Клод моне — стиль и техника

«Пруд с кувшинками» (1899)

Эта картина продолжает цикл «Японского мостика» из дивного сада в Живерни. Пруд с лилиями и кувшинками, над которым раскинулся дивный голубой мостик написан в холодной сине-зелёной гамме. Лишь охристые проблески солнечных пятен на траве и листьях кувшинок говорит о тёплом летнем вечере. Прозрачная вода отражает растения сада — плакучие ивы, густые кроны яблонь, заросли камыша. Кувшинки жемчужной розовой россыпью качаются на воде, контрастируя с изумрудной листвой. Моне обожал свои кувшинки, которые растил сначала для красоты. А потом он стал писать целые полотна, посвящённые только этим растениям.

Вечерний собор

«Руанский Собор» Моне – ярчайший пример импрессионизма. В картинах, написанных во второй половине дня, ближе к вечеру, гораздо больше грусти, чем в других. Моне использует красноватые и медные оттенки для изображения вечерних этюдов собора. Иногда присутствуют оттенки только одного цвета: красного, синего или коричневого, охристого.

Гармония в коричневых тонах – мрачное изображение собора «против света». Все детали сооружения находятся в тени и полутени, а на заднем плане выделяется светло-жёлтое яркое небо. Контрасты картины и одновременное сочетание всех оттенков приводит в восторг.

Биография Клода Моне — влияние Уильяма Тернера

Английский художник Джозеф Уильям Мэллорд Тернер считается одним из предвестников импрессионизма.  С его творчеством Моне познакомился в 1870 году в Лондоне, сбежав в Англию от войны Франции с Пруссией. Туда же бежали будущие импрессионисты Альфред Сислей  и Камиль Писсарро.  Моне и Писсарро посчастливилось найти друг друга в Лондоне. Впоследствии Писсарро вспоминал: «…Посещали мы и музеи. Акварели и картины Тернера и Констебла, полотна старика Крома, конечно, имели влияние на нас…»

Схематично прорисованная солнечная дорожка на воде — узнаете?

Уильям Тернер — Заход солнца, 1841 Акварель (Галерея Тейт, Лондон)

Интересные факты

«Руанский собор» — один из самых знаменитых циклов в жанре импрессионизма. Клод Моне, считающийся основателем этого направления, создал эти картины, чтобы продемонстрировать влияние естественного освещения на внешний облик, атмосферу и общее впечатление, которое может произвести величественное готическое здание. Несколько интересных фактов о серии «Руанский собор»:

  1. Впервые картины были продемонстрированы на выставке в популярной галерее Дюран-Рюэля в 1895 г.
  2. За время создания полотен «Руанский собор» Клод Моне дважды приезжал в Париж из Живерни и снял 3 квартиры неподалеку от храма.
  3. Для цикла было создано около 40 набросков.
  4. Клод Моне одним из первых в Европе стал объединять картины в серии. Существует версия, что серия была вдохновлена графическими циклами японского живописца Хокусая.
  5. Сам «Руанский собор» послужил вдохновением для нескольких представителей абстракционизма – таких, как Кандинский и Малевич, чьи картины также отражали преимущество цвета над формой.
  6. Критики приняли картины, в целом, положительно, но некоторые все же упрекали автора за излишнюю техничность композиции.

Клод Моне продал 10 из 30 полотен еще до выставки, но остальные разделять не хотел. Тем не менее, после смерти автора они все же были раскуплены разными музеями по всей Европе.

Окончание работ

По окончанию работы Клод твердо решил, что картины нельзя продавать по одиночку, серия должна продаваться разом и вся. Поэтому выставка состоялась лишь в 1895 году в галерее Дюран-Рюэля.

Автор с особым трепетом подошел к порядку расположения картин в зале, которые занимали все пространство. Так, выставка начиналась с картин в холодных серых тонах, постепенно набирая полноты света и переходом на белую гамму. Затем появлялись нотки ярких переливов. Серединой и квинтэссенцией были работы с радужными переливами и особо яркими мазками. В завершении следовала спокойная как тихая гавань, синяя гамма, которая постепенно выцветала и переводилась на небесно-голубой цвет. Желание автора не осуществилось и работы были проданы по одиночку. Сейчас картины занимают достойное место в музеях разных стран, преимущественно во Франции и США, и стали частью частных коллекциях любителей работ Клода Моне. И лишь спустя более 100 лет, в мае 1994 года часть картин была выставлена в качестве экспозиции на тему творчества Моне в Руане. Взгляды на собор Клода Моне- это не только произведения, заветные любым музеем или серьезным коллекционером искусства, но также лучшим живописным свидетельством несравненной смелости импрессионизма.

И даже сейчас работы Моне пользуются необычайным интересом у молодой публики, чего стоит акция состоявшаяся в июне 2010 года. Когда около 1250 человек собрались дабы сделать живую картину из серии «Руанский собор».

Мадонна в гроте Леонардо да Винчи

Туманное солнце Клода Моне

Я долго рассматривал картину в Музее Мармоттан-Моне и пытался разгадать визуальный трюк Клода Моне — как художнику удалось из примитивных элементов вблизи создать убедительное впечатление издали? Солнце при увеличении особенно наглядно показывает пейзажное новаторство Моне — оно нарисовано вроде бы неаккуратно и без лишних раздумий, буквально одним вращением кисти. Представляю, как в это «некруглое» солнце уткнулись носом гневные критики картины на первой выставке в 1874 году.

Однако, если отойти от картины на 3-4 метра, именно это «неправильное» солнце начинает доминировать, притягивать внимание и давать естественное и единственно верное освещение всего пейзажа

Клод Моне — Впечатление. Восход солнца, 1872 (Paris, Musee Marmottan Monet) фрагмент

Моне безусловно оценил свою художественную находку и часто использовал знаменитый туманный диск холодного оранжевого солнца в более поздних зимних пейзажах.

Убедитесь сами:

Клод Моне — Sun Setting over the Seine, Winter Effect, 1880 (Paris, Petit Palais, Musee des Beaux-Arts de la Ville) фрагмент

Клод Моне (Claude Monet) — Sunset on the Seine at Lavacourt. Winter EffectКлод Моне (Claude Monet) — Зимний закат солнца над Сеной (Sunset on the Seine in Winter)Клод Моне (Claude Monet) — Мост Ватерлоо.Солнце в тумане (Waterloo Bridge. Sunlight in the Fog)Клод Моне (Claude Monet) — Зимнее солнце (Winter Sun. Lavacourt)

(В обзоре были использованы материалы из книг:  Мишель де Декер «Клод Моне», Диана Ньювол «Импрессионисты», «Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма» (составитель Т.Г.Петровец), Джон Ревалд «История импрессионизма»)

Известные картины Моне

Популярность Моне сегодня переоценить невозможно: по сей день он входит в число трех самых дорогих художников мира.

  1. Одна из наиболее известных и ранних работ Клода Моне – картина «Женщины в саду», созданная в 1866 г. Для написания её он вырыл траншею, чтобы удачнее выбрать ракурс, правильно установить мольберт и встать самому. Сюжет картины прост: четыре молодые дамы прогуливаются по летнему саду, собирая цветы и мило беседуя. Одна из них – молодая натурщица Камилла Донсье – в дальнейшем стала женой Моне.
  2. 1866 год стал также временем написания картины «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево». Объектом изображения стала молодая девушка, приемная дочь Моне Сюзанна. Художник смотрит на натурщицу снизу вверх, захватывая, помимо фигуры девушки, траву и цветы крупным планом и большой кусок неба. Один из главных героев картины – ветер, который управляет движением объектов, создавая ощущение энергии и движения сюжета.

  3. Картина «Водяные лилии» 1905 г. после её покупки неизвестным любителем живописи была скрыта от посторонних глаз более 70 лет. На ней изображены пруд, лилии в нем и отражающиеся в глади воды облака. Считается, что этот сюжет художник срисовал с водоема в Живерни. Этому полотну суждено было стать самым дорогим на лондонских торгах: его оценили в 54 миллиона долларов.
  4. «Маннпорт» (1883 год) сейчас находится в Нью-Йорке, в музее Метрополитен. Объект изображения для этой картины – скалы Нормандии. В эту страну Моне часто ездил, создав более 60 картин о её могучей и суровой природе.
  5. На картине «Дама с зонтиком» (1886 г.) изображена жена Моне Камилла Донсье. Полотно относят к раннему периоду творчества: линии размыты и неточны, основной акцент сделан на красках и ощущениях самого художника.
  6. Знаменитое полотно, давшее имя всему направлению «импрессионизма» — «Впечатление. Восход солнца» редко кого оставляет равнодушным. Порт Гавр, раннее утро, лодки на глади воды, еле заметные в утреннем тумане, мрачные и темные краски с контрастирующим на их фоне ярким солнцем – картина была создана, чтобы перевернуть представление о технике и назначении живописи. Однако первые зрители отнеслись к новаторству прохладно, не оценив её скрытой силы и перспектив.

  7. Интересна, с точки зрения создания сюжета, картина «Завтрак на траве» 1866 года. Сам стиль полотна не свойственен импрессионистической манере письма Моне. Это картина перехода, поиска себя. Идейным вдохновителем стал Эдуард Мане (не стоит путать эти разные произведения искусства), которые создал несколькими годами ранее одноименную картину. Она вызвала бурную реакцию и скандал из-за реалистично изображенных на ней обнаженных женщин. Клода Моне эта картина привела в восторг. Он решил повторить успех этого полотна и эпатировать публику. На данный момент то, что мы видим на картине, – это одна из трех частей огромного полотна, который так и остался незавершенным, хотя был выставлен на Парижском салоне.
  8. «Кувшинки» 1916 года – продолжение темы воды и водяных линий в творчестве Моне и часть серии водяных пейзажей. В ней интересно композиционное решение: сюжет как будто выхвачен из огромной, бескрайней картины. Художник обрезал крупные центральные цветы, чтобы показать бесконечность природного пространства. Благодаря ярким краскам и необычной композиции, казалось бы, обычный пруд завораживает зрителя.
  9. «Терраса в Сент-Адресс» – одно из ранних творений художника, созданных в 1867 г. На картине изображена летняя терраса с сидящими в креслах мужчинами и девушкой, которая стоит у перил вместе со своим спутником. Строгие линии, отсутствие размытости и композиционное решение не свойственны манере импрессионизма.

  10. «Поле маков у Аржантея» 1873 г.. Герои картины – сын и жена художника. Они пробираются сквозь высокую траву и яркие красные маки. На заднем плане видны фигуры еще двоих, а также маленький белый дом вдалеке.

Искусствоведы пришли к выводу, что в последние годы своей жизни художник выходит за рамки импрессионизма, предвосхищая дальнейшие изменения в живописи и очерчивая перспективы. Войдя в историю мировой живописи и обретя множество сторонников и последователей, картины Моне, с названиями и кратким описанием которых мы ознакомились, остаются не только в памяти зрителей, но и в их сердце, вызывая настоящие чувства и некую тоску по уходящей и сиюминутной красоте этого мира.

Чистый свет

Научившись видеть мир иначе, не так, как обычный человек, живописец понял, что всё вокруг – это чистый свет, дающий впоследствии цвет. Самое интересное, что с научной точки зрения его вывод совершенно верен. Собственный метод живописи Клод Моне объяснял, как изображение не конкретных предметов, растений, фигур или чего-то другого, а рисование по особому принципу: «здесь голубая полоса, здесь розовый квадратик, здесь жилка жёлтого цвета…» Мастер, словно бросая свет на холст, подобно прилежному учёному, исследовал, как ведут себя все эти блики, отражения и преломления. Клод Моне, единственный из группы сподвижников-студентов, кто остался навсегда верен принципам импрессионизма. Написав за долгую жизнь более двух тысяч картин, подавляющее их большинство Моне исполнил в жанре пейзажа.

4 стр., 1848 слов

Доклад: Биография и творчество Клод Моне

… по поводу этой картины Моне: — Ну не блестящая ли штука! Вот это действительно впечатление, … различном освещении — при свете солнца и в пасмурную погоду. … творчества самого художника, так и для всего импрессионизма в целом. Его студенческая жизнь, как и первые годы карьеры художника, часто омрачалась финансовыми затруднениями, поскольку Клод … через пруд. Он стал темой нескольких серий картин, первая …

История создания

Картина «Дама в саду» была написана в 1867 г., во Франции, неподалеку от Гавра. Клод Моне писал ее в поместье своих родственников по фамилии Лекадр – Ле Като. Девушка, изображенная в левой части полотна – жена кузена художника, Жанна-Маргарита Лекадр. Как и другие произведения в жанре импрессионизма, «Дама в саду» написана с помощью пленера, при естественном освещении – Клод Моне считал особенно важным передать игру света на объектах композиции.

Законченная картина «Дама в саду» не выставлялась больше 10 лет. Картина была впервые представлена широкой аудитории на 4-й выставке импрессионистов, в 1879 г. История произведения после написания насыщена событиями:

  1. Клод Моне подарил завершенное полотно «Дама в саду» Лекадрам.
  2. В 1893 г. картина попала в галерею поклонника импрессионизма Дюран-Рюэля.
  3. В 1899 г. «Дама в саду» была приобретена коллекционером из Москвы П.И. Щукиным.
  4. В 1912 г. холст «Дама в саду» попал в руки брата коллекционера.
  5. После Революции картина была национализирована, а в 1948 г. попала в Эрмитаж.

Сегодня «Дама в саду» выставляется и хранится в эрмитажной Галерее им. С. Щукина и Морозовых.

«Пруд с кувшинками» (1899)

Эта картина продолжает цикл «Японского мостика» из дивного сада в Живерни. Пруд с лилиями и кувшинками, над которым раскинулся дивный голубой мостик написан в холодной сине-зелёной гамме. Лишь охристые проблески солнечных пятен на траве и листьях кувшинок говорит о тёплом летнем вечере. Прозрачная вода отражает растения сада — плакучие ивы, густые кроны яблонь, заросли камыша. Кувшинки жемчужной розовой россыпью качаются на воде, контрастируя с изумрудной листвой. Моне обожал свои кувшинки, которые растил сначала для красоты. А потом он стал писать целые полотна, посвящённые только этим растениям.

Вибрации цвета и света

В 1866 г. Клод Моне написал работу «Женщины в саду», ставшую важнейшим этапом в его живописных поисках в русле импрессионизма: светлая цветовая гамма распространяется и на тени, делая их цветными и словно пронизанными светом.

С этого момента неизменным свойством живописного мышления Моне становится отождествление живописи и натуры, образа и формы: он излагает правду видимой реальности на языке вибраций цвета и так, как воспринимает человеческий глаз. В 1869 г., отправившись с Ренуаром в Буживаль, он посвятил себя исключительно пейзажу и изучению рефлексов света на воде. «Лягушатник» (1869) — картина, где впервые наиболее полно реализована импрессионистическая система: художник не пытается подражать объективной реальности, скорее он фиксирует на холсте собственные ощущения — полученные от соприкосновения с фрагментом натуры. В Аржантёе стиль Моне достигает полной зрелости: в произведениях 1870-х годов выражена особенно полно его живописная концепция: он использует наложение коротких мазков чистого цвета — согласно законам дополнительности цветов, — которые становятся у него, чем дальше, тем все более дробными и мелкими.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Государственный Эрмитаж. — Клод Моне «Дама в саду Сент-Адресс»
  2. ↑ Monet or de Triumph of Impressionism. Catalogue Raissonné. — Köln: Benedict Taschen Verlag GmbH, Wildenstein Institute, 1996. — Vol. 2: Nos: 1—968. — P. 38. — ISBN 3-8228-8759-5.
  3. Скоробогатько Н. Шедевры мировой живописи. Импрессионизм. — М.: Белый город, 2008. — С. 35.
  4. Скоробогатько Н. Шедевры мировой живописи. Импрессионизм. — М.: Белый город, 2008. — С. 30.
  5. ↑ Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Поля Дюран-Рюэля. Документы / Сост. Л. Вентури, пер. с франц. П. В. Мелковой, вступ. статья и общ. ред. А. Н. Изергиной, прим. А. Г. Барской. — Л.: Искусство, 1969. — С. 322.
  6. Костеневич А. Г. Искусство Франции 1860—1950. Живопись. Рисунок. Скульптура: в 2-х томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. 2. — С. 107.
  7. Демская А. А., Семёнова Н. Ю. У Щукина на Знаменке… — М., 1993. — С. 32, 44.
  8. ↑ Государственный Эрмитаж. — Здание Главного Штаба. — Зал Клода Моне
  9. Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начала XX веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. Л.: Искусство, 1984. — С. 96.

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы, связанные с картинами Венеции Клода Моне .
vтеКлод Моне
Список картин
Картины
  • Le Déjeuner sur l’herbe ( Париж / Москва ) (1865–1867)
  • Женщины в саду (1866)
  • Женщина в саду (1866)
  • Сад в Сент-Адрессе (1867 г.)
  • Регата в Сент-Адрессе (1867 г.)
  • L’Enfant a la tasse (1868)
  • Сорока (1868)
  • На берегу Сены, Беннекур (1868)
  • Баня а ля Гренуйер (1869)
  • Красный мыс (1869-70)
  • Дома на Ахтерзаане (1871 г.)
  • Ветряная мельница в Зандаме (1871 г.)
  • Впечатление, восход (1872)
  • Регата в Аржантее (ок. 1872 г.)
  • Весна (1872 г.)
  • Бульвар Капуцинов (1873 г.)
  • Сена в Аржантее (1873 г.)
  • Бассейн Аржантей с одной парусной лодкой (1874 г.)
  • Снег в Аржантее (1875)
  • Женщина с зонтиком (Мадам Моне и ее сын ) 1875
  • Bords de la Seine à Argenteuil (1875)
  • Лодка-студия (Le Bateau-atelier) (1876 г.)
  • «Японская» (1876)
  • Прибытие нормандского поезда на вокзал Сен-Лазар (1877 г.)
  • Пляж в Поурвиле (1882)
  • Портрет отца Поля (1882)
  • Прогулка по утрам в Поурвилле (1882)
  • Рыболовы на Сене в Пуасси (1882)
  • Бурное море в Этрета (1883)
  • Долина Нервии (1884)
  • Пирамиды в Порт-Котоне, Бурное море (1886)
  • Катание на лодке по реке Эпте (1890)
  • Champ d’avoine aux coquelicots (1890)
  • Художественный сад Живерни (1900)
  • Сан-Джорджо Маджоре в сумерках (1908)
  • Дворец дожей, вид из Сан-Джорджо Маджоре (1908 г.)
  • Большой канал (1908)
  • Плакучая ива (1918)
  • Le Bassin Aux Nymphéas (1919)
  • Водяные лилии (1919)
Серии
  • Гар Сен-Лазар (1877 г.)
  • Стога сена (1890–91)
  • Тополя (1891)
  • Руанский собор (1892–1894)
  • Гора Кольсаас (1895 г.)
  • Мост Чаринг-Кросс (1899–1904 гг.)
  • Мост Ватерлоо (1900-1904)
  • Здания парламента (1900–1905)
  • Большой канал (1908)
  • Le Palais Ducal (1908)
  • Сан-Джорджо Маджоре (1908–1912)
  • Водяные лилии (1897–1926)
Люди
  • Камилла Донсьё (первая жена)
  • Алиса Ошеде (вторая жена)
  • Жан Моне (сын)
  • Мишель Моне (сын)
  • Сюзанна Ошеде (падчерица)
  • Бланш Ошеде Моне (падчерица и невестка)
  • Теодор Эрл Батлер (зять, женился на падчерицах Моне, Сюзанне и Марте)
  • Жак-Франсуа Охар (учитель)
  • Эжен Буден (учитель)
  • Эрнест Ошеде (покровитель)
  • Поль Дюран-Рюэль (дилер)
Музеи
  • Фонд Моне — Живерни дом, студия и сады
  • Musée de l’Orangerie
  • Musée d’Orsay
  • Музей Мармоттан Моне
Образы
  • Импровизированный полевой госпиталь (картина 1865 года)
  • Студия в Les Batignolles (картина 1870 года)
  • Клод Моне, картина в своем саду в Аржантее (1873 г.)
  • Клод Моне Живопись в своей мастерской (картина 1874 года)
  • Портрет художника Клода Моне (картина 1875 года)
  • Импрессионисты (сериал, 2006 г.)
Связанный
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: