“молочница” вермеера

Волшебник света и цвета

У Вермеера свет не только падает на освещенные предметы, он будто проходит сквозь них. Свет окутывает фигурку девушки, он способствует возникновению чувства отрешенности от мира. Но Вермеер — и волшебник тени! Тень от рамы на стене и на отражении лица на стекле, тень от фигуры — они создают световоздушное пространство.

Вермеер был гениальным живописцем. Всю жизнь он экспериментировал с техникой живописи, был одним из первых художников, кто стал применять чистые цвета спектра. Нужно учесть, что у Вермеера, как и у других художников XVII века, была очень ограниченная палитра красок, но в сочетании с тончайшей красочной нюансировкой, лессировкой и другими приемами он сумел добиться таких результатов, которые по праву ставят его имя в ряд величайших колористов мировой живописи.

Присмотритесь, как написаны желтые полоски на жакете девушки. Художник пишет их крошечными точками, давая мазкам почти трехмерное измерение. Этот же прием он использует, когда изображает залитую солнечным светом поверхность ковра на столе. А яблоки и сливы! Множество мельчайших крошечных точек, богатство цвета и формы. Когда Вермеер пишет волосы, особенно кудри, он использует для точечного прикосновения более жидкую краску. Более чем за двести лет до появления пуантилизма Ян Вермеер Дельфтский применял в своих картинах точечные капельки.

В книге Сальвадора Дали «50 магических секретов мастерства» великий художник-сюрреалист писал, что он готов отрезать себе уши , чтобы узнать секрет волшебной смеси, в которую Вермеер — «лучший из лучших, обмакивал свою несравненную кисть».

Девушка с жемчужной серёжкой

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665. Маурицхейс, Гаага.

Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера — «Девушке с жемчужной серёжкой».

Вермеер написал обыкновенную для тех времен «трони». Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.

Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.

Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.

Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665. Художественно-исторический музей в Женеве.

То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника, который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера это восточный тюрбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.

Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.

В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.

Но учитывая нравы голландского общества XVII века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.

В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии, которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.

Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.

Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая: непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.

Но Вермеер, очевидно, девочку любил. Не приукрасил ее, хотя и написал с особой нежностью. Подчеркнул озорство в ее глазах.

Что известно о Вермеере

Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми: содержали постоялый двор, занимались продажей картин.

В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.

С Катариной они родили 15 детей. Даже для XVII века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4—6 детей. Так что Вермееры были исключением.

В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.

Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.

Лишь картину «Мастерская живописца», которую Вермеер так любил, Катарина всеми правдами и неправдами оставила себе.

Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666—1667. Музей истории искусств, Вена.

Вот и все известные биографические данные о великом художнике.

Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.

Долгое время работы Вермеера не ценились. Ещё в конце XIX века его знаменитая «Девушка с жемчужной серёжкой» была куплена за 2,5 гульдена (в наше время это около 100 рублей)! Смехотворно мало.

Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более чем 50х50 см).

Но даже такого количества работ хватило, чтобы уже в XX веке Вермеер был признан одним из величайших мастеров всех времён. Наравне с Рембрандтом, Гойей, Веласкесом. Почему же?

Описание[ | ]

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.

Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

В комнате состоятельной семьи, где недавно убирала служанка, произошло небольшое, но долгожданное событие — пришло письмо. И служанка, и хозяйка знают, что это письмо от любовника последней. Но реакция каждой на произошедшее разная. Служанка довольна, потому что ей надоело мрачное настроение госпожи, а та никак не придет в себя после длительного ожидания.

Чтобы усилить выразительность произведения, Ян Вермеер употребил средства сужения. Событие картины происходит в плотном пространстве, ограниченном порталом соседней комнаты, через который персонажей наблюдают художник и зритель. Справа виден стул с нотами, а за отверстием портала — несколько бытовых вещей: стоптанные домашние туфли, корзина с бельем. Только спустя некоторое время взгляд доходит до персонажей картины.

Эпоха барокко породила аллегории и насыщала ими стихи, гравюры, садово-парковую скульптуру, портреты, картины. Традицию видеть двойной смысл даже в бытовых вещах поддержало и голландское барокко XVII века. Так, стоптанные домашние туфли были признаком эротизма. На неустойчивые отношения с любовником намекает картина с морским пейзажем, — стихия беспокойная, непредсказуемая, как и отношения между дамой и её избранником. Даже долго ожидаемое письмо не принесло ей радости.

Письмо от любимого и письмо, которое читает женщина — довольно распространенный сюжет среди картин Яна Вермеера 1670-х годов. Эта тема решена еще в некоторых картинах художника, которые хранятся в Дрезденской картинной галерее и еще в одной — «Дама в голубом» — которой располагает Государственный музей в Амстердаме.

  • «Девушка, читающая письмо у открытого окна»
  • «Дама в голубом, читающая письмо»

НАЙТИ ДОКТОРА

Все видео

Новостная лента

  • Министр иммиграции и абсорбции Израиля встретится с жителями Нью-Йорка

    Жителям Нью-Йорка представится уникальная возможность встретиться с министром иммиграции и абсорбции Израиля Пниной Тамано-Шата, которая находится с городе Большого Яблока с деловым визитом…

  • Фруктовые страсти театра Gandini Juggling с жонглированием о взаимоотношениях полов. ФОТО

    Монтклерский Peak Performances возвращается к жизни после двух лет виртуальной реальности со спектаклем «короля жонглеров» Шона Гандини, где жонглируют о взаимоотношении полов – мужского и женского…

  • В Нью-Йорке прошла благотворительная акция в помощь поэтам Украины

    В минувшее воскресенье, 27 марта, в центре Манхэттена состоялось благотворительное мероприятие в поддержку поэтов Украины. Нью-йоркские литераторы собрались в культовом «Самоваре»…

  • Умер писатель Юз Алешковский

    Писатель и поэт Юз Алешковский умер в США в возрасте 92 лет. В 1950-х Юз Алешковский начал писать песни на свои стихи, из которых наибольшую известность получила «Песня о Сталине», написанная от лица заключенного…

  • Американские платёжные системы Visa и Mastercard заблокировали несколько российских банков

    Американские платёжные системы Visa и Mastercard заблокировали несколько российских банков из-за санкций, введённых после вооружённого вторжения России на территорию Украины…

Все новости

Питер де Хох, «Женщина и служанка». Чем они заняты?

Неяркие картины голландского художника Питера де Хоха (1629−1684) с изображением двориков и их обитателей на первый взгляд не производят особого впечатления: заборы, стены, какая-то растительность, небогатые, а то и просто бедные обитатели (преимущественно женщины) и их гости.

Никаких резких движений, четко обозначенных эмоций — все как-то очень спокойно, умиротворенно.

И тем не менее художник смог достаточно скупыми средствами донести до зрителя переживания своих персонажей. Одна из таких картин — «Женщина и служанка».

Дворик небедного дома. Рассеянный свет падает на вымощенную плиткой (черные и белые квадраты) площадку перед входом в дом. Возле балюстрады, на которой стоит декоративная ваза с цветком, — скамейка.

За балюстрадой — вымощенная кирпичом дорожка, довольно большой газон с каким-то хорошо разросшимся кустом, за ним (кустом) — оштукатуренный забор с арочным деревянным проемом, через который просматривается мощеный тротуар, дерево на берегу канала и противоположная набережная.

От берега вглубь картины уходит дорожка. За деревьями видно городское строение с башенкой и высокой каминной трубой.

(Городской пейзаж выписан настолько правдоподобно, что, кажется, можно прийти на это место. Но — увы — это невозможно: Питер де Хох писал свои картины, только подражая действительности. На самом деле он мог, нисколько не колеблясь, вставить в картину любое изображение, даже несуществующих зданий.)

Дом сложен из красного кирпича (скорее всего, кладка в два кирпича, но может быть и больше). Большое высокое окно — со ставнями, створка ставни открыта, видно защитную решетку.

Над дверью — небольшой козырек с резными деревянными кронштейнами (Питер де Хох, обычно очень скрупулезно всё изображавший, нарисовал разные кронштейны). За порогом в открытую дверь можно увидеть мозаичный пол: белые полосы и темные прямоугольники.

Прямо против входа на стуле сидит моложавая женщина. На ней черный жакет, красная юбка с золотистыми полосками по подолу, подвернутый белый фартук лежит на коленях, на голове нечто вроде капора.

На фартуке — что-то похожее на сумку внушительных размеров, в левой руке она держит письмо (видимо, достала из сумки). Рядом стоит плетеная корзина, сквозь прутья которой проглядывают листы бумаги.

Возможно, женщина перебирает старые письма и избавляется от пережитого.

Служанка оторвала ее от чтения какого-то давнего письма, всколыхнувшего приятные воспоминания. Может быть, что это письмо от близкого человека, который уже покинул этот мир.

У женщины — отсутствующий взгляд, на лице — блуждающая улыбка. Она смотрит сквозь служанку, она еще в письме, никак не может понять, что от нее хотят. У служанки, которая вышла из дома с медным ведром и подошла к своей госпоже, свои заботы.

В ведре лежит рыба (кстати, немаленьких размеров, видно голову). Пришло время что-то приготовить, она спрашивает у хозяйки, что бы ей хотелось.

Видимо, она показывает, что у нее есть, и спрашивает, что с этим делать.

Служанка оторвала ее от чтения какого-то давнего письма, всколыхнувшего приятные воспоминания. Может быть, что это письмо от близкого человека, который уже покинул этот мир.

У женщины — отсутствующий взгляд, на лице — блуждающая улыбка. Она смотрит сквозь служанку, она еще в письме, никак не может понять, что от нее хотят.

У служанки, которая вышла из дома с медным ведром и подошла к своей госпоже, свои заботы. В ведре лежит рыба (кстати, немаленьких размеров, видно голову).

Пришло время что-то приготовить, она спрашивает у хозяйки, что бы ей хотелось. Видимо, она показывает, что у нее есть, и спрашивает, что с этим делать.

Рубрики: Культура, искусство, история

Метки: рецензии художники картины живопись искусство

Голландская Мона Лиза

«Девушка с жемчужной сережкой» — не просто традиционный портрет. Художник уловил короткий миг, когда незнакомка повернулась в сторону человека, которого только что заметила. 

Картина «Девушка с жемчужной сережкой». Маурицхёйс, Гаага (Нидерланды)

С какой стороны я ни смотрю на картину, кажется, что героиня смотрит мне прямо в глаза. Ее губы приоткрыты, по краям — два крошечных белых блика, которые подчеркивают живость взгляда. Изюминка всего полотна — жемчужная сережка. Она выделяется на темном фоне и перекликается с бликами на губах и глазах. 

Девушка одета в простой однотонный жакет, из-под которого виднеется ослепительно-белый воротник. Он добавляет света в картину и подчеркивает свежесть взгляда.

На голове — нетипичный для того времени головной убор, экзотический тюрбан голубого цвета. Именно он наводит на мысль, что изображенная на холсте — таинственная девушка, пришедшая из снов или сказок. Светлые тона головного убора намекают на нежность и кротость героини. Вертикальные складки пиджака визуально вытягивают ее, делают еще более хрупкой, а также подчеркивают овал лица. 

В отличие от остальных работ художника, на этой нет ничего лишнего. На других полотнах героев окружают тщательно прорисованные детали: предметы быта и интерьера.

Девушка с жемчужной сережкой стоит на однотонном фоне. Мне нравится смотреть на нее, ведь ничто не отвлекает от главного — открытого и чувственного взгляда. Темный фон усиливает трехмерный эффект — незнакомка кажется живой, она вот-вот сойдет с холста. За удивительную простоту, красоту и нежность ее заслуженно прозвали голландской Моной Лизой. 

Похищение картины

В 1971 году во время выставки голландских мастеров в Брюсселе картина была похищена Марио Роймансом (Mario Roymans). Оставив в музее раму, он вырезал холст при помощи обычного кухонного ножа для чистки овощей. Несколько дней спустя похититель связался с прессой и заявил, что он согласен вернуть картину в обмен на 200 миллионов франков. Ройманс также заявил, что намеревается провести обмен картины на деньги публично, так как не собирается скрываться от правосудия, а полученные деньги желает передать ассоциациям, помогающим беженцам из Бангладеш, где в это время бушевала гражданская война.

Вскоре похититель был арестован, найденная у него дома картина отреставрирована и возвращена владельцам.

Странности картины

Я уверена, немало вопросов у людей, рассматривающих картину Вермеера, вызывает и странный головной убор красавицы. Казалось бы, с чего вдруг европейской девушке украшать себя тюрбаном. Однако подобные головные уборы были достаточно популярны в то время.

Успешные завоевания Султана Сулеймана принесли в европейские страны моду на турецкие элементы в одежде. Вот только тюрбан «Девушки с жемчужной серёжкой» кардинально отличается по цвету от классических вариантов.

Поразительной деталью является и сама серёжка. Как утверждают эксперты, в природе жемчуг такой формы и размеры не встречается, вот только подобное украшение присутствует на нескольких картинах мастера. Что же выходит: Вермеер выдумал и серёжку, и тюрбан? Ответ на этот вопрос в наши дни получить невозможно.

Та самая серёжка, фрагмент картины после реконструкции Koorosh Orooj / vphotobrush.com

Описание

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.

Статью следует согласно стилистическим правилам Википедии.

В комнате состоятельной семьи, где недавно убирала служанка, произошло небольшое, но долгожданное событие — пришло письмо. И служанка, и хозяйка знают, что это письмо от любовника последней. Но реакция каждой на произошедшее разная. Служанка довольна, потому что ей надоело мрачное настроение госпожи, а та никак не придет в себя после длительного ожидания.

Чтобы усилить выразительность произведения, Ян Вермеер употребил средства сужения. Событие картины происходит в плотном пространстве, ограниченном порталом соседней комнаты, через который персонажей наблюдают художник и зритель. Справа виден стул с нотами, а за отверстием портала — несколько бытовых вещей: стоптанные домашние туфли, корзина с бельем. Только спустя некоторое время взгляд доходит до персонажей картины.

Эпоха барокко породила аллегории и насыщала ими стихи, гравюры, садово-парковую скульптуру, портреты, картины. Традицию видеть двойной смысл даже в бытовых вещах поддержало и голландское барокко XVII века. Так, стоптанные домашние туфли были признаком эротизма. На неустойчивые отношения с любовником намекает картина с морским пейзажем, — стихия беспокойная, непредсказуемая, как и отношения между дамой и её избранником. Даже долго ожидаемое письмо не принесло ей радости.

Письмо от любимого и письмо, которое читает женщина — довольно распространенный сюжет среди картин Яна Вермеера 1670-х годов. Эта тема решена еще в некоторых картинах художника, которые хранятся в Дрезденской картинной галерее и еще в одной — «Дама в голубом» — которой располагает Государственный музей в Амстердаме.

  • «Девушка, читающая письмо у открытого окна»
  • «Дама в голубом, читающая письмо»

В современной культуре

Загадочная девушка не оставляет равнодушными современных деятелей искусства. 

В 1999 году был опубликован одноименный роман английской писательницы Трейси Шевалье. В нем она воссоздала жизнь художника и историю написания главной его работы. В начале романа автор предупреждает читателей, что все совпадения — случайны. Но книга наполнена деталями и написана настолько живо, что мне хочется верить: история — не просто плод воображения.

В доме писательницы висела репродукция картины. Она смотрела на нее каждый день и посвящала ей стихи. Наверное, однажды девушка с портрета рассказала ей все, и Шевалье решила написать роман. 

Согласно сюжету, таинственной незнакомкой с портрета была служанка в доме Вермееров

Она помогала хозяину творить: растирала краски, обращала внимание на детали, которые могли бы улучшить его творчество. В 2003 году вышел художественный фильм по роману, такой же яркий и красочный, как и сама книга

Главные роли сыграли известные актеры Скарлетт Йохансон и Колин Ферт. 

Кадр из фильма «Девушка с жемчужной сережкой» (2003 год)

В 2014 году граффити-художник Бэнкси нарисовал пародию, которую назвал «Девушка с проколотым ухом». На белом фасаде бристольского здания красуется гигантский серо-голубой портрет девушки, а сережкой ей служит вмонтированный в стену ящик сигнализации. Стоящий рядом вагончик с гамбургерами автор в шутку подписал «Кафе у галереи».

Пародия Бэнкси на картину «Девушка с жемчужной сережкой» — «Девушка с проколотым ухом».

Другие работы художника

Любовное письмо

Автор приглашает зрителя заглянуть тайком в замочную скважину и мы становимся свидетелями драматического момента. Служанка принесла своей госпоже любовное письмо. На лице хозяйки написано нетерпение, смущение, а также испуг, что служанка догадается о том, какие чувства её обуревают. Служанка же стоит, улыбаясь, возле кресла влюблённой дамы. Глядя на неё, мы вспоминаем пословицу о том, что слуги знают о делах своих хозяев больше, чем сами хозяева.

Искусство живописи

Все свои работы мастер старался немедленно продать. Но с «Искусством живописи» Вермер не расставался до самой смерти. Композиция построена так, будто зритель только что отдёрнул занавес и увидел сидящего за мольбертом художника и модель, позирующую ему в костюме музы истории Клио. Сейчас её присутствие принято интерпретировать таким образом: Вермер говорит зрителю, что творения настоящего мастера не могут кануть в Лету, что имя его всегда остаётся в веках.

Офицер и смеющаяся девушка

В этой работе можно обнаружить не слишком характерные для Вермера черты. Например, оживлённое лицо девушки (обыкновенно он писал своих героинь сосредоточенными), а также и то, что герои приближены вплотную к зрителю, тогда как чаще всего он «оттеснял» своих персонажей на задний план. Вызывает споры и содержание картины. В голландской живописи XVII столетия девушка, пьющая с солдатом вино, могла быть только проституткой.

Вид Делфта

Иных пейзажей, кроме этого, в наследии Яна Вермера нет. Вероятно, что «Вид Делфта» — единственный случай обращения мастера к жанру пейзажа. Тем не менее, эта картина по праву считается одним из шедевров пейзажной живописи. Автор отважился здесь на очень опасный шаг — он погрузил в тень передний план пейзажа. Только художник, в совершенстве владеющий искусством создавать эффекты освещения, может заставить такую композицию «заиграть».

Кого писал художник

В центре холста изображена молодая женщина. Ее руки поддерживают тяжелый кувшин. Закатанные по локоть рукава открывают белую кожу выше запястий. Этот контраст с потемневшими от работы руками, а также белый чепец на голове и широкий фартук выдают в девушке служанку. Она наливает молоко в глиняный горшок, вероятно для того, чтобы поставить его в печь для запекания. Чуть приоткрытый рот и наклон головы говорят о старательности и бережном отношении к своему делу. Ее блуза сшита из грубого сукна, но украшена декоративной строчкой. Пуговицы лифа мерцают как жемчужины. Перед нами работница, исполненная достоинства.

Описание картины Девушка, читающая письмо у открытого окна – Ян Вермеер

Как и на других полотнах голландских живописцев здесь почти ничего не происходит. Хрупкая девушка стоит у окна и читает письмо.

Вермеер вообще любил изображать одинокие женские фигуры в интерьере и часто использовал для этого комнаты своего дома. Как и в этой картине, как и в некоторых других, можно узнать одну и ту же обстановку: обитые кожей стулья с высокой спинкой, стол, покрытый тяжелой ковровой скатертью, и, безусловно, открытое окно.

Вермеера никогда не смущала обыденность мотива, напротив, под его кистью она обретала некий поэтический смысл. На первый взгляд может показаться, что подсмотренная художником сцена случайна. Сдвинутая вправо занавесь подчеркивает это впечатление.

На самом деле ситуация строго продумана, в ней распределен и уравновешен каждый предмет. Насыщенные цвета – желтый, малиновый, серебристый, золотистый – придают работе значительность, неповторимость.

Но главным выразительным средством художника, бесспорно, является свет. В его картинах он потоками струится из открытого окна, наполняет воздухом комнату, усиливая звучание цвета одежд и тканей – это придает картинам Вермеера особую атмосферу.

Как начать прохождение

“Пейзаж Лухуа” (англ. “Luhua landscape”) — мировой квест , события которого разворачиваются в необычайно живописном месте регионе Ли Юэ — на озере Лухуа.

Начать прохождение квеста совсем нетрудно. Достаточно только найти художника по имени Вермеер возле озера Лухуа.

Чтобы точно отыскать квестодателя обратите внимание на две огромные статуи воинов с копьями на юго-западе озера. Их довольно хорошо видно от западной точки телепортации

Необходимо добраться до этих монументов

Под ними-то, рядом с не разблокированным постаментом с элементом гео, и стоит Вермеер. Взгляд мужчины устремлен на два огромных каменных изваяния в виде воинов. Между ними — решетка, закрывающая проход.

Подойдите к мужчине, чтобы узнать в чем дело. В ходе беседы художник просит путешественника отыскать его краски и кисти, которые он забыл в тех местах, где совсем недавно рисовал. Так и начнется задание с художником Вермеером.

Странствующий художник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: