Сочинение-описание картины «осень», куинджи (2 варианта — кратко и подробно)

Реакция публики и критиков

В период, к которому относится написание картины, Архип Иванович сотрудничал с передвижниками. По этой причине публика познакомилась с полотном в том же году во время выставки Товарищества передвижных художественных выставок. Критики высоко оценили мастерство Куинджи в передаче света и цвета, и встретили «После дождя» восторженными отзывами. Илья Репин писал, что эстеты стремились обвинить автора в том, что он берет наиболее резкие моменты состояния природы и что от этого бывает «больно глазам». Но в это же время те же самые эстеты смотрели на его произведения, не отрываясь, — настолько завораживающими были сюжеты и настолько умело художник передавал состояние окружающего мира.

Описание полотна

Изображение лесной опушки, известное зрителям по полотнам Левитана, Саврасова и Шишкина, использовал в своем творчестве и Архип Куинджи. «Березовая роща» — картина, в работе над которой мастер тщательно, почти с математической точностью, просчитал высоту деревьев, размер поляны и заднего плана. На полотне нет ничего спонтанного, оно представляет собой четко выверенную художественную мысль автора. Картину очень трудно назвать пленэрной работой. Об этом свидетельствуют многочисленные зарисовки и наброски, сделанные художником.

На полотне изображен яркий, сверкающий, солнечный день. На лесной поляне тихо и спокойно. Сквозь густые кроны деревьев пробиваются лучи солнца. Они отбрасывают желтые блики на ровный ковер из травы. Картина сразу наполняет зрителя чувством умиротворения, радости и восторга. Художнику удалось вложить в простой пейзаж богатую гамму чувств

На переднем плане расположены белые березки. Солнечные блики движутся по стволам и переливаются в зеленеющей траве. Необыкновенная игра света и тени делает картину живой и наполняет трепетными чувствами.

Живописец, по сути, изобразил не березовую рощу, а небольшой фрагмент, уместившийся в раму. Зритель видит только стволы

Для художника неважно изображение кроны. Он считает, что воображение может дорисовать ее самостоятельно.

Главным является игра света. Он стремится передать, как освещение может изменить окружающее пространство. Кажется, что солнечные блики вплетены в тонкие березовые веточки. Живописец позволяет почувствовать дуновение теплого ветерка, услышать негромкое пение птиц и шелест листьев.

Для этого полотна Куинджи характерна некая декоративность. Она заметна в выверенном размещении березовых стволов. Они выглядят немного уплощенными. Художник не стремится передать движение. Картина лишена мелких деталей.

Около берез течет небольшая речка. Композиционно она делит изображение на две части. Чистая и прохладная вода контрастирует с летним жарким днем. Ее ровная зеркальная поверхность поросла ряской. Река постепенно уводит взгляд вглубь полотна, где виднеется лес.

Вся красота пейзажа кроется в солнечном свете, заливающем поляну, и яркой зелени. Описание полотна можно использовать для рассказа или поиска идей для собственного сочинения в 5 классе.

Архип Куинджи. Морские пейзажи. Описание картин | Русские художники. Russian Artists


Море. Крым.

1898-1908.
Холст, масло. 40 x 54. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.


Берег моря со скалой.

1898-1908
Бумага на холсте, масло. 39,3 x 56,3.
Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров, Россия.

Куинджи стремился исследовать воздушную среду как предмет живописи, исследовать ее «ответ» на эффекты света, ее цветовую структуру, с ее малейшими переходами и, естественно, ее эмоциональным воздействием на человеческое восприятие. Куинджи обнаружил колористические свойства воздуха и изучил не столько его колебания сколько неосязаемые пульсации воздушных потоков.

«Секрет» Куинджи заключался в умении создавать рядом с действительной природой свою собственную, одинаково яркую и волшебную. Художник обладал острым колористическим видением: утонченное чувство градаций цветового тона придавали его картинам особую выразительность.

Архип Иванович считал море одной из самых трудных задач для живописца. Художник старался уловить игру хамелеона-моря, но не удовлетворялся своей работой…

Итогом его продолжительных созерцаний на берегу Крымского побережья стали десятки этюдов моря, написанных там же.

В этих этюдах заметна линия его поиска в передаче ровного, стелющегося движения волны в бессменно-ритмическом беге устремляющейся к зрителю.

В морских пейзажах чувствуется обладание пространством, перспективой воздуха, так созвучное идеям импрессионизма. Не случайно Александр Бенуа отводит художнику место в истории нашей живописи «аналогичное тому, какое принадлежит Клоду Моне во Франции»…

К.Д. Бальмонт. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце… 1911.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть море И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре. Я властелин. Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою. Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о Солнце В предсмертный час!

Главная сайта
       

Главная
       

На страницу «Куинджи»
       

«Три шедевра»

Ссылки

  • «Берёзовая роща» в базе данных Третьяковской галереи
  • * Архип Иванович Куинджи. Галерея картин художника — Березовая роща. 1879 (неопр.) (HTML). www.kuinje.ru. Дата обращения 2 июля 2012. Архивировано 8 октября 2012 года.
Работы Архипа Куинджи
  • Осенняя распутица (1872)
  • На острове Валааме (1873)
  • Ладожское озеро (1873)
  • Забытая деревня (1874)
  • Чумацкий тракт в Мариуполе (1875)
  • Украинская ночь (1876)
  • Закат с деревьями (1876—1890)
  • Вечер на Украине (1878)
  • Север (1879)
  • После дождя (1879)
  • Берёзовая роща (1879)
  • Лунная ночь на Днепре (1880)
  • Днепр утром (1881)
  • Дарьяльское ущелье (1890—1895)
  • Ай-Петри. Крым (1890-е)
  • Радуга (1900—1905)
  • Христос в Гефсиманском саду (1901)
  • Красный закат (1905—1908)
  • Ночное (1905—1908)

Последствия

Именно эта картина стала наиболее важной среди прочих произведений художника. Позже она стала его визитной карточкой, но наиболее важно то, что после написания данного полотна он решил покинуть Товарищество передвижных художественных выставок, что сказалось на его последующим творчестве

Куинджи отказался от идеологий и вернулся к прекрасной природе с её яркими и неповторимыми красками. Он продолжал следовать идеям реализмам, но в его творчестве всё чаще встречались черты прочих направлений, в частности импрессионизма. Об успехе же этой картины говорит огромное количество подражаний даже среди настоящих общепризнанных мастеров, «Берёзовая роща» стала настоящим идеалом и законодателем правил.

Романтический реализм

Но откуда у Куинджи подобное стремление к природе, где исток его интереса к лесу? В первую очередь, в романтизме, который был распространен в Европе в конце XVIII — первой половине XIX века.

В христианском Средневековье полагали, что природа не может существовать самостоятельно (так возникла концепция ее непрерывного творения Богом). На рубеже Нового времени природу стали считать самостоятельной и ни от кого не зависимой — раз ее сделал идеальный Творец, то в ней не может быть ошибки. Со временем это представление легло в основу подчинения природы, которая превратилась в холодный и отчужденный мир предметов: мыслители эпохи Просвещения стремились изгнать из мира все непонятное и неподконтрольное, видели его как набор загадок, которые нужно разгадать.

Один из главных лозунгов романтизма — это возврат к волшебству мира. Романтики понимали природу как тайну, которую нельзя разгадать до конца. Даже на языковом уровне происходит переход от ничего не говорящего «предмета» к «вещи», с которой можно вступить в диалог

Слово «вещь» этимологически связано с глаголом «вещать» — говорить, оно родственно слову «вече» — собранию людей, на котором высказывается нечто важное для жизни человека и сообщества

Архип Иванович Куинджи

Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Среди многих ярких имен, оставивших глубокий след в российской и мировой живописи, фигура замечательного мастера кисти Куинджи стоит особняком. При жизни художник не любил рассказывать о себе, поэтому о его детстве и юности известно очень немногое. Однако абсолютно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Упорство, трудолюбие, целенаправленность движения к выбранной цели, постоянство в любви и дружбе – именно эти черты личности Архипа Ивановича в первую очередь подчеркиваются описывавшими его коллегами и современниками.

Мальчик, ставший в трехлетнем возрасте сиротой, начавший в десять лет самостоятельную трудовую жизнь, не получивший никакого систематического образования, он шаг за шагом смело шел туда, куда вела его путеводная звезда любви к искусству. В пятнадцать Архип Куинджи отправился в Феодосию искать удачу в мастерской Айвазовского, потом в Одессу, потом – в Петербург, не имея ни денег, ни знакомств, ни связей. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы.

Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Явные способности начинающего живописца помогли ему, не имевшему достаточного образования, выхлопотать разрешение руководства Академии на освобождение от экзаменов по общим предметам, выдержать профессиональный экзамен и получить официальное звание художника. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света».

В абсолютном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Они по-детски просты и естественны. Абсолютно не неся какой-либо обличительной или наставительной морали, полотна Архипа Ивановича и самым поразительным и чудесным образом показывают красоту и гармонию окружающего мира, словно глядя своим сильным и ясным внутренним взором прямо в сердце зрителя.

Коллеги художника, по достоинству оценившие его высокое мастерство, говорили, что никто не владеет таким точным чувством тонов, таким полным пониманием взаимного их дополнения и усиления, как Архип Куинджи. На выставки с участием полотен живописца собирались огромные очереди посетителей, которые, проведя долгое время в созерцании, выходили из зала глубоко взволнованные и очарованные. Некоторые его персональные показы состояли всего из одной картины, но при этом производили просто потрясающий эффект и общественный резонанс. О нем говорили, как о маге и чародее. К большому сожалению, из-за несовершенства использовавшихся тогда красок по прошествии времени произошло заметное потускнение цветов на картинах художника.

Достигнув пика славы и популярности, а также полной финансовой самостоятельности, Архип Иванович вдруг прекратил выставлять свои произведения на целых двадцать лет. При этом он продолжал постоянно работать, активно занимался преподавательской деятельностью. Ученики просто боготворили своего учителя, считавшего их одной большой семьей, объединенной тягой к искусству. Архип Иванович Куинджи всячески поддерживал начинающих художников, в том числе финансами, и даже вывозил за границу за свой счет. Он создал Общество художников, существовавшее на его средства, главной целью которого были сохранение и развитие традиций русского искусства: организация выставок, присуждение премий, покупка картин. После смерти «художника света» общество стало носить его имя.

Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь.

Художник написал множество картин. Наиболее известные из них — «Украинская ночь», «Степь», «Ночь на Днепре» и другие, которые вы можете увидеть в галерее сайта.

Мы будем благодарны вам, если вы оставите ваши предложения и отзывы о сайте в гостевой книге. Это поможет нам создать лучший сайт.

Портрет неизвестного (1890-1895 гг.) Портрет В. М. Васнецова Поляна в лесу. Туман (1908 г.)

Избранные увидели Спасителя

«Христос в Гефсиманском саду» одна из малоизвестных и самая загадочная картина из всего творческого наследия Куинджи. В Москву ее привезли из фонда Воронцовского мемориального музея в Алупке. Художник не оставил о ней никаких воспоминаний. И специалисты толком не знают, когда и почему была написана работа, центром которой стал один из драматических евангельских сюжетов.

Публика увидела картину 4 ноября 1901 года. После двадцатилетнего затворничества художник на короткое время открыл двери своей мастерской. Впрочем, решился показать ее не всем, а только избранным зрителям. Среди них был друг Куинджи Дмитрий Менделеев и писатель Иероним Ясинский. Последний написал статью об этом событии – “Магический сеанс у Куинджи”. Писатель назвал золотисто-серебряный лунный свет, в сиянии которого шествует Спаситель, ослепительным и непостижимым видением.

Христос в Гефсиманском саду. 1901 г.

Ничего подобного на Евангельский сюжет зрители на тот момент не видели. Многие художники писали Христа. У одних Он выходил страдающим человеком, а другие, как Васнецов, писали икону. Куинджи удалось выйти не только за пределы сюжета, не просто создать на холсте иллюзию свечения фигуры Спасителя, ему удалось передать мысль о Свете, пришедшем в мир. Его Христос – это Богочеловек. “Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы” ((Ин: 3:19).

Когда картину привезли в Москву и разместили на стене выставочного зала Третьяковской галереи, направив на нее прожектор, произошло невероятное. То, что в Воронцовском музее привыкли видеть, как массу темных стволов Гефсиманского сада, неожиданно превратилось в фигуры апостолов, освещаемых метафизическим светом Спасителя. И как тут не вспомнить другие слова Спасителя: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин: 14:4)

«Осень», Куинджи

Год написания: 1876-1890Размер: 11,5 × 18,7 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург

Вариант 1 — Кратко

6 предложений/ 90 слов

На картине Архипа Куинджи «Осень» мы видим изображение пестрящего яркими красками этой поры лесного пейзажа. Впереди на жёлтой траве стоят несколько кустарников и деревьев. Кроны большинства из них уже покрылись багряной и золотой листвой, только лишь полностью зелёное деревцо в центре полотна по-прежнему отказывается прощаться с летом.

На заднем плане деревья густо сходятся друг с другом, образуя сплошной разноцветный лесной массив. Над их верхушками синеет голубое небо. Оно подёрнуто лёгкой, едва заметной дымкой тумана, отчего приветливые солнечные лучи кажутся уже не столь горячими и в воздухе чувствуется свежее дыхание осени.

Вариант 2 — Подробно

17 предложений/ 222 слова

На картине Архипа Куинджи «Осень» изображён пестрящий характерными красками этой яркой золотой поры пейзаж, который притягивает своим тихим очарованием. Перед нами небольшой участок осеннего леса с мирно растущими там деревьями. Кроны их по-прежнему густы и роскошны, что сообщает зрителю о том, что художник изобразил на своём полотне начало осени. Тем не менее многие листья уже успели окраситься в благородные оттенки золотого, рыжего и бордового цвета.

Лишь изображённое в центральной части картины невысокое отдельно стоящее деревце, кажется, отказывается прощаться с летом. Оттого оно по-прежнему остаётся полностью покрытым зелёной листвой.

Трава на переднем плане полотна также уже успела пожелтеть. Если приглядеться, то можно заметить пролегающую по ней узкую тропинку, уводящую взгляд зрителя далеко вглубь леса. Там также пестреют цветные пятна кустарников и деревьев. Среди них виден силуэт рыжего клёна и золотые верхушки берёз.

Над пейзажем светлеет чистое голубое небо. Несмотря на то что оно кажется по-прежнему светлым и приветливым, воздух уже наполнен осенней свежестью, напоминающей о скором приходе холодов. Об этом нам сообщает лёгкая, едва заметная туманная дымка, покрывающая небосвод.

В работе художника чувствуется сильное влияние импрессионизма, но всё же картину нельзя причислить к одному лишь этому жанру

Будучи верен своей технике, Куинджи намеренно отказывается от детализации пейзажа, уделяя особое внимание выбору оттенков

Полотно буквально пылает красками. Это великолепно передаёт те чувства, которые неизбежно возникают у любого человека, оказавшегося в окружении прекрасного осеннего пейзажа.

см. также:Все сочинения-описания картин

Мистификатор или химик-экспериментатор

“Ночь на Днепре” – картина-фурор. Она была выставлена в зале Общества поощрения художников в гордом одиночестве в 1880 году. Тогда к Большой Морской улице в Петербурге выстроилась гигантская очередь. Зал открывали на несколько часов, людей запускали маленькими партиями. Выставку посетило чуть ли не 13 тысяч человек.

Это была первая в России выставка одной картины. Для нее Куинджи снял зал, задрапировал его темными тканями и выставил картину с направленным на нее светом электрической лампы Яблочкова.

Лунная ночь на Днепре. 1880 г.

Картина написана пастозно. Художник щедро клал краски на холст и процарапывал по ней линии сухой кистью, благодаря чему образовывались гребни. При искусственном освещении начинали действовать оптические законы, о которых Куинджи прекрасно знал.

Темные и глубокие участки холста поглощались, выпуклые становились ярче. Картина в буквальном смысле оживала.

Не случайно же дружен Куинджи с Дмитрием Ивановичем Менделеевым и физиком Федором Петрушевским!

Как бы то ни было, картину за баснословную цену в пять тысяч рублей приобрел великий князь Константин Константинович. На выставке представлены и оригинал, и повторение, и несколько этюдов к картине.

Описание полотна

Изображение лесной опушки, известное зрителям по полотнам Левитана, Саврасова и Шишкина, использовал в своем творчестве и Архип Куинджи. «Березовая роща» — картина, в работе над которой мастер тщательно, почти с математической точностью, просчитал высоту деревьев, размер поляны и заднего плана. На полотне нет ничего спонтанного, оно представляет собой четко выверенную художественную мысль автора. Картину очень трудно назвать пленэрной работой. Об этом свидетельствуют многочисленные зарисовки и наброски, сделанные художником.

На полотне изображен яркий, сверкающий, солнечный день. На лесной поляне тихо и спокойно. Сквозь густые кроны деревьев пробиваются лучи солнца. Они отбрасывают желтые блики на ровный ковер из травы. Картина сразу наполняет зрителя чувством умиротворения, радости и восторга. Художнику удалось вложить в простой пейзаж богатую гамму чувств

На переднем плане расположены белые березки. Солнечные блики движутся по стволам и переливаются в зеленеющей траве. Необыкновенная игра света и тени делает картину живой и наполняет трепетными чувствами.

Живописец, по сути, изобразил не березовую рощу, а небольшой фрагмент, уместившийся в раму. Зритель видит только стволы

Для художника неважно изображение кроны. Он считает, что воображение может дорисовать ее самостоятельно

Главным является игра света. Он стремится передать, как освещение может изменить окружающее пространство. Кажется, что солнечные блики вплетены в тонкие березовые веточки. Живописец позволяет почувствовать дуновение теплого ветерка, услышать негромкое пение птиц и шелест листьев.

Для этого полотна Куинджи характерна некая декоративность. Она заметна в выверенном размещении березовых стволов. Они выглядят немного уплощенными. Художник не стремится передать движение. Картина лишена мелких деталей.

Около берез течет небольшая речка. Композиционно она делит изображение на две части. Чистая и прохладная вода контрастирует с летним жарким днем. Ее ровная зеркальная поверхность поросла ряской. Река постепенно уводит взгляд вглубь полотна, где виднеется лес.

Вся красота пейзажа кроется в солнечном свете, заливающем поляну, и яркой зелени. Описание полотна можно использовать для рассказа или поиска идей для собственного сочинения в 5 классе.

Краткая биография

  1. В 1865 г. молодой человек приехал в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Только с третьей попытки, после создания картины «Татарская сакля в Крыму», начинающему живописцу было присвоено звание свободного (неклассного) художника.
  2. А в 1870 г., после подачи прошения в совет учебного заведения, Куинджи удалось стать вольнослушателем Академии.
  3. Летом 1870 г. художник посетил остров Валаам и так был впечатлён красотой местной природы, что возвращался сюда не единожды, писал пейзажи. Один из них «На острове Валааме», написанный в 1873 г., стал первой картиной мастера, которую приобрёл для своей галереи Павел Третьяков.
  4. Во время учёбы Архип познакомился с передвижниками, чьи идеи молодому художнику оказались близки. Под их влиянием в 1872 г. Куинджи написал картину «Осенняя распутица», которая принесла ему звание классного художника.
  5. В том же духе автор создал ещё 2 работы: «Забытая деревня» (1874 г.) и «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875 г.). Все 3 картины объединяли мрачный колорит, стремление изобразить окружающую действительность, социальная тематика. Картины были представлены на выставке передвижников и имели большой успех. Добившись признания, художник перестал посещать Академию.
  6. В 1874 г. за картину «Снег» Куинджи был награждён бронзовой медалью международной лондонской выставки.
  7. В 1875 г. на очередной выставке передвижников художник представил картину «Степи», принятую публикой очень благосклонно. В этом же году живописец стал полноправным членом Товарищества передвижных художественных выставок, хотя уже начал охладевать к их идеям и искать свой путь.
  8. В следующем году всеобщее восхищение вызвала работа мастера «Украинская ночь». С этой картины начался период творческих поисков художника, называемый исследователями «романтическим». Куинджи много работал с цветом, пространством, искал новые выразительные средства, добиваясь особой глубины, яркости и некоторой декоративности изображения.
  9. В 1878 г. Архип Иванович участвовал во Всемирной парижской выставке. Оригинальный стиль его произведений вызвал восторг у публики и критиков.
  10. В этом же году художник приступил к работе над картиной «Вечер на Украине», создание которой заняло у мастера более 20 лет.
  11. Художник тщательно изучил принципы импрессионизма и переосмыслил их в своём стиле. Это хорошо видно на полотнах 1879 г.: «Север», «После дождя», «Берёзовая роща».
  12. В конце 1879 г. Куинджи, поругавшись с М. К. Клодтом из-за критической статьи последнего, вышел из Товарищества передвижников. Но со многими членами этого общества художник сохранил дружеские отношения.
  13. В 1880 г. в Обществе поощрения художеств была устроена выставка одной картины – «Лунной ночи на Днепре». Под руководством живописца все окна в зале были задрапированы, а само полотно освещено электрическим лучом. Выставка имела грандиозный успех и стала настоящей сенсацией в обществе. Художник, применяя новые красочные пигменты, сумел добиться невиданного ранее цвета. Правда, со временем картина потемнела, т.к. новые краски оказались нестабильны, но смотрится она по сей день эффектно. С этой работы начался новый, «философский», период в творчестве мастера.
  14. В 1881 г. с таким же успехом прошла моновыставка картины «Берёзовая роща». А представленная год спустя работа «Днепр утром» была принята публикой прохладно.
  15. Следующие 20 лет стали годами затворничества художника. Находясь на пике славы и, по-видимому, устав от суеты, восторженных и критических замечаний в свой адрес, он удалился от общественной жизни. Уединившись в своей мастерской, он много работал, но никому не показывал свои произведения. В этот период мастер создал более 300 графических и около 500 живописных работ и эскизов.
  16. В 1886 г. Архип Иванович приобрёл участок земли в Крыму. Через некоторое время он построил на этом участке имение, где часто проводил пленэрные занятия с учениками.
  17. В 1888 г. состоялась поездка Куинджи на Кавказ. Под впечатлением от путешествия Архип Иванович создал ряд романтических горных пейзажей.
  18. С 1884 по 1897 гг. Архип Иванович преподавал в Академии художеств и руководил пейзажной мастерской.
  19. В 1901 г. художник показал ученикам и друзьям несколько своих работ, среди которых были: законченный «Вечер на Украине» и «Христос в Гефсиманском саду».
  20. Осенью того же года состоялась последняя прижизненная выставка работ мастера.
  21. В 1908 г. Куинджи основал Общество поддержки художников, которому завещал своё крымское имение и большую сумму денег.
  22. В 1910 г. художник подхватил воспаление лёгких и тяжело заболел.
  23. 11 (24 по новому стилю) 1910 г. в возрасте 68 лет Архип Иванович Куинджи скончался.

Архип Иванович Куинджи

Романтическое «распредмечивание» природы

Для того, чтобы наглядно проиллюстрировать подобное отчуждение, опредмечивание природы и борьбу романтизма против подобного образа мыслей и способа виденья, давайте обратимся к сказке «Аист-халиф» Вильгельма Гауфа, — а лучше к ее советской экранизации, в которой идея использования природы, ее опредмечивания представлена в высшей степени наглядно. Общий сюжет сказки следующий: халиф получает от злого колдуна волшебный порошок, при помощи которого у него появляется возможность превращаться в зверей

Однако он должен при этом помнить одно важное латинское слово, иначе он не сможет превратиться назад в человека. Это слово — mutabor, с латинского оно так и переводится — «Я превращаюсь»

Это слово халиф забывает после того, как начинает смеяться, видя танцующего аиста, и сам больше не может превратиться в человека, оставаясь в обличье аиста. Что происходит потом, как халифу удается вновь стать человеком? Он встречает заколдованную саламандру (в оригинальном тексте у Гауфа была заколдованная сова), которая показывает ему то место в пустыне, где раз в год злой колдун встречается со своими друзьями.

И тут начинается для нас самое важное. Во время встречи колдун говорит своим друзьям о том, что может превращать людей в животных, на что ему резонно отвечают, что это далеко не новость и много кто умеет так делать

Тогда он говорит о том, что может превращать животных в людей и делать из них слуг. Однако это не совсем люди, это скорее смешение обыденных предметов и частей тел различных животных. Дальше же следует демонстрация самого превращения: появляется крокодил, которого насильно превращают в «человека». Иными словами, подчиняют его воле и желаниям злого колдуна, опредмечивают его. После этого события замок исчезает, а халиф вновь приобретает человеческий облик. Саламандра же превращается в волшебную фею (у Гауфа она просто превратилась в прекрасную принцессу), которая вместо того, чтобы выйти замуж за халифа, как она делает это в оригинале сказки, говорит ему, что она «должна спасти несчастных животных». «Тех, кого он, злой волшебник превратил в своих слуг?» — спрашивает халиф. «Да, вернуть им прежний облик», — отвечает фея.

Вот наглядная иллюстрация идеи романтизма о необходимости распредмечивания природы, необходимости выведения ее из статуса наших слуг и тем самым о необходимости прекращения ее использования в наших собственных целях.

Куинджи в картинах, изображающих лес и природу, близок к идеям романтиков и пытается преодолеть отчуждение природы, которую человек приспособил под свои цели.

Живописец Иван Крамской, увидев на VI выставке передвижников в 1878 году картину «Закат солнца в лесу», писал: «Его “Лес” имеет много сказочного, даже какую-то поэзию…». Сказочное — это и есть непонятное, мир тайны. Эффект непонимания Крамской пытается объяснить тем, что Куинджи подходит к делу с научных позиций, подбирая специальные краски, отвечающие последнему слову науки о цвете. Но, кажется, не столько непонятен стиль самого Куинджи, сколько непривычен для нашего обыденного, рационалистического и утилитарного восприятия сам лес, дух которого передается художником. В этом смысле творчество Куинджи — это сказочный или романтический реализм.


Закат солнца в лесу. Архип Куинджи. 1878 год

Лес на полотнах художника так же, как и настоящий, окружает нас со всех сторон и не дает превратить себя в набор предметов. Подобное непредметное отношение к лесу зафиксировано в самом стиле живописца. Можно сравнить, как написан лес Куинджи и у его современников — например, у Ивана Шишкина, в творчестве которого лес занимает не последнее место. Посмотрите на его картину «Дорожка в лесу» (1880) и полотно Куинджи «Украина» (1879):


Дорожка в лесу. Иван Шишкин. 1880 год


Украина. Архип Куинджи. 1879 год

«Дебри» (1881) Шишкина и «Лес» Куинджи (1890-х годов):


Дебри. Иван Шишкин. 1881 год


Лес. Архип Куинджи. 1890-ые годы

Шишкин пишет с фотографической точностью, предметы имеют четкие границы, лес зафиксирован в неподвижности. У Куинджи, напротив, нет прорисовки, деревья как бы ускользают от точного схватывания и теряют свои границы.

Примечательно в этой связи воспоминание скульптора Леонида Позена, приводимое в биографии Куинджи Михаила Неведомского: «…Он все время убеждал «товарищей» освободиться от тщательного изображения деталей, от «протокольности», — звал к общему, к подчинению деталей этому общему, к растворению их в нем… Он нападал за мелочность как на живописцев, так и на скульпторов, обрушивался на какие-нибудь «пуговицы» на фигуре Скифа (скульптура Позена), из-за которых терпит ущерб общее впечатление стремительного бега и т. д. …».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: