Три загадочных картины третьяковки: что художники скрыли от посторонних глаз

Разгадка проста?

Несмотря на печальную участь многих натурщиков Репина, большинство специалистов не видят в творчестве выдающегося художника ничего мистического. Дело в том, что с объектами живописи, Репина знакомил собиратель предметов искусства Павел Третьяков. Тот заведомо знал о диагнозах некоторых знаменитостей, потому и торопился увековечить их образы на полотнах. Ярким примером тому служит портрет Мусоргского. Мусоргский был изображен художником уже во время болезни, о чем свидетельствует больничный халат, в который и облачен композитор. А картина, на которой запечатлена больная пианистка Луиза де Мерси-Аржанто, так и называется «На смертном одре». К тому же Илья Репин все-таки уговорил позировать для портрета и своего приятеля Корнея Чуковского, с которым ничего страшного так и не произошло.
Однако нелепую смерть русского хирурга Пирогова скептики так и не смогли объяснить. После написания своего портрета Репиным, 70-летний Пирогов отправился в стоматологический кабинет, где ему занесли инфекцию, от которой хирург впоследствии и скончался.

Menu

Не вызывает сомнения тот факт, что оба портрета и кисти Кипренского и кисти Тропинина — выдающиеся произведения русской живописи. Уже при жизни Пушкина считали гением. Тем более интересно как рассматривали его современники, каким видели и каким хотели донести его образ до будущих поколений.

Содержание портрета Кипренского – это мысль и вдохновение, красота творческого деяния и высокое предначертание «избранника муз». Чистое, незамутненное чело, лицо спокойное и значительное, величавая, полная достоинства поза. Взгляд, устремленный вдаль, поверх зрителей, строгий сюртук и плед, перекинутый через плечо. Перед нами предстает поэт, историческое и всеобъемлющее значение которого не вызывает сомнений. Подмечена затаенная скорбь и тревога в глубине глаз, едва уловимая горечь в изгибе губ. Художнику удалось не только передать сходство, характер и психологию модели, но и уловить, и донести до зрителя редкостное мгновение творческого вдохновения, рождение поэтической мысли.
Тропинин видел Пушкина несколько иначе. Он не слагал возвышенных гимнов и элегий, он говорил чистым и ясным языком. В его произведении Пушкин дома, он одет в просторный халат, рубашку с мягким открытым воротом, вокруг шеи небрежно повязан платок. Образ поэта становится от этого мягче, интимнее, доступнее. Но художник не приземляет Пушкина, не низводит изображение великого поэта до уровня обычного жанрового портрета. Облик Пушкина исполнен высокой духовности, значительности, чувства собственного достоинства. Это не классик и романтик, как у Кипренского. Общительный и остроумный, злой и язвительный к врагам, нежный и мягкий с друзьями, мыслитель и писатель, поэт и прозаик – таким предстает Пушкин в портрете кисти Тропинина.

Портрет, написанный Кипренским, дает образ Пушкина – великого русского поэта. Тропинин пишет Пушкина таким, как он есть: в домашнем халате, растрепанным. В портрете Тропинина нет поэтической силы, присущей работам Кипренского, но зато он ближе к жизни и человечнее. Только всеобъемлющий гений Пушкина мог воедино соединить контрасты истории и культуры. Кипренский и Тропинин, каждый по-своему, отобразили одну из граней. Оба эти портреты великолепно дополняют друг – друга.

Деревенская тема

Очень быстро Репин ушёл от «академических» тем, отдав предпочтение современной ему русской действительности. Этот выбор художника не был случайным; его продиктовало само его происхождение, опыт жизни, среда, в которой он получал художественные и мировоззренческие уроки. О своей увлечённости Россией, её прошлым и настоящим Репин говорил уже в молодости, а три года европейских странствий обернулись для художника сущей пыткой (он вернулся на родину раньше срока). Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от воспоминаний о собственном детстве. Среди «сельских» работ художника есть жанровые сцены, индивидуальные («Домаха») и групповые («Праздничный вечер в деревне») портреты. Поставив кульминационную точку в этом ряду своим знаменитым «Крестным ходом в Курской губернии», Репин обратился к историческим и «политическим» сюжетам. И.Н. Крамской однажды сказал: «Я знаю многих художников, которые пишут, и порой очень хорошо пишут, сельскую жизнь, но ни один из них не может сравниться по мастерству с Репиным».

Такая исключительная привязанность к русской теме была одной из отличительных черт русского реализма, утвердившегося в отечественном искусстве во второй половине XIX века. Основной соей задачей тогда оно видело правдивое изображение действительности во всём многообразии её проявлений и утверждение нравственного взгляда на жизнь как залога оздоровления общества.

Репин оставался серьёзным и ищущим художником, однако слишком уж энергичных философских исканий он сторонился и был всегда верен одной лишь идее — принести своим трудом пользу России. Этот путь оказался для него мучительным и радостным. В 1899 Репин писал Владимиру Стасову: «Я всё так же, как с самой юности, — люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! Искусство я люблю больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей… Оно всегда и везде, в моей голове, в моём сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни».

Религиозные картины

К религиозным сюжетам Репин часто обращался в начале своего творческого пути. Две его студенческие работы, «Иов и его друзья» и «Воскрешение дочери Иаира» были удостоены в 1869-м и 1871-м годах соответственно Малой и Большой золотой медали Академии художеств. Из более или менее поздних картин этого рода отметим полотно «Иди за мною, Сатано» (начато в 1890 году), посвящённое евангельской теме искушения Христа. Этой картине художник отдал более десяти лет. В 1898 году, в период работы над ней, он посетил Святую Землю, чтобы своими глазами «увидеть древние стены и природу, в окружении которой жили люди, описанные в Библии». А.Н. Бенуа позволил высказаться об этой работе И.Е. Репина следующим образом: «… под влиянием своих литературных связей и увлечений, а отчасти прислушиваясь к призывам «передовых» течений, Репин как-то стал тяготиться реализмом, и его всё больше начало тянуть на создание таких творений, в которых ему казалось, он мог выразить своё мировоззрение, свои верования, свое отношение к великим вопросам бытия. Насколько это было не его делом, показала огромная и столь неудачная картина «Иди за мною, сатана», появление которой вызвало тоскливое недоумение самых верных его почитателей…»

Это полотно хранилось в Художественном музее города Харькова, но, к сожалению, было уничтожено в годы Второй мировой войны. Сохранился лишь ряд набросков к нему. Вновь заинтересовался Репин религиозной живописью на закате своей жизни.

О художественной свободе

Илья Репин. Первоначальный эскиз картины «Крестный ход в Курской губернии». 1877 год

Тема художественной свободы — одна из самых важных для Репина, в письмах он возвращается к ней многократно. Его не раз пытались загнать в прокру­стово ложе «идейного направления». С одной стороны, упреки в случайном выборе сюжетов и в излишнем внимании к форме в ущерб содержаниюследовали от друзей и наставников (от Крамского и Стасова), с другой — откритиков  Из письма М. Федорову от 4 мая 1886 года: «В „Художественном журнале“ меня охарак­теризовали как ремесленника живописи, которому решительно все равно, что бы ни писать, лишь бы писать. Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенден­циозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последова­тельности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно… Не правда ли, похожа эта характеристика?.. Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люб­лю разнообразие».. Его утверждение, что занятия искусством есть наслаждение для творца — «мы счастливчики, наша деятельность — забава»  Опубликовано в «Новом времени» от 7 ноября 1896 года., — вызвало волну «оскорбленных чувств», в том числе чувств художников. Но, постоянно отстаивая свою независимость — и свое право на независимость, — Репин понимает историческую природу подобных упреков. «Я все же художник и дитя 60–70-х годов, — пишет он той же Марианне Веревкиной 25 августа 1895 года. — Живопись, виртуозность отрицалась тогда как самый негодный порок. Выше всего ставилась идея, смысл, жизнь, жизнь картины, типичность, правда, историчность. <…> …Знаете, в этой стороне искусства есть свой и боль­шой смысл, и мне он представляется таким великим, что я даже не плачусь на судьбу, что принадлежу к этой старой школе».

Судьба картины

Репин был недоволен работой, поэтому художник принимает решение перерисовать голову осужденного. К тому времени картина находилась в Третьяковке 2 года. Репин тайком от Павла Третьякова приходил в музей и выполнял свою работу, когда коллекционер отсутствовал. Третьяков обнаружил изменения. Он был в ярости, так как посчитал изменения некачественными.

Мне нравится1Не нравится

Впоследствии Третьяков и Репин пришли к компромиссу. Изначально лицо осужденного стало более молодым, но наполнилось безволием. Художник вновь решил его изменить. После нескольких неудач получился вариант, который удовлетворил обоих: осужденный перестал походить на бандита. У Репина получилось придать лицу приятные черты, которые были у представителей отечественной интеллигенции. В данном виде полотно дошло и до наших дней.

О травяных бульонах, маслинах и салатах

Илья Репин и Наталья Нордман-Северова (в центре) у вращающегося стола в своем имении «Пенаты». 1900-е годы

Репинская «травяная диета» была постоянной темой саркастических обсу­ждений в кругу его знакомых. Собственно, обсуждалась не столько сама диета, сколько ее «автор» и апологет — гражданская жена Репина в 1899–1914 годах писательница Наталья Борисовна Нордман-Северова, женщина эксцентриче­ского поведения и радикальных для того времени взглядов. Знаменитые супы из сена, которыми кормили гостей в имении «Пенаты», являлись лишь частью демонстративно исповедуемой ею жизненной программы. Программа включала в себя мно­гое — от борьбы за права женщин и домашней прислуги до отказа носить меха (зимой Наталья Борисовна ходила в пальто из мешковины, набитой сосновыми иголками). Природа этого брака вызывала недоумение у друзей Репина. Стасов замечал в письме к своему брату: «Вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у нее к юбке». Однако сам Репин восхищался и литературным талантом, и внешностью своей жены: множество ее портретов (включая ню) было создано в период их совместной жизни.

Для впечатлительного художника это была не первая попытка отказа от животной пищи. Задолго до знакомства с Нордман, в 1891 году, он уже переходил на сыроедение, вдохновившись тогда советами — практи­чески проповедью — Льва Толстого. Но ненадолго  Из письма Татьяне Львовне Толстой от 20 августа 1891 года: «Вегетарианство я должен был оставить. Природа знать не хочет наших добродетелей. После того как я писал Вам, ночью меня хватила такая нервная дрожь, что я наутро решил заказать бифштекс — и как рукой сняло»; ей же Репин писал 27 июня 1892 года: «…я пришел к окончательному заключению, что я без мясной пищи не могу существовать. Если я хочу быть здоровым, должен есть мясо; без него у меня теперь сейчас же начинается процесс умирания…». Второй этап увлечения растительной диетой, которой в приведенном выше письме поется восторжен­ный гимн, равно как и предыдущий, случился под влиянием авторитетного для Репина человека — вызывающего его любовь и восхищение. И характерно, что закончился он одновременно с разладом семейной гармонии. Ставшая обузой для мужа Нордман, больная чахоткой, уехала в Швейцарию — там, в лечеб­нице, и умерла; дачные обеды по средам за вращающимся столом (тоже ее конструкции) прекратились. А Репин, разочаровавшись в вегетарианстве, возвратился к привычному пищевому рациону.

Мнение критиков

Картина вызвала различные мнения у критиков, однако получила немало одобрительных отзывов. Некоторые считали полотно вершиной творчества художника.

Критик Владимир Стасов

Критик Владимир Васильевич Стасов крайне хорошо оценил эту картину. Он считал её шедевром отечественной школы живописи. Когда он увидел ее на выставке передвижников, говорил, что эта картина самая талантливая и прекрасная работа на выставке. Полотно без прикрас и лжи показывает нынешнее время, ее очень высоко оценили за это зрители.

Художник и критик Александр Бенуа

У Александра Николаевича Бенуа было двоякое впечатление от этого произведению. Он считал слабым местом этого произведения – выражения лиц героев, подстроенность и грубость сюжета. Бенуа утверждал, что в этой работе изображена банальная мелодрама и поверхностные персонажи, но отлично написан интерьер в серых тонах, с приятной живописью.

Художник и искусствовед Игорь Грабарь

Игорь Эммануилович Грабарь сопоставлял две картина Репина: «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван». Он считал их вершинами творчества художника как по мощи выполнения, так и по силе живописи. Он говорил, что в дальнейшем Репин уже не создавал подобных совершенных работ, если не считать портреты. Грабарь, оценивая композицию работы, писал, что подобная композиция, написанная в репинском стиле, создает убедительную жизненность и правдивость, которую можно почувствовать в работе «Не ждали».

Искусствовед Дмитрий Сарабьянов

Дмитрий Владимирович Сарабьянов утверждал, что в этом произведении Репин стремился получить необычайно убедительную и естественную композицию. Он хотел, чтобы зритель почувствовал себя свидетелем развертывающихся событий. По словам искусствоведа, эту картину можно считать «одной из вершин русской живописи 19 века», на ней правдиво изображена современная действительность и показан очень многогранный и интересный образ одного из героев этого времени.

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов

Алексей Александрович Фёдоров-Давыдов считал, что данная картина является выдающейся работой художник как по красоте, так и по мастерству. Он также подмечал, что выполненное в пленэре произведение наполнено светом и воздухом. Искусствовед говорил, что Репин нашел и показал реальных героев своей современности, он сделал большой вклад в развитие жанровой и исторической живописи. Художник смог достичь их слияния, что открыло большие возможности для искусства.

Искусствовед Татьяна Юденкова

Татьяна Витальевна Юденкова утверждала, что эта работа нашла свой дом в одном из величайших музеев живописи 19 века, она является одной из лучших произведений реалистической живописи. По ее словам, эта картина является непревзойденной по глубине погружения в смысл важнейших для отечественного художественного сознания проблем. Полотно является прекрасным завершением и венцом серии народнических картин Репина.

Разновидности фетра

Фетр нетрудно узнать по волокнистому составу. Состоит фетр из слоев валяной натуральной шерсти или синтетических волокон. Отличается фетр по толщине и плотности. Необходимо смотреть на стоимость и свойства материала перед покупкой:

  • Шерстяной-самый плотный тип фетра, не садится при стирке; прекрасно сохраняет форму, из него шьют большие игрушки, тапки, чешки.
  • Полушерстяной-этот тип фетра содержит до 70% акрила; мягкий и приятный на ощупь, однако совершенно не предназначен для стирки; для изделий с набивкой не годится, потому что быстро начинает расползаться.
  • Акриловый-лучше всего подходит новичкам; является самым дешевым; по своей структуре он гладкий на ощупь и блестит на свету; подходит для всех видов изделий.
  • Бамбуковый-самый дорогостоящий; он отличается высокой прочностью и износоустойчивостью, а потому часто используется для пошивки чехлов и сумок.

Рисунки и гравюры

Репин был превосходным рисовальщиком и свободно работал в различных техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетая их при создании одного рисунка. Так, например, три этюда к картине «Л.Н. Толстой босой» выполнены углём и мелом, а рисунок «Максим Горький читает в Пенатах свою драму «Дети солнца» — карандашом и пастелью. Репину принадлежит целый ряд прекрасных акварелей и гравюр. Его рисунки разнообразны. Среди них встречаются как беглые наброски, так и тщательно проработанные произведения — как, например, «Санкт-Петербург: Невский проспект». Успешно выступал Репин и в качестве книжного иллюстратора.

Писал Репин медленно, тщательно, делая для каждой большой картины массу предварительных этюдов и набросков, и поэтому работа над некоторыми полотнами растягивалась у него на годы. Чего стоит только десяток лет (даже больше!), отданный знаменитым «Запорожцам». Репину долго казалось, что картине чего-то не хватает, и он снова ехал на Украину в поисках каких-то упущенных, по его мнению, исторических деталей. Иногда впадал при этом в форменное отчаяние. В 1890 году он жаловался в одном из писем: «Я вынужден слишком многое приносить в жертву, чтобы добиться общей гармонии… Я не вижу конца этой работе, она совсем не движется. На какое-то время я вообще решил прекратить писать эту картину».

Подобная тщательность (кстати, снова сближающая художника с Ивановым), происходившая от особенностей характера и очарованности самой темой, вполне могла иссушить первоначальный замысел, однако Репину каким-то чудом удавалось избежать этой опасности; все его герои живут живой жизнью, репинская кисть остаётся мощной, виртуозной и неповторимой, а свежесть его полотен как бы напрочь исключает какие-то невероятные усилия. Эта обманчивая легкость дорогого стоит. И вместе с тем воздействие живописи Репина на тогдашнюю интеллигенцию было грандиозно. М. Мусоргский называл её «грозным оружием».

О женщинах

Илья Репин. Портрет Татьяны Львовны Толстой. 1893 год

Пожалуй, в этом письме Репин слегка лукавит. Одна из ранних его париж­ских картин, «» (1876), представляла как раз «женское царство»: перед Садко, выбирающем себе невесту, проходят девицы, воплощающие разные национальные типы красоты. В 1880-е годы две картины из так называемого революционного цикла  Революционный цикл — он же народоволь­ческий, он же цикл «картин с героем» — включает в себя несколько картин, написан­ных в 1890-е годы: «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди перед казнью» (автор­ское название — «Перед исповедью»), «Сходка» (авторское название — «При свете лампы»), «В одиночном заключении» («Тоска») и «Не ждали». — «В одиночном заключении» и первый вариант «» — строились вокруг героинь. Наконец, женские портреты: их, конечно, было меньше, чем мужских, но все же значительное количество.

Кипренский О.А. «Портрет А.С. Пушкина»

Зал 8

Работа Ореста Кипренского «Портрет А.С. Пушкина» — настоящая жемчужина Третьяковской галереи. Именно этот образ поэта и писателя, знакомый нам по многим книжным иллюстрациям, остался в нашей памяти с самого детства.

Орест Кипренский считался лучшим портретистом своего времени. Портреты он писал с натуры, причем, его работы всегда отличались тщательным воспроизведением всех деталей, а кроме того, он с необычайным мастерством умел передать душевное состояние героя. Поэтому мы можем уверенно сказать, что Пушкин на картине представлен точно и правдиво.

Полотно было написано по заказу поэта Антона Дельвига, самого близкого друга поэта. По просьбе Дельвига на холсте появился символ поэзии – фигура музы с лирой в руках, которая всегда была спутницей Пушкина, его вдохновением. Это единственная деталь на картине, чуть отвлекающая нас от одухотворенного образа модели.

Обратите внимание на одежду портретируемого – белоснежная рубашка, сюртук из дорогой ткани, небрежно накинутый плед (часто его называют плащом) и атласный платок на шее. Все в этом ансамбле говорит об изысканном вкусе и элегантности поэта

В своей работе художник использует теплые золотисто-коричневые тона и лишь подкладка плаща в красно-зелёную клетку нарушает этот сдержанный благородный фон. Светлый фон вокруг головы поэта нам кажется похожим на нимб мученика.

Глаза поэта ясные и чистые, взгляд выразительный, несколько грустный и устремленный вдаль. Кажется, что он уже предвидит грядущие трагические события.

Поэт находится в творческом поиске, в раздумьях над каким-то новым произведением, он сосредоточен, его губы сомкнуты, он весь в своем мире вдохновения. Кипренскому удалось достичь гармонии в изображении поэта, удачно отобразив характер героя и его романтический образ.

Картина Ореста Кипренского «Портрет А.С. Пушкина» является шедевром Третьяковской галереи. По мнению современников, это лучший портрет поэта. Сам Пушкин также высоко ценил работу художника. После смерти Дельвига полотно находилось у его наследников, позже поэт его выкупил и не расставался с ним до конца жизни.

Интересные факты

  • До сих пор не известно, откуда у живописца появилась фамилия Кипренский. Некоторые биографы, дававшие характеристику его творчеству, выдвигали предположение, что ее корни ведут к прозвищу богини Афродиты Киприда.
  • Когда Орест Адамович представил в Риме портрет отчима, публика не поверила его авторству: итальянцы полагали, что это полотно Рембрандта или Питера Пауля Рубенса.
  • Когда художник писал портрет графа Алексея Давыдова, он вынужден был прятаться за колонну, чтобы не раздражать работой капризного дворянина.
  • О непростой жизни мастера Константин Паустовский написал книгу.

О диких организмах

Илья Репин. Парижское кафе. 1875 год

Это ответ Репина на письмо Крамского, в котором тот, еще не видя картины «Парижское кафе», резко критикует автора за выбор сюжета:

Позиция Крамского по умолчанию поддерживается еще и тем, что после сенсационного успеха «Бурлаков на Волге» (1873) от художника ждали развития народной темы («диких организмов») и его наставники опасались — отчасти справед­ливо, — что пенсионерское пребывание в Париже  Пенсионерство — своего рода грант от Академии художеств, дающийся выпускникам для совершенствования за границей. Репинское пенсионерство продлилось три года (1873–1876): посетив Италию и Вену, он в конце концов осел в Париже. Картина «Парижское кафе» была выставлена на Парижском салоне. побудит его сойти с поло­жен­ной стези. Ответные же аргументы Репина интересны еще и тем, что, обычно переменчивый в суждениях, в данном случае он будет отстаивать именно эту позицию на протяжении всей жизни.

Настоящее лицо Петра I

Алексей Венецианов «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга»

«Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» — единственное историческое полотно Венецианова. Когда-то художник писал его, надеясь на победу в конкурсе. И хотя награду он не получил, картина долгое время висела у парадной лестницы Третьяковки. Эксперты при этом замечали некоторые странности живописи: недостаточно выразительное лицо Петра и Гром-камень заметно меньших размеров, чем в реальности. Готовясь к реставрации, специалисты действительно обнаружили более ранний живописный слой. Они смыли следы предыдущего неудачного обновления и восстановили Гром-камень до пропорциональных размеров, а Петру I вернули его настоящее лицо.

Шторы для кухни из вуали: фото

О смерти

Илья Репин. Автопортрет. 1920 год

Это письмо Чуковскому (оно не было последним) публикуется с большими купюрами: Репин подробнейшим образом указал порядок своего погребения — и все это было исполнено. И он действительно работал до последних дней. Научился в старости писать левой рукой, когда отнялась правая, а когда не имел уже сил держать в руке палитру, вешал ее на шею посредством лямок — уподобляясь тем самым бурлаку, пожизненно впряженному в лямку живописной работы. При этом уже в 1890-е годы он не обольщался насчет качества своих поздних картин: «Увы, я уже старею и, кажется, кончил свою художественную стезю. Все, что ни затею, ничего не выходит, ничего не удается. Какая-то отсталость, грубость, безвкусица; а вместе и упадок сил за работой следует необыкновенно быстро и приводит весь мой организм в болезненное состояние»  Из письма Марианне Веревкиной от 20 февраля 1894 года.. Но живописный процесс держал его на плаву — и он упивался процессом все же много более, нежели ценил результат.

другие материалы по теме

Как смотреть Репина

Объясняем на примере пяти картин

Как смотреть Серова

Объясняем через пять знаменитых портретов

За что любить Сурикова?

Объясняет искусствовед Галина Ельшевская

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Голос дня

Наркомпрос Луначарский оплакивает Розу ЛюксембургМозаика дня

Кентавр из виллы АдрианаХайку дня

Басё о весне

Архив

Портрет меняет пол

Федор Рокотов «Портрет неизвестного в треуголке»

Открытие рентгеновского метода исследования сорвало со многих картин налет таинственности. Так произошло и с полотном Федора Рокотова «Портрет неизвестного в треуголке». Более двух веков считалось, что на картине изображен молодой человек, предположительно граф Бобринский. Нежные черты лица портретируемого намекали на то, что портрет написан с женщины, одетой в мужской костюм. Наконец, 40 лет назад экспертный анализ произведения открыл под слоем краски тщательно исполненный дамский наряд, и только женственное лицо не имело следов изменения. Высказано предположение, что изначально портрет изображал первую жену заказчика. Женившись второй раз, он решил изменить антураж картины и переодел покойную супругу в мужское платье.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: