Предвестники шизофрении

Екатерина Кочеткова

Старший преподаватель МГУ и член Международного совета музеев Екатерина Кочеткова в своих лекциях рассказывает о современном искусстве. Почему оно такое странное, как его вообще понять и когда так сильно изменились понятия о красоте. Екатерина Кочеткова помогает увидеть смысл в произведениях современного искусства и рассказывает про разных художников этого направления. 

Помимо живописи она также разбирает архитектуру, ландшафтное искусство и перформансы. Большой цикл её лекций про художников современного искусства выпустил Пушкинский музей в 2020 году (чтобы было не скучно на карантине). 

Стефан Бибровский (Stephan Bibrowski). 1891-1932

В цирковых представлениях этого немца польского происхождения представляли, как «Человека-льва». Все потому, что его тело было сплошь покрыто волосами. Причиной тому стало редкое заболевание гипертрихоз. Его симптомы у Стефана проявились еще во младенчестве. Перепуганные родители отдали мальчика на воспитание в цирк.

Там волосатому ребенку придумали легенду – когда он находился еще в животе у матери, то отца разорвал цирковой лев. И именно этим и объясняется сходство артиста с животным. Стефан получил понятный псевдоним Лионель и начал гастролировать с цирком. А в 1901 году Бибровский переехал в Америку, где стал сотрудничать с цирком Барнума. На тот момент длина волос на теле составляла уже 10 сантиметров. На арене артист демонстрировал гимнастические трюки, а его называли переходным звеном между человеком и обезьяной. Но Бибровский вовсе не был дикарем: много читал и знал, говорил на пяти языках

И этим он тоже привлекал к себе внимание. Со временем немец покинул сцену и вернулся на Родину

Мария Мороз

Мария Мороз работала редактором в Третьяковской галерее и специалистом выставочных проектов Музея русского импрессионизма. Она занимается исследованием русского искусства XIX–XX веков. 

Особенно интересно будет послушать Марию Мороз тем, кто интересуется русским искусством XX века: она читает лекции о таких течениях, как авангард, гиперреализм, соцреализм и другие. Мария Мороз больше концентрируется на стиле искусства в целом, чем на отдельных произведениях. Она приводит много примеров работ художников, чтобы лучше объяснить зрителям стиль и его цели для мира искусства. С её манерой речи вы вряд ли заскучаете в процессе — Мария Мороз явно горит своим делом.

Где смотреть

Музей русского импрессионизма

YouTube-канал «Лекторий Достоевский»

*Деятельность Meta Plat­forms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Face­book и Insta­gram запрещена на территории РФ.

Джозеф Меррик (Joseph Merrick). 1862-1890

Врожденные заболевания стали причиной превращения и этого человека в участника «цирка уродов». Синдром Протея и нейрофибраматоз сильно изуродовали тело Джозефа, так он и стал Человеком-слоном. Родился мальчик в семье лондонского ткача, инвалидом была мать Джозефа и его сестра. Уродство стало развиваться в возрасте пяти лет. Деформация тела со временем стала настолько сильной, что мальчика выгнали на улицу, но он даже работать нигде не смог. Единственным выходом для ставшего объектом насмешек людей стал цирк.

А там с Джозефом неплохо обращались и назначали солидный оклад. В 1884 году Меррик познакомился с физиологом Фредериком Тривзом, который представил актера научному сообществу. А после запрета шоу уродцев в Англии человек-слон вынужден был на время покинуть страну, но в итоге вернулся на Родину. О мистере Меррике стала писать пресса, проявляли интерес к несчастному даже аристократы. Джозеф получил образование, стал посещать театры, писать прозу и поэзию. Несмотря на кажущееся слабоумие из-за постоянного выражения лица, мужчина оказался умным и романтичным. Смерть Меррика явно была преждевременной – во сне тяжелая голова передавила шею.

История Джозефа Меррика оказалась настолько яркой, что на ее основе поставили бродвейскую пьесу, в которой участвовал даже Дэвид Боуи. А фильм Дэвида Линча «Человек-слон» получил 8 номинаций на Оскар. Личность Меррика многократно упоминается в фильмах, сериалах, песнях, рекламе. История умного, но отвергаемого обществом и непонятого романтика не оставляет безучастной и сегодня.

Джейн Барнелл (Jane Barnell). 1871-1951

Англичанка прославилась, как «бородатая женщина», хотя ее сценический псевдоним был куда элегантнее – Леди Ольга. Судьба девочки с такой внешностью едва ли могла быть счастливой в те годы. Ее мать продала Джейн в цирк, из которого необычную, но приболевшую артистку просто выгнали на гастролях в Берлине. Новое возвращение в цирк состоялось, благодаря знакомому силачу. Барнелл сменила несколько псевдонимов, остановившись в итоге на громком «Леди Ольга Родерик». На тот момент борода женщина выросла на 30 сантиметров.

Всю жизнь Леди Ольга провела в гастролях с различными цирками, участвовала в выставках и даже успела сняться в кино. Правда, фильм Тода Браунинга «Уродцы» (1932) сильно шокировал публику, да и сами герои остались недовольными тем, как их показали. Борода не помешала женщине устраивать личную жизнь – она побывала замужем четыре раза. Последним ее супругом стал бывший клоун и уличный зазывала, ставший менеджером необычной актрисы.

Начало пути

Вскоре Бёрдслей получает свой первый заказ на оформление сборника сказаний о короле Артуре и рыцарях круглого стола — «Смерть Артура» Томаса Мэлори. Работы произведены в печатной технике — литографии. Параллельно заказчик запрашивает у Бёрдслея сотни небольших гротескных иллюстраций к трем сборникам шутливых рассказов Bon-Mots. Одновременное создание одной работы на средневековый манер, подражая прерафаэлитам, и параллельное выполнение другого проекта в эпатажном, карикатурном стиле, зародили персональный стиль художника. Гротеск стал главной составляющей его работ. «У меня одна цель — гротеск. Если я не гротеск, я — ничто». («I have one aim — the grotesque. If I am not grotesque I am nothing.» 1897). Детализированность, обилие орнаментов в комбинации с эротизмом и эстетизмом есть уникальный стиль Бёрдслея. Эти иллюстрации появились в журнале The Studio и принесли ему широкую известность. Он оказался в творческих и авангардистских кругах.

Лечение

Многие люди, страдающие дисморфофобией, относятся критически к своему состоянию, но самостоятельно справиться с ним не могут. Мешает этому непреодолимый страх, охватывающий больного, хотя тот прекрасно осознает его бессмысленность.

Чтобы понять, нужна ли человеку помощь со стороны, и чтобы помочь себе разобраться в собственных ощущениях, больной может пройти тест на дисморфофобическое расстройство. Такой можно найти в интернете – он находится в свободном доступе.

Лечением патологии занимается врач-психиатр. Положительное воздействие оказывает на пациента прием психотропных препаратов, в частности, антидепрессантов, а также когнитивно-поведенческая психотерапия.

Очень важным аспектом, который обязательно стоит учитывать при терапии, является наличие другого расстройства. Тогда дисморфофобия становится только синдромом в рамках данной психопатологии. В первую очередь проводят лечение основного расстройства. И только затем, если BDD не проходит в рамках терапии основного заболевания, приступают к его ликвидации.

Алиса Элизабет Доэрти (Alice Elizabeth Doherty). 1887-1933

Девочка появилась на свет в Миннесоте с пятисантиметровыми светлыми волосами по всему телу. Подобного явления ни у кого из ее родственников отмечено не было. С двухлетнего возраста родители стали выставлять дочку напоказ в коммерческих помещениях в виде своеобразного аттракциона. Публика платила деньги за возможность увидеть необычного ребенка. К пяти годам волосы на теле Алисы достигли длины в 12 сантиметров, а к подростковому возрасту выросли до 22 сантиметров. Голубоглазая девочка была умной, любопытной и игривой.

Ничего не известно об увлечениях Алисы, она просто продолжала выступать ради заработка и обеспечения семьи. Другие артисты с аналогичным редким заболеванием, гипертрихозом, стали куда более известными и богатыми. Но за ними стояли легендарные промоутеры, тогда как карьеру Алисе делала скромная семья. Из индустрии развлечений Доэрти ушла в 1915 году вполне обеспеченной.

В моей семье царит детоцентризм

У вас есть сила воли? Вы сумели очень сильно похудеть…

– Вообще что такое фигура? Полнота, как известно бывает двух типов – одна вызывает зависть, вторая смех. А у женщины 35-40 лет и не может быть фигура, как девочки, если у нее нет определенного подкожного жирового слоя – у нее просто начнутся проблемы со здоровьем!

У меня никогда не было проблем в сфере сексуальной привлекательности. Мне незнакомо, что это такое – женская невостребованность. Мне почти 40 лет, я с 18 лет замужем, сейчас у меня третий брак. Я ни единого дня не была одна, не была свободна. И никогда не имела дела с несвободными мужчинами. Они всегда сперва разводились, а потом уже у меня начинались с ними отношения. Сейчас у меня третий муж, Олег, – мы 12 лет вместе. Когда-то он был моим пациентом, лечился от наркомании, у него была судимость – казалось бы, какое тут будущее. Но он вылечился, создал свой успешный бизнес, мы поженились.

А что касается фигуры – я всегда была такой же комплекции, как сейчас. Просто в силу ряда причин в какой-то момент своей жизни я набрала лишний вес ­– а потом вернулась к обычному. Я не ужинаю, не ем мучное, сладкое, жирное, мясное… проще сказать, что я ем – огурцы и яблоки. Видимо, это такой сбой в обмене веществ, я ужасно питалась в детстве, ходила голодная. Понимаете, мое детство было сильно непростым и далеко не безоблачным. Как вам это сказать… я выросла без родителей…

В интернате?

– Нет, что вы! У меня были бабушка и дедушка, но я была предоставлена сама себе. Со мной ни разу в жизни никто не делал уроки. И что я буду есть – об этом никто не задумывался.  Вопросам питания не придавалось никакого значения, не было в этой семье никакого детоцентризма.

А в вашей есть?

– Обязательно, в моей семье как раз настоящий детоцентризм!

Какие основные ваши принципы в отношениях с ребенком?

– Я так рано стала мамой, что никакой системы и никаких принципов разработать не успела. Любовь и свобода – вот и все, что всегда было для меня важным в отношениях с дочкой. Её сейчас 22 года.

Наши читатели интересуются вашими литературными работами, просят библиографию, стихи.

– Библиографию можно найти в Интернете, там есть почти все, что я написала. Литература – больной для меня вопрос. Это та сторона моей деятельности, которая мне особо дорога. Я очень хороший, талантливый писатель. Это нескромно звучит, но это так. Даже у Макса Фрая в антологии-сборнике выходил мой рассказ. Но, к моему огромному сожалению, за последние 4 года я не написала ничего. Тот онкологический больной, которого мы сейчас выхаживаем – на него уходят все моральные силы и время.

У вас есть самое любимое из своих произведений, любимый жанр?

– Я очень люблю свои рассказы, в Интернете можно их найти, набрав «Сказки и истории». У меня в детстве была книжка Андерсена, которая так называлась. Когда я заболевала, мама мне читала ее, я еще сама читать не умела…

А сколько вам было лет, когда не стало ваших родителей?

– Почему не стало? Они живы, успешны, работают в других городах, интеллигентные люди. Но маму я не видела с 11 лет, и даже не вспомню сейчас какие у нее имя-отчество.

Пользователь Dayna спрашивает, принимаете ли Вы в штат новых сотрудников?

– У меня вообще нет штата, никаких сотрудников.

А как же ваш администратор, который меня встретил?

– Денис Александрович просто живет с нами, помогает нам.

А сколько человек у вас живут?

– У меня есть несколько квартир, мы перемещаемся по ним, в самых разных вариантах. Есть вот эта квартира-офис, где мы сейчас беседуем – я не выношу «официальные» офисы. Есть квартира, где сейчас живет дочь, еще одна, где у нас тот самый больной, о котором я рассказывала, я с мужем, три собаки… Может, вскоре еще кого-то на помойке подберем и выхаживать будем. В этом – вся моя жизнь, смысл ее. Что-то делать для других. Знаете, как в «Русалочке» Андерсена – чтобы стать человеком, нужно разрезать ножки кинжалом и ходить как по остриям ножей. Только тогда ты будешь из себя что-то представлять.

В туалет ходить не рекомендуется

Ваша карьера началась с работы в качестве астролога…

– Астрология – это просто предтеча психологии. В каком-то отношении Эйнштейн – тоже астролог, и даже был проект памятника Эйнштейну, в котором предполагалось, что ученый в руках будет держать свиток с гороскопом.

Почему вы ушли из астрологии в психологию?

– Я не астролог, я вообще не люблю это слово. Я философ, член Союза Писателей, практикующий психолог. Я никогда не составляла индивидуальные астрологические прогнозы. А сместила свою сферу деятельности, потому что мне надоело отвечать на глупые вопросы. Как я не в состоянии обсуждать вопросы философии с первым попавшимся человеком – так же бесполезно говорить и про астрологию. Но ведь у нас каждый разбирается в звездах, каждый мнит себя психологом. Знаете это чувство, когда кто-то читает свои откровенно графоманские вещи, или фальшиво поет – становится за него жутко стыдно. Вот примерно это я испытывала, я просто устала говорить с профанами о вещах, в которых они ничего не понимают.

Получается, люди идут к вам не как к астрологу, и чтобы – что? Поговорить с умным человеком?

– Ну вот еще! Много на свете умных людей, на кухне с ними можно поговорить. Ко мне идут, чтобы получить а – ответы и б – советы.

Сколько стоит консультация у вас?

– 3500 р, но это все не точно, как и вся наша жизнь – что в ней есть окончательного? Сумма может меняться. Лучше звонить и узнавать.

В зависимости от числа сеансов, времени сеансов?

– Это все невозможно формализовать. Я терпеть не могу, когда меня спрашивают, сколько длится сеанс. Сколько нужно – столько и длится. Просто обычно мы работаем так плотно и интенсивно, что не выбиваемся за рамки обычного времени…

Но у вас же есть расписание, сколько там отводится на одного клиента – 40 минут, час?

– Да что вы, 20-25 минут обычно за глаза хватает! Как принимает обычный психотерапевт? Пациент лежит на кушетке, жалуется-плачется, психолог кивает, случает, а часики тикают, ему же платят по времени… У меня такого нет. Я просто пытаюсь услышать человека и понять, что ему нужно. И сказать, как ему действовать. Но я не чудотворец. Все мы люди, всего лишь люди. Когда нам на занятиях по психологии преподаватель сказал эту фразу – у меня гора с плеч упала. Ясновидение – оно же не игральный автомат, чтобы включаться по заказу, кинул монетку – выдал предсказание. Бывает, приходит ко мне клиентка, рассказывает что-то, говорит: «а начальник у него был…» — «крымский татарин» — заканчиваю я. «Ах, откуда, как Вы угадали?» А вот в таких мелочах ясновидение тоже прорывается.

А глобально?

– Как правило, я просто вижу человека и его проблемы, возможное развитие событий.

Вы видите то, что есть, или то, что будет?

– А это взаимосвязано. Но я никогда не говорю человеку дату смерти, не говорю, сколько он может прожить. Максимум – говорю о тех опасностях, которых возможно избежать. Я могу увидеть ключевые точки, будущие болезни, место их локализации

В таких случаях я, конечно, говорю, на что обратить внимание, чтобы человек мог ИЗМЕНИТЬ ситуацию. У меня был случай, когда клиентка поссорилась со своим гражданским мужем, а я почувствовала, что у него есть проблемы с желудком, возможно, онкология

«Вам нужно скорее помириться и обратиться к врачам» — дала я совет. Но она сделала это только через полгода – и у него обнаружили последнюю стадию рака желудка…

Многим удается помочь?

Ко мне приходят самые разные люди, зачастую «не по адресу». Если плохо говорящий по-русски Махмуд хочет узнать, когда ему Джамшут отдаст деньги за арбузы – я откуда знаю? Как я могу почувствовать человека, если я его и понимаю-то с трудом? Я не даю никаких гарантий и обещаний.

Или вот еще. Приходит ко мне человек на прием. Он первый раз попал в чужую квартиру, и что он говорит первым делом? «А где здесь у вас туалет?» Он идет туда, писает, опорожняет кишечник, моет руки, заправляет рубашку в брюки, выходит и говорит: «Ну что, а теперь давайте о душе поговорим!». Я просто изумляюсь, как так можно. Я не понимаю этого! Если уж ты пришел в чужой дом, всего на 20 минут, поговорить о важных вещах, о высоком – ну не нужно сюда же примешивать туалет!

«Крик»

Перечисляя самые страшные картины художников мира, невозможно не вспомнить знаменитое творение Эдварда Мунка. На своей картине ему удалось отобразить самую суть ужаса и сопутствующие ему безнадежность, отчаяние, одиночество. Существует мнение, что выбор подобного сюжета был вызван болезнью художника — маниакально-депрессивным психозом.

Картина выполнена в стиле экспрессионизм, поэтому большую роль в ней сыграла цветовая гамма. Кровавые оттенки красного придают «Крику» схожесть с адом, и это впечатление только усиливается при взгляде на фигуру человека, чьё лицо исказила гримаса боли и ужаса. Сегодня картина очень популярная. Она стала настоящим брендом и активно используется в средствах массовой информации, рекламе, кино.

Кроме «Крика» у Мунка были и другие работы, тоже не слишком радостные, например, картина «Поцелуй». Больше напоминает не романтическое свидание, а «Сайлент Хилл» какой-то!

Вопросы читателей

Катёночка: Когда кончится кризис?

– Когда рак на горе свистнет. Какой вопрос – такой и ответ. Я на глобальные вопросы не отвечаю, это не в моей компетенции.

ЛеТа: Астрологи свою судьбу видят и могут ли в ней что-либо изменить?

– Каждый человек в состоянии изменить свою жизнь! Еще раз скажу: я не астролог, хоть и разбираюсь в астрологии.

Friend: Вы одному моему хорошему знакомому «предсказали» до 90 лет жить, а он, к сожалению, погиб в 33. Это статистическая ошибка?

– Не может такого быть, я никогда и никому не предсказываю дату смерти. Я могла сказать, что человек в состоянии прожить до 90 лет.

Friend: Меняется ли гороскоп человека в течение его жизни?

– Не меняется только натальная карта, она привязана к моменту рождения человека. Все остальное меняется, как меняется положение звезд, в котором каждые 4 минуты что-то изменяется. Поэтому никакого рока, предначертания нет – судьба изменчива. И для того и нужны мои консультации, чтобы человек мог что-то изменить. Даже в том, что касается хиромантии, доказано, что у человека на ладони линии могут менять положение с течением жизни.

Marrina: Какое влияние оказывает на человека и его ритм жизни искусственно вызванные роды? Ведь многие детки сейчас появляются не когда им захочется, а когда скажут врачи (я имею в виду мед. стимуляции родов).

– Это не имеет значения. Наша жизнь состоит из цепи обстоятельств, и то, что врачи решили, что пора этому ребенку сейчас появиться на свет – это просто одно из обстоятельств. Ничего страшного нет в искусственных родах!

Medeya: Ваша передача «Куда жить» заставила задуматься о том, почему в нашей семье сложилась такая закономерность — старшие дети не смогли создать семью, младшие создали семьи и имеют детей. Это совпадение или есть какая-то взаимосвязь?

– Старшие дети часто берут на себя семейные проклятия, так что вполне вероятно, что это не случайность.

Анфиса: Сейчас весна. Как избавиться от апатии, депрессии и как улыбаться жизни?

– Отличный вопрос! Ответ прост – помогать другим.

Кружинская-в-танце: Хочу спросить об отношении к партнёрским родам вас а) как психолога б) как философа в) как женщину.

– Ну, как женщина я, конечно, против. Это процесс очень физиологический, и если вы цените мужчину как сексуального партнера, если ваши отношения основываются на этом, если они для вас дороги – не нужно его брать с собой на роды. А как психолог я могу согласиться, что женщине в родах может понадобиться и пригодиться поддержка мужа. Так что если муж для вас в первую очередь друг, товарищ, брат, отец и мать – тогда берите его с собой.

Анонимно: Я лесбиянка. С мужчинами не хочу жить и спать, но сама понимаю что все равно придется, так как растет маленький сынишка, и мама против того, чтоб я жила с девочками. Как мне захотеть в них влюбиться в мужчину?

– Знаете, я вот понимаю нормальных людей, понимаю даже гомосексуалистов, но совершенно не могу понять лесбиянок. Я их не чувствую, как чувствую других людей, я их не вижу, они мне непонятны. А тут меня изумляет сама постановка вопроса. Что значит – мама не велит любить женщин? Человек понимает, что он гетеросексуален, но при этом хочет пытаться строить жизнь по маминой указке? Ничего хорошего из этого не получится. Вам нужно в первую очередь попытаться честно ответить себе: кто я? И строить свою жизнь в соответствии с этим.

Anashka: Когда-то еще в молодости мне гадала цыганка. Почти все предсказания я забыла, но вот одно врезалось в память: будет у тебя трое детей, одного похоронишь, 2-и воспитаешь. Очень не хочется думать об этом, но вот двое детей уже есть, 13 и 5 лет. Муж очень просит третьего, а я не могу решиться: 39 лет, да и с жильем проблема. И это предсказание не дает покоя? Как избавиться от подобного наваждения?

– Цыгане столько лет развивали в себе дар ясновидений, что он у них стал стихийным, цыганка может болтать-болтать, молоть языком что попало, но в этом потоке может проскочить и видение будущего. А что это было, ясновидение или пустая болтовня – она и сама не знает. Надо приходить на прием, смотреть…

Samanta: Что делать, если есть хорошая семья с устоявшимися отношениями, и менять ничего не надо бы, но один из супругов …влюбляется???

– Значит, не было этой «хорошей семьи». Значит, только одному из двоих казалось, что эти отношения устоявшиеся.

Анна: Как реагировать на измены?

– Это зависит от конкретных людей. Если вы в состоянии пожать плечами и жить дальше – так и надо сделать. Если для вас это критично – значит, надо пересматривать отношения. Я – из тех, чья реакция напоминает Отелло.

Friend: Можно ли вас увидеть на ТВ?

– Да, на ОблТВ, в субботу в 23.30, в программе «Куда жить?»

На часть вопросов, оставшихся без ответа в рамках интервью, Анна Валентиновна ответит в своей программе «Куда жить?»

Монстр с воронкой

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Один из самых известных монстров Босха. Горбун-карлик без рук. На коньках. С воронкой на голове, из которой торчит сухая ветка. Большие длинные уши. Длинный кривой клюв. В клюве письмо со словом “Жирно”.

Я больше склоняюсь к версии, что этот монстр создан Босхом для осуждения нечистоплотных церковников. А именно тех, которые продавали для собственной наживы индульгенции (грамоты, обладание которыми якобы отменяло кару за грехи).

Причём Босх смело приравнивает их к мошенникам. Воронку вместо шляпы Босх уже однажды использовал для обозначения шарлатана. На картине “Извлечение камня глупости”. Ведь такое лже-врачевание – это и есть чистой воды мошенничество.

Иероним Босх. Извлечение камня глупости. Фрагмент. 1475-1480 гг. Музей Прадо, Мадрид

Коньки означают “пойти по скользкому пути”. Недаром у Босха часть грешников и бесов в Аду на картине “Сад земных наслаждений” катаются на коньках. Именно таким он и видит путь тех, кто продаёт индульгенции ради личной выгоды.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

Реальное событие или бабьи басни

С тех пор минуло шестьдесят лет, и за это время история успела обрасти самыми нелепыми слухами и невероятными деталями, из которых вычленить правду практически невозможно. Умерли свидетели, утрачены архивы, да и советской власти, развернувшей пропаганду атеизма среди населения, было не выгодно сохранять какие-либо исторические свидетельства о «каменной» Зое. Руководство Куйбышева изо всех сил пыталось низвести все до уровня сплетен и слухов. И, надо сказать, что это удалось идеально: сегодня даже Церковь относится к «чуду стояния» с долей скепсиса.

Вот, что говорит о «зоином стоянии» протодьякон Андрей Кураев: «Мы с вами знаем, что есть такой закон психологии – чем дальше во времени от самого события, тем больше подробностей теряется. Сегодня в Самаре это пересказывается уже чуть ли не как художественный фильм, при этом сами рассказчики верят в то, что рассказывают. Я был в Самаре в нулевые годы, но мне не удалось обнаружить каких-то документальных свидетельств этого события».

Самарская епархия официально признала чудо «зоиного стояния», а иначе чем объяснить тот факт, что у дома Клавдии Болонкиной ежегодно служатся молебны, а в храме Иоанна-воина появилась житийная икона Николая Угодника, на клеймах которой вся история «зоиного стояния»?

Что это такое

 Дисморфофобия (на английский манер BDD) – это, в научном понимании, патологическое состояние, когда индивид чрезвычайно недоволен своей внешностью, выдумывает несуществующие дефекты или определенную особенность собственного тела преувеличивает, «обвиняя» в уродстве.

Специалисты утверждают, что дисморфофобия обычно идет рука об руку с другими расстройствами: обсессивно-компульсивным, тревожными, ипохондрическими, шизотипическим, шизофренией, психопатиями.

BDD имеет множество синонимов: психоз безобразной внешности, паранойя уродства, дисморфическая тревога, бредовые идеи телесного безобразия, асимметричности и деформации.

Дисморфофобию также называют синдромами:

  • Квазимодо – в честь главного героя романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», горбатого звонаря, чье тело с головы до пят было искажено, а левый глаз обрамляла большущая бородавка. Когда женщина, которой подкинули младенца, увидела его, то едва не лишилась рассудка;
  • Сирано де Бержерака – исторической личности, ставшей литературным персонажем.  Он имел огромный нос, благодаря которому его имя стало нарицательным и обозначало всех людей с большим носом. Стесняясь такой особенности, Бержерак так и не решился признаться в любви своей возлюбленной;
  • Ван Гога – желанием нанести себе увечье или требованием произвести на себе хирургическую операцию.

Питер Робинсон (Peter Robinson). 1873-1947

Этот артист тоже был известен, как Живой скелет, но называли его Курильщиком или просто Тонким человеком. И в этом случае похудение началось в подростковом возрасте. На протяжении всей жизни вес тела Питера составлял 25-30 килограмм, что при росте в 160 сантиметров производило пугающее впечатление.

Живой скелет гастролировал по Америке с разными труппами, а в 1916 году он женился на Хелен Смит. Она тоже была актрисой цирка уродов, но с весом в 212 килограмм являлась явной и красочной противоположностью избраннику. Необычная семейная пара сформировала еще один элемент шоу. Публика не оставила это без внимания, и на потеху толпе супруги то разводились, то вновь женились. А все ради яркого зрелища – свадьбы очень худого мужчины на очень толстой женщине. Люди толпами шли посмотреть на такое шоу. В семье родилось двое детей, но доживал жизнь Робинсон со своей сестрой.

Межличностные проблемы в продромальном периоде шизофрении

Датские уч. Л. Мондруп и Б. Розенбаум провели исследования и выяснили, как сам пациент оценивает межличностные проблемы в продромальном периоде шизофрении, и какая помощь будет наиболее подходящей. 

Ученые выдвинули и проверили гипотезу о том, что межличностные проблемы возникают до появления симптомов психоза и усугубляются по мере его развития

Специалисты уделили пристальное внимание анализу и обсуждению терапевтических вариантов, которые могли бы устранить продромальные симптомы и улучшить результаты удаленного лечения

Межличностные проблемы в продромальном периоде шизофрении

В исследованиях сравнили 4 группы: 

  • здоровых лиц;
  •  с допороговыми симптомами;
  • пациентов в продромальном периоде;
  • больных с состоянием психоз. 

Продромальное стояние оценивалось с помощью структурированного опроса для выявления продромальных синдромов (SIPS), а межличностные проблемы оценивались с помощью вопросника, заполняемого пациентами IIP. 

Это исследование было первым, в котором сравниваются данные пациентов с разными заболеваниями. Пациентам трудно общаться, выражать чувства, проявлять инициативу и быть в центре внимания до и во время психоза. Однако, как предполагалось при разработке исследования, межличностные проблемы усугубляются с развитием психоза. Особенно значительная разница наблюдалась между пациентами в продромальной группе по сравнению со здоровыми людьми.

Полученные результаты предполагают, что доминирующее поведение, развивающееся во время психоза, представляет собой защиту, развивающуюся в ответ на усиление незащищенности, наблюдаемое в продромальный период. Таким образом, кажется, что пациент испытывает облегчение, что затрудняет преодоление этого состояния и выздоровление. Все это говорит о том, что лечение принесет пользу уже в продромальном периоде. 

Факторы развития и истинные причины расстройства

Выдвигается множество теорий развития дисморфофобии. Например, считается, что существует определенная комбинация генов, отвечающая за развитие ряда расстройств, в том числе BDD. Другие факторы – нарушение нейромедиаторного обмена, аномалии отдельных участков мозга. Даже существует гипотеза, объясняющая формирование расстройства в результате искажения зрительного восприятия.

Однако главная роль в развитии патологии отводится модели воспитания. Родительская любовь должна быть безусловной. Она предполагает принятие ребенка таким, каков он есть, с его достоинствами и недостатками.

Редко встречаются дети, с самого маленького возраста недовольные своей внешностью

Они любимы близкими, окружены заботой и вниманием. В таких условиях малышу и в голову не придет выдумывать себе несуществующие уродства

Взрослея, ребенок, конечно, нуждается в критике, но в КОНСТРУКТИВНОЙ. Это необходимо для формирования адекватной модели мира и соответствующего поведения, правильного самовосприятия.

Проблемы начинаются, когда нарушаются принципы воспитания. Например, родители систематически кричат на ребенка, обзывая нелестными выражениями. Или мама, непонятно почему, давит на девочку: да, ты у меня не красавица, и ножки кривоваты. Но ничего, я тебя любую люблю. В итоге из девочки вырастает девушка, уверенная в том, что ее тело дефективное. Она носит юбки в пол, бесформенные балахоны, стесняется общаться с людьми, заводить знакомства

Такая девушка считает, что недостойна любви, восхищения, никогда не выйдет замуж – конечно, кто ж на такую уродину обратит внимание

К особенностям воспитания, предположительно способным стать основой для формирования BDD, относят:

перфекционизм и отметание родителями права на ошибку;
грубое, пренебрежительное отношение к ребенку. Пример: девочка в раннем возрасте лишилась родителей. Проживала со старшей сестрой, у которой на тот момент была своя семья. Девочка выполняла всю работу по дому, при этом редко слыша в свой адрес слова одобрения. Жила на правах домработницы. Очень любила племянников, ухаживала и за ними. Считала себя уродом, не имеющим возможности создать собственную семью. Была уверена, что имеет физические недостатки, отпугивающие людей, поэтому лишала себя возможности устроиться на работу. С людьми общение резко ограничивала. Выходя из дома, куталась в широкий платок;
холодность родителей, малая эмоциональность даже при доброжелательном отношении. Например, у родителя существует эмоциональный барьер

Он не может похвалить объективно ребенка за реальные успехи, просто сделать комплимент, фиксировать внимание не на недостатках, а достоинствах ребенка. Помочь ему не заострять внимание на своих недостатках, если таковые имеются, принимать себя таким, каков есть

Издержки воспитания зарождают у ребенка такие черты характера как мнительность, неуверенность в себе, перфекционизм, как заключительный штрих – низкую самооценку. Такие дети подвержены влиянию чужого мнения. Поэтому очень часто дисморфофобия развивается под воздействием неуместной реплики со стороны, критики и издевательств сверстников.

С другой стороны, немало детей, которые даже под резким негативным натиском, порой жестоким, не теряют себя, игнорируют чужое мнение. И уж, конечно, не ищут в себе мнимые недостатки. Это люди с адекватной самооценкой и реальным отношением к жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: