Основные сведения о жизни Иоанна Воина
К сожалению, о жизни Иоанна известно немного. Жил он в IV веке, и в период 361-363 гг. служил в войсках византийского императора Флавия Клавдия Юлиана, за что и был после прозван Воином. Императора в христианской историографии еще называют Юлианом Отступником за то, что, воспитываясь в христианской вере, он отрекся от Господа и стал поклоняться языческим богам. И пытаясь возродить язычество, он не только преследовал христиан, но поставил целью уничтожить их. Наверняка, каждый гвардеец в его войске должен был проходить тщательную проверку, поэтому остается неизвестным, как же Иоанну удалось скрыть свое вероисповедание. Тем не менее, он поступил достаточно мудро: не стал бунтовать против императора, но оставаясь на своем посту полководца, показывая себя истинным гонителем снаружи, в действительности он делал все, чтобы помочь своим братьям во Христе. Святой посещал уже пойманных и томящихся в тюрьмах православных, освобождал их, с Божьей помощью старался всеми силами способствовать их побегу. А тех, кто еще находился на свободе, он предупреждал о предстоящих арестах, чтобы они успели спрятаться или сбежать. Таким образом, он смог спасти множество жизней.
Однако, император Юлиан все же узнал об оказываемой Иоанном поддержке христианам. Но решил не убивать его сразу, а устроить образцово-показательную казнь, чтобы более устрашить верующих в Христа. Поэтому заключил его в темницу, где морил голодом. Даже услышав страшный приговор, полководец не отрекся от Христа, и с молитвами на устах готовился к долгой и мучительной смерти. Именно за это православная церковь канонизировала его. Но Господь явил свое благо, избавил Иоанна от мучителя. В 363 году Юлиан совершил поход в Персию, намереваясь завоевать ее, но в битве при Маранге получил ранения в руку, грудь и печень, последнее из которых стало смертельным для него.
Стоит отметить, вокруг его смерти ходит немало слухов. Выдвигается предположение, что он был убит собственным солдатом, которому нанес какую-то обиду. Некоторые говорят, что это было самоубийство, совершенное вследствие осознания безнадежного положения его армии перед врагами. Его друг, оратор Либаний, предполагал, что тот погиб от руки христианина. А один из телохранителей императора вовсе заявлял, что убийцей был завистливый злой дух. Как бы то ни было, мы видим, что смерть Юлиана стала заслуженным результатом его злых действий.
После Юлиана императором стал христианин, который и освободил Иоанна Воина из-под стражи. Пребывание под заключением сказалось на здоровье мученика, поэтому он отказался от дальнейшей военной деятельности, на свободе оставался жить в чистоте, праведности и святости, посвятив свою жизнь служению Богу и людям.
Отличительной его чертой было милосердие, которое он не переставал оказывать ближним до самой своей смерти. Он помогал не только христианам, но и всем, кто бедствовал и нуждался: посещал больных, кормил бездомных, заботился о нищих, утешал тех, кто находился в печали и скорби. Точная дата смерти Святого так и остается неизвестной, но знаем, что умер он уже в глубокой старости. Долгое время не было известно место его захоронения.
Согласно церковному преданию, спустя несколько лет он явился благочестивой вдове, рассказал о своей жизни, назвал свое имя и указал место, где был погребен – в безымянной могиле на кладбище для бедных, над ней женщина увидела свет. После того, как стало об этом известно, его мощи были обретены и перенесены в храм апостола Иоанна Богослова, который расположен в Константинополе. Считается, что Святой и после смерти проявляет свое милосердие, поэтому у него просят заступничества, помощи и утешения все обиженные и скорбящие.
История создания
«Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», созданная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году, относится к жанру исторической поэмы. Первая публикация состоялась год спустя в журнале «Русский Инвалид».
Действия, описанные в поэме, разворачиваются во времена правления царя Ивана Васильевича Грозного. По стилю произведение довольно сильно тяготеет к русскому народному эпосу.
Своими корнями «Песня» восходит к старинным, дошедшим до XIX века, упоминаниям об Иване Грозном. Уникальная поэма, не имеющая аналогов во всём русском творчестве, представляет собой своеобразную итоговую работу над анализом старинных русских легенд. Это лучшее, что можно было написать на столь сложную тему.
Неподдельный интерес к фольклору возник у Михаила Юрьевича ещё в детстве, это можно проследить, изучая его дневники. Со временем увлечение только усиливалось, этому в немалой степени способствовала крепкая дружба с Раевским, который был славянофилом и родственником поэта.
Существует предположение, что прообразом для сюжета «Калашникова» послужил эпизод из главы труда Карамзина «Истории государства Российского». В одном из томов есть упоминание о некоем Мясоеде Вислом, который служил чиновником и был женат на молодой красивой девушке. Произошла трагедия — жену изнасиловали, а чиновника приговорили к смертной казни и отрубили голову.
Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс
Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.
Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.
Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле
Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику
В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.
Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.
На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.
Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.
Как купить икону святого Иоанна Воина
Среди всех христианских Великомучеников, Иоанн Воин является одним из наиболее известных и любимых. Игумен Леонтий (Козлов) в один из дней памяти Святого подготовил проповедь, где отметил, что в житии Иоанна вовсе не происходило никаких чудес. Его можно было бы даже не называть мучеником, ведь был освобожден по смерти императора, и после долгой жизни умер своей смертью. Но благодаря тому, что до конца своих дней творил добро, посвятил себя служению людям, он смог доказать свою верность Богу и стал примером для всех нас. Образ Святого станет защитой от врагов, поддержкой и утешением в тяжелые времена, поможет вернуть потерянные вещи. Но важнее всего то, что икона святого Иоанна будет каждому напоминать о том, что любовь ко Христу и ближним, жизнь в простоте и смирении – то, что делает нас Божьими детьми, наследниками вечных благ.
-
размеры и вес;
-
сюжет;
-
материалы изготовления;
-
техника выполнения;
-
тип оформления.
Дополнительные источники
На этих сайтах есть форумы, контакты администраторов, занимающихся поисковыми работами. Пишите им, спрашивайте, интересуйтесь. Возможно, они подскажут, куда еще вам обратиться.
Как можно увидеть, людей, желающих сохранить нашу историю сейчас много. И надо отдать им должное, ведь они – простые энтузиасты-идейники. Они не получают заработных плат за свои работы, а зачастую вкладывают свои средства в развитие проектов, помогающих другим. Их труд бесценен, благодарность – безгранична. Благодаря им мы смогли узнать, как найти участника ВОВ по фамилии. Эти люди выполняют таким образом общую задачу и долг перед героями – сохранить память и ценности за которые они боролись и умирали.
Видео-инструкция: сайты во поиску ветеранов Отечественно войны
Далее в этом ролике Михаил расскажет о дополнительных способах поиска участников ВОВ, какие ресурсы для этого использовать лучше всего:
Поруганная честь
В царских палатах Кремля стоит пир горой. За богатым от яств столом трапезничает со своими соратниками царь Иван Васильевич. В общем веселье участвует и молодой опричник Кирибеевич, но он сидит молча, ни ест, ни пьет.
Царь заприметил, что его любимый слуга чем-то сильно опечален, он спрашивает о причинах его грусти и тоски. Государь обещает исполнить любое его желание и просьбу, лишь бы на губах опричника вновь появилась улыбка. Кирибеевич объяснил, что всему виной неразделенная любовь к красавице Алене Дмитриевне, которая не идет, а плывет словно лебедушка, а взгляд ее сладкий, как у голубушки.
Повелитель, прознав о сердечных делах своего молодого слуги, преподносит ему дар:
- яхонтовое кольцо;
- жемчужное ожерелье.
Но вот только Кирибеевич не рассказал ему самого главного, он не может взять в жены девушку, так как у нее уже есть муж — состоятельный купец Степан Калашников.
Дела молодого купца шли прекрасно, только вот в этот день что-то пошло не так. С самого утра торговля не шла, да и дома все из рук вон плохо. На улице уже давно темно, а его супруга еще не вернулась. Работница рассказала, что хозяйка отправилась в церковь на вечернюю службу, та давно кончилась, а ее все нет. Детки рыдают, сам Степан переживает.
В это время появилась и Алена Дмитриевна, она была вся взлохмаченная, бледная. Калашников принялся обвинять благоверную, подозревать ее в измене. Но женщина все отрицает, она рассказывает, что ее донимает опричник Кирибеевич. Он предлагает за любовь несметное богатство, а также царский слуга расцеловал ее на глазах народа, чтобы опорочить девичью честь.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Гениальное стихотворение М.Ю.Лермонтова, написанное в 1837 году, — это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях.
Историческое значение «Бородино» состоит в том, что в этом произведении со всей настойчивостью, со всей поэтической определенностью поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле всемирной истории.
У Лермонтова о подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает рядовой участник боя, простой солдат. И — главное — его рассказ, простой и непосредственный, всегда на высоте происшедшего. В рассказе солдата подвиг народа не только не снижен в своем значении, не только не распался на «случаи» и частности, а, наоборот, обрел удивительную цельность. В нем отдельное, частное объединено общей идеей.
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
Эта патриотическая идея, освещая весь рассказ солдата, дает содержание и смысл происходящему.
Будучи рассказом рядового участника событий о великом историческом свершении, «Бородино» Лермонтова является автобиографией народного подвига. Оно показывает одновременно, как возросло народное самосознание, как народ включается в историческую работу мышления, как глубоко и верно осмысливает он историю и чувствует биение ее пульса. Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Самое поразительное у лермонтовского солдата — это то, что он видит все — видит историю. Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи.
В этом и состоит философское значение поэмы Лермонтова как поэмы о народном самосознании.
Поэт полностью перевоплотился в простого батарейца Бородинской битвы. Ни тени фальши, ни малейшей натяжки, ничего навязанного, ничего навязчивого — все святая простота, правда, естественность.
Солдат-рассказчик Лермонтова говорит и от своего имени, и от имени всей армии, от имени страны. Это закреплено еле уловимыми переходами от «я» к «мы», что относится к высшим художественным достижениям поэта и поэзии: простое «я» рассказчика перерастает в «мы», не теряя себя и не растворяясь в нем. Лермонтов это делает с максимальным психологическим тактом и абсолютным чувством происходящего:
Забил снаряд я в пушку туго,
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою.
И в эту же секунду произошло чудесное перевоплощение: «я» рассказчика слилось с массой атакующих:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
И в этих переходах, в их естественности ощущаешь единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.
В этой поэме замечательно все — как целое, так и любая частность.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Здесь в одном слове вся история наполеоновской армии, все психология наполеоновского солдата, привыкшего и приученного к легким победам и быстрым захватам чужого добра, — и в этом «ликовал» уже чувствуется, как поведет себя наполеоновский солдат в Москве.
Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сражаться насмерть, до последнего.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Поэт из чисто внешних деталей создал картину психологического перенапряжения солдата перед смертным, неотвратимым боем.
Это — уже чисто толстовская черта художественного изображения. И когда мы читаем о том, что Лев Толстой сказал: «Бородино» Лермонтова — зерно «Войны и мира», то это надо понимать и в идейном, и в художественном смысле.
Необходимо еще сказать о чуткости поэта к характеру войны. В «Бородине» поэт рисует пойму справедливую, национальную, освободительную. Это определяет все пропорции изображения, краски, целое и детали. В поэме не раз повторено слово «русский»: «русские штыки», «русский бой удалый, наш рукопашный бой»; слово «родина» звучит как призыв к битве; и над всем как оправдание неисчислимых потерь и жертв — образ Москвы, олицетворяющей всю страну.
Значение этой поэмы Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозможно.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Истинная дружба Что такое истинная дружба? Каждый человек скорее всего задумывался на этим хотя бы раз в жизни, ведь каждый из нас хочет так сказать, овладеть и получить, ну а точнее найти того друга
- Сочинение Репортаж (5, 7, 8 класс) Мы начинаем наш репортаж с важнейшего события сегодняшнего дня. В школу привезли компьютеры! Итак, прямая трансляция. Подъехала и теперь паркуется к входу машина типа «Газель», которую уже поджидал наш учитель информатики.
- Сочинение по картине Вид Константинополя при лунном освещении Айвазовского Перед нами одна из картин великого русского художника-мариниста Ивана Айвазовского. Первое впечатление от вида Константинополя при лунном освещении остается самое приятное
Описание иконы Иоанна Воина и ее значение
Иконописцы Византии и Руси практически не изображали лик великомученика. Даже в настоящее время иконы Иоанна Воина нигде не найти за пределами России.
Достоверно никто не знает, как выглядел Святой, так как точного описании найти в исторических источниках невозможно. По традициям Русской Православной Церкви его изображают с непокрытой головой, благодаря чему видны его темные с золотыми прожилками кудрявые локоны. Также у него есть короткая, но густая борода. Его лик обычно имеет правильные и гармоничные черты, олицетворяющие его духовную красоту. Отрешенность от внешнего мира, сосредоточенность на служении Богу отображается через выражение лица, которое, несмотря на излучение мягкости и теплоты, показывает определенную строгость без излишней чувственности и эмоциональности.
Часто Иоанн Воин облачен в одежду византийского воителя – на нем тельник, штаны, ноговицы и чешуйчатые доспехи. Он также может быть в одеянии патриция. Поверх хитона на нем плащ, обычно красного цвета, что свидетельствует о его мученичестве.
Атрибуты, с которыми стандартно изображается Святой:
-
крест – символ веры, которую он пронес через всю жизнь, несмотря на встречающиеся испытания. Также напоминание о страданиях, которые претерпел наш Спаситель Иисус Христос;
-
копье – показывает силу, данную Всевышним в борьбе против язычества, всякого греха и неверия. Еще символизирует принадлежность Иоанна к небесному и земному воинству Христа;
-
щит – защита от любых напастей, бед и немощей, которую Бог проявлял и проявляет через данного великомученика.
На ранних иконах Воин может предстать восседающим на белом коне с большим мечом в руках, ссылаясь на его военную деятельность. Нередко его показывают по пояс с копьем в одной руке, а другой рукой он совершает благословляющий жест.
Как говорилось ранее, сведений о житии святого мученика известно мало, поэтому многие изображения не отличаются разнообразностью. В искусстве XVIII века находятся произведения, где он показан фронтально, стоя в красном плаще и богатых доспехах. На фоне широкая панорама – живописный пейзаж, а на земле лежит оружие.
Редко встречающимся сюжетом является пребывание Иоанна Воина в молитве. Слева от него показана процессия с погребением его останков. На данной иконе он держит копье и пальмовую ветвь в одной руке.
С иконой святого связана одна интересная история, повествующая о совершившемся чуде в Серпуховском монастыре. Оно приключилось во время нашествия татарского войска на Русь. Когда один из захватчиков в порыве гнева и ярости стал рубить образ святого Иоанна, из ран на иконе стала сочиться кровь. После этого прямо на глазах у всех присутствующих лик сам по себе восстановился, и после этого человек, который изрезал изображение, уверовал в Христа.
Справедливое отмщение
Дальше в песне о купце Калашникове события разворачиваются стремительно. Опозоренная супруга просит у возлюбленного защиты, молит отомстить за ее поруганную честь, так как кроме него, это сделать никто не сможет. Да и из всех родственников у нее остался только маленький брат, который еще мал и неразумен.
Трагедия Алены Дмитриевны сильно ранит и задевает купца, он принимает решение наказать опричника. Степан Парамонович собирает своих братьев, наказывает им, чтобы в случае своего проигрыша, они постояли за него и защитили честь супруги и всего семейства Калашниковых.
Наступил день праздничных кулачных боев, проходивших на берегу Москвы-реки. На гулянье собралась толпа народа, все хотят поглазеть на бой опричника и купца. Кирибеевич бахвалится своей силой богатырской, сжимает кулачища и обещает зрителям скорую расправу над соперником. Но узнав, кто будет биться с ним, вдруг побелел и изменился в лице.
Противники равны по силе, оба могучие. Кирибеевич первым наносит удар купцу, да такой силы, что нагрудный крест вдавливается в груди и даже гнется. Но Степан Парамонович не падает, а продолжает крепко стоять на ногах, теперь его очередь отвечать. Он собирает всю мощь в кулак и наносит свой сокрушительный удар в висок, который сразу валит соперника на землю.
Он готов понести любое наказание государево, но просит только об одном, чтобы пощадили семью. Милостивый владыка обещает помочь родственникам, а купца приказывает торжественно казнить на площади.
Художественно-выразительные средства стихотворения
Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.
При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.
Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.
Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:
Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри – не вы!».
При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.
В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:
В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».
Смертный бой за честь
Автор перемещает сюжетную линию рассказа в новую локацию. Около Москвы-реки сходятся бойцы для проведения кулачного боя. Сам царь приехал насладиться зрелищем и потешить своё больное воображение.
Тут происходит следующее:
- Кирибеевич выходит, вызывая желающих сойтись с ним;
- бойцы боятся вступить в поединок с таким сильным соперником;
- опричник обещает сохранить жизнь проигравшему и отпустить с покаянием;
- тут внезапно выходит купец, Калашников;
- Кирибеевич интересуется именем и родом своего новоявленного противника;
- купец гордо представляется;
- опричник понимает, что перед ним муж поруганной им девушки и бледнеет.
После этого начинается поединок. Для публики — это обычное развлечение, но для сражающихся мужчин — настоящая дуэль.
Описание боя:
- противники разошлись;
- Кирибеевич бьёт оппонента в грудь первым;
- Степан пошатнулся, но выдержал, благодаря медному кресту, принявшему энергию удара на себя;
- купец наносит ответный удар в висок опричника;
- травма оказалась смертельной, и Кирибеевич падает на снег.
Таким, пусть и силовым методом, купец доказывает свои права. Выиграв в равном бою у хитрого и подлого противника, Степан восстанавливает честь бесстыдно поруганной жены.
Великая Отечественная
О том, что советские солдаты уповали на Бога, свидетельствуют находки поисковиков, которые обнаруживают на останках солдат нательные кресты, ладанки и образки. Об этом рассказывает Илья Прокофьев – руководитель Общественного фонда поисковиков в Ленинградской области. Из собранных предметов поисковики совместно со священниками РПЦ даже делали выставку.
В безбожное время веру не афишировали, перед боем молились шепотом и после боя в этом не признавались даже друзьям. В книге Артема Владимировича Драбкина «Я дрался на Т-34» ветеран Ион Лазаревич Деген рассказывает, как однажды он пристал к сослуживцам с вопросом, как именно они молились? У всех получилось примерно один ответ: «Господи! Помилуй и сохрани!»
Участник Сталинградской битвы танкист Николай Васильевич Попов вспоминал, что перед боем крестился каждый, и каждый твердил молитву: «Господи! Сохрани меня!»
Связистка Кира Ивановна Луферова вспоминала, что в минуты опасности обращалась к Богу с молитвой: «Господи, помоги! Помоги, Господи!», а один из ветеранов войны, прошедший войну без ранений, рассказал, что гимнастерку его был зашит 90-й Псалом («Живый в помощи Вышняго…»). А в пробитой пулей гимнастерке рядового Александра Зайцева было найдено стихотворение, обращенное к Богу, в котором солдат признавался, что только на войне ему открылась страшная ложь атеизма.
Молились Богу и явно, гонения на церковь в годы войны прекратились. Исследователь Сергей Исаков в статье «О Великой Отечественной войне: известное и малоизвестное», пишет, что сражение под Сталинградом началось с вполне официального молебна перед иконой Казанской Богоматери, и только после окончания молитвы дали сигнал наступать. Он же пишет, что чудотворную икону Божьей матери везли на самые сложные участки фронта. Священники проводили молебны и благословляли солдат на победу, окропляя святой водой. И даже сам маршал Георгий Константинович Жуков перед боем говорил краткое: «С Богом!».
Где был похоронен
Где находится могила блаженного, сейчас сказать с точностью невозможно. Место первоначального погребения святого источниками точно не указывается, поэтому об этом существуют различные мнения. Святой мог быть похоронен:
- в одном из приделов строящейся Покровской церкви («Покрова на рву»);
- при каком-то другом московском храме; эта версия считается наиболее правдоподобной, ведь в 1588 г., когда состоялось общецерковное прославление святого, источники сообщают о перенесении его мощей в Покровский собор – следовательно, ранее они пребывали в другом месте; тогда, повелением царя Феодора Иоанновича, в храме появился придел св. Василия, где доныне пребывают его честные останки.
Интересный фактВ соборе долгие годы хранилась царская казна – несмотря на то, что храм был за пределами надежных стен Кремля, защищающих от возможных воров. Однако государи больше верили покровительству блаж. Василия.
В Русско-японскую и Первую Мировую
Так же было во время русско-японской войны 1905 года. Священник Митрофан Серебрянский в «Дневниках полкового священника» описывал, что перед наступлением, генерал Алексей Николаевич Куропаткин приглашал священников служить в полках молебны. Сам о. Митрофан служил молебен о победе у саперов и в полку инженеров, а после молебна произносил проповедь с пожеланием усерднее молиться о том, чтобы Бог помог в сражении. Речь он заканчивал краткой молитвой: «Благослови нас, Господи, победой!» И еще одна краткая молитва встречалась в его дневнике перед описанием боевых действий: «Господи, умилосердись над грешными нами, благослови и помоги нам!»
Во время I Мировой войны в императорской армии каждому казаку и солдату была роздана «Памятка русскаго солдата», которая предварялась эпиграфом полководца Александра Васильевича Суворова о том, что русский солдат должен бояться Бога, слушать начальство, помнить о присяге и держаться храбро, и тогда все падет перед нашим оружием.
Молитва же была такой: «Спаситель мой! Ты положил за нас душу Свою, чтобы спасти нас. Ты заповедал и нам полагать души своя за друзей наших, за близких нам. Радостно иду я исполнить святую волю Твою и положить жизнь свою за Царя и Отечество. Вооружи меня крепостию и мужеством на одоление врагов наших и даруй мне умереть с твёрдой верою и надеждою вечной блаженной жизни в Твоём царстве. Пресвятая Богородице, сохрани мя под кровом твоим». Именно эту молитву читали Сибирские казаки перед каждым сражением с немцами, – об этом пишет потомственный казак Дмитрий Валентинович Игнатьев.
Какие поучения, высказывания святого сохранились до наших дней
В житии угодника Божия есть некоторые высказывания, записанные его почитателями, краткие, но емкие, посвященные духовной жизни:
о церковной молитве: «Не бо судится истинно моление, токмо еже телом в церкви стояти, а умом всюду мястися. — но истинное моление, еже в церкви телесно предстояти, а умом к Богу возводится»;
о подвиге юродства святой так сказал одному диакону, который хотел подражать его деланию: «Друже, моя работа тяжела есть, и многим неудобь понести ея, ибо и ты не можеши великия труды исправити».
Предсказания о России
Из жития угодника Божия и других источников известно, что:
- в 1521 г. он пророчествовал о нашествии на Москву казанских татар, что сбылось;
- при своей кончине он особо обратился к присутствовавшему сыну Ивана IV, Феодору со словами: «Вся прародителей твоих твоя будут, и наследник будеши им»; впоследствии именно при Феодоре Василий церковно прославлен (1588 г.);
Житие также содержит сведения о том, что блаженный предсказывал бедствия России, которые разразятся после его кончины: «пророчествова о настатии времен лютых, яко вскоре имать в Русии православная вера разрушена быти от зловерных еретик, и возникнет род последний, свойствен Антихристову царству, и будут человецы сластолюбцы, сребролюбцы, славолюбцы, блуды и пиянствы всю землю осквернять, и протчая вся таковая, яже сбудется пред пришествием Христовым, якоже и неложно бысть пророчество его». Видимо, на основании этой фразы жития святому приписывают множество конкретных пророчеств о правителях страны, событиях ее дальнейшей истории. Однако все они не имеют подтверждения источниками и, скорее всего, представляют собой фантазии «на тему» жития святого.