Примечания и ссылки
Рекомендации
- Письмо 1936 г., упомянутое в Au vent Virtuelle , воспоминания Андрея Вознесенского .
- , стр. 14.
- Марк Шагал, Моя жизнь , ср. библиография, стр. 86-88 .
- Марк Шагал, Моя жизнь , ср. библиография, страница ??
- , стр. 23-24.
- , стр. 25-26.
- Берберова, русские масоны в XX — го века , Actes Sud, Арль, 1990. стр. 113 .
- , стр. 37-38.
- , стр. 43-44.
- , стр. От 50 до 54.
- Марк Шагал, Моя жизнь, автобиография, 1923 г.
- Александра Каменского цитирует (ru) Мария Березанская (Мариц Юерезанская), Марк Шагал от мифа к эпосу (Марк Шагал От мифа к эпосу) , Москва, БуксМААрт,2019 г., 320 с. ( ISBN 978-5-906190-67-3 ) , стр. 77-78
- Вариан Фрай, Черный список , издания Plon, сб. «Перекрещенные огни», 1999, 282 с. ( ISBN 978-2259189729 ) .
- Эжени Басти , «Бретон / Сент-Экзюпери, манифест и жертвоприношение», Le Figaro Magazine , неделя от 21 июля 2017 г., страницы 22-25.
- См. Эммануэль Лойер , Париж в Нью-Йорке. Французские интеллектуалы и художники в изгнании (1940-1947) , Грассе, 2005.
- Кто рассказал о своих детских воспоминаниях с отцом в книге «Несколько шагов по следам ангела» , Галлимар, колл. «Белый», 2003, Folio, п о 4183).
- .
- Воспроизводство Connaissance де искусств , п о 673, июль-август 2009, с. 86 .
- .
- (in) (по состоянию на 18 октября 2020 г. ) .
- (в) , о городе Чикаго
- ↑ и (in) на IMDb
- (в) , об университете Блаффтон
- Жан Revol , Шагал Ретроспективный в La Nouvelle Revue Francaise , п о 80, август 1959.
- ↑ и
Советы для посещения музея
Музей располагается на набережной Сены, недалеко от аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Это район Латинского квартала, напротив него через реку находится Лувр и сады Тюильри. Адрес музея: улица Rue de Lille, 62, Paris.
Доехать до Орсе можно и на метро — остановки «Солферино» или «Национальная Ассамблея».
В здании работают сувенирные магазины, где туристы смогут выбрать книги, диски, открытки и детские товары. Они открыты ежедневно, кроме понедельника, с 9.00 до 18.00, в четверг — до 21.00.
Еда
Ресторан работает с 1900 г. и отличается богатством интерьера. Еда подается на традиционном французском фарфоре, стоимость каждого блюда в пределах 25-50 евро. Часы работы — 11.45-17.30, в четверг — перерыв с 14.45 до 19.00, затем работает до 21.30, выходной — понедельник.
Пообедать возможно в ресторанах и кафе музея.
Из открытой террасы кафе Campana открывается красивый вид на улицы Монмартра, которые просматриваются сквозь вокзальные часы. Время работы кафе — с 11.00 до 21.00 в четверг и с 10.30 до 17.00 в другие будние дни. Выходной — понедельник.
Еще одно кафе L’Ours (Лурс) располагается напротив статуи Помпона «Белый медведь». Оно отличается бюджетными ценами. Работает с 9.30 до 16.45 (в четверг до 19.45).
Очереди и время пребывания
При покупке билета в кассе музея можно попасть в длинную очередь (занимающую 1-2 часа), которая часто сопровождает работу временных выставок.
Лучше всего отвести на осмотр 1-ю половину дня — в обеденное время очереди удлиняются из-за большого количества ценителей искусства.
Мне нравится1Не нравится
Дом на Покровской
Автобиография Шагала начинается с истории о том, как в день рождения будущего художника в Витебске случился сильный пожар. Мать и младенца прямо на кровати переносили в другую часть города, чтобы их не затронул огонь.
Постройка, в которой художник жил первые годы жизни, не сохранилась. Но когда Шагалу исполнилось 13 лет, семья переехала в новый дом на улице Покровской. Это здание пережило войны и сохранилось до нашего времени. Сегодня здесь расположен Дом-музей Марка Шагала, интерьеры в нем воссозданы по картинам и записям художника.
Мама Шагала была деловой и энергичной хозяйкой и позаботилась о том, чтобы замостить территорию возле дома. Во время раскопок вскрылась часть старой брусчатки, так что теперь в саду у дома-музея можно в прямом смысле походить по камням, по которым ступал Шагал.
Во дворике музея расположен памятник Шагалу «Витебская мелодия на французской скрипке». Художник играет смычком из кисточки, на самой скрипке изображен Витебск, а дека музыкального инструмента сделана в виде Эйфелевой башни.
Чуть дальше по улице Покровской — еще один памятник художнику. Здесь усталый Марк присел в кресло, а над ним парит его муза Белла.
7 июля этого года, в день рождения художника, жительница Витебска сделала музею подарок, высадила у дома на Покровской три куста роз. Их особенность в том, что это новый сорт, назанный в честь Шагала. Работники музея заверили, что во время «Славянского базара» «Марк Шагал» будет еще вовсю цвести.
В доме на Покровской Шагал много писал. Есть несколько картин, где изображено то, что он видел из окна именно этого дома.
Интересно, что сегодня появилось такое понятие как миф Витебска на картинах Шагала. Дело в том, что художник всегда изображал свой собственный Витебск. Жил он на окраине, поэтому на его полотнах — маленькие деревянные домики, немощеные улицы, огромные лужи. Таким и стали воспринимать Витебск начала XX века, а ведь на самом деле в то время это уже был достаточно крупный развивающийся город.
Арт-центр Шагала. Дом с картины
Музей Марка Шагала в Витебске состоит из двух частей. И вторая — это Арт-центр, расположенный на противоположном от дома на Покровской берегу Двины. На одной из самых известных картин художника «Над городом» выделяется красный дом, Арт-центр находится именно в нем.
Это здание было построено в 1909 году, какое-то время в нем сдавались комнаты. В 1914–1918 годах красный дом попал на картину, где влюбленные и не зависимые от обыденности Марк и Белла летают над городом. А в 1992-м в постройке открылся Арт-центр, посвященный художнику. Именно здесь сегодня выставляются графические подлинники Шагала, всего их у музея около трехсот.
В 1989 году в Витебск приезжала группа немцев из Нинбурга, города вскоре стали побратимами. Именно тогда начинался процесс возвращения имени Шагала в Беларусь. И мэр Нинбурга из своей частной коллекции подарил Витебску подлинник Шагала 1985 года. Символично, что это была последняя графическая работа художника — и она стала первой, вернувшейся на родину Марка!
В настоящий момент в Арт-центре проходит выставка, посвященная вкладу Нинбурга в создание музея. Также сейчас здесь выставляются картины с библейскими мотивами из собрания музея и проходят показы нового мультфильма о Шагале, 13-минутной ленты «Беларусьфильма».
В Витебске проходят Шагаловские чтения, на которых зачитываются доклады о жизни и творчестве художника, работает научная библиотека с литературой о Шагале. В городе уже так детально изучили биографию авангардиста, что именно здесь внучка Марка Шагала время от времени предпочитает уточнять детали, связанные с его жизнью.
Почему так много заборов
Заборы сюрреалистичны. Они не обрамляют дворы, как положено. А тянутся бесконечной вереницей, как реки или дороги.
В Витебске на самом деле было много заборов. Но они, конечно, просто окружали дома. Но Шагал решил их расположить в ряд, тем самым выделив их. Сделав их чуть ли не символом города.
Нельзя не упомянуть этого бысстыжего мужика под забором.
Вроде сначала смотришь на картину. И накрывают чувства романтичности, воздушности. Даже зелёная коза не сильно портит приятное впечатление.
И вдруг взгляд натыкается на человека в неприличной позе. Ощущение идиллии начинает улетучиваться.
Зачем же художник намеренно добавляет в бочку мёда ложку … дегтя?
Потому что Шагал не сказочник. Да, мир влюблённых искажается, становится похожим на сказку. Но это все равно жизнь, со своими обыденными и приземлёнными моментами.
И ещё в этой жизни есть место юмору. Вредно все воспринимать слишком серьёзно.
Самые дорогие картины Шагала
На международных аукционах работы Шагала пользуются большим спросом. За последние двадцать лет с 2000 года было продано 8085 полотен художника на общую сумму 1,2 миллиарда рублей, что существенно превосходит обороты других русских художников за этот же период. Сравниться с ним может только Марк Ротко, картины которого были проданы с аукционов на общую сумму 1,45 млрд рублей. Посмотрим несколько примеров самых дорогих уходов работ Шагала.
На сегодняшний день самой дорогой его картиной считается работа «Влюбленные» как раз из серии произведений о влюбленных. На холсте мы видим чувственные объятия самого художника и его жены, а также излюбленные приемы Шагала пересекать одно пространство совершенно другим. Изначально картину выставили на торги Sotheby’s в 2017 году по стоимости 12-18 миллионов долларов, что соответствовало самым дорогим уходам других его работ. Однако этот порог не только не отпугнул желающих коллекционеров, но и был превышен вдвое. В результате итоговая стоимость продажи составила 28,45 млн долларов.
М.З. Шагал. «Влюбленные». 1928 г.
В 2017 году помимо «Влюбленных» с молотка ушел и «Большой цирк». Художник нередко обращался к теме цирка, и эта работа является ярким представителем цирковой серии. В ней мы видим характерные для Шагала приемы совмещения на одной сцене разных артистов, большое разнообразие цветов, их контраст, слияние реалистичных и сказочных образов и вид на сцену сверху. Впервые полотно выставили на торгах Sotheby`s в 2007 году и продали за 12 миллионов долларов, однако через десять лет оно ушло с молотка уже за 16 миллионов долларов.
М.З. Шагал. «Большой цирк». 1956 г.
Еще одним произведением Шагала, преодолевшим порог в десять миллионов долларов, стала картина «Юбилей». Она посвящена все той же тематике влюбленных, все той же легкости и воздушности отношений, но теперь уже перенесенных в домашнюю обстановку. Когда наступил день рождения Марка (первый после их с Беллой встречи), Белла примчалась к нему через весь пылающий зноем город, нарвала ему букет и украсила комнату своими цветными платками. Художник просто оторопел и кинулся к холсту, чтобы передать охватившее его чувство. Тесная комнатка, стены, из которых хочется вырваться на волю и кружиться вместе в безудержном танце любви! Картину по достоинству оценили потомки и приобрели ее на Sotheby`s за 14,8 млн долларов.
М. Шагал. «Юбилей». 1923 г.
Мы рассмотрели только наиболее значительные картины Марка Шагала, причем и этот список можно пополнить многие другими удивительными работами. Художник-авангардист не желал втискивать свое видение мира в узкие рамки традиционных школ живописи, поэтому его наследие сегодня не перестает покорять и вдохновлять зрителей всех возрастов. И это одна из причин, по которой сегодня Шагал входит в Топ-10 самых дорогих русских художников.
Шагала, бежала, летала улица Марка Шагала
До недавних времен в Витебске был лишь небольшой проезд, названный именем Шагала. Но в июне этого года улица Газеты «Правда» в центре города была переименована и стала носить имя художника. На ней также открыта мемориальная доска, на которой скульптор Сергей Сотников изобразил Шагала в годы, когда тот жил и творил в Витебске.
Но самая главная достопримечательность этой улицы еще ожидает своего часа — это здание народного художественного училища, организованного Шагалом в 1918 году. Постройка еще находится на реставрации, музей в ней, предположительно, откроется через полгода.
Шагаловский период в народном училище продлился недолго, буквально пару лет. Он успел собрать учеников, пригласить других именитых учителей. Это, например, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Мстислав Добужинский. Казимир Малевич трудился здесь над созданием теории нового искусства. Сейчас его картинами украсили несколько зданий на улице Шагала. Все же примеры супрематизма повторить на стене проще, чем авангардные картины Шагала.
Детство и юность
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 6 июля 1887 года в белорусском городе Витебске, в черте Российской империи, отделенной Екатериной II для проживания евреев. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедкой. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Мать художника Фейга-Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми.
Художник Марк Шагал
С пяти лет Мовша, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и Закону Божию. В 13 лет Шагал поступил в Витебское городское четырехклассное училище. Правда, учеба особого удовольствия ему не доставляла: в то время Марк был ничем не примечательным заикающимся мальчишкой, который из-за неуверенности в себе не мог найти общего языка со сверстниками.
Провинциальный Витебск стал для будущего художника и первым другом, и первой любовью, и первым учителем. Юный Моисей с упоением рисовал бесконечные жанровые сценки, которые он ежедневно наблюдал из окон своего дома. Стоит отметить, что родители не питали особых иллюзий по поводу художественных способностей сына. Мать неоднократно подкладывала рисунки Моисея вместо салфеток на обеденный стол, а отец и слышать не хотел об обучении отпрыска у именитого в то время витебского живописца Юделя Пэна.
Музей Марка Шагала в Витебске
Идеалом патриархальной семьи Шагалов был сын-бухгалтер или, на худой конец, сын-приказчик в доме состоятельного предпринимателя. Юный Моисей на протяжении пары месяцев выпрашивал у отца деньги на школу рисования. Когда главе семейства надоели слезные просьбы сына, он выбросил необходимую сумму денег в распахнутое окно. Будущему графисту пришлось собирать разлетевшиеся по пыльной мостовой рубли на глазах смеющихся обывателей.
Учеба давалась Мовше трудно: он был подающим надежды живописцем и никудышным учеником. Впоследствии эти две противоречащие друг другу черты характера отмечали все люди, пытавшиеся повлиять на художественное образование Шагала. Уже в возрасте пятнадцати лет он считал себя непревзойденным гением и поэтому с трудом мог выдерживать замечания учителей. По мнению Марка, только великий Рембрандт мог быть его наставником. К великому сожалению, художников подобного уровня не было в маленьком городке.
Марк Шагал в молодости
Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Суровая правда жизни внесла в розовые мечты юноши необходимые коррективы: свой первый и последний официальный экзамен он провалил. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Там он проучился 2 месяца.
Марк Шагал за работой
Летом 1909 года отчаявшийся найти свой путь в искусстве Шагал вернулся в Витебск. Юноша впал в депрессию. Картины этого периода отражают удрученное внутреннее состояние непризнанного гения. Его часто видели на мосту через Витьбу. Неизвестно, к чему могли привести эти упаднические настроения, если бы Шагал не встретил любовь всей своей жизни – Берту (Беллу) Розенфельд. Встреча с Беллой наполнила до краев его опустошенный сосуд вдохновения. Марку вновь захотелось жить и творить.
Марк Шагал в старости
Осенью 1909 года он вернулся в Петербург. К желанию найти наставника, равного ему по дарованию, добавилась новая идея фикс: юноша задумал во что бы то ни стало покорить Северную столицу. Рекомендательные письма помогли Шагалу поступить в престижную школу рисования именитой меценатки Званцевой. Художественным процессом учебного заведения руководил живописец Лев Бакст.
По свидетельствам современников Моисея, Бакст взял его без всяких нареканий. Более того, достоверно известно, что Лев оплачивал обучение подающего надежды графиста. Бакст напрямую заявил Мовше, что в России его талант не приживется. В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил обучение. В столице Франции он впервые начал подписывать свои работы именем Марк.
История и концепция парижского музея Орсе
В 1900 г. к открытию Всемирной выставки в столице Франции был возведен железнодорожный вокзал Орсе по проекту архитектора В. Лалу. Строительство его продолжалось 2 года в дневную и ночную смены. Он стал первым в мире вокзалом, полностью электрифицированным, с которого уходили поезда в юго-западном направлении.
В качестве вокзала Орсе функционировал не более 40 лет, а затем маршруты поездов были переведены на другие станции из-за неудобства слишком близких остановок в черте города и увеличения длины составов. В 1958 г. он стал местом проведения выступления французского деятеля Шарля де Голля, который объявил о своем возвращении в политическую жизнь государства. В 1960-е гг. здесь проходили съемки фильмов, проводились театральные спектакли и аукционы.
Музей был открыт в 1986 году.
Когда в начале 1970-х гг. вокзал решили снести из-за ненужности для города, президент Франции Ж. Помпиду предложил преобразовать его в музей. Здание получило статус архитектурного и исторического памятника.
Работы по реконструкции проводились в 1980-1986 гг., в ходе которых архитектор Г. Ауленти добавила 2 башни на фасаде. Она оставила в здании стеклянную крышу, которая обеспечивает хорошее естественное освещение.
Были продуманы и воплощены и новаторские функции: повышена звукоизоляция крыши и созданы проемы для поступления воздуха.
Музей Д’Орсе (франц. Musée d’Orsay) в здании реконструированного ж/д вокзала был открыт президентом Франции Ф. Миттераном на торжественном мероприятии в 1986 г. и предназначен для экспозиции произведений искусства.
Большая площадь помещений (более 57 тыс. кв. м) позволила вместить сразу несколько богатейших и прекрасных коллекций, переданных из фондов и запасников других музеев Парижа (Лувра, галереи Же-де-Пом, Люксембургского дворцов и др.) и презентованных частными коллекционерами.
Музей
Голова старика , Фрагонар .
Христос на кресте , Бронзино .
Слуга гарема , Поль-Дезире Труильбер , 1874 г.
Первоначально он был составлен из депозита государства, желанного Наполеоном III после присоединения Ниццы к Франции в 1860 году . К сожалению, для этого места нет. Хранилище временно сосуществует с архивами и библиотекой на улице Сен-Франсуа де Поль . В году он нашел убежище в арендованном здании на бульваре Дюбуша, затем на авеню Нотр-Дам 1901 года , до своего последнего назначения в районе Бометт.
Музей обязан своей коллекцией пожертвованиям от частных коллекционеров: Феликса Зием, Фанни Трахель, матери Мари Башкирцефф , барона Жозефа Витта , мадам Дюфи, Мориса Фенайла , семьи Мосса , а с недавних пор — по завещанию Алин Авигдор и Этель. Мессия и друзья Мишеля де Тарновски .
Картина «Прогулка», Марк Шагал
Прогулка — Марк Захарович Шагал. 1917-1918. Холст, масло 169,6×163,4 см Необычный взгляд на, казалось бы, обычные вещи, своя трактовка мира, романтика и философия, в основу которой легла национальность, стремление к авангарду и личная судьба – вот, что отличает стилистку работ Марка Шагала. Картина «Прогулка», вне всяких сомнений, — самая узнаваемая работа мастера.
Роль Беллы Розенфельд в жизни и творчестве Шагала невозможно переоценить, так как все любовные настроения, встречающиеся в работах живописца, неизменно связаны с её образом. «Прогулка» была написана когда молодые люди уже сочетались законным браком, и в семье родилась дочь Ида. Художник был необычайно счастлив, что не преминул отметить в своих картинах.
Главная героиня полотна, Белла, летит, оторвавшись от земли, и это является выражением наивысшей точки счастья. Молодые влюблённые люди наслаждаются обществом друг друга, поднявшись над всем земным, незначительным. Любовь – вот основное условие победы над земным тяготением.
Также в картине интересно представлены два контрастных начала: небо и земля. Зелёные квадраты земли с неровными рядами низких домиков уравновешиваются ясным перламутровым небом, почти безоблачным. На земле стоит Марк, держа за руку Беллу, которая находится в небесной выси, и это ещё раз подчёркивает, что любви не страшны никакие расстояния.
Картина «Прогулка» стала частью триптиха, в который помимо неё входят работы «Двойной портрет» и «Над городом». Если в первой работе Белла только сидит на плечах у возлюбленного, как бы готовясь оторваться от земли, а в «Прогулке» она уже взмывает в небо, то третье полотно демонстрирует нам уже двух летающих влюблённых. Сегодня триптих разлучён, а сама «Прогулка» путешествует по свету, занимая почётные места в музеях разных стран, ведь Шагала считают «своим» многие – и французы, и россияне, и израильтяне, и белорусы.
В 1973 году Шагал, уже пожилой человек и состоявшийся всемирно известный живописец, прибыл с визитом в Советский Союз. Почти 30 лет не было в живых Беллы, а сам Шагал был женат вторым браком, но он снова пришёл к этой картине в Третьяковскую галерею, где та экспонировалась, долго стоял подле своего шедевра и долго о чём-то думал.
Глядя на гармоничную композицию, сквозь призму лиризма и романтики, которую сумел передать Шагал, у зрителя даже вопросов не возникает о неестественности, фантастичности полёта и такой вот прогулки. А может это ещё и потому, что каждый чувствовал что-то подобное искренне и сильно полюбив…
Источник
Шагал и библия
В 1930 году торговец произведениями искусства и друг Шагала Амбруаз Воллар поручил ему создать серию иллюстраций к Библии . Тот, кто описывает священный текст как «величайший источник поэзии всех времен», затем выполняет около сорока гуашей , прежде чем начать серию офортов, которые вставлены в Женевскую Библию : 105 гравюр изображают различные ключевые сцены из Ветхого Завета . Вручную Шагал их все усиливает небольшим количеством гуаши. Его любимые сюжеты — пророки , патриархи , воины и цари. Прежде всего, он устанавливает связи между прошлым и настоящим, между преследованием Иисуса и тем, что евреи перенесли в Европе в 1940-х годах.
Это монументальное произведение лежит в основе Библейского послания, которое предлагает декоративный цикл, рассказывающий о библейской истории, завершенный в 1966 году. Шагал жертвует его французскому государству, которое, к великому счастью Шагала, выставляет его в Лувре перед открытием музея. Национальный музей библейского послания в Ницце в 1973 году , в присутствии Андре Мальро .
Он спит
Он не спит
Вдруг он рисует
Он берет церковь и рисует церковью
Он берет корову и рисует корову
С сардиной Головами
, руками, ножами …
— Блез Сандрар , 19 эластичных стихотворений , Портрет Шагала 1919
Коллекции
Посещение проходит на двух этажах здания. Внутрь, после пересечения патио , бывший зимний сад, с большим навесом Бель Эпок , предложения на первом этаже , чтобы обнаружить работы от региональной примитивно до XVIII — го века, большой зал , посвященный Ван Лоо династии . В этой первой серии залов мы находим работы таких художников, как Луи Бреа , Бронзино , с великолепным недавно вновь открытом Христом на кресте , Ян Брейгель Старший , Авраам Блумарт , Хендрик ван Бален , Франческо Гуарино , Франческо Коцца , Жан Оноре. Фрагонар , Натуар , Юбер Робер или даже Карл Ван Лоо и его семья. Монументальная лестница ведет на первый этаж в основном посвящена коллекцию скульптур и картин учебного XIX — го века. Также представлены импрессионисты , постимпрессионисты, наби и фовисты . На картине на этом этаже представлены работы Александра Кабанеля , Бенджамина Константа , Эжена Будена , Клода Моне ( Falaise de Fécamp , 1897), Альфреда Сислея , Эдуарда Вуйяра , Пьера Боннара , Луи Вальтата , Рауля Дюфи , Шарля Камуана , Кеса ван Донгена или даже Мари Лорансен . Скульптура представлена работами Жана-Батиста Карпо , Шарля Жозефа Ленуара , Франсуа Рюда и Огюста Родена .
В музее также Автопортрет — Портрет из Луизы Кэтрин Бреслау в своих коллекциях .
Библиография и фильмография художника
- Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. — М.: 1995.
- Мак-Нил, Давид. По следам ангела: воспоминания сына Марка Шагала. М
- Мальцев, Владимир. Марк Шагал — художник театра: Витебск—Москва: 1918—1922 // Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI—IX Шагаловских чтений в Витебске (1996—1999). Витебск, 2004. С. 37-45.
- Музей Марка Шагала в Ницце — Le Musee National Message Biblique Marc Chagall («Библейское послание Марка Шагала»)
- Хаггард В. Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия. М., Текст, 2007.
- Хмельницкая, Людмила. Музей Марка Шагала в Витебске.
- Хмельницкая, Людмила. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х — 1990-х годов.
- Шагал, Белла. Горящие огни. М., Текст, 2001; 2006.
- Шатских А. С. Гоголевский мир глазами Марка Шагала. — Витебск: Музей Марка Шагала, 1999. — 27 с.
- Шатских А. С. «Благословен будь, мой Витебск»: Иерусалим как прообраз шагаловского Города // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 260—268. — ISBN 5-7859-0074-2.
- Шишанов В.А. «Если уж быть министром…» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2(10). С. 9-11.
- Круглов Владимир, Петрова Евгения. Марк Шагал. — СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2005. — С. 168. — ISBN 5-93332-175-3.
- Шишанов В. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…»: Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2005. № 13. С. 64-74.
- Шишанов В. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С. 110—111.
- Шишанов, Валерий. Марк Шагал: Этюды к биографии художника по архивным делам
- Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Марк Шагал: жизнь и творчество художника
2.5 (50%) 2 голос(ов)