Обезьяний маскарад

Мужские лица

В 1970 году Гарднеры закончили свою работу с Уошо. Ее и нескольких других шимпанзе, проходивших обучение в то же лаборатории, забрал ассистент Гарднеров Роджер Футс. Он организовал переезд животных в штат Вашингтон и создал там «Обезьянью ферму» — питомник, где несколько шимпанзе изучали амслен и общались на нем между собой. Уошо учила своего сына разговаривать на амслене, поправляя его руку, чтобы жест был правильным. Или она же во время течки призывала неговорящего самца жестом «подойти и обнять». И через некоторое время уже самец звал ее тем же жестом.

На одной из записей шимпанзе Мойя и Тату лежат на полу с журналом, который держат ногами, потому что руки нужны им для жестикуляции. Они разговаривают и комментируют картинки. Тату больше нравятся мужские лица, она поясняет изображения мужчин: «Это друг Тату». Потом к животным подходят другие шимпанзе, и они вместе обсуждают иллюстрации в журналах. Эксперименты с группой обезьян, получившей название «Проект Уошо», продолжались в течение почти 30 лет и дали богатейший материал о поведении и общении говорящих животных.

Литература

  • О трех обезьянах на японском языке:中牧弘允 『世界の三猿―見ざる、聞かざる、言わざる』 東方出版 、1997.12、 ISBN 4885915449
  • О параллелях с тремя обезьянами в мировых религиозно-философских учениях:virgo_splendens Лекции о трех обезьянах . Кон. октября — нач. ноября 2012 г.
  • О трех обезьянах в нэцкэ: Все о нэцкэ. Мифологические сюжеты/Сост.С. Ю. Афонькин . Спб: ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006.-160 с., ил. ISBN 5-9603-0057-5
  • О трех обезьянах в оформлении традиционного японского холодного оружия:Скраливецкий Е. Б . Цуба — легенды на металле. -Спб.: ООО «Издательство Атлант», 2005.-328 с.: ил. ISBN 5-98655-015-3
  • О даосском влиянии на японские веровния и искусство, в т. ч. о происхождении культа Косин и связи с ним трех обезьянУспенский М. В. К вопросу о роли даосизма в японских народных верованиях (по материалам миниатюрной японской скульптуры XVII-XIX вв.) . Сб. Искусство и религия. Научные труды ГЭ. – Л.: Искусство, 1981, с. 59-75
  • Об учении Конфуция: любое издание Лунь Юй (существует во множестве переводов), например:Конфуций . Афоризмы и изречения.-М. ООО «Дом Славянской книги», 2010.-320 с. ISBN 978-5-91503-117-2

Три мудрых обезьяны на резном деревянном панно, украшающем священную конюшню в святилище Тосёгу, (Никко, Япония)

Три обезьяны

(от японского: 三猿,санъен илисандзару , также 三匹の猿, самбики но сару, буквально «три обезьяны»; англ.three wise monkeys , «три мудрые обезьяны») — устойчивая художественная композиция, символ, выражающий принцип «не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле».

Обезьян называют Мидзару

— она закрывает глаза, «кто не видит зла»;Кикадзару , — закрывает уши, «кто не слышит зло», иИвадзару , — прикрывает рот, «кто не говорит о зле». Иногда в композицию добавляется четвёртая обезьяна —Сидзару , «кто не совершает зла». Она может изображаться с руками, прикрывающими пах.

Известны различные толкования символа трёх обезьян . В западной культуре три обезьяны часто рассматриваются негативно, как выражение нежелания замечать, признавать и обуждать существующие проблемы.

Обучили языку глухонемых

Речь и действия Вики были многократно записаны на кинопленку. Главной трудностью в освоении обезьянами человеческой речи является анатомия их голосового аппарата (в частности — недостаточно развитая гортань).

Но исследователи обратили внимание на то, что Вики хотела и могла общаться с помощью жестов. Например, эта обезьяна очень любила кататься на автомобиле и, чтобы показать свое желание людям, додумалась приносить им картинки машин, вырванные из журналов

Спонсор статьи «Курсы английского Киев«.

В 1966 году еще одна супружеская пара, Беатрис и Аллен Гарднер, стала воспитывать молодую самку шимпанзе по кличке Уошо, которую обучали говорить на языке глухонемых – на амслене. За первый год занятий Уошо освоила 30 знаков-жестов, а через пять лет знала уже 160 слов.

Беатрис Гарднер и Уошо.

Обезьяна не просто механически пользовалась своим речевым запасом. Она по-разному комбинировала слова в предложениях. Например, Уошо просила у одного из гостей семьи, который закурил сигарету: «Дай мне дым», «Дым Уошо», «Быстро дай дым». Когда тот отказал в просьбе, обезьяна сменила тон: «Пожалуйста, дай мне этот горячий дым». Кроме того, Уошо сама придумывала новые слова. В частности, впервые увиденного лебедя она назвала «птица-вода», а рождественскую елку — «конфета-дерево».

Животное самостоятельно научилось ругаться, употребляя слова в переносном смысле. Когда один из служителей не откликнулся на ее просьбу дать пить. Уошо обозвала его, «грязным Джеком» Это же слово она употребляла, когда хотела выразить негативное отношение к кому-то: «грязный кот» (бездомный кот), «грязные обезьяны» (гиббоны, не понимавшие языка жестов).

Образ жизни

Как и людям, для комфортной и безопасной жизни шимпанзе нужна компания. Поэтому они всегда живут группами, которые у обыкновенных приматов возглавляют исключительно самцы, а у бонобо – только самки. Группа чаще всего состоит из 25-30 особей.

Главарь-самец – это всегда самый сильный и умный представитель сообщества, для того чтобы удержать власть в своих лапах, он выбирает себе определенный круг общения – таких же сильных, но более глупых собратьев, что готовы защищать его ценной собственной жизни. Остальных представителей сильного пола, которые могут нести угрозу его царствованию, главарь отгоняет на безопасное расстояние и держит в постоянном страхе, после его гибели или болезни, пост старшего занимает равный по силе конкурент.

У самок также имеется своя собственная иерархия. Более агрессивные и физически развитые дамы главенствуют над слабыми, управляют ими и не подпускают близко к противоположному полу, им всегда достается больше пищи и партнеров для спаривания. Дам-шимпанзе считают более умными и сообразительными, они легче поддаются дрессировке, могут проявлять элементарные чувства к чужим детенышам и слабым сородичам.

За что мы готовы переплачивать

За бренд

Цена и бренд — универсальные ориентиры на рынке искусства (и любом другом), если у покупателя нет времени или желания разбираться в предмете. Например, Джефф Безос знает, что Эд Рушей — брендовый художник, которого любит Барак Обама. Можно смело брать.

Джефф Безос приобрел Hurting the Word Radio #2 Эда Рушея за 52,5 млн долларов. Источник

Цена сама по себе может определять ценность продукта: если это столько стоит, значит, оно того стоит (простите за каламбур). В частности, над этим механизмом рынка иронизировал Капеллан, приклеивая банан к стене.

За уникальность

Когда владеешь чем-то, чего больше ни у кого нет, в каком-то смысле и сам становишься уникальным.

Этим прославились Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Джефф Кунс, Бэнкси и другие популярные художники. Тиражи нужны, чтобы увеличить аудиторию: если на оригинального «Кролика» Кунса денег нет (напомним, это 91 млн долларов), можно купить легальную копию за 10 тысяч.

За резонанс

Мы помним, что часто главная причина покупки — желание показать себя во всей красе. Недавно в мировых СМИ отгремела новость о том, что цифровой коллаж «Каждый день: первые 5000 дней» был продан как NFT-токен за 69 млн долларов.

Японский миллиардер Юсаку Маэдзава в 2016 году заплатил на аукционе 98 млн долларов за охапку произведений знаменитых художников. Об этом написали во всех СМИ от Нью-Йорка до Токио, назвав поступок Маэдзава арт-шопингом. Год спустя миллиардер приобрел безымянную картину Жана-Мишеля Баския́ за 110,5 млн долларов, а еще годом позже объявил, что станет первым частным пассажиром рейса до Луны в 2023 году

Последний факт не имеет отношения к искусству, но может говорить о том, что Маэдзава не прочь привлечь к себе внимание мировой прессы

Юсаку Маэдзава и Untitled Жана-Мишеля Баския. Для купленных полотен он планирует построить музей в своем родном городе Тиба. Источник

Словом, для кого-то покупка ультрадорогих произведений не только хобби, но и часть имиджа.

Что тут добавишь — оказывается, он все-таки имеет значение.

Каждый день с 4 января 1966 года японский художник Он Кавара создавал по одной картине, на которой изображал сегодняшнюю дату. Если по каким-то причинам он не успевал закончить работу до полуночи, произведение отправлялось в утиль. В 2014 году аукционный дом Christie’s выставил на торги полотно «1 мая, 1987». Картина ушла за 4,2 млн долларов (ее размер — 155 на 226 см). В комплекте к холсту прилагались три «первомайских» газеты: The New York Times, The New York Post и The Daily News.

Под ногами на подножии

Память легендарного борца за расовое равноправие в США Мартина Лютера Кинга, когда-то преследовавшегося властями и застреленного в Мемфисе в 1968 г., ныне увековечена многими-многими способами. В Портленде (штат Орегон) у Орегонского конференц-центра на бульваре Мартина Лютера Кинга установлена крупная многофигурная скульптурная композиция, посвященная программной речи Кинга «У меня есть мечта» (I have a dream).

Кроме самого Кинга в композиции участвует несколько аллегорических фигур, но нам интереснее сейчас не они, а постамент. На нем, в задней его части размещена бронзовая плакетка с изображением Махатмы Ганди в знак того, что деятельность Кинга основывается на учении Ганди (Мартин Лютер Кинг даже ездил в Индию, изучая наследие Ганди).

А если присмотреться внимательнее, то у ног Ганди изображены три крошечные обезьяны, как символ его учения (Махатма Ганди действительно ценил фигурку трех обезьян).

Естественные враги бонобо

Фото: Шимпанзе бонобо

Единственными достоверными и опасными хищниками бонобо являются люди. Хотя охота на них незаконна, браконьерство все еще распространено на большей части их ареала. Люди охотятся на шимпанзе для употребления в пищу. Также предполагается, что леопарды и питоны, которые охотятся на обычных шимпанзе, могут питаться бонобо. Прямых доказательств хищничества на этих приматов со стороны других животных не существует, хотя есть некоторые хищники, которые, вероятно, являются кандидатами на случайный прием бонабо в пищу, особенно молодых особей.

К наиболее известным хищникам относятся:

  • леопарды (P. pardus);
  • питоны (P. Sabae);
  • боевые орлы ( P. bellicosus );
  • люди (Homo Sapiens).

У этих животных, подобно обычным шимпанзе, встречаются многие болезни, которые поражают людей, к примеру полиомиелит. Кроме того бонобо являются носителями различных паразитов, таких как кишечные гельминты, трематоды и шистосомы.

Бонобо и обычные шимпанзе, являются ближайшими родственниками Homo Sapiens. Это бесценный источник информации для изучения человеческого происхождения и болезней. Бонобо нравятся людям и могут быть полезны для сохранения среды обитания. Количество фруктов, потребляемых этими приматами, позволяет предположить, что они могут играть важную роль в распространении семян съеденных видов растений.

Внешний облик обезьяны бонобо

Приставку «карликовый» в названии вида нельзя рассматривать в прямом смысле, поскольку бонобо по размерам не уступают обыкновенным шимпанзе. Самцы весят 35-60 килограмм, как правило, средний вес составляет 45 килограмм, а самки весят меньше – 33-35 килограмм. Длина тела бонобо составляет около 115 сантиметров.

Карликовый шимпанзе имеет большую голову. Над глазами есть надбровные дуги, но они развиты слабо. Кожа у бонобо черная, но губы при этом розовые, причем они сильно выделяются на темном фоне.

Лоб высокий, уши небольшие, ноздри широкие.


У бонобо — строгий матриархат. Самцы играют второстепенную роль.

На голове имеются длинные волосы. У самок хорошо развиты груди, сильнее, чем у других представителей вида. Они имеют довольно стройное тело с длинными ногами и тонкой шеей. Эти обезьяны кричат высокими лающими звуками.

5) Язык и мимика

У шимпанзе сложная система приветствий и коммуникации, которая зависит от социального статуса особи. Они могут общаться вербально, то есть использовать разные звуки – крики, хрюканье, фырканье, вопли, пыхтение и так далее. Многие эти звуки сопровождаются жестами и мимикой. Выражения лица – удивление, ухмылка, мольба, утешение — такие же, как и у нас, людей. Однако люди улыбаются, обнажая зубы, когда как для шимпанзе и других животных – демонстрация зубов – признак агрессии или опасности. Для коммуникации человек больше всего использует вокализацию, то есть речь. У человека имеются уникальные голосовые связки, которые позволяют нам издавать большое разнообразие самых разных звуков, однако мы не можем пить и дышать одновременно, как шимпанзе.

У человека довольно мускулистые язык и губы, что позволяет нам совершать виртуозные манипуляции со звуками. Именно поэтому у нас заостренный подбородок, когда как у шимпанзе он немного срезанный. У шимпанзе не имеется столько мышц лица, сколько имеется у человека.

Смайлик: популяризация и использование

Smile, на русском разговорном — смайлик. Под этим понятием подразумевается графический рисунок улыбающегося, счастливого лица человека — желтого круга с глазами-точками и ртом-дугой. В современных смартфонах улыбчивые лица представлены в обширном красочном и жанровом ассортименте, тогда как в обычных кнопочных телефонах они выглядят как эмоции, составленные из знаков препинания — эмотиконы. Впервые использовать скобку как улыбку придумал писатель В. Набоков. Далее смайл начал путешествовать по миру:

  • В 1971 году стал товарным знаком французской .
  • В 1999 году появилась благотворительная организация «World Smile Corporation».

Чуть позже, после судебных разбирательств, права на использования такой эмблемы остались за «Smiley World» и по сегодняшний день. Постепенно улыбающийся человечек стал неотъемлемой частью процесса общения людей в интернете. Мало того смайлики теперь не только — счастливые лица, но и животные, предметы, транспорт, изображения природных явлений и многое другое. Все то, что помогает нам воодушевить сообщения и наполнить их переживаниями и событиями, подтвердить смысл сказанного.

№ 4 «Когда свадьба?» Поль Гоген, $210 млн

Картина написана в 1892 году на Таити, куда Гоген прибыл в надежде найти «Эдемский сад», не тронутый цивилизацией. Но уединения художник не нашел, зато нашел вдохновение в ярких красках тропической природы и юных натурщицах. Работа была создана в тот период, когда Гоген взял себе в жены таитянку по имени Техаамана, которой на тот момент было всего 13 лет. Девочка стала моделью художника и позировала для многих полотен, но ни одно из них не стоило таких денег.

В течение полувека картина принадлежала семейству швейцарского коллекционера Рудольфа Штехлина. Она долгое время экспонировалась в Художественном музее Базеля, но в 2015 году была продана за рекордные 210 миллионов долларов музейному ведомству Катара.

Поведение и питание карликовых шимпанзе

Живут бонобо небольшими коллективами, численностью до 100 особей. Самки, не смотря на свои меньшие размеры в сравнении с самцами, обладают более высоким социальным статусом. Это связано с тем, что самки более организованные и сплоченные, чем самцы. Если самка конфликтует с самцом, то ей на помощь бросаются другие самки, а самец остается без защиты.


Отношения в семье бонобо во многом похожи на людские отношения между мужчиной и женщиной.

На протяжении дня карликовые обезьяны проводят время в небольших группах, и только перед сном вся семья соединяется. Ночуют эти обезьяны в гнездах, которые строят для себя на ветках деревьев. В коллективе социальной иерархии отводится не такая значительная роль, как у других приматов.

Культурное влияние трех обезьян

Прежде всего, несомненно вхождение символа трех обезьян в мировую массовую культуру. Композиция если не популярна, то узнаваема практически во всех уголках Земли.

Махатма Ганди (Мохандас Карамчанд Ганди), борец за независимость Индии, учитель индийского народа и идеолог ненасилия не расставался с любимыми тремя обезьянками, пожалуй, единственной роскошью, которой он мог себе позволить. Сейчас обезьянки Ганди остаются одной из главных реликвий в бывшей резиденции Бапу Кути в ашраме, находящемся в образцовой деревне Севаграм сельской местности Махараштры.

Свои личные впечатления об обезьянах на конюшне в Тосёгу оставил Редьярд Киплинг в книге «От моря до моря» (Rudyard Kipling. 1899. From Sea to Sea — Letters of Travel).

Отдельные изображения трех обезьян включены в набор символов стандарта Unicode, начиная с версии 6 (релиз стандарта — сентябрь 2010 г.). Обезьяны вошли в набор «смайликов» (emoticons) в подраздел «символы жестов» (gesture symbols). Коды символов: «не вижу», «не слышу», «не говорю» соответственно 1F648, 1F649 и 1F64A.

Три обезьяны изображены на памятной монете Сомали 2006 г.

Три обезьяны изображались на почтовых марках Таджикистана и Новой Каледонии.

В популярном анимационном сериале «Гриффины» (Family Guy) существует второстепенный персонаж Evil Monkey (англ. «обезьяна зла» или «злая (порочная) обезьяна»). Воплощая детские страхи одного из героев мультфильма, Evil Monkey живет в шкафу, пугает и мучает своего хозяина. В имени обезьяны явна аллюзия-противопоставление английскому названию трех обезьян «no evil monkeys»: если есть «обезьяны без зла», то должна быть и «обезьяна со злом».

Фильм турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана (Nuri Bilge Ceylan), получивший премию Каннского фестиваля 2008 г. за лучшую режиссуру, называется «Üç Maymun» (тур. «три обезьяны»). По сюжету герои пытаются уйти от своих семейных проблем, пытаясь не замечать и замалчивать их. То есть «три обезьяны» рассматриваются авторами, как синоним «позиции страуса».

Целый ряд англоязычных книг и фильмов используют в названии игру с фразой «не вижу — не слышу…», например, американский фильм ужасов 2006 г. «See No Evil» (в русском прокате «Не вижу зла»), кинокомедия 1989 г. «See No Evil, Hear No Evil» («Ничего не вижу, ничего не слышу»), автобиографическая книга бывшего агента ЦРУ Роберта Бэра «See No Evil» («Не видя зла») и т. д.

В детективе Эрла Стенли Гарднера «Дело мифических обезьян» (Erle Stanley Gardner, «The Case Of The Mythical Monkeys», 1959) шелковый шарф с изображением трех обезьян служит центральной уликой. Три обезьяны часто изображаются на обложках разных изданий этой книги.

В репертуаре американской группы Sparks существует песня «Hear No Evil, See No Evil, Speak No Evil».

Скелетоподобный персонаж, талисман-маскот, украшающий обложки дисков и афиши американской трэш-метал группы Megadeth, с собственным именем Вик Рэттлхэд (Vic Rattlehead) изображается с глазами, закрытыми стальной пластиной, заткнутыми некими металлическими предметами ушами и ртом, стянутым стальными крючьями.

Гражданам экс-СССР один из вариантов названия композиции с тремя обезьянами известен по песне Оскара Фельцмана и Льва Ошанина «Ничего не вижу», вынесенной в эпиграф этой статьи. Песня популярна в исполнениях Тамары Миансаровой и Эдиты Пьехи.

В Москве название «Три обезьяны» известно в среде представителей нетрадиционной сексуальной ориентации: отчего-то именно так наименован культовый гей-клуб и туркомпания, занимающаяся гей-туризмом.

На телеканале Муз ТВ развлекательное шоу-викторина носит название «Три обезьяны». В ходе игры участники могут лишиться возможности говорить, слушать и видеть.

Госсекретарь США Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright), известная тем, что носит броши, содержащие символические послания для собеседников или аудитории, надевала на встречу с Владимиром Путиным в 2000 г. брошь с изображением трех обезьян, как знак отношения к ситуации в Чечне.

Брошь Мадлен Олбрайт с изображением трех обезьян. Орех тагуа, резьба, желтый металл, недрагоценные материалы

В виде трех обезьян весьма часто изображаются политики разных стран на карикатурах: власти глухи и слепы к чаяниям народа и склонны к замалчиванию проблем.

Размножение

Постоянных семейных пар шимпанзе не образуют. Взрослые самцы могут свободно выбирать себе подружку. После 8 месячной беременности у самки шимпанзе рождается один совершенно беспомощный детеныш. От грудного вскармливания его отлучают примерно через четыре года. До года мать носит ребенка на животе. Потом малыш самостоятельно перебирается на спину. В течение 9 лет мать и детя почти не разлучны. Матери обучают свох детенышей всему, что умеют сами. Они знакомят их с окружающим миром и с другими членами группы. Иногда подросших малышей отдают в детский сад. Они там резвятся со своими сверстниками под надзором нескольких взрослых самок. Половая зрелость наступает в возрасте 6 -10 лет. К 13 годам шимпанзе становятся взрослыми, самостоятельными членами группы. Молодые самцы постепенно включаются в борьбу за лидерство.

Сходство людей и обезьян

Обезьянам понятны такие вещи как «привет» и «пока», но выражать их словами они не могут. Вместо этого они обмениваются прикосновениями или просто задерживают взгляд. По словам исследовательницы Рафаэлы Хисен, в некоторых обстоятельствах люди ведут себя таким же образом. Еще одно сходство заключается в том, что с «друзьями» бонобо здороваются реже или поверхностно. И ведь мы с вами ведем себя так же — увидевшись с очень близкими друзьями мы можем позволить себе начать разговор без долгих приветствий и соблюдений других правил хорошего тона.

А вообще, социальное поведение демонстрируют почти все виды обезьян

А вот когда обезьяны виделись с малознакомыми особями, их приветствия часто оказывались слишком долгими. Иногда они не ограничивались простыми взглядами, а держались за руки, терлись головами и даже чистили друг другу шерсть. Все это значит, что правила хорошего тона есть не только у людей, но и у обезьян. После проведенной научной работы у ученых появилось еще одно основание говорить о том, что шимпанзе очень похожи на людей. Ранее ученые лишь знали, что с генетической точки зрения шимпанзе и люди похожи на 93,6%. Эти обезьяны настолько близки к человеку, что некоторые ученые ранее даже предлагали отнести их к роду Homo.

А некоторые обезьяны ворую вещи туристов и занимаются шантажом

Напоследок, вот вам еще один факт — некоторые обезьяны часто совершают преступления. В большей степени речь идет о макаках, которые живут на территории индонезийского острова Бали. Там они с большой ловкостью отбирают у туристов смартфоны и прочую дорогую технику и начинают нагло их шантажировать. Они возвращают отобранные вещи только взамен на вкусную еду. Подробно об этом явлении я рассказывал в этом материале. Обязательно рекомендую к прочтению, потому что там есть и видео.

Прямохождение

И человек, и шимпанзе являются двуногими существами и могут ходить на двух ногах. Шимпанзе часто делают это, чтобы посмотреть дальше, но предпочитают передвигаться на четвереньках. Люди ходят прямо с детства, и у них развился чашеобразный таз, чтобы поддерживать их внутренние органы. Шимпанзе ходит, наклонившись вперед во время движения, так что таз не поддерживает их органы, и они имеют более широкие бедра. Это делает роды для шимпанзе гораздо легче, чем для человека, у которого чашеобразный таз находится на пути большого родового канала. Человек имеет прямые ноги, пальцы на ноге расположены впереди для удобства хождения, в то время как шимпанзе имеют оттопыренный большой палец на ноге и их ноги больше похожи на руки. Они используют ноги для лазания и ползания боком, по диагонали, или для вращательных движений.

История изучения

Интерес к бонобо в XXI веке в принципе достаточно высок, так как считается, что они наиболее близки к нашему общему предку (от которого произошли люди, шимпанзе и бонобо)

Тем не менее, в работах Вааля и других исследованиях основное внимание уделяется поведенческим и, в частности, сексуальным привычкам бонобо. Языковые и когнитивные способности Канзи, а также его ближайших кровных родичей, освещены значительно более скупо – что отчасти объяснимо, так как Канзи — лабораторная обезьяна, и ему, возможно, просто повезло родиться в нужном месте в нужное время

Поэтому в данной публикации я хочу рассказать именно о выдающихся языковых способностях Канзи, а также о том, насколько могут считаться настоящей речью его коммуникативные навыки.

Попытки научить обезьяну человеческой речи известны как минимум с начала XX века. В 1913 году Надежда Николаевна Ладыгина-Котс приобрела маленького шимпанзе Иони, который прожил у нее полтора года, а затем умер от инфекции. Гораздо более интересны биографии гориллы Коко (1971-2018) и шимпанзе Уошо (1965-2007), а также шимпанзе по имени Ним и прозвищу Чимпски (1973-2000) Коротко охарактеризуем языковое развитие каждого из этих приматов — в том числе, чтобы показать, в чем их сходство с Канзи и отличие Канзи от них.

Правила жизни Дэвида Хокни

— Нужно уметь смотреть и видеть мир вокруг себя.

Когда мне было восемь лет и мне уже позволяли ездить на автобусе одному, я всегда сразу бежал на второй этаж и садился на переднее сиденье, с которого было видно лучше всего.

— В век технологий не стоит доверять фотографии. Живопись — это наиболее достоверная форма правды.

Для произведения искусства вам нужны руки, глаза и сердце. Камера всё превращает в перформанс. Еще Феллини говорил, что все происходящее перед камерой — это представление.

— Нельзя быть жадными до денег, нужно быть жадными до жизни.

— Границы существуют только у нас в голове.

Если вы верите на все сто процентов, то для вас действительно нет ничего невозможного.

— В ожидании вдохновения живут только лентяи!

Я работал всегда, всю свою жизнь, каждый день.

— Кто угодно может научиться рисовать.

Обучение живописи — это обучение искусству видеть. Но большинство людей даже не пытается предпринять усилия, чтобы научиться.

— Не пытайтесь понять природу искусства.

Никто не знает, как создается искусство. Это необъяснимо.

— Защищайте свою личную свободу и боритесь с глупыми запретами.

Политики не должны за нас решать, какие вещи в этой жизни приносят удовольствие.

— Будьте спонтанными!

С возрастом становится все труднее оставаться непредсказуемым человеком. Но надо работать над этим.

— Смейтесь. Смех прочищает лёгкие!

Мне кажется, что сегодня людям не хватает чувства юмора. А в мире есть, над чем посмеяться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: