Неомодернизм в современной русской прозе: художественные модели мира, концепции человека, авторские стратегии безрукавая марина васильевна

Модернизм в русской литературе 20 века

Таким образом, мы можем сделать вывод, что модернизм своим появлением в литературе и распространением ознаменовал переход от классического наследия к более свободному восприятию действительности, освобожденному от консерватизма. Если мы рассмотрим развитие этого направления именно в рамках российской истории, то увидим, что оно также обозначило окончание Царской эпохи, изменение мышления людей и трансформацию общества в социалистическое.

В России (ставшей в 1922 году Советским Союзом) появившееся течения модернизма в литературе стали свидетелем смены эпох. Русский народ перестал быть подчиненным царской власти и начал самостоятельно строить великое социалистическое будущее, отказавшись от монархии и устаревших ценностей вместе с ней.

В русской литературе модернизм в основном проявлялся в поэтических произведениях (это же направление являлось основным в творчестве поэтов Серебряного века русской поэзии). Яркими представителями этого направления являлись:

  • Александр Блок;

  • Андрей Белый;

  • Николай Гумилев;

  • Анна Ахматова;

  • Владимир Маяковский;

  • Сергей Есенин.

Все вышеперечисленные поэты не всегда сходились во взглядах и работали в различных стилях модернизма. Однако, так или иначе, их творчество помогло русскому народу сформировать новое мышление и взгляд на окружающую действительность.

В прозаических произведениях к модернизму обращались Михаил Булгаков, Федор Сологуб, Леонид Андреев и другие (в том числе и поэты, которые иногда работали в прозе – как, например, Андрей Белый).

Что такое модерн: сущность модернизма

Постмодернизм пришёл на смену модернизма и следующих модернистских течений:

Название Характеристика Пример (живопись)
Импрессионизм Изображение красоты повседневности, конкретного момента; передача эмоций и впечатлений. В. А. Серов «Девочка с персиками»
Неоимпрессионизм Изображение с помощью достижений в области оптики: краска наносится на холст точечно и чистым цветом, на определённом расстоянии должна дать нужный оттенок. Ж. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»
Постимпрессионизм Изображение закономерностей окружающего мира, основных черт В. Ван Гог «Звёздная ночь»
Модерн Изображение построено на асимметрии, орнаментальности (украшение узором) и декоративности Г. Климт «Поцелуй»
  • В. А. Серов «Девочка с персиками»
  • Ж. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»
  • В. Ван Гог «Звёздная ночь»
  • Г. Климт «Поцелуй»

В целом модернизм означает «другое искусство» — что-то новое, избавившееся от старых методов и принципов, основанное на свободе мысли и самовыражения. Это художественное направление охватывает временной промежуток конца XIX — начала XX века. Однако данная периодизация не удовлетворяет философскому течению модернизма.

С точки зрения философии модернизм является идеологическим течением, направленным на преобразование и изменение. Он противопоставлен традиционным устоям общества: то есть против доминирования традиций над нововведениями и его оплотом в виде религиозных учений.

Философия модернизма также зиждется на избавлении от старых принципов и в историческом контексте рассматривается вместе с процессом модернизации.

Так, в своей статье «Модернизация и культура» Федотова В.Г. отмечает:

Однако это не значит, что можно отождествлять понятия модернизации и модернизма. Несомненно, социально-экономические факторы развития общества оказывали влияние на философию того времени, но приравнивать модернизацию к модернизму некорректно.

Есть и другой взгляд на философское течение модернизма — мировоззрение, направленное на отрицание традиционных принципов. Здесь определить хронологические рамки становится невозможно, так как по своей сути каждый период в той или иной мере стремится к чему-то новому, к прогрессу и развитию.

Если подытожить всё вышесказанное, то можно сказать, что модернизм олицетворяет новаторство и движение вперёд, отказываясь от базиса прошлого или же подвергая его переосмыслению. Он был попыткой преодолеть метафизические основы философии и мировоззрения человека в целом, опираясь на поиск столпов рационализма:

  • Классовая идеология у Карла Маркса;
  • Подсознание у Зигмунда Фрейда;
  • Воля у Фридриха Ницше.

Академизм (фр. аcademisme — традиционность)

Академизм фактически вырос из классицизма и пошел еще дальше в плане идеализации и шлифовки окружающего мира.

Русские академисты предпочитали создавать парадные портреты, картины на религиозные темы или салонные пейзажи. Часто для этих работ характерны изобилие фигур и планов, метафоричность сюжета, пышность и торжественность обстановки при высочайшем мастерстве исполнения. Среди русских художников назовем А. Иванова, К. Брюллова, Л. Лагорио, А. Харламова, Н. Чернецова, К. Крыжицкого и других. Некоторые из них даже в строгих рамках академизма умудрялись создать нечто оригинальное. Например, Г. Семирадский создал атмосферный античный жанр, перенеся античных героев на плэнер.

Параллельно с академизмом возник и так называемый салонный академизм. Сторонники этого направления также виртуозно владели всеми техниками академической школы, но часто создавали сюжеты с поверхностным замыслом или копировали свои удачные произведения, чтобы удовлетворить большой спрос аристократов на картины для украшения их интерьеров. Часто такие картины рисовались наспех и приносили большие доходы. Например, Ю. Клевер во многих случаях только дорисовывал картины своих помощников, Г. Семирадский собирал картины из отдельных фигур словно конструктор, а К. Маковский мог нарисовать картину за один раз. При этом все они имели прекрасный доход, а К. Маковский и вовсе считался одним из самых высокооплачиваемых живописцев эпохи.

Примеры картин известных русских художников в стиле академизма

Картина А. Иванова «Явление Христа народу». 1837-1857 гг.

Картина Л. Лагорио «Лафотенский остров». 1895 г.

Картина Г. Семирадского «Танец среди мечей».

Картина К. Маковского «Счастливая Аркадия».

Картина Ю. Клевера «Зимний пейзаж». 1914 г.

Хронология и эволюция

Защелка двери. Дом-музей Орта. Брюссель.

Настенная отделка французского замка Роктайлад , восстановленная Эженом Виолле-ле-Дюком в 1850-х годах, была описана как предмодернистская.Хотя ее целью было создать неоготическое воссоздание , то, что было получено, было фресками в зародышевом стиль модерн органичных движений, цветов и форм новаторского изящества.

На протяжении второй половины девятнадцатого века эта тенденция усиливалась, что было заметно в новаторских британских движениях, таких как Искусство и ремесла Уильяма Морриса или Братство прерафаэлитов . Образцы дизайна викторианской архитектуры сместились к свободно плавающим формам, особенно в кованом железе, которое остается на виду, выставлено в изобилии и используется вне своей архитектурной функции; или в использовании больших кусков стекла неправильной формы ( vitraux ). Нечто подобное произошло и в цветочных текстильных рисунках.

Экслибрис дизайнера Коломана Мозера .

Первым дизайном, однозначно отождествляемым с новым стилем, является обложка книги 1883 года, посвященной церквям, написанной Кристофером Реном дизайнером и архитектором Артуром Макмердо .

В 1999 году Карлес Р. Ашишиби основал НЬЮ -ЙОРКСКУЮ гильдию и скул ремесленников в Тойнби-Холле (Восточный Лондон), занимающуюся всесторонней отделкой внутренних интерьеров (кованое железо, украшения, эмаль и мебель). После закрытия Kelmscott Press Уильяма Морриса в 1897 году Эшби использовал опыт многих своих рабочих для расширения своего бизнеса в полиграфической промышленности ( Essex House Press ). Гильдия переехала в 1902 году в , где она пришла в упадок
до закрытия в 1908 году.

Свобода, отстаиваемая в 1890-х годах группами художников под названием « сецессион », которые последовательно появлялись в различных европейских городах ( Париж — Салон на Марсовом поле 1890 года, отделившийся от Société des Artistes Français — Мюнхен— Мюнхенский сецессион , отпочковавшийся от Münchner Künstlergenossenschaft , 1892 г. — Вена — Венский сецессион отделился от Vereinigung Bildender Künstler Österreich в 1897 г

— Берлин — Берлинский сецессион отделился отGroße Berliner Kunstausstellung , 1898— ) оказали идеологическую поддержку и общественное внимание движению.

Между 1892 и 1893 годами Виктор Орта построил Дом кисточек . Его мастерская в Брюсселе становится центром распространения новой эстетики в архитектуре и дизайне.

торговая марка

1 января 1895 года рекламный плакат, распространенный по улицам Парижа, олицетворял популярное признание стиля модерн в пластических искусствах: это был Альфонс Муха и представляла актрису Сару Бернар в Жисмонде .

В 1896 году в Мюнхене начал издаваться журнал Jugend («молодежь») , давший стилю название в Германии ( Jugendstil ).

В 1897 году было открыто новое здание Чарльза Ренни Макинтоша Школы искусств Глазго . Группа художников из этого города, возглавляемая Макинтошем и отождествляемая с модернистским движением, будет известна как Школа Глазго .

Между 1897 и 1903 годами в Барселоне работала площадка Els Quatre Gats , место встречи каталонского модернизма (там Пикассо впервые выставлялся в феврале и июле 1900 года).

Первый номер Jugend , Мюнхен, 30 мая 1896 года.

Всемирная выставка в Париже в 1900 году стала важной вехой. Особенно впечатляющими были согласованные инсталляции (по дизайну и цвету) произведений искусства рядом с мебелью и гобеленами, выставленные по инициативе Maison de l’Art Nouveau («Дом нового искусства»), художественной галереи , открытой пятью годами ранее

(1895) в Париже немецким дилером Сэмюэлем Бингом . Подобно этому, другие коммерческие дома, такие как лондонская Liberty & Co. ( Артур Ласенби Либерти ) и нью-йоркская Tiffany’s ( Louis Comfort Tiffany), настолько тесно связанные с новой эстетикой, что их имена также использовались в качестве ее наименований.

Модернизм достиг своего апогея в 1902 году на Prima Esposizione Internazionale d’Arte Decorativa ModernaПервая международная выставка современного декоративного искусства ») в Турине , где выставлялись дизайнеры из всех европейских стран.

Ко времени Первой мировой войны (1914-1918) от высокодекоративного характера модернистского дизайна уже начали отказываться в пользу более простых и прямолинейных линий, более гармонирующих с плоскостной эстетикой и более низкой себестоимостью промышленных конструкций. К 1920-м годам эта тенденция воплотилась в новом словесном ярлыке: ар-деко .

Такой разный

Модерн в Великобритании проявился в книжной графике еще в конце 19-го столетия, когда художник Обри Бердслей проиллюстрировал роман «Смерть Артура» в своей неподражаемой манере. Его черно-белые иллюстрации отличались изяществом форм и утонченностью линий.

Заслуживает упоминания и Чарльз Макинтош, который внес свой вклад в развитие модерна в архитектуре Великобритании.

Германия и Скандинавия известна своим «югендштилем». В нем архитектура объединяет в себе живопись и декоративно-прикладное искусство в одно гармоничное целое. Ему присуща плавность и текучесть линий, витражи с цветочным орнаментом в виде лилий и ирисов, кованый металл, широкие окна, золотой цвет. Среди известных архитекторов-модернистов были Бруно Юлиус Флориан Таут, Петер Беренс, Август Эндель.

В США модерн выразил себя в витражном искусстве. Американский дизайнер и художник по стеклу Луис Комфорт Тиффани изготавливал вазы и лампы цветочных форм, которые украшал стеклом собственного изготовления. Материал отличался радужным отливом и приобрел огромную популярность. Витражи Тиффани не утратили славу и по сей день.

Эволюция модернизма

На сегодняшний момент под понятием «модернизм» объединяют несколько художественных направлений. К ним относятся: кубизм, абстракционизм, импрессионизм, экспрессионизм, символизм, дадаизм, фовизм, футуризм, сюрреализм, постмодернизм. В каждом из этих направлений есть свои яркие представители.

Некоторые связывают зарождение модернизма с появлением в 1863 году во Франции «Салона отверженных». Тут выставляли свои картины импрессионисты. Их идеи отвергались официальной художественной критикой, однако это лишь способствовало возрастанию их популярности. Импрессионизм дословно переводится как «впечатление». Художники старались запечатлеть подвижность и переменчивость мира, передать свое мнение о нем.

Среди самых ярких представителей можно выделить Эдуарда Мане, Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Поля Сезанна.

Основная фигура в кубизме — это Пабло Пикассо. Для кубизма характерно разбиение изображения на условные формы и примитивные фигуры.

Абстракционизм тесно связан с Василием Кандинским. Особенность этого стиля заключается в гармоничном сочетании геометрических форм и цветовых пятен. При этом каждый оттенок был символичен и нес определенную смысловую нагрузку.

Кандинский отождествлял абстракционизм с музыкой. В одном из своих трактатов он писал: «Художник — рука, которая с помощью той или иной клавиши заставляет человеческую душу вибрировать».

Библиография

  • Валериано Бозал , Модернизм , в истории искусства в Испании от Гойи до наших дней , AKAL, 1991 ISBN 8470900277 , стр. от 75 до 104
  • Антонио Чека, Модернистский плакат в Европе , в Histotria de la Publicidad , Netbiblo, 2007, ISBN 8497451805 , стр. 64 и след.
  • Александр Чиричи и Хоаким Гомис , 1900 г. в Барселоне: стиль модерн, модерн, модернизм, югендстиль , Г. Виттенборн, 1967 г.
  • Мирейя Фрейша, Модернизм в Испании , Cátedra, 1986, ISBN 8437606047
  • Урсула Хатье, Модернизм , в истории художественных стилей , AKAL, 1973, ISBN 847090048X , стр. 207 и след.
  • Ханс Гельмут Хофштеттер , Франческ Фонтбона и Мария Тереза ​​Пиньоль Лопес, История европейской модернистской живописи. Модернистская живопись в Испании , Blume, 1981, ISBN 8470312863
  • Джереми Ховард, Ар-нуво: международные и национальные стили в Европе , Manchester University Press, 1996, ISBN 0719041619
  • Энрике Лафуэнте Феррари , испанская живопись и поколение 98 года, в Беседке , 194
  • Леонардо Беневоло. История современной архитектуры, том 1, Taurus Ediciones — Мадрид, 1963.
  • Лили Литвак, Испания, 1900: модернизм, анархизм и конец века , Anthropos, 1990, ISBN 8476582072
  • Кристина и Эдуардо Мендоса , Modernista Barcelona , Seix Barral, 2003, ISBN 8432211613
  • Рикардо Муньос, Модернистский Мадрид: руководство по архитектуре , Тебар, 2007 г., ISBN 8473602544
  • Энтони Гидденс, Последствия современности , Редакционный союз, 1994, ISBN 8420627607
  • Антонио Пицца, Модерн. Орта. Х. Гимар. CR Mackintosh , в Современном искусстве и архитектуре, 1851-1933 , UPC, 1999, ISBN 8483012898 , стр. с 56 по 58 (включая обширную библиографию)
  • Викторино Поло, Модернизм: страсть к живому искусству , Монтесинос, 1987, ISBN 8476390599
  • Ана Мария Преклер, Модернизм. Живопись , Модернистская живопись в Испании и Новый гуманизм и классицизм ноусентиста , в истории универсального искусства девятнадцатого и двадцатого веков , Editorial Complutense, 2003, ISBN 8474917077 , vol. 2, стр. с 48 по 64 и с. 550 и далее
  • Дж. Ф. Рафолс , Модернизм и модернисты , 1949 г.
  • Оскар да Роша, Модернизм в архитектуре Мадрида: генезис и развитие эклектичного варианта , Том 15 Библиотеки истории искусств , CSIC, 2009, ISBN 8400088891
  • Клаус-Юрген Зембах, модерн , Taschen, 2002, ISBN 3822820229
  • Дебора Л. Сильверман, Ар-нуво во Франции конца века: политика, психология и стиль , University of California Press , 1992, ISBN 0520080882
  • Стефан Чуди-Мадсен, Стиль ар-нуво: полное руководство с 264 иллюстрациями , Courier Dover Publications, 2002, ISBN 0486417948
  • Себастьян Кесада, Модернистское искусство и модернизм , в Словаре испанской цивилизации и культуры , стр. 54 и 303
  • Кармен Видаурре, Модернизм: архитектура конца 19-го и начала 20-го веков , UDG, 2002, ISBN 9702702178
  • ВВ. А.А., Традиция и современность: керамика в модернизме. IX Ежегодный конгресс Ассоциации керамологов , Барселонский университет, 2006 г., ISBN 8447530884

Венский «Сецессион»

В разных уголках Европы модерн приобретал разные формы и по-разному себя выражал. Одного из самых известных и узнаваемых художников-модернистов 20 века миру подарила Австрия. Речь идет о Густаве Климте. Его орнаментальные, символические и яркие работы невозможно спутать ни с чьими другими

Они привлекают к себе внимание обилием золотого цвета и пышными узорами

Но Климт был далеко не единственным художником-модернистом в Австрии. В 1897 году он объединил местных творцов-новаторов в сообщество под названием «Венский Сецессион». Оно выступало против консерватизма и академизма в творчестве. Помимо Густава Климта туда входили Йозеф Хофман, Коломан Мозер, Макс Курцвайль, Йозеф Мария Ольбрих и другие художники и архитекторы.

Павильон для проведения выставок был спроектирован и построен участниками объединения. Проектом руководил Ольбрих, а интерьеры продумывал Мозер. Первая выставка там состоялась в 1898 году. Также благодаря «Сецессиону» Вена познакомилась с работами импрессионистов.

Еще один, почему-то малоизвестный, но не менее значимый для эпохи модерна австрийский художник, Йозеф Мария Аухенталлер. Его творческая деятельность была очень обширна. Он был живописцем, графиком, иллюстратором, гравером, ювелиром и фотографом, занимался дизайном текстиля. Он также вошел в состав «Венского Сецессиона».

Лозунгом австрийских художников-модернистов были слова критика Людвига Хевеси: «Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода».

Представители

Наконец, после того, как мы разобрались, что же это за эпоха, лучше всего остановиться на представителях. В теории модернизм красив и необычен, но на практике он раскрывается гораздо ярче, поэтому, как говорится, этих героев надо знать в лицо.

В литературе

Начнем с писателей модернизма – представителей, которые выразили новую эпоху на страницах.

  • Джеймс Джойс. Ирландский писатель – один из самых ярких представителей модернистской культуры, подаривший нам весьма непростые произведения. Его эксперименты удались, и теперь его творчество может попробовать осилить каждый, желающий ощутить на себе влияние модернизма.
  • Поль Верлен – модернист, воплотившийся в символизме. Поэт, превознесший форму и музыкальность стиха.
  • Артюр Рембо – поэт-символист, чья поэзия покажется вам настолько необычной, будто и вовсе была написана не на земле.
  • Оскар Уайльд – кто не знает автора «Портрет Дориана Грея»? Даже в этом романе каждое слово не случайно. Еще один представитель, доказывающий, что «как» намного важнее «чего».
  • Гийом Аполлинер. Еще одна яркая личность, тонко реагирующая на окружающий мир, а главное, сумевшая выразить это в своей поэзии.
  • Марсель Пруст – человек, без которого этот список обойтись не может. Не простой, но довольно интересный писатель, также ярко выражавший эпоху модернизма.
  • Андре Бретон – представитель не только эпохи модернизма, но и конкретного направления – сюрреализма.
  • Филиппо Томмазо Маринетти – футурист, напомнивший об искусстве Италии и вводящий новые правила.
  • Эрнест Хемингуэй, скрывающий в деталях все свое мастерство писателя.
  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд – еще один представитель, как литературы потерянного поколения, так и модернизма.
  • Эрих Мария Ремарк – человек, писавший о войне так, что читается с интересом даже представительницами женского пола.
  • Франц Кафка – человек непростой судьбы, выразивший все свои переживания в собственном модернистском творчестве.
  • Жан-Поль Сартр – писатель-модернист и философ-экзистенциалист.
  • Эжен Ионеско – драматург, подаривший нам театр абсурда.
  • Сэмюэл Беккет – писатель-драматург, ирландский писатель.
  • Альбер Камю – еще один представитель модернизма.

В живописи

Пробегаясь по основным направлениям эпохи, назовем главных художников модернизма.

  • Сальвадор Дали, записывающий свои сновидения на картинах.
  • Пабло Пикассо – художник, старавшийся проявить себя не в одном направлении.
  • Казимир Малевич – представитель абстрактного искусства.
  • Василий Кандинский – художник-абстракционист.
  • Ван Гог – художник постимпрессионизма, благодаря которому положено начало экспрессионизма
  • Поль Гоген – представитель постимпрессионизма, положивший начало фовизму.
  • Анри Матисс – представитель фовизма.
  • Эдвард Мунк – художник экспрессионизма.

В архитектуре

Модернизм проявил себя во всех направлениях искусства, поэтому настала очередь назвать имена архитекторов модернизма.

  • Вальтер Гропиус
  • Алвар Аалто
  • Гюстав Эйфель
  • Антонио Гауди
  • Ле Корбюзье

В музыке

Остановимся и на композиторах модернизма для наиболее яркой картины.

  • Клод Дебюсси
  • Дмитрий Шостакович
  • Рихард Штраус
  • Ферруччо Бузони
  • Джон Кейдж

Архитектура


Сиднейский оперный театр

Архитектурный модернизм – переломное по содержанию движение в архитектуре XX столетия. Оно связано также с отрицанием прошлых форм, методов, конструкций и обновлением старого стиля. Охватывает период, начиная с самого начала века и до 70-80 г.г. (в Европе), когда на смену пришли новые тенденции в архитектуре(как Деконструктивизм). Общее модернистское движение включает в себя несколько архитектурных стилевых направлений:

  • европейский функционализм (20-30-е годы);
  • советский конструктивизм и рационализм 20-х годов;
  • «баухауз» в Германии;
  • стиль ар-деко;
  • интернациональный стиль;
  • брутализм;
  • органическая архитектура.

Всё это ветви одного дерева – архитектурного модернизма. Общее кредо – созидание нового, соответствующего сегодняшнему дню. Установка на новизну архитектурных сооружений является первостепенным принципом. Планируемые проекты должны содержать инновационные идеи, касающиеся внешних и внутренних форм конструкции.

Главные принципы архитектурного модернизма:

  • применение современных строительных материалов;
  • функциональный подход к решению внутреннего пространства сооружений;
  • отсутствие украшений в декоре;
  • отказ от исторических реминисценций в облике конструкций;
  • «интернациональный характер» сооружений.

Предшественниками архитектурного модернизма считаются так называемые «неостили»: отечественный модерн, югендстиль в Германии, австрийский сецессион, ар-нуво во Франции и неоклассицизм. Последующий стиль – постмодернизм – призывал архитекторов вернуться к традиционным истокам и не выдвигать на первый план функциональность сооружений.


Коттедж в Тбилиси – архитектура модернизма

Особенности стиля неомодерн

Интерьеры в стиле неомодерна – это вечный праздник, театральность, нестандартное сочетание фактур и материалов. В таком помещении выигрышно будут смотреться предметы мебели, выполненные с использованием кованых элементов. Ими станут столики, изящные каркасы кроватей, ширмы, разнообразные подставки для цветов и решетки, скрывающие приборы отопления, а также прочие декоративные предметы интерьера. Если в помещении устанавливается лестница, то и ее можно выполнить с ковкой, сделав настоящей изюминкой интерьера.

С коваными элементами будет идеально смотреться набивной рисунок на плюше, бархате, атласе, парче, шелке. Для интерьеров в стиле модерн характерно гармоничное сочетание цветов: белого, зеленого, бордового, бледно-фиолетового, красного, черного. Два последних цвета считаются главными фаворитами в свойственной неомодерну цветовой гамме. Пространство приобретает сочность, если используются эти цвета.

Причудливые формы приобретают в интерьере окна и дверные проемы. Осветительные приборы столь же нестандартны. Светильники можно ставить и подвешивать, а их форма фантазийна, отличается невообразимыми линиями и очертаниями. Популярна при оформлении неомодернистского интерьера скульптура. Это, безусловно, не античные статуи, а выполненные в современных традициях произведения искусства.

Не чужда таких же фантазий и форма мебели. Можно поставить диван, стилизованный под морскую раковину, кресло в виде яйца и так далее. При оформлении сантехнического помещения в нем устанавливаются такие же необычные ванны и раковины. Для сантехники характерно преобладание плавных линий, однако, окружности должны быть неправильной формы. Зеркала размещают прямо на полу или на кованых подставках.

Дизайнеру, в задачи которого входит создание проекта в стиле «неомодерн», придется основательно потрудиться, потому что все фантазийные предметы в помещении должны, безусловно, гармонировать между собой, в противном случае, это будет не дизайн-решение, а царство хаоса. Неомодерновый интерьер, выполненный со знанием дела и вкусом, будет покорять своим очарованием. Для выполнения таких сложных задач не стоит отказываться от услуг настоящего профессионала, невзирая на их довольно высокую стоимость.

Дом или квартира, оформленные в стиле неомодерн, будут всегда окутаны легкой дымкой сказки и тайны. Этот стиль не для рационалистов или прагматиков, зато романтики будут в нем постоянно черпать вдохновение для своих фантазий.

Как проявился модернизм в…

В живописи

Фовизм считается истоком модернизма в живописи. В ХIХ веке одним из главных направлений был реализм, который решительно отвергла группа французских художников, в числе которых был Анри Матисс. В своих работах они продемонстрировали новый подход к живописи, где было много экспрессии и непривычно ярких цветов. Художников прозвали фовистами, от французского слова fauve, что означает «дикий, хищный».

Произведения других художников модернизма отличали абсолютная свобода деятельности, и отрицание рамок реального мира. Яркие представители: Эдвард Мунк, Поль Гоген, Альфонс Муха, Михаил Врубель, Николай Рерих и другие.

В литературе

Одними из главных представителей направления являются: Франц Кафка, Марсель Пруст, Уильям Фолкнер, Вирджиния Вульф, Эрнест Хемингуэй. Хронологическая последовательность повествования теперь отошла на второй план. Развивается литература и драматургия абсурда, герои совершают необдуманные поступки, ведут странные бессмысленные диалоги — все, как у людей.

В России первых модернистским направлением становится символизм, который начинается одновременно с зарождением Серебряного века. Главным последователем новых веяний становится Д. Хармс. Так же элементы модернизма просматриваются в некоторых произведениях А.П. Платонова, А.А. Ахматовой, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, В.В. Маяковского и других деятелей того периода.

В театре

Существенные изменения произошли в театре, родился новый тип пьес – метадрама. Метадрама — это саморефлексия театра на уровне структуры. Произошло новое осознание театральности, появились новые формы. Новая драма значительно отличалась от классической, на первое место выходит человек с его переживаниями и часто трагической судьбой.

Старые залы с ложами потеряли свою актуальность, на смену им пришли совершенно нетеатральные помещения – чердаки, подвалы, развалины. Теперь главное было показать жизнь такой, какая она есть, без прикрас. Представители модернизма в театре и кино:Антонен Арто, Эжен Ионеско, Луи Деллюка, Сергей Эйзейнштейн.

В архитектуре

В архитектуре так же произошли значительные перемены. Отказ от геометрических линий и переход к природной естественности стало одной из главных особенностей. Стекло и бетон стали главным материалом в создании новых построек. Внутреннее убранство теперь было наравне с внешним видом здания, а все детали тщательно продуманы. В целом стиль охарактеризован строгостью и функциональностью. Представители: Ле Корбюзье, Антонио Гауди, Отто Вагнер, Михаил Эйзенштейн.

Эпоха модернизма значительно обогатила культуру человечества и привнесла в него много новых норм и традиций. В разных странах модернизм проявил себя по-разному, дополнялся национальными особенностями, вкусами и пристрастиями.

Модернистская скульптура

Центральной темой модернистской скульптуры была женская фигура в разных позах.

Помимо хронологической последовательности между ар- нуво и ар- деко (до и после 1920 г.), нет четкого стилистического разделения между скульптурными разработками, которые можно идентифицировать с обоими ярлыками. В обоих случаях использовались самые разные материалы: мрамор для больших памятников и бронза, слоновая кость, драгоценные металлы (чаще всего хризоэлефантиновое сочетание слоновой кости и золота), керамика и стекло для небольших работ, тесно связанных с ювелирным делом. Среди основных скульпторов, связанных со стилем, примененным к этой минорной гамме, были Фердинанд Прейсс , Деметр Чипарус , Йозеф Лоренцль или Клэр-Жанна-Роберт Колине .

Модернизм, «средиземноморье» и «ноусентизм».

Несмотря на его оппозицию модернизму, против которого он прямо заявляет, что является реакцией в «гуманистическом» и «классическом» смысле, различие между «модернистской» скульптурой и « ноуцентистской » или «средиземноморской» скульптурой также не очень очевидно в формах. которая возникает в первом десятилетии 20-го века и эстетически определяется по отношению к Аристиду Майолю (его работа «Средиземноморье », 1905 г.) и эстетическому движению вокруг критика Эудженио Д’Орса ( Хосеп Клара , Маноло Хьюге , Энрик Казановас , Хулио Гонсалес , Пабло Гаргальо , Кристино Мальои др.), многие компоненты которого эволюционировали в сторону авангарда . Средиземноморизм или Noucentisme также имеет изобразительный аспект (сам Майоль, Хосе Мария Серт , Хоакин Суньер , Хоакин Торрес Гарсия ).

В разных европейских странах различные скульпторы конца девятнадцатого и начала двадцатого веков были идентифицированы как модернисты или модернисты: в Бельгии Фернан Дюбуа и Эгиде Ромбо , в Австрии Густав Гуршнер ; в Испании Венансио Вальмитхана , Агапито Вальмитхана , Хосе Ллимона , Энрике Кларасо , Эусебио Арнау ,Мигель Блей и Хосе Клара ; а в Польше Ксаверия Дуниковского .

Модернизм в скульптуре

Скульптура как жанр изобразительного искусства точно так же испытала на себе новые веяния времени. Как и в живописи, одним из красивейших направлений в скульптуре является импрессионизм. Наиболее полно влияние импрессионизма ощущается в скульптурах Огюста Родена (1840-1917). Роденовский «Мыслитель» – шедевр на века, восхищающий многие поколения людей в разных странах:

Скульптуре модернизма, за небольшим исключением, присущи мягкие обтекаемые изгибы, часто похожие на изгибы тела человека или животного. Даже основоположник кубизма Пабло Пикассо в скульптуре, в отличие от живописи, использовал намного более обширный арсенал художественных средств. Так, руке мастера принадлежит весьма милая скульптура козочки, где о кубизме напоминает разве что подставка под фигурку:

Еще одним полем для экспериментов стала работа Пикассо с плоскими листами железа. Изготовленная из плоских листов 15-метровая 147-тонная скульптура установлена в Чикаго:

Вообще, масштабность можно считать одним из компонентов, из которых складывалась скульптура модернизма. Так, основатель кинетизма в скульптуре Наум Габо (1890-1977) воплощал масштабные композиции, которые посредством движения и игры света создавали потрясающие визуальные эффекты. Например, как его кинетическая скульптура в Роттердаме:

Еще один представитель кинетизма – это Александр Колдер (1898-1976). Правда, он более прославился своими «стабили», т.е. статичными скульптурами из окрашенного металла. Одна из узнаваемых скульптур Колдера «Человек» установлена в Монреале:

Нашлось в скульптуре место и сюрреализму. Ярким примером служит сюрреалистическая скульптура «Телефон-омар», выполненная Сальвадором Дали в соавторстве с Эдуардом Джеймсом (1907-1984):

Больше о скульптуре модернизма вы узнаете из видеолекции сотрудника Московского музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Натальи Кортуновой «Скульптура модернизма: основные тенденции и главные имена»:

А мы переходим к архитектуре модернизма.

Эстетический бунт против установившихся традиций и канонов в искусстве

Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Выступления художников-модернистов принимали зачастую форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве. Авангард обозначал идущих впереди всех, то есть экспериментирующих с художественным материалом, создающих новые, ни на что не похожие стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве. Революции и войны, в которые втягивается весь мир не препятствуют экспериментам и поискам нового. Происходит пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве. Париж становится местом паломничества для художников со всего мира. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века.

Критика метамодернизма

Итак, за что же критикуют метамодернизм и его идеологов? А критикуют их за недостаточно глубокую, по мнению критиков, теоретическую проработку вопроса. Так, в статье «Критика философских оснований метамодерна» продвигается мнение, что метамодернизм Робина ван ден Аккера и Тимотеуса Вермюлена – это всего лишь упрощенное понимание постмодернизма .

Еще одна претензия к авторам концепции – это некоторая путаница в терминах и, в частности, не слишком верное использование понятий «метаксис» и «паратаксис». Такое мнение высказал автор статьи «Образы современности в XXI веке: метамодернизм» .

Можно найти и другие альтернативные взгляды на эпоху. Так, есть предложение использовать для определения следующей за постмодернизмом эпохи не приставку «мета», а приставку «прото». Эта идея высказана в статье Début de sieсle, или «От пост- к прото-. Манифест нового века» . Справедливости ради, высказана была эта идея еще до изобретения термина «метамодернизм», и почему-то не получила особого распространения.

Так или иначе, тема метамодернизма остается одной из наиболее обсуждаемых в современном искусстве. Вы тоже теперь можете внести свою лепту в обсуждение темы или просто высказать свое мнение, ответив на вопрос ниже.

Модернизм в литературе

Модернизм в области литературы сменил собой классический роман реализма. Писатели устали от стандартного описания быта художественных персонажей и стремились к чему-то новому. В начале XX века в Англии зарождается новая форма повествования — поток сознания. Произведения такого плана не имеют выраженной сюжетной линии, а имитируют мысли, возникающие в головах героев. У истоков формы стояла группа Блумсбери.

Для модернизма характерно влияние философии и психологии. Идеи Ф. Ницше, А. Бергсона, З. Фрейда и К. Юнга можно отыскать в произведениях множества литераторов того времени.

Писатели модернисты:

  • В. Вулф;
  • Ф. Кафка;
  • Д. Конрад;
  • У. Фолкнер;
  • Ш. Бодлер.

В России:

  • А. Ахматова;
  • М. Цветаева;
  • А. Белый;
  • Ф. Достоевкий.

Модернисты Серебряного века

Появление ар-нуво в России примерно совпадает с началом Серебряного века в литературе. Первые русские художники-модернисты в конце 1880-х годов образовали кружок под названием «Мир искусства».

Поначалу общество состояло из Александра Бенуа, Льва Бакста, Евгения Лансере, Сергея Дягилева и Константина Сомова. Постепенно к ним присоединяется все больше участников.

Руководителем стал Сергей Дягилев. Он занимался организацией выставок и продвижением художников-модернистов Серебряного века на европейский рынок. Постепенно кружок перерастает в творческое объединение. Туда входит весь цвет русской живописи. Список имен художников-модернистов Серебряного века слишком велик. Среди них особое место занимали Михаил Врубель, Валентин Серов, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Николай Рерих.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: