Важные художники-конструктивисты и произведения искусства
Только после того, как Татлин представил свою модель памятника Третьему Интернационалу (1919-1920), конструктивизм считался истинно рожденным. Эта работа, известная как Башня Татлина, так и не была реализована полностью. Его стальная спиральная рама, предназначенная для использования в качестве функционального конференц-зала и центра пропаганды Третьего Коммунистического Интернационала, должна была быть высотой 400 м, что делало ее даже выше, чем Эйфелева башня. Татлин сосредоточился на использовании основных материалов для современного строительства, таких как стекло и сталь, а элементы геометрической формы воплощали динамизм современности. Башня была заказана и получила значительную известность при большевистском режиме, но поскольку она так и не была построена, она продолжает оставаться символом неудавшихся утопических устремлений.
Башня Татлина
Геометрическое беспредметное искусство, использование мощного контраста черного и красного цвета наряду с сильной типографикой символизируют художественный стиль конструктивизма. Который не только был реализован для производства, но и в традиционных режимах высокого искусства. Одними из самых значительных художников этого периода были Варвара Степанова и Илья Чашник, которые доминировали в производстве керамических работ с абстрактными плоскими формами, а также повторяющимися абстрактными узорами, реализованными в текстильном дизайне. Эль Лисицкий и Александр Родченко были влиятельными фигурами в графическом дизайне, создании пропагандистских плакатов и типографике. В которых использовались жирные буквы, четкие цветные плоскости и диагональные элементы.
Традиция росписи была официально признана мертвой и рассматривалась только как проектная работа для будущих построек. Но Родченко создал единственную влиятельную серию картин. Его серия «Черное на черном» должна была олицетворять окончательный конец духовности и репрезентации и являлась прямым противостоянием картинам Малевича «Белое на белом». Черная серия провозгласила: «Репрезентация закончена, пора строить». Вместе с Родченко, Александра Экстер, Любовь Попова, Александр Веснин и Варвара Степанова также объявили этот вид искусства мертвым на групповой выставке 5 x 5 = 25.
Представители направления
Основные представители:
Александр Родченко
Советский художник, творец в направлении искусства «конструктивизм». Является одним из основателей стиля. Занимался рекламными плакатами, графикой, дизайном. Его партнером была его жена – Варвара Степанова, которая работала в том же жанре. Оказал влияние на творчество других художников-конструктивистов, на развитие минимализма, абстракционизма, экспрессионизма.
Любовь Попова
Художница-конструктивистка и супрематистка, дизайнер, занималась разработкой декораций, плакатов. Работала в нескольких направлениях – кубофутуризм, кубизм, конструктивизм, специализировалась на графике.
Владимир Татлин
Отец конструктивистской живописи, советский творец-авангардист и конструктивист. Его работы стали наиболее репрезентативными образцами российского авангарда. Искусствоведы считают, что на творчество Татлина оказали влияние работы Пабло Пикассо. С Татлиным связано одно из наиболее острых противостояний в истории авангарда – творческий спор с Казимиром Малевичем
Малевич настаивал на преобладании формы и цвета в развитии авангардного искусства, Татлин настаивал на необходимости связать искусство и жизнь, показать важность материала и его роль в создании чего-то необходимого для человека
Самое известное творение Татлина – его «Памятник Третьего Интернационала» (1919-1920 годы, Москва). Памятник 6,7 м высотой, железный каркас, на котором был установлен вращающийся цилиндр, куб, конус, все сделаны из стекла. После революции 1917 года, Татлин, который считается отцом русского конструктивизма, разработал новую форму искусства, которая использовала реальные материалы в реальном пространстве. Его проект памятника Третьего Интернационала стал символом русского авангарда архитектуры и международного модернизма.
Ольга Розанова
Уникальная художница-авангардистка, отличалась узнаваемым стилем в передаче цвета. Ее картины выполнены в стилях супрематизм, авангард, абстракционизм.
Александра Экстер
Представительница течения кубофутуризм, конструктивизм, супрематизм, которая связала авангардное искусство Франции и России. Занималась дизайном, была театральной художницей.
Антуан Певзнер и Наум Габо
Братья-художники, представители французского и русского супрематизма, известные конструктивисты. Наиболее известные работы хранятся в Лондоне, Детройте, Каракасе.
Казимир Малевич
Советский авангардист, отец-основатель супрематизма в живописи. Его творчество стало новой вехой развития абстрактного и авангардного искусства. Также является одним из влиятельных теоретиков живописи XX века, философом, педагогом. Оказал влияние на творчество Любови Поповой и Эля Лисицкого.
Александр Веснин
Художник и архитектор, представитель авангардного направления в искусстве.
Другие художники, скульпторы, фотографы, работающие в это время, как правило, связаны с промышленными материалами, такими как стекло, сталь, пластик, работали с четкими формами и линиями, простыми цветами. Из-за их восхищения машинами и технологиями, функционализма их творчества, творцов называли художниками-инженерами. А их творчество – своеобразный вид авангарда.
1907 – 1911 гг. Синтетический период
Знакомство с Давидом Бурлюком в 1907 году придало новый
импульс творческим исканиям Михаила Федоровича. Совместно они организовали
выставку «Стефанос», ставшую первым смотром сил нового русского авангарда и
вызвавшую бурную критику.
Ларионов тем временем движется в сторону неопримитивизма и
начинает осмыслять зарождающуюся тенденцию «ухода от предмета». Он действует в
своей манере – изучает, анализирует и выплескивает на холсты свой взгляд и свое
высказывание.
Неопримитивизм стал первым открытием зарождающегося русского
авангарда и вышел из переосмысления лубка и иконы. В новом течении Ларионов
демонстрировал отказ от подражания западной традиции, в частности примитивам
Гогена, и резкий уход от классических догм живописи.
Впервые свои примитивистские работы Ларионов показал в 1909
году на выставке «Золотое руно».
Грубость сюжетов, нарочитая небрежность, явное
издевательство и пародия на «высокое искусство» совсем не понравились публике.
Именно тогда обозначился резкий разрыв в понимании эстетики между творцом и
зрителем. Возникла совсем новая для России ситуация в искусстве. Художники стали
работать без оглядки на зрителя. Зародился русский авангард.
«Парикмахер» 1907
«Пекарь» 1909
«Провинциальная франтиха» 1907
«Месильщики теста» 1907
Как и большинство авангардистов, Ларионов придерживался
левых взглядов. Возможно поэтому в его работах так много представителей рабочих
профессий. Да и сам он, часто нуждаясь в деньгах, подрабатывал на
низкооплачиваемых работах. В картины Ларионов вкладывал и свой опыт, и тонкие
наблюдения за окружающим миром и прозрения, свойственные гению.
Михаил Федорович одним из первых заметил огромную пропасть
между реальной жизнью и респектабельным искусством. Он понял, что необходим
новый язык для обновления живописи. Жизнь, с ее кабаками, трактирами,
безработными и обездоленными, нужно было впустить в искусство. Новые ценности
должны были отображаться на холстах.
«Ссора в кабачке» 1911
Уникальность Ларионова в том, что он с одной стороны говорил
на обманчиво простом, «детском» языке, понятным каждому, но с другой стороны
представлял сложную работу с глубочайшим смыслом.
В 1910 году Ларионов вместе с Ильей Машковым, Аристархом
Лентуловым и Петром Кончаловским организовал выставку «Бубновый валет». О
реакции публики на это событие Казимир Малевич писал в автобиографии –
«выставка была подобна взрыву сильного вулкана».
Критика не приняла «Бубнового валета». На художников
обрушился шквал негативных публикаций. Самым безобидным был отзыв Максимилиана
Волошина. О Ларионове он отозвался очень тактично: «Что он очень талантлив это
бесспорно, но в его талантливости есть что-то весело-дурацкое. Стоит только
посмотреть на его солдата».
«Курящий солдат» 1910-1911
«Отдыхающий солдат» 1911
Через год Ларионов с Гончаровой создали объединение
художников «Ослиный хвост». К ним присоединились Казимир Малевич, Кирилл
Зданевич, Михаил Ле-Дантю, Александр Шевченко и другие. Целью группы была русская
живопись без оглядки на европейские течения.
В 1912 была организована выставка «Ослиный хвост», где кроме
работ художников группы выставлялись рисунки детей и произведения маляров.
Жизнь стремительно входила в искусство, а искусство теряло свою элитарность. К
чему, собственно, и стремились авангардисты.
Последней яркой вспышкой примитива в творчестве Ларионова стал
цикл «Времена года». В нем художник объединил детский рисунок и архаику, но
пошел еще дальше – создал второе символическое дно, пространство смыслов, где фигуры-знаки
и криптограммы слагаются в стихотворения, состоящие из образов.
«Весна. Из цикла Времена года» 1912
«Лето. Из цикла Времена года» 1912
«Осень. Из цикла Времена года» 1912
«Зима. Из цикла Времена года» 1912
Хранилище цокольного этажа
Цокольный этаж особняка изначально был определен местом хранения коллекции, а доступ к сокровищам обеспечивала обычная лесенка для подвальных помещений. Уже упомянутый итальянский маэстро Томмазо Сальвини, будучи в гостях у Бахрушина, посетовал на неудобный спуск к занятным экспонатам.
Пристыженный хозяин дома при первой же возможности провел реконструкцию, построив удобную и красивую лестницу в хранилище прямо из собственного кабинета.
Сразу же возникло ее название – лестница Томмазо Сальвини, сохранившееся до наших дней. Под размещение живописных произведений использована даже стена лестничного марша. Перила здесь изготовлены в той же манере, что и на парадной лестнице особняка.
Подвальное хранилище благодаря использованию под экспозиции жилых помещений дома уже не выглядит перегруженным экспонатами. Хранилище А.А. Бахрушина – нынешнее название этого зала одноименного музея, стоящего на улице с таким же названием. Память основателя театрального музея достойно увековечена.
Мебель в этом помещении антикварная, хотя и разнородная, она принадлежала самому основателю музея. Застекленный шкаф черного дерева наполнен различными сувенирами.
Посередине комнаты большой стол с резными ножками и четыре стула ручной работы, автор которой не кто иной, как живописец Виктор Васнецов, на столе им же искусно вырезанная из древесины статуэтка балерины.
Картины на стене и театральный женский костюм дополняют интерьер. Крупный бюст из белого гипса на темном пьедестале изображает самого Бахрушина в последние годы жизни.
Работа музея
В музее ведется активная просветительская и научная работа. Выставки периодически обновляются, проводятся творческие вечера, посвященные творчеству выдающихся личностей.
Посетителям предлагается разнообразная программа экскурсий:
Обзорная. Позволяет получить общее представление о коллекции.
Российский театр девятнадцатого века. Данная программа посвящена творчеству выдающихся деятелей русского театра – драматургов, режиссеров, актеров.
Рождение русского театра. Программа посвящена рождению профессионального театра в России. Посетители узнают об актерской группе Волкова, появившейся в Ярославе в конце XVII века, о первом театральном училище, основанном в Шляхетском корпусе, о судьбе первых русских артистов.
Традиции меценатства в России. Эта программа посвящена людям, которые любили и поддерживали театр. Экскурсия охватывает практически все залы театра.
Мир русской оперы. Программа посвящена оперному искусству и его развитию в России. Посетители смогут услышать и увидеть фрагменты из знаменитых оперных постановок.
Вошло в традицию ежегодно отмечать ночь музеев, посвященную международному профессиональному празднику музейных работников. В 2015 году праздничная ночь проходила с 16 на 17 мая и была посвящена семидесятилетию Великой Победы.
Праздничные мероприятия проводятся, как в основном зале, так и на территории филиалов. Посещение экспозиции в праздничную ночь бесплатное, однако, на мероприятие в ряд филиалов можно попасть только по предварительной записи.
В помещении музея регулярно проводятся вечера и лекции, посвященные разным темам. На таких вечерах демонстрируются экспонаты, которые, обычно, хранятся в фондах, и в основной экспозиции не демонстрируются. Пересъемка отдельных экспонатов возможно по предварительному согласованию с администрацией.
Залы театрального музея Бахрушина
Один из центральных залов музея повествует о развитии театрального искусства России в XVIII веке. Первая половина этого столетия знаменовалась гастролями заезжих актерских трупп из стран Европы и формированием отдельных самодеятельных российских коллективов.
Начиная с середины века театральные постановки приняли более распространенный характер. Спектакли ставились в дворянских и помещичьих усадьбах силами родственников и друзей. Тогда же сформировалась свойственная только России категория крепостного театра, где труппы создавались из подневольных крестьян.
На торцевой стене этого помещения размещены портреты выдающихся театральных деятелей того времени, начиная от считающегося основателем нашего театра Федора Волкова. Именно он основал в Ярославле любительский коллектив, который после легализации театров в 1750 году стал давать публичные спектакли, а затем по приглашению императрицы Елизаветы Петровны стал основой труппы первого Императорского театра.
Создатели и актеры крепостных театров также получили широкую известность, особенно граф Шереметев и актриса его театра Прасковья Жемчугова, которой он дал вольную, впоследствии женившись.
Крепостными начинали свой путь к высотам актерского признания трагическая актриса Е. Семенова и гений Малого театра Михаил Щепкин.
Недостатком экспозиции следует признать слишком большую высоту расположения верхних экспонатов, что затрудняет их восприятие. Однако помочь могут стоящие рядом мониторы, на которых можно рассмотреть не только предметы и пояснения, но и получить более подробную информацию.
На стендах можно видеть сведения о самых известных российских театральных коллективах, их создателях и участниках. Приведены сохранившиеся планы зрительных залов, расположения подсобных помещений и мест для зрителей. Здесь же эскизы декораций выдающихся спектаклей, некоторые афиши, личные вещи известных актеров и актрис.
Зал временных выставок в момент посещения демонстрировал экспозицию к 170-летию исполнителя театральных декораций для спектаклей Императорских театров К. Вальца. Карл Федорович получил профильное образование в Германии, продолжив дело своего отца, механика сцены.
Долгих 65 лет он работал над оформлением спектаклей ряда театров, в основном в главном театре страны – Большом, выполняя попутно функции механика и осветителя сцены. Кроме постоянной работы, несколько лет он сопровождал труппу Дягилева и оформлял ее гастрольные спектакли в европейских странах.
Выставка работ Вальца размещена в помещении, находящемся непосредственно за центральной аркой холла.
Выставочный зал достаточно просторен, посетители не испытывают неудобств при большом количестве народа. Спокойные приглушенные тона отделки помещения не затрудняют восприятия содержания экспонируемых картин и эскизов.
Кроме запечатленных различными живописными формами известных актеров и театральных деятелей, многочисленных сценических костюмов и личных вещей, в музее Бахрушина представлена и такая отрасль, как информация о предстоящих спектаклях.
Афиши и программы выпускались во все времена, менялись только возможности полиграфии. Одноцветные чисто текстовые извещения о постановках были актуальны и достаточны в начальный период развития театрального искусства, когда зрительский интерес был гарантирован собственной новизной театральных жанров. Далее дизайн афиш и программ усложнялся и становился привлекательнее.
Юность
Яркий творческий мир Ларионова берет свой исток в молдавском
местечке Бендеры, недалеко от Тирасполя. Там Михаил Федорович родился 22 мая (3
июня) 1881 года в семье военного фельдшера. В этих жарких, знойных и необычайно
пронзительных краях возрастал и формировался будущий мастер.
Тирасполь того времени был местом смешения многих племен,
традиций и говоров. Обряды, языки и сказания сплелись в разноцветный ковер
человеческой жизни. Такая пестрота для наблюдательного ребенка была незаменимым
источником творческого вдохновения. Прекрасная природа, прогулки от рассвета до
заката, дрожащий от жары воздух, сладость цветущих садов и базарный шум накрыли
мальчика ослепительным и нескончаемым счастьем. Это чувство останется у Михаила
Федоровича на долгие годы – каждое лето, пока он не уедет из России навсегда,
он будет приезжать в родной Тирасполь. Пейзажное мышление возникнет у Ларионова
тогда, в детстве.
В Москву семья переехала в 1893 году, и жизнь мальчика
забурлила в бешеном темпе большого города. Окончив гимназию, Михаил поступил в
Училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), Он вошел в ослепительный и
долгожданный мир творчества, где пробыл с 1898 по 1910 годы. Среди его учителей
были прекрасные художники, мэтры – Левитан и Коровин. В училище он познакомился
с Натальей Сергеевной Гончаровой, ставшей его подругой и музой на всю жизнь.
В 1898 году начал выходить журнал «Мир искусства» и Ларионов
сразу же стал его преданным читателем. Тогда же он увлекся символизмом и
пытался создавать эскизы к литературным произведениям и театральным постановкам.
Этот опыт очень пригодился ему в будущем, во времена русских сезонов Дягилева.
Ларионов пылко воспринял идею группы «Мир искусства» о
главенствующей роли искусства в жизни и пошел еще дальше, он провозгласил –
«Жизнь для искусства».
Владимир Ромашков (1862-1939)
Владимир Ромашков и Роза Свердлова на кадре из фильма «Девушка с далекой реки» (1927)
Автор фильма «Стенька Разин» (также известного как «Понизовая вольница») – первой отечественной игровой картины, снятой в 1908 году. Ромашков, как и многие его современники, пришёл в кинематограф из театра, где он был актёром. «Стенька Разин» стал его единственной режиссерской работой. Как отмечали современники, с этого фильма российский синематограф вступает на национальную почву. Во время съемок этой небольшой картины о донском казаке Степане Разине, который по сюжету бросает за борт персидскую княжну, была проделана огромная работа: поставлены сложные массовые сцены, в которых были задействованы актеры драматической труппы Петербургского народного дома (в нём и работал Ромашков), а Михаилом Ипполитовым-Ивановым была специально написана увертюра к фильму, что стало едва ли не первым подобным опытом в дореволюционном кинематографе.
Постер фильма «Стенька Разин» (1908)
Пётр Чардынин (1873-1934)
Пётр Чардынин (1873-1934)
Начинал с работы в провинциальных театрах, откуда попал как актёр на съёмки к Гончарову. Позже он стал его помощником на площадке, вместе они работали и над постановкой «Обороны Севастополя» (1911). В творчестве режиссера много экранизаций отечественной литературы, к которым на заре кинематографа часто обращались режиссеры. Это было связано с тем, что знакомые сюжеты привлекали зрителей, не было необходимости придумывать что-то новое: достаточно было выбрать эпизод из книги и разыграть его на камеру. Порой фильмы напоминали ожившие иллюстрации, однако Чардынин пытался найти собственный подход, позволявший выйти из рамок киноиллюстрации к более сложному методу работы. Самые известные его картины: «Мертвые души» (1909), «Идиот» (1910) и «Домик в Коломне» (1913). Популярностью пользовались и фильмы, снятые по мотивам романсов, к которым также обращался кинематографист: «Хризантемы» (1914) и «Молчи, грусть… молчи» (1918) (в соавторстве с Вячесловом Висковским и Чеславом Сабинским).
Кадр из фильма «Домик в Коломне» (1913)
Начало осмотра музея Бахрушина
Приподнятое над землей расположение жилого этажа заставило предусмотреть парадную лестницу. Она выводит на середину жилого этажа, где посетителей встречает высокая арка входа в залы.
Сама лестница выполнена с каменными ступенями и ограждениями из ценных древесных пород, украшенными искусной резьбой. У входа в первый зал установлены информационные стенды, знакомящие с расположением постоянных разделов и временных выставок.
Еще с нижних ступеней лестницы внимание привлекает узорчатый потолок помещения. Поднявшись, можно разглядеть этот элемент здания более внимательно
Перекрытие выполнено из продольных и поперечных деревянных балок, образующих правильные рельефные прямоугольники.
Узорчатая роспись своеобразным орнаментом, несущим восточный колорит, выполнена в достаточно скромных тонах, не перебивающих прелести деревянных деталей.
Восходящее направление световых потоков, обусловленное конструкцией плафонов люстры, делает потолок самой яркой частью интерьера.
В образованном у верхней части лестницы холле расположены почтенного возраста витрины, посвященные создателю музея Бахрушина, его семейству и истории создания театрального собрания редкостей.
Первоначально это были буфеты, которые изобретательный хозяин приспособил для выставочных целей. Здесь демонстрируются фотографии и официальные документы, свидетельствующие о статусе музейного собрания, полномочиях его основателя и директора.
В интерьере холла, по дизайну оформления похожем на католический собор, эти подсвеченные витрины выглядят уместно и привлекательно.
История создания музея
Возникновению музея предшествовал спор между А. А. Бахрушиным и купцом Куприяновым. Оба обещали за срок в 1 год собрать наибольшее количество предметов, относящихся к театральной сфере. Это соревнование, которое было выиграно Алексеем Александровичем, не только вдохновило купца на продолжение поиска раритетов, но и положило начало его горячему увлечению театром.
Здание выдержано в стиле английской готики как снаружи, так и внутри, напоминая маленький замок, и выглядит очень привлекательно. В 1913 г. А. А. Бахрушин передал здание и находящиеся в нем коллекции в дар Москве и ее жителям.
Русские сезоны Дягилева
В 1914 году Ларионов вернулся на родину – была объявлена
мобилизация, и его призвали на фронт. Провоевав около года, Михаил Федорович
получил серьезное ранение и был контужен. После лечения в военном госпитале он
вернулся в Париж и неожиданно для всех ворвался в мир балета – Сергей Дягилев
пригласил его заниматься декорациями для своих спектаклей.
Портрет Сергея Дягилева 1915
Дягилев всегда восхищал Ларионова, привлекал многогранностью
интересов и фантастическим умением реализации самых амбициозных планов. Их
сотрудничество продолжалось долгие годы и открыло в Ларионове бесконечные
запасы творческой энергии. Он погрузился с головой в работу над спектаклями,
был декоратором, сценографом и даже хореографом.
Революцию 1917 года Ларионов встретил в Париже и решил
остаться здесь навсегда. Больше он никогда не возвращался на родину, что стало
самой большой трагедией его жизни. Ларионов и Гончарова поселились на улице
Жака Калло и прожили по этому адресу до конца жизни.
1900 – 1906 гг. Импрессионистский период
В начале 1900-х годов Михаил Федорович находился в центре
культурного дискурса. Он вошел в контакт со всеми значимыми направлениями и
тусовками. Но определяющим стало его знакомство с художником Константином
Коровиным. Последний познакомил Ларионова с французскими импрессионистами и
помог увидеть их работы в собрании Сергея Ивановича Щукина.
Годы обучения в училище были для Михаила очень плодотворными
– за первые пять лет он выполнил сотни набросков и акварелей, рисунков и
эскизов. Ларионов работал не в академической манере, а искал свой путь, проходя
по всем дорогам современных новомодных тенденций. В его стиле смешались
символистские идеи мирискусстников и влияние Коровина, как первого русского
импрессиониста.
«Пурга» 1900
В 1904 году на ученической выставке Ларионов показал серию
пейзажей, запечатленных в разное время суток. Он явно подражал «Руанскому
собору» Клода Моне, но делал это с другой целью. Если француз фокусировался на
передаче света, то русский мастер хулиганил и специально принижал пафосные
искания Моне. Ларионов просто веселился и смешивал «поэзию» с «прозой».
Озорство, хулиганство и эпатаж станут для Михаила Федоровича частью его
фирменного стиля.
На картине 1904 года «Пивной натюрморт» Ларионов
демонстрирует и озорство и «приверженность традициям». Он применяет резкие
диагональные мазки, напоминающие уже известного тогда Алексея Явленского.
Простая, на первый взгляд, работа оставляет долгое послевкусие. Сочетание цветов,
напоминающее ночное небо, сумеречное освещение, придающее картине загадочность.
И, в духе Ларионова, абсолютная прозаичность предметов.
«Пивной натюрморт» 1904
Некоторое время Ларионов работал в импрессионистической
манере, но совершенно не стремился пополнить ряды этого модного течения. Он
вообще никогда не входил в узкие рамки направлений и всегда изобретал новые
формы.
Лучезарный мир произведений Михаила Федоровича насквозь
пронизан русской национальной культурой, вскормлен гениями Левитана, Саврасова,
Серова и Коровина, напитан экспериментами европейских коллег и имеет свой
собственный уникальный почерк. Щепотка озорства в роскошное блюдо национальной
кухни.
В 1906 году Ларионов выставлялся практически на всех крупных
выставках Петербурга и Москвы, где имел большой успех – Третьяковская галерея
приобрела картину «Весенний пейзаж» и Сергей Дягилев пригласил его поучаствовать
в Выставке русского искусства, проходящей в Париже.
Но, конечно, понимания творчества Ларионова в массах не
было. Некоторых он привлекал своим небанальным взглядом, поэтичностью и легкой
радостью, вложенной в каждую работу. Другие с интересом рассматривали
оригинального новатора, а третьи видели в нем грубого кривляку и безвкусного
циника.
Но за маской балагура и шута прятался очень эрудированный
человек. Он обладал обширными знаниями в области истории культуры, театра,
литературы, балета и, естественно, в изобразительном искусстве.
Ларионов был очень разным, но в отличие от многих своих коллег
он никогда не был серьезным. Он был легок и широк. Его взгляд двигался в
беспредельность, в манящие просторы вечного пространства. Ларионова не
интересовала конкретика, его интуиция была далека от реалистических описаний
окружающего мира и пребывала за границами времени. И хотя Ларионов сам был человеком
не мистического склада, он часто говорил о вневременном характере живописи.
«Дождь» 1904