Происхождение [ править ]
Первые владельцы картины, журнал The Graphic , купили ее, чтобы создать высококачественную репродукцию, которую подарили в качестве рождественского подарка в 1895 году. Когда Лейтон умер в январе 1896 года, картина была помещена в окно их офиса, мимо которого проходила похоронная процессия. В начале 1900-х он был передан в аренду Ашмоловскому музею , его местонахождение после этого неизвестно; он был заново открыт в доме Баттерси в начале 1960-х годов, заключенный в коробку над дымоходом. Эндрю Ллойд Уэббер вскоре увидел его в магазине на Кингс-роуд, но его бабушка отказалась одолжить ему запрашиваемую цену в 50 фунтов, заявив: «У меня в квартире не будет викторианского барахла».
В 1963 году Луис А. Ферре — известный пуэрториканский промышленник и политик, который будет избран губернатором через пять лет — совершил поездку по Европе, покупая картины и скульптуры для Museo de Arte de Ponce в Пуэрто-Рико. основал. «Чрезвычайно любопытно узнать, что это произведение столь поздней викторианской эпохи было куплено в Амстердаме Луисом А. Ферре менее чем за 1000 долларов в 1960 году». Картина также выставлялась на важных выставках по всему миру. Пылающий июнь был выставлен в музее Прадо в Мадриде в 2008 году, в Государственной галерее Штутгарта.в Германии в 2009 году и в коллекции Фрика в Нью-Йорке в 2015 году.
В 2015 году на задней двери спальни в особняке, унаследованном Бамбером Гаскойном после смерти его двоюродной бабушки Мэри Иннес-Кер, герцогини Роксбургской, был найден оригинальный карандаш и меловой этюд для картины — голова модели .
В 2016 году картина была одолжена в Дом-музей Лейтон в Кенсингтоне и выставлена в студии, где она была создана.
Внешние ссылки [ править ]
- Frederic-Leighton.org 114 работ Фредерика Лейтона
- Обсуждение Янины Рамирес : Подкаст Art Detective, 29 января 2017 г.
vтеФредерик Лейтон | |
---|---|
Картины |
|
Скульптуры | |
Связанный |
|
Рисование светом
www.lightpaintingphotography.com
Как ни странно, самые первые практики световой живописи не воспринимали её как искусство. Фрэнк и Лилиан Гилбрет занимались проблемой повышения эффективности промышленных рабочих. В 1914-м году пара начала использовать свет и камеру для того, чтобы записать некоторые движения людей. Изучив полученные световые образы, они надеялись найти способы сделать работу персонала легче и проще.
www.tutophoto.com
А в искусстве этот метод начал использоваться в 1935-м году, когда художник-сюрреалист Ман Рэй использовал фотокамеру с отрытым затвором для того, чтобы снять самого себя, стоящего в потоках света. Очень долго никто не догадывался о том, что это за световые завитки изображены на фото. И только в 2009-м году стало ясно, что это не набор случайных световых завитков, а зеркальное отображение подписи художника.
Оценка [ править ]
Пылающий июнь впервые был использован как мотив для украшения мраморной ванны в одной из других работ Лейтона, « Летний сон» . Он настолько увлекся дизайном, что решил создать его как отдельную картину.
Погребальная торжественность монументальной обнаженной натуры Микеланджело была значительно подогрета викторианским художником в процессе ее присвоения и адаптации. Лейтон устроил все таким образом, что, хотя он и одет, многие прелести его сонной девушки соблазнительно демонстрируются для восхищения зрителя, который неявно помещен в положение вуайериста … Ее щеки покраснели, покраснели от румян. предполагая, что каким-то образом она знает, что за ней наблюдают, хотя она спит.
По словам историка искусства Эндрю Грэма-Диксона, «ее поза в общих чертах смоделирована с позой знаменитой статуи Ночи Микеланджело в гробницах Медичи во Флоренции, которую Лейтон считал одним из высших достижений западного искусства».
Положение спящей женщины доставило Лейтон множество неприятностей. Он сделал несколько предварительных набросков, чтобы определить, как ей следует лечь; в частности, ему было трудно заставить угол ее правой руки выглядеть естественным. Его исследования показывают, что картина прошла по крайней мере четыре эволюционных эскиза, прежде чем Лейтон пришел к конечному результату. Четыре из этих этюдов были обнажены, а один задрапирован. Драпированная фигура выглядит наименее реалистичной, демонстрируя необходимость Лейтон рисовать с обнаженной модели, чтобы добиться верности природе.
Ветка токсичного олеандра в правом верхнем углу, возможно, символизирует хрупкую связь между сном и смертью.
Пылающий июнь стал самой узнаваемой картиной Лейтона. Самуэль Курто , основатель Института Курто , назвал это «самой замечательной картиной из всех существующих». Реализм прозрачного материала, который носит спящая женщина, потрясающе насыщенные цвета и идеально воссозданная мраморная окантовка характерны для работ Лейтона, как и его использование естественного света. Он позволяет закату на заднем плане казаться расплавленным золотом.
Библиография [ править ]
- Барринджер, Тим и Преттейон, Элизабет, Фредерик Лейтон: Античность, Возрождение, Современность (Центр Пола Меллона по исследованиям в британском искусстве), Издательство Йельского университета (1999). ISBN 978-0-300-07937-1
- Баррингтон, Рассел, Жизнь, письма и творчество Фредерика Лейтона , 2 тома, BiblioBazaar (2010). ISBN 978-1-143-23340-1
- Вейдингер, Альфред, Великолепная расточительность — Фредерик, Пылающий июнь лорда Лейтона 1894–1895 гг . Спящая красавица. Шедевры викторианской живописи из Museo de Arte de Ponce. Под редакцией Агнес Хуслейн-Арко и Альфреда Вейдингера. Бельведер, Вена, 2010. ISBN 978-3-901508-84-4
Отрывок, характеризующий Пылающий июнь
«Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет! А главное: я стареюсь, вот что! Уже не будет того, что теперь есть во мне. А может быть, он нынче приедет, сейчас приедет. Может быть приехал и сидит там в гостиной. Может быть, он вчера еще приехал и я забыла». Она встала, положила гитару и пошла в гостиную. Все домашние, учителя, гувернантки и гости сидели уж за чайным столом. Люди стояли вокруг стола, – а князя Андрея не было, и была всё прежняя жизнь. – А, вот она, – сказал Илья Андреич, увидав вошедшую Наташу. – Ну, садись ко мне. – Но Наташа остановилась подле матери, оглядываясь кругом, как будто она искала чего то. – Мама! – проговорила она. – Дайте мне его , дайте, мама, скорее, скорее, – и опять она с трудом удержала рыдания. Она присела к столу и послушала разговоры старших и Николая, который тоже пришел к столу. «Боже мой, Боже мой, те же лица, те же разговоры, так же папа держит чашку и дует точно так же!» думала Наташа, с ужасом чувствуя отвращение, подымавшееся в ней против всех домашних за то, что они были всё те же. После чая Николай, Соня и Наташа пошли в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные разговоры. – Бывает с тобой, – сказала Наташа брату, когда они уселись в диванной, – бывает с тобой, что тебе кажется, что ничего не будет – ничего; что всё, что хорошее, то было? И не то что скучно, а грустно? – Еще как! – сказал он. – У меня бывало, что всё хорошо, все веселы, а мне придет в голову, что всё это уж надоело и что умирать всем надо. Я раз в полку не пошел на гулянье, а там играла музыка… и так мне вдруг скучно стало… – Ах, я это знаю. Знаю, знаю, – подхватила Наташа. – Я еще маленькая была, так со мной это бывало. Помнишь, раз меня за сливы наказали и вы все танцовали, а я сидела в классной и рыдала, никогда не забуду: мне и грустно было и жалко было всех, и себя, и всех всех жалко. И, главное, я не виновата была, – сказала Наташа, – ты помнишь? – Помню, – сказал Николай. – Я помню, что я к тебе пришел потом и мне хотелось тебя утешить и, знаешь, совестно было. Ужасно мы смешные были. У меня тогда была игрушка болванчик и я его тебе отдать хотел. Ты помнишь? – А помнишь ты, – сказала Наташа с задумчивой улыбкой, как давно, давно, мы еще совсем маленькие были, дяденька нас позвал в кабинет, еще в старом доме, а темно было – мы это пришли и вдруг там стоит… – Арап, – докончил Николай с радостной улыбкой, – как же не помнить? Я и теперь не знаю, что это был арап, или мы во сне видели, или нам рассказывали. – Он серый был, помнишь, и белые зубы – стоит и смотрит на нас… – Вы помните, Соня? – спросил Николай…
Зачем интересоваться тем, что не нравится
Мы воспринимаем мир эмоционально, и первая реакция на картину: нравится — не нравится. Однако, зная историю произведения искусства, вы почувствуете гораздо больше. Например, у меня была долгая болезненная борьба с художниками эпохи Возрождения, особенно с Рафаэлем. Я никак не могла понять, что в нём такого находят. Ситуацию спасли музеи.
В Италии я увидела множество работ Рафаэля вживую. Помню, как стояла в Ватикане перед «Афинской школой» и просто обалдела от того, насколько это потрясающая фреска. Там такое всё человечное: философы — это не какие-то великие мыслители, а очаровательные настоящие люди, которые с диким интересом обсуждают и подсматривают, что делают их коллеги, изучают сообщающиеся сосуды. Я осознала, насколько надо любить жизнь и людей, чтобы это запечатлеть: Рафаэль Санти — гений.
Рафаэль Санти, «Афинская школа», 1510–1511
Другой пример связан с архитектурой XX века. Я была убеждена, что терпеть её не могу, пока не попала на экскурсию по московскому конструктивизму. Это был второй курс магистратуры, и мне стоило уже научиться любить XX век.
Девушка, которая вела экскурсию, так интересно объясняла, что я начала иначе смотреть на здания. В конце экскурсии мне казалось, что типовая застройка — это самые красивые дома всех времён и народов. С того момента я решила: «Если мне что-то не нравится, я попробую с этим пожить, разобраться».
Абстрактное искусство может нравиться, потому что зрителю приятно сочетание цветов. Других отталкивает отсутствие структуры и знакомых объектов. Дело в том, что мозгу легче воспринимать привычные образы: человека, собаку, лес. Если на картине нет чётких форм, мозгу приходится напрягаться, а он этого избегает. Поэтому непонятное часто вызывает негативные эмоции, ведь у нас нет стереотипа для обработки этой информации.
Василий Кандинский, «Композиция VII», 1913
Джексон Поллок, «№1», 1949
На выставке абстрактных картин важно понимать, что это направление живописи появилось в ответ на открытия в психологии. Некоторые художники пытались осмыслить теорию бессознательного Зигмунда Фрейда и погрузить зрителей в медитативное состояние
Тогда получается, картины абстракционистов — это чистое искусство, которое воздействует на мозг напрямую.
Любовь и интерес к искусству развивают эмоциональный интеллект, способность сопереживать. Если вдумчиво рассматривать картины, пытаться проникнуть в мысли художника, вы увидите историю, которую он пытался рассказать на холсте. Каждая работа родилась в ответ на внешние обстоятельства под влиянием внутренних побуждений автора. Чтобы это расшифровать, нужно немного углубиться в историю. Человек, который может осмыслить шедевр, становится счастливее.
Рекомендации
- «Пылающее солнце июня, Лейтон | Путеводитель по истории искусств» . art.laguia2000.com . Проверено 31 мая 2020 г. .
- ↑ Кеннеди, Маев (20 июня 2016 г.). «Пламенный июнь» Лейтона будет выставлен в мастерской, где он был написан» . The Guardian (на британском английском) . . Проверено 31 мая ,
- «Музей в Пуэрто-Рико завершает выставку английского художника Фредерика Лейтона» . www.efe.com . Проверено 31 мая 2020 г. .
- «ITP 266: Пылающий июнь Фредерика Лейтона | Эндрю Грэм-Диксон» . Эндрю Грэм-Диксон.com . Проверено 31 мая ,
- Монахан, Патрик. «Странное путешествие одной из самых известных картин мира» . Ярмарка тщеславия (на английском языке) . Проконсультируйтесь с 31 мая 2020 года .
- Кэмпбелл-Джонстон, Рэйчел. «Пылающий июнь осветит тьму . . Проверено 31 мая 2020 г. .
Модели [ править ]
Дороти Ден в 1880-х годах
Хотя тело женщины остается загадкой, есть предположение, что это лицо одной из двух любимых моделей Лейтона в 1890-х годах, Дороти Дин или Мэри Ллойд.
Мэри Ллойд была дочерью бедного деревенского помещика
Она приехала в Лондон и сделала очень успешную карьеру модели художника, позируя только для головы и рук, а не обнаженной — важное отличие. Она начала позировать для Лейтона примерно в 1892 году, и в январе 1895 года ее попросили позировать для « Лакрима» Лейтона (1894–1895)
Вероятно, она также является образцом для его «Твикстской надежды и страха» (около 1895 г.).
Первые истоки этикета
Само понятие «этикет» пошло от слова «этикетка». Его начало положил французский король Людовик XIV, который с помощью карточек устанавливал нормы на своих званых ужинах. Но определенные правила поведения начали складываться гораздо раньше. Их потребовалось ввести с началом объединения людей в общины. Все члены сообщества должны были с уважением относиться к старшим, слушать слова шамана, заботиться о женщинах, а они в свою очередь ухаживали за детьми.
Эти правила еще не являлись этикетом, но были его предшественниками. Они служили инструментом для создания комфортной остановки. Нравственность того времени помогала людям объединиться во время опасности, учила основам общения и чтению традиций. Сам же этикет появляется только с развитием государства.
Провенанс
Картина была выставлена на аукцион в начале 1960-х гг, но не была продана за начальную стоимость 140 долларов (ок. 840 долларов в современных ценах), так как в то время произведения викторианской эпохи не пользовались спросом. В 1963 году пуэрто-риканский политик и будущий губернатор Луис Альберто Ферре путешествовал по Европе с целью покупки картин и скульптур для основанного им Музея искусств Понсе. В одной из галерей Амстердама он заметил «Пылающий июнь» и заинтересовался картиной. Хозяин галереи назначил цену в 1 000 долларов. Луис Ферре обещал переслать деньги и попросил хозяина не продавать картину. Лишь несколько лет спустя Антонио Луис Ферре, сын Луиса Альберто, завершил сделку с хозяином галереи, который сдержал своё обещание. Картина была передана в Музей искусств Понсе в Пуэрто-Рико. На волне интереса к викторианскому искусству она выставлялась в мадридском Прадо в 2008 году и в Государственной галерее Штутгарта в 2009 году.
Фото и описание
Музей Фредерика Лейтона у Холланд-парка – это дом великого викторианского художника, где он жил, творил и умер, где за год до смерти написал свою самую известную картину, «Пылающий июнь».
Шедевр, изображающий полулежащую молодую женщину в оранжевом одеянии, находится не в Лондоне, а в музее де Арте де Понсе в Пуэрто-Рико. Но в доме Лейтона есть 76 других его картин – от небольших эскизов до крупных полотен. В музее выставлены и «Смерть Брунеллески», написанная Лейтоном в 1852 году в качестве выпускной работы, и «Клития» – картина, над которой он работал сорок четыре года спустя, перед смертью.
В музее представлены слепки с трёх лейтоновских скульптур – «Лентяй», «Атлет, борющийся с питоном» и «Излишние волнения». Художник создал только эти три скульптуры, все силы он отдавал живописи. Музей располагает также крупной коллекцией рисунков и набросков, сделанных мастером как в детстве, так и в годы славы. Среди 700 работ – эскизы «Мадонны Чимабуэ», сделавшей его известным, и того самого «Пылающего июня». Выставлены и личные вещи Лейтона – печать, палитры, дипломы и награды.
Дом у Холланд-парка построен в 1866 году, когда Лейтон уже был знаменит произведениями на античные и библейские сюжеты. Он получал международные премии, стал ассоциированным членом Королевской академии (позже – её президентом). Конечно, ему нужен был достойный дом. Спроектировать его Лейтон попросил своего друга Джорджа Эйтчисона, промышленного архитектора. Дом получился таким интересным, что на Эйтчисона посыпались заказы на переделку интерьеров.
Внешне дом поразительно прост – красный кирпич, скупая отделка. Внутри сначала всё тоже было скромно, но Лейтон требовал расширений, и здание постепенно росло. Сначала на первом этаже появилась студия. Потом, после поездок по Ближнему Востоку, понадобилось место для привезённых оттуда коллекций текстиля, керамики, плитки. Пристроили двухэтажный «арабский зал». Он выглядит изумительно: мозаика, мрамор, деревянные решётки на окнах, те самые плитки, позолоченные капители колонн, а посередине, под куполом, – фонтан.
Последнее дополнение было завершено за несколько месяцев до смерти хозяина – это «шёлковая комната», отведённая под его коллекцию живописи. Сейчас в музее выставлены картины и рисунки Миллеса, Бёрн-Джонса, Уоттса, Сэндиса, Шоу, Говарда и других современников Лейтона.
Дом Лейтона так понравился его друзьям и коллегам, что вокруг выросла колония домов других художников, прозванная «Круг Холланд-парка». Дома проектировались по примеру лейтоновского – с обязательной студией и видом на парк.
Происхождение [ править ]
Первые владельцы картины, журнал The Graphic , купили ее, чтобы создать высококачественную репродукцию, которую подарили в качестве рождественского подарка в 1895 году. Когда Лейтон умер в январе 1896 года, картина была помещена в окно их офиса, мимо которого проходила похоронная процессия. В начале 1900-х он был передан в аренду Ашмоловскому музею , его местонахождение после этого неизвестно; он был заново открыт в доме Баттерси в начале 1960-х годов, заключенный в коробку над дымоходом. Эндрю Ллойд Уэббер вскоре увидел его в магазине на Кингс-роуд, но его бабушка отказалась одолжить ему запрашиваемую цену в 50 фунтов, заявив: «У меня в квартире не будет викторианского барахла».
В 1963 году Луис А. Ферре — известный пуэрториканский промышленник и политик, который будет избран губернатором через пять лет — совершил поездку по Европе, покупая картины и скульптуры для Museo de Arte de Ponce в Пуэрто-Рико. основал. «Чрезвычайно любопытно узнать, что это произведение столь поздней викторианской эпохи было куплено в Амстердаме Луисом А. Ферре менее чем за 1000 долларов в 1960 году». Картина также выставлялась на важных выставках по всему миру. Пылающий июнь был выставлен в музее Прадо в Мадриде в 2008 году, в Государственной галерее Штутгарта.в Германии в 2009 году и в коллекции Фрика в Нью-Йорке в 2015 году.
В 2015 году на задней двери спальни в особняке, унаследованном Бамбером Гаскойном после смерти его двоюродной бабушки Мэри Иннес-Кер, герцогини Роксбургской, был найден оригинальный карандаш и меловой этюд для картины — голова модели .
В 2016 году картина была одолжена в Дом-музей Лейтон в Кенсингтоне и выставлена в студии, где она была создана.
Библиография [ править ]
- Барринджер, Тим и Преттейон, Элизабет, Фредерик Лейтон: Античность, Возрождение, Современность (Центр Пола Меллона по исследованиям в британском искусстве), Издательство Йельского университета (1999). ISBN 978-0-300-07937-1
- Баррингтон, Рассел, Жизнь, письма и творчество Фредерика Лейтона , 2 тома, BiblioBazaar (2010). ISBN 978-1-143-23340-1
- Вейдингер, Альфред, Великолепная расточительность — Фредерик, Пылающий июнь лорда Лейтона 1894–1895 гг . Спящая красавица. Шедевры викторианской живописи из Museo de Arte de Ponce. Под редакцией Агнес Хуслейн-Арко и Альфреда Вейдингера. Бельведер, Вена, 2010. ISBN 978-3-901508-84-4
Здоровая кожа и скрытое тело в Средневековье
XV век
В Средневековье в Европе красивой считалась фигура с маленькой грудью и почти полным отсутствием талии. Стандарты красоты долгое время диктовала церковь. Тело считалось футляром для души — демонстрировать привлекательность было непопулярно и даже опасно. Христианство объявляло земную красоту грехом, косметику запрещали.
При этом интересно, что в XIV веке у женских нарядов появилось декольте: девушки открывали часть груди, плечи и шею. Не всем современникам нравилась эта мода: многие считали такие наряды греховными и порочными.
Признаком красоты была здоровая кожа — в те времена свирепствовали болезни, которые оставляли пятна на теле. Если на лице девушки не было пятен, это значило, что она ничем не болеет и может родить здоровых детей.
В позднем Средневековье красивыми считались открытый высокий лоб и тонкие брови. Чтобы сделать лицо более открытым, девушки зачёсывали и убирали волосы под капюшон. Также они специально сдвигали линию роста волос — выщипывали волосы и брови пинцетами.
Мария Магдалина / Неизвестный художник / Wikimedia Commons
В России XV века чем шикарнее была одета женщина, тем она считалась красивее. Девушки носили покрывала, сарафаны и кокошники, а также активно белились и румянились. Что касается телосложения, то красивыми считались высокие и полные женщины с овальным лицом. В те времена на Руси в женщинах ценилась главным образом их способность выносить ребёнка.
Страны Восходящего Солнца
В восточных странах не было понятия этикета, но были вековые традиции. Они охватывали все сферы жизни и соблюдались на протяжении длительного времени. Правила настолько строги и тяжелы в следовании, что многие европейские люди не в состоянии их понять и применить.
В Китае во времена Конфуция были разработаны правила «ли». Всего было 46 разделов. Описывали они полный распорядок дня, поведение в различных ситуациях и даже требуемое выражение эмоций. До их написания китайцы жили свободно, что, по мнению философа, неправильно. Человек должен подчиняться правилам для улучшения его нравственного облика.
Свод норм описывает, каковы должны быть жесты и походка. Согласно Конфуцию, король должен идти небольшими шагами, скользя по земле.
Японский кодекс самураев Бусидо был написан в 13 веке. Хотя он и был написан для воинов, следование ему во времена создания и в дальнейшем стало признаком высокой морали. На этикет Японии повлиял не только общественный строй, но и религия страны. Издавна было принято проявлять почтение к старшим и представителям власти, стремление к тактичности в общении и искоренению панибратства.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ФРЕДЕРИКА ЛЕЙТОНА
В 1859 году в Лондоне принц Уэльский приобрёл его картину, после чего наследник престола стал не только дальнейшим покровителем живописца, но и его верным другом.
В Риме, где он с головой окунулся в вихрь светских удовольствий, руководительницей Лейтона в его похождениях стала Аделаида Сарторис, известная оперная певица. Салон Аделаиды Сарторис открыл возможность молодому живописцу познакомился со многими замечательными людьми своего времени, в том числе с Уильямом Теккереем. В 1879 году Аделаида Сарторис скончалась, и эту смерть Лейтон переживал очень тяжело.
Дороти Дин стала его новой натурщицей после смерти Аделаиды Сарторис. Дороти послужила моделью для таких работ Лейтона, как «Пылающий июнь», «Плененная Андромаха» и «Сад Гесперид». А после смерти мастера она получила по его завещанию значительную сумму. Кроме того, известно, что Лейтон всегда с удовольствием посещал дом родителей Дороти (она родилась в бедном рабочем квартале Лондона), говоря, что там он отдыхает душой, и занимался образованием девушки.
Особенно тесные дружеские отношения завязались у него с «поэтической» семьёй Браунингов. Впоследствии, Лейтон создал серию иллюстраций к поэме Элизабет Барретт Браунинг, а после её смерти спроектировал надгробие на её могиле.
Лейтон был первым из британских художников, кто удостоился титула барона.
«Пылающий июнь» упоминается в песне английского рок-музыканта Пола Уэллера с альбома «Stanley Road» и в клипе на песню «Amarte es un placer» мексиканского певца Луиса Мигеля. Репродукция картины использована в оформлении обложки альбома «Waltz Darling» британского музыканта Малкольма Макларена. Картина также дала название одноимённой композиции Тиграна Петросяна с альбома «Тикомикс».
Эпоха Ренессанса
Говоря об этикете эпохи Ренессанса, многие вспоминают придворный этикет Франции или строгость Англии, но первой заложила его основы Италия. Именно там начинается эпоха Возрождения. Люди начинают интересоваться красотой, искусством, литературой, что сказывается на общих правилах поведения.
Этика того времени возвеличивала человека. И придворные традиции демонстрировали это в полной мере. Например, во Франции во время трапезы короля, сидеть мог только он один. А герцог бургундский регулярно принимал прошения от подданных, но только из уст своих чиновников, стоявших на коленях. Каждый день придворных особ и все события шли по заранее определенному сценарию, в котором каждый выполнял свои роли даже в жестах.
Во начале Ренессанса следовать этикету должны были только представители высших сословий. Бедняки были «освобождены» от этого обязательства своим низким статусом. Их взаимоотношения были построены на религиозных законах.
Вынужденные постоянно терпеть многочасовые ритуалы, обожествлять короля и задумываться о статусе собеседника, придворные теряли собственный характер. Неудивительно, что со временем большую популярность набирают нормы английского поведения. Они проповедовали скромность, благочестивость, руководствуясь при этом здравым смыслом. Воспитанный мужчина того времени не позволял себе громкого смеха и долгих рассказов о себе. Он с уважением относился ко всем людям, включая слуг, держал в чистоте свой наряд и проявлял учтивость к женщинам.
Помпезность и шик барокко
XVII век
На смену эпохе Возрождения пришёл стиль барокко. Он зародился в Риме, Венеции и Флоренции, позже мода на него распространилась по всей Европе. Ключевыми чертами барокко стали театральность, торжественность и богатство, проявления которых сперва требовали в архитектуре и живописи, а затем и во внешнем виде.
Картина «Три Грации» Питера Пауля Рубенса / Wikimedia Commons
Женщины носили максимально роскошные и дорогие наряды, вызывающие и пышные многослойные платья с объёмными рукавами
Отдельное внимание уделяли причёскам, которые были массивными и сложными. Чтобы сделать волосы пышнее, под них подкладывали подушечки из шерсти, пакли или стриженых волос
Также волосы завивали с помощью щипцов, укладывали помадой и украшали заколками. Как мужчины, так и женщины носили пышные парики.
Во времена барокко в моде были огромные парики. На картине изображена графиня де Бавьер-Гросберг — Александр Рослин / Wikimedia Commons
В России и Европе XVII века ценились заметные формы. Идеал женщины того времени отражают полотна художника Питера Пауля Рубенса — большой бюст, округлые бёдра, подбородок с ямочками, розовые щёки.