Секреты готического стиля на примере архитектуры европы

Элементы готики в современном коттеджном строительстве

В наши дни тенденция комфортного загородного жилья требует постоянного усложнения архитектурных решений.

Готическая направленность в строительстве стала весьма востребованной из-за множества интересных идей

Современная готика в коттеджном строительстве – это эксклюзивный проект для каждого владельца. Причём, совершенно необязательна постройка средневекового замка с натуральными габаритами, главное – соблюдать основные каноны внешней стилистики.

Для создания готического дизайна придерживаются таких принципов:

  • конструкция многоскатной крыши должна демонстрировать очень высокий угол наклона и декоративную оградку с остроконечными шпилями;
  • компоновка постройки должна предусматривать обязательную башенку и выступающие фрагменты фасада;
  • окна оформляются со стрельчатой арочной вставкой вверху оконного проема.

В наружной отделке стен используется сайдинг, керамическая плитка с имитацией диких каменных блоков. Возможен вариант декоративной штукатурки пастельно-серых тонов. Для внутренних помещений подойдёт обшивка из древесного бруса.

Проекты небольших загородных домов с элементами готического стиля

1 из 6

Watch this video on YouTube

Строительство современных коттеджей в готическом стиле

Сегодня строительство домов в готическом и псевдоготическом стиле не так широко распространено, но всё ещё продолжается. Современный дом в готическом стиле может иметь красивые архитектурные элементы, и стильный дизайн комнат.

ФОТО: i04.fotocdn.netЗамок Гарибальди – современный шедевр в стиле готики, построенный в селе Хрящевка Самарской областиФОТО: avatars.mds.yandex.netСовременные строительные компании разрабатывают под заказ проекты готических коттеджей. Получившиеся постройки очень близки к оригиналу и сильно выделяются среди пластиковых и стеклянных многоэтажек

Некоторые строительные студии предоставляют услугу «Постройка коттеджа в готическом стиле». Такие дома возводятся только по индивидуальному заказу и всегда привлекают много внимания со стороны прохожих.

Основные элементы стиля: каркасы, арки и своды

Самый простой тип готического сооружения – звёздчатый свод. Его стали использовать в тот период, когда возникла необходимость создания большого квадратного перекрытия и укрепления конструкции. Дополнительно крестцовый свод был снабжён рёбрами и нервюрами.

ФОТО: pp.userapi.comПри строительстве Эксетерского собора использовалась технология воздвижения веерных сводов

Композиционная основа сводов была разработана строителем собора Святого Вита в XIV веке. В дальнейшем, звёздчатые и сетчатые своды получили широкое распространение в английской готике.

В больших соборах для создания надёжной конструкции стали использовать аркбутаны – один или два яруса. Особенно часто двухъярусную систему использовали в строительстве пятинефных соборов.

ФОТО: farm6.staticflickr.comКонтрфорсы и аркбутаны – основные элементы каркасной системыФОТО: про-путешествия.comСобор Святого Мунго в Великобритании имеет ярко выраженную каркасную систему

Неоготика, как ренессанс готической архитектуры

Возвышенная готика в зодчестве совершенно исчезла к середине XV столетия, уступив место материальному Возрождению, воссоздававшему культуру античности. Неоготическая архитектура неожиданно полыхнула на острове Великобритания в середине XVIII века и перекинулась на Европейский и Американский континенты.

Знаменитым образцом неоготики является Лондонское здание Британского парламента

Средневековая Россия, находившаяся под сильным влиянием Византийской культуры, практически не знала готических приемов в архитектуре.

И всё же, некоторые веяния европейского стиля проскальзывают в стеновых и башенных строениях Московского Кремля

Особо яркие проявления неоготической стилистики заметны в здании Царской резиденции под Москвой – самого крупного псевдоготического комплекса Европы.

Редчайший памятник Российской неоготики содержит классические приемы русского зодчества наряду с типовыми атрибутами готического направления

На Американском континенте неоготика причудливо переплелась с технологическим прогрессом.

Знаменитый Бруклинский мост Нью-Йорка построен на арочных устоях в виде стрельчатых окон готических соборов

Готический стиль в архитектуре: элементы

Оличить Готику можно по стрельчатым аркам, нервюрам, травеям, контрфорсам, аркбутанам. Всего две минуты на видео покажут, что это за элементы.

Каркасная система готической архитектуры является отличительной особенностью стиля. Его характерные признаки

  • высокие арки и своды, стремящиеся ввысь в форме стрел, дуг и крестов,
  • наружные полуарки, передающие нагрузку за пределы основного здания (аркбутаны),
  • вертикальные конструкции, принимающие на себя эту нагрузку (контрфорсы),
  • узорчатые мозаичные окна.

На основе последних французские искусствоведы 19 века пытались классифицировать готические стили. Термин «Районнант» (фр. Rayonnant — излучение) был утверждён для описания излучающих спиц окон в форме розы. Употребляется современными искусствоведами.

Уделите минутку времени, чтобы подробней рассмотреть готический свод на примере башен-ворот Торрес-де-Серранос в Испании (Валенсия):

Модные веяния средневековой Европы

Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.


Мода готического Средневековья

В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам.  С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.

Одежда знатных мужчин зачастую включала следующие элементы:

  • котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
  • блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
  • пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
  • нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.


Бургундские костюмы придворных

Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт обладал узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой сбоку или сзади. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке спереди делалось несколько драпирующих складок. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, тем более высокий статус имела его обладательница.

Наиболее распространённым вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел сзади разрез.

Мозаичные окна в готической архитектуре

Витражи – главная особенность готических соборов. Они использовались для закрытия проёмов, создания сквозного освещения, а также выполняли декоративные функции. Во многих зданиях на витражных окнах изображены христианские сюжеты.

ФОТО: travelpast50.comВитраж собора в Страсбурге выполнен в виде «розы»ФОТО: 2.bp.blogspot.comСложные витражи с изображениями Святых – важнейшая особенность готического стиляФОТО: img-fotki.yandex.ruСвет, проникая через цветные стёкла, создаёт красивую полутень в помещениях

В эпоху Возрождения применялся особый метод изготовления витражей – мастера скоблили заранее выкрашенное стекло, создавая красивый рисунок на бытовую или религиозную тематику.

ФОТО: 1.bp.blogspot.comВитражная «роза» собора Парижской Богоматери – одна из самых впечатляющих конструкций в миреФОТО: informburo.kzВ некоторых соборах витражи могут занимать почти всю стену

Атмосфера и место действия

Мэри Шелли, автор романа “Франкенштейн”, даже на портрете выглядит по-готически

Авторы готического жанра задают тон тщательным выбором места действия, поскольку атмосфера и окружение в готическом романе напрямую воздействуют на чувства страха и беспокойства. Авторы часто использовали в своих романах темные леса, мрачные горные местности, зловещие погодные условия, штормы и бури. Замки, романтизированные в средневековый период, играли большую роль в ранних готических произведениях. Например, Мэри Шелли помещала своих персонажей в нагоняющие жуть кладбища и мрачные замки, и даже создала фантастическое чудовище в романе «Франкенштейн» (1818). Многие ранние писатели находили очарование в экзотических, неисследованных территориях. Например, в романе Уильяма Бекфорда «Ватек» (1786), пронизывающей истории об арабском халифе, местом действия выбран Ближний Восток, что способствовало развитию интереса к арабской и азиатской культуре.

Особенности архитектуры

В период зарождения готического направления архитектура выступала одним из главенствующих видов искусства. В особенности это касалось соборных помещений. Соборы и церкви вмещают красивейшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Впоследствии слившись с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси, это направление обрело свое проявление, в русском архитектурном стиле – нарышкинское барокко.

Во многом интерьер готического собора получил свой теперешний вид благодаря не только эстетическим, но и технологическим новшествам, ставшим основой направления, а именно:

  • Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих романскому стилю архитектуры.
  • Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры. Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.

Сочетание выше указанных элементов позволило заметно расширить площадь помещений храма. Как пример, на фото представлен миланский собор Дуомо. Еще такие тенденции были замечены в колониальном стиле.


Дуомо, Милан

Неоготика и современность

Интерес к готическому стилю в архитектуре возродился в конце 18 века и ознаменовался появлением нового направления — неоготики, характерного, например, для студенческих городков солидных учебных заведений. Появились и светские постройки, например, здание городского совета в Мюнхене или Берлине.

Готический интерьерный дизайн домов знатных европейцев оформился к концу 19 века, когда появилась мода на пышный и одновременно мрачный декор в стиле рыцарского замка. Сегодня его трудно назвать универсальным: для оформления стандартной гостиной он малопригоден, но хорошо смотрится в просторном помещении загородной усадьбы. Для воплощения современного готического стиля не обойтись без определенной стилизации и следующих элементов:

Просторной комнаты с высокими потолками и большими окнами.


Готическая спальняИсточник i.pinimg.com

  • Использования натуральных материалов: дерева, камня, металла.
  • Характерной палитры: иссиня-черного, золотистого, коричневого, фиолетового, изумрудного, темно-синего, насыщенного красного и серебристого цвета.


Интерьер с каминомИсточник roomester.ru

  • Чтобы интерьер не получился чересчур мрачным, палитру разбавляют светлыми красками, как вариант — смешивают с другими стилями.
  • Мебели со средневековым шармом: тяжелой, резной, с коваными деталями, украшенной позолотой и росписью. Гармонично будет выглядеть обивка из роскошных тканей, бархата или парчи темных оттенков.


Светлая готикаИсточник kstudiosdesign.files.wordpress.com

  • Аксессуаров. Детали — важная часть средневекового антуража. Не стоит забывать про витражи, тематические гобелены, бронзовые подсвечники. Атмосферной деталью выглядит потертый кожаный сундук.
  • Освещения. Завершающим штрихом станет кованая люстра с лампами в форме свечи на ветру, которую дополнят подходящие светильники и бра.


Кухня-столоваяИсточник roomester.ru

Видео описание

Об идеях дизайна в духе средневекового замка в следующем видео:

Фото современных домов в готическом стиле


Небольшой современный домИсточник upload.wikimedia.org


Загородный домикИсточник stroimnovyidom.ru


Французская готика в современных домахИсточник proekt-sam.ru


Черный готический домИсточник i.pinimg.com


Смешение современного и готического стиляИсточник mir-s3-cdn-cf.behance.net


Небольшой современный дом в неоготикеИсточник i.pinimg.com


Готический дом в заснеженном садуИсточник i02.fotocdn.net


Деревянный дом в черном цветеИсточник i.pinimg.com


Современная готика в ЧехииИсточник cdn.jhmrad.com


Дом с эркерамиИсточник silka.com.ua


Маленький дачный домикИсточник stroimnovyidom.ru


Готический особняк с террасойИсточник smarthomemaking.com


Загородный дом из кирпичаИсточник cdn.jhmrad.com


Двухэтажное строение с мансардойИсточник i.pinimg.com


Восточная готикаИсточник i.pinimg.com

картина

Общая характеристика готической живописи

Готическая живопись отличалась жесткими, простыми и в некоторых случаях естественными формами. Его начали использовать для украшения алтаря (декоративного панно за алтарем), в основном сценами и рисунками из Нового Завета, страстью Христа и Девы Марии..

В качестве фона картин использовался золотой цвет с изысканным декором с дотошными деталями. Позже картины меняли свою тему на менее религиозную и более рыцарскую с историческими событиями.

Кроме того, религиозные и светские темы были представлены в освещенных рукописях с типичными для готики стилями..

Использование стекла имело место в Европе из-за художественных работ, сделанных с этим материалом, в дополнение к этому они использовались в больших расширениях, таких как розовые окна и окна. Для покраски стёкол использовались чёрные краски, яркие цвета и, позже, использование жёлтых увеличилось.

Дуччо

Дуччо Буонунсенья был одним из величайших итальянских художников средневековья и основателем сиенской школы. Искусство Дуччо было основано на итало-византийской традиции, преобразованной в классическую эволюцию, с новой духовностью в готическом стиле.

Самая большая из всех его работ — алтарь собора в Сиене, известный как «Maestà». Стиль Дуччо был похож на стиль византийского искусства с золотым фоном и знакомыми религиозными сценами. Итальянский готический художник сумел покорить среду благодаря своей точности и деликатности.

Maestà

Maestà — это алтарь, состоящий из серии отдельных картин, заказанных городом Сиена итальянскому художнику Дуччо в период с 1308 по 1311 год в итальянском соборе Сиены..

Лицевые панели составляют великую Богородицу с ребенком в окружении святых и ангелов, а также сцену из детства Христа с пророками.

Происхождение

14 век Интернациональная готика Мария Магдалина в соборе Святого Иоанна в Бежать.

Готическое искусство зародилось в Иль-де-Франс, Франция, в начале 12 века на Аббатская церковь Сен-Дени построен Аббат Сугер. Этот стиль быстро распространился за пределы архитектуры и стал скульптурой. монументальный и личный размер, текстильное искусство и живопись, которые принимали различные формы, в том числе фреска, витраж, то иллюминированная рукопись, и панно.Монашеские ордена, особенно Цистерцианцы и Картезианцы, были важными строителями, которые распространили этот стиль и разработали его отличительные варианты по всей Европе. Региональные вариации архитектуры оставался важным, даже когда к концу 14 века единый универсальный стиль, известный как Интернациональная готика эволюционировали, что продолжалось до конца 15 века и далее во многих областях.

Хотя светского готического искусства было гораздо больше, чем это часто думают сегодня, поскольку в целом уровень выживания религиозного искусства был лучше, чем для светских эквивалентов, большая часть искусства, произведенного в тот период, было религиозным, независимо от того, заказывалась ли церковь или мирян. Готическое искусство часто типологический по своей природе, отражая веру в то, что события Ветхого Завета предшествовали событиям Нового, и что это действительно было их главным значением. Сцены Ветхого и Нового Завета были показаны бок о бок в таких произведениях, как Зеркало Humanae Salvationis, и украшение церквей. Готический период совпал с большим возрождением в Мариан преданность, в котором изобразительное искусство играло большую роль. Образы Девы Марии произошли от византийских иератических типов через Коронация Богородицы, более человеческим и интимным типам, а также циклам Жизнь Богородицы были очень популярны. Исполнители любят Джотто, Фра Анджелико и Пьетро Лоренцетти в Италии и Ранняя нидерландская живопись, привнесла в искусство реализм и человечность. Западные художники и их покровители стали намного увереннее в новаторских решениях. иконография, и заметно больше оригинальности, хотя скопированные формулы все еще использовались большинством художников.

На иконографию повлияли изменения в богословии с изображениями Успение Марии завоевывая позиции старшего Смерть Богородицы, и в религиозных практиках, таких как Devotio Moderna, который произвел новые трактовки Христа в таких предметах, как Человек печали, Задумчивый Христос и Пьета, в котором подчеркивается его человеческое страдание и уязвимость, параллельно с изображением Богородицы. Даже в Страшные приговоры Теперь обычно изображали Христа обнажающим грудь, чтобы показать раны на его теле. Страсть. Святых показывали чаще и алтарь показал святых, имеющих отношение к конкретной церкви или жертвователю, присутствовавших на Распятие или на троне Богородица с младенцем, или занимающие центральное пространство сами по себе (это обычно для работ, предназначенных для приделов). За этот период многие древние иконографические особенности, возникшие в Новозаветный апокриф постепенно устранялись под давлением клерикалов, как и , хотя другие были слишком хорошо известны и считались безобидными.

Сверхъестественные и паранормальные явления

Немалая часть очарования готической литературы проистекает из характерных для этого жанра сверхъестественных или необъяснимых явлений, таких как оживающие неодушевленные предметы, привидения, духи и вампиры, наподобие персонажа «Дракулы» (1897) Брэма Стокера. Более современный и менее известный пример – роман «Возлюбленная» Тони Моррисон, опубликованный в 1987 году. В истории рассказывается о бывшей рабыне по имени Сэти и ее младшей дочери, в чьем доме поселяется привидение, предположительно – старшая дочь Сэти, в двухлетнем возрасте погибшая от рук матери. Роман следует традиции порождать ужас, обращаясь к такому сверхъестественному элементу как призраки.

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

черты

Христианская тема

Готическое искусство было исключительно религиозным стилем. Римская церковь имела большое значение в развитии этого художественного стиля. Он не только вдохновил общественность и ее светских лидеров, но и установил связь между религией и искусством.

Готический период совпал с великим появлением преданности Деве Марии, где изобразительное искусство играло фундаментальную роль.

Образы Девы Марии были разработаны из византийского искусства, через Коронацию Девы, но с гораздо более человеческими и реальными характеристиками. Такие предметы, как циклы жизни девственницы, были очень популярны в готическом искусстве.

Выставка сцен Христа и его страданий была очень популярна; были организованы выставки картин и скульптур Иисуса Христа, в которых, как правило, изображены раны его страсти как синоним искупления человека, а также святые и ангелы, появившиеся в готическом искусстве церквей..

Сходства и различия романского искусства

Романское искусство было предшественником художественного стиля готического искусства, также характеризуемого как глубоко религиозный, представленный соборами, расположенными по всей длине и ширине европейского континента..

Готика, с другой стороны, воссоздала символические соборы, полные света, с большой высотой, как основные и различные характеристики романского искусства..

С другой стороны, в малых искусствах, таких как живопись и скульптура, они были почти полностью отделены от романской архитектуры; не только из-за различий в стиле, но и из-за его особой эволюции.

Это также обеспечивает преемственность определенных элементов: монастырь оставался ведущим учреждением, которое менялось лишь в определенных деталях и адаптировалось к новым идеям искусства..

Завод церквей готики продолжал иметь латинский крест, как романский с апсидой, ориентированной на восток. Разница заключается во включении трансепта; дополнительный короткий центральный неф в латинском поперечном плане, а также неф, часовни и машины скорой помощи.

Значение света для готического искусства

Готическое искусство подчеркивало цель освобождения человека от тьмы и греха, чтобы приблизить его к свету. Новые христианские здания хотели пригласить человека исполнить религиозные ценности того времени.

По этой причине техники готического строительства характеризовались включением света внутри церквей. Для общества того времени Бог был синонимом света и художественного просвещения..

В этом смысле свет был физическим и не так сильно сформирован картинами; это была симуляция божественного света, который пришел с небес, чтобы осветить лица верующих.

Благодаря созданию витражей, розеток и игре ярких красок, оно превратилось в нереальное и символическое пространство.

Искусство

Расцвет готического искусства пришёлся на момент начала развития средневековой научной мысли. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В целом готическое искусство полностью отражает противоречие своей эпохи – это классицизм, причудливое переплетение реализма и человечности а так же догматичное религиозное наследие. В данном периоде начинает зарождаться светская архитектура – кроме ратуш и церквей возводятся и каменные дома для обеспеченных граждан, формируется тип городского многоэтажного дома.

Однако классический готический стиль наглядней всего проявился именно в церковной архитектуре. Так соборы и церкви вмещают не только все отличительные черты и новшества стиля, но и уникальные декоративные и скульптурные элементы.

Влияние византийского стиля в архитектуре ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.

Неотрывно от архитектуры в средневековом готическом искусстве развивалась и скульптура. Сюжеты и содержание последней были полностью подчинены религиозным мотивам. Нередко в скульптурах воплощались и реальные исторические события, живущие епископы и короли.

Ниже приведены несколько отличительных черт готических скульптур:

  1. Максимальное наделение героев человеческими эмоциями и чертами.
  2. Обособленность скульптуры от стены, в отличие от романского стиля. Так готические скульптуры всегда объёмны, они находится на постаментах у стены и нередко выходит за её пределы.
  3. Обилие объёмных складок и натуралистичность изображений и пропорций тел героев.

Наряду со скульптурой получила широкое развитие и витражная живопись. Техника исполнения витражей не изменилась, однако цветовая палитра и тематики стали значительно богаче и разнообразней. Так вместе с изображением религиозных сюжетов стали появляться и витражи на бытовые темы.

Также особое место в готической культуре занимают книги, которые уже начинают писать не только в церковнослужители, но и городские мастера. Зачастую это были романы, басни, хроники, трактаты и притчи. Вместе с книжным делом развивается и книжная миниатюра. Готические книжные иллюстрации отличаются особой реалистичностью и крайне высоким качеством исполнения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: