244 картины стиля барокко в живописи: знаменитые художники и прославленные шедевры

Русское барокко

Пётр I приложил много сил для приобщения России к европейской культуре. Барокко в России задержалось надолго, но особенно ярко проявилось в архитектуре. Пётр I приглашал мастеров барочной архитектуры, а также посылал своих молодых художников и архитекторов на учебу за границу. Первый этап развития барокко в России получил название «петровское барокко».

Живопись этой эпохи освобождается от церковных сюжетов и активно переходит к светским жанрам: портретам, пейзажам, жанровым сценам. Первым русским живописцем, побывавшим за границей, был портретист Иван Никитин (1680-ок.1742). Он 3 года провёл в Италии, но в его портретном творчестве выражены только некоторые элементы стиля барокко. 

Успехов в создании барочного портрета достиг русский художник Иван Адольский (Одольский, 1686-ок. 1758).

Например, его Портрет императрицы Екатерины I с арапчонком.

Черты и особенности стиля

Для направления барокко присущи контрастность образов и их динамичность, совмещение иллюзорных форм и реальности, великолепие композиций. В интерьерах и экстерьерах построек применяются скульптурные элементы, рустованные колонны, волюты и раскреповки, а также пилястры. Нередко можно было встретить развернутые колоннады значительных масштабов. Стиль барокко от маньеризма унаследовал тенденцию поражать воображение. Это можно наблюдать в сложных купольных формах, выполненных в виде многоярусных конструкций. К отличительным чертам также относится использование кариатид, атлантов и маскарон.

Тенденции вычурности и напыщенного богатства также можно проследить еще в стиле Викторианской эпохи.


Кариатиды, атланты и маскароны

Интерьер

В моду барочного интерьера широко входят необычные композиции ассиметричных рисунков декора, изображения вогнутых и выпуклых форм. Четко выражены вертикальные линии колон и членений горизонтального типа, что присуще еще и колониальному стилю.

На фото представлен один из ярчайших примеров интерьера в направлении барокко.


Интерьер в стиле барокко

Мебель

Мебель в стиле барокко – уникальное произведение искусства, поэтому она использовалась чаще всего для создания интерьерной композиции помещения. Мягкие гарнитуры (диваны, кресла с деревянными ножками, стулья) обивались дорогостоящими материалами насыщенных оттенков. Гигантские шкафы из дерева украшались резными гравировками и однотонными рисунками. Очень популярны были громадные кровати с нарядными навесами, с которых струились вниз красочные покрывала

Гостиным помещениям во времена барокко уделялось особое внимание – в шикарных залах принимали гостей и устраивали балы


Мебель в стиле барокко

Оформление стен

В интерьере барокко использовалась настенная роспись. Высокие мраморные стены были покрыты крупными многоцветными изображениями, дополненными обильной позолотой и фресками на потолках. А картины невероятных размеров и обрамленные богатыми рамами (с позолотой или лепниной), довершали общую композицию невероятного великолепия.


Классическое представление барокко в современном интерьере

Оформление полов

Мраморный пол служил гармоничным контрастом общему интерьеру гигантских залов. Он оформлялся в виде плиток, расположенных в шахматном порядке. Цветовая палитра не отличалась особенным разнообразием – использовались однотонные цвета. На фото выше можно и просмотреть, как оформлялись полы в стиле барокко.

Живопись

К характерным особенностям становления живописи в барочный период относятся:

  • Броская цветовая палитра.
  • Динамичность композиции.
  • Пышность «плоских» форм.

Яркие примеры картин эпохи барокко можно наблюдать в творчестве Рубенса («Распятие», «Страшный суд», «Битва греков с амазонками») и Караваджо («Больной Вакх», «Отдых на пути в Египет», «Призвание апостола Матфея»).


“Страшный суд”, Рубенс

Архитектура и ее представители

Отличительными чертами архитектуры барокко стали текучесть криволинейных и сложных форм, а также невероятный размах стилистического пространства. Изобилие скульптурных творений декорируют фасады здания церквей и соборов.

Неоценимый вклад в области архитектуры внесли:

  • Донато Браманте – основоположник барочного зодчества.
  • Джакомо Делла Порта, Карло Мадерна и Доменико Фонтана – архитекторы раннего периода барокко.
  • Франческо Брромини – представитель радикального зодчества.
  • Сантино Солари – создал первый барочный собор в Зальцбурге.


Архитектура барокко

Скульптура


Лоренцо Бернини

Органически присущей частью искусства барокко являлась скульптура. Самым знаменитым скульптором 17-го столетия был признан Лоренцо Бернини. Его наиболее популярные работы на мифологическую тематику:

  • Плутон (бог подземного царства), похищающий Прозерпину.
  • «Экстаз святой Терезы» – алтарная группа, расположенная в одном из храмов Рима.
  • Аполлон (бог света), преследующий нимфу Дафну, которая чудесным образом превращается в дерево.

На фото изображена скульптура в стиле барокко, выполненная из дерева. Именно этот материал преобладал при создании скульптур, а для большей реалистичности с хрустальной срезкой и стеклянными глазами.

Значение термина

Ни одно происхождение названия стилей в истории искусства не вызывает столько споров, сколько «барокко». Впервые термин употребили в XVIII веке Иоганн Иоахим Викельман (Johann Joachim Winckelmann) и Франческо Милициа (Francesco Milicia). Историки искусства вкладывали в эпитет «барочный» негативный смысл и применяли к творчеству, противоречащему правилам эстетики классицизма.

В списке представлены примеры толкований термина:

  • Название относится к фигуральному искусству
  • Язвительная насмешка, негативный смысл: нелепый, странный, «с причудой»
  • Barroco (французский язык) – дурной, вычурный, неестественный вкус
  • Perola barroca (португальский) – нестандартная жемчужина без оси вращения (термин ювелиров)
  • Barocco (итальянский) – приём софистики; форма логики, приводящая к абсурду
  • Bis-roca (латынь) – камень скрученной формы. Драгоценный минерал, но с дефектом. Имитация красоты
  • Barocco (итальянский) – термин связан с именем крупнейшего художника раннего барокко
  • Федерико Бароччи (Federico Barocci) – крупнейший итальянский художник и график эпохи позднего маньеризма и раннего барокко.
  • Заимствование из архитектуры центрально-азиатских турок (сельджуков)

Диего Веласкес

Диего Веласкес «Автопортрет»

В его глазах мы читаем глубокую скорбь о бедствиях страны и разорении народа Испании злосчастного ХVII-го века. Прекрасное лицо Художника окружено непроницаемым мраком – это цвет черных дел испанских королей, католической церкви и инквизиции. Но всё же народная сила жизни ещё не угасла – это мы увидим на картинах Веласкеса, видим также и на его автопортрете – как бодро закручены его усы! Мы ещё поборемся!

Диего Веласкес «Кузница Вулкана»

Если бы не фигура Аполлона с сияющим нимбом вокруг головы – картина было бы вполне реалистической и жанровой. Кузнецы, занятые своим делом, видят молодого бога, принесшего поразительную весть и активно реагируют на неё. Разнообразие их движений, выразительность мимики и обнажённые тела – всё это входит в арсенал средств барокко, но на смену фантастике пришли наблюдения натуры. Очень красноречива лежащая на наковальне раскалённая полоса – метафора гнева Вулкана, а также наклон его корпуса – не только от хромоты, но и от нахлынувших чувств.

Диего Веласкес «Водонос»

Эту картину можно отнести к стилю барокко только по одному признаку: по контрасту глубокого мрака с яркой белизной. В остальном она принадлежит стилю «реализм ХVII века», в своих лучших произведениях достигающему высот метафизического искусства. Старик-водонос – не просто трудящийся человек, добывающий нелёгким трудом свой скудный хлеб насущный. Это человек, который свою жизнь полагает на то, чтобы снабжать человечество самым необходимым – чистой водой. Он доставляет людям не просто воду – это святая вода жизни, утоляющая жажду Знания и Веры. Мы читаем эту мысль на лице мальчика, принимающего бокал с водой. Старик изображён в профиль, что делает его фигуру монументальной, (в духе старинных медалей) и значительной; даже прореха на его одежде выглядит как благородная деталь костюма, а огромный кувшин образует пластическую рифму с его высокой и крепкой фигурой.

Диего Веласкес «Мария и Марфа»

Здесь Художник достигает такого психологизма, какой впору бы русским передвижникам ХIХ века. (Лк. 10:38-42). Марфа, обиженная замечанием Иисуса, вот-вот готова заплакать. Щёки её раскраснелись, и глаза жалобно смотрят на зрителя картины, ища у него моральной поддержки. Ведь должен кто-то позаботиться о трапезе для гостей? Ведь сам Иисус не осудил учеников, когда они жевали колосья в поле, несмотря на постный день. «Суббота для человека, а не человек для субботы», — сказал Он (Мр. 2:27).

Готовить ужин для самого Спасителя – тоже богоугодное дело.

Вполне реалистически изображён натюрморт на столе и сцена беседы Христа с Марией (впрочем, реализм этот можно назвать «метафизическим»).

Диего Веласкес «Прядильщицы»

Это полотно – редкое по жизнеутверждающей силе и оптимистическому настроению. Здесь царит творческий труд, Искусство и Красота. Трудами этих простых женщин создаётся замечательный гобелен в стиле барокко, полный движения и гармоничных красок. (К сожалению, приведенная здесь репродукция не передаёт колорита картины, светлого и воздушного).

(рис. 206, 207, 208) Замечательны также портреты и жанровые картины Веласкеса, изображающие Человека не столько в его единичности и особенности, сколько в общечеловеческом плане – как тот или иной тип личности.

Диего Веласкес «Старая кухарка»

Диего Веласкес «Трое за столом»

Диего Веласкес «Папа Иннокентий»

Архитектура

Первыми, кто представил художественный стиль в начале XVII столетия, были архитекторы. Радикальный представитель итальянского барокко Франческо Борромини (Francesco Borromini) закладывает основы для последующего развития европейской архитектуры. Благодаря Борромини Италию называют родиной архитектурного барокко.

Франческо Борромини (1599 − 1667)

Совместно с Лоренцо Бернини архитектор работал над проектом 29-ти метрового балдахина в соборе святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане (Stato della Citta del Vaticano). Витые колонны украшены ветвями лавра. Четыре статуи отцов церкви поддерживают кресло святого Петра. Киворий покрыт бронзой, взятой из Пантеона. Имя резкого, неистового Франческо осталось в тени. Слава досталась его сопернику Лоренцо Бернини.

Выдающийся архитектор принимал участие в реконструкции кафедрального римского собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano).

За четыре года работы (1646 − 1650) он обогатил базилику элементами барочной архитектуры, спроектировал ниши главного нефа, сделал эскизы статуй святых и пророков. Автор проектов величественных дворцов руководил строительством палаццо Барберини (Palazzo Barberini, 1629 − 1633) в Риме.

https://www.youtube.com/watch?v=UvnyRjhh91cVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Francesco Borromini, scala elicoidale a Palazzo Barberini (manortiz) (https://www.youtube.com/watch?v=UvnyRjhh91c)

Винтовая лестница в виде улитки, двойные колонны, причудливые детали восхваляли могущество Маффео Барберини (Maffeo Barberini), избранного в 1623 году папой Римским (Урбан VIII).

Советую почитать про: площадь Барберини (piazza Barberini)

Филиппо Юварра (1678 − 1736).

Римский зодчий, яркий представитель позднего барокко, Филиппо Юварра (Filippo Juvarra) строил в Италии церкви, палаццо герцогов, проектировал королевский дворец в Испании (Palacio Real de Madrid).

Барочные находки Франческо Борромини вдохновили архитектора на создание в 1732 году купола церкви Сант-Андреа в Мантуе (Basilica di Sant’Andrea). В Турине сооружены дворцовый комплекс палаццо Мадама (Palazzo Madama, 1721), загородная резиденция монархов Савойской династии − стильный охотничий замок Ступиниджи (Palazzina di caccia di Stupinigi). Важнейшие постройки − собор Суперга (Basilica di Superga) и палаццо Бираго ди Боргаро (Palazzo Birago di Borgaro).

Собор Суперга

Строительство пышной католической базилики Суперга началось в 1717 году.

Архитектор барочного стиля Филиппо Юварра воздвиг храм, ставший «соперником колоссального собора святого Петра и Павла в Риме» (М.Н. Загоскин).

Палаццо Бираго ди Боргаро

В 1716 году граф Ренато Аугусто Боргаро (Augusto Renato Birago di Borgaro) поручил архитектору построить дворец в Турине. Особенности сооружения: величественная лестница, многочисленные колонны, украшенный статуями главный зал для торжественных приёмов и балов, чередование изогнутых и треугольных фронтонов на окнах.

Пирро Лигорио

Художник итальянского барокко, антиквар, инженер Пирро Лигорио (Pirro Ligorio) был архитектором папского двора Пия IV (1559 − 1565). После критики проекта Микеланджело Буонарроти по сооружению собора Святого Петра, Пирро Лигорио теряет престижную должность и возвращается на службу к Ипполито II д’Эсте (Ippolito II d’Este).

В 1567 году по заказу кардинала архитектор приступает к проектированию фонтанов и парка виллы в Тиволи. Мастер строит сад в соответствии с символикой династии д’Эсте, связанной с прародителем рода − Гераклом. Сорок два водоёма, окружающие виллу, создают «Кипящую лестницу».

Грандиозное сооружение «Дорога ста фонтанов» построено в соответствии с сюжетом «Метаморфоз» Овидия. Знакомство с «Фонтаном Органа» вызвало восторг современников. При попадании воды в сводчатую ёмкость, воздух проникал в органные трубочки и вызывал звуки музыки. После масштабной реставрации ландшафтной архитектуры, созданной Пирро Лигорио, объект назван самым красивым парком Европы (2007).

Ссылки

  1. «Don Quijote de la Mancha» в Don Quijote Spanish English Learning Получено 18 июля 2017 г. с: donquijote.org
  2. «Мигель де Сервантес» в Британской энциклопедии. Получено 18 июля 2017 г. из Британской энциклопедии: britannica.com
  3. «Мигель де Сервантес» в биографии, извлеченной 18 июля 2017 г. из биографии: biography.com
  4. Beuchot, M. «Сор Хуана, философия барокко» в Виртуальной библиотеке Мигеля де Сервантеса. Получено: 18 июля 2017 г. из виртуальной библиотеки Мигеля де Сервантеса: cervantesvirtual.com
  5. Мадрид Моктесума, П. «Сор Хуана Инес де ла Крус и барокко Новой Испании через повествовательные модели исторической фантастики и бум Латиноамериканская женщина »(2010 г.) в институциональном хранилище Университета Аликанте. Получено 18 июля 2017 г. из институционального репозитория Университета Аликанте: rua.ua.es
  6. Сарториус М. и Сарториус Л. «Иоганн Себастьян Бах: подробная информативная биография» (1964) в книге «Композиторы и музыканты в стиле барокко». Получено 18 июля 2017 г. с сайта композиторов и музыкантов эпохи барокко: baroquemusic.org
  7. Пентрит, Р. «Оценка музыкального стиля Вивальди» (4 марта 2015 г.) в BBC Music Magazine. Получено 18 июля 2017 г. из журнала BBC Music: classic-music.com
  8. «Антонио Вивальди» в биографии. Получено 18 июля 2017 г. из биографии: biography.com
  9. Кристиансен, К. «Караваджо (Микеланджело Меризи) (1571–1610) и его последователи» (2003) в The Met. Получено 18 июля 2017 г. из The Met: metmuseum.org.
  10. «Рембрандт ван Рейн» в Британской энциклопедии. Получено 18 июля 2017 г. из Британской энциклопедии: britannica.com
  11. «Бернини, Джан Лоренцо» в Национальной галерее искусств. Получено 18 июля 2017 г. из Национальной галереи искусств: nga.gov.
  12. Франсуа Жирардон. Первый скульптор короля (1628-1715) »в Версальском дворце. Получено 18 июля 2017 г. из Версальского дворца: en.chateauversailles.fr
  13. «Франческо Борромини» в Британской энциклопедии. Получено 18 июля 2017 г. из Британской энциклопедии: britannica.com
  14. Гланси, Дж. «Борромини: первый архитектор» (2011) в The Guardian. Получено 18 июля 2017 г. из The Guardian: theguardian.com
  15. «Карло Фонтана» в Оксфордском индексе Получено 18 июля 2017 г. из Оксфордского индекса: oxfordindex.oup.com
  16. «Фонтана, Карло (1638-1714)» в библиотеке Университета Брауна. Получено 18 июля 2017 г. из библиотеки Университета Брауна: library.brown.edu.

Живопись барокко

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)

Итальянский художник, один из крупнейших мастеров барокко. Склонный к авантюризму, скитался, заводил связи с бандитами, сидел в тюрьмах. Умер молодым. Его творчество привлекало жадный интерес и вылилось в «караваджизм» Караваджо первый стал писать станковые натюрморты. Античность наводила на него скуку, он хотел писать мир как он есть.  Искренняя любовь к людям из низов. Его композиции преисполнены беспокойного сложного движения. Его фигурам тесно в рамах, также как барочным статуям тесно в нишах, а церквям в площадях.  Искусство барокко зародилось в Италии, но стиль католического барокко распространился далеко за пределы Рима.

Вакх. 1596. Галерея Уффици, Флоренция. 

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Истинный художник Барокко Рубенс изображал полуобнаженные тела в сильном, возбужденном движении и где только можно вводил мотивы схватки, борбы, погони, напряженных физических усилий.

Прожив в молодости несколько лет в Италии при дворе герцога Мантуанского, вдохновляясь, как и все лучшие живописцы XVII века, произведениями мастеров Высокого Возрождения, вернулся во Фландрию и начал создавать собственную фламандскую школу барокко, которая развивалась параллельно итальянской.  

«Смешались в кучу кони, люди» можно сказать про все большие заказные картины Рубенса (типично барочные группы из груды тел). Живопись Рубенса – сочная, сияющая, нет глухих теней – все светится. Для него характерно освещенные места писать пастозно, т.е. более густо и характерное письмо длинными, волнистыми, идущими по форме мазкам, какую-нибудь вьющуюся прядь волос он пишет одним движением кисти. 

Женскую наготу писал пышную, широкобедрую. Рубенс отходил от классического типа красоты сознательно, он говорил, что не стоит подражать античным статуям «ибо в наш век полный заблуждений, мы слишком далеки от того, чтобы создать нечто им подобное, наши тела отличаются от античных, ибо большинство людей упражняют свои тела только в питье и обильной еде».

И все же тело Андромеды прекрасно, оно источает свет. Амуры стягивают с нее покрывало, показывая ее во всей прелести наготы. Амуры неизменно населяют живопись барокко. Через них события получают оттенок игры, театральности. С крылышками они порхают, играют, кувыркаются и шалят. 

«Персей освобождает Андромеду», 1620-1621. Государственный Эрмитаж.

Рубенс написал огромное количество работ, большей частью выполняя заказы  европейских аристократов и богатых католических орденов, так королева Франции заказала ему 20 полотен для цикла «Жизнь Марии Медичи»,  орден иезуитов был постоянным заказчиком его работ. 

Якоб Йорданс (1593-1678)

Истинным коренным фламандцем в живописи барокко стал Йорданс. Соленый юмор и простота нравов характерные для Фландрии. Демонстративно простонароден и грубоват. Фигуры у него крупные, тяжелые  они тесно набивают пространство картины.  Картины Йорданса помогают понять, как условная мифологическая тематика барокко и его бравурное движение проявились на фламандской почве и сочетались с национальными традициями.  Два любимых сюжета Йорданса – «Сатир в гостях у крестьянина» и «Король пьет» писал  в разных вариантах. 

Козлоногий бог лесов на скудной крестьянской трапезе, любит побалагурить. Повадки и жесты как у настоящего крестьянина.

«Сатир в гостях у крестьянина»

Традиционный фламандский праздник «бобового короля». В короли выбирают того, кому попадется запеченный в пироге боб. Крики, хмельные рожи – пирушка в разгаре. 

«Король пьет»

Со временем Франция переняла от Италии центральное место в искусстве барокко, французская монархия Людовиков стала диктатором художественных сил страны. Неслучайно искусствоведами принято связывать стилистические направления в искусстве этого времени с именами, правящих тогда монархов, так вторую половину XVII века именуют «стилем Людовика XIV». 

Людовик XIV «Государство – это я!» в его правление во второй половине XVIII века «Стиль Людовика XIV» – это самый пышный репрезентативный, «большой стиль», барокко на французский лад, более упорядоченное, более академическое, без экстатичности итальянского барокко, не столь церковное, сколько светское, барокко в синтезе с классицизмом.

Барокко кратко. Барокко

Барокко (итал. barocco — «порочный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — дословно «жемчужина с пороком») — художественный и архитектурный стиль, направление в европейском искусстве XVII—XVIII веков, центром которого была Италия.

Стиль Барокко возник как противопоставлениеи рационализму. Главной идеей Барокко можно считать неприятие «естественности», которая становится синонимом дикости. Барокко было призвано облагораживать, приукрашивать. Именно во время Барокко в Версале появляется первый европейский парк, где все вычерчено как по линейке, деревья подстрижены в форме геометрических фигур. Барокко — это величие, пышность, совмещение реальности и иллюзии, контрастность, напряженность образов.

История возникновения барокко

Стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению (Ренесансу) именно в Италии, на родине Возрождения. В те времена Италия истощена, в ней хозяйничают иностранцы, однако именно она остается культурным центром Европы. Чтобы доказать всему миру право на привилегированное положение нужен стиль который будет подчеркивать мощь, богатство и роскошь в то же время денег на постройки дворцов не хватало. Тогда-то и появился новый стиль барокко, который допускал, чтобы иллюзию могущества и богатства создавали приемами живописи, а не натуральными дорогостоящими материалами.

Предпосылки возникновения направления

Началом развития барокко можно считать событие, произошедшее в 1945-1563 годах — Трентский собор, то есть собрание Католической Церкви, собравшееся для противодействия распространению протестантизма в Европе.

Когда Мартин Лютер опубликовал 95 тезисов в 1517 году, он начал протестантскую Реформацию, которая раскритиковала поведение католического духовенства. Это особенно относилось к низшим классам, которые, по мнению многих, эксплуатировались Церковью.

Трентский Собор собрался, чтобы обсудить раскол между двумя сторонами христианской Церкви и подтвердить некоторые верования и обычаи. Все это должно было укрепить поддержку католического духовенства, которая хотела сохранить свою власть и господство над большей частью Европейского Общества.

Все это относится и к искусству — художники должны были использовать свое мастерство, чтобы повлиять на массы, показать чудеса и страдания святых в сильной реалистичности и эмоциональности.

Поскольку протестантизм был популярен среди обедневших слоев населения, то предметы искусства уже не должны были принадлежать исключительно богатым, они должны были быть доступны каждому.
Барокко должно было говорить со всеми людьми, укреплять власть Церкви и напоминать ее членам о суровости жизни вне благосклонности христианского бога. Это означало, что оно должно было быть прямолинейным, внушительным и вдохновляющим.

Под сильным влиянием взглядов иезуитов (барокко иногда называют “иезуитским стилем”) архитектура, живопись и скульптура должны были совместно оказать единый мощный эффект.

Мигель де Сервантес

Этот писатель, поэт и драматург родился в Мадриде, Испания, в 1547 году. Хотя он рано начал писать, у него были военные обязательства, которые заставили его сосредоточиться на поле боя.

Он сражался в битве при Лепанто в 1571 году, был пленником турецкой армии в 1575 году и освобожден пятью годами позже. Именно тогда он вернулся в Испанию и посвятил себя написанию романов.

Между 1605 и 1615 годами он опубликовал «Гениальный джентльмен Дон Кихот из Ла-Манчи», Его шедевр и величайший представитель литературы барокко.

Литературное поле барокко характеризовалось тем, что являлось ареной споров между реализмом и идеализмом, и в «Дон Кихоте» очевидна постоянная оппозиция этих концепций.

Барокко в живописи

В XVI − XVII столетиях в Италии формируются два главных направления в живописи:

  1. «Болонский академизм», созданный братьями Карраччи.
  2. Творчество Караваджо, самого крупного художника стиля барокко.

Микеланджело Меризи да Караваджо

Именем самого значительного художника, работающего в стиле барокко, названо реалистическое течение в искусстве западной Европы (караваджизм). Микеланджело Меризи был противником «болонского академизма» и считался бунтарём.

Он уделял внимание необычным персонажам: картёжникам, авантюристам, шулерам. Картины мастера открыли новый жанр в искусстве − реалистический бытовой портрет («Игроки», 1594 − 1595; «Лютнист», 1595)

Увлечённость натурализмом в изображении людей и событий находит отражение в картине «Обращение Савла» (1601).

Религиозный сюжет использовали живописцы до Караваджо

На картинах художников главное внимание уделялось библейским персонажам. Барочный мастер новаторски смело рисует мощный круп лошади на всей верхней части полотна, реалистично изображает сморщенный лоб, натруженные ноги, редкие волосы конюха

Революционный для того времени прием используется в картине «Успение Марии» (1606). Натуралистическая трактовка образа не понравилась заказчикам. Монахи не приняли картину мастера.

Поиски новых приёмов в творчестве не заслоняют основные достоинства произведений − пластичность, драматизм, эмоциональную выразительность. Лучшие картины: «Положение во гроб» (1602 − 1604), «Распятие Святого Петра» (1601).

Трое палачей прикладывают большие усилия, чтобы перевернуть тяжёлый крест с распятым апостолом. Ответственность за преступление лежит на тех, кто совершает казнь Святого Петра.

Советую почитать:

  • где посмотреть картины Караваджо в Риме бесплатно и платно
  • про собор святого Петра в Ватикане

Фрески семьи Карраччи

Против Караваджо выступили Аннибале, Агостино, Лодовико, Антонио Карраччи (Annibale, Lodovico, Agostino, Antonio Carracci). Братья противопоставили караваджизму «болонский академизм». Семья художников создала в Болонье «Академию»» (1585).

Специальная программа была предназначена «вступившим на истинный путь» живописцам. Принципы болонской школы стали прообразом всех будущих европейских академий.

Братьев признали мастерами монументально-декоративной живописи. По поручению кардинала Одоардо Фарнезе (Odoardo Farnese) Карраччи работают над фресками и галереей (1595-1604) в римском палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese).

Совместная работа представляет 13 главных картин: любовные приключения греческих богов, триумфальное шествие Вакха и его свиты, супружеский союз членов династии, другие классические сюжеты. Цельная работа является образцом величайшего произведения раннего барокко.

Характерные черты стиля барокко в архитектуре

Монументальность и великолепие нашли свое отражение в формах Королевского дворца в Мадриде (Испания). | Фото: orangesmile.com.

величие или драматическое великолепие

Дворец Долмабахче в Турции был построен в стиле барокко для султана Абдул-Меджида I в 1853 г. (Стамбул). | Фото: orangesmile.com.

органические формы и неожиданные изгибы

Грушевидные купола стали модным элементом в эпоху Барокко (церковь Карлскирхе – лучший в мире образец венского барокко). | Фото: orangesmile.com.

масштабные купола грушевидной формы

Яркие цвета и обилие декора – главные элементы, отличающие стиль барокко. | Фото: gallerix.ru.

обилие яркого декора

Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме в Риме – папская архибазилика после трансформации приобрела барочные формы и убранство (Basilica di San-Giovanni in Laterano).

изумительное убранство внутреннего пространства

Аллегории стали излюбленным приемом скульпторов и художников эпохи Барокко (Лоренцо Бернини, Fontana del Tritone). | Фото: italy4.me

применение театральных приемовПримечательно:«Изобретательность и дизайн – это волшебное искусство, с помощью которого можно обмануть глаз и добиться величайшего изумления».

Фламандское и голландское барокко

Фламандец Питер Пауль Рубенс (1577–1640) учился живописи в Италии и Антверпене (Бельгия) и в своем творчестве успешно соединил традиции «северного» и «южного» европейского барокко. Он создавал парадные портреты («Герцог Лерма»), картины на мифологические сюжеты («Персей и Андромеда»), а также на религиозные сюжеты («Святой Георгий и дракон»).

Рубенс «Самсон и Далила» (1609) Красное платье Далилы предвещает последующие кровавые события

Рубенс «Калидонская охота» (1611) В центре — древнегреческий герой Мелеагр, побеждающий чудовищного кабана

Во многом благодаря этому художнику появились устойчивые выражения «фламандская пышность» и «рубенсовская красавица»: Рубенс всегда был страстным жизнелюбом, большинство его картин — это торжествующий гимн телесной красоте человека, пышущего здоровьем.

Уравновешенные и трудолюбивые голландцы ценили не бурное проявление эмоций, а спокойствие и практичность.

Именно таковы были ранние картины Рембрандта (1606–1669). Признанный мастер барокко, он всегда старался отразить в своих полотнах внутреннюю суть людей и явлений, работал почти во всех жанрах живописи и к концу жизни пришел к своему собственному узнаваемому стилю.

Его поздние картины, например знаменитое «Возвращение блудного сына», при внешне довольно статичной композиции отличаются колоссальным внутренним накалом.

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (1669)

Рембрандт «Блудный сын в таверне» (1635) У картины есть и другое название: «Автопортрет с женой Саскией на коленях»

Еще одна известнейшая картина Рембрандта — «Ночной дозор» (1642). Едва ли не впервые в истории художник отступил от традиций парадного портрета, изобразив многочисленную группу стрелков в момент выхода из арки на площадь.

Рембрандт «Ночной дозор» (1642) Автор назвал картину «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга»

Бартоломе Эстебан Мурильо

Продолжительность жизни: декабрь 1617 г. — 3 апреля 1682 г.

Национальность: испанец

Бартоломе Эстебан Мурильо

До признания искусства Веласкеса, Сурбарана и Эль Греко в 19 веке; Мурильо был самым известным испанским художником. Он был не только самым знаменитым художником Испании, но и одним из самых известных художников во всей Европе. У него было много учеников и бесчисленное количество последователей. Его картины были самыми ценными испанскими произведениями искусства. Эстебан Мурильо наиболее известен своими картинами на религиозную тематику, но он также создал ряд живых реалистичных картин, изображающих цветы, уличных ежей и т. д., которые захватывающе рассказывают о повседневной жизни его времени. Его стиль отличался нежностью и сентиментальностью в отличие от более мрачного искусства его современников.

Шедевр: Непорочное зачатие Los Venerables (1678)

Непорочное зачатие Los Venerables (1678)

Другие известные произведения: —

Христос Добрый Пастырь (1660)

Молодой нищий (1650)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: