Часть 2. Друзья-первопроходцы: Серов и Коровин
Валентин Серов и Константин Коровин не только главные и самые известные представители нового течения в России. Они были первыми, в чьем творчестве импрессионистические поиски проявились наиболее полно и последовательно.
Знаковой работой Серова стала «Девочка с персиками», написанная двадцатидвухлетним художником в 1887 году. В чём же заключалась непривычная новизна этого портрета, который сегодня кажется классическим искусством? Необычной была композиция. Окно — мощный источник света — находится за спиной у портретируемой, и солнечные лучи, льющиеся из него, заполняют пространство картины. Белые блики и рефлексы видны везде: на одежде, волосах и лице девочки, на стульях, персиках и ноже. В запечатленном моменте красота декоративной тарелки на стене и натюрморта на столе оказывается для художника не менее интересной, чем сама героиня.
Николай Ярошенко. Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина. 1886. Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко. ИсточникВалентин Серов. Девочка с персиками. 1887. Государственная Третьяковская галерея. Источник
Чтобы увидеть, насколько далеко Серов отошел от традиционных реалистических канонов, достаточно сравнить его картину с любым из портретов, экспонировавшихся на XV выставке передвижников, которая проходила в 1887 году — тогда же, когда была написана «Девочка с персиками»
Одной из таких работ был портрет Салтыкова-Щедрина кисти Ярошенко: нейтральный темный фон, сдержанный костюм, сосредоточенное внимание на лице задумавшегося писателя, тогда уже боровшегося с тяжелой болезнью. Показательно и то, что эта картина названа по имени изображенного, а моделью выступает знаменитый литератор
Серов же пишет дочь Саввы Мамонтова — девочку из круга своего общения, и ее имя в название работы не вошло.
Художник умер рано — в 1911 году, в возрасте 46 лет. За свою жизнь он успел создать множество разнообразных импрессионистических работ. Его стиль со временем менялся. Некоторые из поздних полотен мастера свидетельствуют об увлечении Серова модерном. Например, в «Портрете Иды Рубинштейн» и в «Похищении Европы» заметны упрощение форм и сдержанный колорит, построенный всего на нескольких цветах.
В отличие от Серова, Константин Коровин был верен импрессионизму всю свою жизнь и другими стилями не увлекался. Он намного пережил друга и умер в 1939-м. На своем «Портрете хористки» в качестве даты художник указал 1883 год, а на обороте картины добавил, что «Серов еще в это время не писал портретов», — намекая на «Девочку с персиками» (1887) и «Девушку, освещенную солнцем» (1888) и подчеркивая, что он первый полноценно освоил импрессионистические приемы живописи. Однако специалисты Третьяковской галереи провели исследование и пришли к заключению, что «Портрет хористки» был создан в 1887 году, одновременно с самой известной картиной Серова. А надпись на обороте Коровин добавил, скорее всего, уже в 1922-м, после смерти друга, во время подготовки своей персональной выставки.
Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея. Источник
На родине импрессионизма, во Франции, Коровин впервые оказался всё в том же 1887 году. Позже художник неоднократно возвращался в Париж, а с 1922-го до конца своих дней жил там в эмиграции. О первом знакомстве с городом и его живописью Коровин вспоминал:
Константин Коровин. Париж утром. 1906. Государственная Третьяковская галерея. ИсточникКонстантин Коровин. Париж. Сен-Дени. Ярославский художественный музей. 1925–1929. Источник
Как и многие французские импрессионисты, Коровин создал целую серию пейзажей Парижа в 1900–20-х годах.
Чем отличается?
Для рассматриваемых стилистических направлений характерны определенные особенности и отличия. Они касаются целого ряда аспектов.
Основное внимание
В работах импрессионистов основное внимание уделяется современным пейзажам и городской жизни. Они обращали максимум внимания свету и цветовым решениям
При этом постимпрессионисты применяли другой подход. Они использовали более формальный порядок, уделяя максимум внимания символическому наполнению своих работ.
Место нанесения
Свои шедевры импрессионисты создавали на свежем воздухе. Постимпрессионисты предпочитали завершать работы в студии.
Вдохновение
Импрессионизм стал основой для появления и развития постимпрессионизма, кубизма и фовизма. Постимпрессионисты создали базу для возникновения современных направлений в искусстве.
Эмоции
Импрессионисты не ставили эмоции и настроение во главу угла
Основное внимание они уделяли концентрации на предмете. Постимпрессионисты уделяли максимум внимания эмоциональному аспекту
Потому их картины переполнены эмоциями и чувствами.
Внешний вид предмета
Представители импрессионизма предпочитали выделять значение тепла объекта и стремились отразить этот принцип в своих работах. Постимпрессионисты не придавали предметам столь высокой значимости. Максимум внимания они уделяли символическому содержанию.
Новый стиль в литературе, музыке и фотографии
Этот стиль получил распространение и в других сферах искусства. В литературе для этого стиля характерны следующие черты:
- выражение эмоций и впечатлений автора;
- отсутствие сюжета;
- изображение жизни в моменте;
- мысли заменяются восприятием автора.
Ключевой принцип натурализма – верность себе. Реальность зависит от восприятия каждого отдельного человека и его темперамента. Лучше всего это выражено в произведениях Эмиля Золя – он мастерски описывал звуки и запахи.
Символисты напротив отказывались от материального в своем стремлении к идеалу
Они уделяли внимание сиюминутным впечатлениям, раскрывали через детали истинную сущность вещей. Выдающийся пример импрессионизма в поэзии – «Романсы без слов» Поля Верлена
Влияние этого течения распространилось и на творчество авторов из России – Иннокентия Анненского и Константина Бальмонта.
В музыке этот стиль появился с легкой руки композитора из Франции Эрика Сати. В 1886 и 1887 годах он представил на суд публики две работы, в которых содержатся все особенности стиля, – «Три мелодии» и «Три сарабанды».
Импрессионизм в фотографии не менее интересен, чем в других видах искусства. Авторы стараются поймать мгновения переменчивого мира (impressions) и передать впечатления от них. Съемка проводится в разное время суток – освещение помогает в передаче важных нюансов. На рубеже веков были популярны работы Анны Бригман из Америки и Пихие из Австрии. Оба фотохудожника увлекались ритмом линий и экспериментировали со световыми эффектами.
Появление этого течения в фотографии
Постимпрессионизм – это все, похожее на импрессионизм, но написанное после последней, Восьмой выставки импрессионистов?
Европейское искусство конца 19-го века было обогащено возникновением модернистского направления в живописи. Оно получило название «импрессионизм», поскольку основывалось на тончайших впечатлениях художника, образах и настроениях.
Вторая половина 19 века. Первая половина 19 века была эпохой реализма и импрессионизма, точнее постимпрессионизм который произвел фурор в мировом искусстве. Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. Творчество Мане вдохнуло новую жизнь во французское искусство 19 века и во многом определило основные пути дальнейших художественных исканий
На ранних этапах творческого пути Моне испытал влияние Мане, но потом сосредоточил всё внимание на передаче света и оттенков цвета, в чём был более последователен, чем другие импрессионисты. Писсарро был единственным художником, который участвовал во всех восьми выставках импрессионистов
Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 г. в Париже было выставлено 227 его работ. Влияние творчества Гогена на искусство 20 века бесспорно.
Большой прорыв
Когда современные художники начинали свою карьеру в мире искусства, мнение критиков, работающих в Салоне, было очень важным. Это была ежегодная выставка, которая ставила оценки и была свидетелем карьеры классических художников. Они поддерживали и предлагали искусство, которое уважает традиции и классические образцы.
Иногда кому-то удавалось прорваться сквозь жёсткую критику Салона, но для импрессионистов была закрыта дверь. Жюри подвергло критике отрывочные техники художников, пейзажные сюжеты или сцены, наблюдаемые в городской жизни парижан. 1874 год был переломным, группа Societe Anonyme des Artistes, основанная запрещёнными художниками, организовала собственную выставку Peintres.
Технология выполнения
Великое искусство импрессионизма является чисто инстинктивным и визуальным, но это видение зависит от света и его постоянных трансформаций.
Поэтому пейзаж подавляет все остальные темы и полностью исключает следующие из них:
- религиозные;
- мифологические;
- исторические.
Каждый живописец стремился запечатлеть очарование места в определённый день, час. Это желание побудило Моне действовать. Художник хотел доказать, что, разместив мольберт в одном и том же месте, но в разное время дня, он увидит постоянно меняющиеся формы.
Русские импрессионисты не хотели изображать формы и цвета, основанные на существующих знаниях. Они также отказались от контурного рисунка, отказались от геометрических перспектив, пространство и объём подчёркивались цветом — его интенсивностью и оттенком.
Кроме того, они убрали из палитры оттенки чёрного и серого, чисто белого, коричневого и «земляного». Они использовали кратко способ постимпрессионизма — только цвета, близкие к цветам солнечного спектра, то есть синий, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый. Они рисовали то, что видели, а не свои знания. Например, стиль земли может иметь фиолетовый, розовый, синий или оранжевый цвета в отличие от неоимпрессионизма.
Юрий Пименов
Совершенно неклассический, но все же импрессионизм развивался и в советское время, ярким представителем которого становится Юрий Иванович Пименов, пришедший к изображению «мимолетного впечатления в постельных тонах» после работы в стиле экспрессионизма. Одной из самых известных работ Пименова становится картина «Новая Москва» 1930х годов – светлая, теплая, будто написанная воздушными мазками Ренуара. Но в то же время сюжет этой работы совершенно не сочетается с одной из основных идей импрессионизма – отказа от использования социальных и политических тем. «Новая Москва» Пименова как раз великолепно отражает социальные изменения в жизни города, которые всегда вдохновляли художника. «Пименов любит Москву, ее новь, ее людей. Живописец щедро отдает это свое чувство зрителю», – пишет в 1973 году художник и исследователь Игорь Долгополов. И действительно, глядя на картины Юрия Ивановича, мы проникаемся любовью к советской жизни, новым кварталам, лирическим новосельям и урбанистике, запечатленным в технике импрессионизма.
Творчество Пименова еще раз доказывает, что у всего «русского», привезенного из других стран, свой особенный и уникальный путь развития. Так и французский импрессионизм в Российской империи и Советском Союзе вобрал в себя черты русского мировоззрения, национального характера и быта. Импрессионизм как способ передачи одного лишь восприятия действительности в чистом виде остался чужим для русского искусства, потому что каждая картина русских художников наполнена смыслом, осознанием, состоянием переменчивой русской души, а не просто мимолетным впечатлением. Поэтому уже в следующие выходные, когда Музей Русского Импрессионизма заново представит основную экспозицию москвичам и гостям столицы, каждый найдет что-то для себя среди чувственных портретов Серова, урбанистики Пименова и нетипичных для Кустодиева пейзажей.
Новая Москва
Лирическое новоселье, 1965
Костюмерная Большого театра, 1972
Раннее утро в Москве, 1961
Париж. Улица Сен-Доминик. 1958
Стюардесса, 1964
Клод Моне: «Впечатление. Восходящее солнце»
Полотно, с которого следует начинать разговор про лучшие картины импрессионистов. Клод Моне написал его в 1872 году с натуры в старом порту французского Гавра. Спустя два года картина впервые была продемонстрирована публике в бывшей мастерской французского художника и карикатуриста Надара. Эта выставка стала судьбоносной для мира искусства. Впечатленный (не в лучшем смысле) работой Моне, название которой на оригинальном языке звучит как «Impression, soleil levant», журналист Луи Леруа впервые ввел в оборот термин «импрессионизм», обозначив им новое направление в живописи.
Картина была украдена в 1985 г. вместе с работами О. Ренуара и Б. Моризо. Обнаружили ее спустя пять лет. В настоящее время «Впечатление. Восходящее солнце» принадлежит музею Мармоттан-Моне в Париже.
Добавлено описание картины «Бульвар Монмартр ночью» Камиля Писсарро
Игорь Грабарь
В разговоре о позднем русском импрессионизме нельзя не обратиться к творчеству великого деятеля искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, перенявшему многие техники французских живописцев второй половины XIX века благодаря своим многочисленным поездкам в Европу. Используя приемы классических импрессионистов, на своих картинах Грабарь изображает абсолютно русские пейзажные мотивы и бытовые сюжеты. Пока Моне рисует цветущие сады Живерни, а Дега – прекрасных балерин, Грабарь изображает теми же пастельными цветами суровую русскую зиму и деревенскую жизнь. Больше всего Грабарь любил изображать на своих полотнах иней и посвятил ему целую коллекцию произведений, состоящую из более ста маленьких разноцветных набросков, созданных в разное время суток и при разной погоде. Сложность работы над такими рисунками состояла в том, что краска застывала на морозе, поэтому работать приходилось быстро. Но именно это и позволяло художнику воссоздать «тот самый момент» и передать свое впечатление от него, что и является главной идеей классического импрессионизма. Часто стиль живописи Игоря Эммануиловича называют научным импрессионизмом, потому как он придавал большое значение свету и воздуху на полотнах и создал множество исследований о передачи цвета. Более того, именно ему мы обязаны хронологическим расположением картин в Третьяковской галерее, директором которой он был в 1920-1925 годах.
Березовая аллея, 1940
Зимний пейзаж, 1954
Иней, 1905
Груши на синей скатерти, 1915
Уголок усадьбы (Луч солнца), 1901
Истоки появления импрессионизма
В своем творчестве импрессионисты стремились дематериализовать природу и окружающий мир в соответствии с традициями романтизма, а также предпринимали попытку разделить субъективное и объективное, рациональное и чувственное. Такое противостояние возникло в связи с большим количеством противоречий эпохи – научно-технических, а также социально-политических. Выросли темпы индустриализации, повысилась урбанизация, начали появляться большие города, в которых был новый ритм жизни, что в результате привело к определенному кризису общественного сознания, «кризису культуры», а также разочарованию общества во многих философских концепциях.
Замечание 1
Большая часть исследователей полагают, что импрессионизм, а также специфика разнообразных способов воплощения его в произведениях искусства возникли в результате развития естественно-научной сферы и благодаря совокупности определенных социальных факторов. 19 век стал периодом, когда начало развиваться гносеологическое мышление, люди начали предпочитать умозрительность очевидности в отличие от прежней приверженности тенденциям реализма и позитивизма. Благодаря появлению новой формы мышления возникла необходимость и во взаимосвязях между тем, что является видимым и невидимым, наглядным и умозрительным, частным и общим.
Данный поворот в научном мышлении был революционным и сумел привести человечество к осознанию мирового единства, проявляющегося в видимом, невидимом, объективном и субъективном. Поэтому можно говорить о том, что зарождение импрессионизма началось в связи с желанием восстановить мировую целостность, отразить невидимое и видимое, а также преодолеть ограниченность эпохи реализма и позитивизма.
Импрессионизм в музыке
Наиболее ярким представителем стиля импрессионизма в музыке считают французских композиторов Клода Дебюсси (1862–1918) и Жозефф Морисс Равеля (1875–1937).
Их произведениям были присущи:
- разнообразие музыкальных инструментов;
- музыкальные произведения создают яркие образы в голове (как красочные мазки художников-импрессионистов);
- присутствие природы: благодаря уникальному тембру инструментов появляется живость, выразительность.
Для наглядности посмотрите воспроизведение сочинения для фортепиано Клода Дебюсси «Отражения на воде».
В сочинении слышны звуки природы: перелив воды, мерцание отражения окружающих объектов.
Естественный свет и яркое солнце
Отличия от постимпрессионизма, романтизма, модернизма и реализма
Его часто путают с другими направлениями в живописи, однако есть принципиальные различия между этими течениями. Постимпрессионизм появился уже после, и в начале также подвергался критике в творческих кругах. В отличие от импрессионистов, художники стали придавать значение не только красоте, но и содержанию. Живописцы старались совместить эстетическую составляющую и значение. Темы для картин становятся более возвышенными.
Основное отличие импрессионизма от романтизма — в сюжетах. Художники отвергали накал страстей, драмы в своих картинах. Они сконцентрировались на написании повседневных сюжетах
Импрессионисты старались «упростить» содержание, сосредотачивая свое внимание на красоте момента. Героями их картин выступали не прекрасные дамы или мятежные герои, а обычные люди
Без импрессионизма могло не быть модернизма. Во многом благодаря смелости французских художников второй половины XIX века появились новые направления в искусстве. Модернизм отличается от импрессионизма более радикальными художественными принципами. Если для Моне и других важнее всего красота и чистота красок, то для Пикассо и Дали важнее форма и передача эмоционального состояния художника.
Последователи реализма изображали на своих картинах действительность без прикрас. По их работам можно увидеть, как жили люди в определенную эпоху. Для реалистов главная задача — точное отражение действительности. Для импрессиониста важнее всего передать красоту и мимолетность действия. Они тоже рисовали обыденные сюжеты, но старались сделать свои картины более солнечными, уютными и эстетичными.
В каждом направлении можно заметить изыскания живописцев, чьи эксперименты повлияли на становление импрессионизма. Из поклонников романтизма выделяют Эжена Делакруа, в реализме — Густава Курбе. Молодые художники многое почерпнули в работах Жана-Батиста Камиля Коро, Эжена Будена, Йохана Бартольда Джонгкинда.
2. Завещание: констебль, Тернер, Буден
Что же касается воли, то импрессионисты не были первыми, кто пытался запечатлеть непосредственность и живость окружающих их пейзажей. Подстрекателей к такой скорости казни можно найти в Англии и на побережье Нормандии . В Англии художник Джон Констебл будет преследовать свою жажду непосредственности , создавая пейзажи как можно быстрее , чтобы запечатлеть огненные вспышки света на англосаксонском побережье. Он позаботится указать за каждой картиной дату и время ее реализации, зафиксировать энергию момента во времени.
В Онфлёре, на побережье Нормандии, художник и наставник Клода Моне, Эжен Буден , выполнит во многом ту же работу, написав многочисленные холсты в формате открыток, изображающие небо и его оттенки облаков. Он также отмечал свои достижения, указывая дату, время и направление ветра, считая, что явления, процветающие перед его глазами, никогда не появятся снова так, как в тот момент.
Эжен Буден, Сиэль 4 часа, восход , около 1848 года. Музей Мальро, Гавр.
Творческий процесс Эжена Будена окажет большое влияние на искусство Клода Моне , которого также очень вдохновит другой англичанин, Уильям Тернер, и его яркие пейзажи.
В Англии границы между академическим искусством и новыми техниками живописи не существует или, по крайней мере, намного легче, чем во Франции. Это объясняет, почему эти художники ( в частности, Констебль и Тернер ) смогли процветать в этом новом способе живописи, наслаждаясь успехом, позволяющим им жить и быть видимыми, особенно для французской публики, такой как будущие звезды того времени. : Моне , Ренуар , Дега или Писсарро .
Уильям Тернер, дождь, пар и скорость , 1844. Национальная галерея Лондона.
Импрессионизм в других видах искусства
В литературе отдельного течения не образовалось, но некоторое влияние можно заметить в символизме и натурализме. Наиболее ярким представителем второго стиля считается Эмиль Золя, вокруг которого группировались другие известные писатели того времени — Ги де Мопассан, Поль Алексис.
Импрессионизм в литературе выражался в субъективном впечатлении автора, его личных представлениях о реальности. В таких литературных произведениях практически отсутствует сюжет, а все действия продиктованы инстинктами. Импрессионистские черты проявляются и в творчестве поэтов. Главным поклонником нового течения был Афанасий Афанасьевич Фет, воспевавший в своих стихотворениях красоту окружающего мира.
Импрессионизм в музыке сформировался в конце XIX – начале XX века. Сильнее всего прослеживается в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Музыкальный импрессионизм во многом схож с художественным. Композиторы использовали приглушенные звуки, плавные переходы. Музыкальные импрессионисты стремились передать шум воды, дуновение ветра, солнечный свет в своих композициях.
В скульптуре это течение проявилось в виде свободной пластики форм, позволяющей создать удивительную композицию. Мастера пытались передать момент движения и развития. Импрессионизм нашел свое отражение и в фотографии. В объектив попадали случайные прохожие, люди в движении. Фотографы-импрессионисты отказались от позирования, четких образов.
Художественный стиль импрессионистов
В своих произведениях импрессионисты опирались на первичные чувственные образы, которые возникают при непосредственном восприятии какого-либо феномена или же процесса, происходящего в социуме или природе. Иначе говоря, творец в жанре импрессионизма пытается показать мир не таким, каким он его помнит, знает и понимает, а таким, какой он видит мир прямо сейчас, в данный конкретный момент.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Таким образом, каждое конкретное впечатление будет приобретать свою собственную ценность, самодовлеющий характер, который и будет отражаться в произведении.
История импрессионизма
Во второй половине 19 века во французском искусстве складывается критическая ситуация. Представители классической школы не приемлют новаторства молодых художников и не допускают их на Салон – единственную выставку, открывающую путь к заказчикам. Скандал разразился, когда молодой Эдуард Мане представил свою работу «Завтрак на траве». Картина вызвала негодование критики и публики, и художнику запретили ее выставлять. Поэтому Мане участвует в так называемом «Салоне отверженных» вместе с другими живописцами, которых не допустили к участию в выставке. Работа получила огромный резонанс, а вокруг Мане начал формироваться круг молодых художников. Они собирались в кафе, обсуждали проблемы современного искусства, спорили о новых формах. Появляется общество живописцев, которых назовут импрессионистами по имени одной из работ Клода Моне. В это сообщество входили Писсарро, Ренуар, Сезанн, Моне, Базиль, Дега. Первая выставка художников этого направления состоялась в 1874 году в Париже и закончилась, как и все последующие, провалом. Собственно импрессионизм в музыке и живописи охватывает период всего в 12 лет, с первой выставки до последней, состоявшейся в 1886 году. Позже направление начинает распадаться на новые течения, часть художников умирает. Но этот период совершил настоящий переворот в умах творцов и публики.
Французское искусство середины XIX века
XVIII-XIX веков Мишеля, во многом предвосхитившего их искания. Непосредственным предшественником барбизонцев был Камиль Коро (1796-1875). Более лирическим складом отмечено дарование Шарля Франсуа Добиньи (1817-1878). XIX века был Оноре Домье, картины которого отсутствуют в наших собраниях.
Импрессионизм — последнее крупное художественное течение в искусстве 19 века — зародился во Франции в 1860-х годах. Его название происходит от французского слова impression —- впечатление. Импрессионизм возник в недрах французского реалистического искусства. С середины 1880-х гг. импрессионизм изживает себя. Пленэр в пейзажах импрессионистов превращается в самоцель. Во второй половине XVIII века идейно-художественные принципы в архитектуре связываются с классическими идеалами античности. В 1920-е годы живопись Кончаловского смягчается, а начиная с 1930-х гг. все заметнее проявляются черты академического реализма. Кубизм течение модернизма. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1923 года (Женщины, бегущие по берегу, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Искусством Федотова завершается развитие живописи первой половины 19 в и переходит к новому этапу – искусство критического демократического реализма.
Итоги
Для импрессионизма и постимпрессионизма характерен целый ряд отличий и общих черт. При этом данные направления в живописи все же существенно отличаются. К характерным особенностям импрессионизма относят применение ярких красок, резкие мазки, точное отображение света. Также импрессионисты использовали необычные углы обзора и предметы из городской жизни.
В постимпрессионизме значительно больше внимания уделялось чувствам и эмоциям. К тому же это направление положило начало созданию множества других индивидуальных стилей художников. Среди них стоит выделить пуантилизм, японизм, синтетизм, примитивизм и многие другие. Каждое из этих направлений обладало своими уникальными особенностями.