Кто такие прерафаэлиты
Из статей авторитетного критика той эпохи Джона Рескина Берн-Джонс узнает о Братстве прерафаэлитов – группе молодых художников, провозгласивших своим идеалом простоту и искренность ранних итальянских мастеров. По их мнению, искусство было «идеальным» только до Рафаэля: после оно впало в манерничанье и изнемогало под тяжестью стереотипов и нежизнеспособных «образцовых» клише. Моделями прерафаэлитов становятся не античные статуи и слепки, а друзья, родственники, соседи. Колорит их картин не окрашен коричневыми тонами, как того требовала Академия, а искрится яркими, чистыми, свежими красками.
«Свадьба Психеи»
Уильям Холман Хант
У.Х. Хант Автопортрет, 1867
Один из основоположников «Братства прерафаэлитов». От остальных художников сообщества отличался своей религиозностью. От рождения имел имя Уильям Хобман Хант, впоследствии самостоятельно заменил его на псевдоним. Известность художнику принесла картина «Свет мира».
Написал автобиографический труд «Прерафаэлитизм», целью которого было оставить точные данные об основании Братства. Бракосочетался с Фанни Во, после смерти которой повторно женился на ее сестре Эдит Алисе. Этот союз принес ему неодобрение со стороны общества.
Черты стиля
Окружающий мир утопает в живописной природе, все детали которой направлены усилить внутреннее состояние образа. Особенностью работ Холмана Ханта стали мягкие переходы полутонов и сочные сочетания красок.
Основные картины
- «Свет мира»;
- «Леди из Шалотта»;
- «Клаудио и Изабелла»;
- The Festival of St. Swithin;
- «Нисхождение благодатного огня»;
- «Козел отпущения»;
- «Тень смерти»;
- «Стук».
У. Х. Хант. Козёл отпущения. 1856
У. Х. Хант. Стук
У.Х. Хант. Тень смерти
Что особенно не любили прерафаэлиты?
- ошибочные эталоны академического образования
- первого президента Академии художеств, сера Джошуа Рейнольдса (1723-1792)
- картину Рафаэля «Преображение»
- творчество П.П. Рубенса
В картине Рафаэля «Преображение» прерафаэлиты увидели пренебрежение простотой и правдой. По мнению У. Х. Ханта, одеяния апостолов были слишком помпезными, а изображение Спасителя — лишено духовности.
Д. Г. Россети, всей душой ненавидя творчество Рубенса, умудрился на страницах труда по истории искусств, напротив каждого упоминания и последнем написать «Плюнуть здесь».
Рафаэль Санти. Преображение
П.П. Рубенс. Пьяный Геркулес
Сэр Джошуа Рейнольдс. Автопортрет
Творческие и художественные приемы прерафаэлитов
Яркие, свежие тона
Для достижения более ярких и свежих тонов художники прерафаэлиты пользовались новой техникой живописи. Они писали маслом по сырому белому грунту или по слою белил. Помимо яркости красок, выбранная техника позволила сделать работы художников еще и более долговечными — работы прерафаэлитов сохранились в первозданном виде до наших дней.
- Чистые краски
- Достоверное отображение природы
Отказавшись от «кабинетной живописи» молодые художники начали писать на природе и придавали большое значение тонкой проработке деталей.
«Я хочу рисовать пейзаж, изображая каждую деталь, какую смогу увидеть» (У. Хант)
- Ориентация на искусство Средневековья и Раннего Возрождения
- Использование в качестве моделей родственников, друзей и людей с улицы, а не профессиональных натурщиков.
Для знаменитой картины Данте Россетти «Леди Лилит» позировала малограмотная девушка Фанни Корнфорт. На картине «Юность Девы Марии» изображены мать и сестра художника Данте Россетти. Для картины «Офелия» художник Д.Э. Милле выбрал момент в трагедии Шекспира, когда Офелия бросившись в реку, медленно погружалась в воду и пела обрывки песен. Сначала художник написал живописный речной уголок, а фигуру девушки он писал уже в зимние месяцы. Элизабет Сиддал в роскошном старинном платье проводила многие часы в ванне с теплой водой. В один момент лампы, подогреваемые воду потухли, но девушка на стала жаловаться и серьезно заболела. Впоследствие отец Элизабет Сиддал выслал художнику счет на оплату лечения дочери.
Символизм
Картинам прерафаэлитов свойственно множество деталей, наделенных определенным смыслом или символом. Например на картине Д.Э. Милле «Офелия» изображено множество цветов. Маргаритки символизируют боль, целомудрие и обманутую любовь, плющ — знак бессмертия и вечного возрождения, ива — символ отвергнутой любви, маки — традиционный символ смерти.
Данте Россетти . Леди Лилит
Д.Г. Россетти. Юность Девы Марии
Д.Э. Милле. Офелия
Художники прерафаэлиты. Основные сюжеты и знаменитые картины.
Если смотреть на творчество прерафаэлитов поверхностно, то первое, что представляется нам при их упоминании, это трагические фигуры рыжеволосых женщин, воплощающих образы известных литературных героинь. Но истинным источником для Братства прерафаэлитов был бунт против эстетических условностей и стремление правдиво и точно изображать действительность.
Примечания[ | ]
- идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- Edward Coley (Sir) Burne-Jones
- ↑ 12 Edward Coley Burne-Jones (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
- RKDartists
- Internet Speculative Fiction Database (англ.) — 1995.
- Edward Burne-Jones Архивная копия от 20 декабря 2007 на Wayback Machine (PDF)
- Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #118517767 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
- Union List of Artist Names (англ.) — 2020.
- Эдвард Коли Берн-Джонс
- Wildman, Edward Burne-Jones , p. 107.
- ↑ 12 Wildman,Edward Burne-Jones , p. 114
- Flanders, Circle of Sisters , p. 118—120.
- Flanders, Circle of Sisters , p. 136
- ↑ 12 Эдвард Коли Берн-Джонс(неопр.) .
- ↑ 12 Братство Прерафаэлитов
ТВОРЧЕСТВО
Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов. Стремясь к возрождению духовности и наивной поэзии средневекового и раннего ренессансного искусства, Бёрн-Джонс стилизовал формы своих произведений в духе итальянской живописи XV века.
Декоративно-изощренные композиции Бёрн-Джонса на религиозные и мифологические сюжеты (“История Пигмалиона”, 1869-1879, Бирмингем, Художественная галерея и городской музей; “Зеркало Венеры” 1872-1877, Лиссабон, Национальный музей старого искусства; “История Персея” после 1875, Штутгарт, Городское собрание; “Золотая лестница”, 1876–1880, “Король Кофетуа и нищенка”, 1880–1884, “Любовь среди руин”, 1893, – все картины в Галерее Тейт, Лондон) отличаются чертами романтической взволнованности и идеализацииотличаются чертами романтической взволнованности и идеализации, гибким линейным ритмом, тяготением к орнаментальности.
В двадцатидвухлетнем возрасте Бёрн-Джонс открыл для себя «Смерть Артура» Томаса Мэлори, и до конца своей жизни он создавал полотна, посвящённые этим легендам. Красота и таинственность древних преданий пленили Бёрн-Джонса ещё и потому, что это были христианские предания, построенные на тематике битвы добра и зла, греха и спасения. Как многие другие современники, которые потеряли свою веру в Бога, Бёрн-Джонс сохранил веру в христианские добродетели, романтическую любовь, благородство. За два года до смерти он писал: «Поразительно, но эта история о Святом Граале всегда была в моих мыслях… Есть ли в мире что-нибудь столь же прекрасное?»
Бёрн-Джонс много рисует обнаженное мужское тело. Его картины почти плоскостны, в них нет ярко выраженной игры светотени. Он делает упор на линию, а колорит его работ очень часто золотисто-оранжевый. Детализация и излишний реализм прерафаэлитов нехарактерны для Бёрн-Джонса. Его герои очень статичны, их лица отрешены, а позы скорее напоминают изящные позы статуй. На картинах почти нет динамики, только созерцание.
Живопись прерафаэлитов являет собой переход от романтизма к символизму начала ХХ столетия, который, может быть, правильнее было бы именовать неоромантизмом: он вновь открыл простор фантазии, устремлённости за пределы повседневности. Выполненные Бёрн-Джонсом для мастерских У.Морриса иллюстрации, эскизы гобеленов, мозаик, витражей, предметов декоративно-прикладного искусства способствовали возрождению английских художественных ремесел.
Примечания[ | код]
- ↑
- ↑ .
- ↑ , pp. 166—170.
- ↑ .
- Мутер, Рихард. История живописи в XIX веке, перевод с нем. Венгеровой З. — СПб.: Товарищество «Знание», 1901. — Т. 3. — 462 с.
- ↑ Davis, J.M., Frankforter, D.A. Cophetua // The Shakespeare Name Dictionary (англ.). — Routledge, 2004. — 552 p. — ISBN 1135875723.
-
↑
Tennyson, Alfred. The Beggar Maid // Poems by Alfred Tennyson, D.C.L., Poet Laureate. — London: E. Moxon, 1857. - Tennyson, Alfred. . Дата обращения: 15 июня 2018.
- . Дата обращения: 15 июня 2018.
-
↑
Pictures by Daniel Maclise, R.A. With descriptions and a biographical sketch of the painter by James Dafforne. — London: Virtue, Spalding & Daldy, 1873. — С. 49. — 84 с. -
Reeves, James. Cophetua // Collected Poems, 1929—1959. — Heineken, 1960. — С. 56—58. — 191 с.
- . Дата обращения: 15 июня 2018.
- The Royal Association for the Promotion of the Fine Arts In Scotland // The Art Journal. — 1877. — Т. 16. — С. 292.
-
Cox, Julian, Ford, Colin, Lukitsh, Joanne, Cameron, Julia Margaret, Wright, Philippa. Julia Margaret Cameron: The Complete Photographs / Editors:Julian Cox, Colin Ford. — Thames & Hudson, 2003. — 560 с. — ISBN 0500542651.
- .
- . Tate Britain (November 2016). Дата обращения: 15 июня 2018.
- ↑ , с. 253.
- .
- .
- .
- Бокаччо, Джованни. // Библиотека всемирной литературы. — Художественная литература, 1976. — Т. 29. — С. 646—654. — 704 с. — 300 000 экз.
- Чосер, Джеффри. Кентерберийские рассказы // Библиотека всемирной литературы. — Художественная литература, 1973. — Т. 30. — С. 330—363. — 528 с. — 303 000 экз.
-
Lawrence, David Herbert. // Sons and Lovers. — 1913.
-
Вудхауз, Пэлем. // Собрание сочинений = Jill the Reckless / Перевод с английского И. Митрофановой. Редактор Н. Трауберг. — 2002. — Т. 12. Лорд Дройтвич и другие.
-
Хейер, Джорджетт. // Опасный маскарад = The masqueraders. — Sourcebooks, 2009. — 336 с. — ISBN 9781402228100.
- Shute, Nevil. The American // Lonely Road. — Knopf Doubleday Publishing Group, 2010, 2010. — 300 с. — ISBN 0307474089.
-
Сэйерс, Дороти. Сильный яд. — LitRes, 2017. — ISBN 5457620522.
-
Сэйерс, Дороти. Где будет труп. — LitRes, 2017. — ISBN 5457620530.
- Reynolds, William, Trembly, Ann Elizabeth, Trembly, Elizabeth. It’s a print: Detective Fiction from Page to Screen. — Popular, Press, 1994. — С. 36. — 235 с. — ISBN 5457620530.
- МакКинли, Робин. // Красавица: пересказ истории о Красавице и Чудовище. — Азбука, Азбука—Аттикус, 2014. — ISBN 978-5-389-08496-4.
- , p. 197.
- The Transit of Venus, Chapter 28.
Уильям Моррис
У. Моррис. автопортрет
Английский прозаик, художник, поэт и социалист. Считается крупнейшим представителем второго поколения прерафаэлитов, признанный неофициальный лидер Движения искусств и ремесел.
Обеспеченная семья смогла дать художнику хорошее образование. На почве увлечения средневековьем и движению трактарианцев подружился с Эдвардом Берн-Джонсом.
Основными сюжетными линиями в картинах У. Морриса была легенда о короле Артуре. Этой идее был посвящен вышедший в 1858 году сборник «Защита Гвиневеры и другие стихи».
С 1859 года жил официальным браком с Джейн Берден. Она стала его моделью для многих картин.
Черты стиля
Художественные произведения автора по стилистике близки к фрескам. Четкие цвета и мягкое использование полутонов создает ощущение размытости. Его работам присуща высокая степень детализации.
Основные картины
- «Королева Гвиневра»;
- гобелен «Woodpecker»;
- фронтипис «News from Nowhere».
У. Моррис. Королева Гвиневра
У. Моррис. Обои с лиственным орнаментом
У. Моррис. Стилизованные растительные узоры
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус. фотография
Влияние на работы автора оказала мифология и увлечение воплощением женского образа. Его творчество относят к позднему прерафаэлитизму. Первоначальное образование получал на дому, его первым преподавателем был отец художника. С 1870 году юный автор поступил в Королевскую Академию художеств.
Первой известной работой стала «Сон и его сводный брат Смерть», выстеленная в 1874 году на художественной выставке. В 1883 году бракосочетался с художницей Эстер Кеноурти. С 1895 года избран почетным членом Королевской академии.
За свои заслуги изображен на британской марке 1992 года.
Черты стиля
Для работ художника характерна контрастность образов. Используемая цветовая палитра полна приглушенных тонов, ярко контрастирующих с отдельными элементами. Выразительность достигается за счет мягкой игры светотени. Особенностью работ является подача света, создающая изображению ощущение реалистичности.
Основные картины
- «Сон и его сводный брат Смерть»
- «Леди из Шалот»
- «Психея открывает дверь в сад Эроса»
- «Судьба».
Джон Уильям Уотерхаус. Сон и его сводный брат Смерть
Д.У. Уотерхаус. Судьба. 1900
Уотерхаус. Леди из Шалот
Елена Лебедева, графический дизайнер и преподаватель компьютерной графики
Мэдокс Браун
Медокс Браун. фотография
Видный представитель прерафаэлитизма, но в братстве не состоял. Поддерживал идеи Габриэля Россетти и Уильяма Морриса. Вместе с последним занимался разработкой дизайна витражей.
Обучался в Академии художеств (г. Брюгге). Перешел в последствии в Гент, после в Антверпен. Известность принесла картина «Казнь Марии Шотландской», написанная в 1840 г. Опирался на романтическое направление художников эпохи Раннего Возрождения. Большинство сюжетов посветил религиозной и духовной тематике.
Черты стиля
В работах художник стремился достичь ясной характеристики сюжета, передачи жизненной правды. Воспроизведение драматичности событий достигается контрастами цветовой гаммы, выразительностью поз.
Основные картины
- «Казнь Марии Шотландской»;
- «Христос, умывающий ноги апостолу Петру»;
- «Прощание с Англией»;
- «Смерть сэра Тристрама».
Ф.М Браун. Ромео и Джульетта. Знаменитая сцена на балконе
Ф.М. Браун. Прощание с Англией
Ф.М. Браун. Труд
Данте Габриэль Россетти
Д.Г. Россетти. Портрет кисти Джорджа Фредерика Уоттса
Был рожден в мелкобуржуазной семье интеллигентов 12 мая 1828. Знаменательным для художника был 1848 год, поскольку на выставке Королевской Академии художеств он познакомился с Уильямом Холменом Хантом. Совместное творчество привело к созданию «Братства прерафаэлитов».
Женился на музе и популярной модели прерафаэлитов Элизабет Сиддал. В период 1854-1862 года был преподавателем в первом муниципальном образовательном заведении где обучалась низшие классы. В 1881 году здоровье художника пошатнулось. Курорт Берчингтон-он-Си стал последним пристанищем художника. Смерть распахнула ему свои объятья 9 апреля 1882 года.
Черты стиля
Характерными чертами стиля Габриэля Россетти стало многоплановая перспектива и детальная проработка каждой части картины. В произведениях автора на передний план выходит духовность и величие человека.
Основные картины
• «Юность Девы Марии»;
• «Благовещение»;
• «Надписи на песке»;
• Sir Galahad at the Ruined Chapel;
• «Любовь Данте»;
• «Блаженная Беатриса»;
• «Монна Ванна»;
• «Пия де Толомеи»;
• «Видение Фьямметты»;
• «Пандора»;
• «Прозерпина».
Д.Г. Россетти. Венера Вертикордия
Д.Г. Росстетти. Беатриче благослованная
Д.Г. Россетти. Могила короля Артура
Ссылки [ править ]
- Вуд, Кристофер (1997). Бёрн-Джонс . Феникс иллюстрированный. ISBN .
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеЭдвард Бёрн-Джонс | |
---|---|
Список картин | |
Картины |
|
Гобелены |
|
Связанный |
|
vтеБратство прерафаэлитов (картины) | |
---|---|
|
|
Ассоциированные художники и деятели |
|
Некоторые известные произведения .mw-parser-output .nobold{font-weight:normal}(период и постпериод) |
|
Модели |
|
Связанный |
|
- ↑ Munro, A. «The Beggar Maid» в «The Beggar Maid. Stories of Flo & Rose» Vintage Books, London 2004
Джон Эверетт Милле
Д.Э. Милле. Автопортрет
В одиннадцатилетнем возрасте поступил в Королевскую академию художеств (1840 г). Считается самым юным студентом в истории учреждения. К пятнадцати годам проявлял особые навыки работы с кистью. Его работа в академическом стиле «Писарро берёт в плен перуанских инков» была удостоена чести выставляться на летней академической выставке 1846 г.
За произведение «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама» удостоился золотой медали в 1847 г. После знакомство с Данте Габриэль Россетти и Хлманом Хантом вступил в Братство прерафаэлитов. Прославившей его работой стала картина «Офелия», натурщицей для которой была муза прерафаэлитов и будущая жена Д.Г. Россетти Элизабет Сиддал.
В 1855 году Джон Эверетт Милле женился на бывшей жене Джона Рескина Эффи, сразу после ее громкого бракоразводного процесса с последним. С этого времени полностью отходит от «Братства прерафаэлитов» и создает популярные картины в академическом стиле. В 1896 году он был избран президентом Королевской академии художеств, борьба с основными принципами которой была одним из объединяющих начал для художников-прерафаэлитов.
Черты стиля
Выраженными чертами стиля является наследование техника Рафаэля. Перспектива построена на игре света и тени. Художник использовал приглушенную гамму, яркими деталями проводя акценты и создавая атмосферу действия.
Основные картины
- «Писарро берёт в плен перуанских инков»;
- «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама»;
- «Офелия»;
- Cherry Ripe;
- «Смерть Ромео и Джульетты».
Д.Э. Милле. Офелия
Д. Э. Милле. Христос в родительском доме
Д.Э. Милле. Писарро берёт в плен перуанских инков
Комплекс (синдром) Кофетуа[ | код]
«Королева детектива», английская писательница Агата Кристи использует слова «синдром Кофетуа» в романе «Труп в библиотеке» (1942) в применении к пожилому англичанину из высшего общества, Конвею Джефферсону, который полюбил девушку из рабочего класса, Руби Кин, хотя и по-отечески, а не в сексуальном смысле.
Английский писатель Грэм Грин использует термин для обозначения сексуального влечения к представителям или представительницам низшего класса, начиная с повести «Конец одного романа» (англ. The End of the Affair, 1951), герой которой утверждает: «Красивые женщины, если они еще и умны, как-то принижают меня. Не знаю, есть ли в психологии „комплекс Кофетуа“, но мне всегда было сложно испытывать сексуальное желание в отсутствие чувства превосходства, умственного или физического». Термин также использует английский писатель Квентин Крисп в его автобиографическом романе «Голый госслужащий» (англ. Naked Civil Servant, 1968). В романе «Прохождение Венеры» (англ. The Transit of Venus, 1980) австралийско—американской писательницы
Ширли Хаззард (англ.) (рус. персонаж Кристиан Трэйл теряет голову от молодой женщины, которую он предполагает довольно бедной, как была его жена Грэйс, когда он встретил ее: «Он не мог не увидеть ассоциации между его теперешней пылкостью и его первой встречей с Грейс. Не было ли у него того состояния, которое называют „комплексом Кофетуа“? Или он это выдумал?»
В изобразительном искусстве[ | код]
Король Кофетуа и нищенка. Худ. Э. Бёрн-Джонс (1884).
Одним из первых в изобразительном искусстве стало воплощение сюжета в мраморной статуе Ульяма Броуди (англ.) (рус. «Пенелофон, нищенка (Теннисон)» (англ. Penelophon, the beggar maid (Tennyson), 1867), впервые представленной на выставке Королевской шотландской академии живописи, скульптуры и архитектуры. Название подчёркивает, что статуя иллюстрирует стихотворение Теннисона. Незадолго до этого одна из фабрик в Англии начала выпускать изделия из особого сорта викторианского фарфора, имитирующего паросский мрамор, из которого вырезались античные статуи. Заказ Королевской ассоциацией развития искусств в Шотландии двадцати копий статуи из такого паросского фарфора (англ.) (рус. способствовал их производству, благодаря чему довольно много копий сохранилось до наших дней (смотри фотографию выше).
Легенда послужила сюжетом картины Эдмунда Лейтона «Король и нищенка» (1898) и постановочной фотографии Джулии Маргарет Камерон, которая представляет собой явную мизансцену из любительских спектаклей организованного Кэмерон домашнего театра. С фотографией Камерон в свою очередь связана описанная её современниками история о том, что
позирующая на фотографии девушка Мэри Риган была действительно нищенкой и Маргарет её
подобрала буквально на улице, обучила чтению, письму и домашнему хозяйству и часто использовала
в качестве натурщицы для своих постановочных фотографий. Когда фотография была выставлена на
витрине агентства, продающего фотографии Камерон в Лондоне, один богатый и достойный джентльмен
повторил подвиг Кофетуа, разыскав девушку и женившись на ней. Сентиментальная викторианская легенда, однако, вступает в противоречие с современным каталогом, утверждающим, что на фотографии изображены неизвестный мужчина и неизвестная женщина.
Картина Эдварда Бёрн-Джонса | код
Бёрн-Джонс основывал сюжет картины «Король Кофетуа и нищенка» (1884) на балладе 1612 года и в меньшей степени на стихотворении Теннисона. Девушка, испуганная и безмолвная, сидит в королевском дворце. Король смотрит на девушку снизу вверх. В руках у девушки анемоны, которые на принятом в Викторианской Англии языке цветов символизируют безответную любовь (в данном случае, возможно, подразумевается любовь, которой девушка не искала). Смуглое («эфиопское») лицо короля не совсем согласуется с легендой, тем более что все его подданные имеют светлый цвет кожи, и является чисто художественным приёмом, контрастно подчёркивая босые ноги девушки «цвета слоновой кости».
Существует и более ранняя версия картины — для передней панели шкафа, на которой король спускается к девушке с трона. В отличие от картины на холсте, сюжет панели более соответствует стихотворению Теннисона (англ. In robe and crown the king stept down,
To meet and greet her on her way…) и является более динамичным, в то время как в варианте на холсте положение короля, замершего возле ног девушки, выражает идею ничтожности королевской власти по сравнению с величием красоты. Картина «Король Кофетуа и нищенка» воплощает многие идеалы прерафаэлитов — восхищение прекрасной дамой, поиск красоты и совершенной любви.