Картины брейгеля. самые известные шедевры мастера

История создания

Нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего неслучайно называют истинным гением своей эпохи. Он виртуозно изображал события, описанные в библейских текстах, превращая их в некий “хрестоматийный” вариант картин. Далеко не каждый художник имел счастье быть оценённым современниками, но Брейгелю повезло.

Его крайне высоко ценили при жизни. Сегодня же его работы принадлежат к бесценным сокровищам мировой живописи. Но, пожалуй, самой знаменитой картиной автора стала «Вавилонская башня», что иллюстрирует нам ветхозаветную историю. Создана она была в 1563 году.

Иоганн Виерикс «Портрет Питера Брейгеля Старшего», 1572 годМестонахождение: Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды

За десять лет до появления своего самого известного творения Брейгель Старший побывал в Риме, где проникся особенным колоритом античной архитектуры. Ярчайшее впечатление на живописца произвёл Колизей, который, к слову, можно легко узнать в некоторых чертах «Вавилонской башни».

Что интересно, Брейгель не ограничился написанием одной картины на данную тему. В ряде галерей хранится несколько копий «Вавилонской башни», написанных автором в меньшем формате.

Сложно сказать, зачем художник копировал собственное творение. Возможно, то были пробные варианты. А, быть может, он работал на заказ, множа своё знаменитое творение. Подобная практика была не редкой в те времена.

Основание башни напоминает Колизей / novostivmire.com

«Калеки» (1568), Лувр, Париж

«Калеки», 1568, дерево, масло, 18,5×21,5 см, Лувр, Париж, Франция
Она была передана в Лувр в 1892 году и является единственной работой Брейгеля в его коллекции

На еще одной маленькой картине, созданной в 1568 году, изображены пять нищих в карнавальных головных уборах, каждый из которых соответствует определенному классу общества: картонная королевская корона, бумажный солдатский шлем, буржуазный берет, крестьянская кепка и митра епископа. При этом у каждого из калек на одежде есть один или несколько лисьих хвостов, наличие которых, возможно, является намеком на анти-испанское движение (лисий хвост был их символом).
Это одна из последних работ художника, написанная за год до смерти. На ее обороте есть две надписи, сделанные в XVI веке. Одна из них на фламандском языке: «Калека, мужайся, и пусть твои дела преуспеют»; другая на латыни — выражает восхищение Брейгелем — «искусство превосходит саму Природу». Ее явно добавили уже после кончины художника. 

Пятеро нищих в карнавальных головных уборах

Анализ

Падение Икара, Книга эмблем Андреа Альсиато , гравюра Йорга Бреу .

Художником иллюстрирует прохождение Метаморфозу из Овидия  :

— Овидий, Метаморфозы , книга VIII

Как часто художник берет обратную сторону традиции, обратную сторону вещей и осторожно извлекает из своей иронии. Если персонажи Овидия представлены впервые, суть меняется на противоположную: людям на заре рабочего дня, кроме пастуха, смотрящего в небо, некогда тратить время на амбиции дурака или мечтателя

Вы должны сеять и ловить рыбу, вы должны натягивать веревки, чтобы корабль, как жизнь, двигался к свету или философскому золоту, согласно эзотерическому прочтению.

Стоик и гуманист , Брейгель выражает согласие человека с законами Вселенной, лишь малой частью которой он является. На переднем плане меч и кошелек, помещенные рядом с пахарем, напоминают одну из тех популярных пословиц, которые Брейгель иллюстрировал на других картинах: «Меч и деньги требуют умелых рук. » , Ван Леннеп.

Пьер Франкастель развивает другую теорию, которая имеет то достоинство, что помещает художника в исторический контекст его страны. Икар также олицетворяет смелость и позитивное приключение тех, кто осмелится. Узник Миноса , у него есть желание убежать и отважиться попробовать. Изобретательность его отца, Дедала, дает ему средства. Его единственный «недостаток» — поддаться опьянению успеха. Он еще молод. Дедал остается кузнецом, художником и гениальным творцом. В XVI — го  века , миф перекликается в этой стране под иностранным господством: это призыв свободы и мечтать о побеге … Жизнь продолжается, да, но остаются вопросы: любая попытка освобождения обречена на провал? Для мечты больше нет места? Разве безразличие не самая опасная ловушка для человеческих приключений и прогресса?

Работа могла быть ироническим осуждением тщеславия Икара, фигуры, которая часто появляется в книгах эмблем как образец гордости, как Фаэтон или Нимрод (см. La Tour de Babel и L’Orgueil в серии « Семь смертных грехов» ). Вот почему Роберт Болдуин, анализируя иконографию картины, смог увидеть в фигуре пахаря на переднем плане аллегорию надежды или надежды , которая затем противопоставила бы аллегорию падения, отголосок первоначального падения, образующего фон. о страданиях падшего человека, обреченного искупить себя своим делом. WH Оден в своей поэме « Икар» более чувствителен к определенному безразличию людей и природы перед лицом индивидуальных трагедий. Структура картины также предполагает диагональное разделение сна и действительности.

Падение Икара является для французским искусствоведом Норберт-Бертран Барб типологического символа взят из греко-римской мифологии в оригинальной Sin в современных эмблемах книг, его мотивы в полотне Брейгеля: формы человеческого труда (сельский и морской) , в соответствии с классическим описанием этих и смертями от вызывания эфемерности terrenal власти ( в лице диадемы и меч в середине поля, которые относятся к иконописи из Danses Macabres , в котором смерть похищает даже богатые, Папа и Император , узнаваемые по своим атрибутам).

Композиция и колорит

Композиция картины выстроена по диагонали. Причем динамика и напряженность возрастают на протяжении линии, визуально разделяющей картину. Пейзаж статичен и безмятежен, отсутствуют посторонние фигуры людей и животных. Только невозмутимая природа – свидетель разыгрывающейся драмы, которая в сравнении с вечностью является всего ничтожным эпизодом. По направлению с пригорка, подчеркнутого остроконечными крышами голландских домов, движутся слепые. Провал справа выступает как контрапункт возвышенности.

Безжизненный сухой силуэт дерева в левой части картины повторяет изгибы тела последнего мужчины. Если последние фигуры еще двигаются спокойно, то по ходу диагонали динамика и напряжение растет. Каждая последующая фигура уже более неустойчива и все больше отчаяния и тупого ужаса читается на их лицах. Лица первого слепого мы полностью не видим, он уже погружается в воду. Но фигура его выражает беспомощность и отчаяние.

Идею и композицию подчеркивает колорит картины. Для мрачного сюжета художник подобрал неяркие приглушенные тона. В пейзаже преобладает сильно приглушенная охра, пыльная зелень. Низкое хмурое небо выполнено в оттенках серого. Ни единого просвета нет между облаками. Одежда слепых таких же блеклых тонов, как и окружающая природа – все та же палитра серого. Художник сумел подчеркнуть цветом динамическую диагональ. Напряжение нарастает вместе с цветом. Глухие плащи двух последних мужчин выполнены в наиболее спокойных и темных оттенках. У обрыва же мелькают вспышки ослепительно-белых чулок и чепцов, им вторит грязный белый плащ третьего слепого. Одеждой самых ярких тонов – красный, зеленый, оранжевый – наградил художник поводыря, столь бесславно окончившего свой путь. Яркой охрой светится глина у обрыва.

Эта картина – одно из последних и самых известных произведений Питера Брейгеля. В этой работе он показал себя зрелым художником. Умелая техника письма и мастерское использование живописных приемов сочетаются здесь с драматизмом и глубиной сюжета.

Биография мастера

Точное время, так же как и точное место рождения  этого художника неизвестны. Исследователи его творчества называют период между 1525 и 1530-м годами, а местом рождения считают город Бреда или деревушку Брёгел близ Брабанта.

Он появился на свет в простой крестьянской семье и свое прозвище получил, как тогда и было принято, от названия поселка, но его сыновья получили его уже как полноценную фамилию.

Каким образом и при каких обстоятельствах он попал в Антверпен неизвестно, но достоверно известно, что он учился живописи в мастерской у Питера Кука ван Альста, известного живописца того времени, который пользовался расположением самого короля и писал для королевской галереи.

В 1551 году появилась первая запись, упоминающая о вступлении Питера Брейгеля в гильдию живописцев имени Святого Луки. В это же время он поступил на работу к граверу и живописцу Иерониму Коку, занимавшемуся печатанием и распространением гравюр.

Через год молодой живописец отправился в Италию, поскольку, только посетив эту страну и прослушав курс лекций у итальянских художников можно было считаться полноценным мастером. Там он должен был создать серию гравюр, посвященных итальянским пейзажам и античным памятникам.

Но на юного живописца красоты Италии не произвели особого впечатления, он практически не встречался с художниками, кроме Джулио Кловио, известного миниатюриста, поразившего Питера своими работами,  и уже через год вернулся в Нидерланды.

Вскоре после возвращения (1555-1558) он предлагает широкой публике свое первое большое полотно «Падение Икара». Картина изображает гибнущего молодого Икара в пучине морской, ее можно рассматривать как предупреждение о ом, что человек не может совершить то, что доступно лишь Богу.

Падение Икара

На картине Брейгеля стоят и смотрят на падение героя пастух, рыбак и крестьянин. Но они не восхищаются смелостью и удалью мифологического персонажа, они полностью поглощены своими делами.

В творчестве и молодого, и более зрелого Брейгеля будет постоянно прослеживаться вопрос: люди – слепы и глухи к чужим страданиям или они полностью подчинены воле Бога и не могут мыслить и действовать самостоятельно? Это время Питер продолжает работать в граверной мастерской «Четыре ветра», где по его эскизам были создано много известных доныне гравюр. Но хозяин мастерской не гнушался мошенничества, он подделывал подписи знаменитых художников под своими произведениями. Так, например, под гравюрой, выполненной по рисунку Брейгеля «Большие рыбы поедают малых», был поставлен автограф самого Иеронима Босха.

Большие рыбы поедают малых

Здесь же в 1557 году мастер создает свою знаменитую подборку гравюр «Семь смертных грехов», изображающих проявления этих людских пороков в безобразном и отталкивающем виде.

В 1563 году Питер сочетается браком  по самой страстной любви с дочерью своего учителя ван Альста — Марии или Майкен, как ее называли, и с молодой женой они переселяются в Брюссель.

Здесь в 1565 году Питер нарисовал серию картин для календаря, посвященных разным месяцам года. От этой серии до наших дней сохранилось только пять полотен,  на которых запечатлены пейзажи, посвященные разным временам года.

Питер Брейгель был уже состоявшимся художником, когда в Нидерланды вошла армия под управлением герцога Альбы, и на его Родине воцарился террор и страх перед властью и  жестокими иноземцами. Альба за время своего правления приговорил к позорной казни через повешение более сорока тысяч еретиков. Все приговоры суда строились на слухах и доносах.

В это время Брейгелем пишется картина «Сорока на виселице», в которой он прямо указывает на свое желание уничтожить всех болтливых «сорок», которые своими словами привели людей к смерти.

Умер живописец, не дожив до старости, в 1569 году там же, где и жил, в Брюсселе, там он и похоронен в церкви Нотр Дам де ла Шапель.

Более трети сохранившихся полотен Питера Брейгеля Старшего находятся в музеях  Вены. В нашей стране полотен этого художника нет.

«Пьяницу заталкивают в свинарник» (1557), частная коллекция

До реставрации

Самое раннее на этой выставке и одно из двух самых ранних живописных творений Питера Брейгеля Старшего — тондо «Пьяницу заталкивают в свинарник» («Пьяница, запираемый в свинарнике») было написано в 1557 году маслом на деревянном диске диаметром 18 см. Это довольно загадочная картина, которую мало кто видел даже в среде известных специалистов. До 2001 года она находилась в семейной коллекции в Брюгге, а едва появившись, в 2002 году опять была продана в частное владение на аукционе Christie’s (£3,3 млн). Что касается атрибуции 2000 года, то она не вызывает сомнений, поскольку при помощи рентгена была найдена подпись «Брейгель» MDLVII (1557). А вот таким длинным и странным названием, которое, вероятно, появилось в XVII веке, картина обязана подписи на скопированной с нее гравюре (этот сюжет многократно копировался в разных вариантах как картина, рисунок и гравюра): «Те, кто любит пьяных свиней, тратят впустую свое время в «доме Венеры» и в конце концов оказываются в жалком положении и попадают в свинарник».

«Пьяницу заталкивают в свинарник», 1557, дерево, масло, 18 см, частная коллекция
Слева — гравюра, подпись на которой дала название этой картине

Культурные ссылки

В фильме Ардженто , синдром Стендаля , Анна Манни факт дискомфорта путем пропитки ткани Брейгеля подвергается в Уффици во Флоренции. Эта сцена стала спусковым крючком для художественного фильма. Затем картина несколько раз появляется в фильме.

В фильме Человек , который упал на Землю , Николас Роуг , кажется, дает нам свою интерпретацию «Падение Икара» на Брейгель . Он показывает нам в начале своего фильма инопланетянина Дэвида Боуи, врезающегося в землю посреди озера. Далее мы видим Бак Генри (псевдоним Оливер Фарнсворт), который управляет бизнесом Томаса Джерома Ньютона ( Дэвид Боуи ), как пахарь на переднем плане картины, поглощенный своей работой. Сразу после этого нам показывают Рипа Торна (он же Натан Брайс), перелистывающего страницы книги: «Шедевр в красках и поэзии» (на книге выбито название компании мистера Ньютона «Мировое предприятие»). Затем камера показывает нам картину, затем письменную интерпретацию картины, а затем приближает деталь ноги Икара, которая только что приземлилась на поверхность воды. Если здесь режиссер превращает свою историю в бездну, он также дает нам интерпретацию картины, аналогичную картине Роджера Болдуина . Болдуин мог видеть в фигуре пахаря на переднем плане аллегорию надежды или надежды, противопоставленную аллегории падения, отголосок первоначального падения, которое составляет фон страданий павшего человека, обреченного на искупление своей воли. через его работу. Действительно, после того, как мы обнаружили картину, ее интерпретацию и детали ступни, мы возвращаемся к г-ну Ньютону по телефону, полностью обсуждая: «Нет, нет, я хочу, чтобы вы немедленно начали переговоры с Eastman Kodak . »

Упоминания в других СМИ

Картина представлена ​​в Николас Роугфильм Человек, который упал на Землю (1976), где персонаж открывает книгу картин своему изображению. В описании на последней странице указано, что сцена остается спокойной, а падение практически не замечено.

Эрик Стил, чей фильм Мост (2006) документирует самоубийства двух десятков человек, которые спрыгнули с самых популярных в мире сайт самоубийства — в Мост «Золотые ворота — в течение 2004 года сравнивал изображения, сделанные в его документальном фильме, с изображениями Брейгеля. Пейзаж с падением ИкараПотому что смертельные прыжки проходят практически незамеченными прохожими.

Композитор Брайан ФернейхауКамерная работа 1988 г. La Chute d’Icare был вдохновлен картиной:

Колтрейн Гилман и Майкл Гнат * перед картиной Брейгеля. Круглый пошел колесо Фрэнк Черуцци; Режиссер Джанет Бентли. Фестиваль Broadway Bound 2019. Фото: Эмили Хьюитт. (* Любезно предоставлено Actors ‘Equity Association.)

Картина занимает видное место в картине Фрэнка Черуцци. антиутопия играть в Круглый пошел колесо (2019), где дети берут под свой контроль мир и используют картины и миф об Икаре как способ научить взрослое население высокомерие и опасности технологий.

Картина упоминается У. Х. Оден в его стихотворении 1938 года «Musée des Beaux Arts», в котором падение Икара воспринимается пахаром как «незначительный провал».

Картина также является предметом Тит Андроник песня «После просмотра пейзажа Брейгеля с падением Икара»:

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.

В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.

«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

«Путь на Голгофу» (1564), Вена

Картина «Путь на Голгофу» на выставке в Вене

Картина «Путь на Голгофу» была написана в 1564 году и входила в число полотен заложенных в 1566 году антверпенским коллекционером Никласом Йонгелинком (Niclaes Jonghelinck). А потому она проделала тот же путь, что и все остальные 16 шедевров — сначала попала в Прагу к Рудольфу II, а оттуда отправилась в Вену, где и пребывает до сих пор (с 1809 по 1815 год находилась в Париже, как наполеоновский трофей).

«Путь на Голгофу» (Крестный путь Христа), 1564, доска, масло, 124×170 см,Музей истории искусств, Вена
Процесс исследования

Это вторая по величине известная на данный момент картина Питера Брейгеля Старшего и единственная, сохранившая свой первоначальный формат. В экспозиции она была выставлена в специальной витрине, позволяющей рассмотреть ее тыльную сторону. Подойдя к витрине с другой стороны, все желающие могли «заглянуть за кулисы» и изучить конструкцию деревянной панели, на которой написана эта работа. Если честно, это очень впечатляет. Почему-то именно глядя на эти простые дубовые доски, вдруг понимаешь, что их касались руки самого Питера Брейгеля…

Картина «Путь на Голгофу» помещена в специальную витрину
Тыльная сторона картины «Путь на Голгофу»

Что касается сюжета картины, то, как не трудно догадаться, он повествует о пути на Голгофу. Но Брейгель не был бы Брейгелем, если бы не рассказал его как-то по-своему. Как всегда, действие происходит в его родных местах и в толпе одетых в средневековую одежду персонажей с трудом можно найти главного героя повествования. Хотя придавленный крестом Иисус находится в самом центре картины.  

Иисус Христос упал под тяжестью креста
Слева охранники вырывают Симона Киринеянина из рук жены
Справа вверху в толпе видна фигура Христа
Фламандский пейзаж
Дева Мария оплакивает участь сына

Внешние ссылки

  • Ресурсы изобразительного искусства

    (nl + en)  RKDimages

     :

Питер Брейгель Старший

Живопись Питера Брейгеля Старшего
Поклонение волхвов (1556 г.) · Речной пейзаж с притчей о сеятеле (1557 г.) · Пьяница, загнанная в логово свиней (1557 г.) · Падение Икара (1558 г.) · Двенадцать фламандских пословиц (1558 г.) · Битва при Карнавал и Великий пост (1559 г.) · Фламандские пословицы (1559 г.) · Детские игры (1560 г.) · Безумная Марго (около 1562 г.) · Две обезьяны (1562 г.) · Триумф смерти (около 1562 г.) · Падение мятежных ангелов ( 1562 г.) · Самоубийство Саула (1562 г.) · Вавилонская башня (1563 г.) · Бегство в Египет (1563 г.) · Поклонение волхвов (1564 г.) · Несение креста (1564 г.) · Христос и прелюбодейная женщина (1565) · Темный день (1565) · Избиение невинных (1565) · Жатва (1565) · Трава (1565) · Задние стада (1565) · Вино Сен-Мартен (ок. 1565)–68)· Снежные охотники (1565 г.) · Вифлеемская перепись (1566 г.) · Танец невесты на открытом воздухе (1566 г.) · Проповедь Иоанна Крестителя (1566 г.) · Поклонение волхвов в зимний пейзаж (1567) · The Con версия Св. Павла (1567 г.) · Земля изобилия (1567 г.) · Свадебная трапеза (1567 г.) · Танец крестьян (около 1567 г.) · Нищие (1568 г.) · Крестьянин и грабитель гнезда (1568 г.) · Притча о слепом (1568) · Сорока на виселице (1568) · Мизантроп (1568) · Три солдата (1568)
  • Портал живописи
  • Портал эпохи Возрождения
  • Портал греческой мифологии
  • Брюссельский портал

«Притча о слепых». Питер Брейгель

Картина Брейгеля – не единственный сюжет в искусстве на тему незрячих. Образ слепого прочно утвердился в мифологии как аллегория невежества, нетерпимости к чужому мнению, зашоренного сознания. Но в то же время часто незрячий выступает как олицетворение веры (не зря ее часто называют слепой). Так, еще в Библии встречается притча про слепого Вартимея. Человек обретает зрение благодаря своей безграничной вере. Широко известна древнеиндийская история «Слепые и слон». Притча рассказывает о трех людях, которым дали дотронуться до различных частей тела слона, на основании чего каждый вынес вердикт, как выглядит животное, и каждый из них был не прав. Произведение Брейгеля, согласно общепринятому толкованию, основано на библейских строках: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». В картине мы видим буквальную иллюстрацию этого.

На фоне безмятежного сельского пейзажа шествует процессия из шести мужчин. Одеты они небогато, на груди одного из них крест, как символ упования на Бога. Слепые движутся по плотине, но не замечают, как дорога делает поворот. И вот их лидер, оступившись, падает в воду. Второй мужчина, не удержавшись, летит за ним. Третий еще не понимает, что происходит, но положение его уже неустойчиво. Последние еще не ведают об уготованной участи, но все они неминуемо окажутся в воде, ведь слепой, следующий за слепым, обречен.

«Безумная Грета» (1563), музей Майер ван ден Берг, Антверпен

Старинная легенда гласит, что во времена восьмидесятилетней войны жила в Нидерландах бедная крестьянка Грета. Оба её сына погибли, муж спился и пропал, а в одно «прекрасное» утро пропала и любимая сковородка. Это уже был перебор, и Грета захотела во что бы то ни стало вернуть ее назад. Будучи хорошей христианкой, она точно знала, что сковородки есть в аду, и решила отобрать себе одну штуку у чертей. Поскольку в стране шла война, ворота ада найти было несложно, и, сняв доспехи с убитого солдата, Грета отправилась в ад.

Картина «Безумная Грета» на выставке в Вене
Главное внимательно слушать экскурсовода!

В центре картины расположена героиня фламандского фольклора — Безумная Грета, которая, являясь воплощением жадности, в порыве безумия штурмует ад. Ее долговязая воинственная фигура в тряпье, доспехах и каске выглядит очень трагикомично. Глаза выпучены, рот открыт,  в руках сковородка и меч, а под ногами вертятся вылезшие из пасти ада существа в стиле Иеронима Босха. Сюрреалистичную картину завершают люди, которые бьются за золото на фоне ярко красного неба. При этом они не знают самого главного. То что им кажется золотом — на самом деле всего лишь отходы жизнедеятельности гиганта.

Пасть ада и Безумная Грета во всей красе
Исчадия ада в стиле Босха

Описание

Пейзаж с падением Икара, ок. 1590–95, дерево, масло (63 на 90 см (25 × 35 дюймов)), Круг П. Брейгеля Старшего, Музей ван Бюрен, Брюссель, Бельгия

В Греческая мифология, Икар удалось летать с крыльями, сделанными его отцом Дедал, используя перья, закрепленные пчелиный воск. Не обращая внимания на предупреждения отца, Икар решил подлететь слишком близко к солнцу, растопив воск, упал в море и утонул. Его ноги можно увидеть в воде чуть ниже корабля. Солнце, уже наполовину зашедшее на горизонте, далеко; полет даже близко не подошел. Дедал не появляется в этой версии картины, хотя он все еще летает в картине ван Бюрен (см. Ниже).

Пахарь, пастух и рыболов упоминаются в рассказе Овидия о легенде; они: «изумлены и думают, что боги приближаются к ним через эфир», что не совсем то впечатление, которое дает картина. Пастух, смотрящий в воздух, вдали от корабля, можно объяснить другой версией композиции (см. Ниже); в оригинальной работе, вероятно, также была фигура Дедала в небе слева, на которую он смотрит. Есть еще фламандский пословица (типа того, что изображено в других работах Брейгеля): «И фермер продолжал пахать …» (En de boer … hij ploegde voort), указывая на незнание людей страданиями ближних. Картина может, как предполагает стихотворение Одена, изобразить безразличие человечества к страданиям, подчеркнув обычные события, которые продолжают происходить, несмотря на незаметную смерть Икара.

Хотя мировой пейзаж, вид работы, в которой заглавная тема представлена ​​маленькими фигурками вдали, была устоявшимся видом в Ранняя нидерландская живопись, впервые Иоахим Патинер, чтобы иметь гораздо более крупный несвязанный «жанр»фигура на переднем плане оригинальна и представляет собой своего рода удар по возникающим иерархия жанров. Другие пейзажи Брейгеля, например Охотники в снегу (1565) и другие в этой серии картин, показывающих времена года, показывают жанровые фигуры на приподнятом переднем плане, но не такие большие по сравнению с размером изображения, ни с предметом из «более высокого» класса живописи на заднем плане.

Однако картины антверпенского художника того же периода Питер Аэрцен были большие кухонные или рыночные жанровые сцены с большими фигурами на переднем плане, а на дальнем фоне виднелась сцена из Жизнь Христа. Придание большего внимания «низкому» предмету, чем «высокому» в одной и той же работе является особенностью некоторых Северный маньерист искусство, часто называемое «маньеристской инверсией». Традиционная мораль истории Икара, предостерегающая от чрезмерных амбиций, подкрепляется (в буквальном смысле) более скромными фигурами, которые кажутся довольными своей полезной сельскохозяйственной ролью в жизни.

Сюжет

В основе картины лежит сюжет, который был взят из мифологии древних греков. Островом Крит правил достославный Минос. В плену владыки были Дедал, великий изобретатель, и его сын Икар. Пленники мечтали покинуть остров, но для этого нужно было как-то пересечь море. Дедал смог смастерить крылья для своего отпрыска, с помощью которых можно было перелететь через морские просторы. Отец предостерег своего сына о том, что подниматься слишком высоко нельзя, так как перья на крыльях скреплены воском, который легко расплавиться под солнечным жаром. Но Икар не послушал отца. Он полетел прямо к солнцу. Это было большой ошибкой. Воск на крыльях растаял, что привело к гибели Икара в пучине моря. Древнегреческий поэт Овидий описал миф о Дедале и Икаре в своих «Метаморфозах». Брейгель, без сомнений, был знаком с его творчеством.

Упоминания в других СМИ

Картина показана в фильме Николаса Роуга « Человек, который упал на Землю» (1976), где персонаж открывает книгу картин перед его изображением. В описании на последней странице указано, что сцена остается спокойной, а падение практически не замечено. Картина также фигурирует в романе Уолтера Тевиса, на котором основан фильм. Персонажи Ньютона и Брайса обсуждают картину ближе к концу четвертой главы.

Эрик Стил, чей фильм Мост (2006) документов самоубийства два десятка людей , которые прыгали от мира , наиболее популярного сайта самоубийства — The Golden Gate Bridge — в течение 2004 года, по сравнению изображений , снятых в документальном к таковым из Брейгеля Пейзажа с Падение Икара , потому что роковые прыжки проходят практически незаметно для прохожих.

Камерная работа композитора Брайана Фернейхау La Chute d’Icare в 1988 году была вдохновлена ​​картиной:

Колтрейн Гилман и Майкл Гнат * перед картиной Брейгеля. Фрэнк Керуцци «Вращал колесо »; Режиссер Джанет Бентли. Фестиваль Broadway Bound 2019. Фото: Эмили Хьюитт. (* Любезно предоставлено Actors ‘Equity Association.)

Картина занимает видное место в антиутопической пьесе Фрэнка Черуцци, « Вокруг зашла в колесо» (2019), где дети берут под свой контроль мир и используют картину и миф об Икаре как способ научить взрослое население высокомерию и опасностям технологий.

Картина была включена в сериал 1980 года « 100 великих картин» .

Картина упоминается У.Х. Оденом в его стихотворении 1938 года «Musée des Beaux Arts», в котором падение Икара воспринимается пахаря как «незначительный провал».

Картина также является предметом песни Тита Андроника «При просмотре пейзажа Брейгеля с падением Икара»:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: