10 самых известных написанных художниками цветов

Значение в академической живописи

Для оттачивания навыков и мастерства в художественных школах часто используют натюрморт из геометрических фигур карандашом. Работа над таким рисунком всегда ведется в определенной последовательности:

  • построение композиции;
  • создание наброска;
  • прорисовка с натуры;
  • нанесение тона.

Это позволяет начинающему художнику получить сразу несколько нужных навыков и главное – создавать выразительную композицию. Ученики учатся делать промежутки между предметами. Обучение обычно начинается с прорисовки геометрических предметов, например, гипсового куба и/или цилиндра, то есть по принципу «от простого к сложному».

Джорджия О’Киффе — Красный мак, 1927

На протяжении всей своей карьеры Джорджия О’Киффе создала более 200 исключительных цветочных картин. Художница работала в основном с акварельными красками до 1918 года, а затем полюбила масляные краск и вскоре начала ими создавать крупные цветы на близком расстоянии, как если бы смотреть на них сквозь увеличительное стекло. Эта поразительная картина «Красный мак», датируемая 1927 годом, является прекрасным примером работ Джорджии О’Киффе. Увлекательная крупномасштабная живопись имеет яркие красные и оранжевые тона, которые заставляют зрителя с первых секунд влюбиться в художественную работу. В 1992 году почтовое отделение США решило отдать дань уважения личности великого искусства, сделав серию марок, основой которым послужила эта картина.

Викторианский язык цветов: история флориографии

Каждый англичанин услышав «викторианский» — сразу представляет цветы. В викторианскую эпоху цветы украшали все вокруг: от валентинок до карет с лошадьми.

Поэтому, и был создан специальный способ общения – викторианский язык цветов. Для не специалиста, цветочные композиции могут выглядеть простым эстетичным произведением искусства.

Очень не многие люди знают, что определенные виды цветов и отдельные виды сочетания цветов обозначают определенный смысл и эмоции.

Это красивое средство общения называется – «флориография» или «язык цветов».

Эта разнообразная форма искусства зародилась в викторианскую эпоху в Англии (19-й век) для того, чтобы люди могли закодированным способом выразить свои чувства.

Вскоре викторианский язык цветов стал традицией и завоевал популярность по всей Европе.

Викторианцы глубоко верят в силу своих сообщений с помощью цветов. Они приравнивают знания языка цветов и правильное использование цветов к хорошим манерам, вежливости и ухоженному внешнему виду.

Вдохновленная этой популярной работой, мисс Carruthers из шотландского города Инвернесс,  в 1879 году написала книгу «Flower Lore: The teaching of Flowers Historical, Legendary, Poetical and Symbolical». Эта книга стала первоисточником и стандартом для цветочного символизма в США и Великобритании.

Цветы предоставили возможность тихого общения и передачи слов на расстоянии.

Кроме того, запах конкретного растения на носовом платке говорил больше многих слов, и этот способ передачи сообщений очень быстро стал популярным.

Общественность уделяла большое внимание викторианскому языку цветов, и стало появляться все больше книг по флориографии. Но они не пользовались таким успехом, как две упомянутые

Описание картины Валентина Серова «Цветы»

Валентин Серов был необычайно одаренным художником. Он писал изумительные портреты, ему чудесно удавались пейзажи, животные, цветы – все, что рождало в нем вдохновение, находило светлое отражение в его полотнах.

Как тонкий пейзажист, Серов не мог равнодушно относиться к красоте цветов. Его картина «Цветы» стала настоящим подарком для поклонников его творчества.

Одним из любимых периодов художника, было то время, когда расцветала сирень.

Тяжелые гроздья распускаются в конце весны, когда уже нет отголосков холодной зимы, когда вся земля просыпается от тепла и солнечной ласки, когда душа замирает в ожидании непонятного счастья.

В радужные волны мелких цветов погружаются дома по самые крыши, скрывая и богатство, и нищету. Щедрая, спокойная красота наполняет все пространство, и горько думать, что пройдет чуть-чуть времени, и это буйство красок опадет. Хочется надышаться, насмотреться, сохранить это видение.

Серов очень любил сирень, он сумел сохранить для нас это великолепие. Эти ароматные ветки очень часто присутствуют на его картинах. И здесь в центре картины изображен пышный сиреневый букет. Все великолепие скромных цветов попытался показать Серов в этой картине.

Белые и сиреневые кисти – это не просто украшение стола, это гораздо большее. Сирень настолько давно живет рядом с человеком, что у каждого созерцателя картины букет обязательно вызывает волны нахлынувших воспоминаний. Может быть, это веселое детство, а , быть может, беспечная, далекая молодость. Сирень- это теплые летние вечера, это первое томление, это легкая грусть, это надежды.

Картина написана в холодных, сине – сиреневых тонах, однако, ощущение мрачности совсем не возникает. Белые блики светлых кистей, теплые штрихи мелких цветов наполняют все полотно воздушностью, чистотой и светом. Возникает чувство наступившего утра, утра дня или новой жизни.

Цветы – символ жизни

«В быстро вянущих лепестках цветка больше жизни, чем в грузных тысячелетних глыбах гранита».

Людвиг Андреас фон Файербах

«Цветы, как люди, на добро щедры и, людям нежность отдавая, они цветут, сердца обогревая, как маленькие, тёплые костры».

Жане Киримизе

«Люди дарят цветы, потому что в цветах заложен настоящий смысл Любви. Тот, кто попытается овладеть цветком, увидит, как увядает его красота. Но тот, кто будет просто смотреть на цветок в своем поле, всегда будет с ним. Потому что он сольется с вечером, с заходом солнца, с запахом влажной земли и облаками на горизонте».

Пауло Коэльо

«Цветы — самое лучшее из всего, что Господь создал, но забыл наделить душой».

Генри Уорд Бичер

«Лишь цветы живут по-настоящему. Живут отсчитанные им дни так отчаянно цветя, будто понимают лучше людей быстротечность жизни».

«О, сколько их на полях! Но каждый цветёт по-своему –
вот высший подвиг цветка!»

Мацуо Басё

«Там, где вырождаются цветы, не может жить человек».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

«У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично».

Малкольм де Шазаль

«Сколько бы мы ни говорили о пустоте жизни, иногда достаточно лишь одного цветка, чтобы нас разубедить».

Анатоль Франс

«Я бы предпочла быть цветком, который может цвести лишь однажды и умирает, чем быть деревом, которое никогда не зацветет. Я бы предпочла быть искрой, которая горит как бриллиант только одно мгновение и исчезает, нежели быть светом, который никому не освещает путь…»

Диана Дель Белфлор

«Жители планеты, где нет цветов, решили бы, что на Земле, где цветы на каждом шагу, мы, наверное, с ума сходим от радости».

Айрис Мердок

Жимолость

С жимолостью связан целый ряд значений. Большинство современных авторов, включая Роберта Тайаса, говорили, что она символизирует узы любви. Это кажется вполне уместным: жимолость — вьющееся растение, оплетающее собой опору. В дикой природе она часто прорастает сквозь живую изгородь и стелется по ней.

В качестве садового растения жимолость была популярна для беседок: она превращала их в укромный тенистый уголок, наполненный сладким ароматом, где влюбленные могли хотя бы ненадолго уединиться. В пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» жимолость растет на берегу Оберона («где кругом густой шатер возрос из жимолости и мускатных роз»), а Титания говорит Мотку: «…я обовью тебя руками… Так жимолость сплетается с вьюнком».

Это растение обычно опыляется мотыльками или длиннохоботковыми пчелами, которых привлекает сладкий нектар, наполняющий своим ароматом ночной воздух. Люди верили, что жимолость, растущая у двери дома, приносит удачу. В Шотландии считали, что она не даст ведьме проникнуть внутрь. Если принести цветы в дон с ними принесешь и благосостояние.

Винсент Ван Гог — Натюрморт с двенадцатью подсолнухами, 1888

Подсолнухи являются основной темой двух отдельных серий масляных работ на полотнах Ван Гога и, вообще, самым распространенным мотивом в работе этого известного голландского живописца. Работа носит название «Натюрморт с двенадцатью подсолнухами» и принадлежит его серии живописи Арля, созданной в 1888 году. Он написал около четырех версий этого натюрморта, и эта последняя работа была переделана художником – Ван Гог добавил дополнительные цветы

Поэтому не стоит обращать внимание на название «Натюрморт с двенадцатью подсолнухами», потому что на этой картине присутствуют 15 цветков и не все из них подсолнухи

Цветочные приметы и обычаи

Вот лишь самые популярные растения и их значения. Помимо них существовали особые приметы, которые могут показаться суевериями. Но язык цветов проявляется и в них.

Кто из нас хотя бы раз в жизни не отрывал лепестки ромашки, произнося: «Любит – не любит?».

Существует давний обычай, который связан с первым весенним цветком. Эта примета гласит, если вы встретили первый цветок весной в понедельник – удача, во вторник – исполнение планов, среда – свадьба, четверг – небольшая прибыль, пятница – богатство, суббота – несчастье, а воскресенье – приход удачи в течении нескольких недель.

Даже королева Виктория верила в язык цветов. Поэтому, именно мирт был включен в свадебный букет, как символ долгой и счастливой любви.

Позже этот мирт посадили, и по сей день, на каждой королевской свадьбе немного мирта добавляют в букет. Каждая цветочная композиция на свадебном застолье дополняется миртом.

ИНТЕРЕСНОЕ ПО ТЕМЕ:

1. ЛЕГЕНДЫ О ФРЕЗИИ — КОВАРНАЯ ЛЮБОВЬ И СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ!

2. ЦВЕТУЩИЕ НЕПРИХОТЛИВЫЕ РАСТЕНИЯ — СПРАВИТСЯ И ШКОЛЬНИК!

3. КАК ПРАВИЛЬНО И ЛЕГКО ЗАСУШИТЬ ЦВЕТЫ?

Желаем вам впустить в свою жизнь викторианский язык цветов и быть счастливыми!

Что такое натюрморт

Разделяют два определения для слова натюрморт:

1. Это отдельная картина, холст, скульптура и пр.

2. Название жанра, в котором создаются данные произведения.

Французское сочетание слов «nature morte» буквально означает «мертвая натура» или «мертвая природа». Это воспроизведение разнообразных предметов и вещей, не имеющих живого воплощения. К ним относятся:

· посуда, книги, канцелярские принадлежности;

· предметы обихода, труда, творчества человека;

· мебель, коробки, предметы обстановки, музыкальные инструменты, текстиль;

· продукты питания (фрукты, овощи, готовые блюда, мясо, рыба и пр.);

· листья, цветы, растения.

Иногда в натюрмортах встречаются и живые существа. Например, часто присутствуют домашние питомцы, дикие звери и даже люди. Но они не выступают объектом картины, а служат лишь дополнением к основной идее произведения.

Ян Давидс де Хем. Роскошный натюрморт с попугаем (5)

Белый цвет

Белый –  это холодный цвет, который ассоциируется в нашем прдставлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, лунным светом. В культуре некоторых стран, таких как Китай, Япония, Индия, этот цвет является цветом траура, но в культуре большинстве стран Запада – символ чистоты, а также целомудрия, невинности. Для многих это еще и символ света, чистоты, истины, мира, мудрости.

Белый голубь — символизирует мир, Святой дух.

Белые яйца — сотворение.

Белый флаг — добровольную сдачу, перемирие.

Белое платье —  невинность, чистоту, непорочность.
Но есть и негативное значение цвета – холод, отрешенность, безмолвие, изоляция, старость. К примеру, говорят на людей, отличающихся от большинства “белая ворона”, называют внушительные и бесполезные приобретения “белым слоном”, в некоторых странах белый цвет говорит о трауре, смерти.

Хеномелес, яблоневый цвет и нарциссы

Хеномелес — декоративный кустарник, цветущий весной. По словам Анны Кристиан Берк, он обозначает искушение. Твердые плоды с вяжущим вкусом (японская айва) содержат больше витамина С, чем лимоны. Разумеется, традиционно идею искушения связывают с яблоней, поскольку считалось, что Ева дала Адаму именно яблоко. Однако в XIX веке яблоневый цвет означал предпочтение, а нарциссы — уважение. И только Генри Филлипс, известный своими зачастую эксцентричными ассоциациями, связал нарциссы с ложной надеждой.

Хеномелес

Хеномелес был ритуальным подношением на свадьбах в Древней Греции.
Когда в Славонии (Хорватия) рождается младенец, принято сажать хеномелес как символ жизни, любви и изобилия.

Яблоневый цвет

Первые дикие яблони росли в горах Центральной Азии. Возможно, яблони были окультуренными деревьями — их высаживали в Египте, Вавилоне и Китае. Позже монахи разбили в Европе немало яблоневых садов.

Яблони упоминаются в Библии (начиная со времен Адама и Евы), в кодексе законов Ману-смрити в греческих текстах IV века до н.э.

Сегодня больше всего яблок в мире производит Китай, за ним следуют США, Иран, Турция Россия, Италия и Индия.

Нарцисс

Нарцисс — символ китайского Нового года; считается, что он приносит благополучие и удачу. Это также национальная эмблема Уэльса: здесь нарциссы носят 1 марта, в День святого Давида.

Древние греки ассоциировали цветок с самовлюбленным юношей по имени Нарцисс и его одержимостью собственным отражением в воде. Они верили, что боги превратили его в цветок нарцисс.

Цветочный натюрморт

Вплоть до XVIII века букет цветов, как правило, символизировал бренность, ведь земные радости так же преходящи, как красота цветка. Символика расте­ний особенно сложна и неоднозначна, и уловить смысл помогали популярные в Европе XVI–XVII веков книги эмблем, где аллегорические иллюстрации и девизы сопровождались пояснительными текстами. Цветочные композиции было непросто интерпретировать: один и тот же цветок имел множество зна­чений, иногда прямо противоположных. Например, нарцисс указывал на само­влюбленность и одновременно считался символом Богоматери. В натюрмор­тах, как правило, сохранялись оба значения образа, и зритель был волен вы­брать один из двух смыслов или совместить их. 

Цветочные композиции часто дополнялись плодами, мелкими предметами, изображениями животных. Эти образы выражали основную мысль произве­дения, подчеркивая мотив быстротечности, увядания, греховности всего земного и нетленности добродетели. 

Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе. Между 1606 и 1684 годом

На картине Яна Давидса де Хема  Ян Давидс де Хем (1606–1684) — голландский художник, известный своими цветочными натюрмортами. у основания вазы худож­ник изобразил сим­волы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засох­шие стручки гороха. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника  Среди других таких отри­ца­тель­ных обра­зов — рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи.. В центре букета мы видим сим­волы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Их окру­жают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым); пыш­ные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Венчают компо­зицию два крупных цветка, имеющие положительное значение. Синий ирис олицетворяет отпу­щение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. Крас­ный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью, из-за своего местоположения в букете сменил трак­товку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа  Еще в Средневековье считалось, что цветы мака выросли на земле, орошенной кровью Христа.. Другие символы спасе­ния — это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бес­смертную душу.

Ян Бауман. Цветы, фрукты и обезьяна. Первая половина XVII века

Картина Яна Баумана  Ян (Жан-Жак) Бауман (1601–1653) — живо­писец, мастер натюрморта. Жил и работал в Германии и Нидерландах. «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смы­словой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. На самом деле этот натюрморт тоже напоминает о быстротечности жизни и греховности земного существования. Каждый изображенный предмет транслирует определенную идею: улитка и ящерица в данном случае указы­вают на смертность всего земного; тюльпан, лежащий возле миски с плодами, символизирует быстрое увядание; раковины, разбросанные на столе, намекают на неразумную трату денег  В Голландии XVII века было очень популярно коллекционирование разного рода «дикови­нок», в том числе раковин.; а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность. С другой стороны, порхающая бабочка и плоды: гроздья винограда, яблоки, персики и груши — говорят о бессмертии души и искупи­тельной жертве Христа. На другом, иносказательном уровне представленные на картине фрукты, плоды, цветы и животные обозначают четыре стихии: раковины и улитки — воду; бабочка — воздух; плоды и цветы — землю; обезьяна — огонь. 

Натюрморт с черепом и пером

Соотечественник Хеда Питер Клас (Pieter Claesz) — еще один великий «малый голландец», работавший как в жанре «завтраков», так и в более мрачном, но весьма популярном в XVI-XVII вв.. направлении vanitas — «аллегоричный натюрморт». Термин имеет отношение к изречению Экклезиаста, писавшему, что все на свете — суета из сует. Собственно, “vanitas” и переводится с латыни как «суета».

«Натюрморт с черепом» реалистичен настолько, что вызывает экзистенциальную грусть. Картина глубоко метафорична и напоминает театральную сцену, где у каждого «актера» своё место, цель и даже действие. Так падающий бокал, лишенный зубов череп, угасшая лампа призваны напоминать зрителю о быстротечности жизни и непостоянстве мирского бытия. Каменная столешница словно вдвигается в пространство перед рамой, делая впечатление от полотна еще более ярким, создавая эффект присутствия. Как и другие полотна автора, «Натюрморт с черепом» отличается безупречным исполнением, тщательно выписанными деталями и фактурами.

Наука о цвете

По определению науки любой свет – это электромагнитная волна, каждый цвет соответствует определенной частоте этой волны. Например, красный имеет частоту 405 Терагерц, а фиолетовый – 790. Электромагнитные волны имеют огромный диапазон частот, от радиоволн до жесткого гамма излучения, но наш глаз способен к восприятию только очень короткого отрезка этого диапазона, называемого оптическим.

С научной точки зрения первичный смысл имеют только спектральные цвета, расположенные линейно и строго последовательно от красного через все оттенки радуги до фиолетового. То, что соседние цвета при смешении дают что-то среднее – лишь субъективное восприятие человека, хотя логически это и понятно. 

Но то, что фиолетовый плавно и без скачка переходит в красный, научной логике явно противоречит, так как эти оттенки лежат на противоположных краях спектра. Вполне разумно было бы, если б их смесь давала, скажем, белый или зеленый. Но таково человеческое восприятие: оно находит в их смеси бесконечные оттенки фиолетового.

Лесная земляника

Землянике приписывается значение идеальной добродетели. В некоторых книгах цветки земляники указаны отдельно как воплощение Предвидения. Связь между земляникой и идеей добродетели может основываться на том, что у ягод такой нежный вкус: плоды лесной земляники куда мельче, чем у тех окультуренных сортов, которые мы едим сегодня; но при этом намного слаще. Это один из многих видов диких растений, пригодных в пищу, которые можно встретить на прогулке, поэтому их часто собирали и ели дети.

Результаты археологических раскопок позволяют предположить, что люди лакомились земляникой с каменного века.

Как развивался натюрморт в искусстве

Первоначально, в 15-16 вв. изображения неодушевленных предметов были востребованы только как религиозные картины, способные обрамить цветами божественный лик. Тогда же появились работы с черепами. При этом картины «Натюрморт» художников любого уровня могли использоваться для практических целей: украшения интерьера и маскировки неблаговидных углов дома.

В 17 в. произошло становление подобных картин как обособленного и независимого жанра. Такая тенденция была связана с популярностью голландских и фламандских художников, которые не просто делали красивые картины, а могли передать в них скрытые смыслы: быстротечность жизни, неизбежность смерти, христианские заповеди. Голландцы также любили рисовать так называемую тихую и застывшую жизнь повседневного мира.

Развитие нидерландского натюрморта, оказавшего огромное влияние на весь жанр, можно представить следующим образом:

Направление Особенности Представители
Цветочный натюрморт

(40-е гг. 17 в.)

Роскошные цветочные рисунки отражали особенности быта голландцев: традиции иметь комнатные растения и сады на виллах. Амброзиус Босхарт Старший и Босхарт Младший, Бальтасар ван дер Аст, Ян Давидс де Хема.
«Завтраки» и

«Сервированные столы»

(начало 17 в.)

Изображения накрытых столов делились на праздничные банкеты и скромные ежедневные завтраки. Причина появления – частые портреты членов стрелковых гильдий во время пира в 16 в. Николас Гиллис, Флорис Герритс ван Схотен, Флорис ван Дейк, Клара Петерс, Адриан Корте
Учёный или философский натюрморт

(середина 17 в.)

Появился в университетской среде и получил наименование «суета сует». Этот интеллектуальный вид живописи чаще затрагивал Библию и базировался на иллюзионистских техниках. Питер Стенвейк, Давид Байи, Мария ван Остервейк.

Также работы голландских мастеров создавались в жанре тонального натюрморта – монохромных изображений легкого беспорядка и интимности. Существовали также кухонные, охотничьи и рыбные натюрморты, которые положили начало других европейским и русским традициям в живописи. Во второй половине 17 в. стали пользоваться популярностью картины художников «Натюрморты с цветами и фруктами», которые отличались пышностью, светлым колоритом и декоративностью.

Растения как древний символ

Растения и деревья часто выступают в роли мифологических предков и обычно бывают связаны с культом Луны.

Растения или цветы, вырастающие из пролитой крови бога или героя, символизируют мистическое единство человека и растения и рождение жизни из смерти, течение жизни из одного состояния в другое.

Так из крови Аттиса выросли фиалки, из тела Озириса — пшеница и целебные травы, из крови Диониса-гранаты, из крови Адониса — анемоны, из крови Христа — красные розы.

Ребенок, поднимающийся из цветка, олицетворяет рождение бога или рождение дня, рассвет, новую жизнь.

  • Синий цветок недостижим;
  • красный олицетворяет рассвет, восходящее Солнце, страсть, атрибут Богини-Матери;
  • для белых цветов типично значение чистоты и невинности;
  • белые и красные вместе значат смерть.

Развитие в России

Несмотря на отсутствие притягательности к стилю среди российских художников, направление просматривает в полотнах, посвященных каноническим сюжетам. Первым художником, который начал развивать стиль на территории России стал Хруцкий Иван Трофимович (1810-1885). Известность к нему пришла благодаря написанию групповых портретов и натюрмортов.

Хруцкий работал в академическом стиле. В 1832 году он пишет два самых известных натюрморта: «С вазой» и «С птичкой». В XIX веке он становится самым «покупаемым» мастером в империи.

В начале XX века жанр в России получает необыкновенную популярность. Именно тогда этот стиль становится равноправным среди всех направлений. Буквально за 15 лет жанр проходит тернистый путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. Многие художники смогли отличиться в этом направлении:

  • Николай Сапунов (1880-1912): «Цветы и вазы на розовом фоне» (1910), «Вазы, цветы и фрукты» (1912). Творца постигла внезапная смерть вследствие утопления на Финском заливе.
  • Петр Кончаловский (1876-1956): «Поднос и зеленая картонка» (1912), «Сирень» (1951).
  • Кузьма Петров-Водкин (1878-199): «Черемуха в стакане» (1932), «Натюрморт с письмами» (1925).
  • Игорь Грабарь (1871-1960): «Хризантемы» (1950), «Неприбранный стол» (1907). Несмотря на склонность автора к импрессионизму, Грабарь старался найти новые художественные приемы и усложнить композиции и технику исполнения.
  • Илья Машков (1881-1944), яркий представитель постимпрессионизма. Из ярких работ можно выделить: «Клубника и белый кувшин» (1943), «Фрукты с сельскохозяйственной выставки» (1939), «Снедь московская. Хлебы» (1924).

Во второй половине XX века появляется еще несколько интересных творцов. Например, Владимир Вейсберг (1924-1985), который на своих полотнах отображает предметы обыкновенной формы, а цветовые решения доводит до минимума: «Натюрморт с двумя серыми вазами и белой бутылкой» (1970), «Натюрморт с чайником и лимоном» (1958).

Сергей Андрияка, рожденный в 1958 году творит по сегодняшний день. Является членом Российской академии искусств и пишет акварелью. У него много интересных и очень известных работ: «Восточный натюрморт» (1991), «Домашние пироги» (2001), «Чайники» (2002).

Зерно — символ жизни

Зерно — древний символ средоточия, возможности, разрешения к существованию.

Колосья или снопы пшеницы и других зерновых — атрибуты всех зерновых богов и символизируют плодородие земли, пробуждающуюся жизнь, возникающую из смерти, зарождение и рост посредством силы Солнца, изобилие.

Золотые колосья — отпрыски брака сияющего Солнца с девственной Землей. Зерно и вино, как хлеб и вино, представляют сбалансированный продукт сельского хозяйства и, вместе с тем, провиант для жизни.

Меры зерна изображают плодородие, изобилие. Как составная часть погребальных ритуалов, зерно означает изобилие в потустороннем мире. Древний символ дороги, ее начала и конца.

Осыпали зерном во время свадеб каждый раз, когда жених и невеста покидали дом жениха или невесты, перед отправкой в церковь и по возвращении из церкви, на условных границах-переходах (во дворе, при входе во двор, у ворот дома, на пороге дома, в сенях и так далее), то есть в те моменты, когда участники обряда покидали «свою территорию» или возвращались назад.

У славян зерно как древний символ символизировало благополучие, плодородие, богатство, жизнь, кроме того, предохраняло человека от порчи.

Поэтому до сих пор широко распространен обряд осыпания зерном на Рождество и в Щедрый вечер (Старый Новый Год), на свадьбах.

В христианстве колосья пшеницы — это хлеб Евхаристии, тело Христово, благодать, праведное, Божье. Зерно вместе с вином символизирует Евхаристию.

Сохранилось и гадание «на зерно»: если девушка, подметая под Новый год, найдет зерно, то выйдет замуж.

Гадали «на петуха» по кругу: если петух подойдет и клюнет кучку зерна, то жених будет богатый и хозяйственный.

Под Новый же год девушка, ложась спать, насыпала зерно на себя и загадывала увидеть во сне будущее.

Использование узора

Символ Цветок Жизни представлен орнаментом, в котором равномерно расположены пересекающиеся круги. Этот узор абсолютно симметричен и сформирован одной окружностью – центральной. На вершинах вписанного в нее правильного шестиугольника размещаются еще шесть окружностей, радиус которых равен радиусу центральной.

Еще одну структуру, которая скрыта в этом символе, называют Дерево Жизни. Ее не относят к какой-либо культуре, несмотря на то, что египтяне вырезали его на колоннах своих сооружений. Символ Дерево Жизни не имеет отношения и к каббале. Он выступает структурой, которая является сокровенным элементом природы.

Рисунок символа Цветок Жизни относят к особым фигурам, составляющим священную или сакральную геометрию. С ним связаны исторические, мифологические и духовные традиции.

Прежде его использовали как символ среди масонов. Он отражался в форме воротника, который носил священник, присутствующий на масонских ритуалах. Чаще его применяли для обрамления нагрудного церемониального украшения. Кроме того, Цветок Жизни иногда использовали в качестве печатей.

Художники эпохи Возрождения активно использовали узор во время написания своих картин. Часто он выступал частью общих орнаментов при росписи стен либо на плитках, которые украшали стены. Ювелиры тоже не обошли этот символ стороной и использовали его при изготовлении украшений.

Стили

Несмотря на кажущуюся простоту, у натюрморта множество граней. Добиться идеальной формы у предметов удавалось при помощи светотеней, сохранения пропорций. Из-за высокой конкуренции во время взлета популярности жанра сформировались определенные стили:

  • цветочный, самый массовый;
  • цветочно-фруктовый, с пиком популярности в XVII веке;
  • тональный, полотна в этом случае имели много коричневых и серых оттенков;
  • кухонный или бытовой стиль, с включением сцен из повседневной жизни;
  • рыбный, выступал в качестве своеобразной дани мореплавателям;
  • роскошный, с отображением богатой жизни нового класса буржуазии;
  • охотничий, на полотнах обязательно изображалась битая дичь, оружие;
  • «накрытый стол», то есть с отображением деликатесов и национальных продуктов;
  • «обманка» или практически трехмерное изображение, которое было тяжело отличить от фотографии или реальности.

И конечно неординарный стиль «Vanitas». Картины обязательно содержали предметы, напоминающие о бренности бытия.

Заключение

В изобразительном искусстве используется и цветовой круг Вильгельма Освальда. Его особенность в непрерывной градации цветовых оттенков. Эта модель используется также в компьютерных технологиях — так организованы картинки на дисплее. Вместо желтого в качестве основного цвета взят зеленый.

Известна также цветовая система Манселла. Она использует 5 базовых цветов и широкий спектр сочетаний по принципу теплохолодности. Применяется, в частности, для описания цветотипа человека.

Нельзя забывать о субъективности любых теорий цвета. Многие животные воспринимают цвет в других диапазонах или не различают его вовсе, как, например, кошки.

Тем не менее, цветовой круг — сильный инструмент колористики. Знание теории значительно упрощает написание больших полотен и выполнение росписей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: