Фовизм в живописи: особенности нового течения

Клиника

Заболевают фавизмом чаще в весенние месяцы, в период цветения бобовых (так называемая Багдадская весенняя лихорадка). Выраженность клин, проявлений различна— от слабовыраженных симптомов гемолиза до картины тяжелейшего гемолитического криза (см.), которому часто предшествуют продромальные явления в виде общего недомогания, повышения температуры, желудочно-кишечных расстройств. Обычно начальные признаки заболевания возникают в первые часы после приема конских бобов (редко на 2-й или 3-й день), а при вдыхании цветочной пыльцы симптомы болезни могут появиться через несколько минут. Различают тяжелые, средней тяжести и легкие формы фавизма. Тяжелая форма протекает с картиной острого внутрисосудистого гемолиза, желтухой (за счет неконъюгированной билирубинемии), гемоглобинемией (см.) и гемоглобинурией (см.). Исследование крови выявляет анемию с высоким ретикулоцитозом, нормобластозом, появлением телец Гейнца (см. Гемограмма), нейтрофильным лейкоцитозом со сдвигом влево до миелоцитов, иногда с эозинофилией при нормальном числе тромбоцитов. В костномозговом пунктате — выраженная эритробластическая реакция, эозинофилия. При цитохимическом исследовании эритроцитов отмечается полное отсутствие специфических для Г6ФД гранул, обнаруживаемых в нормальных эритроцитах. Форма средней тяжести дает картину гемолитической желтухи (см.) с умеренной анемией и гемоглобинемией, но без гемоглобинурии. При легкой форме фавизма клиническая картина характеризуется признаками пищевой интоксикации (тошнота, рвота, понос), возможна кратковременная желтушность склер и слизистых оболочек; в крови — повышенный ретикулоцитоз, но анемия не выявляется.

Диагноз устанавливают на основе данных анамнеза, типичной клин, картины и определения недостаточности Г6ФД эритроцитов.

Цвет

С 1901 по 1906 год в Париже прошло несколько ретроспективных выставок, где среди прочих демонстрировались полотна Гогена, Ван Гога и Сезанна. Впервые Гоген и Сезанн были представлены публике в таком объеме. Художники, воодушевленные увиденным, решились экспериментировать с собственными новаторскими идеями. Матисс с 1897 года изучал живопись у художника-импрессиониста Джона Питера Рассела (1858-1930).

Рассел объяснил ему теорию цвета, и Матисс начал работать с чистыми красками. Рассел, друживший с Ван Гогом, показал Матиссу его рисунки. После этого яркие цвета, плотные выразительные мазки и минимальное сходство с действительностью стали визитной карточкой работ Матисса. Дополнительную роль сыграл и интерес к орнаментам восточных ковров, пейзажам и искусству Северной Африки.

Джон Питер Расселл

Презентация на тему: » Модернистское течение в первой трети ХХ века. Фовизм (от фр. fauve дикий) направление во французской живописи конца XIX начала XX века. Название закрепилось.» — Транскрипт:

1

Модернистское течение в первой трети ХХ века

2

Фовизм (от фр. fauve дикий) направление во французской живописи конца XIX начала XX века. Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета.

3

Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. Также к числу сторонников этого направления можно причислить таких творцов как Альбер Марке, Шарль Камуан, Луи Вальта,Анри Эвенепул, Морис Марино, Жан Пюи, Морис де Вламинк, Анри Манген,Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кеес ван Донген, Alice Bailly Жорж Брак и других. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Группа заявила о себе на парижских выставках гг., однако вскоре объединение распалось, и творческие пути участников разошлись. Меродак-Жанно. «Жёлтая танцовщица»

4

Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Как направление просуществовало недолго примерно с 1898по 1908 год. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины». Сидящая обнаженная. Этюд. Испанка с бубномБулонский лес Панно «Танец»

5

Появление «диких» было откликом на социальный кризис общества. В их творчестве немаловажную роль сыграли учения Нитше и Шопенгауэра. Основой их мировоззрения стало отрицание всяких норм и законов восприятия в живописи, вера в чистое искусство, преобладание инстинктов над интеллектом. Изображаемые предметы они словно рвали на части, стремясь вызвать у зрителей потрясение, вернуть их к эмоциям, к инстинктам. Художники стремились к особой выразительности цвета: использовали резкий контраст по теплоте и тону цвета, яркие цвета вызывающие у зрителя волнение. Они сделали цвет основным изобразительным средством и не стремились реально отражать окружающий мир. В их полотнах преобладали чистые цвета. Формы и объемы предметов были искажены. Часто на их полотнах можно увидеть оранжевых людей, синее лицо, зеленое небо. Поэтому произведения художников данного направления вполне оправдывает название «дикие» Эстетические эмоции, «желание жизни» — вот основное содержание работ художников этого направления. Для выражения своих идей фовисты не могли использовать все жанры живописи. Они практически отказались от портрета. Предпочтение отдавалось пейзажам, интерьерам, композициям с фигурами.

6

Анри Матис «Танец» Морис Вламинк «Речка» Анри Манген «Купальщица» Андре Дерен «Просушка парусов»

Фовизм в Европе

Эту картину позаимствуют новые московские коллекционеры. Русские художники, объединившиеся в ассоциацию La Toison d’Or , организуют первые выставки оленевых картин в 1908 году. Их третья выставка, которая состоится в 1910 году, объединит предметы русского мастерства с картинами Натали Гончаровой и Мишеля Ларионова . Последний возьмется за серию картин, посвященных проституткам. Огюст Шабо , Франтишек Купка перенимают ту же тему. Проститутка Купки будет называться Примитивная .

Квалификационный олененок будет обозначать холсты, которые доведут чистый цвет до крайних пределов. «Фовизм, — сказал Матисс, — возник из того факта, что мы достаточно далеко отдалились от имитации цветов и что с чистыми цветами мы получили более сильную реакцию. Это течение окажет глубокое влияние на немецкие движения Die Brücke и Новое объединение мюнхенских художников , раскол которых приведет к созданию Der Blaue Reiter .

Французский фовизм

  • Жорж Брак
  • Чарльз Камуан
  • Роберт Делоне
  • Андре Дерен
  • Рауль Дюфи
  • Виктор Дюпон
  • Эмиль Отон Фриес
  • Пьер Жирье
  • Анри Манген
  • Морис Марино
  • Альбер Марке
  • Жаклин Марваль
  • Анри Матисс
  • Жан Метцингер
  • Роберт Антуан Пинчон
  • Людовик-Родо Писсарро
  • Жан Пюи
  • Жорж Руо
  • Луи Валтат
  • Морис де Вламинк
  • Огюст Шабо
  • Рене Зейссо
  • Луи Нейло

Венгерский фовизм

  • Dezs Czigány
  • Ödön Márffy
  • Béla Czóbel
  • Йожеф Риппл-Ронаи , венгерский наби , ассоциируется с венгерскими дикими животными .

Испанский фовизм

Испанский фовизм зародился в Ситжесе, благодаря тесным отношениям, которые установились между Парижем и Каталонией, благодаря таким журналам, как Nord-Sud, созданным Пьером Реверди , который также высказал его точку зрения на кубизм.

  • Хуан де Эчеваррия
  • Франсиско Итуррино

Фовизм в Бельгии

Фовизм в Бельгии обычно называют брабантским фовизмом .

  • Джос Альберт 1886–1981
  • Жан Брюссельманс 1884-1953
  • Филибер Коккс 1879-1949
  • Чарльз Кунхай 1884-1971 гг.
  • Жорж Кретен 1887-1966
  • Луи Франсуа Декор 1884-1960
  • Анн-Пьер де Кат 1881-1968
  • Элиан де Маас 1899–1993
  • Проспер де Тройер 1880-1961
  • Гастон Дебир 1890-1954 гг.
  • Чарльз Дехой 1872-1940
  • Джехан Фрисон 1882-1961
  • Марта Гийен 1890-1974
  • Хос Леонар 1892–1957
  • Анри Ле Ру 1872-1942
  • Анри Логлен 1889-1968
  • Пол Маас 1890-1962
  • Медар Мартенс 1875-1946
  • Альбер-Франсуа Матис 1885-1956
  • Артур Навез 1881-1931
  • Огюст Олефф 1867-1931
  • Виллем Паэрельс 1878-1962
  • Роджер Пэрент 1881–1985
  • Рама 1887-1947 гг.
  • Фердинанд Ширрен 1872-1944
  • Пьер Скупреман 1873-1960
  • Родольф Штребель 1880-1959
  • Луи Тевене 1874-1930
  • Эдгард Титгат 1879-1957
  • Франц ван Монфорт 1889-1980
  • Жан Ванден Экхудт 1875-1946
  • Медард Вербург 1886-1957
  • Фернан Верхаген 1883-1975
  • Адольф Вансарт 1873-1954
  • Фернан Вери 1886-1964
  • Рик Воутерс 1882-1916

Насмешки

Фовисты подвергались бесконечным насмешкам и издевкам. Их привычка выдавливать краски из тюбика прямо на холст, избегать даже намека на реалистичность вызывала недоумение у современников, которые не могли понять, какую цель преследуют художники, столь жестоко искажая действительность. Публика считала, что фовисты просто не умеют рисовать, что они не «настоящие» художники, а просто компания бездарей, ищущих славы. Но в среде молодых живописцев стиль обретал все большую популярность, и в двух следующих выставках вместе с фовистами участвовали Кеес ван Донген (1877-1968) и Отон Фриез (1879-1949). Все, кого прозвали «Les Fauves», использовали похожие технические приемы и работали в едином стиле, но общей философии у них не было.

Во многих работах мелькают элементы наивного искусства ранних периодов. Возможно, это следствие выставки французских примитивистов, на которой были представлены до-ренессансные работы, — молодежь привлекала свежесть и убедительная искренность старых мастеров. Другим источником вдохновения для фовистов, в творчестве которых появилась почти первобытная стилизация, стала африканская скульптура, которую коллекционировали Вламинк, Дерен, Матисс и другие.

Пик успеха фовизма приходится на 1905-1907 годы. После этого художники постепенно отдаляются и каждый развивает собственный стиль. Матисс еще несколько лет работал в технике фовизма, но остальных захватили новые идеи.

Отвергая традиции

Фовисты пренебрегали точностью формы, а палитру и технику выбирали на основе своих ощущений. Они отказались от традиционного изображения световых эффектов, перспективы, объема и текстуры, порой даже утрировали плоскостное изображение. Цвет должен был передавать чувства или впечатления от объекта — например, радость или тепло яркого солнечного света. Их творчество казалось дерзким, а техника — небрежной, но темы работ оставались вполне традиционными — обнаженная натура, пейзажи, натюрморты. Важнее всего был цвет. И с этой точки зрения фовизм, с его чистыми красками и оригинальным способом нанесения их на холст, может считаться прямым наследником постимпрессионизма и стилем, противостоящим неоимпрессионизму, который, по их мнению, насаждал монотонное единообразие. Матисс однажды заявил: «Фовизм сверг тиранию дивизионизма».

Характеристика

У авангардного направления не было манифестов, согласованных наборов эстетических правил, идеалов или планов. Группой друзей с похожим отношением к живописи руководил Матисс-старший, ставший ведущей фигурой компании. Естественно, художники не работали в вакууме: в ранних работах фовистов чувствуется влияние Пола Синьяка и Жоржа Сера, но направление ознаменовало начало безудержного и смелого использования цвета крупными и яркими мазками. Говоря о нестандартном применении красок, не стоит забывать, что неестественная палитра цветов использовалась и в работах импрессионистов: например, Моне.

Фовистский пейзаж. Морер.

Модный стиль

В дебютном 1905 году новый стиль вызвал шок и недоумение у арт-критиков и журналистов, однако коллекционеры и многие зрители были полны энтузиазма. Фовизм набирает популярность и привлекает новых покупателей, среди которых числятся и русские коллекционеры: Иван Морозов и Сергей Щукин. Именно поэтому сейчас в галерее Эрмитажа можно увидеть большое собрание работ в данном стиле. Фовизм становится напоминанием о том, что Париж был и остается одним из значительных центров мирового искусства — но в течение кроткого времени: новизна произведений идет на спад, а на смену направлению приходит упомянутый экспрессионизм. Уже к 1907 году, спустя два года после дебюта, многие фовисты используют другие стили.

Пейзаж близ Шату. Андре Дерен.

Наследие фовизма

Вытесненный отчасти кубизмом, отчасти экспрессионизмом, фовизм оставался наиболее радикальным направлением в искусства на протяжении многих лет. Просуществовавший сравнительно недолго, он оказал влияние на восприятие некоторых ценностей и роль цвета в изобразительном искусстве.

Девки. Руо Жорж.

 Загрузка …

Осенний салон 1906 г. [ править ]

Робер Делоне , 1906, L’homme à la tulipe ( Портрет Жана Метцингера ), холст, масло, 72,4 х 48,5 см. Выставлен в Автосалоне 1906 года (Париж) вместе с портретом Делоне работы Жана Метцингера.

Третья групповая выставка фовистов состоялась в Осеннем салоне 1906 года, проходившем с 6 октября по 15 ноября. Метцингер выставил свой фовистский / дивизионистский портрет М. Роберта Делоне (№ 1191), а Робер Делоне выставил свою картину «Человек в тюльпане» (Портрет М. Жана Метцингера) (№ 420 каталога). Матисс выставил свою Лизезу , два натюрморта ( Tapis rouge и à la statuette ), цветы и пейзаж (№ 1171–1175). Роберт Антуан Пинчон показал свои inondées прерий ( Сент-Этьен-дю-Рувре , пре-де-Руан)(нет. 1367), в настоящее время в музее — де — Лувьере , окрашен в стиле фовизма, с золотыми желтыми, раскаленным блюзом, толщина импаста и крупными мазками.

Поль Сезанн, скончавшийся во время выставки 22 октября, был представлен десятью работами. Его работы включали Maison dans les arbres (№ 323), Portrait de Femme (№ 235) и Le Chemin tournant (№ 326). Ван Донген показал три работы: « Монмартр» (492), « Мадемуазель Леда» (493) и « Парижанка» (494). Андре Дерен выставил 8 работ, Westminster-Londres (438), Arbres dans un chemin creux (444), а также 5 работ, написанных в l’Estaque . Camoin представил 5 работ, Dufy 7, Friesz 4, Manguin 6, Marquet 8, Puy 10, Valtat 10, а Vlaminck был представлен 7 работами.

Патологическая анатомия

При фавизме обнаруживают желтушность и дистрофические изменения внутренних органов. Печень желто-бурая, увеличена. Селезенка красно-бурая, увеличена, полнокровна. Почки увеличены, набухшие.

Микроскопически капилляры печени и синусы селезенки заполнены детритом, образовавшимся за счет распада эритроцитов. В печеночных клетках, эндотелии синусов, макрофагах селезенки и костного мозга откладываются в большом количестве зерна кровяного пигмента типа гематина и гемосидерина. В почечных клубочках — экссудат с мелкозернистым распадом; в эпителии извитых канальцев — мутное набухание и некроз; в просветах прямых канальцев — гемоглобиновые и зернистые цилиндры, дающие положительную реакцию на железо.

В костном мозге, по данным прижизненной трепанобиопсии подвздошной кости, в период острого гемолитического криза обнаруживается гиперплазия элементов гемопоэза, уменьшение количества жира. Гистологически на фоне общей гиперплазии эритроидных элементов обнаруживаются своеобразные очаги эритроидной гипоплазии — анэритробластоза в виде так наз. полей опустошения; последние исчезают в фазе регенерации, характеризующейся нормобластической реакцией и эозинофилией.

Андре Дерен

Андре Дерен, французский живописец, иллюстратор, гравер и скульптор родился в 1880 г. в Шату.

Первые уроки живописи он начал брать в 1895 г. у провинциального художника Жакомена. В 1898 Дерен поступил в академию Карьера в Париже, где познакомился с А. Матиссом, Ж. Пюи и А. Марке. Через два года юноша оставил академию и начал учиться самостоятельно.

Значительное влияние на формирование художественной манеры Дерена оказало творчество В. Ван Гога, П. Сезанна и П. Гогена. В 1900 г. он познакомился с М. Вламинком, с которым работал в окрестностях Шату. В 1905 г. художники Шату вошли в объединение фовистов и представили свои картины на выставке Осеннего салона.

В 1905 г. Дерен с Матиссом совершил путешествие на юг Франции, в Коллиур. Под впечатлением солнечной природы Коллиура Дерен создает красочные пейзажи. Художнику присуще тонкое чувство цвета, делающее его яркие пейзажи удивительно гармоничными.

В картине «Порт в Коллиуре» (1905) красные мачты на фоне морского залива удачно сочетаются с желто-зеленой высокой травой на берегу. Все пространство картины пронизано светом горячего солнца Средиземноморья.

В этом же году Дерен едет в Лондон. Его лондонская живопись так же ярка и празднична, как и полотна, написанные на побережье Средиземного моря. Сочетания синих, красных, зеленых оттенков создают ощущение влажной атмосферы лондонской столицы («Биг Бен», 1905; «Вестминстерский мост», 1906).

В 1907 г. Дерен познакомился с П. Пикассо и с художниками из его окружения. Это знакомство оказало большое влияние на живопись французского мастера. Колорит его картин становится более сдержанным, а формы — лаконичными. Натюрморты и пейзажи Дерена, написанные в этот период, напоминают работы П. Сезанна и ранних кубистов («Натюрморт на столе», 1910; «Старый мост в Кане», 1910; «Роща», ок. 1912).

Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). На полотне изображена голубая полоска залива, белоснежные здания на берегу, зеленоватые горные склоны, большая скала, закрывшая небо. На скале растут редкие деревья. Выполненные в манере наивного искусства, они напоминают детский рисунок и контрастируют с остальными эле¬ментами пейзажа. Ландшафт безлюден: у причала качаются пустые лодки, на парусных яхтах, плывущих по волнам, не видно команды. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух.

А. Дерен. Тропинка в лесу Фонтенбло. Ок. 1908 г.
А. Дерен. Гавань в Провансе. 1912 г.

В годы Первой мировой войны Дерен попадает на фронт. Трагические картины разрушений, оставленных войной, изменили мировосприятие художника. Пейзаж теперь почти не интересует Дерена, он обращается к портретному жанру и композициям с человеческими фигурами. В этих произведениях черты сезанновской живописи дополняются элементами классического и наивного искусства. Таковы «Тайная вечеря» (1913), «Люси Канвейлер» (1913), «Субботний день» (1911-1914), «Девушка в черном» (1914).

После окончания войны Дерен оформляет театральные декорации к спектаклям С. Дягилева. Он пишет и пейзажи, которым свойственна стилизация под старинную живопись. Значительное место в его творчестве занимают графические работы. Среди них — прекрасные иллюстрации к произведениям Овидия, Ф. Рабле, Ж. Лафонтена.

В 1921 г. Дерен посетил Рим. К 1920-м гг. относятся его картины с фигурами обнаженных женщин, танцовщиц, персонажей комедии дель арте («Обнаженная с кошкой», 1923; «Пьеро и Арлекин», 1924).

Дерен никогда не останавливался на достигнутом, он постоянно совершенствовал свой метод, изучая и копируя произведения мастеров Раннего Возрождения, болонских живописцев и современных ему знаменитых художников. Многие особенности их творчества он применял в своей живописи («Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935; «Мрачный пейзаж», ок. 1950).

В позднем творчестве Дерена появились драматические и мрачные ноты («Лодки в Нуармутье», 1950). Веет печалью и одиночеством от его последних работ, в которых мир кажется ирреальным и непрочным («Пейзаж», 1954).

Умер Андре Дерен в 1954 г.

Примечания и ссылки [ править ]

  1. ^ a b Джон Элдерфилд , Фовизм «Дикие звери» и его сходство, 1976, Музей современного искусства , стр.13, ISBN  0-87070-638-1
  2. ^ Freeman, Джуди,др., Fauve Пейзаж , 1990, Abbeville Press, стр. 13, ISBN 1-55859-025-0 . 
  3. ^ а б в Тейт (2007). Глоссарий: фовизм. Проверено 19 декабря 2007, фовизм, Тейт.
  4. Перейти ↑ Freeman, 1990, p. 15.
  5. ^ Teitel Александра J. (2005). «История: как появились фовисты?». «Фовизм: выражение, восприятие и использование цвета», Университет Брауна . Проверено 28 июня 2009 г., курсы Brown. Архивировано 16 ноября2010 г. в Wayback Machine.
  6. ^ Коллинз, Брэдли, Ван Гог и Гоген: электрические аргументы и утопические мечты , 2003, Westview Press, стр. 159, ISBN 0-8133-4157-4 . 
  7. Джошуа И. Коэн, «Фовские маски: переосмысление современного« примитивистского »использования африканского и океанического искусства, 1905-8». Бюллетень искусства 99, вып. 2 (июнь 2017 г.): 136-65.
  8. ^ а б Фримен, стр. 243
  9. ^ Б с д е е г Dempsey, Эй (2002). Стили, школы и движения: энциклопедическое руководство по современному искусству , стр. 66-69, Лондон: Thames & Hudson Ltd.
  10. ^ a b c d «Книжный разговор: Неизвестный Матисс …» , Национальное радио ABC , интервью с Хилари Сперлинг , 8 июня 2005 г. Источник 1 января 2008 г.
  11. Матисс, Luxe, calme et volupté , 1904, Музей Орсе, Париж, Франция
  12. ^ a b Луи Воксель, Осенний салон , Жиль Блас, 17 октября 1905 г. Экран 5 и 6. Галлика, Национальная библиотека Франции , ISSN 1149-9397 
  13. ^ a b c d Чилвер, Ян (ред.). «Фовизм» , Оксфордский словарь искусств, Oxford University Press, 2004. Получено с enotes.com, 26 декабря 2007 г.
  14. ^ Смит, Роберта (2006). «Анри Руссо: В воображаемых джунглях таится ужасная красота» The New York Times , 14 июля 2006 г., доступ 29 декабря 2007 г.
  15. ^ Elderfield, с.43
  16. ^ Осенний салон; Société du Salon d’automne , Каталог украшений, скульптуры, рисунков, гравюры, архитектуры и декоративного искусства. Exposés au Grand Palais des Champs-Élysées, 1905 год.
  17. ^ a b c d e Рассел Т. Клемент, Les Fauves: A Sourcebook , Greenwood Publishing Group, 1994 ISBN 0-313-28333-8 
  18. Les Demoiselles D’Avignon: Влияние Пикассо на создание шедевра , заархивировано из оригинала 21 февраля 2008 г. , извлечено 10 марта 2008 г.
  19. ^ Тернер, Джейн (1996), Словарь искусств Grove , Macmillan Publishers , стр. 372, ISBN 1-884446-00-0
  20. Дэниел Роббинс, Жан Метцингер: В центре кубизма , 1985, Жан Метцингер в ретроспективе, Музей искусств Университета Айовы, Фонд Дж. Пола Гетти, Вашингтонский университет, стр. 9-23
  21. ^ Société des Artistes Independants: каталог выставки 22ème, 1906
  22. ^ a b c d e Осенний салон; Société du Salon d’automne , Каталог украшений, скульптуры, рисунков, гравюры, архитектуры и декоративного искусства. Exposés au Grand Palais des Champs-Élysées, 1906 год.
  23. ^ François Lespinasse, Роберт Антуан Пинчон: 1886–1943 , 1990, репр. Руан: Ассоциация Les Amis de l’École de Rouen, 2007, ISBN 9782906130036 (на французском языке) 
  24. ^ «Интерпол выдает глобальное предупреждение об украденных произведениях искусства» , CNN Wire Staff, 21 мая 2010 г.

Фовизм в живописи: Матисс

Анри Матисс был не только новатором – он постоянно переосмысливал прошлое искусства. Он считал, что цвет уже сам по себе полон и самодостаточен, поэтому напрямую связывать его с объектом – лишнее: «Когда я пишу зеленым, я не пишу траву, а когда пишу синим, я не пишу небо». Он и его последователи отрицали смешение цветов, даже малейшие намеки на контур предметов – только чистые и яркие фабричные краски.

Матисс учил своих учеников писать картины «невинно» – так, как это делают маленькие дети. А именно – переносить на холст свое первое впечатление об изображаемом. Только такой подход, по его мнению, открывал дорогу в «чистое искусство».

При этом он глубоко уважал старых мастеров и часто использовал их приемы в своих работах. Только в живописи Матисса они становились фовистскими, переделанными по законам его мира.

Многие искусствоведы, а также последователи Анри Матисса выделяют его мазок кисти: мастер скрупулезно варьировал густоту нанесения краски, отчего то тут, то там в просветах виднелся холст, что создавало чудесное сочетание – казалось, что цвет на картине «дышит». Ему принадлежит и изобретение новой техники живописи – декупажа, «рисования ножницами». Это вывело работу по упрощению объекта и его геометрических форм на новый уровень.

Матисс никогда не выплескивал в свою работу собственные эмоции. Когда он творил, он отрешался от мира, от общества – от всего окружающего. Для художника существовал только один холст во всей Вселенной.

История возникновения направления

Считается, что именно фовизм, а не предшествующий ему импрессионизм, стал отправной точкой разрушения традиционной живописи. Надо сказать, большинство будущих фовистов обучались у образцовых мастеров: Эжена Карьера, Густава Моро, Леона Бонна, копировали образцовые классические работы в Лувре.

Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Разговорившись, художники узнали, что они оба в восторге от творчества Ван Гога и оба весьма недовольны положением дел в искусстве. Такую точку зрения Вламинка можно было объяснить тем, что он не получал, в отличие от Андре, классического художественного образования и даже никогда не был в Лувре. Дерен же, хоть и был противоположностью собеседника, также считал, что реалистическая живопись уже в упадке, а будущее – за новым искусством.

Тогда, в 1901 году, ими была высказана мысль, что живопись не должна слепо копировать объект изображения, хоть она и пока сдавлена классической парадигмой. Мнение друзей было подхвачено и другими художниками, в голове которых витали подобные мысли.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: