Картины Караваджо часто отвергались заказчиками
Натурщиков для своих картин Караваджо находил среди уличных нищих и проституток. И переносил на холст многие их особенности. Грязные пятки, залысины, глубокие декольте. Получалось, что Караваджо шёл вразрез «Живописному эдикту». Этот закон запрещал придавать ликам святых черты обычных людей.
Поэтому не удивительно, что служителям церкви его работы часто не нравились. Ведь лица на холстах могли быть узнаны прихожанами. А там уже недалеко до возгласов “Шлюха в храме!”
Так, его картина “Мадонна со змеей” провисела в Соборе святого Петра всего лишь два дня. Именно по этой причине. Караваджо позировала его возлюбленная Лена. Она жила в Поганом Дворике в Риме. Это был квартал проституток и бандитов. Возможно, она была обычной женщиной. Но из-за места проживания априори относилась к дамам лёгкого поведения.
Караваджо. Мадонна со змеей. 1605-1606 гг. Галерея Боргезе, Рим
Отказались и от “Успения святой Марии”. Эта картина была написана по заказу для церкви Санта-Мария делла Скала. Однако заказчики были крайне возмущены полученной работой.
Другими художниками святая Мария в момент своей смерти изображалась скорее уснувшей. Или радостно возносившейся к сыну на небеса. Как, например, на картине Караччи, современника Караваджо.
Аннибале Караччи. Успение святой Марии. 1600-1601 гг. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим
У Караваджо же они увидели мертвую Марию. По-настоящему. Ее тело опухло. Кожа крайне бледна. Босоногая, она лежит в окружении апостолов. Они горюют по своей утрате. Никакого славного вознесения. Лишь скорбь и печаль.
Караваджо. Успение Марии. 1602-1606 гг. Лувр, Париж. Wga.hu
Общие характеристики
«Фламандский» в контексте этого и художественных периодов, таких как «Фламандские примитивы» (на английском языке, ныне ранняя нидерландская живопись ), часто включает регионы, не связанные с современной Фландрией , включая герцогство Брабант и автономное княжество -епископство Льеж . Однако к семнадцатому веку Антверпен стал главным городом инновационного художественного творчества, во многом благодаря присутствию Рубенса. Брюссель был важным местом расположения двора, что в конце века привлекло Давида Тенирса Младшего .
Франс Хогенберг, Кальвинистский иконоборческий бунт 20 августа 1566 года, когда многие картины и церковные украшения были уничтожены и впоследствии заменены художниками позднего северного маньеризма и барокко.
Поздний маньеризм
Хотя картины, созданные в конце XVI века, принадлежат к общим подходам северного маньеризма и позднего Возрождения, которые были распространены по всей Европе, такие художники, как Отто ван Вин , Адам ван Норт , Мартен де Вос и семья Франкен, сыграли особенно важную роль в установлении сцена для местного барокко. Между 1585 и началом 17 века они сделали много новых алтарей взамен разрушенных во время восстаний иконоборцев в 1566 году . Также в это время Франс Франкен Младший и Ян Брейгель Старший стали важными благодаря своим маленьким кабинетным картинам , часто изображающим мифологические и исторические сюжеты.
«Эпоха Рубенса»
Питер Пауль Рубенс (1577–1640), ученик Отто ван Вина и Адама ван Ноорта, провел восемь лет в Италии (1600–1608), изучая образцы классической древности , итальянского Возрождения и современников Адама Эльшаймера. и Караваджо . После своего возвращения в Антверпен он основал важную студию, обучая таких студентов, как Энтони ван Дейк, и в целом оказав сильное влияние на направление фламандского искусства. Большинство художников, работавших в городе в первой половине 17 века, находились под непосредственным влиянием Рубенса.
Питер Пауль Рубенс и Франс Снейдерс, Прометей Bound , 1611-12. Художественный музей Филадельфии. Эта картина является примером сотрудничества и специализации фламандского барокко. Снайдерс, который специализировался на животных, нарисовал орла, а Рубенс нарисовал фигуру Прометея.
Специализации и сотрудничество
Фламандское искусство отличается большим объемом сотрудничества, которое имело место между независимыми мастерами, что отчасти было связано с местной тенденцией специализироваться в определенной области. Например, Франс Снайдерс был художником-анималистом, а Яном Брейгелем Старшим восхищались его пейзажи и картины с растениями. Оба художника работали с Рубенсом, который часто рисовал фигуры, и другими художниками, создавая совместные работы.
Франс Франкен Младший, Preziosenwand ( Стена сокровищ ), 1636. Художественно-исторический музей , Вена. Этот тип живописи был одним из явно фламандских нововведений, появившихся в начале 17 века.
Инновации
Цветочный натюрморт , созданный около 1600 года такими художниками, как Ян Брейгель Старший, был частично фламандским нововведением, нашедшим отражение в Голландской республике в работах уроженца Антверпена Амброзиуса Босхарта (1573–1621). Однако в Антверпене этот новый жанр превратился в особый католический тип живописи — цветочную гирлянду . Другие типы картин, тесно связанные с фламандским барокко, включают монументальные сцены охоты Рубенса и Снайдерса и картины галерей таких художников, как Виллем ван Хехт и Давид Тенирс Младший .
Знаменитое тенебросо Караваджо.
Караваджо очень узнаваем по манере тенебросо. Это когда на заднем плане – сплошная тьма. А фигуры и предметы освещаются единственным неярким источником света. Этот свет как бы вылепливает из мрака очень объемное изображение. Эффектно. Эмоционально. Драматично.
Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин. Wga.hu
Тенебросо некоторые художники ругали. Называя живопись Караваджо “подвальной”. Другие, наоборот, ее заимствовали. Более того, делали ее подвальной буквально. И открывали свои мастерские в настоящих подвалах с одним источником света.
Мурильо. Маленький нищий. 1650 г. Лувр, Париж. Artchive.ru
Живопись барокко в Испании.
Основная статья: Барочная живопись Испании
Основная категория: художники испанского барокко
Деталь Аполлона и Марсия работы Хосе де Риберы, 1637 г., Музей Н. ди Сан-Мартино, Неаполь.
В Испании барокко является кульминационным моментом изобразительной деятельности, выделяясь над великолепной группой художников, гением и мастерством Диего Веласкеса , Риберы , Бартоломе Эстебана Мурильо или Франсиско де Сурбарана . Этот период был известен как Золотой век , как признак того, что большое количество важных деятелей работали, несмотря на экономический кризис, от которого страдала страна.
Испанские художники вдохновляются итальянскими художниками, такими как Караваджо , и его тенебризмом . Фламандская живопись в стиле барокко оказала большое влияние на Испанию из-за мандата, осуществляемого в этом районе, и прибытия Рубенса в страну в качестве придворного художника.
Основными школами искусства барокко будут школы Мадрида , Севильи и Валенсии .
Тема в Испании, католической и монархической, явно религиозная. Большинство работ были заказаны непосредственно церковью. С другой стороны, многие картины посвящены королям, дворянам и их войнам, как, например, в знаменитой картине « Лас-Лансас », которую Веласкес написал в 1635 году для Паласио-дель-Буэн-Ретиро в Мадриде. Мифология и классические темы также будут постоянными. Но чаще всего повторяется христианская религия, примером которой может служить «Мученичество Сан-Фелипе », великое произведение Хосе де Рибера. Реалистичность работ будет использована для передачи верующим религиозной идеи, для которой барокко было оружием церкви.
Цвета яркие, с эффектами нескольких источников света, которые создают столько теневых областей. Итальянский тенебризм будет ощущаться во всех испанских живописцах. Фигуры обычно не позируют, они запечатлены с преувеличенным движением, чтобы придать сцене силу. Картины маслом большие и обычно сложные, с разнообразными фигурами и выразительными жестами.
Черты и особенности стиля
Для направления барокко характерны контраст образов и их динамизм, сочетание иллюзорности форм и реальности, великолепие композиций. В интерьере и экстерьере построек использованы скульптурные элементы, тесаные колонны, улитки и заклепки, а также пилястры. Широкомасштабное развертывание колоннад было обычным делом. Стиль барокко унаследовал от маньеризма стремление поражать воображение. Это прослеживается в сложных формах куполов, выполненных в виде многоуровневых конструкций. Отличительные особенности также включают использование кариатид, атлантов и горгулий.
Тенденции претенциозности и помпезного богатства также восходят к викторианской эпохе.
Кариатиды, атланты и маскерони
Интерьер
Необычные композиции из асимметричных орнаментов, изображений вогнутых и выпуклых форм широко используются в интерьере барокко. Четко выражены вертикальные линии колонн и сочленения горизонтального типа, что также присуще колониальному стилю.
На фото один из ярких примеров интерьера в стиле барокко.
Барочный интерьер
Мебель
Мебель в стиле барокко — уникальное произведение искусства, поэтому ее чаще всего использовали для создания внутренней композиции помещения. Мягкие наушники (диваны, кресла на деревянных ножках, стулья) были набиты дорогими материалами в насыщенных тонах. Гигантские деревянные шкафы были украшены резной гравировкой и монохромным орнаментом. Большой популярностью пользовались огромные кровати с изящными навесами, с которых падали красочные покрывала
В эпоху барокко гостиным уделялось особое внимание: в роскошных залах принимали гостей и устраивали танцы
Мебель в стиле барокко
Оформление стен
В интерьере в стиле барокко использована настенная роспись. Высокие мраморные стены были покрыты большими разноцветными изображениями, дополненными обильной позолотой и расписанными фресками потолками. А картины невероятных размеров, обрамленные богатыми рамами (с позолотой или лепниной) завершали общую композицию невероятного великолепия.
Классическое представление барокко в современной обстановке
Оформление полов
Мраморный пол гармонично контрастировал с общим интерьером гигантских залов. Он был выполнен в виде шахматной плитки. Цветовая палитра была не очень разнообразной — использовались однотонные цвета. На фото выше также видно, как были оформлены полы в стиле барокко.
Живопись
К особенностям формирования живописи в период барокко можно отнести:
- Яркая цветовая палитра.
- Динамичность композиции.
- Великолепие «плоских» форм.
Яркие образцы барочной живописи можно увидеть в произведениях Рубенса («Распятие», «Страшный суд», «Битва греков с амазонками») и Караваджо («Больной Вакх», «Отдых во время полета в Египет »,« Призвание апостола Матфея»).
«Страшный суд», Рубенс
Архитектура и ее представители
Отличительными чертами архитектуры барокко являются плавность криволинейных и сложных форм, а также невероятный размах стилистического пространства. Обилие скульптурных творений украшает фасады церквей и соборов.
Неоценимый вклад в сферу архитектуры внесли:
- Донато Браманте — основоположник архитектуры барокко.
- Джакомо Делла Порта, Карло Мадерна и Доменико Фонтана — архитекторы раннего барокко.
- Франческо Бромини — представитель радикальной архитектуры.
- Сантино Солари — создает первый собор в стиле барокко в Зальцбурге.
Архитектура барокко
Скульптура
Лоренцо Бернини
Скульптура была органически неотъемлемой частью искусства барокко. Самым известным скульптором семнадцатого века был Лоренцо Бернини. Среди его самых популярных работ по мифологии:
- Плутон (бог подземного мира), похищение Прозерпины.
- «Экстаз Святой Терезы» — группа алтарей, расположенных в одном из храмов Рима.
- Аполлон (бог света) преследует нимфу Дафну, которая чудесным образом превращается в дерево.
На фото — деревянная скульптура в стиле барокко. Именно этот материал преобладал при создании скульптур и для большей реалистичности с огранкой хрусталя и стеклянными глазками.
Известные картины
Ярчайшими примерами барокко в живописи можно назвать следующие работы.
«Менины» (Веласкес, 1656)
МениныДиего Веласкес
Одна из самых знаменитых картин в мире, хранящаяся в испанском музее Прадо. «Менины» считается вершиной творчества художника, так как у нее невероятно сложная, даже загадочная композиция. На картине изображены и король, и королева, и их дочь со свитой слуг, и даже сам Веласкес, занятый рисованием.
«Медуза» (Караваджо, 1598)
МедузаКараваджо
Особенность холста в том, что рисунок на нем сделан без набросков. Всего год потребовалось художнику, чтобы выполнить заказ кардинала дель Монте. Мрачные тона, гримаса ужаса на отрубленной голове – все это не умаляет гениальности шедевра, который сегодня находится в Галерее Уффици (Флоренция).
«Воздвижение креста» (Рубенс, 1610)
Воздвижение Креста ГосподняПитер Пауль Рубенс
Картина, прославившая художника. Впервые избитый сюжет казни Христа был преподнесен по-новому: натурально, живо, как будто это не событие давно минувших лет, а сцена, происходящая в данный момент перед глазами зрителя. Рубенса после этого стали называть «богом живописцев».
«Девушка с жемчужной сережкой» (Вермеер, 1665)
Девушка с жемчужной серёжкойЯн Вермеер
Полотно не только красивое, но и загадочное. Неизвестно, кто изображен на холсте, и когда точно была написана картина. Девушку с портрета окрестили «голландской Моной Лизой», полюбоваться на нее можно в королевской художественной галерее в Гааге.
«Возвращение блудного сына» (Рембрандт, 1669)
Возвращение блудного сынаРембрандт
Одна из самых известных работ Рембрандта. В основе – религиозная притча о всепрощении и безграничной родительской любви. Полотно находится в Эрмитаже: оно было куплено по поручению Екатерины II в 1776 году.
«Автопортрет» (Ван Дейк, 1623)
АвтопортретАнтонис ван Дейк
Благодаря этому холсту современный человек может представить, как выглядел гений. Автопортрет считается лучшей работой фламандца Ван Дейка. Его стиль отличается изяществом, а самого себя он изобразил с особой любовью, подчеркнув тонкость рук, аристократизм и правильные, даже женственные черты лица.
«Даная» (Рембрандт, 1647)
ДанаяРембрандт
Картина, которую мастер рисовал с особой любовью целые 10 лет. Она писалась не по заказу, а для собственного удовольствия, и украшала дом художника вплоть до его смерти. Находится в Государственном Эрмитаже.
«Смерть Марии» (Караваджо, 1606)
Смерть МарииКараваджо
Новаторская работа, представившая мать Христа не как божественную личность, а как обычного человека. В связи с этим, церковь, выступавшая заказчиком, отказалась выкупать холст. Но впоследствии произведение было признано гениальным, и сегодня украшает стены Лувра.
«Три грации» (Рубенс, 1623)
Три грацииРубенс
Фламандец любил изображать женское тело таким, какое оно есть от природы. Героини картины по современным меркам не особенно грациозны, но до сих пор это полотно считается гимном женской красоте и обаянию.
«Вид Толедо» (Эль Греко, 1600)
Вид ТоледоЭль Греко
Редкая картина, изображающая любимый город мастера, ведь по большей части Эль Греко выбирал библейские сюжеты. Это один из первых пейзажей в европейской живописи, поэтому холст заслуживает особого внимания.
Артемизия Джентилески
Продолжительность жизни: 8 июля 1593 г. — ок. 1656
Национальность: итальянка
Артемизия Джентилески
Артемизия потеряла мать, когда ей было всего 12 лет, а в 17 лет она была изнасилована одним из коллег отца, Агостино Тасси. После того как ее насильник был привлечен к ответственности, она вышла замуж за художника и переехала во Флоренцию. Там она оставила трагедии своей молодости и расцвела как артистка. Артемизия Джентилески была первой женщиной, которая стала членом Академии искусства рисования, учебной художественной академии во Флоренции. Она пользовалась покровительством Козимо Медичи, великого герцога Тосканы. У нее также была международная клиентура. Артемизия специализировалась на изображениях сильных и страдающих женщин из мифов, аллегорий и Библии. Она прославилась убедительным изображением женской фигуры, а также своим умением и талантом обращаться с цветом. Сегодня, Джентилески рассматривается как один из наиболее опытных художников периода Барокко.
Шедевр: Юдифь убивает Олоферна (1620 )
Юдифь убивает Олоферна (1620 )
Другие известные произведения: —
Сусанна и старцы (1611)
Автопортрет как аллегория живописи (1639)
Рембрандт
Продолжительность жизни: 15 июля 1606 г. — 4 октября 1669 г.
Национальность: D utch
Рембрандт ван Рейн
Рембрандт доминировал в Голландский золотой век, и с тех пор он остается самым известным голландским художником. Рэмбрандт известен как властитель света и тени. Его картины отличаются исключительным реализмом, которого он смог достичь благодаря своим фирменным световым и теневым эффектам. На протяжении своей плодотворной карьеры Рембрандт работал в нескольких жанрах, но наиболее известен он портретами и изображениями библейских и мифологических сцен. Как художник-портретист, он известен тем, что улавливает настроение своих героев. Групповой портрет в то время процветал в Нидерландах, и Рембрандт создавал одни из самых известных групповых портретов. Он также считается одним из величайших художников-автопортретистов, известных тем, что не проявляли к себе милосердия. Хотя Караваджо оказал большее влияние на эпоху барокко, Рембрандт, несомненно, является самым известным художником эпохи.
Шедевр: Ночной дозор (1642)
Ночной дозор (1642) — Рембрандт
Другие известные произведения: —
Похищение Европы (1632 г.)
Автопортрет с беретом и поднятым воротником (1659)
Необычайный реализм Караваджо
С самого начала Караваджо тяготел к реалистичности. Даже богов он не желал идеализировать. Его знаменитый “Вакх” изображён с грязью под ногтями. А фрукты попорчены гусеницами. Никакой идеализации. И особой божественности. Скорее натурщик, притворяющийся Богом.
Караваджо. Вакх. 1598 г. Галерея Уффици, Флоренция. wga.hu
Караваджо максимально правдоподобно изображает и библейские истории. Посмотрите на его картину “Неверие святого Фомы”. Мастер показывает этот сюжет очень реалистично. Не избегая даже самых неприятных подробностей. Святой Фома проникает пальцем в рану Христа. Не веря в его воскрешение.
Никакой символичности. Все очень буквально.
Караваджо. Неверие апостола Фомы. 1601-1602 гг. Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия. Wikimedia.commons.com
Особый исторический контекст
Окутанные всевозможной тайной и неопределенностью, специалисты не могут прийти к единому мнению о происхождении этого произведения искусства. Считается, что он был написан в конце 16 века (по мнению экспертов, между 1593 и 1600 годами): это юношеское произведение Караваджо (ему было от 22 до 29 лет). Хотя эта светящаяся картина была ранней, она уже демонстрирует замечательные технические качества.
По словам специалистов, это было заказано кардиналом Франческо Мария дель Монте , который хотел подарить картину Фердинандо I Медичи (Великому герцогу Тосканы) по особому случаю: свадьбе его сына. Известное происхождение произведения искусства свидетельствует о его присутствии в престижной коллекции Медичи: этот высокомерный молодой Вакх уже был звездой всего через несколько лет после своего рождения .
Антураж Алессандро Аллори, Фердинандо I Медичи, 1588. Галерея Уффици, Флоренция (Италия).
После смерти последней наследницы (1743 г.) знаменитая коллекция Медичи была завещана городу Флоренции , который создал специальный музей по этому случаю: Музей Уффици , ныне всемирно известный своими богатыми галереями. Забытый в кладовых, этот молодой Вакх был вновь открыт только в 20 веке двумя особенно настойчивыми экспертами. Произведение искусства было брошено в плачевном состоянии: оно было найдено на полу темного и сырого кладового. Он поцарапан и полностью пожелтел, но исследования формальные: это определенно Караваджо .
Сегодня этот божественный портрет — одна из самых известных картин итальянского мастера. Это второе известное изображение Вакха художником, так как есть еще одно — «Молодой больной Вакх» — выставлено в галерее Боргезе в Риме.
Караваджо, Молодой больной Вакх, 1593–1594. Галерея Боргезе, Рим (Италия).
Почему это шедевр?
Помимо бесценных технических и эстетических качеств для своего времени, это произведение искусства объединяет два важных элемента , как для Караваджо, так и для истории искусства в целом:
Натюрморт
Караваджо, Вакх (подробности). Галерея Уффици, Флоренция (Италия).
Караваджо был одним из предшественников жанра. В то время натюрморты в том виде, в каком мы их представляем сегодня, уже существовали, в частности, благодаря фундаментальным работам Феде Галиции (женщины, да !), Но они были настолько редки, что не особо интересовали покровителей и коллекционеров, которые предпочитали больше. традиционные форматы: мифологические сюжеты или буржуазные портреты. Вот настоящая наглость художника, который этим эстетическим дополнением проливает новый свет на это стилистическое упражнение, которое скоро станет легионом среди художников по всему миру.
Феде Галиция, Персики в стеклянной миске с айвой и кузнечиком, 1610.
Потенциальный скрытый автопортрет
Для многих искусствоведов автопортрет художника скрыт в отражении графина с вином на переднем плане произведения искусства. Это сложно увидеть невооруженным глазом: последовательные реставрации не обошли стороной. Однако рентгеновский анализ показывает, что в этом странном отражении есть силуэт.
Караваджо, Вакх (подробности). Галерея Уффици, Флоренция (Италия).
Заботьтесь о деталях
Сосредоточимся теперь на аллегорическом характере произведения искусства. Как мы уже упоминали выше, это не прямое и недвусмысленное изображение бога Вакха, а скорее молодой человек с его характерными чертами. Но как определить разницу? Как прийти к такому выводу?
Караваджо, Вакх (подробности). Галерея Уффици, Флоренция (Италия).
Здесь художник дал нам несколько деталей, которые предполагают, что он не сам бог. Следите за обновлениями, это увлекательно! Уже сейчас мы можем наблюдать, что под белой драпировкой, покрывающей часть молодого человека и скамейку, другой узор: это тусклая потертая ткань с синей линией. Нет сомнений в том, что это современный орнамент , которому нет места в мифологическом изображении, которое должно быть аутентичным.
Затем при внимательном чтении работы вы заметите, что руки эстета грязные, а ногти темные, как будто они были землистыми. Эта деталь — классический символ крестьянской иконографии, когда художники хотят подчеркнуть пролетарское происхождение главного героя. Ни один бог не возделывает землю, даже бог виноградной лозы. В том же духе вариации цветов на лице и руках этого якобы божественного персонажа свидетельствуют о его истинной природе: боги не подвержены красноте, эти кожные слабости предназначены только для людей. Караваджо ненавидел идеализацию, даже когда ему приходилось рисовать божества.
Караваджо, Вакх (подробности). Галерея Уффици, Флоренция (Италия).
Аллегория жизни
Наконец, и это, безусловно, основная информация, которую следует сохранить из этой картины: она подчеркивает (еще раз тонко) течение времени и мимолетность чувственных удовольствий .
Некоторые фрукты болезненно поддерживаются в состоянии зрелости: мы видим коричневое яблоко на переднем плане, рвущийся рядом с ним гранат, затем еще одно яблоко, на этот раз поеденное червями, а также несколько покрасневших листьев, символы заката. времена года и цикл жизни .
Караваджо, Вакх (подробности). Галерея Уффици, Флоренция (Италия).
Эти уставшие фрукты легко вызывают классическую мантру тщеславия: «Memento Mori» , помни, что ты умрешь . Караваджо писал неаппетитные фрукты не для простого удовольствия испортить холст, который можно было бы роскошно украсить красочными и сочными фруктами: он хотел заставить нас задуматься о течении времени, о незначительности нашей жизни перед лицом неотвратимый обратный отсчет жизни .
По словам искусствоведа Альфреда Мойра , мы должны воспринимать осторожную мораль, «потому что, если мальчик восторжествует в великолепии своей юности, оно исчезнет так же быстро, как пузыри в графине, в который мы только что налили вино». Художник предлагает нам насладиться молодостью, пока все не исчезло .
Караваджо, письмо Святого Иеронима , около 1605 года. Галерея Боргезе, Рим (Италия).
Тонко, но верно Караваджо предлагает нам один, затем два, затем три способа прочтения одного произведения искусства на протяжении всей своей карьеры. Иногда эти анализы противоречат друг другу, иногда дополняют друг друга, но это всегда увлекательно. Снимаю шляпу перед художником!
Откройте для себя нашу подборку произведений искусства, вдохновленных Караваджо .
Йоханнес Вермеер
Продолжительность жизни: 31 октября 1632 г. — 16 декабря 1675 г.
Национальность: голландец
Йоханнес Вермеер
Йоханнес Вермеер в свое время был относительно малоизвестным. Возможно, это произошло потому, что он был менее плодовитым и за свою жизнь создал всего около 45 работ, из которых 36 до сих пор сохранились. Но качество их настолько велико, что они входят в число самых почитаемых изображений в истории искусства. Хотя он также писал религиозные и мифологические сцены, Вермеер наиболее известен своими картинами сцен повседневной жизни в интерьере. Кроме того, он известен мастерским использованием света в своих работах и созданием реалистичных ярких изображений, завораживающих зрителя. После смерти Вермеера забыли, и только в 19 веке его работы были заново открыты и оценены. С тех пор репутация Вермеера стремительно росла. Голландский Золотой век был периодом в истории Нидерландов, в котором, среди прочего, голландское искусство заняло свое место среди самых известных в мире. Вермеер в настоящее время признан величайшим художником голландского Золотого века наряду с Рембрандтом.
Шедевр: Девушка с жемчужной сережкой (1665)
Девушка с жемчужной сережкой (1665) — Иоганн Вермеер
Другие известные произведения: —
Доярка (1658)
Вид на Делфт (1661)
Караваджо был агрессивным и вспыльчивым человеком
Караваджо был очень вспыльчив и задирист. Со шпагой на перевес, он мог неделями шататься по кабакам. Было легко задеть его самолюбие. В таком случае в трактирщика летела тарелка с едой. Или оголялась шпага. Так что современники Караваджо понимали, что у этого гения очень мало шансов прожить долгую жизнь.
Еще его покровители и друзья удивлялись, как у такого агрессивного человека получалось писать истинную любовь и нежность. Как, например, на картине “Отдых на пути в Египет”.
Караваджо. Отдых на пути в Египет. Фрагмент. 1598 г. Галерея Дориа-Памфили, Рим. Wga.hu
Хотя, конечно, в его работах преобладают мрачные, трагичные сюжеты. Особенно зловещим и кровожадным считается его шедевр “Усекновение головы Иоанна Крестителя”. Особо чувствительным ее лучше не смотреть (и не читать описание).
Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1608 г. Собор святого Иоанна, Мальта. Wikipedia.ru
Большая часть картины – во тьме. А центральная фигура композиции – палач. Он только что перерезал горло святому. И уже приготовил кинжал, чтобы отсечь голову. Страшнее него только Саломея. Она так спокойно подставляет медное блюдо для головы казнённого! Что просто кровь стынет в жилах.
Изображён самый момент убийства. Так мог написать только тот, кто сам смотрел убитому в глаза.
Да, Караваджо был убийцей. Но не расчетливым. В пылу очередной драки после словесной перебранки он убил человека. Рануччо Томассони. О чем потом очень сильно жалел. Это очевидно по одной из последних его работ. По картине “Давид с головой Голиафа”.
Караваджо. Давид с головой Голиафа. 1609-1610 гг. Галерея Боргезе, Рим. Artchive.ru
Таким Давида ещё никто не изображал. Юноша сокрушенно и с печалью в глазах смотрит на голову поверженного врага. Никакого триумфа. Никакой гордости за самого себя.
Существует версия, что это двойной автопортрет Караваджо. В образе Давида – его светлая сторона души. В образе Голиафа – тёмная. Это картина – приговор самому себе. За убийство. За лишение жизни другого человека.
Живопись Караваджо
Караваджо, Микеланджело (Michelangelo Merisi da Caravaggio ) (наст. фам. Меризи — Merisi) (1573-1610), – известный итальянский художник, представитель итальянского барокко.
Один из самых значительных и талантливых художников в истории искусства. Реформатор европейской живописи XVII века, основоположник реалистического направления, внёс в изобразительное искусство чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени (характерная черта караваджизма).
Биография художника
Караваджо учился в Милане (1584—88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606. В мае 1606 г. художник убил на дуэли участника ссоры и вынужден был покинуть город. В 1608 г. он переехал на Мальту, где был заключен в тюрьму, потом бежал на Сицилию. Умер живописец (от малярии) в г. Порто-Эрколе, Тоскана.
Особенности творчества
Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 вв. (маньеризм и академизм). Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект. Простонародность образов, смелое утверждение демократических художественных идеалов поставили художника в оппозицию по отношению к современному ему искусству. В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ не большого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом («Погребение Св. Лучии», 1608 г.). Свет в картинах Караваджо становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает черты свободной импровизационности.
Жанр картин
Караваджо — автор исключительных по драматической силе религиозных композиций («Положение во гроб», ок. 1602-04), мифологических («Вакх», 1592-93) и жанровых («Лютнист», 1595) картин. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели («Маленький больной Вакх»), аплегорическому истолкованию сюжета — непосредственное наблюдение натуры («Юноша с корзиной фруктов»). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало («Вакх», 1592-1593 гг.). Внес большой вклад в сложение новых видов живописи — натюрморта («Корзина с фруктами», ок. 1596 г.) и бытового жанра («Гадалка», Лувр). Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет»). Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг.) — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599-1600 гг., «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600-1601 гг., «Положение во гроб», 1602-1604 гг.; «Смерть Марии», ок. 1605-1606 гг.).
Влияние искусства Караваджо
Новаторское искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.