Интересные факты
- Из-за того, что поэт часто перемещался с одной жилплощади на другую, многие рукописи во время переезда терялись. О рассеянности и небрежности говорили друзья деятеля, вспоминая один случай из жизни: во время очередной экспедиции Велимиру пришлось разжечь огонь в степи холодной ночью, где не было ни одного дерева или кустика. Чтобы не замерзнуть, писатель хладнокровно начал сжигать свои работы.
- Благодаря отцу Виктор увлекся естественными науками, вместе с ним часами пропадал в лесах и степях, наблюдая птиц, посещал стойбища калмыков-кочевников. На всю жизнь его впечатлили калмыцкие астрологи зухарчи, предсказывающие будущее по «зухарчин моди» (доскам судьбы). Одно из самых загадочных его произведений называется «Доски судьбы». В нем поэт говорит о том, что в нашем мире все подчиняется определенным числовым закономерностям. По хлебниковской теории времени все события, происходящие в мире, кратны числу 317.
Портрет Хлебникова кисти Михаила Ларионова
- В письме, датированном концом 1916 года, Виктор Владимирович писал: «Это только 1,5 года, пока внешняя война не перейдет в мертвую зыбь внутренней войны». Все так и произошло. Первая мировая война, которая потрясла мир, была предсказана Хлебниковым еще в 1908 году. В своем воззвании славянским студентам он писал: «В 1915 году люди пойдут войной и будут свидетелями крушения государства».
- В 1920 году поэму-утопию «Ладомир» Хлебников начал следующими словами: «И замки мирового торга, где бедности сияют цепи, С лицом злорадства и восторга Ты обратишь однажды в пепел». В 2001 году, когда в Нью-Йорке террористами были разрушены башни Всемирного торгового центра, эти слова Хлебникова вспоминались особенно часто.
Велимир Хлебников
В произведении «Лебедия будущего» (1918) он довольно точно описывает Интернет и «Живой Журнал» под именем «тенекниг», где появляются «новинки Земного Шара, дела Соединенных Станов Азии, этого великого союза трудовых общин, стихи, внезапное вдохновение своих членов, научные новинки, извещения родных своих родственников, приказы советов. Некоторые, вдохновленные надписями тенекниг, удалялись на время, записывали свое вдохновение, и через полчаса, брошенное световым стеклом, оно, теневыми глаголами, показывалось на стене».
Все то, что пишет Хлебников осенью 1921 в работе «Радио будущего», очевидно, предсказывает появление Интернета. Угадано даже слово «паутина». «Вообразим себе главный стан Радио: в воздухе паутина путей, туча молний, то погасающих, то зажигающихся вновь, переносящихся с одного конца здания на другой. Синий шар круглой молнии, висящий в воздухе точно пугливая птица, косо протянутые снасти. Из этой точки земного шара ежесуточно, похожие на весенний пролет птиц, разносятся стаи вестей из жизни духа».
Символизм как начало творческого пути
Если рассказывать краткую биографию Велимира Хлебникова, то можно заметить, что у поэта была сложная и трудная судьба. Будучи 22-летним парнем, будущий прозаик вступил в круг символистов. Символизм — направление в искусстве, где нередко используется определенная символика, придающая некую таинственность в литературе или живописи.
Виктор Владимирович увлекался язычеством и русской культурой, отчего нередко использовал описания или детали в своих трудах. Юный деятель успел познакомиться и с Сергеем Городецким и с Александром Блоком. Можно сказать, что прозаик вдохновлялся от символизма как от особого направления в искусстве, отчего создавал работы, где нередко упоминались вымышленные языческие божества, которых в оригинале никогда не существовало.
Творчество в биографии Велимира Хлебникова играет весомую роль, ведь прозаик в своих работах четко упоминает славянскую мифологию. Об этом говорят его труды, такие как «Воззвание учащихся славян». Но если символизм не искоренялся в Русской Империи, то панславизм, который призывал людей к военным действиям в смутное время, мог быть наказуемым по отношению к поэту. Данная идеология, затронувшая биографию и творчество Велимира Хлебникова, призывала принудительно объединить всех славян в Восточной Европе.
Любовь и тяга к символизму никогда не оставляла русского деятеля, лишь иногда его интерес переключался на восточную религию. Впоследствии это сыграло большую роль и после ряда популярных работ, таких как «Зверинец», Виктор Владимирович стал изучать санскрит (древний язык Индии) и поступил на факультет восточных языков.
Биография
Звезда футуризма и русского авангардизма, ярчайший реформатор поэтического языка, смелый экспериментатор словотворчества, один из немногих поэтов-соотечественников использовавший в сочинительстве морфологическую заумь, «председатель земного шара».
Поэт Велимир Хлебников
И это все о нем, Велимире Хлебникове, который стоит особняком даже в ряду таких неординарных, талантливейших поэтов, как Анна Ахматова, Александр Блок, Николай Гумилев и Осип Мандельштам.
Крупнейший лингвист ХХ века, российско-американский литературовед Роман Якобсон назвал Хлебникова «наибольшим мировым поэтом нынешнего века».
Зал 6. «Уход Велимира»
Зал шестой. Весной 1922 года Велимир оказался в деревне Санталово Новгородской губернии. Здесь он тяжело заболел. Его близкий друг – художник Пётр Митурич– возил Велимира в больницу города Крéстцы, прилагая все усилия, чтобы спасти поэта,но в 36 лет Велимира не стало.
Он умер 28 июня 1922 года и был похоронен в деревне Ручьи. В экспозиции зала (фактически – это анфилада) представлены копии рисунков Петра Митурича, запечатлевших последние часы жизни поэта («Последнее слово «да»», «Хлебников на смертном ложе», «Банька» (в которой скончался Велимир), «Похороны» и другие).
Кроме того, в экспозиции представлена дощечка (деталь той самой баньки) и юбилейные медали астраханского скульптора Бориса Медведева, посвящённые 100-летию со дня рождения Хлебникова.
18 интересных фактов из жизни Велимира Хлебникова
Российский писатель-авангардист Велимир Хлебников был очень неординарной личностью. Он приложил руку к развитию футуризма в литературе, оказал огромное влияние на развитие поэтического языка иоставил потомкам наследие в виде множества великолепных произведений. Биография Хлебникова сама по себе интересна, но ознакомиться хотя бы с самыми известными его стихотворениями и рассказами однозначно стоит.
Факты из жизни Велимира Хлебникова
- Настоящее имя писателя — Виктор.
- Некоторые его произведения были опубликованы под псевдонимом «Е. Лунев».
- У Велимира Хлебникова было двое братьев и двое сестёр.
- Он родился в начитанной и образованной семье, так что книги стали его лучшими друзьями с самого детства.
- Когда он был студентом, за участие в антиправительственной демонстрации он был арестован на целый месяц, а впоследствии ещё и исключён из университета.
- В 19 лет он отправил одно из своих произведений в издательство, которое курировал Максим Горький, но оно было отвергнуто.
- Псевдоним «Велимир» ему дали знакомые писатели-символисты, с которыми он много общался на заре своей литературной деятельности.
- Произведения Велимира Хлебникова пестрят придуманными им самим словами. Некоторые из них прижились и впоследствии вошли в словари. В частности, это именно он придумал слово «самолёт».
- В университете он изучал не литературу, а математику с физикой. Это не мешало ему параллельно с учёбой писать свои первые пьесы.
- Однажды, ночуя в степи, Хлебников разжигал костёр собственными рукописями, чтобы не замёрзнуть.
- Он был дружен с Сергеем Есениным.
- В одном из своих произведений он предсказал Первую Мировую войну и Октябрьскую революцию.
- Большую часть жизни Велимир Хлебников прожил в нищете.
- Он категорически не любил читать вслух свои произведения.
- Одно время писатель жил в доме булочника Филиппова, который был поклонником его творчества, а потому согласился приютить литератора у себя.
- Во время Гражданской войны, не желая служить в белогвардейской армии генерала Деникина, Велимир Хлебников несколько месяцев провёл в психиатрической лечебнице. Интересный факт: под началом Деникина добровольцем служил другой знаменитый писатель, Валентин Катаев.
- Однажды на маскараде он нарядился римским патрицием, и в таком виде его арестовала полиция, когда он гулял по городу. Хлебников провёл ночь в полицейском участке, а наутро его не без труда вызволили друзья.
- Скончался Велимир Хлебников в глухой деревне от недоедания и гангрены, прожив всего 37 лет. Спустя четыре десятка лет его прах был перенесён с местного погоста на одно из московских кладбищ.
Личная жизнь
Хлебников не женился, но женщины в его жизни присутствовали. Он, как и многие поэты, был влюбчив. В ряд вдохновлявших Хлебникова муз ставят Анну Ахматову, в которую Велимир был безответно влюблен. Она же называла поэта «безумным, но изумительным».
Портрет Велимира Хлебникова
Нежные чувства футурист испытывал к харьковским коллегам – сестрам Синяковым, к Вере Будберг и Ксане Богуславской. О любви его стихи «Люди, когда они любят», «Тело кружева изнанка…», «Опыт жеманного».
Женщины, которая бы полюбила Хлебникова – бездомного, неустроенного и нищего, не нашлось. Его лирикой восхищались, называли гением и чудаком, но связывать с ним жизнь не решались.
Петр Васильевич Митурич
Петр Митурич родился в Петербурге 2 (14 по новому стилю) октября 1887 в семье военного, поручика запаса и литератора. В 1899 году был принят в Псковское военное училище. Но его исключили оттуда в 1905 за хранение нелегальной литературы. С 1906 по 1909 Митурич посещал Киевское художественное училище. С 1909 по 1915 продожоал учебу в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Там его наставником был известный художник-баталист Н.С.Самокиш.
Петру Митуричу довелось участвовать в Первой мировой и Гражданской войнах в период с 1916 по 1921 годы.
Художник принадлежал к известным объединениям «Мир искусства» и «Четыре искусства».
Уже в ранние годы Петр Митурич проявил себя как виртуозный, талантливый график. Он создавал фронтовые зарисовки, пейзажи, выразительные портреты. Излюбленная техника художника — тушь, уголь и карандаш.
Большое влияние на Петра Митурича оказало его знакомство с Велимиром Хлебниковым и женитьба на сестре поэта — Вере Хлебниковой, тоже художнице. Митурича захватили футуристические идеи. Он разработал так называемую
«пространственную графику», провозгласив ее новым видом искусства. Такая графика представляет собой штрихи и линии, нанесенные на геометрические фигуры и целые инсталляции из картона и плотной бумаги. Известные работы художника в этом стиле — «словарь» из 150 кубиков (1919, собрание семьи художника, Москва), отражающий учения поэта Велимира Хлебникова о «звездной азбуке» (Велимир Хлебников «Художники мира!», «Наша основа» и др.). Петр Митурич сделал много эскизов и рисунков к произведениям Велимира Хлебникова.
Петр Митурич был свидетелем смерти Велимира Хлебникова в 1922 году в деревне Санталово (Новгородская губерния), где сейчас находится музей Хлебникова в Ручьях. Художник выполнил известный рисунок поэта Велимира Хлебникова на смертном одре.
В творчестве Петра Митурича часто соседствовали беспредметные графические элементы (чаще всего встречающиеся в его творчестве в 1918-1922 гг) и вполне натуралистические работы — портреты, пезажи, натурные орнаменты из простейших, но мастерски скомопонованных мотивов — целые циклы деревьев, «заборчиков» и т.п.
С 1922 Петр Митурич занимался проблемами волнового движения, или биодизайна, который использует энергию самой
природы. Одно из его изобретений («волновики» как он их называл) — самоходная лодка, движимая посредством мускульных усилий, передаваемых на ее гибкий «хвост» — в 1931 году даже было запатентовано.
Также с 1923 по 1930-е гг Петр Митурич активно работал как преподаватель во Вхутемасе, Высших художественно-технических мастерских.
Умер Митурич в Москве 27 октября 1956.
Хлебников – человек
Хлебников был абсолютно неприспособлен к повседневной жизни, совершенно не заботился о себе. Быт его был чудовищно неустроенным. Преданные друзья помогали ему деньгами и одеждой, предоставляли жилье. Он привык обходиться минимумом вещей. Из предметов мебели считал лишним все, кроме кровати и стола.
Хлебников не был женат. Мария Синякова вспоминала, что он влюблялся постоянно и легкомысленно, но все влюбленности были платоническими. Женщины, способной полюбить и принять поэта со всеми его странностями, нищетой, неуемной тягой к скитаниям, Хлебников не встретил.
Поэт исходил и изъездил пол-России, побывал на Кавказе и севере Ирана. Испытал голод, холод и бедствия гражданской войны. С 1917 постоянно находился в гуще революционных событий. Сначала он дважды проехал туда и назад по маршруту Харьков – Киев – Петроград, а затем начал странствовать, преодолевая огромные расстояния с вещевым мешком или узелком, наполненным собственными рукописями и рисунками.
Детство и юность
Родился будущий поэт поздней осенью 1885 года в калмыцком селе Малые Дербеты, в то время административном центре Малодербетовского улуса Астраханской губернии. Сам Виктор Владимирович Хлебников называл место, в котором прошло детство, «станом монгольских исповедующих Будду кочевников» и говорил, что родился «в степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря».
Велимир Хлебников с семьей
Родители – образованные люди с богатой родословной, обедневшие аристократы. Отец – видный ботаник и орнитолог, основатель первого государственного заповедника в устье Волги. Дед Велимира Хлебникова был почетным гражданином Астрахани и купцом. По отцовской линии в жилах поэта смешалась русская и армянская кровь.
Мама – урожденная Екатерина Вербицкая – получила образование в Смольном институте, историк. Происходила из состоятельной семьи, чьи корни уходили в запорожское казачество. Благодаря ей пятеро отпрысков (Велимир – третий ребенок) разбирались в литературе, истории и живописи.
Велимир Хлебников в детстве
В 4 года будущий поэт-футурист читал на русском и французском языках, а его рисунки говорили о таланте художника. Сестра поэта – Вера Хлебникова – стала художницей-авангардисткой.
Из-за отцовской службы семья часто меняла место жительства. Когда Виктору исполнилось 6 лет, Хлебниковы переехали в Волынскую губернию, а спустя 4 года – в 1895-м – в Симбирскую. 10-летний мальчик отправился в гимназию. Проучился 3 года и снова перемены: главу семейства направили в Казань.
Велимир Хлебников в молодости
В 1903 году Виктор Хлебников стал студентом Казанского университета, где выбрал физико-математический факультет. На математическом отделении студент проучился до ноября и на месяц угодил в тюрьму за участие в демонстрации. Продолжать учебу на математическом отделении юноша не хотел, поэтому летом перевелся на естественное отделение того же факультета.
Профессора похвально отзывались о способном студенте и прочили карьеру блестящего натуралиста. Разброс интересов и талантов Хлебникова был огромен: он изучал математику, физику, делал успехи в химии, биологии и философии. Самостоятельно изучал японский язык и санскрит.
Велимир Хлебников
Литературным дебютом будущего футуриста называют сочинение в прозе – пьесу «Елена Гордячкина», которую Хлебников отправил в санкт-петербургское издательство «Знание», но Максим Горький не одобрил публикацию.
С 1904 года начинающий литератор участвовал в орнитологических экспедициях по Дагестану и северу Урала. В 1906-м его приняли в университетское общество естествоиспытателей: в экспедиции Хлебников нашел новый вид кукушек. Но на этом научные изыскания в области орнитологии закончились – молодой человек сосредоточился на литературе.
Зал 11. «Веранда Мая Митурича»
Май Митурич (1925–2008) – народный художник России, сын Веры Хлебниковой и Петра Митурича Был удостоен золотой медали Российской Академии художеств за юбилейную выставку в Москве (2000) – итог своей пятидесятилетней творческой деятельности.Получил международное признание как график и иллюстратор около ста книг, отмеченных дипломами в России и медалями международных выставок в Лейпциге и Братиславе. В 2005 году награждён орденом Восходящего Солнца (Япония).
На веранде представлены живописные полотна художника, созданные в разные годы: «Потрет дочери» (1967), «Зелёный шум» (1979), «Тишина» (1988), «Светлый лес» (1989), «Холодный вечер» (1992–2000), «Ветка рябины» (1995) и др.
В витрине – личные вещи художника: самодельный мешочек с вышитым матерью именем «МАЙ» и тканая куколка. А также самодельные открытки, которые в течение многих лет Май Петрович присылал в музей Хлебникова накануне Нового года.
Странное поведение деятеля
До сих пор ведутся споры по поводу психического здоровья Хлебникова. Одни утверждали, что юный прозаик помешался на своих интересах, чем и оправдывают его странное, чудаческое поведение. Кто-то, наоборот, говорил, что этот человек просто своеобразен, отчего ему удавалось создавать действительно шедевральные работы.
Описывали деятеля так: «Он был непрактичным, но при этом горел творчеством. Готов был жертвовать последними штанами ради создания новой работы». И действительно, многие отмечали, что их вводило в ступор внезапное появление поэта в мешковине вместо штанов, а порой и вовсе в одном нижнем белье. У него практически не было денег на новую одежду, поэтому на всех вещах были протертые дыры, а ткань выглядела так, словно ею мыли полы. Некоторых людей это настолько удивляло, что они из жалости шили писателю вещи из старых занавесок. Такой поступок сделала Рита Райт, которая не могла наблюдать за тяжелой жизнью Хлебникова.
Литература
Творческая биография Велимира Хлебникова получила новый толчок в Петербурге, куда молодой человек прибыл в 1908 году. Он снова влился в университетское братство, по инерции выбрав естественный факультет, который вскоре, сблизившись с поэтами-символистами, сменил на историко-филологический.
Посещая поэтические «среды» Вячеслава Иванова, он познакомился с акмеистами и получил творческий псевдоним Велимир.
Любовь Сидорова читает стихотворения Велимира Хлебникова
Хлебникову выпало жить в эпоху перемен, слома старой государственной системы. Он остро чувствовал и тяжело переживал поражение России в войне с Японией, Первую русскую революцию. Массовая гибель соотечественников подтолкнула молодого ученого и литератора к поиску числовых законов времени, которые влияют на судьбы человечества.
В 1908-м Велимир Хлебников опубликовал первое стихотворение, названное «Искушение грешника». В то же время познакомился с Давидом Бурлюком и поэтами группы «Гилея», к которым вскоре примкнул Владимир Маяковский. Вскоре «гилеяне» назвали Хлебникова главным теоретиком футуризма, основателем его ответвления – «будетлянства» (от слова «будет»).
Сборники стихов Велимира Хлебникова
В 2010 году произведения поэта вошли в сборник «Садок судей», которым футуристы громко заявили о рождении поэтического движения.
В нашумевший сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу», вышедший в 1912 году, вошли стихи Велимира Хлебникова «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». На последней странице сборника напечатали изобретенную поэтом таблицу исчисления законов времени, в которой Хлебников математическим путем предсказал падение государства в 1917 году.
Вениамин Смехов читает стихотворение Велимира Хлебникова «Бобэоби пелись губы»
Поэтико-лингвистические исследования ученого легли в основу зауми, заумного языка, который Хлебников разработал в тандеме с другом и коллегой Алексеем Крученых. Вдвоем, используя заумь, сочинили поэму «Игра в аду».
Начавшаяся Первая мировая война подтолкнула Хлебникова к продолжению изучения прошлых войн в цифровом измерении. Результатом изысканий стали 3 книги. В 1916-м Велимира Хлебникова призвали в армию. Позже он написал, что, оказавшись в Царицынском запасном полку,
Знакомый врач помог поэту освободиться от службы, используя как причину психическое нездоровье Хлебникова. Поэт непрерывно странствует по России и мечтает создать общество «Председателей земного шара», членом которого мог бы стать каждый, кому «болит» судьба человечества.
Велимир Хлебников в военной форме
Октябрьские события 1917-го Велимир Хлебников наблюдал воочию в Петрограде, описав впечатления в стихах и поэмах. Побывал в Астрахани, Украине, где увидел разгром деникинской армии, на Кавказе и Северном Иране. Прошел по Каспийским степям.
В 1920 году сочинил поэму «Ладомир», в которой вывел образ объединенного с природой человечества, противостоящего войне. В последние годы жизни это и были основные темы творчества Хлебникова.
Виктор Персик читает стихотворение Велимира Хлебникова «Еще раз, еще раз…»
Особенностями творчества авангардиста было использование в одном, даже коротком стихотворении разных размеров. «Пляску размеров» он допускал намеренно, но особенно любил верлибр. Прибегая к таким редким приемам, как палиндром (называл его «перевертнем») и язык зауми, Велимир Хлебников приобретал как поклонников, так и яростных критиков.
Зал 13. «Музейная библиотека»
В музее Хлебникова – богатейшая библиотека, куда поступают запросы на «хлебниковский материал» из других городов России и зарубежья. Здесь представлены работы корифеев отечественного хлебниковедения и книги со всех уголков мира – Франции, Нидерландов, Бразилии, Италии, США.
Музейная библиотека включает в себя произведения Велимира Хлебникова на русском и иностранных языках, литературу о поэте, а также подборку книг по авангардному искусству и футуризму. Кроме того, в музее издаются независимая литературная газета «Хлебниковская веранда», книги о Велимире и Вере Хлебниковых.
У музея высокий научный рейтинг: материалы опубликованы в изданиях ИМЛИ (Москва), Русского музея (СПб), университетов Амстердама, Лиона, Флоренции, Сан-Паулу, Бристоля. С этими материалами также можно познакомиться в музейной библиотеке.
Зал 4. «Комната Велимира»
Зал четвёртый – единственная комната в жизни поэта-странника. Побывав в ней в 1918 году, поэт Рюрик Ивнев вспоминал: «Здесь была какая-то особенная тишина, точно комната была вырвана из города и переброшена в безлюдную пустыню1». Эта «особенная» (а ныне музейная) тишина охватывает каждого, кто входит в комнату поэта. Её идея –творческая лаборатория Велимира Хлебникова. На стенах – копии его черновиков, в которых прослеживается его словотворческий поиск от желания «свободно плавить славянские слова» до идеи «звёздного языка», призванного объединить человечество, его мысли о поэзии и науке. По словам Н. Н. Пунина, «Хлебников – это ствол века. Мы прорастали на нём ветвями». Время подтвердило эту высокую оценку.
С 2013 г. в музее реализуется мультимедийный проект «Голод пространства, или Комната Велимира», ставший победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в 2013 году (руководитель проекта – М. В. Емелина).С помощью планшетных компьютеров, предоставляемых музеем,посетитель может самостоятельно совершать виртуальное «путешествие» в пространство творчества Велимира Хлебникова. Взаимодействие посетителя с экспонатами основано на технологии «дополненной реальности», с предоставлением информации в любой удобной для посетителя форме – фрагментов видеофильмов, аудиоматериалов, изображений или текстовых документов. Для этого необходимо лишь навести планшет на экспонат, фрагмент рукописи на стене или математическую формулу, и с экрана зазвучат строки произведений Хлебникова, рассказы о его поисках «закона времени», демонстрация видеофрагментов по произведениям Велимира. В основу виртуального путешествия, как, собственно, и самой экспозиции, положены две главные ипостаси в творчестве Велимира – Слово и Число.
В оформлении стен Комнаты использованы фрагменты рукописей и рисунков Велимира, графических работ Степана Ботиева, макеты обложек изданий «Доски судьбы» и «Зангези», пространственная графика П. Митурича, макеты кубиков «Звездной азбуки».Именно здесь,в этой комнате, поэт создал ряд произведений: поэму «Хаджи-Тархан», статью «Астраханская Джиоконда», рассказ «Есир», повесть «Ка» и другие.
Из вещей, принадлежавших Хлебникову, в этой комнате отметим: сундучок (ещё точнее – ящик для переноса патронов), привезённый им с Первой мировой войны, которую Хлебников прошёл простым рядовым. В «сундучке» – его солдатская фотография; два астраханских талона на хлеб 1917 года; рисунок по шёлку «Разъярённый лев» и подлинная записка Хлебникова: «Это я перед отправкой в военное училище»;рисунок десятилетней Веры «Белочка», с которым он никогда не расставался.
В «Столе поэта»2,который имеет стеклянную поверхность (это делает его содержание доступным для обозрения), –книга стихов Уолта Уитмена, которую Хлебников всюду возил с собой и которую обнаружили в его вещах после его смерти. Это сборник стихов Уолта Уитмена (Москва, 1919), буквально зачитанный им «до дыр». Велимир высоко ценил американского гения. Уитменовский пантеизм, его слияние с живой природой перекликаются с образом его «Единой книги». Уитмен был ему близок и своими поэтическими новациями, в частности верлибром. Сборник стихов Уитмена сильно пострадал от времени: утрачены обложка, титульный лист и десять страниц. На странице 102-й – автограф Хлебникова.
Кроме того, в «Столе поэта» мы видим две деревянные фигурки (Иоанна Грозного и сельской барышни), купленные им в 1916 году в Сергиевом Посаде; две открытки из его личной коллекции и его гребешок.
—Сноски в тексте:
1. Ивнев Р. Лотос. Избранное. М., 1988
2. Название условно.
Смерть
Смерть Велимир Хлебников напророчил сам. Он как-то обронил, что «люди моей задачи» часто уходят в 37 лет.
Дом-музей Велимира Хлебникова в Астрахани
Так и случилось. Об уставшем, с подорванным скитаниями и нищетой поэте позаботился Петр Митурич, муж сестры Веры. Хлебников мечтал добраться до родных в Астрахань, но денег и сил на длинную дорогу не было. Митурич отвез Велимира в Санталово, деревеньку под Новгородом, чтобы он восстановил здоровье, а затем отправился в Астрахань.
Рисунки Велимира Хлебникова
В Санталово поэт внезапно слег – отнялись ноги. Подводой его доставили в деревенскую больницу, но там развели руками и отправили умирать. Скончался Хлебников летом 1922 года. Причиной смерти стал парез.
Его похоронили на кладбище соседней деревеньки Ручьи, но в 1960 году перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Могила поэта находится рядом с местами упокоения матери и сестры. В 1975 году на могиле было установлено необычное надгробие – «каменная баба» – память о месте его рождения, его истоках.
Могила Велимира Хлебникова
Незадолго до смерти Велимир Хлебников словно «предупредил» своих критиков в стихотворении «Еще раз, еще раз», что горе тем, кто взял «неверный угол сердца» к нему: