Утрехтские караваджисты
Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Жители Утрехта, в отличие от большинства художников протестантской Голландии, исповедовали католицизм и всё ещё поддерживали связь с культурным и религиозным центром того времени — Римом. Тут в том числе работали представители нидерландского маньеризма предыдущей эпохи, то есть XVI века. Среди художников, десятилетиями живших и работавших в Риме, были Хонтхорст, Дирк ван Бабюрен, Паулюс Бор, Тербрюгген. Последний встречался в Риме с самим Караваджо и оказался под впечатлением от его произведений.
- Молодой воин раскуривает трубку
, 1623, город Эгер, Венгрия. Худ.Тербрюгген
- Тербрюгген. Святая Ирина спасает Святого Себастьяна
- Худ. Хонтхорст. Пьяный скрипач
, 1623 г.
- Паулюс Бор (или его круг). Христос среди учителей, около 1635
- Бабюрен. Христа берут под стражу.
Поселился и всю жизнь провёл в Италии Маттиас Стом, чьи работы стали достоянием культуры двух стран — Италии и Голландии XVII века.
- Маттиас Стом. Муций Сцевола, 1640-е годы
- Маттиас Стом. Юноша, читающий при свече
- Маттиас Стом. Поклонение волхвов
- Маттиас Стом. Поклонение пастухов. Музей искусств. Северная Каролина
Удивительная Бельгия
Бельгия этнически разделена между фламандцами и валлонами, народами, которые значительно отличаются друг от друга. Кроме того, между представителями этих народностей существует политическая напряжённость, однако они умудряются вполне гармонично сосуществовать. Фламандцы же сумели сохранить особенные черты своей культуры, причём их влияние заметно и на соседних этносах.
Современные представители фламандской народности – люди, ценящие всё самое качественное. Фламандцы не терпят халатности или плохого обслуживания. Поэтому не стоит сомневаться, что в популярных кафе, ресторанах или отелях Фландрии вам будет предоставлено всё самое качественное.
Фламандцы ценят качество во всём, поэтому в кафе, ресторанах и отелях обслуживание практически безукоризненное / VISITFLANDERS / flickr.com
Голландская живопись 17 века
Бурное развитие голландской живописи в 17 веке объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар, как на средство наживы, источник спекуляции. Избавившись от непосредственного заказчика – католической церкви или влиятельного мецената-феодала,– художник всецело оказывался в зависимости от запросов рынка. Вкусы буржуазного общества предопределяли пути развития голландского искусства, и художники, выступавшие наперекор им, отстаивавшие свою самостоятельность в вопросах творчества, оказывались изолированными, безвременно погибали в нужде и одиночестве. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта.
Главным объектом изображения для голландских художников была окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ. Обращение к самым различным сторонам жизни приводило к укреплению реалистических тенденций в живописи, ведущее место в которой заняли бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт. Чем правдивее, глубже отражали художники открывающийся перед ними реальный мир, тем более значительными были их произведения.
В каждом жанре существовали свои ответвления. Так, например, среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), живописцы, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники, изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков; были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов – «завтраков», «десертов», «лавок» и т.п. Сказались черты ограниченности голландской живописи, сужавшей для ее создателей число решаемых задач. Но вместе с тем сосредоточение каждого из художников на определенном жанре способствовало отточенности мастерства живописца. Только самые крупные из голландских художников работали в различных жанрах.
Становление реалистической голландской живописи проходило в борьбе с итальянизирующим направлением и маньеризмом. Представители этих направлений каждый по-своему, но чисто внешне заимствовали приемы итальянских художников, глубоко чуждые традициям национальной голландской живописи. На раннем этапе становления голландской живописи, охватывающем 1609–1640 годы, реалистические тенденции ярче проявлялись в портрете и бытовом жанре.
История зарубежного искусства ►
Исторический и географический контекст
Мы часто обращаемся к этой живописи выражением «фламандские примитивы», подразумевая, что это искусство, не достигшее своей полноты, что оно неуклюже, наивно и т. д. Этот термин возник потому, что картина, выполненная этими художниками, является первой великой картиной (в хронологическом порядке) на обрамленной территории: предшествующей заметной живописи (да миниатюры и другие средства фигуративного искусства) нет.
Конечно, нет ничего более далекого от реальности. Когда родилась эта великолепная школа, живопись Нидерландов имела за собой долгую историю, с такими прекрасными моментами, как те, которые соответствуют романской и международной готике . С другой стороны, мы до сих пор называем это «фламенко». Но Фландрия составляет только часть Нидерландов.
В течение 15 века возникнут благоприятные обстоятельства, которые будут способствовать созданию важной школы живописи в этом районе Европы. В это время наиболее видными городами на этой территории были Гент , Брюгге и Ипр , поскольку все они образовывали узлы связи между торговыми сетями, которые связывали Северную Европу с остальной частью известного Запада
Этот регион в то время был частью герцогства Бургундского , чьи правители, герцоги, покровительствовали готическому искусству.. У него была высокая плотность населения, одна из самых высоких в Европе, с концентрацией городов также выше, чем в среднем по Европе, где было несколько известных, богатых городов с крупными торговцами и многочисленными ремесленниками.
Святая Варвара , 1438 год, Музей Прадо в Мадриде. Тщательная детализация — одна из самых замечательных характеристик фламандской живописи, что можно увидеть на пейзаже, видимом через окно этой панели Робера Кампена .
Кроме того, уже от около , из — за войны Столетней , Париж перестал быть художественным центром , что не было до сих пор. Так что те, кто раньше эмигрировал, теперь остаются и работают у городской буржуазии или у крупных европейских купцов, особенно у итальянцев и испанцев, которые все больше и больше ценили свое искусство.
Именно в это время в Турне проживал Робер Кампен и, почти в то же время, в Генте , Хуберт ван Эйк со своим младшим братом и более известный Ян ван Эйк . Они, несомненно, произвели революцию в живописи, усовершенствовав использование масла с важными последствиями для конечного результата, используя высококачественные цвета, добиваясь необычайных эффектов с помощью глазури и т. д.
На рубеже 15-16 веков художники уже начинают ощущать отголоски итальянского Возрождения . В году герцогство, ценившееся за экономическую значимость, перешло к австрийской короне Габсбургов . У Габсбургов была испанская ветвь со времен Карла I , династия Габсбургов , которая определила, что испанское искусство эпохи Возрождения и барокко было тесно связано с фламандскими формами.
Несмотря на прогрессивное признание Ренессанса, художники остались верны своей богатой традиции, поскольку она была чем-то еще живым и способным к творчеству. Многие не отказывались от хорошего ремесла, вкуса к деталям, реализма в портретах или пейзаже, который во многих случаях является главным героем их работ.
Фламандская живопись 17 века
Фламандскую живопись 17 века можно понимать как воплощение понятия барокко. Примером тому служат картины Рубенса. Он является одновременно великим вдохновителем и воплотителем, без него были бы немыслимы Йорданс и ван Дейк, Снейдерс и Вильденс, не было бы того, что мы сегодня понимаем под фламандской живописью барокко.
Развитие нидерландской живописи разделилось на две линии, которые со временем должны были приобрести характер национальных школ соответственно политическому делению страны, которое поначалу казалось лишь временно существующим. Северные провинции, называемые просто Голландией, развивались быстро, имели процветающую торговлю и важную индустрию. Около 1600 г. Голландия была богатейшим государством Европы. Южные провинции, современная Бельгия, были под властью Испании и оставались католическими. В области хозяйства наблюдался застой, а культура была придворно-аристакратической. Искусство же здесь переживало грандиозный расцвет; много гениальных дарований во главе с Рубенсом создавали фламандскую живопись барокко, достижения которой были равны вкладу голландцев, чьим выдающимся генем является Рембрандт.
Деление своей страны особенно переживал Рубенс, как дипломат он пытался достигнуть воссоединения страны, но вскоре должен был оставить надежды в этой области. Его картины и вся школа ясно показывают, как велико было уже тогда различие между Антверпеном и Амстердамом.
Среди фламандских художников 17 века, наряду с Рубенсом, наибольшей известностью пользовались Йорданс и ван Дейк, существенный вклад в живопись Фландрии внесли также Снейдерс и Вильденс, Ян Брейгель и Лукас ван Уден, Адриан Броувер и Давид Тенирс Младший и другие. Йорданс сохранил относительно независимое положение, но без примера Рубенса он немыслим, хотя он и не был его учеником. Йорданс создал мир форм и образов, по-народному грубоватый, более приземленный, нежели у Рубенса, не столь красочно сияющий, но все же не менее широкий тематический.
Ван Дейк, который был 20 годами моложе Рубенса и пятью годами Йорденса, привнес новое, особенно в портретную живопись, в развитый Рубенсом стиль фламандского барокко. В характеристике портретируемых ему присуще не столько сила и внутренняя увереность, сколько некоторая нервозность и утонченная элегантность. В определенном смысле, он создал современный образ человека. Ван Дейк всю свою жизнь провел в тени Рубенса. Ему приходилось постоянно вступать в соревнования с Рубенсом.
Рубенс, Йорданс и ван Дейк владели полным тематическим репертуаром живописи. Невозможно сказать, был ли Рубенс более склонен к религиозным или мифологическим заданиям, к пейзажу или портрету, к станковой картине или к монументальным декорациям Кроме своего художественного мастерства, Рубенс обладал основательным гуманистическим образованием. Многие наиболее выдающиеся картины мастера возникли благодаря церковным заказам.
Мата Хари
Жизнь Маты Хари – особенная, таинственная и интересная. Она была профессиональной танцовщицей, любовницей разных важных людей, а также шпионкой Франции во время Первой мировой войны. Последнее ее занятие стоило ей жизни, когда ее осудили на казнь, заподозрив в двойном агентстве.
Мата Хари не стеснялась использовать свои женские уловки, чтобы продвигаться вперед по социальной лестнице. Для начала, она ответила на объявление в газете о поиске невесты для военного капитана, базирующегося в Голландской Ост-Индии. Несмотря на значительную разницу в возрасте, Мата Хари стала его женой.
Став исполнительницей экзотических танцев, она ушла из этого вида занятий, когда ей было около 40 лет. Тогда она вышла замуж во второй раз. Позже она стала работать на французскую разведку, добывая немецкие военные секреты
Междисциплинарность.
Кураторы, работники музеев современного искусства, обращали внимание на самые разнообразные аспекты культурной и общественной жизни от политики до архитектуры. Театр, музыка, литература, далеко не только изобразительное искусство находили отражение в кураторских проектах
Многие музеи современного искусства стали первыми площадками, где творческие люди самых разных профессий могли найти применение.
Понтюс Хюльтен, директор Стокгольмского «Модерна мусеет» (1958-1973) и первый директор Центра Жоржа Помпиду в Париже прославился сам и сделал Стокгольм столицей художественной жизни Европы междисциплинарным характером своих выставок, которые включали в себя театр, кино, танец. В Центре Жоржа Помпиду Хюльтен в рамках масштабных выставок не просто показывал объекты искусства, но искал для него культурные и общественные контексты. На выставке «Париж-Нью-Йорк» он реконструировал салон Гертруды Стайн, Нью-Йоркскую мастерскую Мондриана и даже галерею Пэгги Гуггенхайм; выставка «Париж-Берлин. 1900-1933» воссоздавала панораму культуры Веймарской республики – искусства, театра, литературы, кино, архитектуры, дизайна и музыки и так далее.
Выставка «Париж-Москва». Куратор: Понтюс Хюльтен. Центр Жоржа Помпиду. 1979 Выставка «Париж-Москва». Куратор: Понтюс Хюльтен. Центр Жоржа Помпиду. 1979
Другой выдающийся куратор ХХ века, директор Кунстхалле в Берне (1961-1969), родоначальник независимой кураторской практики (с 1969) Харальд Зееман понимал, что степень творчества в работе куратора зависит от самой выставки: «Куратор обязан быть гибким. Иногда он – прислуга, иногда – помощник; иногда куратор подсказывает художнику, как лучше представить произведение; если выставка групповая, то он координатор, если тематическая – изобретатель».
Йохан де Витт
Йохан де Витт родился 24 сентября 1625 года в Дордрехте. Он был важным политиком 17 века и до сих пор хооршо известен в голландской истории и культуре. Он был Великим пенсионером, самым важным должностным лицом во времена Соединенных провинций, с 1653 по 1672 год.
На протяжении своей политической карьеры он хотел активизировать экономику, поощряя торговлю и судоходство в Соединенных провинциях, в основном концентрируя свое внимание на провинции Голландия (от которой, к слову, впоследствии и пошло неофициальное наименование страны). Процветающая морская торговля, которая происходила в Нидерландах под контролем де Витта, сделала Соединенные провинции ведущей европейской державой во время так называемого Золотого века Голландии
Он по-прежнему считается мощным символом подконтрольной населению государственной власти, интернационализма и терпимости к разнообразию. Все эти ценности невероятно высоки для голландцев.
Сотрудничество с художниками.
Кураторы 60-х годов активно сотрудничали с художниками. Неслучайно первыми о вопросах показа нового искусства задумывались именно художники, начиная от Каземира Малевича и заканчивая Марселем Дюшаном. Кураторы нередко разрабатывали музейные выставки в тесном сотрудничестве с художниками, а иногда и вовсе отдавали разделы или залы художникам на самотек.
В оформлении экспозиции Лисицкий применяет сложное освещение, инструментарий кино, движущиеся механизмы, использует гигантские фотоколлажи. Читать далее.
Впоследствии, когда музеев стало больше художники стали получать приглашения работать с разными институциями. Если в 60-70 выбора у художников особенно не было, то к началу 90-х практически каждая европейская деревушка стала иметь свой музей современного искусства. Но в тоже время, кураторы стали прислушиваться к мнению художников меньше.
Источники
- История мировой живописи. Голландская живопись XVII века. Том 10. Издательство Белый город. Год выпуска: 2008. ISBN 978-5-7793-1556-2 (рус.)
- «Очерки по истории и технике гравюры», М, «Изобразительное искусство», 1987, раздел «Голландский офорт 17 века»
- Сборник «Русское искусство первой четверти 18 века. Материалы и исследования», под ред. Т. В. Алексеевой, М., «Наука», 1974, статья «Из истории гравюры петровского времени»
- Поль Декарг. Рембрандт — Молодая гвардия, 2000
- Мелисса Рикетс. Рембрандт — Айрис-Пресс, 2006.
- Фехнер Е. Ю. Якоб ван Рейсдаль и его картины в Государственном Эрмитаже., Л., 1958
- Сененко М. С. «Франс Хальс», М., 1965
- Линник И. «Франс Хальс», Л., 1967
- Лазарев В. Н. Франс Гальс в книге «Старые европейские мастера». М., 1974, с. 119 — 55
- Линник И. В. «Голландская живопись 17 века и проблема атрибуции картин», Л., «Искусство», 1980
Говорят, в запасниках вещи теряются. Это правда?
Запасник Лувра во время опасного повышения уровня воды в Сене. 2016 год
Наталья Козырева:
Потерять листы очень непросто, потому что они лежат в папках, на папке сверху написаны инвентарные номера и каждый лист имеет два номера: один — номер по инвентарной книге, а другой — из книги поступлений. Когда я пятьдесят лет назад пришла в музей, мне говорили: «Имей в виду, если случится беда — скажем, на музей упадут бомбы, — ты должна спасать не картинки, а инвентарную книгу и книгу поступлений». Это самые дорогие вещи, потому что по ним можно восстановить, из чего состояла коллекция музея.
Случаются и находки, но не потому, что не было листа, и вдруг нашелся, а потому, что возникает новая атрибуция. Художник был неизвестен, а потом обнаружились доказательства того, кто мог быть автором, — таких примеров особенно много в истории искусства XIX века. В фонде старого рисунка Русского музея есть очень большая коллекция рисунков, пришедших из Академии художеств. Это рисунки с натуры, и рисовали их студенты — они потом стали Брюлловыми и Ивановыми. И атрибуции этих листов имеют очень большую историю, некоторые вещи дважды, а то и трижды меняли автора, потому что возникали новые письма, дневники, экзаменационные листы, которые позволяли точно сказать, кому принадлежит тот или иной лист.
В некоторых случаях это действительно находки. У нас есть очень хорошее собрание книжной графики Натана Альтмана Натан Исаевич Альтман (1889–1970) — авангардист, театральный художник, участник Комфута (объединения коммунистов-футуристов), принимавший участие в выставках авангардистов, в том числе «Бубнового валета». Для торжеств по случаю первой годовщины революции Альтман оформлял улицы Петрограда; он же, используя элементы кубизма, написал портрет Анны Ахматовой в синем платье с ярко-желтым платком на плечах.. Иллюстрации к одной из книг были наглухо замонтированы автором в паспарту, то есть паспарту были склеены. Когда мы проверяли состояние листов и вскрыли эту тонкую бумажную обертку, оказалось, что Альтман заложил внутрь еще один лист, который нигде не был описан.
Мария Петрова:
Наш музей очень молод, и у нас ярких историй о пропажах еще не было. Но такое бывает, и чаще всего это касается крупных музеев с долгой историей бытования предметов. Причины могут быть разные: переезд в другое здание, или ошибки в документах, приводящие к путанице. Сегодня существуют очень строгие инструкции для музеев, благодаря которым должно очень четко фиксироваться любое перемещение музейных предметов. Помимо этого, проводятся регулярные сверки наличия коллекций. В музеях все-таки работают люди, а не машины, и поэтому, конечно, иногда предметы теряются. Но, кстати, рано или поздно они находятся. Я не знаю случаев, когда предметы были утеряны безвозвратно. Наоборот, бывает так, что возвращаются вещи, потерянные 20–30 лет назад. У меня был такой случай. И понадобилось настоящее расследование, изучение старых документов в архиве, чтобы отследить все перемещения и ошибки.
Марина Чистякова:
В запасниках проводятся регулярные проверки наличия
По топографической описи должно быть понятно, в каком конкретном шкафу и на какой конкретной полке хранится предмет, и любая проверяющая комиссия обращает внимание не только на наличие топографий, но и на их соблюдение. Иногда предметы теряются просто в силу человеческого фактора, усталости или невнимательности, но у нас работает принцип так называемого индивидуального ответственного хранения, то есть за каждым хранителем закреплено определенное количество вещей, и если он по каким-то причинам оставляет предметы не там, где они должны быть по топографическому указателю, то сразу начинаются поиски.
Кроме того, вещи путешествуют, мы выдаем их на выставки в музеи других городов и стран, и важно это отмечать в той же топографии. Поскольку объем предметов огромный, существует даже специальный сектор движения фондов, который фиксирует такие перемещения
А бывают экскурсии в запасники? Туда может попасть простой человек или искусствовед, который пишет диссертацию, например?
Посетитель в запаснике Королевской академии художеств. Лондон, 1949 год
Наталья Козырева:
В запасники Русского музея попасть можно, там постоянно проходят занятия со студентами по специальным пропускам и разрешениям. У нас занимаются исследователи, которым нужно обязательно посмотреть те или иные рисунки вживую, и постоянно идут киносъемки — это обычная практика музея.
Марина Чистякова:
По правилам безопасности в фондохранилище музея посторонних людей не пускают, и, более того, сотрудник одного отдела по своему электронному пропуску не может войти в другой. Но у нас всегда были открытые хранения. То есть часть хранилища оборудуется стеклянными витринами, и там можно принимать небольшие экскурсионные группы. В закрытом же хранилище, как правило, кроме хранителей, никого не бывает.
Кроме того, у нас есть читальные залы при отделе книжного фонда, отделе рукописей и старопечатных книг и отделе письменных источников. Туда исследователи приходят по записи, показав письмо-отношение с причиной посещения. Часто попасть в запасники хотят наши коллеги, музейные сотрудники, которые пишут книгу или формируют какую-то выставку, им необходимо посмотреть, например, на конкретную гравюру. Их могут пустить в запасники, но если там нет условий, чтобы принять посетителя, то в сопровождении хранителя документы выносятся в читальный зал.
Мария Петрова:
Каждый музей устанавливает свои правила. Сейчас популярен формат открытого хранения: запасник сразу обустраивается таким образом, чтобы туда могла приходить публика. Это сложно организовать, и требуется много ресурсов — вплоть до полной перестройки помещений. У нас такой формат пока невозможен. В обычный закрытый запасник, конечно, должны пускать исследователей, но вряд ли человек с улицы, не имеющий обоснования, сможет туда попасть. Мы пускаем исследователей по запросу. Но они не работают в запасниках, мы можем принести им нужные материалы для работы под нашим наблюдением.
Татьяна Левина:
Мы пускаем людей и показываем им произведения по письму — человек может писать любую научную работу, диссертация это или курсовая. Он приходит с письмом от университета, где указано, что ему надо посмотреть, например, живопись ОСТа.
Экскурсий как таковых у нас нет, во всяком случае сейчас. Мы рассчитываем, что в галерее на Крымском Валу после реконструкции появится открытый запасник, но весь запасник сделать открытым невозможно просто потому, что вещей очень много. Но могут быть и другие варианты: скажем, в западных музеях в экспозицию иногда выносят реставрационные мастерские, за стеклом.
ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Голос дня
Наркомпрос Луначарский оплакивает Розу ЛюксембургМозаика дня
Кентавр из виллы АдрианаХайку дня
Басё о весне
Архив
Сюжет и степень роскоши
Также в самом начале статьи я сказала о самом очевидном различии. Фламандцы остались католиками и продолжили создавать картины с изображением мифологических и религиозных сюжетов.
Именно у фламандцев мы можем найти вот такую работу о Венере и Вулкане.
Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Аллегория воздуха и огня. Венера в кузнице Вулкана. 1630-е. Частная коллекция.
А вот голландцы сосредоточились на бытовом жанре. И если обращались к библейским сюжетам, то очень завуалированно. Так Симон Кик изобразил человека в таверне. Но вполне возможно, что это аллюзия на евангельскую притчу о Блудном Сыне. Но ничто прямо на это не указывает.
Симон Кик. Курильщик в таверне. 1640-е. Частная коллекция.
Также обратите внимание, насколько роскошна картина Брейгеля и Виллемсена. Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен
Венера в кузнице Вулкана (фрагмент). 1630-е. Частная коллекция
Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Венера в кузнице Вулкана (фрагмент). 1630-е. Частная коллекция.
Заказчиками фламандцев были аристократы, которые предпочитали много изысканных деталей.
А вот у голландцев заказчиками часто были обычные горожане. Да, среди них были и бургомистры (мэры городов). Но порой это были и владельцы булочных или мясных лавок. Роскошь им была не нужна. И это неизменно сказывалось на живописи.
Маттеус Адольф Моланус. Деревенский пейзаж. Вторая четверть XVII века. Частная коллекция.
Современное музейное кураторство
К концу века музеи современного искусства на Западе превратились в настоящие маркетинговые машины, ориентированные на извлечение прибыли. Это же отразилось и на кураторских практиках, которые стали более зависимы от попечительских средств. Современные «музеи рискуют оказаться слишком успешными – попасть в порочный круг, стремясь завлечь к себе все большее число посетителей». А «приватизация ведет к тому, что музейные кураторы будут избираться исходя из интересов тех, в чьих руках находятся деньги»
Как это не парадоксально современные кураторы имеют больше свободы для самовыражения в небольших музеях. Ханс-Ульрих Обрист видит перспективное направление именно в создании «камерных структур с многофункциональным пространством». Так и частных небольших музеев появляется все больше.
Эра масштабных музейных проектов в области изобразительного искусства подходит к своему концу. Возможно, это тенденция и есть ответ повышенной коммерциализации современных музеев. Читать далее.
Креативные индустрии возродили традицию творческих лабораторий. Художники вновь стали объединяться в рамках небольших пространств и делать там выставки. Но творческие кластеры не являются музеями, а скорее альтернативными ему площадками.
Самый простой способ отличить фламандца от голландца
Существует очень простой способ понять, кто перед Вами: фламандец или голландец. Смотрите на таблички у картин. Если на них указан город, в котором родился и умер художник, то задача решена.
Фламандские художники работали в Антверпене. Да, именно в этом городе жили почти все великие мастера-фламандцы. Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк (до отъезда в Англию). И те художники, которых мы уже упоминали в этой статье. Братья Франс и Иероним Франкены Младшие, Ян Брейгель Младший (внук Питера Брейгеля Старшего) и другие.
А вот голландцы работали в разных городах. И у них было несколько школ. Ян Вермеер работал в Делфте. А Рембрандт в Амстердаме. Там же жил упомянутый в статье Симон Кик. А вот Остаде и Моленар творили в Харлеме.
Все эти особенности фламандской и голландской живописи можно оценить на прекрасной выставке галереи «Центр Искусств. Москва» по адресу Волхонка, 15 (рядом с Храмом Христа Спасителя). Выставка работает до 31 марта 2022 года.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Онлайн-курсы по искусству
ОКСАНА ОРАЧЕВА: музей должен жить в партнерстве с людьми
«Окошко» в историю искусства прошлого, исторические игры, семейные истории, интерактивные выставки и викторины, экскурсии с волонтерами – в жизни российских музеев открылись совершенно новые страницы. Какие есть музейные технологии работы с территорией и сообществами, как музейные проекты могут менять город к лучшему, становиться площадкой для диалога в интервью Агентству социальной информации рассказала генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева.
Поддержку российским музеям оказывают многие крупные компании и благотворительные фонды, среди них – Благотворительный фонд Владимира Потанина. В год 15-летия своей деятельности Благотворительный фонд В. Потанина объявил об обновлении музейных программ. Целью музейной программы фонда является поддержка лидеров, способных сделать музей современным центром образования и просвещения, а также открытым общественным институтом. К примеру, программа фонда «Музейный гид» направлена на поддержку музеев, способных удивить посетителей местом расположения, коллекцией, инфраструктурой, специалистами, атмосферой, темой, экспозиционными находками.
Как в последнее время изменилась роль музеев? Какой сейчас есть запрос у общества, чего хотят посетители?
Музей как институт неразрывно связан с функцией хранения коллекций и передачи наследия будущим поколениям. Однако сегодня, не отрицая необходимости этой функции, мы уже не рассматриваем музей только в такой узкой роли. Современное общество предъявляет новые требования
Сегодня важно, чтобы музей был не только центром, который сохраняет нашу культуру и позволяет будущим поколениям прикоснуться к истории, но и выполнял определенную социальную миссию
В чем заключается социальная роль музея?
Современный музей – это площадка, которая объединяет в одно целое самые разные ресурсы. Это место, где легко организовать диалог на разные темы средствами культуры. И социальная ценность такой площадки очень высока. При этом музеи вносят большой вклад в развитие экономики территорий. Не только через организацию платных услуг, но и за счет повышения привлекательности региона, перераспределения туристических потоков, поддержания и развития инфраструктуры города, транспортной сферы, сферы обслуживания. Получается, что музей, осознанно или нет, эту функцию выполняет.
Как стать участником проекта «Московское долголетие»?
Вопрос 5 Дорожка 3 Спортивная Москва
«В проекте «Московское долголетие» мы знакомимся, а также вместе участвуем в мероприятиях, в том числе спортивных. Например, в прошлом году прошел «Фестиваль спорта: игры долголетия», где старшие москвичи соревновались в пяти видах спорта: волейбол, настольный теннис, шахматы, футбол и сдача нормативов ГТО», — рассказала активная участница проекта.
Выбрать один правильный вариант из предложенных ответов:
- Заполнить специальную форму на сайте mos.ru/age или позвонить по телефону территориального центра социального обслуживания своего района
- Обратиться в любой территориальный центр социального обслуживания
- Обратиться в государственное учреждение города Москвы, которое проводит занятия проекта «Московское долголетие»
- Все варианты ответа верные
Кулответ поискал информацию в интернете:
По мнению Кулответа правильный вариант: Все варианты ответа верные
Happy
12
Sad
2
Excited
5
Sleepy
2
Angry
5
Surprise