Жанры в символизме
Символизм раздвинул границы натурализма и реализма
В работах мастеров этого стиля не стоит заострять внимание на достоверности изображения объектов. Художники старались передать то, чего нельзя увидеть глазом
Изображение природы на полотнах пейзажистов-символистов осложнено стремлением достичь достоверности в передаче реальности и настроения автора, вызванного раздумьями о вечном, в равной степени.
В картинах Исаака Левитана, например, об этом свидетельствуют названия. Глядя на «Вечерний звон» зритель слышит звуки колокола. Запечатленный на холсте закат не основная тема. Картина «Над вечным покоем» могла бы быть названа «Над рекой».
Портретистов, по-прежнему добивавшихся точного сходства черт лица на изображении с оригиналом, мало интересовала одежда человека, его социальное положение и достаток
Большее внимание уделялось внутреннему состоянию – духовной сущности личности, запечатленной на портрете. Мастеров интересовала судьба человека, как результат жизненного пути
Художников в целом объединяет то, что они постигают суть изображаемых объектов, исходя из личных качеств – опыта и мироощущения. Это обстоятельство служит цивилизации, давая огромный выбор из разнообразия художественных работ, отличающихся по глубине и степени таланта. Каждый сможет найти «своего» мастера или шедевр по душе.
Определение термина
Символизм – это направление в литературе, которое сформировалось в России в конце XIX века. Он вместе с декадентством был порождением глубокого духовного кризиса, но явился ответом на естественный поиск художественной правды в направлении противоположном реалистической литературе. Это течение стало своеобразной попыткой уйти от противоречий и реальной действительности в область вечных тем и идей.
Родиной символизма стала Франция. Жан Мореас в своем манифесте «Le symbolisme» впервые дает название новому течению от греческого слова symbolon (знак). Новое направление в искусстве опиралось на работы Ницше и Шопенгауэра, «Душу мира» Владимира Соловьева.
Символизм стал бурной реакцией на идеалогизацию искусства. Его представители ориентировались на опыт, который оставили им предшественники.
Важно! Это течение появилось в непростое время и стало своеобразной попыткой бегства от суровой действительности в идеальный мир. Возникновение русского символизма в литературе связывают с выходом сборника русских символистов
В него вошли стихи Брюсова, Бальмонта и Добролюбова.
https://youtube.com/watch?v=EMe4l-SvpCE
Абстракционизм (лат. abstractio — отвлечение)
Этот стиль подразумевает отвлечение от фигуративной или предметной живописи, поэтому его еще называют беспредметным искусством. Это означает, что абстракционисты не рисуют людей, предметы или природу, поэтому в их картинах часто нет сюжета, а сами работы просто нумеруются, чтобы отличать одну из них от другой. Но и среди таких работ бывают чистые абстракции (полное отсутствие предмета и сюжета) и так называемые предметные абстракции (сюжет все же просматривается сквозь нагромождение непривычных взгляду фигур, линий или точек).
Абстракционисты пошли вразрез с традициями классической школы, сделавшей основной упор на изображении предметов строго по определенным канонам. Они отказались от сходства предмета и изображения в пользу экспериментов с формами и цветами.
Выдающимися деятелями этого стиля считаются В. Кандинский, К. Малевич, М. Ларионов, Н. Гончарова и некоторые другие. Одни из них придумывали свои направления и идеи, а других их развивали. Так, у истоков абстракционизма стоял В. Кандинский, осознавший, что цвета и формы можно изображать без привязки к предмету. К. Малевич придумал отдельное направление супрематизм, которое в дальнейшем подхватили его коллеги (А. Экстер, Л. Попова, И. Чашник и др.). М. Ларионов и Н. Гончарова развивали идеи придуманных Ларионовым лучизма и всёчества, С. Поляков работал с контрастными геометрическими цветовыми пятнами.
«Младшие» поэты-символисты
Ко второму поколению символистов относят стихотворцев, впервые начавших публиковаться в 1900-е годы. В их числе были как совсем юные авторы, например, Андрей Белый, Сергей Блок, так и солидные люди, к примеру, ученый Вячеслав Иванов, директор гимназии Иннокентий Анненский.
В Петербурге в тот период «центром» символизма была квартира на углу Таврической улицы, в которой в свое время жили М. Кузмин, А. Белый, А. Минцлова, В. Хлебников, бывали Н. Бердяев, А. Ахматова, А. Блок, А. Луначарский. В Москве поэты-символисты собирались в редакции издательства «Скорпион», главным редактором которого был В. Брюсов. Здесь готовили выпуски наиболее известного символистского издания — «Весы». Сотрудниками «Скорпиона» были такие авторы, как К. Бальмонт, А. Белый, Ю. Балтрушайтис, А. Ремизов, Ф. Сологуб, А. Блок, М. Волошин и другие.
Новая школа
Предшественниками символизма являются Ф. Тютчев и А. Фет, которые впервые заложили что-то новое в поэтической речи. Стих Silentium стал настоящим девизом русских писателей. Большой вклад в развитие течения внес В. Брюсов, именно он считал символизм новой школой. Согласно его мнению, это направление должно с помощью намеков загипнотизировать читателей.
Писатели в своем творчестве ставят акцент на личности и внутреннем мире художника, они разрушили концепцию критики. Начало символизму положили западноевропейские поэты, которые творили еще в стиле реализма. Им пытались подражать Блок, Брюсов, Сологуб. Но позже они смогли создать собственное течение, развить свои темы.
Предметы реального мира стали символами, с помощью которых выражались внутренние волнения. Учитывался зарубежный и отечественный опыт, но он подстраивался под новые требования. Еще одна особенность символизма — использование примет декадентства. Литературное направление было неоднородным. Образовалось два пересекающихся течения:
- старшие поэты;
- младшие символисты.
Отличительным признаком первых считался особый взгляд на содержание и роль стихотворений в обществе. По их мнению, образ символизма возник из-за развития словесного искусства. Содержание поэзии волновало их не так сильно, как ее художественное оформление.
Младосимволисты основывали свои взгляды на философских и религиозных трудах, в этом они расходились со старшими. Но была и общая черта — поэзия получила новое оформление. Благодаря одинаковым темам и образам поэты критически относились к реализму. В 1900-х годах оба направления тесно сотрудничали в рамках журнала «Весы». Здесь печатали стихотворения и их анализ.
Поэты по-разному воспринимали литературные цели. Если старшие считали писателя творцом только в художественной сфере, младшие выступали за изменение всего мира. Как говорил Брюсов, раньше была поэзия цветов, а теперь стало искусство оттенков. Хорошим примером отличий в разных течениях служит его стихотворение под названием «Младшим». В нем поэт обращается к противникам и расстраивается из-за того, что не видит мистики и гармонии, о которой они толкуют.
Символизм в музыке
Александр Скрябин (1871 — 1915) известен как блестящий русский пианист и композитор. Но не только. Еще его помнят за магию, окутавшую его во время спектаклей, представляя зрителю, казалось, всю мистику тайн Вселенной.
Он превратил аккорды в символы. Это стало «прометеевским» или «прометеевским» аккордом, который позже использовался другими композиторами.
Этот звуковой ансамбль был абсолютно революционным для своего времени. Когда музыковеды говорят о его музыкальных творениях, они вспоминают такие слова, как: дверь авангардной мысли, воздушность мелодии, кристалличность, поиск звезд и т.д.
Аккорд Прометея состоит из звуков: фа-диез, си-диез, ми, ля-диез, ре-диез, соль-диез.
Представители символизма и их картины
Три возраста женщины, Густав Климт
- Гюстав Моро (1826–1898) — один из отцов-основателей этого стиля в изобразительном искусстве. В своем творчестве он опирался на традиции романтизма, например, из творчества Эжена Делакруа, а также из мастеров эпохи Возрождения: да Винчи и Мантеньи. Он был вдохновлен мифологией и рисовал на холсте образы снов и странных видений. Известные произведения: «Фракийская девушка с головой Орфея на лире», «Фаэтон», «Эдип и Сфинкс» и др.
- Густав Климт (1862-1918), несомненно, является одним из самых важных представителей этого направления. Большинство его картин наполнены лирическим и декоративным смыслом и изображают роковых, молодых, рыжеволосых и чувственных женщин. В символическое наследие входят произведения: «Поцелуй», «Три возраста женщины», «Афина Паллада» и другие.
- Одилон Редон (1840-1916) — один из основоположников этого стиля. Знаковые работы этого французского художника можно разделить на две категории. Первый — это веселые и красочные мифологические истории. Второй — более мрачный, метафорический и тревожный. К наиболее известным картинам относятся: «Дух-хранитель вод», «Улыбающийся паук», «Циклоп».
- Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824 — 1898) был французским художником-символистом, прославившимся такими работами: «Девушки на море», «Надежда», «Священный лес».
- Фернан Кнопф (1858-1921) — основатель группы Les XX, ведущего объединения искусства символизма в Бельгии. Одно из самых интригующих произведений Кнопфа — «Искусство или нежность сфинкса», в котором использована тема из рассказа Бальзака о любви странствующего наполеоновского солдата к пантере, которую он встретил в египетских пустынях.
- Кроме того, группа французских художников-наби попыталась приблизить импрессионизм к символизму, чтобы их можно было считать причастными к этому стилю.
Особенности символизма в литературе
Символы создают глубину
Символ, как предмет, может иметь два смысла: прямой и переносный. Но именно последний вносит более глубокое значение в текст.
Понимание произведения через толкование символов
Символы переплетены с текстом, что вызовет интерес у читателя. Это заставит его попытаться понять символы, только после этого он сможет понять глубокий смысл и значение произведения, но и мысли писателя.
Творческие способности читателя
Он(а) проявляют своё собственное воображение, что делает произведение более запоминающимся. Одновременно это помогает человеку улучшить навыки чтения.
Универсальность смысла и величие темы и персонажей
За счёт символов смысл становится более глобальным и универсальным
Темы и персонажи превращаются во что-то более важное и значимое чем сама жизнь
Новые веяния
В 1901-1904 гг. начался новый этап в истории символизма, и он совпал с революционным подъемом в России. Навеянные в 1890-х годах пессимистические настроения сменились предчувствием «неслыханных перемен». В это время на литературной арене появились младосимволисты, являющиеся последователями поэта Владимира Соловьева, который видел старый мир на грани гибели и говорил, что «спасти мир» должна божественная красота посредством соединения небесного начала жизни с материальным, земным. В произведениях поэтов-символистов стали часто фигурировать пейзажи, но не как таковые, а в качестве средства, позволяющего выявить настроение. Так, в стихах постоянно встречается описание томительно-грустной русской осени, когда не светит солнце или же бросает на землю только блеклые печальные лучи, падают и тихо шуршат листья, а все вокруг окутано колышущейся туманной дымкой.
Также любимым мотивом «младших» символистов был город. Они показывали его как живое существо со своим характером, со своей формой. Часто город представал как место ужаса, безумия, символ порока и бездушия.
Экспрессионизм (лат. Expressio — выражение)
Истерзанные революциями и войнами 20-го века люди, испытывали тяжелейшие эмоции. У художников этого поколения возникла острая необходимость выражения этих эмоций, демонстрации своих страхов, разочарования, ощущения изуродованности мира. По этой причине картины экспрессионистов часто создавались с помощью темных или кричащих тонов, с помощью грубых мазков и искаженных линий. Сами сюжеты могли передавать боль, отчаяние или крик художника. Так, у Х. Сутина эта боль и ощущение уродливости мира выражались через изображение многочисленных туш животных, темно-красные оттенки, у Ю. Анненкова — через изломанные линии и темные тона, у А. Явленского — через кричащие тона и угловатые формы. Еще интереснее работы М. Ротко, который изображал только цветовые поля, но с их помощью выражал сильнейшие эмоции и вызывал аналогичные эмоции у зрителей.
Примеры картин известных русских художников в стиле экспрессионизма
Картина Х. Сутина «Бычья туша». Около 1923 г.
Картина А. Явленского «Женщина с зеленым веером». 1912 г.
Картина М. Ротко «№ 1 (Королевский красный и голубой)». 1954 г.
Выше мы рассмотрели лишь основные стили, в которых работала большая часть известных русских художников. Заметим, что для многих из них характерны продолжающие течения с приставками «нео», «пост», «прото» и другими (неопримитивизм, постмодернизм, протоимпрессионизм и т.д.). Возникали они либо по причине того, что данный стиль требовал для дальнейшего развития чего-то нового, либо на волне возрождения интереса к нему.
Также нужно учитывать, что многие русские художники не творили в одном стиле. Они экспериментировали с разными направлениями, смешивали их друг с другом или брали их отдельные элементы. Все это приводило к индивидуализации стилей и рождению новых направлений. Кроме названных выше к ним можно отнести, например, кинетическое искусство А. Певзнера, мистический сюрреализм П. Челищева, нонконформизм Е. Чубарова, концептуализм И. Кабакова и другие стили.
Работа А. Певзнера «Два конуса в одной плоскости» в стиле кинетического искусства. 1936 г.
Инсталляция И. Кабакова «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» в стиле концептуализма. 1985 г.
Картина Е. Чубарова «Танец» в стиле нонконформизма. 1981 г.
Список основных поэтов, представляющих символизм в литературе
- Иннокентий Анненский;
- Валерий Брюсов;
- Зинаида Гиппиус;
- Федор Сологуб;
- Константин Бальмонт;
- Александр Тиняков;
- Вильгельм Зоргенфрей;
- Александр Добролюбов;
- Виктор Стражев;
- Андрей Белый;
- Константин Фофанов;
- Вячеслав Иванов;
- Александр Блок;
- Георгий Чулков;
- Дмитрий Мережковский;
- Иван Коневской;
- Владимир Пяст;
- Поликсена Соловьева;
- Иван Рукавишников.
Символизм
— первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме
принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами
» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм
влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма
— «младосимволизм».
Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты
.
- «Старшие» символисты
воспринимали символизм
в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей. - «Младшие» символисты
воспринимали символизм
в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм
— философия, преломленная в поэтическом сознании.
Философия и эстетика символизма
складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам
философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты
противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов
— подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов
теоретика Вячеслава Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.
Категория музыки
— вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами
в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов
как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов
порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.
Символизм
обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты
придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт , В. Брюсов , И. Анненский , А. Блок , А. Белый
. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.
Символизм
пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты
на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм
сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.
Николай Рябушинский
Значительную роль в творчестве художников «Голубой розы» сыграл знаменитый русский меценат, основатель журнала «Золотое руно». Рябушинского нередко называют организатором объединения. Именно он основал первую выставку, после чего о «голуборозовцах» заговорили в Москве и Санкт-Петербурге.
Главным детищем мецената в ту пору стал журнал «Золотое руно». Этот проект нельзя было назвать коммерческим. Рябушинский больше вкладывал в него, нежели получал. Издание включало красочные иллюстрации, каждая страница была украшена золотыми вставками. Вышло более тридцати номеров. Причем четкой концепции журнал не имел. В нем публиковали свои произведения Леонид Андреев, Константин Бальмонт, Иван Бунин, Федор Сологуб, Корней Чуковский. Первые номера посвящались творчеству членов союза «Голубая роза».
Теория символа
В области художественной формы стихотворения символисты проявили новаторский подход. Он имел очевидные связи не только с предшествующей литературой, но и древнерусской и устным народным творчеством. Их творческая теория утвердилась на понятии символа. Символы это распространенный прием, как в народной поэзии, так и в романтическом и реалистическом искусстве.
В устном народном творчестве символ – выражение наивных представлений человека о природе. В профессиональной литературе – средство выражения социальной позиции, отношения к окружающему миру или конкретному явлению.
Приверженцы нового литературного направления переосмыслили значение и содержание символа. Они понимали его как некий иероглиф в иной действительности, который создается воображением художника или философа. Этот условный знак осознается не разумом, а интуицией. Исходя из этой теории, символисты считают, что видимый мир не достоин пера художника, это лишь невзрачная копия мистического мира, путем проникновения в который становится символ.
Поэт выступал как шифровщик, прячущий смысл стихотворения за иносказаниями и образами.
Картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890) часто иллюстрируют начало символистского движения.
Философия
Символизм в культуре занимает двоякое положение. С одной стороны, он носит переломный характер (изменение прошлых норм и правил в искусстве), а с другой сам стал классикой, на которую до сих пор опираются многие творцы. Более того, его же нововведения были подвергнуты переоценке и критике акмеистами. Они пропагандировали естественность и простоту образа, отрицали насыщенность и непонятность символистских стихов. Это течение, в отличие от других, рассматривало не просто обыденную жизнь человека, а его сложные моменты и переживания, и обывателю не были близки эти темы. Кроме того, некоторые проявления течения смотрятся искусственно и слишком уж эстетично, поэтому некоторые художники и поэты не разделяли восхищения начитанных интеллектуалов и боролись за упрощение искусства.
Что касается наследия символизма, то здесь стоит отметить, что именно это течение принесло за собой новые идеи и образы. Оно сменило бесчувственный и прозаичный реализм. Каждый поэт старался смысл всего произведения поместить в какой-либо символ. Но его было не так просто найти и понять, поэтому такие игры со словом «были по вкусу» не многим.
К символистской поэтике принято относить:
- Знак, символ. В каждом произведении этого течения заложен незаурядный, подчас обескураживающий смысл. Чаще всего, он связан именно с символом. Читателю необходимо его найти и понять, разобрать и декодировать посыл автора.
- Элитарный характер. Символист обращается не ко всему обществу, а к избранным, способным понять идею и прелесть произведения.
- Музыкальный характер. Главная особенность произведений символизма — музыкальность. Поэты специально старались «насытить» свой материал повторами, ритмами, правильной интонацией и звукописью.
- Мифопоэтика. Символизм и миф объединяет то, что смысл всего произведения заключается в символе.
Советский поэт и писатель Андрей Белый утверждал, что символизм – это не просто течение. Это своеобразное миропонимание. Он черпал вдохновение у Фридриха Ницше, Иммануила Канта, Артура Шопенгауэра и Владимира Соловьева. На основе этого он строит «метафизику символизма», наполняя изящную форму глубоким философским смыслом. Творчество он считал новым мышлением, на его языке он общался с миром и постигал таинства идей, ранее не доступных человечеству, которое еще не открыло для себя символы, как универсальный язык.
Практика
Давайте пройдём небольшой тест.
1. На какой из этих картин цветы наделены символикой?
2. На какой из этих картин зеркало наделено символикой?
Ответ
Если на оба вопроса Вы ответили «справа», значит Вы уже легко считываете наличие символов в произведении искусства.
Пояснения к ответам
В первом задании перед Вами были работы Пьера Огюста Ренуара и Яна Брейгеля Старшего.
Слева: Пьер Огюст Ренуар. Букет. 1866. Национальная галерея Вашингтона. Огюст-Ренуар.рф. Справа: Ян Брейгель Старший. Букет. 1606-1608. Старая Пинакотека в Мюнхене. Wikimedia Commons.
У Ренуара мы видим цветы, собранные на одном поле. Они оказались в одной вазе исключительно для того, чтобы художник запечатлел их красоту.
У Яна Брейгеля Старшего (не путать с его отцом Питером Брейгелем Старшим) в букете смешаны полевые и садовые цветы. Причём они собраны в разные сезоны. Даже экзотические растения среди них есть. То есть в реальной жизни их в один букет не соберёшь (по крайней мере, это было нереально в XVII веке).
Да, это выдуманный букет. Художник писал с натуры каждый цветок по отдельности. Вместе они в одной вазе никогда не стояли. А значит, изображены для передачи конкретного послания.
Во втором задании Вы видели работы Валентина Серова и Огюста Толмуша.
Слева: Валентин Серов. Портрет актрисы Ермоловой. 1905. Третьяковская галерея, Москва. Справа: Огюст Толмуш. Тщеславие. 1890. Частная коллекция. Vinograd.su.
Уже по названию понятно, что в картине французского художника зеркало символично и обозначает тщеславие. Тем более, что дама так недвусмысленно целует своё отражение.
У Серова же зеркало нужно лишь для построения композиции. Его рама участвует в раскадровке. В одном «кадре» корпус женщины изображён, как будто мы смотрим на неё прямо. А вот голова уже показана так, как будто мы смотрим на неё снизу вверх.
Это делает образ более сложным и величественным. Еще в зеркале отражается дальний верхний угол комнаты, что делает пространство глубже.
А какие символы в искусстве знаете Вы?
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Академизм (фр. аcademisme — традиционность)
Академизм фактически вырос из классицизма и пошел еще дальше в плане идеализации и шлифовки окружающего мира.
Русские академисты предпочитали создавать парадные портреты, картины на религиозные темы или салонные пейзажи. Часто для этих работ характерны изобилие фигур и планов, метафоричность сюжета, пышность и торжественность обстановки при высочайшем мастерстве исполнения. Среди русских художников назовем А. Иванова, К. Брюллова, Л. Лагорио, А. Харламова, Н. Чернецова, К. Крыжицкого и других. Некоторые из них даже в строгих рамках академизма умудрялись создать нечто оригинальное. Например, Г. Семирадский создал атмосферный античный жанр, перенеся античных героев на плэнер.
Параллельно с академизмом возник и так называемый салонный академизм. Сторонники этого направления также виртуозно владели всеми техниками академической школы, но часто создавали сюжеты с поверхностным замыслом или копировали свои удачные произведения, чтобы удовлетворить большой спрос аристократов на картины для украшения их интерьеров. Часто такие картины рисовались наспех и приносили большие доходы. Например, Ю. Клевер во многих случаях только дорисовывал картины своих помощников, Г. Семирадский собирал картины из отдельных фигур словно конструктор, а К. Маковский мог нарисовать картину за один раз. При этом все они имели прекрасный доход, а К. Маковский и вовсе считался одним из самых высокооплачиваемых живописцев эпохи.
Примеры картин известных русских художников в стиле академизма
Картина А. Иванова «Явление Христа народу». 1837-1857 гг.
Картина Л. Лагорио «Лафотенский остров». 1895 г.
Картина Г. Семирадского «Танец среди мечей».
Картина К. Маковского «Счастливая Аркадия».
Картина Ю. Клевера «Зимний пейзаж». 1914 г.
Характерные черты произведений символистов
Творчество символистов основано на идее о двух мирах: реальном и нечеловеческом мире, который можно разглядеть, если внимательно присмотреться к обыденным вещам. Непознаваемый человеком мир находится за рамками понимания и обладает божественным началом. По мнению приверженцев литературного течения, лишь избранные могут увидеть скрытые знаки и передать их другим людям через произведения искусства.
Отображение символистами своих удивительных открытий придавало их творчеству следующие отличительные черты:
- описание действительности через символы;
- разработка и применение звукописи как особого поэтического приема (использование различных фонетических приемов для усиления звуковой яркости речи, для символистов это могло быть повторение одних и тех же слов);
- использование символов-намеков, иносказаний;
- религиозные искания, особенно свойственный русскому течению символизма (например, поэт Дмитрий Мережковский придавал символу религиозное значение);
- отрицание реального мира, стремление выйти за его пределы.
Черты направления
Писатели смогли по-новому посмотреть на роль личности в жизни, творчестве и русской действительности. Такой интерес привел поэтов к расширению сознания, они старались понять индивидуальность человека. Характерные черты символизма:
- двоемирие;
- появление звукописи в поэзии;
- отражение реальности символами;
- постижение действительности с помощью мистики;
- религиозные искания;
- поэтика многоплановости и содержания;
- отрицание реального мира.
Писатели использовали интуицию для постижения действительности, старались в произведениях выразить чувственное восприятие жизни. Этому течению характерна постоянная смена масок и ролей, мистификация и артистичная игра. Поэты превозносили личность, но писали стихи на основе творческого пессимизма.