Давид бурлюк как terminus technicus

Давид Бурлюк. Слово мне!

Давид Давидович Бурлюк представлял собой новый тип универсального художника начала ХХ века. Живописец и поэт, он печатал манифесты, придумывал экстравагантные акции, издавал экспериментальные сборники и организовывал выставки. Художник утверждал, что написал 16 000 картин. Он начинал как импрессионист, но вскоре стал одним из главных мастеров русского авангарда. Василий Кандинский назвал его «отцом русского футуризма», и этот титул не без усилий самого Бурлюка закрепился за ним в истории искусства.

В начале экспозиции представлены в основном ранние работы Бурлюка. Он оставил довольно много импрессионистических работ. В знаменитой листовке «Голос импрессиониста в защиту живописи» 1908 года Бурлюк объявил импрессионизм отправной точкой для обновления русского искусства.

Во второй части зритель увидит, как живопись Бурлюка, наполняясь динамикой, эволюционировала к футуризму. Художники-футуристы отвергали реализм и все «старое в искусстве», их главной целью стала передача движения живописными средствами. Футуристы эпатировали публику не только новизной своей живописи и поэзии, но и внешним видом — они разрисовывали лица, а в одежде предпочитали вызывающе-яркие цвета. Отличительной деталью костюма Бурлюка стали цилиндр и старинный монокль.

Следующий раздел выставки демонстрирует произведения, созданные в эмиграции. В 1918 году художник с семьей выехал из Уфы и направился на восток через всю страну, попутно устраивая выставки и литературные вечера во многих городах. В 1920 году Бурлюк оказывается в Японии. Здесь уже знали о Ван Гоге, многие молодые японские мастера слышали о кубизме и футуризме. Бурлюк вновь оказался в центре художественной жизни: японские авангардисты с энтузиазмом встретили у себя прославленного «отца русского футуризма». Но конечной целью Бурлюка была Америка. В США Бурлюк пишет ряд монументальных футуристических полотен (одно из них, «Рабочие», было реконструировано специально к выставке). Однако стать «отцом американского футуризма» ему было не суждено: критика осталась равнодушна. Тогда Бурлюк решает создать новый «радио-стиль», который должен был передать атмосферу современной эпохи, где звуки песни могут «доноситься до Австралии и русских степей». Но и это изобретение не принесло Бурлюку ни признания, ни последователей.

В отличие от многих своих коллег-авангардистов, Бурлюк никогда не порывал с пленэрной импрессионистической манерой и реалистическими традициями в живописи. Его часто ругали за эклектичность и отсутствие единой манеры. Однако, в каком бы стиле ни работал Бурлюк, его «визитной карточкой» была активная живописная фактура, по его собственным словам — «занозистая, раковистая, крючковатая, землистая…».

Говоря о Давиде Бурлюке, невозможно обойти стороной его поэзию. Отдельным блоком на выставке экспонируются издания Бурлюка: авторский макет поэтического сборника «Лысеющий хвост» с оригинальными рисунками, его первая печатная версия, а также сборник «Молоко кобылиц».

Не пытаясь продемонстрировать полную ретроспективу творчества Давида Бурлюка, Музей русского импрессионизма освещает все опорные стилевые и хронологические вехи в творчестве художника. В экспозицию вошли наиболее качественные и показательные произведения времени становления Бурлюка, его зрелого периода и поздних лет.

Семейный портрет. 1922. Государственный музей В.В.Маяковского

Краткая вставка о сентиментальности

Почти окровавив исслезенные веки,

вылез,

встал,

пошел

и с нежностью, неожиданной в жирном человеке,

взял и сказал:

«Хорошо!»

Бурлюк Маяковскому: «Да это вы сами, вы гениальный поэт!» и т.д. Оставим сальные сусальности любителям жанра. Никаких похвал: заставил поверить в себя и работать. Это секунда рождения поэта – может ли кто-то еще сказать точно: «Вот такого-то числа, во столько-то часов-минут я стал…»

И эту секунду,

бенгальскую

громкую,

я ни на что б не выменял,

я ни на…

А сантимент тут все же, вполне возможно, коварно поприсутствовал. Впрочем – кому он помешал?

Спросите, откуда цитата – адски расхохочусь и скажу непременно гадость.

Yes!

Давид Давидович Бурлюк родился в хуторе Семиротовщина в семье агронома, и для того, чтобы обучится живописи, много путешествовал: в Казань, Одессу, Мюнхен, Париж, Баварию. В 1910-х годах он увлекся новыми течениями в искусстве и провозгласил себя «отцом российского футуризма». Его протеже среди поэтов был Владимир Маяковский, который однажды написал: «Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Давид сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтоб писать не голодая». Он еще не раз упомянет своего спасителя в стихах и будет благодарен ему до конца жизни.

На Родине идеи и манифесты Бурлюка были плохо восприняты властью, и он иммигрировал сначала в Японию, а потом в США, где и прожил до самой смерти.

Все друзья и родные художника отмечали его страстную и увлекающуюся натуру, сравнивали с бурным потоком. В творчестве он был именно таким: постоянно экспериментировал с сюжетами и материалами. Его друг в мемуарах писал, что однажды Давиду не понравилась слишком плоская текстура холста и он «искупал» его в уличной грязи, а потом рисовал поверх налипшей земли, камней и песка.

Самая продаваемая картина Бурлюка – «Портрет моего дяди», она буквально кормила семью художника во время путешествия по Дальнему Востоку. Он переписал ее более ста раз. Даже в самых отдаленных селах были люди, которые знали о художнике-реформаторе и находили в «Портрете моего дяди» черты влияния великого Пикасо. Исполнение картины для того времени очень необычное – Бурлюк наклеивал на готовый рисунок куски газет, тканей и другие материалы. Один из вариантов этого полотна представлен в музее русского импрессионизма.

Вся экспозиция поделена на три основных зала, в зависимости от периода жизни художника: раннее творчество, годы, проведенные в Японии, и картины, написанные в эмиграции.

Одно из самых больших полотен «Рабочие» полностью не дошло до нашего времени: уцелела лишь центральная часть. Но сохранилась черно-белая фотография, по которой реставраторы восстановили все изображение. На выставке полный вариант можно посмотреть в режиме дополненной реальности и с помощью техники увидеть, как выглядела это масштабная работа Давида Давидовича.

Дадвид Бурюк не только художник, но и поэт. В музее выставлен и сборник его стихов «Лысеющий хвост». Его можно полистать, правда, только в цифровом варианте.

А еще колонки транслируют аудиозаписи, которые были сделаны во время приезда Бурлюка в Россию – тогда художнику было уже 70.

Он много раз просил издать свои сборники в России и пламенно тосковал по Родине, но в СССР его идеи так и не осуществили.

Для того, чтобы открыть персональную выставку Давиду Бурлюка кураторы собрали более 50 картин из 12 государственных музеев и 10 частных коллекций. Из-за отсутствия договоренностей с зарубежными коллегами привезти работы из других стран не удалось. Но координаторы проделали огромную работу, благодаря которой все желающие смогут увидеть лучшие полотна одного из самых эпатажных российских художников.

Человек-глагол

Великий режиссер, один из преобразователей европейского театра и несомненная гордость театра русского Н. Н. Евреинов писал: «Одно время выражение «бурлюкать» было принято в наших художественных кругах как terminus technicus». Бенедикт Лившиц упоминает «ряд производных речений: бурлюкать, бурлюканье, бурлючье и т. д.», и откровенно говорит: «Бурлючий кулак, вскормленный соками древней Гилеи, представлялся мне наиболее подходящим оружием для сокрушения несокрушимых твердынь». Алексей Крученых восхищается: «Большой, бурный Бурлюк врывается в мир и утверждается в нем своей физической полновесностью. Он широк и жаден. Ему всё надо узнать, всё захватить, всё слопать».

Что же означает слово «Бурлюк» в литературе и в жизни? И какая это часть речи? Кроме глагола, конечно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: