10 фактов о картине Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» и ее пребывании в Эрмитаже
1. Никто прежде не писал на пленэре такую многофигурную картину, на которой люди чем только не занимаются: пляшут и отдыхают после танцов,прогуливаются,болтают,выпивают,веселятся,скучают… Почему бы не наделать эскизов и не собрать сложную композицию в мастерской? Все дело в том,что даже сильнее запечатленных на полотне людей Ренуара интересовал свет,который на картине тоже танцует и веселится,пробиваясь на танцплощадку сквозь листья акации. Развлекающиеся люди и резвящийся свет создают на картине головокружительную круговерть.
2. Ренуар писал картину все лето 1876-го года: приходил на площадку к трем дня и удалялся после шести.
3. При создании этой картины у Ренуара было много помощников — его друзья и тусовавшиеся в окрестностях галетной мельницы молодые художники: они знакомились с девушками,приводили их на площадку — танцевали и позировали все вместе. Например,за столиком справа вальяжно пожевывает стебелек Норбер Генетт — один из художников,с которыми Ренуар приятельствовал в ту пору.
4. Есть на картине и специально приглашенные натурщицы. Например,16-летняя швея Марго Легран — она танцует в левой части картины в платье персикового цвета. Современники сообщают,что черты ее лица были грубоваты,на веках ее не было ресниц,да к тому же она часто не приходила на оплаченные сеансы и водилась со всяким сбродом. Но Ренуару было виднее: он ее назначил музой и изобразил на многих своих работах. Спустя три года после написания«Бала» Маргарита Легран умрет от тифа. Но это потом,а пока Марго вдыхает ароматы горячего шоколада и белой сирени на портрете 1878-го года:
5. Две юные девушки на переднем плане в центре картины — тоже швеи: сестры Жанна(в темно-синем) и Эстель(в полосатом). Ренуар находил прекрасными уши Эстель и просил ее делать прическу,которая бы давала возможность ими полюбоваться.
Он поселился там на полгода,перезнакомился со всем тамошним мирком и его особой жизнью,которой не передали бы никакие натурщики,и,вжившись в атмосферу этого популярного кабачка,с ошеломляющим подъемом изобразил царящую там бесшабашную суматоху. Эдмон Ренуар,брат художника о работе над«Балом»
6. Премьера«Бала в Мулен де ла Галетт» состоялась на 3-й выставке импрессионистов в Париже,в 1877-м — и не произвела фурора. Но через два года для своей коллекции ее купит художник Гюстав Кайботт, в 1896-м она окажется в Музее Люксембургского сада,в 1929-м переберется в Лувр,а оттуда — в Музей д’Орсэ,уже в статусе шедевра,ради которого стоит затевать специальные выставки.
8. В обмен на ренуаровский«Бал» в д’Орсэ из Эрмитажа поедет триптих Пьера Боннара«У Средиземного моря».
9. Эрмитаж и сам располагает отменной коллекцией Ренуара, на которую стоит взглянуть после«Бала».
10. «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара будет выставляться в Эрмитаже до 7 июля 2015 года.
Заглавная иллюстрация: фрагмент кратины«Бал в Мулен де ла Галетт».
История мельницы Мулен де ла Галетт
Строительство мельниц
В действительности «Мулен де ла Галетт» было общим названием для двух мельниц«Блют-фан» (фр. Blute-fin) и «Раде» (фр. Radet), которые были построены в 1602 и в 1717 годах соответственно. Название «Blute-fin» происходит от французского глагола «bluter», означающего «просеивать муку». Но мельницы использовались не только для изготовления муки, но еще и для отжатия винограда и измельчения материалов для мануфактур.
Новый Эрмитаж
Строилось здание Нового Эрмитажа уже специально под музей, для расширения коллекций.
Красивейшим местом Нового Эрмитажа является проходящий вдоль вдоль Зимней канавки коридор под названием Лоджии Рафаэля. Здесь копии фресок Рафаэля, заказанные Екатериной II.
Начнём с осмотра зала Рафаэля
Здесь стоит обратить внимание на две картины Рафаэля: «Святое Семейство» (Мадонна с безбородым Иосифом) и «Мадонна Конестабиле». Это два бесценных шедевр Эрмитажа
Рафаэль «Святое Семейство»Рафаэль «Мадонна Конестабиле»Картины Рафаэль «Святое Семейство» (Мадонна с безбородым Иосифом) и «Мадонна Конестабиле»
В центре зала мраморная скульптура «Мёртвый мальчик на дельфине», автор Лоренцо Лоренцетто, сотрудник мастерской Рафаэля, вероятно работал по эскизам Рафаэля. Сюжет о дружбе мальчика и дельфина
Они играли, и дельфин по неосторожности смертельно ранил мальчика. Вынес мальчика на берег, но сам уже не смог вернуться и тоже погиб
Зал Рафаэля, Новый Эрмитаж
Нужно отметить, что в то время картины писали на досках. А доски со временем трескались и осыпались. Чтобы их сохранить придумали способ перевода их на холст. Но пока экспериментировали, много картин просто перепортили.
В этом же зале обратите внимание на подарочные тарелки для влюблённых, свадебные приданные и сундуки. Всё это керамические майоликовые изделия, поэтому пространство ещё называют Залом итальянкой майолики
Через дверь правее находится зал фресок Рафаэля, где обратите внимание на ещё один шедевр Эрмитажа — известную работу Микеланджело «Скорчившийся мальчик». Мальчик ударил ногу и скорчился от боли
Микеланджело: «Скорчившийся мальчик»
А если из зала Рафаэля пойти прямо, то попадём в один из трёх парадных залов Нового Эрмитажа, называемых «просветами». Это связано с тем, что там стеклянные плафоны, обеспечивающие естественный свет — «просвет». Сначала Малый Итальянский просвет, затем Большой Итальянский просвет и наконец Испанский просвет. Как следует из названий, здесь размещены коллекция Итальянской и Испанской живописи.
Большой Итальянский просвет Испанский просвет
Пройдя через три зала «просвета» попадаем в зал картин Рембрандта.
Картина «Даная» — шедевр Эрмитажа. Является настолько ценной, что её не вывозят ни на какие временные выставки. Увидеть её можно только в Эрмитаже. Рембрандт был не только талантливым рисовальщиком, но и психологом
Возможно, поэтому его картины так притягивают внимание. Причем настолько, что однажды иностранный турист пронес в Эрмитаж кислоту и нож
Затем плеснул на Данаю и порезал полотно. Ущерб был серьёзный. Спас только слой лака. С трудом восстановили. В ногах до сих пор заметна потёртость. Сейчас самые ценные картины заделаны стеклом в целях безопасности. А если вас заметят с бутылкой воды около экспоната, то могут сделать замечание.
Рембрандт, «Даная», Новый Эрмитаж
«Блудный сын» ещё одна известная работа Рембрандта. Бесценный шедевр Эрмитажа – также невывозная. На полотне изображена сцена из глав 15 Евангелия от Луки.
«Блудный сын» ещё одна известная работа Рембрандта
Далее по Советской лестнице спускаемся на первый этаж Нового Эрмитажа.
Советская лестница
Попадаем в Двадцатиколонный зал. Здесь размещена коллекция античной керамики. Интерьер соответствует античному храму.
Двадцатиколонный зал, 1-й этаж Нового Эрмитажа
По пути обратите внимание на большую Колыванская вазу. Говорят самая большая чаша в мире
Колыванская ваза
Покидая Новый Эрмитаж проходим через Сивком переход, построенный над Шуваловским проездом (от набережной Невы до Миллионной улицы). Из окон видны фасады Нового и Малого Эрмитажа.
Шуваловский проезд из окон Сивкова перехода
И в заключении попадаем в зал древнего Египта. Он находится под Большим тронным залом. Тут саркофаги с древними египетскими захоронениями. Один саркофаг вскрыт и показана настоящая мумия. Зрелище не для слабонервных.
Египетский залЕгипетский зал
Из Египетского зала попадаем в коридор, откуда мы и начинали нашу прогулку. Там зона отдыха, кафе. На этом можно завершить наше краткое знакомство с Эрмитажем. А можно перекусить и снова вернуться к Иорданской лестнице.
Примечания[ | ]
- ↑ 123 Бал в Мулен де ла Галетт (Пьер Огюст Ренуар)(неопр.) (HTML). www.artrussia.ru. Дата обращения 2 мая 2012.
- ↑ 12М. С. Лебедянский. Портреты Ренуара. — Изобразительное искусство, 2002. — ISBN 5-85200-359-X.
- Пьер Огюст Ренуар — «Бал в Мулен де ла Галет» (неопр.) (HTML). artzap.ru. Дата обращения 9 августа 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- Auguste Renoir — Bal du moulin de la Galette / Dance at Le Moulin de la Galette (неопр.) (HTML). Musée d’Orsay. Дата обращения 2 мая 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- Auguste Renoir — Bal du moulin de la Galette (неопр.) (HTML). Musée d’Orsay. Дата обращения 2 мая 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- Эрмитаж открывает выставку картины Ренуара, застрахованную на 90 млн евро (неопр.) . www.rosbalt.ru (18 марта 2015). Дата обращения 18 марта 2015.
- Гости Эрмитажа увидят «Бал в Мулен де ла Галетт» Огюста Ренуара из музея Орсэ (неопр.) . www.spbdnevnik.ru (18 марта 2015). Дата обращения 18 марта 2015.
- Top Ten Most Expensive Paintings Sold At Auction (неопр.) (HTML). top10land.com. Дата обращения 2 мая 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- Les Beaux Dimanches d’été — Renoir — Le Bal du Moulin de la Galette (Pierre-Auguste Renoir) (фр.) (HTML). www.film-documentaire.fr. Дата обращения 17 октября 2020.
Наши дни
На сегодняшний день Новый Эрмитаж является одной из ключевых достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Большинство интерьеров 60 залов и кабинетов музея до настоящего времени сохранили свой первоначальный облик.
В Императорском Эрмитаже можно познакомиться с собраниями произведений немецкой, итальянской, голландской, французской, русской школ живописи, а также оценить редчайшие коллекции искусства античного времени.
Кстати, именно сегодня, 17 февраля, в честь своего 170-летия в Эрмитаж можно будет попасть бесплатно. Власти города сняли ограничения на посещение публичных мест для детей до 18 лет, и руководство музея вернуло акцию – каждый третий четверг месяца бесплатный вход для школьников. Символично, что сегодня он совпал с юбилеем.
Виктория Рубаненко
Государство Ватикан — бриллиант в сокровищнице Вечного города
Еще один бриллиант в сокровищнице Вечного города – это государство Ватикан, резиденция главы католической церкви. Первые упоминания о нем восходят к 326 г.н.э., когда на Ватиканском холме была возведена базилика св. Константина. Предполагалось, что там находится захоронение апостола Петра, одного из 12 учеников Христа.
С той поры это место начало заселяться, в VIII веке появилось Папское государство, которое в 1870 году было упразднено Итальянским королевством. А спустя 59 лет были заключены знаменитые Латеранские соглашения между Святым Престолом и итальянским правительством во главе с Муссолини. Так и появилось в центре Рима государство Ватикан.
Теперь это не только резиденция главы католической церкви, а центр паломничества миллионов туристов, жаждущих увидеть дворцы, музеи Ватикана и, конечно, собор святого Петра.
К его созданию причастны такие люди, как Донато Браманте, Рафаэль Санти, Микеланджело. Работой над созданием облика этого гигантского храма занимался и Джованни Бернини. Он является создателем колоннады и площади перед собором, нескольких скульптурных групп внутри него. Огромный балдахин высотой в 29 м над главным алтарем – тоже его детище.
Собор святого Петра является крупнейшим историческим христианским храмом, его длина 211 м, высота в верхней точке купола 192 м, вместимость – около 60 тыс. человек. На площади перед собором может собраться около 400 тыс. прихожан.
Официальной резиденцией папы является Апостольский дворец, он же Дворец Сикста V. На самом деле это целый комплекс, состоящий из нескольких дворцов, капелл, галерей, выполненных в различных архитектурных стилях.
Наиболее известной капеллой является Сикстинская, первое время являвшаяся домовой церковью папы Сикста V. Теперь это величайший памятник эпохи Возрождения, а также место проведения конклавов, где кардиналы выбирают очередного папу.
Стены и свод капеллы украшены фресками работы величайших мастеров: Боттичелли, Микеланджело, Россели, Перуджино и другими. До наших дней из 16 написанных сохранилось 12 фресок, рассказывающих об истории Христа и истории Моисея.
Путешествие по Италии – событие незабываемое, но чтоб увидеть и понять все величие и красоту этой страны, нужно посетить ее не один раз. Просто надо бросить монетку в фонтан Треви, и это желание сбудется обязательно!
Всемирные выставки
В 1851 году в Лондоне открылась первая Всемирная выставка, и с тех пор такие выставки то и дело проводятся в крупных городах Европы и Америки. Пропустить их невозможно: обычно это самое грандиозное развлекательное мероприятие десятилетия. Здесь демонстрируют последние достижения науки и техники, от телеграфа и лифта до фотокабины, строят невиданные инженерные сооружения, проводят конкурсы среди художников, закатывают балы и дают возможность поглазеть на экзотические диковины, от яванского гамелана Яванский гамелан — оркестр традиционных инструментов с острова Ява. до орудий аборигенов. В Париже во второй половине XIX века таких выставок проходит четыре: в 1855, 1867, 1878 и 1889 годах.
Уже в 1867 году страны-участники начинают строить причудливые национальные павильоны, и выставка становится всемирной ярмаркой тщеславия — Наполеон III назовет ее «Олимпийскими играми всего мира, где все народы состязаются разумом и бегут наперегонки по бесконечному пути прогресса». Увидеть тут можно что угодно, от киргизской юрты до специально выстроенного русского трактира, от турецкой бани до голландского сыроваренного заводика или семиметрового хрустального фонтана фирмы Baccarat. Парижане ценят возможность увидеть весь мир разом, не покидая Парижа: если в 1855 году приходит пять с лишним миллионов посетителей, то в 1900 году уже в десять раз больше. Не нравится им только Эйфелева башня, построенная к выставке 1889 года в качестве входной арки. В 1887 году триста деятелей культуры, в том числе Ги де Мопассан и Александр Дюма — сын, подписывают протест против этой «гигантской фабричной дымовой трубы».
Поцелуй капуцинок. Карикатура из серии «Хороший вкус». Франция, 1814 год
Список самых красивых и известных залов Малого Эрмитажа
Павильонный зал
В этом помещении вы не найдете точеных статуй и полотен, однако его интерьер впечатляет своей роскошью и изяществом. Создал такую красоту архитектор Андрей Штакеншнейдер в 19 веке. В оформлении пространства сочетаются античная, мавританская и ренессансная стилистики. Белоснежные колонны, ажурные позолоченные решетки, арки, огромные хрустальные люстры создают здесь атмосферу восточного дворца.
Каждый уголок и элемент Павильонного зала представляет собой отдельную экспозицию. Здесь вы увидите искусно выполненные фонтаны-раковины, копии Бахчисарайского фонтана слез в Крыму, медальоны с расписными вставками. Прогуливаясь по выставке, не забудьте посмотреть вниз. Пол покоев украшен мозаикой, которая была найдена в Риме. На нем изображена голова горгоны Медузы и разные сцены из греческой мифологии. Подчеркивают красоту помещения мраморные статуи и столешницы, задекорированные мозаикой, – творения мастеров 19 века.
Самый драгоценный экспонат Павильонного зала — механические часы «Павлин». Их в свое время князь Потемкин подарил Екатерине Второй. Они изготовлены в виде скульптурной композиции, состоящей из ствола дерева с циферблатом и сидящих на ветвях животных и птиц. Раз в неделю в музее заводят часы, и в это время посетители могут увидеть их в действии.
Лоджии Рафаэля
Великолепный ансамбль , в котором сочетается тонкость архитектуры, богатство живописи и скульптуры. Лоджии представляют собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески.
Каждый уголок лоджии, включая колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвященных Ветхому Завету, и 4 – Новому. Благодаря последовательности мастеров вы сможете насладиться красотой картин и прочитать главные библейские мотивы, начинающиеся с истории Адама и Евы. Отдельные рельефы галереи оформлены диковинными рисунками животных и людей, выполненных стиле гротеск.
История
«Во время казни Мулен де ла Галетт Ренуар поселился в старой хижине на улице Корто . »
Он был представлен на Третьей выставке импрессионистов в апреле 1877 года . По этому поводу искусствовед Жорж Ривьер так писал об этой картине: «Это страница истории, драгоценный памятник парижской жизни с высочайшей точностью. »
Картина была приобретена в году Гюставом Кайботтом , художником и другом Ренуара, который завещал ее в году французскому государству. Картина сейчас хранится в Музее д’Орсе , на верхнем этаже, комната 32.
Картина является одним из «105 решающих работ западной живописи » , составляющих мнимый музей в Бютор .
«Две сестры» (Свидание) Пабло Пикассо
Пикассо написал картину в лазурных и темно-синих тонах в период своего творчества, который называют «голубым». Традиционно холодные цвета служат для изображения чувств смирения и искупления, которые не чужды христианским мотивам.
Одна из сестер передает своего ребенка второй, которая заберет его в монастырь. Идея для картины родилась у Пикассо в больнице для женщин «легкого поведения». Получился по-настоящему библейский сюжет: раскаивающаяся грешница и мудрая принимающая монахиня.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 11 441 times, 1 visits today)
Примечания
- ↑ 12 https://www.musee-orsay.fr/fr/collections/catalogue-des-oeuvres/notice.html?no_cache=1&nnumid=497
- ↑ 123 Бал в Мулен де ла Галетт (Пьер Огюст Ренуар) (HTML). www.artrussia.ru. Проверено 2 мая 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- ↑ 12М. С. Лебедянский. Портреты Ренуара. — Изобразительное искусство, 2002. — ISBN 5-85200-359-X.
- Пьер Огюст Ренуар — «Бал в Мулен де ла Галет» (HTML). artzap.ru. Проверено 9 августа 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- Auguste Renoir — Bal du moulin de la Galette / Dance at Le Moulin de la Galette (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 2 мая 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- Auguste Renoir — Bal du moulin de la Galette (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 2 мая 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- Эрмитаж открывает выставку картины Ренуара, застрахованную на 90 млн евро. www.rosbalt.ru (18 марта 2015). Проверено 18 марта 2015.
- Гости Эрмитажа увидят «Бал в Мулен де ла Галетт» Огюста Ренуара из музея Орсэ. www.spbdnevnik.ru (18 марта 2015). Проверено 18 марта 2020.
- Les Beaux Dimanches d’été — Renoir — Le Bal du Moulin de la Galette (Pierre-Auguste Renoir) (фр.) (HTML). www.film-documentaire.fr. Проверено 17 октября 2020.
- Top Ten Most Expensive Paintings Sold At Auction (HTML). top10land.com. Проверено 2 мая 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
Примечания
- ↑ 123 Бал в Мулен де ла Галетт (Пьер Огюст Ренуар)(неопр.) (HTML). www.artrussia.ru. Дата обращения 2 мая 2012.
- ↑ 12М. С. Лебедянский. Портреты Ренуара. — Изобразительное искусство, 2002. — ISBN 5-85200-359-X.
- Пьер Огюст Ренуар — «Бал в Мулен де ла Галет» (неопр.) (HTML). artzap.ru. Дата обращения 9 августа 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- Auguste Renoir — Bal du moulin de la Galette / Dance at Le Moulin de la Galette (неопр.) (HTML). Musée d’Orsay. Дата обращения 2 мая 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- Auguste Renoir — Bal du moulin de la Galette (неопр.) (HTML). Musée d’Orsay. Дата обращения 2 мая 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- Эрмитаж открывает выставку картины Ренуара, застрахованную на 90 млн евро (неопр.) . www.rosbalt.ru (18 марта 2015). Дата обращения 18 марта 2015.
- Гости Эрмитажа увидят «Бал в Мулен де ла Галетт» Огюста Ренуара из музея Орсэ (неопр.) . www.spbdnevnik.ru (18 марта 2015). Дата обращения 18 марта 2015.
- Top Ten Most Expensive Paintings Sold At Auction (неопр.) (HTML). top10land.com. Дата обращения 2 мая 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- Les Beaux Dimanches d’été — Renoir — Le Bal du Moulin de la Galette (Pierre-Auguste Renoir) (фр.) (HTML). www.film-documentaire.fr. Дата обращения 17 октября 2020.
Шедевр, за который “обозвали” импрессионистом
Творческий путь автора был трудным и извилистым: ему не раз приходилось круто менять манеру письма и, тем самым, направление своего искусства. Неизменными оставались только эмоциональность и живость в его картинах, сюжетом которых становились мимолетные мгновения, будто это даже не сцены из окружающей творца действительности, а только впечатления.
На написание “Бала” художник потратил все три летних месяца. А перед тем, как приступить к работе над картиной, долго обдумывал идею многолюдной, живой картины фактически с натуры. Для воплощения замысла он на лето поселился на Монмартре, недалеко от кабачка “Мулен де ла Галетт” и каждый день выносил огромный холст поближе к площадке, чтобы рисовать танцующие пары.
Как и следовало ожидать, результат превзошел все ожидания. Картина изображает праздник возле небольшого кабака: парочки разговаривают, танцуют, смеются. Естественный свет, пробивающийся сквозь густые деревья, и свет от газовых фонарей сочетаются в причудливую игру бликов, резвящихся на лицах и одежде отдыхающих.
Все вокруг пропитано атмосферой радости, счастья и бесконечного праздника. Люди будто забыли, что находятся в шумной, суетной столице. Они отдыхают, предаются беспечности и беззаботности.
Композиция выполнена насыщенными, вибрирующими, свободными мазками, которые создают эффект размытости, легкости и воздушности. Именно это придает картине подвижность и живость, кажется, что персонажи действительно вот-вот закружатся в танце. Современники Ренуара совершенно не оценили этот эффект, закрепив за художником прозвище “импрессионист”, которое на тот момент могло считаться оскорблением. Знаменитая картина была действительно оценена намного позже и по сей день считается одной первых и лучших работ в жанре раннего импрессионизма.
На сегодняшний день уже ставший легендарным “Бал в Мулен де ла Галетт” входит в состав постоянной экспозиции Музея Орсе в Париже. Иногда ее вывозят в другие страны, в том числе в Россию. У Ренуара есть уменьшенная версия этой картины с таким же названием, она хранится в частной коллекции.
Источник
Дальнейшее развитие Эрмитажа
Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне
В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта.
Караваджо «Лютнист» (около 1595 г.)
Караваджо «Лютнист»
Это одна из ранних картин Караваджо. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся или через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом), или музыкальных инструментов: музыка — символ мимолётного чувственного наслаждения. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением живописи.
«Камея Гонзага» (III век до н.э.)
«Камея Гонзага»
«Камея Гонзага» — знаменитая камея (ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине) из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях). Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа.
Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II. Парный портрет эллинистических супругов устремлён на Запад. Камея выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской.
Именно при Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей: в 1852 г. Эрмитаж был открыт для посещения, хотя вход в него все-таки был ограничен – надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Николай I внес также существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа, но при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США. На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи.
В 1845 г. по завещанию Татищева (дипломата и коллекционера) к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.
«Женщина, держащая плод»
Дата создания 1893 г. Вдохновленный визитом на Таити, Поль Гоген нарисовал картину, которую сначала назвал «Куда ты идешь». Из частной коллекции И.А. Морозова, полотно перешло во владение Эрмитажа.
На картине показана полуобнаженная женщина, которая держит в руках большой экзотический плод. Она куда-то направляется, так как изображена в движении. Взгляд напряжен, в нем отражается подозрительность.
Нет единого мнения, рисовал ли Гоген ее с реального образа, или придумал. Некоторые исследователи полагают, что женщина существовала на самом деле. Погода, как и положено южному острову, очень жаркая, поэтому героиня оголена. На заднем плане видно нескольких женщин, которые рассматривают автора.
Залы Нового Эрмитажа
Залы, посвященные Древнему Египту
Любителям египетской культуры точно стоит заглянуть на выставку Зимнего дворца, а также посетить холл № 100, расположенный на первом этаже Нового Эрмитажа. Именно здесь вы найдете экспонаты, принадлежащее разным историческим периодам Древнего Египта.
На экспозиции вы увидите, как развивалась культура в Египте от возникновения до исчезновения Среднего царства. В одном помещении собрана крупная коллекция скульптуры, саркофагов и предметов быта. В другом вы найдете папирусы, тексты из Книги Мертвых, амулеты со скарабеями, украшения, различные произведения художественного ремесла.
В список самых ценных предметов Египетских залов входит статуя Аменемхета Третьего, изображающая сидящего на троне фараона. Еще один великолепный экспонат — скульптура богини Сехмет. Это гранитная фигура женщины с львиной головой, являющаяся одним их самых древних египетских памятников.
Вокруг гранитной статуи Сехмет не один год ходят поверья. Работники музея сообщают, что время от времени на ее коленях видно кровь, а точнее красно-оранжевый влажный налет. Чаще всего он появляется перед катастрофами или трагическими событиями.
Залы с памятниками Греции и Рима
Огромная часть достопримечательностей Нового Эрмитажа, 100-131 помещения, посвящена культуре античности. Здесь вы увидите не только экспонаты, принадлежащие римской и греческой культуре, но и стильный античный интерьер, добавляющий яркости атмосфере.
Каждое помещение заслуживает отдельного просмотра и представляет художественную коллекцию, принадлежащую к конкретному периоду истории. Например, в холле № 128 вы увидите большую Колыванскую вазу, достигающую 5 метров в высоту и 3 метров в ширину. Выставка № 130 впечатляет посетителей огромными росписями в греческо-египетском стиле, собранием амфор, ваз, статуй.
Рыцарский зал
Располагает огромной коллекцией оружия, охватывающей более 15 тысяч предметов. Здесь можно увидеть турнирные доспехи, мечи, шпаги, охотничье, а также огнестрельное вооружение.
Главным украшением зала считается выставка фигур рыцарей в доспехах на конях. Эффектность экспонатов подчеркнута огромными картинами с изображением военных действий.
Малый и Большой Итальянский просветы
Галерея Малого просвета охватывает 29 залов, в которых выставляются картины итальянских художников с 13 по 18 век. В Большом просвете основной акцент сделан на предметах мебели и декора. Здесь вы увидите малахитовые вазы, стулья, фойе. Все комнаты с произведениями искусства задекорированы лепниной и позолоченной росписью.
Становление музея
Идея создания музея принадлежала Императору Николаю I. Совершая путешествие по Германии в 1838 году, он посетил Старую пинакотеку – картинную галерею, построенную в венецианском стиле. Николай Павлович оценил рациональную планировку здания, а также одновременное сочетание роскоши и функциональности залов. Восхищенный творением ее создателя, архитектора Лео фон Кленце, монарх предложил зодчему создать проект здания музея в Петербурге.
Для того чтобы контролировать процесс строительства, который в общей сложности длился девять лет, Кленце приезжал в Россию семь раз. В своем проекте Нового Эрмитажа баварский архитектор придерживался традиций древнегреческой архитектуры. По замыслу зодчего, здание должно было отличаться простотой и ясностью композиций, скупостью убранства, органичной связью архитектуры и скульптуры.
Возведение музея осуществлялось под наблюдением специально созданной Строительной комиссии, одними из членов которой были русские архитекторы Василий Стасов и Николай Ефимов. Они создавали рабочие чертежи здания по эскизам Кленце, а также вносили изменения в некоторые его идеи.
Особая роль в оформлении интерьеров была отведена лично Николаю I. Он дал указание изготовить однотипные рамы, содержащие надписи на русском и французском языках, а также рисовал планы комнат с полотнами. Итогом многолетнего строительства стало создание одного из самых изысканных архитектурных творений.
Уменьшенная версия
Вторая жизнь мельниц
В 1802 году, обе мельницы приобретает месье Дебре. И 1895 году, когда мельницы перестали приносить большой доход, сын владельца Николя-Шарль пристраивает к мельнице таверну и танцевальный зал. И уже весь этот ансамбль стал носить современное название — «Мулен де ла Галетт».
Таверна вмещала сотню гостей. Танцевальный зал устроили в деревянном сарае, выкрасив его в ярко-зеленый цвет. Если погода была солнечной, гости таверны могли танцевать во дворе. Там же по круг были выставлены столы и лавки. Посетителями были в основном художники, актрисы, литераторы и просто веселые молодые люди с Монмартра.
Так вместо молока здесь стали подавать вино, а вместо традиционной мельницы образовался танцевальный зал. Зал был открыт по субботам и воскресеньям, а также в праздничные дни.
Продолжатели дела Петра I
Портрет Екатерины II в зале Запасной галереи европейской живописи XVII — XVIII вв.
Годом основания Эрмитажа считается 1764-й, когда Екатерина II подписала указ о приобретении более чем 300 картин у Иоганна Эрнста Гоцковского, берлинского купца и предпринимателя. За 20 лет императрица сделала свой Эрмитаж — «уединённое место для отдыха» — сопоставимым с лучшими коллекциями искусства того времени как по количеству, так и по качеству отобранных работ.
Художественная политика Екатерины II была продолжена её потомками, двумя внуками — Александром I и Николаем I, которые приобретали целые коллекции в Европе и России. По свидетельству современника, в начале 1850-х годов царь «ежедневно приходил в Эрмитаж и от часу до двух дня, вместе с Бруни и другими, лазил в подвалы, вытаскивал оттуда картины, разбирал, определял и развешивал их».
17 декабря 1837 года Зимний дворец, и Николай I, помимо восстановления дворца, затеял также расширение здания для императорских коллекций. Проект Малого Эрмитажа заказали баварскому архитектору Лео фон Кленце, построившему Глиптотеку и Пинакотеку в Мюнхене. Музей императорских коллекций был торжественно открыт 5 февраля 1852 года.
Во второй половине XIX века наиболее важные приобретения императоры делали в своей стране. В 1886-м в Эрмитаж поступили экспонаты московского Голицынского музея, а в 1914 году — коллекция известного географа и путешественника П. П. Семёнова-Тян-Шанского. После Октябрьской революции 1917 года музей пополнили семейные коллекции князей Юсуповых, графов Строгановых, графов Шуваловых и других знатных семей.