Библиография
- Альманах «Искусство книги», в. 2, 1956—1957. — М.: 1961. — С. 131—133.
- «Книга и революция», 1920, № 3—4, с. 62.
- Молок Ю. Камея на обложке // Опыты. Журнал эссеистики, публикаций, хроники. — 1994. — N 1. — С. 127.
- Тименчик Р.Д. А.А. Ахматова (К 100-летию со дня рождения). — М.: 1989.
- РГАЛИ, ф. 13, оп. 1, ед. хр. 16, л. 23
- Молок Ю.А., Турчин В.С. Книга и книжники. Образ книги в русской графике первой трети XX века. — М.: 2003. — С. 223-224.
- Исаев В.Ю. Сокровища Дома Волошина. Альбом. — Симферополь: СОНАТ, 2004. — 400 с. — ISBN 966-8111-40-0.
Это незавершённая статья о художнике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
4. Анна Ахматова
Художник был дружен с Ахматовой с начала 1910-х годов, что можно увидеть по рисункам, оставленных Белкиным в альбоме поэтессы5.
Пожалуй, первые известные свидетельства о работе над её портретом (тем, что выставлялся в июне 1924 на выставке «мирискусников») относятся к маю 1922 года. Вениамин Павлович пишет в Берлин: «Я усердно занимаюсь живописью, пишу портрет Ахматовой и этюды»3. В музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме хранится экземпляр «Белой стаи», который она подарила художнику, со следующей надписью: «Милому Вениамину Павловичу Белкину в первый день писания нашего портрета весной 1922 года. Петербург». Позже, по неизвестной причине, художник переписывает этот портрет и вновь показывает его уже на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в 1932 году. Экспертиза, проведённая специалистами Русского музея, позволяет утверждать, что и впоследствии он подвергался переработке автором, и, возможно, датой окончания работы можно считать 1941 год.
Образ Ахматовой угадываются в женских портретах, созданных художником при иллюстрировании поэмы Г. Чулкова «Мария Гамильтон» (леди Гамильтон — атрибуция Р. Д. Тименчика4) и первой части романа А. Толстого «Хождение по мукам» — «Сёстры» (одна из сестёр — атрибуция Ю. А. Молока3).
Биография[ | ]
Родился 4 марта 1874 года в городе Елисаветград Херсонской губернии (ныне Кропивницкий, Украина) в семье мещанина Петра Степановича Белкина и его жены Любови Николаевны. Ивана Петрович обучался в Елисаветградскую гимназии, после чего окончил курс медицинских наук в Киевском Императорском университете святого Владимира (ныне Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко) в 1900 году.
В 1901 году поступает на службу запасного врача в Одесском уездном земстве. С 1902 года возглавляет Троицкий медицинский участок. Здесь знакомится со своей будущей супругой — поэтессой и писательницей Любовью Михайловной Белкиной (урожденной Родионовой, в первом браке Клячко), которая была причастна к основанию «Рабочей партии политического освобождения России» — организации народническо-эсеровского направления, объединявшей до 40 рабочих кружков, в том числе Москвы, Киева, Одессы и других городов.
В 1905 году Белкин выслан на время военного положения в Самарскую губернию, однако будет активно участвовать в революционном движении в Москве. После подавления революции 1905 года Белкин скрывается, проживая в Москве на Поварской улице № 37, в доме Титовской школы. В 1909 году Белкин является врачом первого в России Земского санатория легочных больных имени А. М. Гаврилина. На этой должности Белкин изучает опыт построения санаториев в Швейцарии, Италии, Франции.
В годы Первой мировой войны призван на фронт. После Февральской революции оказывается в Туле, где занимает различные руководящие посты. В мае 1919 года Президиум Тульского Губернского Исполнительного Комитета вводит Белкина членом Коллегии в Тульское Губернское Отделение Государственного Контроля.
В январе 1921 года в Туле по инициативе Белкина и художников Покаржевского и Шегаля были созданы Государственные свободные художественные мастерские.
С мая 1921 года он — лектор агитпропа Тульского губкома РКП(б), преподает на партийном факультете института народного образования. Помимо того, Иван Петрович добросовестно исполнял обязанности комиссара всех военно-лечебных заведений Тулы и губернии, члена коллегии Губздравотдела, а также врача Губкома, Тулгубчека, председателя различных медицинских комиссий от губкома РКП и губвоенкомата, врача рабфака и губсовпартшколы, лектора по вопросам здравоохранения
На 1 января 1924 года занимает ответственный пост врача Губполитотдела города Тула, специализирующегося на туберкулезных болезнях. С 1925 года Иван Петрович — заведующий туберкулезным санаторием «Ильичево», находящемся в 29 км от Москвы и располагающимся в усадьбе Ильинское.
Весной 1928 года Народный Комиссариат Здравоохранения направляет Белкина на работу в Объединение Курортов Южного берега Крыма. Летом 1934 года И. П. Белкин вновь на тульской земле. Его назначают директором санатория «Красный шахтер» в городе Богородицке, расположенном во дворце бывшей усадьбы графов Бобринских и находившемся в аварийном состоянии. Белкин поставил своей задачей создать из этого разрушенного и запущенного санатория образцовую здравницу.
4 октября 1934 года в газетах «Известия» и «Правда» Наркомздрав РСФСР с прискорбием извещал о смерти врача, последовавшей 2 октября, в 5 час. 30 мин. вечера.
Иллюстрации
Рисовал для журналов «Аполлон» и «Сатирикон» (1909—1911), «Красная панорама» (1928—1929), много работал для книжных издательств.
— исполнил рисунок к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Валерик» (тушь, белила; Русский музей).
— в серии «Народная библиотека» вышла повесть «Княжна Мери» с иллюстрациями Белкина: виньетка на обложке — «Плачущие амуры держат портрет княжны Мери», заставка — «Печорин и Грушницкий встречают Мери и её мать у источника» и иллюстрация на полную страницу — «Мери подаёт стакан Грушницкому» (тушь, перо, заливка). Местонахождение оригиналов неизвестно.
— иллюстрировал «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Кот, сметанный рот» А. Н. Толстого.
— «Смельчаки» К. И. Чуковского.
— «Три мушкетёра» А. Дюма и др.
— «Декамерон» Дж. Бокаччо.
— для Полного собрания сочинений Лермонтова (под ред. К. Халабаева и Б. Эйхенбаума /М. — Л., 1931) Вениамин Павлович выполнил серию (сюиту) из 15 страничных рисунков (техника — тушь, перо, заливка, меловая бумага с процарапыванием; Русский музей, музей ИРЛИ, «Домик Лермонтова»), где лучшими из них можно признать иллюстрации к повестям «Бэла» («Резня в ауле после ссоры Казбича с Азаматом») и «Фаталист».
В других работах этого цикла не всё равнозначно: если «Мцыри, обнимающийся с грозой» исполнен очень экспрессивно, то в иллюстрациях к драме «Странный человек», к поэме «Боярин Орша», можно увидеть не просто спокойствие и реализм, а практический натурализм.
Позднее художник не раз возвращался к этим темам, работая в разной исполнительской технике:
- — «Измаил-Бей»
- — «Тамань», «Бэла», «Кавказский пленник», «Два брата»
- — «Княжна Мери», «Штосс» (Русский музей).
— «Витязь в тигровой шкур» Ш.Руставели.
1. Биография
Родился в городе Верхотурье Пермской губернии. Учился в школе А.П. Большакова в Москве (1904—1905), у В.Э. Борисова-Мусатова и в Париже (1907—1909) у Ш. Герена и Ш. Коттэ. В 1918 году к годовщине революции исполнил панно «Пегас» для Пушкинского сквера в Петрограде. В 1919—21 годах работал над эскизами тарелок для Ленинградского Фарфорового завода (известна «Победа трудящихся» и другие). Известны также две открытки с живописными работами художника, выпущенные Общиной Св.Евгении. 1921—1923 — преподавал в ИЖСА (Ленинград). 1924—1927 — преподавал в Архитектурном техникуме (Ленинград). С 1928 по 1946 год преподавал в ИЖСА (Ленинград).
Иллюстрации[ | код]
Рисовал для журналов «Аполлон», «Сатирикон» (1909—1911), «Красная панорама» (1928—1929), много работал для книжных издательств:
— рисунок к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Валерик» (тушь, белила; Русский музей).
— иллюстрации к повести «Княжна Мери» (серия «Народная библиотека»): виньетка на обложке — «Плачущие амуры держат портрет княжны Мери», заставка — «Печорин и Грушницкий встречают Мери и её мать у источника» и иллюстрация на полную страницу — «Мери подаёт стакан Грушницкому» (тушь, перо, заливка).
— «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Кот, сметанный рот» А. Н. Толстого.
— «Смельчаки» К. И. Чуковского.
— «Три мушкетёра» А. Дюма и др.
— «Декамерон» Дж. Бокаччо.
— серия (сюита) из 15 страничных рисунков для Полного собрания сочинений Лермонтова (под ред. К. Халабаева и Б. Эйхенбаума / М. — Л., 1931; техника — тушь, перо, заливка, меловая бумага с процарапыванием; Русский музей, музей ИРЛИ, «Домик Лермонтова»). Высоким качеством отличаются иллюстрации к повестям «Бэла» («Резня в ауле после ссоры Казбича с Азаматом») и «Фаталист», экспрессией — «Мцыри, обнимающийся с грозой»; иллюстрации к драме «Странный человек» и к поэме «Боярин Орша», напротив, выполнены в натуралистической манере. Позднее художник не раз возвращался к лермонтовским темам, работая в различных техниках: — «Измаил-Бей», — «Тамань», «Бэла», «Кавказский пленник», «Два брата», — «Княжна Мери», «Штосс».
— «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели.
Дружба с А. Ахматовой[ | код]
Художник был дружен с Анной Ахматовой с начала 1910-х годов, о чём свидетельствуют его рисунки, оставленные в альбоме поэтессы. В 1924 году портрет А. Ахматовой кисти В. Белкина экспонировался в июне 1924 года на выставке «мирискусников». О работе над этим портретом в мае 1922 года. Вениамин Павлович пишет в Берлин: «Я усердно занимаюсь живописью, пишу портрет Ахматовой и этюды». В музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме хранится экземпляр «Белой стаи», который она подарила художнику, со следующей надписью: «Милому Вениамину Павловичу Белкину в первый день писания нашего портрета весной 1922 года. Петербург». Позже по неизвестной причине художник переписывает этот портрет и вновь показывает его уже на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в 1932 году. Экспертиза, проведённая специалистами Русского музея, позволяет утверждать, что и впоследствии он подвергался переработке автором, и, возможно, датой окончания работы можно считать 1941 год.
Образ Анны Андреевны Ахматовой угадывается в женских портретах, созданных художником при иллюстрировании поэмы Г. Чулкова «Мария Гамильтон» (леди Гамильтон — атрибуция Р. Д. Тименчика) и первой части романа А. Толстого «Хождение по мукам» — «Сёстры» (одна из сестёр — атрибуция Ю. А. Молока).
Иллюстрации
Рисовал для журналов «Аполлон», «Сатирикон» (1909—1911), «Красная панорама» (1928—1929), много работал для книжных издательств:
1919 — рисунок к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Валерик» (тушь, белила; Русский музей).
1920 — иллюстрации к повести «Княжна Мери» (серия «Народная библиотека»): виньетка на обложке — «Плачущие амуры держат портрет княжны Мери», заставка — «Печорин и Грушницкий встречают Мери и её мать у источника» и иллюстрация на полную страницу — «Мери подаёт стакан Грушницкому» (тушь, перо, заливка).
1924 — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Кот, сметанный рот» А. Н. Толстого.
1925 — «Смельчаки» К. И. Чуковского.
1929 — «Три мушкетёра» А. Дюма и др.
1930 — «Декамерон» Дж. Бокаччо.
1931 — серия (сюита) из 15 страничных рисунков для Полного собрания сочинений Лермонтова (под ред. К. Халабаева и Б. Эйхенбаума / М. — Л., 1931; техника — тушь, перо, заливка, меловая бумага с процарапыванием; Русский музей, музей ИРЛИ, «Домик Лермонтова»). Высоким качеством отличаются иллюстрации к повестям «Бэла» («Резня в ауле после ссоры Казбича с Азаматом») и «Фаталист», экспрессией — «Мцыри, обнимающийся с грозой»; иллюстрации к драме «Странный человек» и к поэме «Боярин Орша», напротив, выполнены в натуралистической манере. Позднее художник не раз возвращался к лермонтовским темам, работая в различных техниках: 1937 — «Измаил-Бей», 1939 — «Тамань», «Бэла», «Кавказский пленник», «Два брата», 1943 — «Княжна Мери», «Штосс».
1938 — «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели.
Биография
Родился в городе Верхотурье Пермской губернии. Учился в Москве, в мастерской М. И. Шестёркина (1903—1905), школе А. П. Большакова (1904—1905), у В. Э. Борисова-Мусатова и в Париже в академии Ла Палетт (1907—1909) у Ш. Герена и Ш. Котте. В 1918 году к годовщине Октябрьской революции написал панно «Пегас» для Пушкинского сквера в Петрограде. В 1919—1921 годах работал над эскизами тарелок для Ленинградского Фарфорового завода («Победа трудящихся» и другие). Известны две открытки работы художника, выпущенные Общиной Св. Евгении.
Участник выставочной группы «Шестнадцать» (1922—1928), член учредитель «Общества живописцев» (1928—1930).
В 1921—1923 и в 1928—1946 годах преподавал в ИЖСА (Ленинград), в 1924—1927 — в Архитектурном техникуме (Ленинград).
Анна Ахматова
Живописец был дружен с Ахматовой с начала 1910-х годов, что можно узреть по рисункам, оставленных Белкиным в альбоме поэтессы5.
Пожалуй, 1-ые известные свидетельства о работе над её портретом (тем, что выставлялся в июне 1924 на выставке «мирискусников») относятся к маю 1922 года. Вениамин Павлович пишет в Берлин: «Я усердно занимаюсь живописью, пишу портрет Ахматовой и этюды»3. В музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме хранится экземпляр «Белой стаи», который она подарила художнику, со последующей надписью: «Милому Вениамину Павловичу Белкину в 1-ый денек писания нашего портрета весной 1922 года. Петербург». Позднее, по неведомой причине, живописец переписывает этот портрет и вновь указывает его уже на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в 1932 году. Экспертиза, проведённая спецами Российского музея, позволяет утверждать, что и потом он подвергался переработке создателем, и, может быть, датой окончания работы можно считать 1941 год.
Образ Ахматовой угадываются в дамских портретах, сделанных художником при иллюстрировании поэмы Г. Чулкова «Мария Гамильтон» (леди Гамильтон — атрибуция Р. Д. Тименчика4) и первой части романа А. Толстого «Хождение по мукам» — «Сёстры» (одна из сестёр — атрибуция Ю. А. Молока3).
Выставки
Участник выставок с 1906 года.
- 1908 — Париж
- 1911 — «Союз молодёжи» (С.-Петербург).
- 1912 — «Мир искусства» (Москва)
- 1913 — «Мир искусства» (Москва)
- 1914 — «Мир искусства» (Москва)
- 1915 — «Мир искусства» (Петроград)
- 1916 — «Мир искусства» (Петроград)
- 1918 — выставка современной живописи и рисунка (Петроград)
- 1919 — 1-я государственная свободная выставка произведений искусства в Петрограде
- 1922 — выставка «Шестнадцати» (Петроград)
- 1923 — выставка «Шестнадцати» (Петроград)
- 1924 — выставка «Шестнадцати» (Ленинград)
- 1924 — «Мир искусства» (Москва)
- 1924 — Нью-Йорк и Бостон
- 1927 — выставка «Шестнадцати» (Ленинград)
- 1927 — «Графическое искусство в СССР» (Ленинград)
- 1927 — «Юбилейная выставка изобразительного искусства СССР» (Ленинград)
- 1932 — «Художники РСФСР за 15 лет»
- 1941 — персональная (Ленинград )
- 1955 — мемориальная (Ленинград ).
Выставки
Участник выставок с 1906 года.
- — Париж
- — «Союз молодёжи» (С.-Петербург).
- — «Мир искусства» (Москва)
- — «Мир искусства» (Москва)
- — «Мир искусства» (Москва)
- — «Мир искусства» (Петроград)
- — «Мир искусства» (Петроград)
- — выставка современной живописи и рисунка (Петроград)
- — 1-я государственная свободная выставка произведений искусства в Петрограде
- — выставка «Шестнадцати» (Петроград)
- — выставка «Шестнадцати» (Петроград)
- — выставка «Шестнадцати» (Ленинград)
- — «Мир искусства» (Москва)
- — Нью-Йорк и Бостон
- — выставка «Шестнадцати» (Ленинград)
- — «Графическое искусство в СССР» (Ленинград)
- — «Юбилейная выставка изобразительного искусства СССР» (Ленинград)
- — «Художники РСФСР за 15 лет»
- — персональная (Ленинград )
- — мемориальная (Ленинград ).
Биография
Анатолий Белкин
Художник, родился 27 сентября 1953 года. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Участник первых в России легендарных выставок нон-конформистов. Работает на холсте, занимается коллажем, книжной графикой и фарфором.
Персональные выставки:
2018 Фотопроект «На своем на месте» KGallery, Санкт-Петербург
2017 «Темная история» Анатолий Белкин, Владимир Духовлинов Галерея «Bulthaup», Санкт-Петербург
2017 Презентация книги «Триумфальная арка в игольном ушке» Стихи Дато Маградзе, иллюстрации А.Белкин. Фонтанный дом Анны Ахматовой, Санкт-Петербург
2017 Презентация книги «Триумфальная арка в игольном ушке» Стихи Дато Маградзе, иллюстрации А.Белкин. Цинандали, Грузия
2015 «Своя среди своих» выставка фотографий, перфоманс Галерея «Анна Нова», Санкт-Петербург
2014 «Великие и мелкие» Выставка литографий из книги «Великие и мелкие», «Новый
музей», Санкт-Петербург
2013 «А.П.Б. х 60» KGallery, Санкт-Петербург
2012 Фотопроект «Действующие лица» Новый Музей, Санкт-Петербург
2011 «Искусство выходит на улицу» Галерея «Bulthaup», Санкт-Петербург
2011 «Ограбление музея» Ночь музеев, Галерея Лазарев, Санкт-Петербург
2010 “Бок о бок» AL-Gallery, Санкт-Петербург
2008 “Необъективность” Нарвский замок, Нарва, Эстония
2006 «Золото болот» Галерея «Триумф» совместно c Государственным Эрмитажем, Москва
2004 «Золото болот», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
2003 «Цвет и форма». Центр конгрессов Адриано Оливетти. «Даманур креа». Видракко, Италия
2002 «Цвет и форма». Галерея Civica D’Arte Moderna, Saint-Vincent
2000 Открытие памятника Галине Старовойтовой, Александро-Невская Лавра, Санкт-Петербург
1999 Презентация проекта «Экспедиция №6», Бизнес-центр «Северная столица», Санкт-Петербург
1998 Галерея Werdermann art, Гамбург
1997 Галерея Kura Maralt, Берлин
1996 «Частная территория», Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
1993 Галерея Werdermman art, Гамбург
1992 Галерея Цезар, Гетеборг, Швеция
1991 «Белкин, Чуйков, Косолапов», Галерея Полл, Берлин, Германия
1991 Галерея Ле Вью Манор, Париж, Франция
1991 Галерея Лелеко Арт, Лондон, Великобритания
1990 Галерея Лелеко Арт, Лондон, Великобритания
1989 Галерея Нахамкин, Нью-Йорк, США
1988 Суоми банк, Стокгольм, Швеция
1977 ДК им. Дзержинского, Ленинград
Коллекции
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия
Музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург, Россия
Stedelik Museum, Амстердам, Нидерланды
Institute of the East Europe, Бохум, Германия
Zimmerli Art Museum, Rutgers University, Нью Джерси, США
Norton and Nensi Dodge’s collection, США
Deutschebank, the New York branch, США
Museum of Russian art, Монжерон, Франция
Приморская государственная картинная галерея, Владивосток, Россия
Источники
- «Искусство книги» (альманах), в. 2, 1956—1957. — М., 1961. — С. 131—133.
- «Книга и революция», 1920, № 3—4, с. 62.
- Лебедева И. В. Общество живописцев. К истории художественной живописи Ленинграда 1920-х годов // Советское искусствознание. Вып. 24. — сб. статей. — М.: Советский художник, 1988. — С. 348—361. — 450 с.
- Молок Ю. А. Камея на обложке // Опыты. Журнал эссеистики, публикаций, хроники. — 1994. — № 1. — С. 127.
- Тименчик Р. Д. А. А. Ахматова (К 100-летию со дня рождения). — М.: 1989.
- РГАЛИ: ф. 13 «Ахматова Анна Андреевна (1889—1966) — поэт», оп. 1, ед. хр. 16, л. 23.
- Молок Ю. А., Турчин В. С. Книга и книжники. Образ книги в русской графике первой трети XX века. — М., 2003. — С. 223—224.
- Исаев В. Ю. Сокровища Дома Волошина. Альбом. — Симферополь: СОНАТ, 2004. — 400 с. — ISBN 966-8111-40-0.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — СПб.: НП-Принт, 2007. — 450 с. — ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.
Биография[ | код]
Родился в городе Верхотурье Пермской губернии. Учился в Москве, в мастерской М. И. Шестёркина (1903—1905), школе А. П. Большакова (1904—1905), у В. Э. Борисова-Мусатова и в Париже в академии Ла Палетт (1907—1909) у Ш. Герена и Ш. Котте. В 1918 году к годовщине Октябрьской революции написал панно «Пегас» для Пушкинского сквера в Петрограде. В 1919—1921 годах работал над эскизами тарелок для Ленинградского Фарфорового завода («Победа трудящихся» и другие). Известны две открытки работы художника, выпущенные Общиной Св. Евгении.
Участник выставочной группы «Шестнадцать» (1922—1928), член учредитель «Общества живописцев» (1928—1930).
В 1921—1923 и в 1928—1946 годах преподавал в ИЖСА (Ленинград), в 1924—1927 — в Архитектурном техникуме (Ленинград).
Биография
Родился в городе Верхотурье Пермской губернии. Учился в школе А.П. Большакова в Москве (1904—1905), у В.Э. Борисова-Мусатова и в Париже (1907—1909) у Ш. Герена и Ш. Коттэ. В 1918 году к годовщине революции исполнил панно «Пегас» для Пушкинского сквера в Петрограде. В 1919—21 годах работал над эскизами тарелок для Ленинградского Фарфорового завода (известна «Победа трудящихся» и другие). Известны также две открытки с живописными работами художника, выпущенные Общиной Св.Евгении. 1921—1923 — преподавал в ИЖСА (Ленинград). 1924—1927 — преподавал в Архитектурном техникуме (Ленинград). С 1928 по 1946 год преподавал в ИЖСА (Ленинград).
Иллюстрации
Отрисовывал для журналов «Аполлон» и «Сатирикон» (1909—1911), «Красная панорама» (1928—1929), много работал для книжных издательств.
1919 — исполнил набросок к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Валерик» (тушь, белила; Российский музей).
1920 — в серии «Народная библиотека» вышла повесть «Княжна Мери» с иллюстрациями Белкина: виньетка на обложке — «Плачущие амуры держат портрет княжны Мери», заставка — «Печорин и Грушницкий встречают Мери и её мама у источника» и иллюстрация на полную страничку — «Мери подаёт стакан Грушницкому» (тушь, перо, заливка). Местопребывание оригиналов непонятно.
1924 — иллюстрировал «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Кот, сметанный рот» А. Н. Толстого.
1925 — «Смельчаки» К. И. Чуковского.
1929 — «Три мушкетёра» А. Дюма и др.
1930 — «Декамерон» Дж. Бокаччо.
1931 — для Полного собрания сочинений Лермонтова (под ред. К. Халабаева и Б. Эйхенбаума /М. — Л., 1931) Вениамин Павлович выполнил серию (сюиту) из 15 страничных рисунков (техника — тушь, перо, заливка, меловая бумага с процарапыванием; Российский музей, музей ИРЛИ, «Домик Лермонтова»), где наилучшими из их можно признать иллюстрации к повестям «Бэла» («Резня в ауле после ссоры Казбича с Азаматом») и «Фаталист».
В других работах этого цикла не всё равнозначно: если «Мцыри, обнимающийся с грозой» исполнен очень экспрессивно, то в иллюстрациях к драме «Странный человек», к поэме «Боярин Орша», можно узреть не просто спокойствие и реализм, а практический натурализм.
Позже живописец не раз ворачивался к этим темам, работая в разной исполнительской технике:
1938 — «Витязь в тигровой шкур» Ш.Руставели.
3. Иллюстрации
Рисовал для журналов «Аполлон» и «Сатирикон» (1909—1911), «Красная панорама» (1928—1929), много работал для книжных издательств.
1919 — исполнил рисунок к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Валерик» (тушь, белила; Русский музей).
1920 — в серии «Народная библиотека» вышла повесть «Княжна Мери» с иллюстрациями Белкина: виньетка на обложке — «Плачущие амуры держат портрет княжны Мери», заставка — «Печорин и Грушницкий встречают Мери и её мать у источника» и иллюстрация на полную страницу — «Мери подаёт стакан Грушницкому» (тушь, перо, заливка). Местонахождение оригиналов неизвестно.
1924 — иллюстрировал «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Кот, сметанный рот» А. Н. Толстого.
1925 — «Смельчаки» К. И. Чуковского.
1929 — «Три мушкетёра» А. Дюма и др.
1930 — «Декамерон» Дж. Бокаччо.
1931 — для Полного собрания сочинений Лермонтова (под ред. К. Халабаева и Б. Эйхенбаума /М. — Л., 1931) Вениамин Павлович выполнил серию (сюиту) из 15 страничных рисунков (техника — тушь, перо, заливка, меловая бумага с процарапыванием; Русский музей, музей ИРЛИ, «Домик Лермонтова»), где лучшими из них можно признать иллюстрации к повестям «Бэла» («Резня в ауле после ссоры Казбича с Азаматом») и «Фаталист».
В других работах этого цикла не всё равнозначно: если «Мцыри, обнимающийся с грозой» исполнен очень экспрессивно, то в иллюстрациях к драме «Странный человек», к поэме «Боярин Орша», можно увидеть не просто спокойствие и реализм, а практический натурализм.
Позднее художник не раз возвращался к этим темам, работая в разной исполнительской технике:
- 1937 — «Измаил-Бей»
- 1939 — «Тамань», «Бэла», «Кавказский пленник», «Два брата»
- 1943 — «Княжна Мери», «Штосс» (Русский музей).
1938 — «Витязь в тигровой шкур» Ш.Руставели.
6. Библиография
- Альманах «Искусство книги», в. 2, 1956—1957. — М.: 1961. — С. 131—133.
- «Книга и революция», 1920, № 3—4, с. 62.
- Молок Ю. Камея на обложке // Опыты. Журнал эссеистики, публикаций, хроники. — 1994. — N 1. — С. 127.
- Тименчик Р.Д. А.А. Ахматова (К 100-летию со дня рождения). — М.: 1989.
- РГАЛИ, ф. 13, оп. 1, ед. хр. 16, л. 23
- Молок Ю.А., Турчин В.С. Книга и книжники. Образ книги в русской графике первой трети XX века. — М.: 2003. — С. 223-224.
- Исаев В.Ю. Сокровища Дома Волошина. Альбом. — Симферополь: СОНАТ, 2004. — 400 с. — ISBN 966-8111-40-0.
- Иванов С.В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — СПб: НП-Принт, 2007. — 450 с. — ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.
Иллюстрации
Рисовал для журналов «Аполлон» и «Сатирикон» (1909—1911), «Красная панорама» (1928—1929), много работал для книжных издательств.
1919 — исполнил рисунок к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Валерик» (тушь, белила; Русский музей).
1920 — в серии «Народная библиотека» вышла повесть «Княжна Мери» с иллюстрациями Белкина: виньетка на обложке — «Плачущие амуры держат портрет княжны Мери», заставка — «Печорин и Грушницкий встречают Мери и её мать у источника» и иллюстрация на полную страницу — «Мери подаёт стакан Грушницкому» (тушь, перо, заливка). Местонахождение оригиналов неизвестно.
https://youtube.com/watch?v=GmTDEXQ0-yE
IPHONE LANDSCAPE TV OUT BELKIN CABLE
Все видео
1924 — иллюстрировал «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Кот, сметанный рот» А. Н. Толстого.
1925 — «Смельчаки» К. И. Чуковского.
1929 — «Три мушкетёра» А. Дюма и др.
1930 — «Декамерон» Дж. Бокаччо.
1931 — для Полного собрания сочинений Лермонтова (под ред. К. Халабаева и Б. Эйхенбаума /М. — Л., 1931) Вениамин Павлович выполнил серию (сюиту) из 15 страничных рисунков (техника — тушь, перо, заливка, меловая бумага с процарапыванием; Русский музей, музей ИРЛИ, «Домик Лермонтова»), где лучшими из них можно признать иллюстрации к повестям «Бэла» («Резня в ауле после ссоры Казбича с Азаматом») и «Фаталист».
В других работах этого цикла не всё равнозначно: если «Мцыри, обнимающийся с грозой» исполнен очень экспрессивно, то в иллюстрациях к драме «Странный человек», к поэме «Боярин Орша», можно увидеть не просто спокойствие и реализм, а практический натурализм.
Позднее художник не раз возвращался к этим темам, работая в разной исполнительской технике:
- 1937 — «Измаил-Бей»
- 1939 — «Тамань», «Бэла», «Кавказский пленник», «Два брата»
- 1943 — «Княжна Мери», «Штосс» (Русский музей).
1938 — «Витязь в тигровой шкур» Ш.Руставели.
Архангельский Александр: Герои Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
— вымышленный персонаж-повествователь, помещик села Горюхина (ср. незавершенную пушкинскую «Историю села Горюхина», также приписанную Белкину; в ней Белкин сравнивает себя со знаменитым французским историком аббатом Милотом), рожденный в 1798 г. от «честных и благородных родителей» (отец — секунд-майор); выученный деревенским дьячком и пристрастившийся к сочинительству; в 1815–1823 гг. служивший в пехотном егерском полку; не пивший; имевший необычайную слабость к женскому полу, но обладавший стыдливостью «истинно девической»; осенью 1828 г., до «публикации» повестей, умерший от простудной лихорадки. Белкин именно персонаж; его образ создан с помощью традиционного набора литературных приемов: «биографию» Белкина читатель узнает из письма «одного почтенного мужа», ненарадовского помещика, к которому «издателя» отсылает Марья Алексеевна Трафилина, ближайшая родственница и наследница покойного; к нему относится эпиграф, предпосланный всему циклу и указывающий на «идеальный» прообраз Белкина — Митрофанушку из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Такой простодушный автор-герой призван прежде всего встать на границе между вымышленным, литературным миром — и «бедным» миром русской провинции, соединив их собою. Так или иначе все повести цикла строятся на одном и том же приеме: герой придумывает сценарий своей жизни, опираясь на красивую, условную «романтическую» традицию, — а жизнь навязывает ему свой сюжет, гораздо более «романический», литературный и невероятный. Или не навязывает — и выталкивает героя в область смерти. Если бы такое построение принадлежало непосредственно Пушкину — это выглядело бы очередной игрой «в литературу», выдумкой. Но автор повестей — Белкин. Он почти сверстник самого Пушкина и тоже в некотором роде сочинитель; однако это — усредненный Пушкин. Белкин даже росту и то «среднего»; его портрет — подчеркнуто общерусский (серые глаза, русые волосы, нос прямой, лицом бел и худощав); полное отсутствие индивидуальных черт. Белкин неспособен ничего выдумать (все повести, приписанные ему, суть пересказы историй, слышанных им от «разных особ»; даже названия деревень — и те не вымышлены, а позаимствованы из окружающей реальности). А значит, и развязки его повестей — не «литературны», а «бытийственны».
«Повести Белкина».
«романически», как бы вопреки бедности и убогости провинциального уклада. Но ему судьба не предложила свою счастливую развязку жизненного сюжета; мягким юмором окрашены последние фразы из письма «одного почтенного мужа» — рукописи Белкина после его безвременной кончины ключница пустила на оклейку и хозяйственные нужды. И это вносит в общую мелодию «повестей» необходимую для ее полноты грустную ноту.
«Повестям Белкина» и повествовательные приемы Вальтер Скотта // Пушкин в мировой литературе: Сб. статей. Л., 1926.
Томашевский Б. В.
Заметки о Пушкине. 2. Белкин и Гиббон // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л, 1939. Т. 4–5.