Жизнь и творчество диего веласкеса

Особенности творчества

XVII век в испанском искусстве – век больших дискуссий, борьбы с академизмом. Диего Веласкес стал выразителем нового стиля.

В Испании тех времен самым консервативным институтом был двор испанского монарха. Двор и инквизиция являлись двумя главными инструментами политического влияния и пресечения вольнодумства.

В этом отношении жизнь Веласкеса очень показательна. Казалось бы, сложно найти менее подходящую фигуру для придворного живописца, чем Веласкес, однако знаменитый мастер стал тем, кто соединил в творчестве красоту и уродство, официальную и непарадную Испанию. Напыщенность и официоз двора он приправил естественностью простой испанской жизни.

Одним из первых живописцев, вводивших «народные черты» в религиозные и парадные полотна, стал Микеланджело Караваджо. Веласкес был знаком с работами Караваджо и в какой-то степени стал продолжателем этой традиции. Но прямую связь между живописцами искусствоведы не считают очевидной.

С детства художник проявлял большой интерес к изображению обычной, бытовой жизни. В своих ранних работах он часто изображал людей во время трапезы. Такие сюжеты были достаточно распространены в испанской живописи, а потому их выделяют в самостоятельный жанр «богетон», название происходит от испанского слова «трактир». Один из наиболее известных богетонов Веласкеса – «Старуха, жарящая яйца» (другое название – «Старая кухарка»).

Веласкес отображал на своих полотнах реальную жизнь, и со стороны могло показаться, что ему безразлично, кто является героем его произведений: члены королевской семьи или обычные испанцы. Так, последней его работой, написанной в один период с шедевром «Менины», стало полотно «Пряхи», созданное в 1658 году. От будних дней королевской инфанты художник перешел к повседневности простых испанских женщин, соединив в своем творчестве две разные Испании.

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b Кадомская, Мария (21 декабря 2005 г.). «История строительства Варвары и Богдана Ханенко» . Архивировано из оригинала на 2007-11-08.
  2. ^ Прокопенко, Вячеслав (1995-02-04). «Подарок Ханенко» . Зеркало недели . Архивировано из оригинала на 2005-12-07.
  3. ^ «Киевский музей западного и восточного искусства» . kiev.info . Проверено 1 марта 2007 .
  • Достопримечательности Киева . 2001. ISBN 966-7022-29-3.
  • Андрей Глазовый (февраль 1998 г.). «Музей западного и восточного искусства в Киеве» . Добро пожаловать в журнал «Украина» . Проверено 1 марта 2007 .
  • Художественный музей Богдана и Варвары Ханенко в Музейном мире Украины : на русском языке . на украинском
  • Вячеслав Прокопенко Дар Ханенко , ЗН (The Mirror Weekly) , 4-10 февраля 1995 года (на русском языке )

Невообразимый эксперимент Веласкеса

Сразу возникает вопрос, как Веласкесу удалось осуществить такой эксперимент.

На картине он изобразил испанскую принцессу. Это, конечно, одобрялось.

Но ещё и её свиту. В том числе карликов. Никому до Веласкеса не позволялась такая дерзость.

Задача придворного художника — прославлять короля и его подданных. Изображать доблесть, отвагу и иные прекрасные качества его Величества. А их вовсе могло не быть…

Настоящему мастеру это было скучно. Веласкесу в том числе. И он пытался самовыражаться по мере возможности. А так как Филипп IV ему очень доверял, художнику это позволялось.

Поэтому Веласкесу удалось создать серию портретов карликов, служивших шутами при дворе. На портретах это не шуты, а обычные придворные. Художник не делал различий между ними и людьми из высших сословий.

Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид.

Другому художнику это бы не сошло с рук. Ведь карлики были, по сути, рабами, людьми без прав. Часто их покупали за деньги, чтобы они служили в господском доме.

Дворцы и роскошные балы

Елизавета Петровна действительно была гостеприимна: она любила давать балы и приемы и поэтому постоянно расширяла и перестраивала свои дворцы. Любимой ее загородной резиденцией стал Екатерининский дворец, построенный на месте скромной Сарской мызы, подаренной Петром I Екатерине I. Дворец за время правления Елизаветы Петровны перестраивался четырежды, последний раз (с 1748 по 1756 годы) — по проекту итальянца Франческо Бартоломео Растрелли, обер-архитектора императорского двора.

Барочное здание с огромными окнами, со статуями по моделям Дункера на фасадах, покрытыми сусальным золотом, с бесценными наборными паркетами, зеркалами и золоченой резьбой он напоминал пышно украшенную шкатулку. Императрица, впрочем, недолго прожила в своем новом дворце: бурная жизнь и возлияния подорвали ее здоровье, и в 1761 году она умерла.

Екатерина II, принцесса из небогатого немецкого дома, воцарившись, страшно возмутилась разбазариванием денег на золочение фасадов дворца: при ней и далее лепнину просто красили. Новая самодержица российская не любила барокко, предпочитая ему классицизм, но из тех же соображений экономии оставила интерьеры Екатерининского дворца нетронутыми, просто пристроив к нему новые флигели, и сохранила атмосферу эпохи Елизаветы Петровны для потомков.

Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»

Ещё одну дерзость позволил себе Веласкес. Рядом с семьей короля он изобразил себя.

Диего Веласкес. Менины (фрагмент с автопортретом). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Известно, что Веласкес был честолюбив. Он, выходец из небогатой еврейской семьи, написал самого себя рядом с принцессой. Для того времени это было величайшим достижением.

Такого себе не мог позволить ни один придворный художник. До Веласкеса.

А после него это сделал лишь Франсиско Гойя. Ему тоже было можно. Вот он стоит у холста позади семьи Карла IV. 150 лет спустя.

Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла IV. 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.

О том, что Веласкес честолюбив, нам говорит ещё пара деталей. На момент написания картины мастеру было 57 лет. Но на полотне он явно выглядит моложе лет на 15. Конечно, чтобы соответствовать окружению.

А ещё мы видим на его груди красный крест — это орден Сант-Яго, высшая награда в Испании в XVII веке. Но Веласкес получил его после написания картины…

Считается, что дорисовал орден другой художник по приказу короля уже после смерти Веласкеса. Но я больше склоняюсь к версии о том, что мастер сделал это сам.

Слишком уж оттенок креста гармонирует с другими красными красками на картине. Особенно он сочетается с украшениями на платьях инфанты и фрейлин.

Диего Веласкес. Менины (центральный фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

История [ править ]

Богдан Ханенко был известным меценатом и за сорокалетнюю коллекционерскую деятельность приобретал произведения на художественных аукционах в Вене , Берлине , Париже и Мадриде . Его самые ценные покупки стали результатом его поездок в Италию, где он приобрел около 100 предметов на аукционах в Риме и Флоренции .

Вскоре после смерти Богдана Ханенко 15 декабря 1918 года его вдова Варвара передала всю коллекцию в дар городу Киеву. 23 июня 1919 года коллекция получила статус государственного музея.

Летом 1941 года, с началом военных действий в Советском Союзе , наиболее ценная часть музейного собрания была эвакуирована в Уфу (тогда Башкирская АССР , ныне Башкортостан ). Из того, что осталось в Киеве, нацисты отобрали наиболее ценные произведения, вывезенные из Украины во время отступления 1943 года. Сегодня музей работает над поиском и возвращением украденных ценностей.

В 1950-х годах Таисия Джаспар подарила и продала музею более 350 произведений классической китайской живописи, скульптуры и прикладного искусства. В 1969 году музей приобрел 41 произведение культового буддийского искусства из собрания московского коллекционера Валериана Величко. В 1970-е годы в музее систематически формировалась коллекция японских скульптур Нэцкэ (около 70 единиц).

С 1986 по 1998 год музей был закрыт на капитальный ремонт. В 1998 году в отреставрированном Доме Ханенко открылись обновленные выставки европейского искусства 14-19 веков. В 1999 году имена основателей были возвращены в официальное название музея «Художественный музей имени Богдана и Варвары Ханенко».

В 2006 году в соседнем здании открылась первая в истории музея большая постоянная выставка азиатского искусства. Ценным вкладом в азиатскую коллекцию музея стали подарки меценатов Галины Щербак, Василия Новицкого и Александра Фельдмана в 1990-х и 2000-х годах.

Основные вехи жизни и творчества Диего Веласкеса

Время и место рождения величайшего живописца уже говорят о многом. Он появился на свет в 1599 году, в последний год переломного XVI века. 6 июня – день, когда новорожденный малыш Диего принял крещение, считается официальной датой его рождения, но существует мнение, что родился великий испанский художник днем раньше. Семья Веласкеса принадлежала к мелким дворянам, в Испании их называли «идальго». Среди выдающихся испанцев эпохи немало выходцев из этого сословия.

Севилья – родина Веласкеса, один из главных испанских городов времен раннего Нового времени, важный торговый порт и культурный центр. Облик города хранил культурное наследие различных эпох, демонстрируя синтез культур. Город имел большое значение как для короны, так и для развития испанской культуры. Именно этот город выбирали местом действия своих произведений многие испанские драматурги. Севилья стала родиной Дон Жуана – главного соблазнителя в мировой культуре.

В эпоху расцвета испанской живописи в Севилье сложилась своя живописная школа, яркими представителями которой были Франсиско Эррера и Франсиско Пачеко. Они стали учителями Веласкеса, оказав огромное влияние на формирование художественного стиля. Мальчик, проявляющий незаурядные художественные способности, попал в мастерскую Эрреры в 10-летнем возрасте.

Главную роль в становлении Веласкеса как художника сыграл Пачеко. Великий ученик превзойдет в известности своего учителя, однако свои первые шаги в карьере Диего Веласкес сделал именно благодаря Франсиско Пачеко, ставшему не только наставником, но и впоследствии тестем живописца, когда тот женился на его дочери.

С помощью Пачеко, который водил дружбу с королевским капелланом, Веласкес был замечен при дворе недавно вступившего на трон Филиппа IV. При новом короле все больший вес набирает граф Оливарес, всесильный временщик, ставший покровителем Веласкеса и одним из главных героев его живописи. Веласкес становится придворным живописцем и пребывает на этой должности до конца своих дней.

Являясь придворным живописцем, Диего Веласкес создает самые главные свои работы. Он известен как гениальный портретист, написавший множество портретов короля Филиппа IV и его приближенных.

Веласкес мастерски передавал фигуры и характеры людей, и многие его картины отличаются сложной композицией. Ярким примером служит одно из самых известных полотен «Менины», где в числе прочих героев художник изобразил  и самого себя.

При дворе он также создает серию батальных картин, отражающих значимые победы эпохи Филиппа IV. Самая известная из них – картина «Взятие Бреды».

Отношение к Веласкесу как к придворному живописцу было противоречивым. Он был художником и зарабатывал этим на жизнь. Однако при дворе, где царили официоз и «засилье стереотипов», считалось, что любой труд – недостойное дело для дворянина, даже если этот труд – творчество. В то же время художественное сообщество видело в Веласкесе «государственного служащего», любимчика графа Оливареса и потому также относилось к нему неоднозначно.

Лишь за год до смерти Диего Веласкес был посвящен в кавалеры ордена Сантьяго. Испанский художник умер в 1660 году после болезни, сильно обострившейся во время подготовки свадьбы наследника испанского престола с дочерью самого знаменитого французского монарха «короля-солнца» Людовика XIV. Это было последнее мероприятие испанского двора, в котором художник принимал активное участие.

Кто же главный герой картины

Кто главный герой картины, понятно сразу. Инфанта Маргарита.

Именно ее Веласкес выделяет светом. Вернее, более светлыми красками, создающими у нас иллюзию того, что девочка больше всех освещена.

Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Видно, что Веласкес рисует ее с особенной нежностью. Розовые щечки, губки. Белокурые, по-детски жиденькие волосы.

Мы знаем, что художник искренне любил девочку. Она не могла не нравиться. Несмотря на близкородственный брак ее родителей (мать — племянница отца), каким-то чудом девочка родилась здоровой и миловидной. К тому же имела необременительный для окружающих характер.

Также освещены светом фрейлины инфанты (по-испански — менины). Они тоже миловидны. Картина называется в их честь. Но я не думаю, что так назвал её сам Веласкес.

Долгое время она числилась в каталогах под названием «Семья Филиппа IV». Видимо, название «Менины» закрепилось позднее с лёгкой руки одного из хранителей картины.

В более приглушенном свете мы видим карлицу — няню инфанты. К ней относились при дворе благосклонно. Ведь она ухаживала за Маргаритой с рождения. За единственным на тот момент выжившим ребёнком королевской четы.

Возможно, карлице ставили это в заслугу. Поэтому и наградили орденом. На картине она трогает его рукой и как бы демонстрирует нам.

Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

А рядом с ней ещё один карлик — ребёнок. Он играючи поставил ногу на пса. Дело в том, что лишь карлики могли вести себя раскованно при дворе. Обычный придворный не мог себе позволить обижать пса инфанты.

Интересный факт. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который Веласкес якобы пишет в «Менинах», в реальности не существовует. Скорее всего, художник его выдумал.

А вот отдельный портрет инфанты Маргариты в этом же платье сохранился. На фоне того самого красного занавеса.

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. 1656 г. Музей истории искусства, Вена.

Почему так? И вот мы приблизились к главной загадке картины…

Какие театры располагаются в этих зданиях?

Вопрос 11. В Москве во второй половине XIX — начале ХХ века было несколько мест, где ночами шла карточная игра: Английский, Охотничий, Немецкий и Купеческий клубы. Однажды в Купеческом клубе Михаил Морозов проиграл за ночь миллион рублей. До 1909 года клуб был на одной улице, после переехал на соседнюю. В обоих упомянутых зданиях сегодня располагаются театры.

Выбрать один правильный вариант из предложенных ответов:

  • Театр Вахтангова и театр «Эрмитаж» (ул. Арбат, д. 26, и ул. Новый Арбат, д. 11)
  • Московский академический Музыкальный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» (ул. Большая Дмитровка, д. 17, и ул. Малая Дмитровка, д. 6)
  • Российский академический молодежный театр и театр имени М.Н. Ермоловой (Театральная пл., д. 2, и Тверская ул., д. 5/6)
  • Московский театр на Таганке и Московский театр русской драмы под руководством М. Щепенко (ул. Земляной Вал, д. 76/21, и ул. Земляной Вал, д. 64)

Кулответ поискал информацию в интернете:

По мнению Кулответа правильный вариант: Московский академический Музыкальный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» (ул. Большая Дмитровка, д. 17, и ул. Малая Дмитровка, д. 6)

Тысячи платьев на каждый день

Об образе жизни Елизаветы известно меньше, чем, скажем, о Екатерине II. Однако из того, что писали ее современники, возникает образ несколько взбалмошной и очень любившей роскошь и веселье женщины. Аристократ и философ-просветитель князь Михаил Щербатов так рассказывал об императрице (называя ее «государь» в мужском роде) в статье «О повреждении нравов в России»: «Государь прилагал все свои тщания ко украшению своей особы; когда он за правило себе имел каждый день новое платье надевать, а иногда по два и по три на день, и стыжусь сказать число, но уверяют, что несколько десятков тысяч разных платьев после нее осталось». К сожалению, они не дошли до наших дней. Некоторые из них известны по картинам, на которых изображена императрица.

1/1

Эгрет Елизаветы Петровны Украшение для прически в виде фонтана с сапфировыми подвесками-каплями. Хранится в Алмазном фонде в Москве.

«Большой букет» Украшение для парадного платья императрицы Елизаветы Петровны. Бриллиантовые стилизованные цветы шиповника, ириса, нарцисса, незабудок и набранные из плоских изумрудов листья помещены на золотые стебли. Хранится в Алмазном фонде в Москве.

Бант-склаваж императрицы Разновидность брошей, которые набрали популярность во времена Елизаветы Петровны. Их крепили к бархатным или кружевным лентам на шее. Хранится в Алмазном фонде.

Рубиновые серьги императрицы Серьги-жирандоли с рубинами составляют полупарюру с бантом-склаважем. Хранятся в Алмазном фонде.

Елизавета Петровна любила драгоценности, ибо еще с отрочества привыкла носить бриллианты на отцовских ассамблеях. Из всего богатого и многообразного «ювелирного гардероба» царицы сохранилось несколько уникальных предметов, которые можно увидеть в Алмазном фонде. Среди них — эгрет (украшение для прически) в виде фонтана с сапфировыми подвесками-каплями, бант-склаваж для бархотки, серьги-шандельеры с рубинами. Одна из самых впечатляющих драгоценностей Елизаветы Петровны — корсажная брошь «Большой букет» с цветами шиповника, ирисами, нарциссами, незабудками из бриллиантов на подложке из цветной фольги и листьями из изумрудов. В центре украшения — 15,5-каратный бриллиант редчайшего сиреневого оттенка.

Казимир Валишевский в книге «Дщерь Петра Великого» писал о царице так: «При дворе два раза в неделю происходили маскарады, и Елизавета появлялась на них переодетой в мужские костюмы — то французским мушкетером, то казацким гетманом, то голландским матросом. У нее были красивые ноги, по крайней мере, ее в том уверяли. Полагая, что мужской костюм невыгоден ее соперницам по красоте, она затеяла маскированные балы, где все дамы должны были быть во фраках французского покроя».

Вообще польский биограф не слишком снисходителен к российской императрице. Он называет ее «беспорядочной, причудливой» и «чрезвычайно фамильярной», указывает, что она ненавидела «всякое серьезное занятие» и ругала «придворных самыми скверными словами», но при этом упоминает ее любезность и гостеприимство.

1/1

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец

Тайны картины

Уж если речь зашла о монархах, то спешу отметить ещё одну необычную деталь картины. Как правило, члены правящего семейства находились в центре полотна (как в случае с инфантой). По этой логике король и королева должны были стоять рядом с маленькой принцессой.

Но их можно увидеть в зеркале, что висит на стене на заднем плане. Поразительно, но Веласкес предпочёл сделать центральными фигурами прислугу и карликов, а не монархов. И в этом – ещё одна новаторская “изюминка” живописца.

Сопровождать инфанту могли только фрейлины из самых аристократических семей

Но, конечно, самой таинственной личностью остаётся человек в дверях, виднеющийся в дальней части помещения. Кто это? Исследователи так и не смогли точно определить, с кого был написан этот образ. Быть может, это друг или родственник художника (а может, и королевского семейства), что часто захаживал в мастерскую Веласкеса. Существует предположение, что это гофмейстер королевы Хосе Ньето Веласкес, который, по всей видимости, был родственником художника.

Не менее загадочной деталью кажется и взгляд персонажей картины. При первом знакомстве с полотном может показаться, что они смотрят на зрителя, но это не так. На самом деле взоры персонажей обращены к зеркалу, то есть они смотрят на короля и королеву.

В зеркале видно отражение короля Филиппа и его супруги Марианны

В своей картине «Менины» Веласкес создал поистине новаторский вариант живописи. В первую очередь, им были использованы необычные приёмы и варианты отображения, что прежде никем не применялись. Он сохранил загадочность и некую недосказанность, однако подчеркнул, что главными людьми в придворной жизни являются вовсе не монархи. Веласкес выделил тех, кто ежедневно трудится на благо двора, создаёт атмосферу и постоянно суетится – именно такими людьми и являлись менины.

Малютка Лизетт захватывает власть

Следом за старшей внебрачной дочерью у Петра I и Катерины Михайловой родилось еще два «бастарда»: Анна и Елизавета. Елизавета появилась на свет в конце 1709 года, вскоре после победы русских под Полтавой. Царь назвал девочку в честь своей любимой собаки и любимой лошади, которые носили кличку Лизетт, и любимого корабля — шестнадцатипушечной шнявы «Лизетт», построенной по проекту самого Петра и корабельного мастера Скляева. Надо сказать, что галлицизированное прозвище в честь отцовской лодки стало для Елизаветы Петровны символическим: она рано выучила французский язык (ее прочили в жены Людовику XV) и всю жизнь любила прогулки под парусом, как и верховую езду.

Через два с небольшим года после рождения Елизаветы Петр и Катерина обвенчались, и внебрачных дочерей «привенчали» родителям. Однако «не вполне законное» происхождение Елизаветы Петровны впоследствии объявили препятствием для занятия ею трона. Это привело к тому, что дочери Петра I, чтобы стать императрицей, пришлось прибегнуть к помощи фаворитов-заговорщиков.


Портрет Елизаветы Петровны

Справа — коронационной наряд императрицы. Платье сшито из серебряного глазета и отделано золотым галуном. Оно имеет глубокое декольте, рукава у платья отсутствуют. Платье дополняет серебряная кружевная мантия ручной работы. Ее длина составляет 5 метров 18 сантиметров, а вес достигает пяти килограммов.

Это произошло в 1741 году. Подробности дворцового переворота, после которого малолетний император Иоанн Антонович (правнук царя Ивана V, единокровного брата Петра I) оказался в заточении, а враждебные Елизавете Петровне царедворцы из партии покойной царицы Анны Иоанновны — в опале, достаточно хорошо известны любому, учившему российскую историю. После того, как Елизавета воцарилась, она приблизила к себе и осыпала милостями собственных сподвижников и фаворитов — придворного лекаря Лестока, канцлера Алексея Бестужева-Рюмина, семейство Шуваловых во главе с графом Петром Ивановичем (крупным государственным деятелем и откупщиком).

Юная инфанта на полотне

Но давайте скорее перейдём к самому полотну и постараемся разобраться, что же так поражает зрителя. Сразу можно отметить, что на картине изображены 11 человек и одна собака. Практически все персонажи имеют реальных прототипов, причём искусствоведы определили всех, кроме одного человека на заднем плане.

Но прежде чем “познакомиться” с ними, я хочу обратить внимание на фон. Все действующие лица находятся в мастерской художника

Доказательства этому – картины на стенах, холст, расположенный внизу, да и человек с кисточкой и красками.

Диего Веласкес «Менины», 1656 годМестонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

В самом центре картины «Менины» находится престолонаследница – инфанта Маргарита. Ей на момент написания работы было 4-5 лет. Её можно по праву назвать любимицей Веласкеса.

Девочка появляется на 5 его картинах. Увы, судьба принцессы оказалась печальной. Выйдя замуж за Леопольда I, она стала императрицей Священной Римской империи, однако в этом статусе пробыла совсем недолго. Маргарита умерла в 22-летнем возрасте от осложнений, связанных с родами.

Веласкес сумел так изобразить девочку, что даже человек, далёкий от истории, сразу поймёт: перед нами – юная принцесса. У Маргариты уже заметна лёгкая величавость в осанке, да и сам наряд выделяет её среди окружения.

Главная героиня картины – маленькая принцесса Маргарита

«Менины» — портал в другой мир

Сюжет «Менин» Веласкеса сложный. Но он поддаётся расшифровке.

5-летняя инфанта (испанская принцесса) пришла в мастерскую художника в сопровождении своей свиты. Она захотела посмотреть, как создаётся портрет её родителей — королевской четы.

Сложность сюжета в том, что Веласкес изобразил эту сцену очень неординарно.

Кажется, что половина персонажей смотрит на нас. Но на самом деле они глядят на короля с королевой, которых рисует Веласкес. Поэтому он и стоит рядом с холстом.

О том, что это именно так, мы узнаем благодаря зеркалу за спиной художника.

Диего Веласкес. Менины (деталь). 1656. Музей Прадо, Мадрид.

В нем отражается пара. Это Король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.

Для меня эта задумка художника очевидна по одной простой причине.

В верхнем правом углу зеркала отражается красный занавес. Такой же оттенок красной краски мы видим и на палитре художника.

Несмотря на размытость изображения, нам нетрудно определить, что изображены именно Филипп IV и Марианна Австрийская. Слишком уж у них характерные черты. Достаточно посмотреть на другие их портреты.

Портреты Диего Веласкеса. Слева: Марианна Австрийская, Королева Испании. 1655—1657. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид. Справа: Филипп IV, Король Испании. 1644 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Веласкес сделал невообразимое. Он показал не тех, кого рисуют. А то, что видят те, кого рисуют. И видят они это нашими глазами. Ведь мы стоим на их месте.

Так художник максимально вовлекает зрителя в пространство картины. И значительно это пространство расширяет. За счёт того, что мир картины виртуозно соединен с нашим миром.

Дальше — больше. Мир картины не заканчивается стенами мастерской. На заднем плане придворный распахнул дверь, когда впускал инфанту со свитой. Оттуда льётся яркий свет. Там их мир продолжается.

Можно даже выразиться в фантастическом ключе. Два мира: тот, что за дверью, и наш мир — соединены происходящим на картине. «Менины» — это портал между двумя мирами.

Слуги и художник

Справа и слева от инфанты находятся её фрейлины. Одна из них протягивает девочке сосуд с напитком. Неподалёку находятся охранник и компаньонка. Особый интерес вызывают два карлика, присутствующие на картине. В те времена они служили в качестве шутов и здесь также, несомненно, должны были развлекать инфанту.

Кстати, присутствие карликов на картине было достаточно редким явлением (тем более, на полотне придворного художника). «Менины» – картина, которая содержит и автопортрет Веласкеса. Да-да, тот самый человек, стоящий у холста с кистью и красками – это художник, написавший полотно, что перед нами.

Достаточно редкое явление – присутствие на картине придворного живописца карликов

И здесь заметна маленькая “слабость” живописца. Он решил изобразить не себя “настоящего”, а несколько идеализированный образ. Но, согласитесь, кому из нас не хочется выглядеть на портретах ярче и интереснее, чем в реальности?

На груди художника можно заметить красный крест – это орден Святого Сантьяго. Что примечательно, в рыцари данного ордена живописец был произведен уже после смерти короля, хотя Филиппа IV мы видим рядом с ним на полотне.

Автопортрет Веласкеса, вписанный в картину Менины

“Венера” при французском дворе

К сожалению, брак Варвары Дмитриевны распался. Вероятно, причиной тому был эпатажный нрав самой красавицы — поговаривали, что Николай участвовал в дуэли из-за жены. Кроме того, каждый её выход в свет сопровождался скандалами и пересудами. Именно так произошло и в 1863 году, когда Варвара появилась на балу в Париже.

Для костюмированного бала она выбрала образ жрицы Танит (героини произведения Флобера “Саламбо”). Едва наброшенная газовая ткань не скрывала ослепительно прекрасной фигуры гостьи. Императрица Евгения, жена Наполеона III, была в ярости, и вскоре жандармы попросили Варвару покинуть дворец. Однако на протяжении последующих лет в обществе нередко вспоминали этот эффектный выход Римской-Корсаковой, называя «татарской Венерой».

Жизнь Варвары Дмитриевны оказалась яркой, но совсем недолгой. Она умерла в возрасте сорока пяти лет от болезни сердца. Впоследствии её сын Николай назовёт свою дочь Варей — в честь её бабушки, пылкой и дерзкой красавицы, чей душевный пыл не могли остановить никакие границы и условности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: