Брейгель питер (старший): биография и произведения

Рисунки и гравюры

Кроме живописных работ на выставке было показано 27 рисунков и 33 гравюры художника. При этом, рисунки прибыли в Вену из Лондона, Парижа, Антверпена, Берлина, Вашингтона, Брюсселя, Амстердама, Роттердама, Дрездена и Оксфорда, а гравюрами (среди них знаменитая «Большая рыба ест маленькую», 1566) поделилась соседняя Альбертина (Вена).

Экспозиция третьего зала
Гравюра «Благотворительность» («Любовь»), серия «Добродетели» (1559), Альбертина, Вена

Сейчас в мире насчитывается лишь около 60-ти собственноручных рисунков Питера Брейгеля Старшего. В коллекции галереи Альбертина хранится пять из них, что ставит её в один ряд с Гравюрным кабинетом в Берлине и Музеем Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме. Кроме того, венский институт может похвастать полным собранием гравюр, многие из которых представлены в нескольких вариантах.

Цикл «Времена года» (1565)

Цикл «Времена года» состоял из шести картин, одна из которых утрачена; три, включая знаменитых «Охотников на снегу», входят в собрание Музея истории искусств (Вена); четвёртая — «Сенокос» — находится в коллекции Лобковицкого дворца в Пражском граде, а пятая — «Жатва» — в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (она на выставке отсутствовала). Все они написаны масляной краской на деревянных панелях большого формата и посвящены определенному времени года, который в северной Европе времён Брейгеля начинался от Пасхи и делился  на шесть сезонов: раннюю весну, весну, раннее лето, лето, осень и зиму. 

ГИД В ВЕНЕ Экскурсии

Питер Брейгель старший — яркий представитель живописи Нидерландов 16 века. Его работы насчитывают около 40 полотен. Его картина „Игры детей“ можно рассматривать как уникальное собрание детских игр. 230 детей играют в 90 игр. Каждая игра занимает определенное пространство на полотне и независима друг от друга и игры простираются по левую и правые стороны заднего плана картины достаточно далеко. Дети на данной картине изображены психологически как взрослые, причина в том, что во времена Питера Брейгеля период детства не был таким, каким мы представляем его сегодня и к тому же Брегейль в своих картинах часто критически изображает нравственное состояние и моральные ценности своего народа того времени. Политическая ситуация интерпретируется как штраф за порочную жизнь.(См.Тематические и экскурсии 10 Топ! в Вене) Некоторые из них:

1.Игра в 5 камней ( по гречески) . Для этой игры используются сваренные в соде козьи косточки и окрашенные луковой шелухой. Заменены конечно могут быть различными бобовыми сухими , орехами или чем иным. Таковые косточки были найдены в праисторический захоронениях в Киеве. Один игрок подбрасывает камни с ладошки и ловит обратной стороной стороной ладошки. Оставляя один камушек в руке , и подбрасывая его, этой же рукой поднимает с пола следующий камешек, не задевая камни на полу остальные и так все остальные.

2. Игра в куклы.

3. Маленький „Алтарек“. Ставятся все предметы алтаря на деревянную досточку.

4.Игра в маски. Одев устрашающую маску, высунувшись и склонившись из окна, пугать людей.

5.Подбрасывание на руках.

6. Ореховая мельница. Делаются отверстия в орехе 3 штуки, по осям южного и северного полюсов и посередине, продевается палочка через полюса и через отверстие посередине на палочку наматывается шнур, сверху крепится ветрячок . При раскручивали шнура ветрячок крутится

7. Вместо надувного шарика использовали мочевые пузыри животных

8.Избушка на голове ( каркас и затем конусообразно наверх)

9.Птичка на веревке

10. Собачка на поводке

11.На палку одевается орех или призматической формы формы игрушка и крутится вокруг оси (вокруг палки)

12.Стрелять водой в птиц

13. Сделать для птицы кормушку с домиком

14. Игра в „ процессия крещения“

15.Скакать на лошади ( палка с головой лошади)

16. Игра на флейте

17. Палочкой крутить в помете и затем замазать глаза например ( глаза лошади на палке)

18.Огромные обручи катить при помощи палочек

19.Одеть тапки, корону, надуть пузырь и ходить (карнавал)

20. Игра в продуктовую лавку

21. Пять игроков, 2 образуют быка, 2 наездника и один сидит и поддерживает голову быка. Бык против наездников. Второй наездник поднимает пальцы и бык должен угадать сколько поднято, если угадал , меняются местами.

22. 6 игроков пытаются уложить на лопатки 7 игрока ( в чем провинившигося) . Во Франции был наказание, за то что пил вино и не посадил ни одной лозы..

23.Игра в ножички

24. Строить дом из материалов поблизости, но если он оставляет свое место, дом разрушают. Во Фландрии была очень популярна эта игра вблизи построек.

25. Катать бочку

34.Невеста

35. Два игрока, один натягивает кепку на глаза, второй переворачивает посудину и стучит по ней ножом, „слепой“ должен на звук попасть палкой в кастрюлю. Игра известна была во время праздников.

36. На ходулях ходить 39. Ползая по свежесрубленному стволу дерева убить всх насекомых дерева

40. Хлеб нести ( на праздники крестным детям крестные родители дарили куличи, длиною около 48 см)

42. Две группы или 2 игрока, кинуть орехи только на своей территории

49. 2 игрока на возвышенности, кто кого прогонит с этого места, выигравший — король замка..

«Две обезьяны на цепи» (1562), Берлинская картинная галерея

«Две обезьяны на цепи», 1562, дерево, масло, 20×23 см, Берлинская картинная галерея, Германия

Крошечную картину «Две обезьяны на цепи» (20 на 23 см) организаторы выставки ухитрились разобрать буквально на молекулы. Изучив работу с помощью рентгеновских лучей, они реконструировали процесс ее создания от чистой доски до готовой картины. 

Каждая витрина соответствует определенному этапу работы
Процесс создания работы от рисунка до готовой картины
Визуальный ряд снабжен очень подробными объяснеииями

Не буду философствовать и рассказывать обо всех аллегорических смыслах, просто скажу, что на картине изображены две грустные обезьяны… а какими им быть, если они сидят на цепи…  Пейзаж на заднем плане идентифицирован как антверпенский, и это не удивительно, если вспомнить, что в это время Брейгель жил именно там. И еще  — образ почти таких же двух обезьян можно найти на картине «Безумная Грета». Правда, там они уже сидят за решеткой.

Грустные, как все кто сидит на цепи…

Секрет «Вавилонской башни»

Сама Вавилонская башня на картине напоминает нагромождение этажей, всевозможных уровней и элементов. Если её основа напоминает Колизей, то верхние ярусы уже представляют некий строительный хаос. При этом логика строителей с каждым новым этажом теряется.

На мой взгляд, именно так Брейгель показал, что постепенно мастера переставали понимать друг друга, из-за чего башня превращалась в весьма странное и нелепое сооружение.

Башня кренится и распадается уже в процессе строительства. Её будут строить вечно и никогда не достроят

Надо сказать, что в малом варианте картины этой особенности нет – она вполне последовательно строится, а сама по себе представляет гармоничное, но незавершённое здание. Без сомнения, в крупноформатном творении Брейгель решил максимально отразить необыкновенные символы и аллегории.

Вавилонской башни нет, но есть Бурдж Халифа в Дубае, самое высокое здание в мире – 828 метров в высоту / fedoroff.net

«Вавилонская башня» – одно из величайших творений Брейгеля Старшего. Ещё в юности знакомство с Иеронимом Босхом и его полотнами оказали решающее воздействие на направление творчества самого Брейгеля. В его картинах есть множество тайн, шифров, политических аллегорий и, конечно, секретных посланий людям.

Вавилонский зиккурат

Очень впечатляет картина «Вавилонская башня». Питер Брейгель-старший (1563-й – год создания произведения) взял за образец римский Колизей. Уже построены семь этажей, растет восьмой, проникающий за облака, но башня уже слегка дала крен и местами обваливается. Тщетны старания строителей, чьи фигурки мелки по сравнению с громадным сооружением. Они среди каменных блоков упали на колени перед Нимвродом и его свитой, испрашивая прощения за неудачи. Вдали виднеются картины гордого Вавилона. В основу был положен популярный сюжет из Библии о строительстве башни, достигающей вершиной неба. Библейские мудрецы, ненавидя города как таковые, как места греховные, дали картину бренности людских устремлений. А Брейгель изобразил не традиционное смешение языков, а ошибки в расчетах, потому башня и рушится.

Ян Брейгель Младший: самый известный внук

(1601–1678)

Ян Брейгель Младший — пожалуй, самый «популярный» художник из династии Брейгелей на арт-рынке. Мастер широко представлен в частных собраниях. Его творчество повторяет основные мотивы и художественные находки отца — Яна Брейгеля Старшего. Живописец писал цветы, флору, фауну, аллегорико-мифологические композиции. Как и отец, Ян Брейгель Младший работал с Питером Пауэлем Рубенсом, Йоосом де Момпером Младшим, Хендриком ван Баленом и Давидом Тенирсом Младшим (кстати, мужем его сестры). Другие художники писали стаффаж на их совместных полотнах. Рекорд на полотно Яна Брейгеля Младшего «Вход животных в Ноев ковчег» был установлен на Christie’s в Нью-Йорке в 2010 году и составил $2,882,500. Стоимость полотен последователей и круга Яна Брейгеля Младшего колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов.

У Яна Брейгеля Младшего был брат-художник Амброзиус (Амбросий) Брейгель, атрибуция произведений которого ныне представляет трудность для экспертов. Монограмма «AB» может быть приписана и Абрахаму Брейгелю. Произведения Амброзиуса редко появляются на арт-рынке, а их стоимость на аукционах, как правило, составляет несколько десятков тысяч долларов.

Абрахам Брейгель продолжил дело отца — Яна Брейгеля Младшего. Его наследие, состоящее по большей части из фруктовых и цветочных натюрмортов, обширно, а цены колеблются от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов.

Фламандские пословицы. 1559 г.

Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559 г. Берлинская картинная галерея, Германия. Wikipedia.org

Удивительная картина. 119 иллюстраций к пословицам.

Некоторые сценки легко расшифровываются и без знания фламандского фольклора. Другие без этого знания не поймёшь.

На левом фрагменте мужчина несёт корзину с паром. Явно бессмысленным делом занимается. Поговорка “Носить пар в корзине” как раз означает “тратить время попусту”.

А вот на правом фрагменте женщина надевает на мужчину синий плащ. Здесь уже логики для современного человека нет. Во времена Брейгеля это означало изменять мужу.

На картине попадается и несколько монстров в духе Босха. Но лишь, чтобы проиллюстрировать пословицы.

Слева мы видим поговорку о людях, которые “способны даже черта к подушке привязать”, что означает быть очень упрямым. Справа мы видим товарища, который “Черту свечку держит”, а значит готов льстить и дружить, лишь бы была выгода. А ещё один “Исповедуется дьяволу”, а значит является предателем. Он ведь выдаёт тайны врагу.

Второе название картины “Мир вверх тормашками”. Брейгель показал мир людей, оголив все его пороки. Мир, в котором люди занимаются бессмысленными делами. Мир, в котором дружат ради выгоды. Мир, в котором предательство на каждом шагу.

Яркая сатира Брейгеля. Смешно и грустно одновременно.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.

Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.

Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.

«Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» (1565) Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

Картина «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» на выставке в Вене

На картине «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» (1565) изображена типичная зимняя сцена фламандской деревни — люди катаются на коньках по замерзшей реке, а справа на берегу птицы клюют зерно вокруг большой ловушки, которая вот-вот прихлопнет с десяток из них. И несмотря на то, что все специалисты, как один, твердят о трагическом предчувствии, зашифрованном в этой картине, на меня она производит впечатление умиротворения и гармонии. 

Питер Брейгель Старший«Зимний пейзаж с фигуристами и ловушкой для птиц», 1565, дерево, масло, 37×55,5 смКоролевские музеи изящных искусств, Брюссель, Бельгия
Ловушка для птиц

Эту картину называют самым успешным проектом династии Брейгелей, потому что только Питер Брейгель Младший ухитрился скопировать ее 45 раз (одна из них находится в Музеи истории искусств в Вене). Всего же в XVII веке с нее было написано 127 копий, которые разошлись по разным собраниям мира. 

Питер Брейгель Младший (возможно)«Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», 1601, дерево, масло, 39×57 смМузей истории искусств, Вена

В рамках венской выставки можно было увидеть сразу две картины «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц». Оригинал приехал из Королевского института изящных искусств в Брюсселе, а копию Питера Младшего предоставил венский Музей истории искусств. Их поместили максимально близко друг к другу, так что любой желающий мог попытаться сравнить эти работы и в очередной раз убедиться в гениальности Питера Старшего. 

Так обе картины выглядели на выставке в Вене
Их повесили максимально близко, чтобы каждый мог «найти десять отличий»

«Портрет старой женщины» (1568), Старая пинакотека, Мюнхен

Как известно, Питер Брейгель Старший портретов не писал, поэтому небольшой «Портрет старой женщины» («Голова крестьянки») из мюнхенской Старой пинакотеки является его единственной работой в этом жанре. Судя по всему, она была лишь подготовительным этюдом к другой картине, хотя выглядит вполне законченно и очень колоритно. 

Кстати, кроме «Портрета старой женщины» мюнхенская Старая пинакотека может похвастать еще и знаменитой «Страной лентяев» (Schlaraffenland), но эту картину на выставку привезти не смогли.

«Портрет старой женщины», 1568, дерево, масло, 22×18 см, Старая пинакотека, Мюнхен 

«Пьяницу заталкивают в свинарник» (1557), частная коллекция

До реставрации

Самое раннее на этой выставке и одно из двух самых ранних живописных творений Питера Брейгеля Старшего — тондо «Пьяницу заталкивают в свинарник« («Пьяница, запираемый в свинарнике») было написано в 1557 году маслом на деревянном диске диаметром 18 см. Это довольно загадочная картина, которую мало кто видел даже в среде известных специалистов. До 2001 года она находилась в семейной коллекции в Брюгге, а едва появившись, в 2002 году опять была продана в частное владение на аукционе Christie’s (£3,3 млн). Что касается атрибуции 2000 года, то она не вызывает сомнений, поскольку при помощи рентгена была найдена подпись «Брейгель» MDLVII (1557). А вот таким длинным и странным названием, которое, вероятно, появилось в XVII веке, картина обязана подписи на скопированной с нее гравюре (этот сюжет многократно копировался в разных вариантах как картина, рисунок и гравюра): «Те, кто любит пьяных свиней, тратят впустую свое время в «доме Венеры» и в конце концов оказываются в жалком положении и попадают в свинарник».

«Пьяницу заталкивают в свинарник», 1557, дерево, масло, 18 см, частная коллекция
Слева — гравюра, подпись на которой дала название этой картине
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: