Художник-модернист альфонс муха: биография и творчество, описание шедевров

Живопись

Одна из выпущенных графиком афиш сделала его знаменитым. Художнику сделала заказ великолепная французская актриса Сара Бернар. Альфонс создал афишу к спектаклю «Жисмонда». Артистка пребывала в таком восхищении, что рекомендовала его в качестве декоратора администрации театра «Ренессанс», и с этого момента поток заказов не иссякал.

Плакат Альфонса Мухи с Сарой Бернар в роли Жисмонды / Art Renewal Center

Помимо плакатов, афиш и вывесок, Муха писал картины. В этот период он получил возможность организовывать собственные выставки. Первая состоялась в 1897 году. Для Бернар Муха впоследствии создал ряд афиш к постановкам «Дама с камелиями», «Тоска», «Гамлет», «Медея» и т. д. Он сотрудничал с изданиями «Фигаро», «Народная жизнь», «Парижская жизнь».

Муха провел ряд вернисажей в Париже и Европе, пользуясь растущей популярностью. В 1898-м он свел знакомство с Жоржем Фуке, наследником ювелира. Результатом их дружбы стала созданная совместно коллекция ювелирных изделий. Успех оказался оглушительным, и Фуке заказал Мухе оформление фасада собственного дома, а также создание интерьера для магазина.

В 1910-м Муха вновь приехал в Чехию. Здесь он решил воплотить свою большую мечту и начал работу над циклом картин «Славянская эпопея». В тот период художник побывал в Москве и Петербурге, которые навеяли вдохновение для создания так называемых русских полотен серии. Работа над произведениями заняла 18 лет и была окончена в 1928 году. Параллельно Муха трудился и над заказами.

Автор передал в дар чешскому народу 20 картин об истории славян. В Праге не нашлось места, где можно было бы хранить такие масштабные полотна. Их хранили во Дворце ярмарок, затем в одном из замков, лишь в 1963 году картины были выставлены на всеобщее обозрение. Проект был одной из главных творческих задумок Альфонса Мухи, но его произведения «Драгоценные камни», «Зодиак» и другие оказались не менее востребованными и любимыми публикой.

Календарь «Зодиак» в оформлении Альфонса Мухи / MasterPiece Art

В 1918-м, после образования республики Чехословакия, правительство обратилось к художнику за созданием дизайна денежных купюр, марок, государственного герба и бланков официальных документов. Кроме того, в эти годы Муха создал эскиз витража для собора Святого Вита в Праге.

Муха посвятил всю свою жизнь творчеству. Работы автора пропитаны романтикой и мечтательностью. Его героини похожи на нимф, которых зритель застал в момент неги или кокетства. Работы графика долгое время оставались востребованными, но после 1930-х годов популярность художника пошла на спад. Эпоха диктовала иные идеалы. К началу Второй мировой войны живописец попал в опалу Третьего рейха, был внесен в список врагов и заключен в тюрьму как подозреваемый в антифашистской и националистической деятельности.

Оскар Рабин в Париже

Рабин оказался в Париже уже в зрелом возрасте, сформировавшимся художником. И на шестом десятке лет, не имея средств, он должен был начинать новую жизнь, искать свое место в новой стране. И это было сложно.

До конца своих дней он ощущал себя советским художником, хоть и считал Париж своим домом (даже после возвращения ему гражданства в 1990 году). Часто даже в домах на Монмартре он видел сходство с бараками, в которых прошла его молодость и которые давно существовали только в его памяти. Он продолжал хранить и писать эту память. Про жизнь во Франции он говорил, что не ощущал ее так остро, как жизнь в оставленном им СССР. И хотя в Париже никто не мешал ему свободно творить (у Оскара Рабина была своя мастерская), художник так и не стал частью французского арт-мира. С одной стороны, он никогда не гнался за успехом и «нужными связями», а с другой – не всегда принимал и часто жестко критиковал современное западное искусство. Именно поэтому Рабин держался несколько особняком, оставаясь легендой прежде всего для художественного мира в России. 

Выставляться ему вначале помогали его прежние друзья и те же иностранные журналисты и коллекционеры, которые навещали его барак в Лианозово. Первая персональная выставка работ Оскара Рабина состоялась в 1965 году в Grosvenor Gallery в Лондоне благодаря участию британского знатока современного искусства Эрика Эсторика. Затем, уже после эмиграции, последовали выставки во Франции, Швейцарии, Австрии, США. После распада СССР выставки Рабина прошли в Русском музее, в ГМИИ имени А. С. Пушкина, в Третьяковской галерее.В 2005 году он удостоилсяпремии «Инновация» в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства». А в 2013 году стал действительным членом Российской Академии художеств. Несмотря на растущую известность, Оскар Рабин продолжал оставаться тихим, скромным, интеллигентным и доброжелательным человеком. Многие из тех, кто с ним общался, отмечали, что он никогда не отступал от своих принципов, избегая зла, подлости и лжи.

ВПариже Оскар Рабин пережил самоубийство сына Александра (тоже художника), выбросившегося из окна в возрасте 42 лет в 1994 году. А через 14 лет – неизлечимуюболезнь и смерть любимой жены Валентины Кропивницкой. Но он всегда оставался благодарен Франции за дарованную ему свободу творчества, оставаясь верным себе и своему призванию. Рабин был реалистом, не тешившим себя иллюзиями, но это не лишало его человечности. В парижских картинах Оскара Рабина читается грусть, легкая ирония и надежда. Он продолжал писать картины и выставлять их вплоть до самой смерти. Творчество было тем воздухом, которым он дышал.

Немного из биографии художника-горбуна

Виктор Борисов-Мусатов — русский художник 19 века.

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове в 1870 году в семье железнодорожного служащего Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Мальчик унаследовал от отца, редкое отчество. А имя деда по отцовской линии — Бориса Александровича будущий художник впоследствии присоединил сам в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.

В.Э. Борисов-Мусатов. Автопортрет.

И так уж случилось, что в возрасте трёх лет маленький Витя очень неудачно упал с высокой скамьи и получил тяжелую травму позвоночника. Этот ушиб вызвал хронический воспалительный процесс, вследствие которого у мальчугана начал расти горб. Родители болезненно переживали постигшее несчастье и старались сделать все от них зависящее, чтобы вылечить сына. Но, ни в Москве, ни в Петербурге, куда отец возил мальчика, ничем не смогли помочь, и Виктор остался на всю жизнь «с прекрасной, гордо взнесенной головой и горбатым туловищем»,— по словам одного из его биографов.
Судьба зло подшутила над ним, и проблемы со здоровьем преследовали художника в течение всей его жизни. «Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие. Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко», — писал о Борисове-Мусатове саратовский литератор Александр Федоров. Да, он мог быть…, а стал«болезненным, маленьким, горбатеньким человеком с острой бородкой. — писал М. Добужинский, — Всегда очень изысканно одетым и элегантным…».«Он был трогателен, мил и сердечен», — вспоминал близко друживший с саратовским художником Игорь Грабарь.

В.Э. Борисов-Мусатов. «Майские цветы». (1894 год). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

И кто знает, как бы сложилась жизнь Виктора Эльпидифоровича после несчастного случая, если бы не любовь к художественному творчеству — он с шести лет настолько увлекся рисованием, что к четырнадцати годам занимался только живописью.
Первоначальные знания и навыки рисования Виктор получил от приходящего учителя рисования. Пытливо вглядываясь в окружающий его мир, он с большим воодушевлением изучал азы живописи. Это позволило юному таланту поступить в студию Саратовского общества изящных искусств, затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а позже, созревшим юношей, перевестись в Петербургскую Академию художеств. При поступлении в академию начинающий живописец представился Борисовым-Мусатовым: с того времени он так и подписывал свои работы.

В.Э. Борисов-Мусатов.«Весна». 1898—1901 Холст, масло. 71 х 98 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В Петербурге его учителем был известнейший педагог и художник своего времени Павел Петрович Чистяков. Обучался Борисов-Мусатов и в мастерской не менее знаменитого живописца Василия Поленова. Учился также три года в студии Фернана Кормона в Париже, где осваивал классические приемы рисования. В музеях и галереях французской столицы он изучал произведения искусства маститых художников мира. Был близок с художниками «Мира искусства». В 1895 году Борисов-Мусатов вступил в Союз русских художников.

Окно. (1886 год). Третьяковская галерея. / Усадьба. (1891 год).

Возвращение на родину и создание серии «Славянская эпопея»

Устав от излишка славы, современности с ее ложными материалистическими идеалами, Муха уезжает за город, где в одном из замков он начинает активно рисовать. Идеи, которые он копил в течение всей своей жизни и которые окончательно сформировались во время его проживания в Америке, дают возможность появиться на свет таким великим произведениям, как «Славяне на исторической родине», «Отце наш», «Славянская литургия» и др. Огромные полотна, подчас не вмещающиеся в помещение из-за своих размеров, отражали историю гонений славян, их праздников, развитие их культурного наследия.

Через восемнадцать лет, окончив двадцать главных произведений своей жизни, Альфонс Муха преподносит свои картины Праге, как своей первой музе и родине. Однако данные полотна не были оценены зрителями в полной мере – за долгие годы, пока Муха трудился в своем замке, произошла резкая смена как в мировоззрении, так и в сознании людей. Наступил век модерна, нежные, женственные, великие и утопические идеи арт-нуво были уже «устаревшими».

Восхождение

В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т.д.). Известность художника растет. Муха получает множество самых разнообразных заказов – от создания театральных костюмов к пьесе до дизайна интерьеров. В это же время Альфонс начинает выступать в роли дизайнера ювелирных украшений – он создает как серьги и кольца, так и шкатулки, подсвечники, брошки и даже заколки. Слава талантливого художника, предлагающего нечто совершенно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции.

Слегка абстрагируясь от собственных успехов в сфере иллюстрирования, художник Альфонс Муха пробует создать целые серии работ, объединенных между собой одной цельной идеей или мыслью. Из-под его руки появляются такие серии, как «Времена года», «Деревья», «Луна и звезды».

Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). В 1900 году Альфонс помогает отделать один из павильонов Всемирной выставки, проходящей во Франции. За время своей работы Муха тесно знакомится с историей славян, что откладывает определенный отпечаток на последующие его работы.

Художники союза «Голубая роза»

Картины самых известных участников творческого объединения хранятся сегодня в знаменитейших музеях России. О творчестве Уткина и Кузнецова более подробно рассказано ниже. Прежде стоит назвать других членов творческого союза. Среди них были: Мартирос Сарьян, Николай Сапунов, Сергей Судейкин, Николай Крымов, Анатолий Арапов, Николай и Василий Милиоти, Иван Кнабе, Николай Феофилактов.

Маритор Сарьян, как и прочие участники союза «Голубой розы», начинал свой творческий путь как театральный художник. Он был известен также пейзажами, на которых изображались живописные армянский пейзажи. Некоторые картины Сарьяна хранятся в Третьяковской галерее.

Николай Сапунов получил известность после оформления спектакля по произведению Блока «Балаганчик». В Москве, на Кузнецком мосту, есть историческое здание Доходный дом Сокол. Аттику этого здания украшает майоликовая мозаика Николая Сапунова. Первые картины в Москве были представлены на выставке, организованной Уткиным и Кузнецовым. Среди поздних работ художника преимущественно натюрморты.

Художник, композитор…

«Первое причастие хлоротичных девушек во время снега». (белая рамка) 1893 г. .

Альфонс Алле является автором первых абстрактных картин : его монохромы, такие как Récolte de la tomato sur le bord de la mer Rouge par des cardinaux apoplectiques («Щепотка помидора на берегу Красного моря кардиналами с апоплексическим ударом»), выставленные в Салон бессвязных искусств появился на целое поколение раньше, чем « Белый квадрат на белом фонеКазимира Малевича .

Он также, задолго до Джона Кейджа или Эрвина Шульхоффа , является автором первой минималистской музыкальной композиции : его Marche funèbre composée pour les funérailles d’un grand homme sourd (Похоронный марш, сочиненный для похорон известного глухого человека) представляет собой страницу композиции полностью в белом, потому что «великие печали немы».

Последний период творчества

В 1928 году после окончания работы над «Славянской эпопеей», Муха работает над  созданием официальных банкнот независимой Чехословакии и коллекции марок. Всю свою жизнь художник не уставал учиться новому, искал себя и стремился к самовыражению, все его начинания были «обречены на успех», благодаря самобытному таланту и неустанному труду.

С приходом к власти фашистов и пропаганде расистских теорий, интерес к творчеству Мухи падает. Его объявляют панславянистом, его патриотизм идет вразрез с пропагандой расизма, а картины, воспевающие красоту родной природы, не вписываются в пропаганду насилия и жестокости.

Художник был объявлен врагом Третьего Рейха, и посажен в тюрьму. Хотя его вскоре выпустили, но здоровье его было подорвано, и в 1939 году Альфонс Муха скончался. Перед смертью художник успел издать мемуары, и по завещанию был похоронен в Чехии на Вышеградском кладбище.

Да здравствует успех!

Изображения Мухи украшают виньетки, плакаты, открытки, игральные карты, этикетки для самых разных товаров (например,спичек и шампанского), предметы интерьера (ковры, портьеры). Этим вещам рука мастера придает особый стиль, красоту, утонченность, изящество. Альфонс Муха становится модным художником.

Ювелирные украшения Мухи — это отдельная история. Знаменитому ювелиру Жоржу Фуке бросается в глаза афиша Мухи к спектаклю “Медея”, где ослепительная Сара Бернар изображена с необычным браслетом в виде змеи. Украшение настолько усиливает эмоциональное впечатление от изображенной сцены, что ювелиру приходит в голову замечательная идея воссоздать его в реальности.

Ар-нуво Мухи и мастерство Фуке, как нельзя лучше подходят Саре Бернар, которая стремится восхищать, ослеплять, изумлять. За последующие 3 года тесного сотрудничества Муха и Фуке создадут множество шедевров. Фантазия, удивительные творческие идеи художника и умелые руки ювелира Жоржа Фуке сделают из этих ювелирные украшений произведения искусства.

Оба автора сходились во мнении, что ценность украшения состоит не в стоимости материалов, а в уникальности художественного исполнения. Именно согласие мастеров в подходе к творчеству и привело к созданию потрясающей коллекции, которая будет вдохновлять ювелиров на протяжении веков.

Браслет в виде змеи на запястье божественной Сары Бернар поразил воображение зрителей, пришедших на “Медею” и “Клеопатру”. В постановке Ростана “Принцесса Греза” эпатажная дива ошеломила театралов в тиаре с лилиями и подвеске.

Ожерелье с фуксией, кулон “Водопад”, украшение для корсажа “Крылатый дракон”… Даже при одном взгляде на их изображение, сердца трепещут от восхищения истинной красотой, гармонией, изяществом, струящимся из них светом.

Мир был бы гораздо более серым и унылым, если бы эти три великих мастера не встретились.

Но труды Мухи того времени не ограничиваются ювелиркой — художник создает серии красочных графических работ — “Деревья”, “Месяцы”, “Цветы”, “Драгоценные камни”, “Звезды”, “Искусства”. Соблазнительный образ женщины Муха дополняет причудливыми природными и фантастическими узорами. Мягкие гибкие линии окутывают женскую фигуру волшебным облаком.

Времена года: зима, весна, лето, осень.

Упорный труд дает свои плоды — произведения художника производят все больший фурор и его имя приобретает уже всемирную известность. “Шампенуа” (одно из самых известных графических издательств) заключает с Мухой эксклюзивный контракт.

Цветы: лилия, гвоздика, роза, ирис.

В 35 лет художник входит “в Салон ста” — объединение художников стиля Ар Нуво, представлявших свои произведения в одноименной художественной галерее. Эскиз плаката, который готовил Муха к 20 -ой экспозиции салона, поразил владельца галереи Леона Дюшана. В следующем году Альфонс Муха получил от него заказ на работу уже для персональной выставки. Салон не только стремился донести творения в стиле модерн до разных слоев населения. Идеи продвижения искусства в широкие массы были близки Мухе и другим символистам — Боннару, поэтам Верлену и Малларме

Муха интересуется кинематографией, участвует в опытах братьев Люмьер. Персональные выставки с ошеломляющим успехом проходят в Париже, Праге и других городах Европы. Альфонсу Мухе поручают оформление павильонов Боснии Герцеговины на знаменитой Всемирной Выставке в Париже. Популярный французский журнал La Plume посвящает художнику отдельный номер.

Зодиак

Личная жизнь

Сейчас можно увидеть много разных суждений о личной жизни Альфонса. Говорят, что он имел связи с самой Сарой Бернан. Некоторые так же утверждают, что он вёл аскетический образ жизни до встречи с женой. Оба утверждения являются ложными. С Сарой их ничего не связывало, кроме деловых и приятельских связей. А до первой жены, Марии Хитиловой, у художника было несколько женщин. Первую любовь он встретил в 16 лет. К несчастью, девушка рано ушла из жизни. Но память о ней не угасла: свою дочь он так же назвал Ярославной, в дань бывшей возлюбленной.

Женитьба на Марии Хитиловой

Молодая Мария заметила художника в театре. Она перехватила инициативу в свои руки, и устроила встречу с художником лично. Не смотря на большую разницу в возрасте (22 года), у пары сразу появилась романтическая привязанность. Альфонс обожествлял жену. Он всю жизнь мечтал о ласковой, неиспорченной чешке. Всех женщин, с которыми живописец имел связи до Марии, он нарекал «чужими». В 1906 году они поженились.

«Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня — наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…» – из писем Альфонса к Марушке.

Дети и влияние женитьбы на творчество

У молодоженов было всего двое детей: старшая девочка Ярослава и сын Иржи. Свою семью художник отображал не только в портретах. У «Женщин Мухи», после знакомства с Марушкой, всё чаще замечались черты лица как её, так и их дочери. Семейная жизнь в целом благосклонно повлияла на Альфонса: постепенно он отошел от «открыточного» и дизайнерского стиля к полноценным картинам в традиционной стилистике.

Переезд в Америку

В год свадьбы он переезжает в США. За время работы в Европе, Альфонс Муха обрел известность. По приезду на него посыпалась гора заказов и предложений от предпринимателей. Место Сары Бернан заняла американка Лесли Картер. Не смотря на все прелести западной жизни, живописцу в Америке не нравилось. Он устал от бесконечной дизайнерской работы. За годы, проведенные в Америке, Альфонсу удалось поработать на местного миллионера, Чарльза Крейна. Тот был ярым славянофилом и не поскупился профинансировать гениальный проект Альфонса Мухи на славянскую тематику. Именно так появилась серия картин «Славянская эпопея».

Творчество и работы Альфонса Мухи

Живопись Альфонса Мухи, за исключением эпических полотен «Славянская эпопея», немногочисленна и практически неизвестна широкой публике. В основном это камерная жанровая и портретная живопись:

  • «Женщина в красном», 1902
  • «Мадонна в лилиях», 1920
  • «Зимняя ночь», 1920
  • «Портрет Ярославы», 1930
  • «Женщина с горящей свечой», 1933

Цикл работ «Славянская эпопея»

Над живописным циклом «Славянская эпопея» Альфонс Муха работал с 1910 по 1928. 20 грандиозных полотен были переданы в дар Праге. Художник считал работу над этим циклом главным делом своей жизни. Часть картин из цикла:

  • «Славяне на исконной родине»
  • «Праздник в честь бога Свантовита»
  • «Симеон, царь Болгарии»
  • «Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской капелле»
  • «После Грюнвальского сражения»
  • «Ян Амос Коменский — последние дни в Наардене»
  • «Отмена крепостного права в России»

Литографии, афиши и плакаты

Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. С её помощью он достигал неповторимой игры фактур усиливающей художественную выразительность произведений, известных сегодня всему миру. Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.

  • Афиши к спектаклям театра «Ренессанс», 1894-1900
  • «Саломея» 1897
  • «Времена года», серия 1896
  • «Четыре цветка», серия 1898
  • «Драгоценные камни», серия 1900
  • «Принцесса Гиацинт», 1911

Ювелирные украшения

Создавая афиши для спектаклей, где блистала Сара Бернар, Альфонс Муха изображал на них необычные ювелирные украшения. В поиске новых форм, он изучал историю, фольклор.

Эти невиданные украшения привлекли внимание Жоржа Фуке, парижского ювелира. В результате счастливого сотрудничества двух талантливых художников на свет появились абсолютно новаторские произведения ювелирного искусства

Самое известное произведение ювелирного искусства, созданное по эскизу Мухи в 1899 – «Роза руки», золотой браслет в виде змеи, украшенный россыпью драгоценных камней. Впервые эскиз этого браслета появился на афише к спектаклю «Медея»

Работая над «Славянской эпопеей», он надеялся донести до сознания людей свою духовную составляющую, патриотизм, обеспокоенность будущим своего народа. Однако в истории искусств Альфонс Муха навсегда остался мастером совершенных форм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: