Аполлон майков: биография и творчество поэта

Детство и юность

Родился будущий поэт 23 мая (4 июня) 1821 года в Москве в дворянском семействе. Родители Аполлона были представителями творческой интеллигенции: отец, Николай Аполлонович, был академиком живописи, а мать, Евгения Петровна, — писательницей и поэтессой.

Аполлон и четверо его братьев воспитывались в атмосфере искренней любви и интереса к искусству. Гостеприимный дом Майковых часто посещали известные художники и литераторы. Подобная обстановка способствовала раннему проявлению творческих задатков Аполлона, который уже в раннем детстве начал рисовать и писать стихи.

Интересный факт: юный Майков был одинаково одарён и в живописи, и в литературе, однако из-за прогрессирующей близорукости был вынужден отказаться от занятий изобразительным искусством.

В 1834 году семейство Майковых переехало в Петербург, где начальным образованием старших сыновей, Аполлона и Валериана, занимались лучшие преподаватели. Под их чутким руководством Аполлон всего за 3 года прошёл семилетний гимназический курс и в 1837 году поступил на юридический факультет Императорского Московского университета.

Получение образования

Когда А. Майкову исполнилось 13 лет, его семья переехала из Москвы в Петербург, что связало дальнейшую судьбу поэта с Северной столицей. Здесь Аполлону и его братьям стал давать уроки русской словесности и латинского языка И. А. Гончаров.

А. Майков учился в университете Санкт-Петербурга на факультете юриспруденции, но при этом не оставлял занятий литературой и живописью. С особым интересом слушал лекции, связанные с его увлечением философией и изучением латинского языка – его любимыми предметами были энциклопедия законоведения и римское право. Он также слушал курсы всеобщей и русской истории и русской словесности.

Окончив университет, Аполлон Майков поступил на государственную службу в Департамент казначейства.

Детство и отрочество

Будущий поэт родился 23 мая (4 июня по н. с.) 1821 года в патриархальной дворянской семье Николая Аполлоновича и Евгении Петровны Майковых. Как справедливо замечал Плетнёв, род Майковых – это «фамилия талантов». Прадед поэта был выдающимся литератором Екатерининской эпохи, дед служил директором Императорских театров и занимался стихосложением, отец прославился как необычайно талантливый художник-самоучка, удостоенный звания академика живописи, мать занималась писательством и переводами. Младшие братья Аполлона Николаевича – в будущем тоже известные деятели культуры: Валериан (Валерьян) – публицист и литературный критик, Владимир – писатель и публицист, Леонид – историк русской словесности, член академии наук.

Детство Аполлона проходило в Москве и в подмосковном имении неподалёку от Троице-Сергиевой лавры. Развитию творческих талантов у младших членов семьи способствовала особая атмосфера, царившая в богатом родительском доме. С визитами к хозяевам приезжали художники, поэты, писатели, композиторы. В гостях у Майковых бывали самые замечательные люди своего времени: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, В. А. Солоницын, И. А. Гончаров, И. И. Панаев, В. Г. Бенедиктов.

На лето дети уезжали к бабушке, в помещичье имение в деревне Чепчиха. Здесь и происходит близкое знакомство будущего поэта с природой родной земли, с её раздольем и тишиной. Юный дворянин без всякого чванства охотно общается с крестьянскими детьми, с интересом наблюдает за жизнью простого народа.

Художественно и литературно одаренный юноша не сразу смог определиться с выбором призвания, колеблясь между поэзией и живописью. Однако по причине развивающейся близорукости чаша весов склонилась всё-таки в пользу поэзии. Первые шаги в литературе А. Н. Майков делает под влиянием творчества В. Жуковского, А. Пушкина, К. Батюшкова. Из его первых стихотворений, а также из сочинений брата Валериана в родительском доме создаются целые рукописные книги (журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи») , которые потом с гордостью показываются гостям. Официальным дебютом 13-летнего поэта в печати считается стихотворение «Орел», опубликованное в 1835 году в «Библиотеке для чтения».

Увлечение музыкой

В 2008 г. в сотрудничестве с Алексеем Секириным Майков создал музыкальный коллектив «7 процентов». В 2010 г. в клубе «Б2» они выступили со своим первым концертом.

Песня «Чики Монтана, Брат!» в исполнении Н. Фоменко и П. Майкова

В 2011 г. Павел стал основателем ещё одной группы, получившей название ButterBrodsky («БуттерБродский»). Он писал песни и выступал в качестве исполнителя. В 2016 г. музыкальный коллектив распался.

По словам звезды, он всегда старается относиться к своему творчеству объективно, успевая при этом не только играть яркие роли в кино, но еще и заниматься музыкой. В 2017 г. Павел организовал рок-группу «Магрит», корни которой уходят в творчество ButterBrodsky и стал в ней солистом.

Поездка за границу, новые стихи

В этом же году Аполлон Майков отправился за границу. Здесь он пробыл около двух лет. Майков слушал в Париже лекции известных ученых. Находясь в Риме, он принимал участие в кутежах русских художников, писал стихи, делал эскизы, отправлялся в конные прогулки по римской долине. Итогом полученных впечатлений стал стихотворный цикл Майкова «Очерки Рима» (опубликован в 1847 году). Именно во время жизни в Италии в творчестве поэта обозначился первый слом. Аполлон Майков порвал с антологической поэзией и начал стремиться к так называемой поэзии мысли и чувства. Майкова перестала интересовать старина. Он решил обратиться к современности. В результате появились портреты жителей Рима (Lorenzo, «Капуцин», «Нищий»).

Заграничные путешествия

Император Николай Первый выдал Майкову пособие, которое позволило поэту совершить длительное путешествие за границу. Сначала он поехал в Италию, где побывал во многих городах, посещал музеи и выставки, занимался живописью и по-прежнему – поэзией. Потом был Париж, где Майков прослушал цикл лекций по искусству и мировой литературе. Путешествуя по Европе, поэт побывал в Дрездене, Праге и других городах с той же целью – поближе познакомиться с мировой культурой.

В 1844 г. Аполлон Майков вернулся в Россию. Устроился работать в Румянцевский музей помощником библиотекаря. Он много писал и подготовил к изданию свой второй поэтический сборник «Очерки Рима», посвященный впечатлениям от поездки в Италию (1847). В эти же годы Майков сблизился со многими известными литераторами: Белинским, Тургеневым, Некрасовым, Достоевским, Плещеевым, регулярно посещал «пятницы» в кружке М. Петрашевского. Он не в полной мере разделял многие их идеи, но все же определенное влияние они оказывали на его поэтическое творчество. Об этом свидетельствует появление поэм «Две судьбы», «Машенька», «Барышня» (1845 – 1846), которые, в отличие от предыдущих его стихов, содержали гражданские мотивы.

Детство и юность

Родился будущий поэт 23 мая (4 июня) 1821 года в Москве в дворянском семействе. Родители Аполлона были представителями творческой интеллигенции: отец, Николай Аполлонович, был академиком живописи, а мать, Евгения Петровна, — писательницей и поэтессой.

Аполлон и четверо его братьев воспитывались в атмосфере искренней любви и интереса к искусству. Гостеприимный дом Майковых часто посещали известные художники и литераторы. Подобная обстановка способствовала раннему проявлению творческих задатков Аполлона, который уже в раннем детстве начал рисовать и писать стихи.

Интересный факт: юный Майков был одинаково одарён и в живописи, и в литературе, однако из-за прогрессирующей близорукости был вынужден отказаться от занятий изобразительным искусством.

В 1834 году семейство Майковых переехало в Петербург, где начальным образованием старших сыновей, Аполлона и Валериана, занимались лучшие преподаватели. Под их чутким руководством Аполлон всего за 3 года прошёл семилетний гимназический курс и в 1837 году поступил на юридический факультет Императорского Московского университета.

Духовные поиски

По возвращении в Петербург в 1844 году Майков стал активно сотрудничать с литературными журналами «Современник» и «Отечественные записки».

Будучи уже известным поэтом, он случайно попал на заседание социалистического кружка, организованного Михаилом Петрушевским. Именно там Майков познакомился и подружился с выдающимися людьми своего времени: Достоевским, Плещеевым и другими.

В этот период произведения Майкова были пронизаны гражданской тематикой. Его поэма «Две судьбы», написанная в 1845 году, была удостоена Пушкинской премией Академии наук. Год спустя вышла поэма «Машенька».

Аполлон Николаевич изменил своё отношение к революционному движению в России, когда многие участники кружка Петрушевского оказались в ссылке.

Начиная с 1850-х годов Майков увлёкся славянофильскими идеями. Он начал много писать о красоте русской природы, и его лирические произведения были положены на музыку Николаем Римским-Корсаковым, Петром Чайковским и другими композиторами. Лучшими его произведениями стали стихи «Сенокос», «Под дождем», «Ласточки», отличающиеся задушевностью и напевностью.

При изучении краткой биографии Майкова стоит отметить, что в этот период он увлёкся историей Древней Руси

Самой важной его работой стал перевод «Слова о полку Игореве», который был признан одним из лучших

Театр

В 1998 году Майков закончил ГИТИС и устроился в театр «Сфера», в котором служил год. Здесь он предстал на сцене в музыкальном спектакле «Вестсайдская история». В это время он также вел передачи «Найди меня» и «Паноптикум». После ухода из репертуарного театра брат Анастасии Стоцкой на протяжении 7 лет участвовал в музыкальных постановках. Известность актеру принесло участие в мюзикле «Метро», который зрители смогли увидеть 22 октября 1999 года. Это был первый популярный мюзикл на постсоветском пространстве, в нем Павлу досталась одна из главных ролей. Позднее он появился в постановке «Иисус Христос — суперзвезда», сыграл Симона Зилота.

В новом веке Майков по-прежнему сотрудничает со столичными театральными коллективами на правах свободного художника. Он играет в спектакле «Другого театра» «Проявления любви», появляется в в постановке «День выборов». В 2009 году заявляет о себе как о театральном режиссере работами «Две комнаты», «Внутри», «Изобретение вальса», которые ставит на разных московских площадках. В 2017-м актер участвует в постановке «Идеальный фасон» театра «ДА!».

Личная жизнь

До первого брака состоял 3 года в отношениях со своей сокурсницей Марьяной Максимовной Березовской. В 2001 г. женился на актрисе Екатерине Масловой. Но обрёл счастье во втором браке с актрисой Марией Саффо.

Первая жена

Павел Майков в мюзикле «Метро» встретил свою будущую супругу Екатерину Масловскую, которая играла главную роль. Молодые люди были разными, поэтому личная жизнь сразу не заладилась. Рос маленький ребёнок, но отношения зашли в тупик. Прожив 4 года они развелись.

Вторая жена Мария Саффо

Михаил Горевой предложил Павлу роль в спектакле, в котором играла его девушка Мария Саффо. Увидев её, Павел влюбился с первой секунды знакомства.

Павел Майков и Мария Саффо

Совладать со своими чувствами молодые люди уже не могли.

Он признался, что химия между ними не угасает спустя много лет.

У супругов бережное отношение друг к другу. Они вместе уже 15 лет.

Сын Даниил

От первого брака, с актрисой и певицей Екатериной Масловской, у Майкова есть 17-летний сын Даниил. Когда мальчику было 9 лет, он принял решение жить с отцом. К тому моменту Павел уже был женат на Марии. Возлюбленная восприняла это с радостью, забрала Даню, так как муж был в это время на гастролях. Самое популярное слово в доме: «Прости, пожалуйста».

Павел Майков с сыном

У них с сыном часто возникали конфликтные ситуации, но между ними много общего.

Даниил окончил музыкальную школу, учится на звукорежиссёра.

Лучшие работы

Брюллов был знаком с Пушкиным. При жизни поэта они достаточно часто встречались. А после гибели Александра Сергеевича художник изъявил желание принять участие в издании собрания сочинений поэта. В это же время Карл начал работать над «Бахчисарайским фонтаном». Художнику пришлось выполнить массу эскизов, чтобы отыскать правильную композицию картины. Он изучал одежду восточных красавиц. Перед художником стояла задача не показать драму Марии и Заремы, а продемонстрировать романтическую строну обитателей гарема. В итоге на картине мы видим безмятежных женщин, томное однообразие и сонную лень.

Последние годы жизни

В своём последнем крупном произведении, философско-лирической драме «Два мира» (1880), поэт размышляет о трагедии высшего общества, утратившего единство с простым народом, о высокодуховных ценностях «христианского царства», о главной особенности русского характера – религиозном смирении. Эту трагедию, удостоенную в 1882 году Пушкинской премии, Аполлон Николаевич называет главным плодом своей жизни.

В последние годы Майков почти не уделяет внимания стихосложению. На вопрос о том, почему он так мало теперь пишет, поэт отвечает: «…а потому, любезнейший, что я на своём веку довольно согрешил пером, надо знать и честь – недаром же я отпраздновал свои литературныя имянины. Не в многоглаголании – спасение; не в том заслуга поэта, чтобы пополнять томы своих сочинений количественно; надо радеть, чтобы в каждом новом издании прежния вещи появлялись «по мере сил» в лучшем законченном виде! Если бы не мой издатель – Маркс, я бы кажется, добрую толику выбросил за борт; но, чтобы его не огорчать, я и полирую, и шлифую слабыя вещи, а это требует немало времени и труда…».

В 1894 году «Русский вестник» печатает стихотворение «20 октября 1894 года», а спустя два года выходит в свет «Молитва» – «лебединые песни» поэта.

27 февраля 1897 года Майков имел неосторожность выйти из дома, будучи весьма легко одетым, и сильно простудился. 20 марта (8 марта по н

с.) он скончался. Аполлона Николаевича похоронили на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Прекрасный поэт, счастливая судьба! Аполлон Николаевич жил в достатке и в гармонии с самим собой, не имея социальных и бытовых проблем. Его любил читатель и уважала критика, лишь изредка упрекая в консерватизме и чрезмерном патриотизме. Символист Д. С. Мережковский впоследствии напишет: «…Судьба сделала жизненный путь Майкова ровным и ясным. Ни борьбы, ни страстей, ни врагов, ни гонений. Путешествия, книги, стихи, семейные радости, мерцание не бурной, но долговечной славы…».

Детство и юность

Татьяна Назаренко родилась в столице СССР 24 июня 1944 года. Отец, Григорий Николаевич, был кадровым военным. Мать, Абрамова Нина Николаевна, по образованию была врачом, но делила с мужем его мытарства. После войны отца направили на Дальний Восток, и родители решили, что Таню лучше оставить учиться в Москве с бабушкой по матери Анной Семеновной, поскольку много детей умирало в тех краях. Супруг бабушки, Николай Николаевич, погиб в результате репрессий, и женщина одна вырастила двух дочерей, обе получили высшее образование. На полноценное образование она настроила и внучку.

Поскольку учительница начальных классов не умела рисовать, то рисование преподавал ее зять-художник, который и заметил талант девочки к рисованию. Он посоветовал родителям отдать ее в художественную школу. Повлияли на ее способности красивые здания на Плющихе и интерьер расположенного там дома, где она проживала. Здание начала ХХ века с широкими лестницами, кессонными потолками, шикарными витражами не только восхищало чуткую девочку, но и будило художественное воображение. 11-летней школьница поступила в художественную школу при институте им. В. Сурикова, где подружилась с Натальей Нестеровой и другими девочками, выросшими в интересных художниц. Параллельно занималась в музыкальной школе и мечтала стать певицей, но сказали, что ее красивый голос долго не продержится.

Татьяна Назаренко в молодости

Духовные поиски

По возвращении в Петербург в 1844 году Майков стал активно сотрудничать с литературными журналами «Современник» и «Отечественные записки».

Будучи уже известным поэтом, он случайно попал на заседание социалистического кружка, организованного Михаилом Петрушевским. Именно там Майков познакомился и подружился с выдающимися людьми своего времени: Достоевским, Плещеевым и другими.

В этот период произведения Майкова были пронизаны гражданской тематикой. Его поэма «Две судьбы», написанная в 1845 году, была удостоена Пушкинской премией Академии наук. Год спустя вышла поэма «Машенька».

Аполлон Николаевич изменил своё отношение к революционному движению в России, когда многие участники кружка Петрушевского оказались в ссылке.

Начиная с 1850-х годов Майков увлёкся славянофильскими идеями. Он начал много писать о красоте русской природы, и его лирические произведения были положены на музыку Николаем Римским-Корсаковым, Петром Чайковским и другими композиторами. Лучшими его произведениями стали стихи «Сенокос», «Под дождем», «Ласточки», отличающиеся задушевностью и напевностью.

При изучении краткой биографии Майкова стоит отметить, что в этот период он увлёкся историей Древней Руси

Самой важной его работой стал перевод «Слова о полку Игореве», который был признан одним из лучших

Детство и юность Константина Маковского

Автопортрет

Константин Егорович Маковский родился в Москве в 1839 году, в семье Егора Ивановича Маковского, известного в Москве финансиста, художника-любителя и деятеля искусств, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской улице – впоследствии этот класс развился до знаменитого Училища живописи и ваяния, а с 1865 года училище было переименовано в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В семье будущего художника царила атмосфера поклонения искусству, и художественному мастерству в особенности в доме Маковских бывали многие известные деятели культуры и искусства того времени. В частности, Карл Брюллов и Василий Тропинин.

Много лет спустя Константин Егорович писал:

По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и остальные дети (публика сегодня знает только Константина и ) Вот только самая младшая дочь Мария не пошла по семейной стезе и стала актрисой.

Константин поступил в училище живописи будучи двенадцатилетним подростком и окончил училище в 1857 году и уехал в Петербург, где успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств – дело в том, что Константин Маковский, как один из лучших учеников художественного училища был награждён, за выдающиеся успехи, Малой серебряной медалью Академии художеств.

В академии очень быстро заметили и начали отмечать молодого одарённого художника и уже в 1862 году Маковский получил Малую золотую медаль за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова»

Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова

А в 1863 году четырнадцать учеников Академии, в число этих четырнадцати входил и Маковский, обратились к руководству Академии с просьбой разрешить выпускникам академии, которые претендуют на Большую золотую медаль, самостоятельно выбирать тему для своих работ, а не писать картины на тему скандинавских мифов. Администрация академии ответила отказом и 14 молодых художников, в знак протеста, покинули стены академии с дипломами художников 2-й степени.

О «бунте четырнадцати» доложили императору Александру и молодые бунтари были определены под надзор полиции.

А «четырнадцать бунтарей» в скором времени основали «Товарищество передвижных выставок».

Творчество художника Константина Маковского

Оказавшись вне стен академии, молодой художник с головой окунулся в работу и уже в 1867 году за картины «Селедочница», «Бедные дети» и три портрета, получил звание академика. 

Селедочница

А ещё через год Константин Маковский представил на суд публики просто невероятную по сложности картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

И был удостоен звания профессора Академии живописи.

В 1876 году художник отправился в поездку по Балканским странам и на ближний Восток, где пишет картины, которые стали одними из лучших в его творческом наследии: «Дервиши в Каире», «Болгарские мученицы», «Арабские мальчик с апельсином», «Каирец» и «Египетский воин».

Болгарские мученицы

К концу девятнадцатого столетия Константин Маковский – уже известный и востребованный художник. В этот период художник создаёт достаточно большое количество эффектных исторических полотен из жизни русского боярства семнадцатого века, которые были очень хорошо встречены публикой, коллегами и критиками. Тут можно вспомнить и уже упоминавшийся выше свадебный боярский пир, и «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», и «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)».

Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем

Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)

В это же время живописец пишет целую череду великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия». И огромное количество портретов боярышень.

Боярышня у окна

Предвидя грандиозный успех картины «Боярский свадебный пир», Константин Маковский, который прежде регулярно участвовал в выставках передвижников, в 1883 году отказался выставить «пир» на очередной выставке, а в 1884 году вышел из числа участников «Товарищества передвижников», и организовал персональную выставку в Петербурге, потом повёз «Боярский пир» в Москву, Париж и Лондон.

На всемирной выставке 1885 года, которая проходила в Антверпене, за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.

Константин Егорович за свою жизнь трижды женился, воспитал нескольких детей, и в преклонные годы вспоминая свою жизнь писал, что не зарыл данного ему Богом таланта в землю, но и не сумел этот талант применить в полную силу, поскольку слишком любил эту жизнь и много времени, увы, потратил на удовольствия.

Великий русский живописец умер в возрасте 76 лет, в 1915 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: