Музей гуггенхайма в бильбао

История

Музей в Бильбао является филиалом нью-йоркского музея Гуггенхайма, который экспонирует шедевры современного искусства. Нью-Йоркский музей спроектировал в 1959 году знаменитый Фрэнк Л. Райт по заказу Соломона Гуггенхайма, а вернее для его известной коллекции нестандартного искусства, собранной совместно с баронессой Хилой Рибэй. Здание Нью-Йоркского музея давно признали шедевром современной архитектуры, но в данный момент речь пойдет о его «младшем брате» музее в Бильбао.

В 1991 году был объявлен конкурс на лучший проект музея. Победителем оказался американец Гери, которому удалось создать необычное здание с удивительными формами. Этому зданию суждено было стать настоящим техногенным прорывом и продемонстрировать миру потенциал компьютерного проектирования. Изначально проект, конечно, имел традиционный вид картонного макета, но только с помощью специальной компьютерной программы он стал технически и экономически реально выполнимым.

Место для стройки выделили на берегу речки Нервион, раньше здесь располагались железнодорожные пути и различные склады. Музей Гуггенхайма в Бильбао является, по сути, стальным каркасом, который состоит из широких секций трехметровой решетки. Необычайную пластичность конструкции обусловила вовсе не форма отдельных частей каркаса, а их соединение. Затем были смонтированы внутренний и наружный слой здания, далее – облицовка. И можно сказать, что музей закончен.

Музей гуггенхайма в Бильбао

С помощью компьютерной программы Гери создал трехмерную модель будущего музея, и с помощью этой же программы продолжил создание здания.

Производственные чертежи создавались программой автоматически на основе макета. Эту удивительную программу даже использовали в станках, которые изготавливали отдельные элементы здания. Точность выполнения каркаса была настолько высокой, что привычная подгонка элементов при сборке даже не потребовалась! Ни одна стальная деталь конструкция музея Гуггенхайма не повторяется, каждая – уникальна. На каждый элемент конструкции при изготовлении на заводе был прикреплен штрих-код, который впоследствии считывался на стройке. В результате элемент крепился точно на то место, которое ему предназначалось и было просчитано еще в трехмерной модели. Торжество технологий, да и только!

Не менее интересно проходил и процесс облицовки конструкции. Здание музея облицовывали титановыми листами, а сложные кривые изогнутых элементов снова просчитывались с помощью компьютера. За счет этого зданию был обеспечен такой сложный, но красивый «гнутый» силуэт. Примечательно, что стекла, использовавшиеся при облицовке здания, наоборот, из-за требований технологии оставляли плоскими. Но практически 70% поверхности стекла было вырезано по уникальным размерам, поэтому плоскость стеклянных элементов не входит в диссонанс с гнутым титаном.

Архитектура музея

Музей Гуггенхайма в Бильбао был открыт в октябре 1997 года, церемония открытия была очень торжественной и привлекла огромное внимание. Всемирная известность пришла к музею практически сразу после открытия, кроме того он сразу же стал приносить владельцам неплохие доходы от огромного числа посетителей, стремящихся в музей, как в городской аттракцион

Основная заслуга такой популярности, несомненно, принадлежит оригинальной архитектуре здания: ни одно помещение в музее не повторяется, а интерьер представляет собой постоянно меняющееся пространство, которое словно соткано из белых плоскостей стен. Хромированные детали и витражные окна добавляют к общей картине дополнительные впечатления. Музей Гуггенхайма в Бильбао занимает достаточно большую площадь – 24 тысячи квадратных метров, разнофактурные архитектурные формы сгруппированы вокруг центрального атриума. Это здание, облицованное тонкими листами титана, издали можно принять за гигантский волшебный цветок, чьи изгибы повторяют изгибы холмов и сливаются с изгибами реки. Музей Гуггенхайма очень органично вписался в береговую застройку города и буквально «сросся» с мостом Сальве, от которого из Бильбао ведут дороги во все концы Испании.

Береговая застройка города

Наследие Энди Уорхола

Философия Уорхола заключалась в его пристальном взгляде на жизнь, самоиронии и умении видеть мир под иным углом. Все это художник переносил на холсты, искренне считая, что коммерческая живопись имеет право на существование, и в этом нет ничего зазорного.

Стиль картин Энди можно охарактеризовать как натуралистичный поп-арт, хотя он нередко использовал обобщающие изобразительные средства. Так, портреты знаменитостей имеют идеализированные черты и напоминают скупой набросок, выжимку из индивидуальности конкретного персонажа. Яркие краски передают настроение художника, а используемые им под конец жизни неоновые тона прямо-таки кричат о невысказанных мыслях и чувствах.

Описание картин мастера – дело неблагодарное. Лучше один раз увидеть его полотна и ощутить тот информационный посыл, который хотел передать публике Энди, нежели штудировать энциклопедии, посвященные его творчеству. 

К слову, художник является автором не только андеграундного кино, но и (заочно) соавтором нескольких книг, среди которых:

  • «Америка»;
  • «Дневники Энди Уорхола»;
  • «Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот)».

Идеи и талант Энди продолжают вдохновлять художников, рекламщиков, людей творчества и бизнесменов. Так, эскиз очков, найденный в архивных бумагах Уорхолла, натолкнул бренд Retrosuperfuture на мысль о создании коллекции солнцезащитных аксессуаров. Многие модные марки используют различные работы мастера для создания принтов для коллекций одежды, обоев, сумок и прочих дизайнерских вещей.

Рекомендации

  1. «530 967 человек посетят Музей Гуггенхайма в Бильбао в 2021 году» . Музей Гуггенхайма в Бильбао . 3 января 2022 г. . Проверено 3 января 2022 г.
  2. ^ «Гуггенхайм заявляет, что продукт для очистки фасада стоит 500 000 песет». Страна . Проверено 28 июня 2012 г.
  3. Газета The Country (Уругвай), изд. (13 февраля 2018 г.). «Эффект Бильбао, объект исследования переоценки городов» .

  4. Гуггенхайм в Бильбао, музей с наибольшим количеством выставочных метров в штате . Дея. 23 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 23 июня 2019 года . Проверено 23 июня 2019 г. .
  5. «Совет попечителей Фонда Музея Гуггенхайма в Бильбао одобряет Соглашение о продлении с Фондом Соломона Р. Гуггенхайма» . Гуггенхайм Бильбао. 3 декабря 2014 г. . Проверено 3 декабря 2014 г. .
  6. «Фонд Гуггенхайма одобряет продление на двадцать лет Соглашения с Музеем Гуггенхайма в Бильбао» . Гуггенхайм Бильбао. 9 декабря 2014 г. . Проверено 9 декабря 2014 г. .
  7. Гуггенхайм в Бильбао. 20 лет. Искусство меняет все . Гуггенхайм Бильбао . Проверено 15 октября 2017 г. .
  8. Сатклифф, Джастин (11 октября 2017 г.). Световое шоу Гуггенхайма в Бильбао, посвященное 20-летию — в фотографиях . Хранитель . Проверено 15 октября 2017 г. .
  9. 20 лет музею с магией . Почта. 17 октября 2017 г. . Проверено 17 октября 2017 г.
  10. «Пространство как материализация времени» El País . Проверено 28 июня 2012 г.
  11. Ларраури, Ева (28 февраля 1992 г.). «Больше критики, чем спаек» . Страна . Проверено 31 января 2021 г. .
  12. Ларраури, Ева (28 декабря 1991 г.). «В Стране Басков усиливается критика Музея Гуггенхайма в Бильбао» . Страна . Проверено 31 января 2021 г. .
  13. Муэс, Микель (05.02.1992). «Отейса говорит, что соглашение о музее Гуггенхайма — это «антибаскская мыльная опера » » . El País . Проверено 31 января 2021 года .
  14. Ларраури, Ева; Муэс, Микель (11.03.1998). «Отейза подписывает мир с Гуггенхаймом и достигает соглашения о сотрудничестве» . Страна . Проверено 31 января 2021 г. .
  15. «Награды» . Гуггенхайм Бильбао . Проверено 26 октября 2014 г.
  16. Айовин, 1999. стр. 4.
  17. 12 сокровищ Испании
  18. Эстебан, Иньяки (13 марта 2018 г.). Видарте ищет участок в районе Герники для расширения Гуггенхайма . Почта . Проверено 13 марта 2018 г. .
  19. Guggenheim Bilbao возобновляет проект расширения в районе Герника (неопр .) . Дея. 13 марта 2018 г. . Проверено 13 марта 2018 г. .
  20. Эстебан, Иньяки (27 марта 2019 г.). Видарте предупреждает, что будущее Гуггенхайма не гарантировано . Почта . Проверено 27 марта 2019 г. .
  21. (30 декабря 2020 г.). Guggenheim Gernika, 5-я линия метро и 23 других проекта соревнуются за 1,403 миллиона долларов в Бискайе . Дея . Проверено 30 декабря 2020 г. .
  22. Феррерас, Вифлеем (29 декабря 2020 г.). Баскское правительство возвращает проект Музея Гуггенхайма в Гернике на европейские средства . Мир . Проверено 30 декабря 2020 г. .
  23. Щенок, JF (30 декабря 2020 г.). Biscayan проекты, которые решили извлечь выгоду из распределения средств из Европейского Союза . Почта . Проверено 30 декабря 2020 г. .
  24. Томе, Мария Хосе (7 июня 2021 г.). Музей Гуггенхайма стремится вырасти в Урдайбае в двух местах, соединенных зеленой дорогой . Почта . Проверено 7 июня 2021 г. . (требуется подписка) .
  25. Музей Гуггенхайма хочет расшириться в Гернике и Муруэте . Дея. 7 июня 2021 г. . Проверено 7 июня 2021 г. .
  26. Музей Гуггенхайма планирует расшириться за счет двух мест в Гернике и Муруэте . Эйтб. 7 июня 2021 г. . Проверено 7 июня 2021 г. .
  27. Редондо, Майте (29 декабря 2021 г.). Музеи, которые вырастут в 2022 году . Дея . Проверено 29 декабря 2021 г. .

Музей беспредметной живописи

«Музей беспредметной живописи», под руководством Ребай, в центре Манхэттена был открыт в 1939 году. К началу 1940-х годов набралась такая большая коллекция авангардных картин, что возникла необходимость в постоянном помещении. В 1943 году, Ребай и Гуггенхайм написали письмо Фрэнку Ллойду Райту с просьбой в помощи создания здания для размещения коллекции.

Вид на «Маурицио Каттеланом: Все» экспонат в музее Гуггенхайма (NAParish / flickr.com)

Райт уже стал известным архитектором, возводящим строения как «органическую архитектуру». Его здания были необычны и очень функциональны. В то время он был очень моден и современен, возможно именно поэтому его выбрали для организации строительства. Многие с удивлением и восхищением посещают здания Райта, особенно известный «Дом над водопадом», ставшим популярным музеем в Пенсильвании.

Фрэнк Райт принял возможность от Гуггенхайма экспериментировать со своим органическим стилем в городских условиях. Ему потребовалось почти 16 лет, более 700 эскизов и шесть наборов чертежей для создания музея. И лишь в 1959 году здание сдано в эксплуатацию.

Расположение музея Гуггенхайма выбрано не случайно. Вместе с архитектором Райтом, Гуггенхайм просматривал разнообразные площадки в Бронксе и на Манхэттене, с видом на реку. Однако коллекционер чувствовал, что близость Центрального парка облегчит от шума Нью-Йорка, бесконечных автомобильных пробок и асфальта.

Еще до его открытия, дизайн музея подвергся критике. Некоторые считали, что здание будет затмевать экспонаты представленные в галерее. Но архитектор писал, что здание «наоборот, создает ощущение бесконечности живописи, красивой симфонии, того, что искусство идет вперед…»

21 октября 1959 года, через десять лет после смерти коллекционера Гуггенхайма и через шесть месяцев после смерти Фрэнка Ллойда Райта, музей Соломона Гуггенхайма впервые открыл свои двери для любителей искусства. Здание приобрело широкую популярность и признание, музей Гуггенхайма вдохновил многих современных зодчих.

Сам музей – произведение искусства. Необычное цилиндрическое строение, сверху намного шире, нежели снизу, по задумке автора именуется как «храм духа». Уникальная рамповая галерея простирается от уровня земли долго и непрерывно по спирали вдоль внешних краев здания, и оканчивается потолком. Открытая ротонда открывает посетителям уникальную возможность увидеть несколько работ одновременно и даже на разных уровнях. Зрителю предоставляется подняться наверх на лифте, а затем уже медленно спускаться по спирали и наслаждаться произведениями искусства.

Со временем возникла необходимость расширения и реконструкции здания. С 2005 по 2008 года велись значительные ремонтные работы, было установлено современное оборудование, эхо-технологии и освещение.

После завершения масштабных ремонтных работ, 22 сентября 2008 года музей Гуггенхайма отпраздновал открытие обновленного здания, на котором присутствовали знаменитые современные деятели искусств, и спустя 2 недели ему был дан статус Национального исторического памятника.

Творческий прорыв, поп-арт и Фабрика

60-е годы стали одними из самых плодотворных на творческом пути Уорхола. К этому времени он стал заметной фигурой в рекламном бизнесе, выработал свой графический стиль. Опираясь на этот опыт, он начал рисовать комиксы, продукты и товары, которые среднестатистический американец видит практически ежедневно. Энди создал целую серию картин, где одно и то же изображение копируется много раз — «Восемь Элвисов», тридцать две банки «Кэмпбелл». Работая над картиной с супом, Энди говорил, что рисует, то, что нравится ему самому.

«В один из вечеров, когда я расспрашивал о новых идеях человек десять-пятнадцать, одна моя подруга наконец задала мне нужный вопрос:

— А сам-то ты что больше всего любишь?

— Вот как я начал рисовать деньги»

Над Диптихом Мэрилин Энди начал работать спустя неделю после смерти суперзвезды. При помощи трафаретной печати он нанес на холст 50 изображений Монро, часть из которых раскрасил яркой краской, а часть — черно-белой. Уорхол был одним из первых, кто применил трафаретную печать. Изначально он сам рисовал трафареты для картин, позднее начал при помощи проектора выводить изображения на холст. То, что на первый взгляд казалось бездушным тиражированием, для Энди было возможностью не тратить время на рисование объекта, а сразу работать с ним и менять непосредственно на холсте.

В этот период Энди придумал себе образ, который позднее еще много лет помогал ему бороться с комплексами и собственной неполноценностью. Этот образ был построен на преувеличении собственных недостатков. Человек, боящийся собственных внешности и речи, заставил их работать на себя. Так пишет об этом Оливия Лэнг в книге «Одинокий город. Упражнения в искусстве одиночества»:

Многие из богемной тусовки Нью-Йорка в то время не любили Уорхола. Де объяснял это тем, что Энди «не мужик», слишком гомосексуален. Кроме того, будучи художником, он позволяет себе коллекционировать искусство, заниматься коммерцией и даже рекламировать свое имя за счет нее. Энди меняться не собирался: «Я и по природе не слишком мужественен, но, надо признать, чисто из принципа бросился в другую крайность».

Уорхол всегда хотел быть нужным и иметь настоящих друзей, но чувствовал себя одиноким, особенно возвращаясь домой с бурных вечеринок

Утешением стал телевизор, который полностью поглотил внимание Энди. Тем временем все больше людей начало видеть в Уорхоле поддержку, бесплатного психолога, который всегда готов выслушать их проблемы

На самом деле Энди зачастую слушал телевизор, а не душеизлияния своих товарищей.

Квартира Уорхола уже не могла вместить в себя его бурно растущие объемы творческого производства, поэтому он начал искать себе другое помещение и помощников. В 1963 году Уорхол открыл новую студию и назвал её «Фабрика». Там он поставил на поток трафаретное производство картин. Уорхол фотографировал своих «суперзвезд» на полароид, выбирал лучший снимок, увеличивал и при помощи шелкографии переносил на холст. Энди хотел сделать людей на портретах идеальными, как в рекламе, без морщин, изъянов кожи, вторых подбородков и синяков. Над производством в студии трудилось много людей. Сам Уорхол рассказывал об этом так:

«Обычно я работал с десяти утра до десяти вечера, ночевал дома и возвращался утром, однако те люди, с которыми я расстался накануне вечером, были все еще здесь, по-прежнему бодрые, по-прежнему с Марией и зеркалами. Именно тогда я начал понимать, насколько сумасшедшими могут быть люди».

«Знаменитые негритянские атлеты» (1981)

The Estate of Jean-Michel Basquiat / Fair use

Четыре лица без определенных черт, бейсбольный мяч и три слова — все очень просто и нарисовано с детской энергией, выходящей за контуры. Баския еще школьником начинал с уличного искусства и в дуэте с Элом Диасом работал под ником SAMO  Сокращенное «same old», в свою очередь сокращенное от «same old shit» — «всё то же дерьмо».. Первые вещи для выставок в галереях — рисунки, в том числе и этот, с фразой, которая часто встречается на его работах, — «famous negro athletes» («знаменитые негритянские атлеты»)

Помимо ритмичности и даже перкуссионности этих слов, их важность в том, что Баския указывает на простой факт: чернокожие знаменитости в Америке существуют только в спорте, но не в культуре и искусстве. 

Жан-Мишеля Баския сложно понять без базовых представлений о рейганомике и борьбе за права человека в США в 1960-е. Еще сложнее осознать, что его слава (но не он сам) является продуктом этих идеологически полярных процес­сов. Рейганомика, то есть экономическая стратегия правительства США при пре­зиденте Рональде Рейгане, заключалась в снижении налогов для богатых людей и корпораций, из-за чего у тех и других освободились излишки капи­тала, которые использовались для разных спекулятивных игр, в том числе и на художественном рынке. Именно этим объясняются высокие цены на работы художника при его жизни и уже после смерти. Баския умер в 1988 году, через год после выхода на экраны фильма Оливера Стоуна «Уолл-стрит». «Жадность — это хорошо», — утверждает главный герой фильма, корпоративный рейдер Гордон Гекко (кстати, фамилия говорящая, в одной букве от прожорливой ящерицы геккона). Прошлые и нынешние коллекцио­неры Баския часто похожи на Гекко. 

Кульминацией борьбы за права человека в США стало убийство чернокожего политика Мартина Лютера Кинга белым фанатиком во время митинга 4 апреля 1968 года в Мемфисе. Бунты афроамерикан­ского населения по всей Америке убедили правительство, что в структуре американских городов нужно что-то менять. Были приняты новые законы о десегрегации, вводившие, например, общие автобусы для белых и черных школ. Результатом этих мер стала вспыш­ка бытового расизма, известная как «побег белых» («white flight») из центров больших городов на окраины, в так называемую одноэтажную Америку. Так в мегаполисах США образовались трущобы, существующие и по сей день (хотя сегодня джентрификация потихоньку вытесняет беднейшие слои населения на окраины). В них жили и живут собратья Баския, чьи интересы и духовную жизнь он взялся представлять в ультраснобском и элитарном мире современ­ного искусства.

Наследство Дарриды в катакомбах Гери

Музей в Бильбао на своих стенах собрал тяжелый налёт памяти, чтобы показать ржавыми пластинами Ричарда Серры, какой осадок оставил век, на похоронах которого играл саксофон, а рождение осветила сигнальная ракета с «Титаника». Гери находит способ передать эмоциональную впечатлительность своих современников. XX век — тяжёлый, тучный, грозный, и экспозиция выглядит монотонной, озябшей, как весь музей, закованный во льды стекла. Посетитель не забудет угрожающую белизну свернутых над ним листов огромной бумаги, чувство неустойчивости, тупика и нехватки воздуха. Внутри музей — что-то между египетской пирамидой и тонущим кораблем.

Организаторы ловко вплели сюда Энди Уорхола. Его «Мерлин» — пощёчина удешевлённому растиражированному искусству. И ему удобен придуманный Гери формат пещеры. Намекая на мумификацию искусства, Уорхол говорит с завистью к Пикассо, знавшему её живой: «здесь покоится муза, питавшая вдохновением все стороны света». Музей — пещера, уходящая под Монпарнас. Вход в неё охраняет огромный паук. Под его похожим на моток ниток брюшком редкий посетитель согласится, что здесь права нового искусства заявлены с философским благородством. Луиза Буржуа нашла такой образ идее Мамфорда: человек попадает в социальную материю, как в паутину, и не замечает, что она затягивает, опутывает и отравляет.

В своих мемуарах племянница Соломона Пегги пишет, что фонд изменил её восприятие фамилии, сделав из «Гуггенхайм» отдельную страну. Как королевство Лихтенштейн. Гери учёл эту особенность и внешнюю архитектуру подстроил под это восприятие. Пегги поддерживала искусство, казавшееся ненормальным (Поллока, Ротко). Её отец оправдывал амбиции Эйфеля и столь же убеждённо доверился надёжности «Титаника». То, как закрепилась в Париже Эйфелева Башня, утвердило право нового искусства на существование, и тонкий танцующий центральный холл напоминает знакомые, идущие крест-накрест опоры. Последние главы XIX века Джордж Паркер и Альберт Эйнштейн дописывают почти одновременно.

Подобные пластинам Ричарда Серра конструкции Эдуардо Чилида под остроумным названием: «Советы Космосу V» и Ансельм Кифер: «Падающие звёзды» (1995).

Музей Гуггенхайма в Бильбао. Испания

23 Май 2012
lusil

Музей современного искуства Гуггенхайма находится в городе Бильбао на северном побережье Испании. Здание музея, выполненного в стиле деконструктивизма, было признано одним из самых и необычных и зрелищных строений в мире.

История музеев Гуггенхайма началась в 1937 году, когда американский промышленник Соломон Гуггенхайм создал Фонд поддержки современного искусства. Первый музей был открыт в Нью-Йорке, экспозиция состояла из семейной коллекции произведений художников-абстракционистов, собранных в 20х годах. Cовременный вид здание музея приобрело только в 1959 году. В 1979м году был открыт первый в Европе филиал музея современного искусства Гуггенхаймов в Венеции. После чего фонд принял решение по расширению выставочных площадей и продолжение экспансии в Европу.  Было запланировано открытие еще двух крупных музеев. Один из них в стране Басков — Бильбао.

Архитектором столь необычного здания стал известный в Америке мастер деконструктивизма Фрэнк Гери. Строительство проходило не так гладко как планировалось. Гери принципиально не использовал в своей работе компьютер, а проектировал здание при помощи бумаги и картона. Поэтому пришлось разработать новую систему автоматизированного проектирования CATIA.

Здание решено было облицовывать металлическими пластинами, но дешевый металл, такой как сталь, не подходил и пришлось использовать титаново-цинковый сплав, что сильно удорожило проект. В конструкции здания используется 24 тыс. м.кв. листов титана.  Но металлу свойственно сильно расширяться под воздействием высокой температуры и сжиматься в тени, это означало, что просто выложить стены плитками встык не получится. Пришлось разрабатывать систему крепления плиток по типу рыбьей чешуи, позволяющей свободно двигаться каждой пластине. К тому же выяснилось, что известняк из которого планировалось строить стены здания, также слишком тяжел для этого. Альтернативу этому материалу нашли только в Андалусии. Все эти факторы привели к сильному превышению изначально запланированному бюджету, по неофициальным данным он составил около 170 миллионов евро. Раздражителем для правительства басков стал тот факт, что баскская культура за весь период строительства музея не получала ни копейки, музей Гуггенхайм израсходовал весь бюджет без остатка.

Но Бильбао  и народ басков не прогадали, после открытия Музея Гуггенхайма в 1997 году, его ждал колоссальный успех — его посетили  миллион триста тысяч зрителей. С того времени количество проданных за год билетов не опускается ниже миллиона, а общий доход города составляет около 30 миллионов евро в год.

Музей располагается в отличном панорамном месте, на берегу реки Нервьон. Мягкие контуры переливаются, изгибы создают невероятное впечатление живости конструкции. Здание музея часто сравнивают с распускающейся розой или плывущим по волнам кораблем.

Выставочные площади состоят из 19 галерей различных форм (11 тыс. м. кв.) В отличие от нью-йоркского музея, филиал в Бильбао не создавался вокруг уже существующей коллекции шедевров, а наполнение музея происходит как бы «с нуля».

Центральный атриум, напоминающий сердцевину гигантского цветка имеет высоту 55 метров, от него расходятся словно изгибающиеся лепестки выставочные залы различных экспозиций. Постоянные экспозиции музея посвящены искусству XX века. Одной из центральных работ коллекции является серия скульптур Суть Времени, выполненных из стали скульптором Ричардом Серра и размещённых в галерее Арцелор.

На территории музея есть еще несколько секретов, например, установленные по периметру здания специальное оборудование производящее…облака! Просто потрясающее зрелище, когда в безветренную погоду металлические изгибы здания музея окутывает туманное облако.  Огненные фонтаны, также установленные по периметру здания очень эффектно смотрятся  в темноте. Еще интересным объектом на территории Музея Гуггенхайма в Бильбао является гигантский щенок, покрытый цветами, созданный американским художником Джеффом Кунсом.

 

Материал подготовлен с использованием статей журнала Finder.

Интерьер и экспонаты

Интерьер музея представляет собой постоянно меняющееся пространство. Основа коллекции — произведения современного искусства начиная с середины XX века и до наших дней. Здесь выставлены работы Марка Ротко, Джеймса Розенквиста, Герхарда Рихтера, Энди Уорхола. В музее можно увидеть шедевры и современных испанских художников: Эдуардо Чиллида, Хорхе Отейса, Антанио Саура, Хуан Муньос.

В музее Гуггенхайма много интерактивных экспонатов, с которыми посетители могут контактировать с помощью видеоарта и инсталляции.

При этом в культурном комплексе выставляются и работы мастеров, чей гений проверен временем. Здесь были временные выставки рисунков Микеланджело, гравюр Дюрера из коллекции Государственного Эрмитажа.

Третий этаж занимает постоянная экспозиция с картинами художников середины прошлого столетия. Еще в трех залах представлены работы различных направлений – от кубизма до сюрреализма. Здесь можно увидеть работы Пикассо, Модильяни, Кандинского и др.

На первом и втором этажах организовываются временные выставки. Например, там можно увидеть работы Луизы Бурже. Ее инсталляции представляют собой маленькие пространства, куда нужно заглядывать словно в замочную скважину, чтобы увидеть странный предмет, наводящий на раздумья.

Наиболее впечатляющая работа Ричарда Сери «Материя времени» — скульптурная группа, которая поражает масштабами и весит до трех тонн. Она представляет собой некие закругленные коридоры, двигаясь которыми по спирали, оказываешься в замкнутом пространстве.

В других залах можно увидеть инсталляции Ричарда Лонга, Йозефа Бойса.

Несколько залов занимают работы немецкого художника Ансельма Кифера. При написании картин он использует не только краски, но и подручные материалы, например шелуху от семечек.

Впечатляет выставка «Прыгающие волки»: 90 волков размером в натуральную величину прыгают на огромную стеклянную стену, бьются о нее, отряхиваются, идут обратно и прыгают снова.

Собор Святой Софии в Стамбуле

Когда-то церковь, позже мечеть, а теперь и музей — Собор Святой Софии — является архитектурным шедевром и прекрасным примером византийской архитектуры VI века. Построенная в течение пяти лет, эта церковь несколько раз перестраивалась из-за пожаров и разрушений после землетрясений, но до сих пор является одним из прекраснейших зданий в мире.

Для постройки собора использовался самый лучший материал того времени, а также фрагменты древних построек, свозимых к храму со всех концов света, а для украшения использовали золото, слоновую кость и серебро…

Мозаика собора представляет собой уникальный пример искусства Византии. В 1985 году собор Святой Софии был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Покушение Валери Соланс и реабилитация

Радикальная феминистка Валери Соланас, автор «SCUM Manifesto» (Манифеста общества полного уничтожения мужчин), была частым посетителем Фабрики. Уорхол проникся ее самобытностью и даже снял в одном из своих фильмов. 3 июня 1968 года Соланс поднялась в офис Энди на Фабрике и трижды выстрелила ему в живот. Чуть позже она сама сдалась полиции, заявив: «Меня ищет полиция. Я стреляла в Энди Уорхола. Он слишком контролировал мою жизнь». Другие объяснения Соланс отказалась давать даже на суде, ссылаясь на манифест, в котором она детально изложила свое отношение к мужчинам как к «никчемным кускам дерьма».  

Уорхола удалось вывести из состояния клинической смерти, часть внутренних органов была сильно повреждена и нуждалась в удалении. Энди перенес операции и выжил, но был вынужден носить корсет всю оставшуюся жизнь.

В «Дневниках Энди Уорхола» его машинистка Пэт Хэкетт так вспоминает Уорхола в период восстановления: «Каждый раз, когда Энди после покушения вновь встречался с друзьями, у него было такое выражение лица, будто он сам крайне изумлен, что выжил и теперь может их всех видеть снова… В какой-то момент, еще в больнице, до того, как врачам удалось вернуть его к жизни, Энди, пребывая в полубессознательном состоянии, услышал, как они обсуждают, окончательно ли отправился он «на тот свет», и поэтому после июня 1968 года причислял себя к тем, кто, так сказать, официально «вернулся с того света».

СПИД, джип, велосипед, 1985-1986

Сотрудничество с The Velvet Underground и оформление винила

Кроме художников, фотографов и прочих «суперзвезд» на Фабрике нередко появлялись известные музыканты вроде Боба Дилана, Мика Джаггера и Джима Моррисона.

В 1965 году Энди Уорхол стал менеджером группы «The Velvet Underground». Энди предложил группе взять в качестве вокалистки свою протеже Нико. Это сотрудничество вывело группу на новый уровень. В 1967 году был выпущен дебютный альбом «The Velvet Underground & Nico», обложку для которого нарисовал сам Уорхол. После смерти Энди ключевые фигуры группы — Лу Рид и Джон Кейл — записали альбом в память об Уорхоле «Песни для Дреллы» (Songs for Drella).

Энди Уорхол и The Velvet Underground, Калифорния, 1965 Steve Schapiro

Обложка The Velvet Underground была далеко не единственной, которую Энди сделал для оформления винила. Он также оформлял пластинки для The Rolling Stones, Diana Ross, Kenny Burrell и других топовых групп и исполнителей 60-х-80-х годов.

История музея Гуггенхайма в Бильбао

В рассказе об истории музея нужно обязательно сказать несколько слов о его основателе Соломоне Роберте Гуггенхайме. Это успешный американский промышленник, который своё время владел золотыми приисками и рудниками, где добывалась медь. Как говорят современники Гуггенхайма, у него в жизни было две встречи, изменившие его мировоззрение. Первым событием стала свадьба с Ирэн Ротшильд в возрасте 36 лет. Именно она заразила его коллекционированием предметов искусства. Гуггенхайм стал приобретать картины художников эпохи Возрождения. В определённый момент он отошёл от дел и полностью отдался коллекционированию.

Музей Гуггенхайма в Бильбао

Популярность этого музея значительно возросла после того, как в 1959 году он переехал в новое футуристическое здание, которое построил Ф. Райт. Здание музея можно назвать одним из самых необычных в Нью-Йорке. В 1951 году племянница Соломона ─ Пегги Гуггенхайм при поддержке фонда своего дяди организует свой музей в старинном палаццо города Венеция. В то время самого Соломона Роберта Гуггенхайма уже не было в живых. Он умер в 1949 году, когда ему было 88 лет. Ещё один музей Гуггенхайма открыт в Абу-Даби.

Переговоры о строительстве филиала музея Гуггенхайма в испанском городе Бильбао начались ещё в 1991 году. В открытии музея в октябре 1997 года участвовал король Испании ─ Хуан Карлос I с супругой Софией.

https://youtube.com/watch?v=8c9Ac_oLTTs

В конце XX века из-за спада производства власти Бильбао старались оживить экономику города путём привлечения туристического потока. Поэтому было принято решение существенно преобразить внешний вид Бильбао. Как раз в это время фонд Гуггенхайма искал место для строительства филиала музея в Нью-Йорке. Новый музей позволил улучшить имидж Бильбао и пополнить казну города. Этот музей уже давно вошёл в перечень культурных мест, которые рекомендуются к осмотру при посещении Испании. При этом во время строительства и позже музей Гуггенхайма в Бильбао многие критиковали. Критики указывали на чрезмерно высокую стоимость строительства, но к настоящему времени музей уже многократно окупился. Некоторые скульпторы и вовсе отказывались размещать свои работы в стенах музея.

Но в целом решение оказалось правильным, и музей позволил привлечь в Бильбао большой поток туристов.
 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: