание человеческого разума и, соответственно, утверждает, что познать правду мира можно именно через подсознание, а не через логическое восприятие действительности.
Большое влияние на развитие этого стиля живописи имела теория психоанализа Зигмунда Фрейда. Очень часто художники-сюрреалисты используют в создании картин образы из собственных сновидений. Среди особенностей стиля сюрреализм выделяют следующие:
- алогизм;
- иррациональность;
- переменчивость образов;
- фантасмагоричность сюжетов;
- парадоксальность сочетаний и форм;
- использование символов.
О пяти художниках-сюрреалистах, ставших самыми яркими представителями этого стиля, об их самых главных работах мы и поговорим далее.
Приемы сюрреализма
Появляются новые приемы, до сих пор не используемые в живописи. Также применяются старые техники от мастеров, которые не были признаны в свое время или те приемы, которые ранее отрицались художественными критиками.
1. Соединение разнообразных предметов и людей 2. Использование коллажей, фотомонтажа. 3. Искоренение жанровой принадлежности, смешение различных видов. В натюрморты могут вставляться портреты, в пейзажи – композиции из деталей механизмов, животные смешиваются с инструментами, предметы утвари становятся героями бытовых сценок вместо людей. 4. Появление новых техник и названий: – буллетизм – рисование разбивающимися сосудами с краской. – деколлаж – расклеивание, расслоения объекта. – дриппинг – беспорядочное разбрызгивание или разливание красок; – фроттаж – перенос изображения с рельефной поверхности на бумагу с помощью простого карандаша; – фьюмаж – рисование с помощью копоти свечи или керосиновой лампы.
Сальвадор Дали. Портрет моего покойного брата
Сюрреализм стал воплощением неосознанных переживаний человека в реальности. Детские страхи и взрослые поражения, внутренние комплексы, элементы собственной неудовлетворенности жизнью – все это стало выходить на первый план в искусстве. Художники, литераторы, фотографы перестают скрывать свои истинные чувства и мотивы, позволяя и другим заглянуть в себя и узнать что-то новое.
Техники и философия
Художники изобрели методы для получения фантазийных изображений, в которых переплетается реальность и вымысел, галлюцинация, сон.
Текстурирование
Методика создания изображения, поместив лист бумаги на неровную или зернистую поверхность. Например, дерева или камня. Карандашом или мелком бумага обрабатывается до тех пор, пока приобретет текстуру использованного для подложки материала.
Декалькомания
Метод в искусстве, в котором краска выплескивается на бумагу или наносится при помощи большой щетки. Пока она еще не высохла — покрывается другим листом бумаги. Путем трения поверхности о поверхность художнику удается создать необычные образы.
Соскабливание
Техника создания определенных эффектов при помощи помещения окрашенного полотна на текстурированную поверхность и обработки путем скобления. Частично краска удаляется с поверхности, а окрашенная часть приобретает необычный, фактурный вид.
Фьюмаж
Сформировался в конце 1930-х годов, под листом бумаги размещалась свеча, чтобы на поверхности остались следы сажи. Перемещение свечи разнообразные фантазийные узоры.
Коллаж
Техника создания коллажей предполагает создание живописных или графических полотен путем собирания сюжета из разных частей других картинок, вырезок газет, журналов, рисунков, фото. Эти элементы располагают и наклеивают согласно с изначальным замыслом, и таким образом создают новую цельную композицию.
Чертеж
Автоматический чертеж выполняется при помощи пера или кисти: линии чертятся без определенного план и соблюдения правил.
Работы в стиле сюрреализма называют абсурдными, лишенными логики, полными противоречий. Художники, работавшие в этом стиле, начали художественную революцию сознания и восприятия. Они считали, что только искусство способно освободить разум человека.
Поэзия
Сюрреализм как стиль возник в конце первого десятилетия 20-го века. Впервые употребил этот термин французский поэт Гийом Аполлинер. Так он назвал действо, которое происходило на премьере балета «Парад». Художественным оформлением данного спектакля занимался Пабло Пикассо.
В этой театральной постановке все компоненты: музыка, живопись, танец раскрывали идею о преломлении в сознании художника окружающей действительности. Такое видение мира и получило название сюрреализма. Это слово происходит из латыни и может буквально переводиться как «потусторонняя реальность» или «то, что находится вне повседневной обыденности».
Таким образом, направление сюрреализм возникло впервые не в живописи, а в литературе. Данный факт является весьма занимательным, ведь большинство людей склонны ассоциировать в своем сознании сюрреализм именно с творчеством художников.
Страна снов
На вопрос: «Что такое футуризм?» во многих энциклопедических справочниках дается определение, подобное этому: «Направление представляет собой стиль, основанный на таких явлениях человеческого сознания, как сон и другие малоизученные состояния». По этой причине несложно догадаться, что многие представители данного стиля являлись поклонниками немецкого психолога Зигмунда Фрейда. Этот ученый известен своим изучением сновидений и их толкованием. У него есть несколько трактатов, посвященных именно этой проблеме. Возвращаясь к теме живописи, стоит вспомнить такую сюрреалистическую картину, как «Сон, вызванный полетом пчелы…» Это полотно написал испанский гений изобразительного искусства Сальвадор Дали.
Автоматизм и игра в чепуху
В основе сюрреализма, буквально «над-реализма», лежит интерес к иррациональному. В 1924 году
Андре
Бретон Андре Бретон (1896–1966) — французский писатель и поэт.,
основоположник этого направления, написал манифест, где провозгласил его важный принцип — автоматизм, или
«потоковое письмо», то есть отказ от редактирования себя в текстах. Художники-сюрреалисты тоже
стали
применять этот подход, чтобы перестать контролировать творческий процесс и позволить случайности или материи
(например, краске, огню, воде) вмешиваться в него. Такие методы, как декалькомания (жидкая краска
наносится на гладкую бумагу, ее прижимают к другому листу, и получаются непредсказуемые абстрактные формы),
фроттаж (поверхность,
под которую подложен текстурированный материал вроде коры дерева или гальки, натирается карандашом или краской),
граттаж (процарапывание острым инструментом, например пером, бумаги или картона, залитых тушью), брюляж (нагревание
негативов до расплавления перед печатью) и фюмаж (воздействие на поверхность огнем или дымом), позволяли разбудить
воображение, увидеть в абстрактных формах некие новые пространства или образы и иногда достроить их. Еще
сюрреалисты
очень любили игру в чепуху, которую называли игрой в изысканный труп: она давала волю случаю и помогала создавать
странные коллажи и удивительных монстров.
Сюрреализм в живописи 20 — 21 века
Сегодня у искусства огромное количество разнообразных направлений, и конечно у каждого из них есть свои особенности. Самым влиятельным из направлений на период с 20 по 21 век приходится сюрреализм. Художники-сюрреалисты искали способы, как интерпретировать мир, получая вдохновение из снов и подсознания. Такие решения вдохнули во многих дизайнеров желание работать по тому же принципу. Бесспорно это новое и современное искусство, однако по своей концепции оно не уходило от наиболее известной темы — природы. Идеи для иллюстраций на эту тему художники брали из множества источников. Это могла быть наука, к примеру анатомия, либо инновационные технологические решения, такие как фотокарточки, да и в целом любые направления искусства. Исходя из всего этого в сюрреализме этого времени развился биоморфизм, что оказало огромное влияние на дизайн. Отныне разные технические предметы начали создаваться с использованием вида представителей флоры и фауны.
Сюрреализм пусть и не смог решить проблемы современного искусства, однако сильно подтолкнул к осознанию мироздания. Сальвадор Дали пытался создавать удивительные и необыкновенные вещи. Исходил он из того, что наш мир слишком механичный и ему просто необходима фантастика. Он считал что люди могут сделать вымысел реальностью. Сейчас искусство целиком и полностью зависит от современных технологий. Всё это значит, что влияние цивилизации неизбежно. Получается, с уверенностью можно сказать, что рост прогресса современных технологий очень сильно поменяет эту культуру. Каким теперь будет современное творчество — остаётся только догадываться.
представители
Андре Бретон
Андре Бретон родился во Франции в феврале 1896 года и умер в сентябре 1966 года. После Первой мировой войны он переехал в Париж, где был связан с литературными авангардными движениями, которые происходили в городе..
Во время Первой мировой войны он присоединился к художникам дадаистского движения. Однако со временем он сам станет основателем сюрреализма после публикации своего сюрреалистического манифеста..
Основываясь на теориях Зигмунда Фрейда, Бретон понимал бессознательное как источник воображения и новых идей. Поэтому он определил гения в соответствии с доступностью людей к той сфере, которая живет в их бессознательном.
Луи Арагон
Луи Арагон родился в Париже в 1897 году и умер в 1982 году. В 1917 году он поступил на медицинский факультет в Париже, где встретился с Андре Бретоном..
В 1919 году Бретон-и-Арагон опубликовал первый номер журнала «литература»Принадлежащий к течению дадаистской литературы.
Однако позже Арагон сосредоточил свое внимание на сюрреализме, в рамках которого была характерна его защита автоматического письма. Он объяснил, что это был способ выразить свои мысли на бумаге естественным и плавным способом
Арагон был привержен коммунистическим идеям, что видно в его сериале «Le Monde Reel». Это была серия книг о сюрреалистической политике, в которой используется социальный реализм для нападок на буржуазные литературные и культурные нормы..
После войны Арагон написал серию научно-популярных работ, монографий, переводов и книг по истории, политике, искусству и культуре. В общей сложности он опубликовал более 100 книг за всю свою жизнь, кроме посмертных публикаций.
Филипп Супо
Филипп Супо родился в Шавиле в 1897 году и умер в Париже в 1990 году. Он участвовал в движении Дада с Тристаном Царой и позже, вместе с Бретоном и Арагоном, был одним из основателей сюрреалистического движения.
Вместе с Бретоном он участвовал в создании дадаистского журнала «литература«В 1919 году. Позже вместе с этим автором он написал« Магнитные поля », произведение, которое считается первым автоматическим экспериментом по письму..
Однако разорвал его отношения с Бретоном в 1927 году, когда он был связан с Коммунистической партией. Отныне его работа дистанцировалась от сюрреализма.
Его более поздние публикации были больше связаны с литературной и художественной критикой, а также с написанием эссе.
ссылки
- Licciardi, B. (S.F.). Что такое сюрреализм в литературе? — Определение, характеристики и примеры. Получено с: study.com
- Фонд поэзии. (S.F.). Луи Арагон. Получено с: Стихи.ру
- Биография (S.F.). Биография Филиппа Супо. Получено от: thebiography.us
- Редакция Британской энциклопедии. (2016). Сюрреализм. Получено с: britannica.com
Основные идеи сюрреализма
На формирование и развитие этого течения серьезное значение оказал психоанализ Зигмунда Фрейда. Для понимания сюрреализма лучше сперва познакомиться с анализом сновидений.
Картина Сальвадора Дали «Искушение святого Антония»
Выделяют два направления. Первое – это новый процесс создания произведений искусства, своеобразный эксперимент. Второе – отражение на полотнах оторванных от реальности картин, которые созданы подсознанием. Законы, привычные в академической живописи, не нарушаются – например, художники также передают игру света и тени, однако не боятся экспериментировать, создавая фантастические абстракции.
Ограниченной реальности противопоставляют мир внутренний, который не знает рамок. Художники сюрреалисты пробуют необычные сочетания форм и цветовых решений. Новый подход переносит зрителей в мир, живущий по собственным законам, – зыбкий, словно сон или размытое видение. Представители сюрреализма в живописи 20 века хоть и работали в одном направлении, но создавали совершенно непохожие работы – авторство многих картин можно угадать с легкостью.
Интеллектуал среди мистиков
Особняком среди всех картин в стиле сюрреализм стоят творения бельгийского художника Рене Магритта. Этого деятеля искусства можно назвать интеллектуалом направления. Его работы выделяются среди всего наследия стиля сюрреализм своими идеями, основанными на логической игре, а также на своеобразном стремлением представить на полотнах что-то вроде шарад и ребусов. Они заставляют людей задуматься о смысле окружающей действительности.
Этот живописец, в отличие от Сальвадора Дали, Макса Эрнста и других, почти не прибегает в своем творчестве к теме мистицизма и и не употребляет образы, связанные с мифологией и религией. Напротив, он старается заставить зрителей вспомнить о том, что окружающий мир лучше всего может быть осмыслен при помощи таких мыслительных процессов, как логика.
Широко известна серия его картин, посвященных идее о том, что человеческое зрение не всегда отражает предметы действительности такими, какие они есть на самом деле. Например, в этом цикле, носящем название «Вероломство образов» есть полотно, на котором изображена обычная курительная трубка. Надпись, которая приводится под предметом, гласит: «Это вовсе не трубка». Таким образом, художник хотел сказать о том, что краски, при помощи которых создается иллюзия, вызывающая в сознании человека образ привычной для него вещи, не являются, в сущности, этим предметом.
Сюрреализм А. Бретона
Министерство Образования и Науки Российской
Федерации
Федеральное Агентство по Образованию Государственное
Общеобразовательное Учреждение Высшего Профиля
Таганрогский Государственный Радиотехнический
Университет
Реферат
на тему
Сюрреализм А. Бретона.
Выполнил:
Волощенко А. П., гр. Э-25
Проверил:
Путилин А. И.
Таганрог 2006 г
Оглавление
Введение
Сюрреализм (от французского
surrealisme — буквально сверхреализм) — модернистское направление в искусстве,
появившееся после первой мировой войны во Франции, в 20-х годах нашего века.
Его создатели – молодые
художники, поэты рассматривали сюрреализм как способ познания подсознательного,
сверхестественного. По определению основателя и идеолога этого направления
Андре Бретона сюрреализм есть «чистый психический автоматизм, имеющий целью
выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование
мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то
ни было эстетических или нравственных соображений».
Создавался не просто новый стиль в искусстве и
литературе, а, в первую очередь, проявлялось стремиление переделать мир и
изменить жизнь. Сюрреалисты были уверены в том, что бессознательное и
внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть
утверждена на земле.
Преемники сюрреализма
Этот стиль, как уже было сказано, являясь одним из звеньев в цепи декадансного искусства, имеет и собственных детей. Например, склонность Сальвадора Дали в своих поздних сюрреалистических картинах изображать знаменитостей из мира богемы, было унаследовано более поздним художественным течением, получившим название поп-арт.
Примером подобных работ можно называть скульптуру «Мозг Элиса Купера», созданную все тем же испанским гением, и портрет Мэрилин Монро, принадлежащий перу Энди Уорхола. Последний является одним из основоположников поп-арта. От сюрреализма новое направление искусства унаследовало и стремление поэтизировать обычные, казалось бы, предметы повседневного быта. Почти каждому любителю искусства известна работа Уорхола, на которой изображены консервные банки.
Живопись Рене Магритта
Бельгийский художник Рене Магритт к психоанализу в творчестве относился негативно. На его полотнах мы видим привычные предметы, однако под новым углом. Одна из главных целей творчества, по мнению живописца, – заставить зрителей думать. Как сделать это с помощью искусства? Например, превратить картину в головоломку, оставив под обычным на первый взгляд изображением неожиданную подпись «это не он».
Сюрреализм Рене Магритта называют «парадоксальным» – простые вещи с его картин наталкивают на тревожные и пугающие мысли. Если присмотреться повнимательнее, то начинают открываться новые смыслы и тайны, бережно скрытые в его работах.
Часто на полотнах Рене Магритта можно увидеть мужчину в котелке. Кто же этот таинственный незнакомец? Существует две основных версии:
- Кто-то считает, что это – просто автопортрет художника.
- Часть критиков придерживается мнения, что так в творчестве художник показывает источник своего вдохновения, который кроется в обыденных вещах, и в незамысловатых образах.
Рене Магритт «Силуэт»
Одна из самых популярных работ художника называется «Влюбленные». Картина написана в 1928 году. На полотне сохранен необычный поцелуй – лица влюбленных укрыты тканью. К большинству картин Рене Магритт давал свои комментарии, однако эту работу решил никак не объяснять.
Картина «Влюбленные»
Поклонники творчества живописца дали немало интерпретаций. Например, предположили, что так передана любовь, которая, как известно, слепа. По другой версии – люди остаются загадками друг для друга даже в моменты близости. По третьей – на картине изображен серьезный разлад в отношениях, когда каждый в паре сосредоточен на самом себе.
Отдельные части тела
Тело видится не как нечто цельное: человек разорван на части либо фетишистским взглядом смотрящего, либо
физическим насилием. Но нередко часть тела (например, рука, палец, глаз или рот) становится самодостаточной
и начинает
жить как улитка или ракообразное: свободно передвигается в пространстве, а также обретает собственное лицо
и характер.
Ман Рэй запускает в небо губы своей любимой модели Ли Миллер, Дора Маар соединяет руку манекена с раковиной
наутилуса,
а Жак-Андре Буаффар, иллюстрируя эссе Жоржа
Батая Жорж Батай (1897–1962) — французский философ и теоретик искусства, который исследовал иррациональные стороны жизни общества.
«Большой палец ноги», превращает часть тела в почти портретное изображение.
Освобождение духа
Сюрреализм (фр. surrеalisme — сверхреализм) как художественное направление оформился в 1920-х годах. Поначалу он обрел последователей в литературе и только потом — в живописи и других жанрах изобразительного искусства. Впервые это понятие использовал в 1917 году поэт Гийом Аполлинер в манифесте «Новый дух».
Философской основой для сюрреализма стали популярные в то время работы Зигмунда Фрейда, предлагавшего людям заглянуть в глубины своего подсознания, а также труды представителей левых политических партий и движений, которые призывали совершить революцию не только в капиталистических странах, но и в умах. Для всего этого требовалось освободиться от реального в пользу иррационального, «вне-разумного». «Манифест сюрреализма», созданный в 1924 году поэтом и писателем Андре Бретоном, гласил: «Среди множества доставшихся нам в наследство невзгод нам была предоставлена и величайшая свобода духа. Мы недостаточно ею злоупотребляем. <…> реалистическая точка зрения… представляется мне глубоко враждебной любому интеллектуальному и нравственному порыву. Она внушает мне чувство ужаса, ибо представляет собой плод всяческой посредственности, ненависти и плоского самодовольства».
Краткая история жанра
Изначально движение зародилось в литературе, но почти сразу же перекочевало в художественную сферу. Вслед за популярным в то время психоанализом сюрреалисты пытались показать, что творческая энергия находится в бессознательном, проявляясь в состояниях сна, гипноза, болезненного бреда и в автоматических неконтролируемых действиях. В своих работах они совмещали привычные глазу повседневные образы с аллюзиями и парадоксами из сновидений.
Вдохновленные идеями левой идеологии, последователи течения призывали к освобождению от навязанной рациональности с помощью искусства и выступали за то, что наше восприятие крайне иллюзорно из-за искажений, вызываемых бессознательными процессами. Работы сюрреалистов стремятся передать посыл: зачастую мы видим совсем не то, что нам кажется.
Известные художники-сюрреалисты
Предшественником и идейным основателем сюрреализма в живописи исследователи считают творчество нидерландского художника Иеронима Босха (XVI век), загадочные картины которого показали интерес творческой личности к фантазиям, нереальным изображениям и деформированной реальности («Аллегория чревоугодия и любострастия», «Извлечение камней глупости», триптих «Страшный суд).
(Сальвадор Дали «Постоянство времени»)
Самый известный художник-сюрреалист испанец Сальвадор Дали (1904-1989) считал себя последователем Босха. Его работы, основанные на теории Фрейда о человеческом подсознании, служили формальным и визуальным языком для передачи его снов, фантазий и галлюцинаций окружающим людям. Его творчество характеризуется использованием параноидально-критического метода познания (состояние, которое позволяю создавать иллюзии при полном сохранении собственного здравомыслия). Его знаменитые картины – «Постоянство времени», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения», «Предчувствие гражданской войны», «Лебеди, отраженные в слонах» и т.д.
(Макс Эрнст «Луара»)
Немецким идеологом стиля сюрреализм считается художник, график и скульптор Макс Эрнст
Это признанный мастер коллажа и фроттажа, в работах которого сосредоточено большое внимание на творчестве людей с нарушенной психикой. Его работы: «Плеяды или Приближение половой зрелости», «Целебес», «Сомнительная женщина», «Царь Эдип», «Кастор и Полукас», «Око безмолвия»
(Фрида Кало «Две Фриды»)
Известная художница, работавшая в стиле сюрреализма Фрида Кало (Мексика), её работы имеют особую смысловую наполненность, эмоциональность и яркость. Её произведения отличает большое количество автопортретов: «Маленькая лань», «Две Фриды», «Сломанная колонна», «корни», «Что дала мне вода».
(Ив Танги «Я увидел три города»)
Французский сюрреалист Ив Танги, сменивший огромное количество разных профессий, некоторое время был моряком, что объясняет присутствие в его картинах темы моря, подводных обитателей. Его работы характеризуются некоторой мрачностью, романтизмом, использованием мягких, плавных линий, изображение облаков, морской волны, клубов дыма: «Завтра», «Ветер», «Рука в облаках», «Превращение», «Шторм».
В Бельгии способствовал развитию сюрреалистического направления в живописи художник Поль Дельво, центральной тематикой его картин было обнаженное женское тело, часто изображал скелетов, наиболее известные полотна: «Спящая Венера», «Деревня русалок», «Зеркало», «Леда», «Пигмалион». Также известный бельгийский художник сюрреалист Рене Магритт, его произведения «Дитя человеческое», «Влюбленные», «Фальшивое зеркало».
Сюрреализм в России
Самые известные современные художники-сюрреалисты в России – Вячеслав Иванов и Борис Индриков. Вячеслав Иванов родился на родине Марка Шагала – в Витебске. Он создает удивительные работы, в которых фантастические сюжеты мастерски вписываются в реальность, открывая новые смыслы.
Вячеслав Павлович Иванов «Ветер странствий»
Картины в стиле сюрреализм создает и Борис Индриков, который поражает воображение не только своими запоминающимися работами, но и фразами, отражающими суть творчества. «Картина – это дверь в параллельный мир. Мир, где всё по-другому. Другие законы, другие линии и формы, – пишет Борис Индриков. – Это мой мир. Возможно, я из него пришел и в него вернусь».
Стилистика работ Бориса Индрикова
Художественные приемы сюрреализма в живописи
Дадаизм был ведущим направлением изобразительного творчества в 10-е годы XX века. Его предшественник фумизм возник еще в 1870-е. Таким образом, можно говорить о преемственности этих стилей. Соответственно, на вопрос: что такое сюрреализм, можно дать следующий ответ: это направление в искусстве, явившееся новым этапом осмысления мира, пришедшим вслед дадаизму и фумизму.
Самое таинственное из художественных течений 20-го века унаследовало от своих прародителей не только философские идеи и стремление разрушить сложившиеся моральные устои, но и ряд творческих приемов. Так, например, наследие фумизма можно проследить в таких полотнах, как многочисленные картины Сальвадора Дали, где действующими лицами являются различные исторические персонажи, предстающие в нетипичной для них реальности.
История сюрреализма
Сюрреализм (от фр. surréalisme — сверхреализм) сформировался как отдельное направление в европейском искусстве в 20-х гг прошлого века в послевоенной Франции. Его основоположником принято считать Андре Бретона (André Breton). Предвестником нового движения стало сочинение «Магнитные поля», а после публикации в 1924 году «Манифеста сюрреализма» движение обрело четкую программу и признанного лидера.
Сюрреалистические мотивы использовали в своих работах еще мастера Эпохи Возрождения. Триптих Иеронима Босха (Jheronimus Bosch) «Сад земных наслаждений» переполнен загадочными фигурами, порожденными фантазией мастера. На картине изображены облеченные в плоть галлюцинации, странные чудовища и сложные машины для пыток.
Кисти Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) принадлежат фантасмагорические циклы «Времена года» и «Четыре элемента». На них художник изобразил аллегорические портреты человека, составленные из живых и неживых предметов. Сальвадор Дали называл этого итальянского живописца отцом сюрреализма.
Непосредственным предшественником направления «сюр» в искусстве был дадаизм. Многие представители французской школы этого нигилистического движения впоследствии стали сюрреалистами. Значительное влияние на формирование нового направления также оказало творчество выдающихся представителей символизма Гюстава Моро (Gustave Moreau) и Одилона Редона (Odilon Redon). Научное обоснование своим идеям сюрреалисты находили в философии Фридриха Ницше и работах по психоанализу Зигмунда Фрейда.
Первая выставка «сюр» была организована в Париже в ноябре 1925 года. В это же время в Бельгии начал издаваться специализированный журнал Correspondance. В 1929 году из Испании во Францию переезжает Сальвадор Дали (Salvador Dalí) и примыкает к группе Андре Бретона.
В конце 20-х — начале 30-х гг прошлого столетия в направлении назревает первый серьезный кризис. Причиной этому послужила активная политическая позиция лидера. Андре Бретон становится ярым сторонником левых троцкистских убеждений, вступает в Коммунистическую партию Франции. В это время часть сюрреалистов покидает движение.
Всемирную известность направление снискало на международных выставках в Лондоне и Нью-Йорке (1936 г), Токио (1937 г), Париже (1938 г). А начало Второй Мировой войны многими экспертами искусства расценивается как окончание организованного движения «сюр».
В 40-е годы в творчестве наиболее известного в мире представителя жанра — Сальвадора Дали отчетливо наблюдается эволюция взглядов. Художник отдаляется от строгих сюрреалистических норм, в его картинах четко проявляются черты академизма. Эксцентричный испанец эмигрирует в США и успешно ведет коммерческую деятельность. Произведения мастера пользуются большим успехом и хорошо продаются.
В 60-70-е годы ХХ века публика постепенно теряет интерес к сюрреализму, направление растворяется во второй волне авангардизма.