Траектория
На первом этапе его работа отражает интерес к вопросам, связанным с объемом , пространством и напряжением . В — годах начал литье железа литейной техникой и разработал скульптурную концепцию зооморфных форм с использованием разрезов и складок. В году он начал работать с чугуном, позже используя стекло , смолу , свет и звуки .
С года он также посвятил себя созданию элементов и декораций для оперных и театральных постановок , в основном в сотрудничестве с компанией La Fura dels Baus . Он также выделяется как рисовальщик и гравер .
В 2008 году он создал скульптуру под названием «Альма дель Эбро» в Сарагосе ( Арагон ) по случаю проходившей там Международной водной выставки . Эта скульптура высотой 11 метров расположена перед Дворцом конгрессов, на берегу реки Эбро . Буквы обозначают клетки человеческого тела, которые состоят более чем на 60% из воды. Его белые буквы и полая структура приглашают зрителя заглянуть внутрь и задуматься об отношениях между людьми и водой.
В декабре 2012 года он был выбран лауреатом Национальной премии в области графического искусства 2013 года, присуждаемой Национальной халькографией и признающей карьеру художника в области графического искусства.
В 2012 году он сделал плакат для Fiestas de la Mercè в Барселоне.
Биография
Творческая деятельность В.Я. Грачева началась с того, что в детском возрасте его отдали на обучение к специалисту по чеканке В. Андрееву. Учеба проходила в Санкт-Петербурге и продолжалась шесть лет. Позже Грачев поступил к мастерам по серебру, в числе которых был И.С. Сазиков. Однако в процессе обработки металлов Грачев заинтересовался скульптурой и решил учиться этому ремеслу самостоятельно.
Свои модели скульптор создавал из воска для таких известных фигур, как К.Ф. Верфель или И.П. Хлебников. Он также работал чеканщиком на ювелирных фабриках П.А. Овчинникова, И.С. Сазикова, В.И. Сафронова и ряда других известных в стране фабрикантов. Именно под клеймами этих фабрик и выпускалась большая часть работ Грачева, отлитых в бронзовые или серебряные скульптуры.
В возрасте 54-х лет Грачев сумел достаточно встать на ноги и прославиться, чтобы открыть собственную мастерскую. В разные годы он неоднократно представлял свои работы на различных выставках и возвращался оттуда с заслуженными наградами. Так, за скульптурную работу «На водопое» мастера наградили серебряной медалью Санкт-Петербурга.
Скульптура «На водопое». В.Я. Грачев. Санкт-Петербург. 1885 г.
Разносторонний художник
Он неоднократно сотрудничал с Оперой Гарнье . В 2007 году он сшил костюмы и создал декорации для Шато де Барбель» Белы Бартока и Дневника исчезнувшего» Леоша Яначека . В 2003 году он создал декорации и костюмы для «Волшебной флейты» Моцарта для Оперы-Бастилии и театра Реал де Мадрид. Он также разработал декорации к «Стенам одиночества» Тахара Бен Джеллоуна для театра Метастазио-Фаббриконе в Италии. В 1999 году он создал декорации и костюмы для «Проклятия Фауста » Гектора Берлиоза в Зальцбурге в Австрии и для Бохума в Германии. В 1997 году он создал декорации и костюмы для «Мученика святого Себастьяна» Клода Дебюсси для Оперного театра в Риме. В 1996 году он работал над декорациями и костюмами для L’Atlantide Мануэля де Фальи , поставленного на фестивале в Гранаде.
На выставке «Душа слов» на Антибах в 2010 году представлен 91 рисунок, сделанный в период с 1998 по 2009 год. Он использует смешанные техники для рисования, не стесняясь одновременно обращаться с карандашом, фотографией, аэрозольными красками, вощением и для создания эффектов рельефа. Некоторые конструкции имеют необычные размеры — до двух метров в высоту и шести метров в ширину. Когда он рисует на бумаге, художник оказывается больше писателем, чем дизайнером, потому что он больше пишет, чем рисует. Именно об этой связи между тем, что написано, и тем, что изображено, художник хочет заставить нас задуматься. Например, он часто делает черно-белую фотографию лица, иногда растягивает его и частично покрывает темными полосами, на которых он пишет буквы заглавными буквами. Серия «Лица 2008» состоит из лиц со всего мира, что связывает их с основными статьями Декларации прав человека. Отдельное слово можно начертать на рту или на лбу. Цитата из Шекспира отмечена на увеличенной эротической фотографии, найденной на улицах Японии.
Работает
Среди работ Пленсы — фонтан Короны в Миллениум-парке в Чикаго, штат Иллинойс , который открылся в июле 2004 года. Фонтан состоит из отражающего бассейна черного гранита, помещенного между парой башен из стеклянного кирпича . Башни 50 футов (15 м) в высоту, и они используют светодиоды (светодиоды) для отображения цифрового видео на внутренних поверхностях. Летом 2007 года он участвовал в Chicago Public Art экспоната, Прохладный Глобусы: Горячие идеи для Cooler планеты .
Другой Plensa кусок Blake в Гейтсхеде на северо — востоке Англии, лазерный луч , что в особых случаях светит высоко в ночном небе над Гейтсхеде «s Балтийского центра современного искусства .
В 2007 году, работая в тесном сотрудничестве с группой местных бывших шахтеров, ему также было поручено создать новую работу на знаменитом месте бывшей шахты недалеко от Сент-Хеленса, Мерсисайд , в рамках проекта Big Art Project, крупнейшего национального паблик-арта. Инициатива связана с каналом 4 . Открытый весной 2009 года, Dream представляет собой вытянутую белую конструкцию высотой 20 метров (66 футов) и весом 500 тонн, которая была вырезана так, чтобы напоминать голову и шею молодой женщины с закрытыми глазами во время медитации. Структура покрыта сверкающим белым испанским доломитом , в отличие от угля, который здесь добывали.
16 июня 2008 года скульптура Plensa о подслушивающих стеклах под названием Дыхания была посвящена действующим Президентом Генерального секретаря Организацией Объединенных Наций , Пан Ги Муна , как мемориал журналистов , погибших во время проведения своей работы. Скульптура из стали и стекла находится в новом крыле Broadcasting House в Лондоне. Каждый вечер в 22:00 по Гринвичу от скульптуры будет проецироваться луч света, простирающийся на 1 км в небо на 30 минут, что совпадает с сообщением BBC News в 10 часов .
В 2010 году « Алхимик Пленсы» был установлен перед Студенческим центром Стрэттона, напротив главного входа в Массачусетский технологический институт в Кембридже, штат Массачусетс . Это большая фигура с полым сидением, похожая на другие современные фигуры Plensa, за исключением того, что она состоит из цифр и математических символов , чтобы отдать дань уважения традиционному обучению и исследованиям MIT в области STEM . Скульптура была подарена анонимно по случаю 150-летия Массачусетского технологического института .
Эль-альма-дель-Эбро был создан для Международной выставки в Сарагосе , тема которой — «Вода и устойчивое развитие». Его высота одиннадцать метров, а скульптурные буквы представляют собой клетки человеческого тела, которые на 60% состоят из воды. Его белые буквы и полая структура приглашают зрителя заглянуть внутрь и задуматься о взаимоотношениях между людьми и водой. Аналогичная скульптура под названием « Душа Сингапура» (2011 г.) была установлена перед Финансовым центром Ocean в Сингапуре. И произведение ансамбля под названием I, You, She, He … с тремя фигурами, составленными из букв, каждая из которых сидит на больших плоских валунах, можно увидеть в Садах Фредерика Мейера и Парке скульптур в Гранд-Рапидс, штат Мичиган .
С мая по середину августа 2011 года работа Echo была выставлена в парке Мэдисон-сквер на Манхэттене .
В ноябре 2012 года Художественная галерея Олбрайт-Нокс в Буффало, штат Нью-Йорк, представила 32-тонную скульптуру Пленсы по имени Лаура . Скульптура высотой 20 футов (6,1 м) состоит из 20 массивных кусков мрамора с юга Испании.
В 2013 году Plensa установили скульптуру под названием Ainsa I у входа в Olin Business School из Вашингтонского университета в Сент — Луисе .
В 2017 году Love был установлен во фризском городе Леуварден , Нидерланды , поскольку в 2018 году этот город был культурным столицей Европы .
В 2020 году Dreaming был установлен за пределами центра Ричмонд-Аделаида в Торонто . Также в 2020 году Behind the Walls был установлен возле Художественного музея Мичиганского университета .
Water’s Soul (2021) находится вдоль набережной реки Гудзон в районе Ньюпорта в Джерси-Сити .
Эра пластицена
За свою столетнюю историю пластик проделал путь от супергероя до главного злодея современности: если в начале XX века в нем видели способ защитить от насильственной смерти слонов и черепах, то сегодня мы знаем, что он является одним из основных виновников экологического кризиса.
Податливый материал, способный принять любую форму, в конечном итоге стал причиной природной трансформации. Каждый год всё больше рыб и птиц погибают, по ошибке проглотив пластиковый мусор. В воде и почве эксперты всё чаще находят частицы микропластика, которые могут оказаться переносчиками опасных микроорганизмов и токсичных веществ, а также вывести из строя пищеварительную систему и печень у животных. Некоторые химикаты, используемые при производстве синтетических полимеров, способны вмешиваться в работу эндокринной и репродуктивной систем, порой приводя к серьезным гормональным перестройкам в организме. В частности, бисфенол А печально известен тем, что может привести к бесплодию. Хуже всего, что мы даже не способны оценить все последствия влияния пластиков на здоровье. На нашей планете нет ни одного человека, не подвергшегося воздействию пластиков, поэтому невозможно сформировать контрольную группу для полноценного исследования. Указывая на повсеместность и опасность материала, географ Макс Либойрон его с миазмами или вирусом.
Иногда обломки пластика мимикрируют под элементы природного ландшафта, образуя причудливые гибриды с натуральными материалами — деревом, песком, лавой, металлом или кораллами. Для подобных странных окаменелостей геологи придумали термин пластигломерат
Ряд ученых даже предлагает дать нашей геологической эпохе новое имя и назвать ее пластиценом, чтобы обратить внимание на масштаб экологической проблемы как в пространственном, так и во временном отношении. Пластиковая посуда, которую мы называем одноразовой, способна «прожить» на планете сотни лет, или пять человеческих жизней
Некоторые синтетические полимеры разлагаются еще дольше.
Полимеры
Пластик, который известен нам сегодня, воспринимается как нечто чужеродное природе и угрожающее стабильности экосистем. Однако вплоть до конца XIX века этот термин еще не был связан с лабораторными экспериментами и промышленным производством: раньше под пластиком понимали материалы природного происхождения, обладавшие пластичностью.
В природе существуют тысячи различных полимеров. Пожалуй, наиболее известный и распространенный из них — целлюлоза, содержащаяся в деревьях и растениях. Благодаря ей появился и первый в истории пластик, созданный в лаборатории: в 1855 году английский изобретатель Александр Паркс добавил к целлюлозе азотную кислоту и растворитель и получил твердый, прозрачный и гибкий материал — целлулоид. Правда, Парксу так и не удалось найти подходящий растворитель, который позволил бы при нагревании придавать материалу любую форму. Несколько лет спустя эту задачу решил американец Джон Уэсли Хайятт, использовав камфору. Целлулоиду мы обязаны расцветом кинематографа и фотографического искусства. В настоящее время этот материал почти не используется — он легко воспламеняется, а его производство — дорогостоящее и сложное.
Бильярдные шары из бакелита, 1920-е. Источник
С позиции сегодняшнего дня такой факт может прозвучать странно, однако производители первого пластика считали, что этот материал спасет природу от разрушительных действий человека. Хайятт и его брат основали лабораторию, вдохновившись рекламным объявлением в The New York Times: создателю нового материала для бильярдных шаров обещали в награду 10 000 долларов. В то время в США игра в бильярд была на пике популярности, что привело к колоссальному спросу на слоновую кость, из которой тогда делали шары. Слоновая кость дорогая и редкая, поэтому производители бильярда отчаянно искали ей адекватную замену. Когда на промышленной сцене наконец появился целлулоид, его стали рекламировать как материал, спасший от смерти тысячи слонов и черепах.
Панцирь черепахи, рога животных и ракушки принадлежали к числу пластичных природных материалов, которыми человек пользовался с древнейших времен. Ученые считают, что еще доколумбовы цивилизации умели изготавливать вещи из натуральных полимеров. Первое же документальное свидетельство о создании пластика из черепашьего панциря относится к 1284 году.
Приложения
Библиография
- Лоранд Хеги , Рафаэль Аргуллол , Катрин Милле , Жауме Пленса , кот. опыт Музей современного искусства Saint-Étienne Métropole , 2017 ( ISBN 978-2-95501-862-0 )
- Жан Фремон , Истинный портрет , Магазин, 2017 ( ISBN 978-2-85194-987-5 )
- Жауме Пленса, Тайное сердце , Галерея Лелонг, 2016 ( ISBN 978-2-86882-122-5 )
-
Среди снов , 2013 ( ISBN )
- Жан Фремон , лилипут , 2013 ( ISBN )
- Альберто Мангель , Жауме Пленса, Силуэты , 2012 г. ( ISBN )
- Восемь поэтов в Бамберге , 2012 г. ( ISBN )
- Plensa, оттиски и мультипликационные книги на бумаге , 2012 г. ( ISBN )
- Парк скульптур Йоркшира , 2011 г. ( ISBN 978-1-871480-86-3 )
- Жан-Луи Андраль , Душа слов , 2010 ( ISBN 978-2-916373-25-6 )
- Жан Луи Андрал , Номад , 2008 г. ( ISBN )
- Кейт Патрик , Фонтан короны , 2008 ( ISBN )
- Жауме Пленса , 2007 ( ISBN 978-84-482-4794-2 )
- Жауме Пленса , 2006 ( ISBN 978-2-86882-076-1 )
- Жан Фремон , Дорис фон Дратен , Косме де Баранано , Одна душа, два тела, три тени , 2006 ( ISBN 2-86882-076-X )
- Опера, Teatro y Amigos , 2005 г. ( ISBN )
- Карстен Аренс , Жауме Пленса , 2003 ( ISBN )
Внешние ссылки
О других проектах Викимедиа:
Жауме Пленса , на Викискладе?
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Ресурсы изобразительного искусства :
Лауреаты премии Веласкеса |
---|
Рамон Гайя (2002) · Антони Тапиес (2003) · Пабло Паласуэло (2004) · Хуан Сориано (2005) · Антонио Лопес Гарсия (2006) · Луис Гордилло (2007) · Сильдо Мейрелеш (2008) · Антони Мунтадас (2009) · Дорис Сальседо (2010) · Артур Баррио (2011) · Жауме Пленса (2013) · Эстер Феррер (2014) · Исидоро Валькарсель Медина (2015) · Марта Минухин (2016) · Конча Херес (2017) |
- Скульптурный портал
- Портал гравюры и эстампов
- Портал современного искусства
- Портал Испании
Тема и техника художника
Художник-кочевник, он рассматривает произведение искусства как «звено внутри сообщества, группы людей». По его словам, «в произведении искусства нет ничего статичного». Он выставлялся в Дюссельдорфе, Иерусалиме (Bridge flight 1998), Чикаго, Хьюстоне или Сарагосе, Лондон.
Сегодня его любимые темы — это изображение разнообразия человеческих фигур и языков, объединяющих людей. По сути, Пленсу интересуют отношения между словом и человеческим телом. Разве в законе не указано, что свиток Торы, поврежденный огнем, должен быть кремирован на общинном кладбище со всеми обычными церемониями. Одна из неизменных идей Пленсы — представить язык не только как средство передачи смысла, но и как оболочку материи, энергии и бытия.
Язык больше не имеет функции передачи интеллектуального сообщения, а просто используется как набор букв. Эти несвязанные буквы не имеют формы, смысла и пока ничего не исправляют. Жауме Пленса утверждает, что «текст — это территория». Эта нулевая точка на лингвистическом уровне позволяет нам увидеть множество возможностей. Этот буквенный материал можно сравнить с растущим клеточным организмом. Истинное живое существо, оно укрепляется в космосе и отбрасывает там свою тень. Как будто эта языковая энергия создала человека. Более того, одна из любимых тем Жауме Пленсы — это существование души.
Его сырье не из материалов традиционного скульптора. Камню или бронзе он предпочитает стекло, смолу, алебастр, свет, звук, воду, цифровые изображения и язык.
Для Жауме Пленсы «скульптура игнорирует вымысел. Дело не в материалах, а в эмоциях. Дело не в объеме или пространстве, а во времени. »
Пластик в искусстве и дизайне
Если на первых порах пластик ценили за его сущность хамелеона — способность принимать облик дерева, каучука, слоновой кости или драгоценного камня, то в послевоенные годы дизайнеры мебели и архитекторы с охотой взялись за создание вещей, вдохновленных свойствами нового материала. Пластик позволял создавать обтекаемые трехмерные формы и закругленные углы, а с помощью синтетических красителей нового поколения можно было получить неоновые цвета, не существовавшие в природе.
Может быть интересно
Пожалуй, любимым предметом для экспериментов среди промышленных дизайнеров стал стул. В 1950-е и 1960-е было создано несколько необычных моделей, которые впоследствии приобрели статус культовых. В 1964 году американская фирма Kartell продемонстрировала первый в мире стул, сделанный целиком из пластика, — K1340, придуманный для детей. Три года спустя та же фирма представила модель Universale — стулья были доступны в нескольких цветах, и их можно было легко поставить один на другой, чтобы они не занимали много места в помещении. Карен Кнорр и братья Имз ввели моду на плавные формы, повторяющие изгибы тела. Вернер Пантон довел эту идею до логического завершения, создав в 1967 году свой знаменитый стул Panton — легкий и водонепроницаемый, пригодный для использования как на улице, так и в интерьере. Вдоволь наигравшись с минималистичными силуэтами, дизайнеры перешли к более экстравагантным решениям. Например, Гаэтано Пеше в конце 1960-х разработал линейку мягкой мебели UP, выполненную из полиуретановой пены. Кресла и пуфики выглядели вздутыми и громко заявляли о своей причастности к поп-арту. Примерно в то же время Ээро Аарнио выпустил сферообразные модели Ball, Bubble и Pastil, а Квазар Кхан представил коллекцию надувной мебели.
Стул K1340 фирмы Kartell. Источник
Синтетические материалы еще в начале XX века привлекли внимание художников, находившихся под влиянием модернистских идей, в особенности сторонников футуризма. С большой охотой с пластиком экспериментировал русский скульптор Наум Габо
Его первое произведение из целлулоида было создано в 1916 году. Габо ценил новый материал не только за легкий вес и пластичность, но и за оптические эффекты, которых можно было добиться при наложении или трансформации пластика. Правда, целлулоид был довольно хрупким, поэтому ранние абстрактные скульптуры автора до наших дней не дошли. Исследуя свойства материала, Габо создавал многочисленные копии и вариации своих работ. Так, художник сделал 26 вариантов «Линейной конструкции в космосе № 2» и 17 вариантов «Линейной конструкции в космосе № 1». В середине 1930-х Наум Габо перешел на работу с плексигласом, сумев раздобыть новый вид полимера еще до его официального появления на рынке. В 1942 году скульптор открыл для себя нейлон, который с тех пор стал постоянно использовать в своих произведениях.
«Конструкция в космосе», Наум Габо, 1938. Пластик и хрусталь. Источник
Если для Габо синтетические полимеры ассоциировались с будущим и технологическим прогрессом, то в случае итальянца Альберто Бурри пластик превратился в напоминание о травматичном опыте. Во время Второй мировой войны Бурри служил военным медиком, попал в плен и был отправлен в Техас. Оказавшись в лагере, он впервые заинтересовался художественной практикой. Для своих первых экспериментов начинающий художник мог использовать только подручные материалы — мешковину, каменноугольную смолу и машинное топливо. После войны Бурри решил не возвращаться к медицине и посвятил свою жизнь искусству. Использование индустриальных материалов стало визитной карточкой мастера. Наибольшую известность художнику принесла серия The Plastiche (1960-е), для создания которой он поджигал и плавил различные виды пластика.
История паблик-арта
Паблик-арт появился в России вместе с приходом советской власти. В 1920–1930-е годы городскую скульптуру активно использовали в качестве политической и социальной пропаганды. Тогда памятники были отображением идеала советского человека, к которому можно и нужно стремиться.
Фото: Wikimedia Commons
Фото: Wikimedia Commons
В разных городах стали появляться многочисленные скульптуры пионеров, спортсменов и партийных деятелей. Несмотря на серийность, параллельно с этим создавались настоящие произведения искусства. «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной и Бориса Иофана 1937 года — это пример агитационного паблик-арта, который был идеологически верным для своего времени с точки зрения государства.
Фото: Wikimedia Commons
Фото: Denis Esakov / Wikimedia Commons
Своего расцвета паблик-арт достиг в период модернизма в 1960–1970-е годы. Художников и скульпторов часто приглашали для работы над проектами государственных и спортивных сооружений, жилых и общественных зданий. Тематически их произведения продолжали подчиняться плану монументальной пропаганды, но среди жанровых сцен можно было найти абстрактные панно, мозаики и архитектурные композиции.
В этот период в университетах открывались художественные кафедры, строились мастерские, при комбинатах организовывались худсоветы, а главное — формировалось больше госзаказов. Благодаря этому география произведений получилась широкой и охватила всю территорию СССР.
Фото: Alexander Denisenko / Shutterstock
Фото: Alexander Denisenko / Shutterstock
Среди самых необычных и интересных примеров паблик-арта того периода — проекты детских площадок. Они украшали площади и переносили ребёнка в сказочный мир, но проектировались по всё тем же канонам монументального искусства. Яркий образец — бассейн в пансионате «Адлер», оформленный скульптурами и украшенный мозаикой авторства Зураба Церетели.
Бакелит
История пластика, который считается праотцом современных синтетических полимеров, — бакелита — также началась с поиска замены для природного компонента. Если сейчас шеллак ассоциируется преимущественно с накладными ногтями и маникюром, то в начале XX века его ценили за изоляционные свойства, поэтому он был востребован в сфере энергетики. Электрификация шла полным ходом, а значит, смола, выделяемая тропическими насекомыми, требовалась в большом количестве. Как раз в этот момент бельгиец Лео Бэкланд заинтересовался пластичностью шеллака и решил попробовать создать его искусственный аналог. Благо в 1899 году химик заработал солидную сумму, продав американской компании технологию придуманной им фотобумаги. На эти деньги Бэкланд обустроил лабораторию в собственном доме, где принялся за эксперименты с полимерами. Удачу ему принесла реакция между фенолом, полученным из каменноугольной смолы, и формальдегидом в присутствии катализатора. После нескольких опытов с разными добавками в 1909 году Бэкланд наконец сумел получить первый синтетический реактопласт — пластик, который не размягчался при высокой температуре. Материал назвали в честь изобретателя — бакелитом.
Может быть интересно
Синтетический пластик ожидал громкий коммерческий успех. Благодаря своему малому весу и высокой прочности материал мгновенно полюбился владельцам промышленных предприятий. Рекламный слоган гласил, что бакелит пригоден для тысячи целей. И это не было преувеличением: к 1944 году из него изготавливали около 15 тысяч различных товаров. В какой-то момент его даже применяли для производства гробов и тренировочного медицинского оборудования. Пластик пригодился и для замены древесины при изготовлении радиоприемников, что значительно упростило процесс сборки и помогло снизить цену на товар — за счет чего радио появилось практически в каждом американском доме.
Популярность многогранный материал быстро получил и среди дизайнеров: в 1920-е годы витрины магазинов заполнила бижутерия из бакелита, а вскоре модный пластик появился и на подиумах, в том числе на показах знаменитых Коко Шанель и Эльзы Скиапарелли. Желтоватый и полупрозрачный бакелит напоминал янтарь, а при добавлении красителей мог сыграть роль и какого-нибудь драгоценного камня. Вот только цветовая палитра оказалась ограниченной: материал был довольно хрупким, и для прочности в него добавляли целлюлозу или древесные опилки. Из-за наполнителей цвет выходил тусклый и мутный. Поэтому на модном пьедестале бакелит продержался недолго, уступив место более современным пластикам.
биография
Душа Эбро , монументальная скульптура Жауме Пленсы в Сарагосе .
Жауме Пленса родился 23 августа 1955 г.в Барселоне . Там он изучал искусство в школе Llotja , затем работал в Фонде Генри Мура и в мастерской Колдера в Саше.
После классического обучения работе с бронзой, чугуном и кованым железом, он включил в свою работу различные предметы, в том числе утилизированные, прежде чем вернуться к гораздо более классической технике.
Затем он отказался от фигурации, чтобы работать только с формами и объемами, и ввел технологические материалы или устройства, в основном для того, чтобы добавить света или противопоставления между прозрачностью и непрозрачностью.
Наконец, сохранив это приобретенное знание и это ноу-хау, он отказывается от абстракции и возвращается к фигурации, которую он постепенно вводит заново, чтобы породить смысловые игры с выбранными им осветительными приборами.
Клейма В.Я. Грачева
Многие работы Грачева были выполнены без постановки клейма, из-за чего они могут быть причислены к другим авторам. Еще одной причиной неопределенности является вынужденная работа известных российских скульпторов под псевдонимами, связанная с тем, что заключенный с конкретной фабрикой контракт запрещал им работать с другими заводами. Существует версия, что Грачев выпускал ряд работ под псевдонимом Н.З. Таврилова.
Как было сказано выше, скульптор работал на известных литейных фабриках того периода, поэтому большинство его работ помечено клеймами этих заведений.
Так, на работах Грачева часто встречается клеймо завода Верфеля. Обычно в таком клейме отмечали название самого завода и город Санкт-Петербург.
Так как работы предназначались не только для использования внутри страны, но и на экспорт, у этого клейма была и иностранная трактовка: «FABR.C.F.WOERFEL. S.T. PETERSBOURG.».
Ряд работ сопровождается круглым клеймом с надписью «ОТЪ МФ НА 10 ЛЪТЪ» и датой внутри круга. Оно представляло собой патентное клеймо, выданное Министерством Финансов России конкретной фабрике, например, К.Ф. Верфеля, и позволяющее выпускать определенные скульптуры в течение десяти лет. Внутри клейма обозначали дату изготовления.
На ряде работ также указана и фамилия скульптора, которую ставили рядом с клеймом литейщика. Обычно это была надпись: «ЛЪП.ГРАЧЕВЪ».
Будущее паблик-арта в России и основные тенденции
Когда неподготовленная публика негативно реагирует на то или иное произведение, это не говорит о намеренной провокации. Любое искусство так или иначе — это провокация. Оно вызывает нас на диалог, приглашает к разговору или исследованию, получению нового знания и эмоционального опыта, к которому готовы не все или не сразу.
Фото: Wikimedia Commons
Например, инициаторы установки «Большой глины №4» Урса Фишера не стремились к провокации, но понимали, что скульптура не будет принята всеми. Огромное количество людей включилось в обсуждение, а кто-то впервые узнал о художнике и, возможно, углубился в его работу, а затем продолжил изучение паблик-арта. Проект из провокационного превратился в просветительский. И в этом главная сила искусства, изучая которое, мы познаём себя.
При этом заказчиком паблик-арта может быть любой, кто готов профинансировать проект. Его используют в оформлении городских площадей, для оживления выходящих на улицы фасадов, его приобретают частные компании для офисных центров или девелоперы, чтобы установить на закрытых территориях своих жилых комплексов.
Фото: Роман Ермаков. «Стабильная композиция», 2021 г., на выставке «Красный сад» / галерея «ГУМ-Red-Line», Красная площадь / фотограф — Ольга Алексеенко / из корпоративной коллекции «ИНТЕКО»
Фото: Роман Ермаков «Стабильная композиция», 2021 на выставке «Красный сад» / Галерея ГУМ-RedLin, Красная Плащадь / фотограф — Ольга Алексеенко / из корпоративной коллекции «ИНТЕКО»
Винил
PVC, или винил, входит в тройку самых востребованных пластиков. В современной культуре винил чаще всего ассоциируется с музыкальными пластинками, а в начале XX века из него делали мячи для гольфа и каблуки. Как и бакелит, PVC оставил след в истории моды — например, его охотно использовали в своих коллекциях дизайнеры-провокаторы Пако Рабан и Пьер Карден. Блестящий, прочный и водонепроницаемый материал идеально подходил для нарядов по мотивам космических и киберутопий.
Джейн Фонда в роли Барбареллы, 1968. Костюм выполнен из PVC по эскизам Пако Рабана. Автор фото: Дэвид Херн. Источник
PVC — один из старейших пластиков, ценность которого изобретатели поняли далеко не сразу. Винил как минимум дважды открывали в XIX веке: первый раз — французский физик и химик Анри Виктор Реньо в 1838 году, второй — немецкий ученый Герман Бауман в 1872-м. В обоих случаях полимер получился в результате воздействия солнечного света на газ винил хлорид. Однако с полученным твердым материалом было сложно работать, и его первооткрыватели махнули на винил рукой. Наконец, в 1913 году немецкий изобретатель Фридрих Август Клатте запатентовал новое вещество. Тем не менее впервые промышленное применение материал нашел только в 1920-е в США, когда по заказу компании BFGoodrich ученый Валдо Семон занялся разработкой искусственной резины. Из-за рецессии эксперимент едва не провалился, но Семону пришла в голову идея использовать PVC в качестве водоотталкивающего покрытия для тканей, благодаря чему было налажено промышленное производство винила. С началом Второй мировой войны востребованность материала возросла: он пригодился в качестве изоляционной прокладки на военных судах.