Факт №3
Между 1910 и 1939 годами Кандинский написал 10 полотен серии «Композиция». На сегодня сохранилось только семь, первые три погибли во время Первой мировой, хотя остались их чёрно-белые фотографии.
Вся серия – это преобразование ландшафтов и фигур в упрощённые, биоморфные, абстрактные силуэты. Сам же художник считал «Композицию VII» наиболее сложным своим произведением. Он полгода основательно готовился к работе, называя её «длительным созреванием». За это время Кандинский создал для картины более 30 предварительных набросков, но само написание «Композиции VII» заняло около 4 дней.
Эта картина считается многими поклонниками абстрактного искусства самым важным произведением ХХ века, в котором объединены темы Воскресения, Судного дня, Потопа и Эдемского сада. Однако, несомненно, это сложная работа, особенно для тех, кто плохо знаком с абстракционизмом.
Для непосвящённых поверхность «Композиции VII» просто полностью покрыта бесчисленными странными формами, некоторые из них яркие, а некоторые размытые. Тем не менее специалисты уверены, что картина может легко показаться «мазнёй» для тех, кто не желает работать над разгадыванием её тайн.
Композиция VIIФото взято с портала Государственная Третьяковская галерея
Старая история
Нина Кандинская в 1924 году. Фотография Гуго Эрфурта. Изображение: wikipedia.org
В 1921 году супруги навсегда покинули родину и уехали в Берлин, а через семь лет были лишены советского гражданства как «невозвращенцы». В последующие семьдесят лет Кандинский был под запретом в СССР: его картины изъяли из музеев, а статьи и книги попали под каток цензуры.
В Берлине пара жила замкнуто. С соотечественниками Василий и Нина почти не общались, зато каждый день ходили в кино: оба просто обожали кинематограф. Вскоре Кандинскому предложили работу в веймарском «Баухаусе» — школе, которая была на тот момент локомотивом современного искусства и дизайна, и он с радостью ухватился за эту возможность. Однако с приходом к власти Гитлера история повторилась: произведения Кандинского, объявленные «дегенеративным» искусством, были изъяты из музеев и публично сожжены, а сам художник был вынужден бежать во Францию.
В очередной эмиграции художник так и не стал «своим». Он не понимал ни слова по-французски, а Парижу был чужд язык абстракции. И все-таки именно в этом городе Кандинский нашел свое последнее прибежище, хотя и не успел увидеть крах нацизма. Он умер в 1944 году, за три дня до своего 78-летия. После его смерти Нина больше не вышла замуж, она бережно хранила наследие супруга, продавала и дарила его работы разным музеям, организовала мемориальные выставки…
А что же стало с Габриэль Мюнтер? После расставания с Кандинским она надолго забросила живопись и вела замкнутый образ жизни. Однако в годы нацизма, когда «дегенеративное» искусство было объявлено вне закона, рискуя головой, прятала архив и работы Кандинского в подвале собственного дома. А в 1957 году передала всю коллекцию в дар Мюнхенской городской галерее.
Так две разные, но одинаково самоотверженные женщины спасли наследие художника, которым теперь восторгается весь мир…
Кандинский решает стать художником
Профессиональная жизнь Василия стабилизировалась. Он работал в университете и работал в издательстве художественным руководителем.
До 1896 года в Москве открылась важная выставка импрессионистической живописи. На этой выставке Кандинский соприкоснулся с работами Моне (1840-1926) и был действительно впечатлен, в основном серией, в которой были представлены стога сена.
Когда ему было 30 лет, Василий принял решение, которое навсегда изменило его жизнь. Он отклоняет предложение о работе профессором Дерптского университета и решает бросить свою карьеру в области юриспруденции, чтобы посвятить себя искусству.
Затем он переезжает в Германию и занимается в студии Антона Азбе. Таким образом, он очарован живописью пейзажей на открытом воздухе, в то время как ему не нравится практика рисования живой модели.
Кандинский сближается с другими художниками и начинает свои эксперименты в живописи, злоупотребляя формами и цветами. В 1901 году он помог основать ассоциацию художников Die Phalanx ( Фаланга ), которая поставила под сомнение традиционное искусство и предложила новые способы творчества.
В 1904 году Кандинский познакомился с Габриэле Мюнтер, которая стала его второй женой.
Как блестящий юрист стал неумелым художником
Ещё будучи студентом, он отправился в Вологодскую область познакомиться с необычными коми. Их ещё называли зырянами. Это было этнографическое исследование. Когда Кандинский прибыл в зырянскую деревню, одна семья пригласила его в свою избу. Он вошёл и поразился: вся мебель и утварь была покрыта причудливыми росписями.
Разноцветные круги, орнаменты, фигурки животных и людей. Хозяин дома пояснил, что это нарисованы… песни. И что они помогают в хозяйстве.
Предметы быта зырян. Музей Коми.
А потом научил его петь, стоя прямо перед расписной печью и… «входить» в картины. У будущего художника были странные галлюцинации, как будто он и вправду стоит внутри рисунка: вот впереди дикий зверь, а позади – дерево.
Это было что-то вроде самогипноза, искажающего восприятие действительности. Песня, мелодия соединились с изображениями.А через несколько лет Василий Кандинский попал на выставку Клода Моне в Москве (1895 г.)
Он подошёл к одной из картин и не мог понять, что на ней изображено. Ему стало не по себе: зачем художник так искажает форму! Зачем от заставляет зрителя напрягаться, дабы понять, что это.
Василий Васильевич посмотрел в каталог: это был «Стог сена».
Клод Моне. Стог сена на закате возле Живерни. 1891 г. Музей изящных искусств, Бостон, США. wikiart.org
Значит, вот это нечто красно-сиренево-охристого цвета – стог сена? Его мозг отказывался эту «ерунду» воспринимать всерьёз. Но ощущения были невероятно интересными.
Ещё несколько дней после выставки он только и видел перед собой эту картину. Это было похоже на… влюбленность… в сочетание цветов.
Какая к черту юриспруденция! Он хочет быть художником. 2 года он проучился в частной студии. Прямо ему не говорили, что у него нет способностей: все-таки он платил деньги за учебу. Но тихо посмеивались: рисунок его был плох, фигуры людей никак не получались.
Так что постепенно он перешёл на одни пейзажи. Но и тут у более талантливых художников нашёлся повод посмеяться. Над его аляпистыми пятнами, из которых получался пейзаж.
Василий Кандинский. Зимний пейзаж. 1909 г. Эрмитаж.
Кандинскому все это было неприятно. Но не бросать же живопись из-за этого! Он решил поехать учиться в Мюнхен. В надежде, что там к его пейзажам отнесутся лучше.
Интересные факты
№1. В 1926 году в Чинли, штат Аризона, родился Дэвид Паладин, будущий солдат-картограф. В военные годы его взяли в плен, и молодой человек оказался в концлагере. Он терпел все возможные издевательства, пока однажды узников не освободили. Поскольку Паладин не проявлял признаков жизни, его в числе сотен других повезли хоронить. В пути солдат зашевелился. В срочном порядке его доставили в госпиталь.
Василий Кандинский во Франции
Два с половиной года молодой человек пробыл в коме, а когда пришел в сознание, представился Василием Кандинским на чистом русском языке. В доказательство честности произнесенных слов теперь уже бывший солдат нарисовал картину, которую искусствоведы сочли подходящей стилю великого абстракциониста.
Выйдя из госпиталя, Дэвид, получивший прозвище Новый Кандинский, продолжил рисовать, устроился преподавателем в колледж искусств Аризоны, а потом открыл собственную школу. Под подписью Кандинского он написал более 130 полотен.
Василий Кандинский в старости
Говорят, что однажды Паладина ввели в гипноз. Он рассказал о «своей» биографии: родился в Москве в семье коммерсанта, учился в Одессе, имел трех жен. И все это – голосом Кандинского. В конце сеанса молодой человек произнес:
№2. Кузен Василия Кандинского, Виктор, — прославленный психиатр, единственным пациентом которого был он сам. В 30 лет у Виктора произошел первый приступ болезни, которая позже стала известна как шизофрения. Психиатра мучили звуковые и образные галлюцинации, бред, синдром «открытых мыслей». Он, осознав, что не здоров, начал исследования. На их основе Виктор Кандинский написал трактаты «О псевдогаллюцинациях», «К вопросу о невменяемости», которые доказали, что шизофрения поддается лечению.
Психиатр Виктор Кандинский
Правда, на практике биография больного имела печальный конец — во время очередного приступа психиатр вел такую запись:
Виктор умер в 40 лет.
№3. Василий Кандинский писал стихи в прозе. В 1913 году вышел сборник «Звуки», куда вошли семь произведений.
Оскар Кокошка и «Невеста ветра» (1913–1914)
Фото: Художественный музей, Базель
Австрийский художник-экспрессионист прожил долгую жизнь – 94 года, но ему часто припоминают историю, которая случилась в ранней молодости и следствием которой стала известная картина «Невеста ветра». В 1911 году молодой художник влюбился в одну известную светскую даму, жену знаменитого композитора и дирижера Густава Малера – Альму. Признанная красавица, известная тем, что крутила романы только с самыми известными и талантливымм людьми своего времени, не просто вскружила ему голову, а довела буквально до безумия.
После смерти мужа Альмы Оскар собирался на ней жениться и очень хотел иметь детей, но даму такая одержимость испугала, художник сильно ее ревновал, изводил истериками. Правда, она пообещала выйти за него замуж, если он создаст настоящий шедевр. Кокошка измерил кровать любимой женщины, ровно такого же размера вырезал холст и принялся за работу. Это действительно было совершенно новое слово в искусстве, картину сразу же купили за большие деньги. Оскар на вырученную сумму приобрел лошадь и ушел добровольцем на войну – Первую мировую. Вернулся с нее раненым и потерянным для общества, уже похоронившим художника. А Альма к тому времени была женой нового гения.
Краткая биография Василия Кандинского
Василий Кандинский родился 16 декабря (4 декабря ст. ст.) 1866 г. в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832–1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию, получает также художественное и музыкальное образование. В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета, где изучал экономику и право. В 1889 г. прервал учебу по состоянию здоровья, участвовал в этнографической экспедиции в Вологодской губернии.
В 1893 г. В.Кандинский окончил юридический факультет. Работал художественным директором Кушнерёвской типографии в Москве (1895).
Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет. В 1896 г. он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 г.
С 1897 г. обучался живописи в частной студии А. Ашбе.
В 1900 г. поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где обучался у Франца фон Штука. С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нем школу, в которой сам же и преподавал.
С 1900 г. Кандинский много путешествует, посетив Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Участвовал в выставках Московского товарищества художников.
В 1910 и 1912 г. также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи.
В 1909 г. Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 — альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты, Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина а также Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.
В 1914 г. художник вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами.
Москва. 1916. Третьяковская галерея
После революции 1917 г. Кандинский активно занимался общественной работой.
В 1918 г. он участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе и издал свою автобиографическую книгу «Ступени» (М., 1918).
В 1918—1919 г. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919—1921 г. — председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, почётным профессором Московского университета. Кандинский также был избран вице-президентом РАХН. Продолжал он и писать — в этот период, в частности, созданы декоративные композиции на стекле «Амазонка» (1918) и «Амазонка в горах» (1919).
В декабре 1921 г. Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Россию он уже не вернулся.
В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись и стал видным теоретиком школы «Баухауз». Вскоре Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.
В 1928 г. художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 г. к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию.
С 1933 по 1944 г. он жил в Париже, активно участвуя в интернациональном художественном процессе.
В 1939 г. Василий Кандинский принял французское гражданство. Умер Кандинский 13 декабря 1944 г. в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен.
Как Кандинский и другие абстракционисты изменили наш мир
Нельзя сказать, что Кандинский совершил грандиозную революцию в живописи.
Абстракционизм был настолько логичным шагом в развитии живописи, что в 1910 году появилось немало художников, которые почти полностью отошли от фигуративной живописи.
Например, Малевич шёл в том же направлении. Правда свои первые чисто абстрактные работы создал немного позже своего коллеги.
Казимир Малевич. Чёрный и красный квадраты. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Но Кандинский не просто создал абстрактную работу в 1910 году. Он рассказал об этом в трактате «О духовном в искусстве». Тем самым как бы запатентовал своё право называться первым из первых.
А уж после его трактата абстракционизм попробовали наверное все передовые художники. Многим хотелось почувствовать эту свободу: когда уже не надо придумывать образ и сюжет, чтобы экспериментировать с цветом и формой.
Пит Мондриан. Композиция с большой красной плоскостью. 1921 г. Муниципальный музей в Гааге.
А где свобода, там дух экспериментаторства просто зашкаливает и прорывается за пределы холста.
Новые формы художники начали переносить в скульптуру, архитектуру. А потом и до быта добрались: до мебели и одежды.
Alberto Lievore, Jeannette Altherr and Manel Molina. Стол «Малевич». Испания, 2016 г. Stylepark.com
В результате абстракционизм изменил наш мир до неузнаваемости. И я не только про абстрактный рисунок обоев! Я и про лаконичные формы наших шкафов, и про монохромный цвет машин, и про платья в мондриановскую клетку.Что ж, Кандинский не был талантливым рисовальщиком. Но он был новатором, который изменил мир.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Габриэль Мюнтер. Портрет Кандинского. 1906. Музей в Мурнау, Германия.
Эдвард Мунк и «Мадонна» (1894–1895)
Фото: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images
Художник, известный своим пессимистическим взглядом на жизнь, обожествил на полотне свою возлюбленную – писательницу Дагни Юль. Правда, в присущей ему манере сделал это в темных тонах, наделив изображение мрачностью и трагизмом. Как будто предсказал судьбу. Молодая девушка была замужем, но это обстоятельство не мешало ей крутить романы. Среди ее увлечений оказался Эдвард Мунк. Видимо, художник гораздо серьезнее относился к этим отношениям, Дагни можно увидеть на нескольких его работах: «Ревность», «Поцелуй», «Созревание». Ветреная барышня быстро переключилась на другую творческую личность – польского поэта, от рук которого она и погибла при неизвестных нам обстоятельствах.
Фовизм
Осенью 1908 года в творчестве Кандинского начинается новый этап. Он переезжает в Мурнау, в небольшое селение в Баварских Альпах, в 50 километрах от Мюнхена, со своей многолетней подругой Габриелой Мюнтер, тоже художницей. Кстати, именно она спасла значительную часть картин Кандинского во время Второй мировой войны, а после открыла их для общего доступа вместе с фотоархивом «Синего всадника» и своими собственными картинами.
В Мурнау Кандинский попал по приглашению Алексея Явленского и Марианны Верёвкиной — семьи русских художников-экспрессионистов, живших в Германии. Работы, созданные мастером в тот период, свидетельствуют о знакомстве с произведениями французских фовистов, отказавшихся от линейной перспективы и светотени и использовавших краски не для копирования природы, а, в первую очередь, для выражения своих эмоций. Для фовизма было характерно:
- использование интенсивных, ярких цветов;
- противопоставление холодных и тёплых акцентов;
- стремление к обособлению цветовых зон и отказу от плавных цветовых переходов;
- отказ от светотени и линейной перспективы, что вело к созданию плоскостного характера рисунка и обобщению образов;
- доминирование внутреннего видения творца над реальностью.
«Летний пейзаж», как и другие работы, написанные в Мурнау, отличает насыщенность цвета, резкие мазки, отражение эмоций художника. Кандинский начинает уходить от сходства с природой, что предшествовало зарождению в его творчестве абстрактных композиций.
«Летний пейзаж», 1909 г.Русский музей
Эскиз к картине «Дома на горе», 1909 г.Русский музей
«Вид Мурнау», 1908 г.Государственный Эрмитаж
Зимний пейзаж, 1909 г.Государственный Эрмитаж
Особо стоит отметить одно полотно в Эрмитаже, которое ещё сохраняет узнаваемые черты пейзажа, но уже явно становится абстракционисткой работой.
«Пейзаж», 1913 г.Государственный Эрмитаж
От юриспруденции – к живописи
Василий родился 4 декабря 1866 года в Москве, в пятилетнем возрасте его семья перебралась в Одессу. По наказу родителей мальчик получил юридическое образование, с отличием окончил юридический факультет МГУ. В 1895 году под впечатлением от выставки импрессионистов (и картины Клода Моне «Стог сена» в частности), Кандинский решил круто изменить свою жизнь и стать живописцем. На следующий год, в возрасте уже 30 лет, он отправился в Мюнхен, считавшийся наряду с Парижем центром европейского искусства, и завязал знакомство с немецкими экспрессионистами, а также выходцами из России – художниками А.Г. Явленским, М.В. Добужинским, И.Я. Билибиным, К.С. Петровым-Водкиным и др. Кандинский поступил в частную школу Антона Ажбе, чтобы выучиться рисунку и основам композиции. Однако уровень преподавания не устраивал его, поэтому он дважды пытался поступить в Мюнхенскую академию художеств – ему удалось лишь со второй попытки. Кандинский выбрал курс Франца фон Штука, «первого немецкого рисовальщика». Тот был доволен учеником, но критиковал его за чрезмерно яркую цветовую палитру и в течение года вынуждал использовать только чёрное и белое, дабы изучить форму.
В 1901 году Кандинский, только-только выучившись рисованию, основал собственное художественное общество «Фаланга» (Phalanx) и открыл при нём школу, где выступил в качестве преподавателя. Он проводил прогрессивную, свободную от академизма выставочную политику: на первой выставке объединения демонстрировались его первые полотна и работы его приятелей из художественного кабаре «Одиннадцать палачей». Представленные художники развивались в двух направлениях: импрессионизм и югендстиль (немецкая разновидность символизма). В течение трёх лет с момента основания «Фаланга» провела 12 выставок, но ни внимания общественности, ни интереса критики, ни материальной выгоды это не принесло, поэтому объединение было распущено.
В 1903 году Кандинский женился на художнице Габриэле Мюнтер, и следующие пять лет супруги провели в странствиях по Европе. Вернувшись из путешествия, семья обосновалась у подножия Альп в небольшом живописном городишке Мурнау. Соседи в скором времени прозвали их дом «Русским домом»: к супругам нередко приезжали гостить видные художники: от Явленского до Верёвкиной. С этого момента начался самый плодотворный этап в карьере художника.
В 1909 году Кандинский совместно с женой и некоторыми другими экспрессионистами основал «Новое художественное объединение Мюнхен» (сокращённо – МКУМ), которое просуществовало всего пару лет. Но это стало своеобразной репетицией перед созданием одного из важнейших творческих объединений в Европе – группы «Синий всадник».
Краткая биография
- 1892 – Василий Кандинский получает диплом юриста и женится на Анне Чемякиной.
- 1893 – Начинает строить успешную карьеру, получает звание доцента, занимается преподавательской деятельностью.
- 1895 – Посещает выставку французских импрессионистов в Москве. Особое влияние на 13-летнего Кандинского производит работа Клода Моне «Стог сена». Другим знаковым впечатлением стала опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин».
- 1896 – Кандинскому предлагают престижное профессорское место в университете горда Тарту. Но именно тогда в его мировоззрении происходит настоящий переворот: забросив карьеру под влиянием сильных эстетических переживаний, будущий художник полностью посвящает себя живописи. В том же году уезжает в Мюнхен.
- 1987 – Берет частные уроки у художника Антона Ажбе – восполняет профессиональные пробелы, обретает основные академические навыки.
- 1900 – Поступает в Мюнхенскую художественную академию, в класс Франца фон Штука, эстетические взгляды которого поначалу кажутся Кандинскому близкими, но в академических «тисках» начинающему художнику быстро становится некомфортно.
- 1901 – Креативная натура и большие амбиции Кандинского реализуются в создании творческого объединения «Фаланга». Кроме организации выставок, он создает собственную художественную школу, где начинает преподавать живопись.
- 1903 – Благостное течение жизни переворачивает знакомство с молодой художницей Габриэль Мюнтер. Завязывается бурный роман и они вместе покидают Германию, много путешествуют по Европе, активно продвигают свою живопись, участвуют во множестве выставок. В последующие годы Кандинский с Мюнтер побывают в Италии, Франции, Северной Африке и России.
- 1908 – Пара останавливается в городке Мурнау, близ Баварских Альп. У Кандинского начинается период поисков и экспериментов: он отказывается от импрессионистских и абстрактных находок в пользу броского колорита фольклорных мотивов.
- 1911 – Совместно с экспрессионистом Францом Марком Кандинский создает объединение «Синий всадник», в него входят не только художники, но и композиторы, и даже танцоры. В этом же году проходит первая персональная выставка. Другим важным событием становится публикация знаменитого трактата художника «О духовном в искусстве» — размышления об отказе от фигуративной живописи, принципах и законах абстракционизма, психологических аспектах цвета и его влияния на зрителя. На фоне блестящих успехов тех лет, меркнет развод с первой женой Анной.
- 1914 – С началом Первой мировой войны, Кандинский вынужденно возвращается в Россию. Его творчество получает новый виток благодаря влиянию русского авангарда.
- 1917 – После революции Кандинский становится профессором Московского университета, активно занимается охраной памятников искусства, пропагандой своих художественных воззрений и теорий.
- 1921 – Кандинский вместе со второй супругой Ниной Андреевской уезжает в Берлин, чтобы участвовать в выставке русского искусства. В СССР семья живописца больше не вернется. В Германии ему сразу предлагают место в Баухаузе, там он преподает настенную живопись и разные теоретические дисциплины, увлекает своих студентов идеей синтеза разных искусств на поверхности одного холста. Кандинский становится одним из передовых идеологов и воплотителей абстрактной живописи.
- 1928 – Благодаря успеху и известности получает гражданство Германии.
- 1933 – С приходом к власти нацистов, начинается массовое преследование всех авангардных художников. Гонением подвергаются и советские эмигранты, которые представляют «коммунистическую угрозу». Художник с семьей уезжает во Францию.
- 1937 – В Берлине часть живописных холстов Кандинского попадает на выставку «дегенеративного искусства», другие картины, оставленные в Германии, уничтожаются. Попытка эмиграции в США оканчивается неудачей, семья остается в Париже.
- 1944 – Василий Кандинский умирает в возрасте 77 лет, во французском городке Нейи-сюр-Сен.
Василий Кандинский в старости