Лучшие работы Федора Алексеева
Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки
Михайловский замок С-Петербург
После этого он был направлен на юг России, где пробыл два года и написал такие известные работы как «Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и другие.
Вид города Николаева
Позже, по поручению императора ПавлаI, Федор Алексеев отправляется в Москву и создает там ряд тоже известных работ, после чего возвращается в Петербург и там уже до конца дней продолжает свое творчество.
Боярская площадка в Московском Кремле
Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы
Иллюминация на Соборной площади в честь коронации императора Александра I.
Красная площадь в Москве
Отличительной особенностью художника Федора Алексеева является то, что не так много работ с изображением пейзажей Москвы и Петербурга можно отыскать, созданных в 18 веке.
Панорамный вид Царицыно
Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле
Соборная площадь в Московском Кремле
Троице-Сергиева лавра
В 1802 году Федор Яковлевич Алексеев начинает заниматься преподавательской деятельностью в Академии художеств. В это время его учениками были С.Ф.Щедрин и М.Н.Воробьев, ставшие позднее известными художниками.
Умер, к сожалению, Алексеев Федор Яковлевич будучи бедным человеком и похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга. Правда Академия художеств выделила какие-то средства для похорон талантливого живописца и помощи многодетной семье.
Обновлено: 04.05.2020
103583
Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824)
Ф. Я. Алексеев — первый в русской живописи мастер
городского пейзажа.
В 1766- 73 гг. учился в Академии Художеств,
сначала в классе «живописи цветов и плодов», затем в пейзажном. В
1773 г. за программный пейзаж получил золотую медаль и был
отправлен на три года в Венецию заниматься живописью театральных
декораций, хотя это и не соответствовало его склонностям.
В Венеции Алексеев изучает ее знаменитых
пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди, увлекается видовыми и
фантастическими гравюрами Д. Б. Пиранези, жившего в Риме. Этим
молодой художник навлекает на себя недовольство академического
начальства.
По возвращении на родину Алексеева
встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой
программы на получение академического звания, но и принудили
работать декоратором при театральном училище (1779-86). Оставить
нелюбимую службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей
А.Канале, Б. Беллотто, Г.Робера и Ж.Берне из собрания Эрмитажа.
Копии Алексеева, творчески воспроизводящие саму живописную систему
оригиналов, имели невероятный успех. Они принесли художнику славу
«российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию
оригинальных пейзажей.
Среди его работ 1790-х гг. особенно
известны «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной»
(1793) и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости»
(1794). Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в
соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ
большого, величественного, индивидуального в своей красоте города, в
котором человек чувствует себя как житель золотого века. Идеальное и
реальное находятся здесь в полном равновесии. За эти картины
Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи.
В следующем году художника посылают в Новороссию и Крым писать виды
мест, которые в 1787 г. посетила Екатерина II. Так появляются
пейзажи южных городов — Николаева, Херсона, Бахчисарая.
В 1800 г. император Павел I дает Алексееву
задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской
архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд
картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей,
предместий, но главным образом — разнообразные изображения Кремля.
Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью.
Московские работы привлекли к Алексееву многочисленных заказчиков,
среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской
семьи.
В 1800-х гг. Алексеев — уже глава класса
перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г.) вновь
вернулся к любимой им теме Петербурга. Но теперь пристрастие к
гармонии целостного пространства картин у художника сменилось
большим интересом к миру людей и их жизни на фоне тех же прекрасных
дворцов и широкой Невы. В его работах словно появился шум города.
Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план
полотен. Формы стали отчетливее, объемнее, тяжелее, колорит
значительно потеплел, живопись приобрела особую плотность. Таковы
«Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид
на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского
корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку
Васильевского острова от Петропавловской крепости».
Постепенно публика забывает стареющего
художника. Умер этот замечательный живописец, многолетним и упорным
трудом доказавший свое право быть пейзажистом, в превеликой
бедности, оставив большое семейство. Академия вынуждена была выдать
деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.
Дорога в искусство
После окончания своей специализации в Венеции художник Федор Алексеев возвращается в Санкт-Петербург и устраивается работать живописцем в училище театра. Приблизительные даты этого периода его жизни — 1779-1786 гг. Из-за увлечения пейзажами, помимо театральных декораций, Федора Алексеева встретили на Родине довольно прохладно и отказали в дальнейшем обучении для получения звания академика. Но художник ставит себе цель показать Академии, на что он способен, и вместе с этой работой художник совмещает копирование пейзажей Каналетто, Беллотто, Робера и Берне в открывшемся Эрмитаже.
Благодаря успешной работе в Эрмитаже, он оставляет службу в училище. Его творческое воспроизведение оригиналов настолько красиво повторило их живописную систему, что работы снискали большой успех. Успешная деятельность принесла Федору Алексееву славу, прозвище «российский Каналетто», за что Академия дает художнику возможность самостоятельного написания своих картин. Конечно же, ими стали пейзажи.
Биография Федора Яковлевича Алексеева
Точная дата появления на свет будущего мастера неизвестна. По разным источникам, это период между 1753 – 1755 годами. Родился Федор Алексеев в Санкт-Петербурге в небогатой семье. Отец мальчика, отставной солдат, нес службу сторожа в Императорской Академии наук и художеств. С детства Федор проявлял талант и интерес к рисованию, поэтому его отец обратился с просьбой в академию о зачислении сына на учебу. Алексеева приняли в учебное заведение в 1766 году. Там он проучился семь лет. Сначала Федор Алексеев занимался в классе натюрморта. К концу учебы преподаватели заметили его интерес к написанию архитектурных видов, поэтому перевели юношу в класс пейзажной живописи. Успешно завершив учебу в академии с чином IV класса и золотой медалью в 1773 году, подающий надежды ученик был отправлен повышать знания в Европу на средства академии. Мечтой всей его жизни была станковая пейзажная живопись.
«…Я нашел столько прекрасных предметов для картин»: виды Петербурга, Москвы и Юга
Федор Алексеев. Красная площадь в Москве (фрагмент). 1801. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Алексеев. Вид города Николаева (фрагмент). 1799. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Алексеев. Площадь в Херсоне (фрагмент). 1796. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1790-х по поручению Екатерины II Федор Алексеев отправился на Юг Российской империи — рисовать пейзажи мест, где побывала императрица во время путешествия в Крым в 1787 году. На Юге он прожил два года. Там Алексеев сделал множество акварельных зарисовок и эскизов, которые уже в Петербурге использовал для создания полноценных картин — «Вид города Николаева», «Площадь в Херсоне» и других произведений.
Критики часто упрекали Алексеева в излишней монументальности. Они замечали, что художник использует в живописи принципы декоративного искусства — много внимания уделяет форме предметов. Особенно это проявилось в композиции: он всегда стремился с максимальной точностью передать все детали архитектурных сооружений. Иногда Алексеев все же отходил от действительности и дополнял городские пейзажи недостроенными или никогда не существовавшими зданиями — в этом он опирался на живописную традицию XVIII века. Почти все картины художника относятся к очень популярному в Венеции тех времен жанру ведуты — детальному изображению городского пейзажа.
Алексеев любил Петербург и часто писал его виды. Его картины напоминали полотна итальянских мастеров. Он брал похожую цветовую гамму, в основном светлые тона, и добивался эффекта «прозрачности» — казалось, что художник использует не масло, а акварель.
В 1800 году Федор Алексеев наблюдал, как заканчивали строить Михайловский замок и резиденцию Павла I. Вскоре появился его «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге». Императору так понравилась картина, что Алексееву пожаловали за нее чин коллежского асессора. Вскоре от имени государя художнику заказали серию городских пейзажей Москвы.
Император хотел увидеть на картинах времена Московской Руси. Кроме того, члены Академии художеств поручили Алексееву «снять с натуры и передать в картинах и рисунках все местности, замечательные в отношении историческом и археологическом». Художник с энтузиазмом взялся за работу. Ему пришлось немало времени провести в архивах, чтобы изучить старые планы города. Алексеев подошел к заказу ответственно — именно городские пейзажи Москвы стали вершиной его творчества. Небольшие акварельные зарисовки и монументальные полотна образовали целый цикл. После этого на него посыпались заказы от самых знатных людей.
Первые работы московского цикла он писал с натуры, среди них — картина «Красная площадь с собором Василия Блаженного». Однако художник не стал ограничиваться изображением одной лишь Красной площади. В октябре 1800 года он написал графу Александру Строганову, президенту Академии художеств: «По усмотрении Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать: должно было решиться, и я уже начал первый эскиз площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для написания картины».
За следующий год Федор Алексеев и его ученики — Александр Кунавин и Илларион Мошков — создали серию московских пейзажей. Эти картины изображают знаменитые архитектурные сооружения, многие из которых уже утрачены, — церкви и монастыри, усадьбы и резиденции. Среди наиболее значимых работ этого периода «Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке», «Вид на Страстную площадь в Москве», «Панорамный вид села Коломенское» и другие. В 1801 году художник лично подарил императору Александру I самую прославленную из этих работ — картину «Красная площадь в Москве».
Последние годы жизни художника
Никто не вечен, и со временем слава Алексеева Федора Яковлевича начинает угасать, и публика его забывает. Знаменитый пейзажист умирает в 1824 году в большой бедности. После него остаются жена и дети, и Академия художеств выделяет материальную помощь для организации похорон и для дальнейшего существования семьи.
Несмотря на печальный конец своей жизни, художник Алексеев Федор Яковлевич — один из известнейших творцов жанра городского пейзажа. К его картинам выстраиваются очереди в Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Русском музее. Его работы изучаются в учебных заведениях. Его помнят, и в мире живописи его имя высоко ценится, а биография Федора Алексеева — как пример того, что нужно идти за своим призванием, несмотря ни на что.
Литература
1. Алексеева М. А. Искусство XVIII века. – Л., 1990.
2. Батюшков К. Н. Прогулка в Академию Художеств// Батюшков К. Н. Избранное. – М.: Художественная литература, 1989.
3. Батюшков К. Н. Прогулка по Москве// Батюшков К. Н. Беседка муз: Стихи и проза/ Сост., вступ. ст. и прим. В. Бродского. – Переизд. – Л.: Детская литература, 1987. – 126 с.
4. Беккер И. И., Бродская И. А., Исаков С. К. Академия художеств. – Л. – М., 1940.
5. Бенуа А. Русская школа живописи, изд. тов-ва Р. Голике и А. Вильборг. 1904.
6. Бенуа А. История живописи всех времен и народов. СПб., 1912. Т. 1- 4.
7. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/peizazh-v-russkoi-khudozhestvennoi-kulture-xviii-veka-osobennosti-zhanra-i-ego-bytovanie#ixzz 2o 5Hz 5aCz
8. Богатская И. Образ Московского кремля в живописи и графике XVIII – начала XIX века.
9. Воскобойников В. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях / В. Воскобойников. – М.: МГУК. 1995.
10. Глинка Н. И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. – СПб.: Издательский дом «Книжный мир», 2001. – 256 с.
11. Глинка Н. И. «Красуйся, град Петров…». – Л.: Наука, 1996.
12. Грабарь И. Э. Федор Яковлевич Алексеев. Старые годы, 1907, июль—сентябрь.
13. Григорьян К. Армения в русской живописи XVIII века// Известия Академии наук Армянской ССР. № 2, 1952.
14. Гусарова А. П. Москва в творчестве художников XVIII века//Москва глазами художников. Составитель, научный редактор и автор вступительной статьи кандидат искусствоведения И. М. Гофман. – Л: Художник РСФСР, 1985. – 288 с., ил.
15. Живопись и графика Ф. Алексеева и его мастерской// Страницы художественного наследия России XVI-XX веков. Труды Государственного Исторического музея. Вып. 89. М., 1997.
16. Жидков Г. В. Русское искусство XVIII века. – М.: Искусство, 1951.
17. Ильина Т. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999.
18. Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. – М.: Искусство, 1968.
19. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура, графика. М., 1964
20. Коноплева М.С. С.Ф. Щедрин. Материалы к биографии и характеристике творчества // Материалы по русскому искусству. JL, 1928.
21. Лебедев Г. Е. Русская живопись XVIII века. – М., 1938
22. Маркина Л. Москва в творчестве русских художников XVIII века. – М.: Белый город, 1999.
23. Молева Н. Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств в XVIII веке. М., 1956.
24. Москва глазами художников. Составитель, научный редактор и автор вступительной статьи кандидат искусствоведения И. М. Гофман. – Л: Художник РСФСР, 1985. – 288 с., ил.
25. Ромм М. Иларион Мошков, поэт Петербурга//Нева, 2004, № 9.
26. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. Под ред. А.И. Леонова. – М., «Искусство», 1952.
27. Сидоров Г. Ф. Я. Алексеев // Москва глазами художников. Составитель, научный редактор и автор вступительной статьи кандидат искусствоведения И. М. Гофман. – Л: Художник РСФСР, 1985. – 288 с., ил.
28. Скорнякова Н.Н. Виды Москвы начала XIX века. Живопись и графика Ф. Алексеева и его мастерской //Страницы художественного наследия России XVI-XIX веков. М., 1997.
29. Соловьёв В. М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней. – М.: Белый город, 2004. – 736 стр.: ил.
30. Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж. XVIII – начало XIX вв. – М.: Искусство, 1953.
31. Федоров-Давыдов А.А. Федор Яковлевич Алексеев. М., 1955
Интернет-ресурсы
32. Айвазян М. А. Эстетические взгляды И. Э. Грабаря (О природе искусства).
– Диссертация на соискание учё-ной степени кфн// http://www.dslib.net/estetika/jesteticheskie-vzgljady-i-je-grabarja.html
33. Скворцов А. Жизнь и творчество Федора Яковлевича Алексеева. Русский городской пейзаж// http://art 19.info/
34. Трифонов В. «Это действительно поэтика Северной Венеции». – Вести онлайн. 31.05.2013// http://www.vesty.spb.ru/apps/novosti/2013/05/31/eto-dejstvitelno-poetika-severnoj-venecii/
35. Усачёва С. В. Пейзаж в русской художественной культуре XVIII века:Особенности жанра и его бытование. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения//http://www.dissercat.com/content/peizazh-v-russkoi-khudozhestvennoi-kulture-xviii-veka-osobennosti-zhanra-i-ego-bytovanie
список литературы
От сына сторожа до академика
Федор Алексеев. Венеция. Вид набережной Скьявони (фрагмент). 1775. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Беларусь
Федор Алексеев. Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции (фрагмент). 1776. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Федор Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (фрагмент). 1810. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Федор Алексеев родился в 1753 году в Петербурге и происходил из солдатских детей. Так в XVIII веке называли особую сословную группу. Точной даты рождения художника и подробных сведений о его родителях не сохранилось. Известно лишь, что отец будущего художника, Яков Алексеев, после увольнения со службы работал сторожем в Академии наук.
В детстве будущий художник ходил в гарнизонную школу. Он прилежно учился, особенно ему нравились черчение и геометрия. Отец мечтал устроить сына в Академию художеств — в XVIII веке многие ее воспитанники происходили из разночинцев и низших чинов. В 1766 году младшего Алексеева приняли в Императорскую Академию художеств, сразу в третий класс.
Профессор и директор Академии художеств живописец Антон Лосенко заметил, что у мальчика хорошо получается рисовать сложные фигуры и архитектурные сооружения. Лосенко перевел Алексеева из класса орнаментной скульптуры Луи Роллана в живописный, которым руководили Генрих Фондерминт и Антонио Перезинотти. На занятиях воспитанники изучали принципы работы с архитектурными и ландшафтными пейзажами. Юноша показал себя прилежным учеником: в 1773 году его наградили малой золотой медалью за одну из учебных пейзажных работ. Эта награда давала звание классного художника II степени и гражданский чин 12-го класса в Табели о рангах.
В том же году году академики, заметившие талант Алексеева, отправили его в Венецию для «большего усовершенствования в живописи перспективно». Академии нужны были театральные художники, а этому мастерству лучше всего учили именно в Италии.
Следующие четыре года Алексеев провел в Венеции. Работать в мастерских наставников — театральных декораторов Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспарри — ему было не так интересно. По душе была современная итальянская живопись — он изучал городские пейзажи знаменитых художников Джованни Каналетто и Бернардо Беллотто. Интересовала его и история искусства: особенно впечатлили молодого человека картины живописца XVI века Паоло Веронезе, которые он с восторгом описывал в своем дневнике:
Вдохновляясь работами итальянских художников, Федор Алексеев усиленно работал над своими первыми городскими пейзажами: «Венеция. Вид набережной Скьявони», «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции».
Вернувшись на родину, в Петербург, по поручению Академии художеств Алексеев оформлял декорации для Императорских театров. Эта работа не нравилась живописцу, поэтому все свободное время он отдавал любимому делу — пейзажам. Как и другие выпускники Академии, он подрабатывал, создавая копии знаменитых картин западноевропейских художников. Мастерство художника оценила даже императрица Екатерина II и пригласила его работать в Эрмитаж — делать копии шедевров музея. Чаще всего это были пейзажи знаменитого итальянского живописца Каналетто, и вскоре Федора Алексеева прозвали «русским Каналетто».
В 1786 году Алексеев все-таки оставил работу театрального декоратора и начал создавать оригинальные пейзажи. Через восемь лет он получил звание академика за картину «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости».
Творческий путь
После получения почетного звания Федор Алексеев получает задание нарисовать те места, где в 1787 г. была императрица Екатерина II. Художник воссоздает на своих полотнах красоту таких южных городов, как Николаев, Херсон, Бахчисарай.
А в 1800 г. сам император Павел I поручает Федору Алексееву написать Москву. За то время, которое художник провел в этом городе (чуть больше года), он привозит несколько картин и большое число акварелей, на которых изображены виды московских улиц, монастыри, предместья. Но самое главное – неповторимые изображения Кремля. Среди них получили наибольшую популярность «Красная площадь в Москве» и «Боярская площадка, или Постельное крыльцо и Храм Христа Спасителя за золотой решеткой в Московском Кремле».
Московские работы настолько выделяются своей точностью и документальностью, что привлекают к художнику новых покупателей картин. Среди них и известные люди, и члены императорской семьи.