По пути импрессионизма
Смелая выставка не оправдала надежд, люди не поняли нового направления в искусстве, и общество было распущено уже к концу 1874 года. Отличительной особенностью картин, написанных в духе импрессионизма, является то, что на полотно следует смотреть с некоего отдаления, а не подходя к нему вплотную.
Городские обыватели не понимали этого, а поэтому и не постигли всей сути нового направления, картины казались им размазанными и нечеткими. Картину Моне «Бульвар Капуцинок» на той выставке даже продырявили тростью прямо на глазах у автора. Казалось бы, трость должна быть атрибутом джентльмена, и предназначена она вовсе не для порчи картин. Возможно, дело в том, что на выставку пришли не только джентльмены.
Клод Моне «Бульвар Капуцинок», 1873 годМестонахождение: Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США
Стоит напомнить читателям, что название «импрессионизм» происходит от английского слова «impression», что означает «впечатление». Кстати, французский репортер Луи Леруа, который написал разгромную статью о прошедшей выставке импрессионистов, а в особенности об одной из моих любимых картин Моне «Впечатление. Восходящее солнце» высказался так :
Возможно, ему стоило писать статьи на другие темы, а не браться за роль искусствоведа, если он не мог увидеть очевидного. На мой взгляд простого любителя красоты, на картине Моне можно увидеть не только нежный рассвет, но, если приглядеться, ещё много интересного. Тем не менее, именно благодаря Луи Леруа импрессионизм стал называться импрессионизмом и уже без негативного окраса.
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 годМестонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция
Моне сочетал цвета на своих полотнах не просто по наитию, он изучил вдоль и поперек оптическую теорию немецкого физика-оптика Германа Гельмгольца. Эта теория заключается в том, что чисто белого и черного цвета нет в природе, но существуют 7 главных цветов и тысячи их оттенков.
Этим и пользовался Моне при написании своих полотен. Он ловил определенный свет в определенный сезон года, поэтому мог создавать одну картину в течение нескольких лет, работая, например, по полчаса в день летом, так как осенью свет падает на холст уже не так.
Клод Моне «Вид на равнину Аржантёя», 1872 годМестонахождение: Частная коллекция
Описание картины
По начатому в Шайи, а законченному в мастерской осенью 1865 года первому холсту, можно судить, как бы выглядело задуманное большое полотно. На малой картине перед зрителем ясный летний день, негустой лес и 12 фигур: это элегантные мужчины в костюмах и женщины в кринолинах. Они устроили пикник на уютной лесной поляне, выбрав место достаточно просторное и удобное, где огромные вековые деревья немного расступились. Расстеленная прямо на траве белая скатерть уставлена едой и напитками: здесь простые блюда, которые французские буржуа могли захватить с собой, фрукты, вино. Вокруг скатерти, сидя, полулёжа и стоя, расположилось общество. Очевидно, что все давно знакомы – беседуют и отдыхают в непринуждённых позах. Они только что пришли – еда ещё не тронута, одна женщина расставляет тарелки. Просвет между героями картины со стороны зрителя однозначно делает его участником приятной прогулки и привала на опушке. И позволяет вместе с левреткой, изображённой в самом низу по центру, рассматривать детали: наряды дам, импровизированный стол, позы и пиджаки мужчин. На мощном стволе дерева справа вырезано сердце, пронзённое стрелой, символ любви – вероятно, так художник обозначил свои романтические отношения с Камиллой, какие у него развивались в тот период жизни.
Композиция многофигурная, но главным в ней всё-таки являются не люди, а свет в своём живом действии – солнечные блики сквозь прореженные кроны деревьев, тени разной степени – цветная одежда отдыхающих, стволы и листва деревьев, земля дают художнику неисчерпаемый материал для исследований.
ЧТО ВИДИТ ГЛАЗ НА САМОМ ДЕЛЕ
Моне узнал, что картина, написанная на открытом воздухе, обладает уникальной свежестью и жизненностью, которых невозможно достичь, работая в мастерской, где художник заранее представляет себе то произведение, которое он собирается создать. Совет, данный Моне художникам, четко раскрывает его собственный подход к картине: «Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, — о дереве, доме, о поле, о чем угодно. Просто думайте, что в этом месте — маленький синий квадрат, там — продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами». Таким образом, впечатление представляет собой зрительный импульс, создаваемый увиденным в данный конкретный момент.
Клод Моне — Впечатление. Восход солнца
Эту необычную картину Клод Моне писал с натуры в старом аванпорте Гавра. Готовая работа была представлена на выставке «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов и литографов», которая состоялась в 1874 году в бывшей мастерской парижского фотографа Надара, и вызвала жаркие споры.
Журналист Луи Леруа, освещавший это культурное событие в газете Le Charivari, подверг картину жестокой критике, заявив, что обои смотрелись бы намного более законченными, чем «Впечатление».
Написанная им статья называлась «Выставка впечатленщиков», или, иначе говоря, «Выставка импрессионистов» (по названию полотна).
10 стр., 4896 слов
Импрессионизм. Клод Моне
… выставки в Париже от названия картины Моне «Впечатление. Восход солнца» с французкого Impression- впечатление). Это слово подходило к их … в живых. Клод Моне. Жизнь и творчество. Одним из самых выдающихся художников импрессионистов был Клод МОНЕ (14 ..
импрессионизм .Моне много работает на натуре, ему важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления ..
Это меткое слово художники затем использовали в знак протеста для обозначения своей группы.
На самом деле мнение о данном полотне Клода Моне сложилось неоднозначное. Одни называли его работу настоящей мазней, другие не могли составить определенное мнение и просто пожимали плечами, третьи пребывали в восторженном состоянии после увиденного.
На картине видны резкие стремительные мазки, которые больше напоминают сверкающие пятна. Чтобы добиться чистоты и прозрачности света, художник использовал краску в чистом виде, а не смешивал цвета на палитре. Подобное новшество было воспринято как нонсенс.
Удивительно, но если картину перевести в черно-белую гамму, этот эффект практически исчезнет. Порт едва различим, все вокруг окутано густым туманом, лишь лодки на воде выделяются темно-зелеными пятнами.
Их уходящие вдаль силуэты дают явное ощущение бесконечной глубины моря.
Поскольку картина писалась с натуры, у художника было совсем немного времени, чтобы запечатлеть все на холсте. Это очередной раз доказывает, что Моне в совершенстве владел мастерством передачи увиденного.
Цветовая палитра впечатления и композиция восхода: Close-Up View
Эта картина была новаторской — то есть опровергающей все традиционные приемы и стереотипы.
«Маленький этюд из света, тумана и воды» передает и мимолетное впечатление, и современный индустриальный пейзаж. Художник поймал тот исчезающий краткий момент, когда солнце пробивается сквозь туман над гаванью Гавра в Нормандии. Ни о каких предварительных набросках и этюдах не могло быть и речи — Моне рисовал очень быстро и размашисто, чтобы успеть.
Для изображения серого утра с вырисовывающимися в тумане лодками и кранами Моне применяет практически один цвет и один тон. На монохроматической фотографии солнце почти не различимо. Единственными элементами композиции, отличающимися по тону, являются более темные зеленые лодки.
Клод Моне — Впечатление. Восход солнца, 1872 (Paris, Musee Marmottan Monet) монохромный вариант
Мы почти ничего не видим. Горизонт испещрен мачтами кораблей и фабричными трубами. Три лодки паромщиков по диагонали создают эффект глубины и пространства за счет постепенного уменьшения тональности. Несмотря на то, что очертания кранов, дыма, воды и лодок намечены в эскизной манере, Моне тщательно выстроил композицию. Линия лодок и набережной сходятся в глубине слева, однако солнце и его отражение притягивают взгляд, возвращая композиции равновесие. Сильным диагональным линиям соответствуют вертикальные элементы: трубы, краны, солнечная дорожка на воде и человек, стоящий в ближайшей лодке. Более пристальный взгляд замечает, что изменение освещения на более спокойной глади воды у входа в гавань создает впечатление глубины воды. Несмотря на кажущуюся простоту и эскизность письма, Моне полностью удается передать глубину пространства и впечатление от сцены.
Только в начале XIX века были созданы новые краски, которые использовал Моне в этой картине: виридиановая (серебристо-зеленая), фиолетовая, кадмий желтый и кадмий красный.
Клод Моне — Впечатление. Восход солнца, 1872 (Paris, Musee Marmottan Monet) фрагмент
Для изображения отблесков света на воде Моне использовал пастозно нанесенные мазки густого оранжевого с прожилками белил, оставленных несмешанными. Свободные мазки разных оттенков синего, серого, зеленого и светло-оранжевого передают многообразие и беспорядочность водной зыби. Оцените размашистый и решительный стиль рисования:
Клод Моне — Впечатление. Восход солнца, 1872 (Paris, Musee Marmottan Monet) фрагмент картины
Здесь цветовая палитра практически полностью сосредоточена на взаимоотношениях дополнительных цветов — синего и оранжевого. Оранжевое солнце слегка подсвечено розовым и мерцает на фоне водянисто-голубого неба. Хотя картина практически монохромна и однообразна по тональности, но море оживляется отблесками нежных оттенков виридиановой зелени и кремового. В ярко-оранжевом небе также вспыхивают призрачные сполохи зеленого, желтого и кремового.
Клод Моне — Впечатление. Восход солнца, 1872 (Paris, Musee Marmottan Monet) фрагмент картины
Доминируют широкие горизонтальные мазки: палевые серо-голубые и бежево-оранжевые в небе, которое занимает верхнюю треть композиции, голубые, серебристо зеленые, оранжевые и серо-коричневые оттенки воды — в нижней части.Эффект дыма из труб слева передан с помощью растушевки краски.
Картина написана в два этапа — четко очерченный красно-оранжевый диск солнца и его отражения на воде в виде запятых в нижней части холста были вероятно добавлены позже.
В зеленоватом фильтре легче увидеть сложную текстуру моря, освещенного солнцем:
Резкие мазки чистого виридианового цвета передают темный цвет морской воды там, где море между волнами не освещается солнцем. Блики белого и кремового, напротив, обозначают гребешки волн, которые будоражат неторопливые спокойные воды гавани. Глубину воды передают синие и фиолетовые мазки, нанесенные поверх мягких розовых и оранжевых оттенков отражающегося солнца. Синяя вода написана очень светлым ультрамарином, а движение и глубину ей придают более темные мазки виридиана.
Клод Моне (Claude Monet) — Впечатление. Восход солнца (Impression. Sunrise), 1872 (Paris, Musee Marmottan Monet) фрагмент
Импрессионизм
Новое направление в живописи, получившее название «импрессионизм», стало переворотом в живописи. Чувствовать сиюминутность происходящего и передавать его на полотне – задача, которую ставили перед собой импрессионисты. Клод Моне был ярким представителем и основоположником этого направления. Он был художником пленэра, передающим естественную, сиюминутную красоту окружающего пространства.
Картина Клода Моне «Вокзал Сен-Лазар»
Летом 1869 г. в компании с Ренуаром он отправляется на пленэр в Бужевиль. В новых картинах, написанных крупными пастозными мазками, он отказывается от смешанных оттенков. Пишет чистым цветом и делает для себя множество открытий, касающихся техники живописи, особенностей светотени, влияния на цвет окружающих оттенков и т.д. Так появился и получил развитие импрессионизм – новаторское направление в изобразительном искусстве.
Картина Клода Моне «Здание парламента. Солнечный свет в тумане»
С началом франко-прусской войны Клод Моне, пытаясь уклониться от армии, едет в Англию. Он не поддерживал Наполеона III и был его убежденным противником. В Англии знакомится с Полем Дюран-Рюэлем – продавцом картин. Они станут хорошими друзьями и партнерами. Поль купит у художника большую часть картин этого периода его творчества.
Картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»
Деньги от продажи позволили приобрести домик на родине, в Аржантее, в нем он прожил несколько счастливых лет до 1878 года. В этот период художник плодотворно работает, создавая свои картины, в том числе и знаменитое произведение Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Название этого шедевра выражает суть импрессионизма и было использовано критиками для определения нового направления в живописи. «Восход солнца» был выставлен в 1974 году в Париже.
Картина Клода Моне «Поле маков у Аржантея»
Много времени Моне уделяет серийным композициям: изображает виды Лондона, Руанский собор, Стога, Маки и др. пейзажи. В импрессионистической манере передает неодинаковую освещенность в зависимости от погоды, времени суток и года, используя для каждого состояния свою тональность палитры. Для описания картин великого импрессиониста трудно подобрать слова, их нужно чувствовать и понимать.
СЕРИИ КАРТИН
Несмотря на то, что художники во все времена создавали ряд набросков одной сцены, до Моне не было ни одного, кто написал бы один и тот же объект несколько раз при различном освещении и разных погодных условиях. Картины Моне представляют целые серии, изображающие стога сена, тополя, собор в Руане, вид Лондона с Темзы и, наконец, кувшинки.
Лондонские пейзажи Моне, написанные в 1899-1901 годах, с их рассеянным светом и рассеянным цветом, — это виртуозные, драматичные произведения искусства, по которым можно проследить эволюцию стиля художника к почти абстрактной манере. Они показывают постепенное продвижение художника к объекту, который он будет писать во все оставшиеся годы жизни, создавая свои сады и превращая их в редкостные произведения искусства.
Описание и особенности полотна
Полотно «Женщины в саду» известно необычной, новаторской композицией, контрастами светлых и темных оттенков. Картина изображает четырех девушек в окружении густых зарослей деревьев и кустарников. Оригинальные размеры полотна «Женщины в саду» поражают масштабом – 255×205 см. Картина была настолько большой, что Клод Моне опускал холст в яму, чтобы написать верх композиции.
В композиции холста «Женщины в саду» светлые цветовые пятна – платья девушек – уравновешивает темные очертания деревьев. Фигуры сосредоточены с левой стороны картины, нижний правый угол композиции «Женщины в саду» оживляет широкая светло-серая дорожка. В верхнем правом углу картина показывает кусочек светло-голубого неба. В целом, Клод Моне придал своему произведению оживленное и радостное настроение.
Все героини работы «Женщины в саду» были написаны с Камиллы, жены автора произведения. Хорошо просматривается характерная особенность творчества импрессиониста – неясно очерченные, размытые силуэты и нечетко прорисованные черты лица. Вопреки установившейся на тот момент традиции, работа «Женщины в саду» изображает женские силуэты в движении, вполоборота, у одной героини лицо наполовину закрыто букетом. У героини работы «Женщины в саду» в центре картины в руке зонтик – постоянный атрибут образов Камиллы Донсье. Части платьев двух девушек не выходят за границы полотна, что было абсолютно неприемлемо для художественной традиции середины XIX в.