В Германии сняли фильм о русской художнице Марианне Верёвкиной
16.11.2009
Премьера фильма Стеллы Тинберген «Marianne von Werefkin, ich lebe nur durch das Auge» о Марианне Верёвкиной прошла в Музее немецкого города Висбаден, сообщает «Независимая газета».
Верёвкина – уроженка Тулы, дочь коменданта Петропавловской крепости, а впоследствии знаменитая в Европе русская художница, ставшая одним из организаторов художественного объединения «Синий всадник». Её имя носит одна из улиц в Мюнхене, её постеры украшают швейцарский город Аскона, где она закончила свои дни.
В роли Верёвкиной в картине Стеллы Тинберген выступает немецкая актриса Лена Штольце, имеющая некоторое портретное сходство со своей героиней. Перед съёмками авторы провели большую исследовательскую работу в России, Литве, Швейцарии и Германии. По их мнению, «фильм по-новому заставит посмотреть на судьбу этой удивительной женщины, практически неизвестной в России».
Стелла Тинберген использовала тексты из писем и дневников Верёвкиной, в том числе тех, что впервые переведены с французского на немецкий язык. Именно Марианна Верёвкина оказала влияние на Василия Кандинского и на своего спутника жизни художника Алексея Явленского. Кстати, в Музее Висбадена имеется весьма серьёзное собрание работ Алексея Явленского.
На премьеру в Германию приехали потомки и родственники Верёвкиной и Явленского, некоторые из которых принимали самое активное участие в создании картины.
Марианна Верёвкина в 1896 году вместе с художником Алексеем Явленским навсегда уехали из России в Мюнхен. Оба были учениками Ильи Репина и познакомились в его студии. Явленский позже стал известен как значительнейший представитель русского экспрессионизма. В Мюнхене они совместно с Василием Кандинским организовали объединение, которое предшествовало «Синему всаднику». Их квартира в то время считалась центром русской эмиграционной жизни баварской столицы.
Расставание
Зимой 1917 года Явленский заболевает гриппом-испанкой, и врачи советуют переехать в более теплый климат. Весной 1918 года семейство переезжает в Аскону, где первые ночи проводят на знаменитой «Горе Правды» (Монте Верита), а затем уже едут в старый город. Аскона со знаменитой Монте Верита — центр европейского художественного авангарда, где собирается творческая интеллигенция, интересующаяся не только искусством, но и эзотерикой, мистикой и новыми философскими учениями.
Однако, несмотря на творческую активность, хороший климат и интереснейшую культурную среду, отношения между двумя художниками становятся всё хуже и хуже. 9 июня 1921 г. Алексей Явлинский уезжает в Германию в Висбаден для организации выставки и принимает решение больше не возвращаться в Аскону. В письме из Висбадена от 9 мая 1922 г. Явленский пишет Марианне:
«Я больше не вернусь к тебе. После всего, что произошло, теперь уже невозможно жить вместе. Где царит такая ненависть и такое презрение, нет места любви, а без любви не может быть совместной жизни. Между нами пролегла бездна. Нет больше смысла об этом говорить: мы не понимаем друг друга. Каждый из нас должен честно посмотреть на себя. Как только будет продан Ван Гог, ты получишь деньги. Я попросил, чтобы тебе переправили 300 шв. фр. У меня нет возможности посылать тебе ещё франки в Швейцарию, у меня их нет. Прощай. А. Явленский».
Вот и всё. Так распался гражданский брак и творческий союз. Почти тридцать лет совместной жизни, как писала Веревкина, «смешались с пылью и грязью на площади Асконы». Конечно, для Веревкиной это тяжелый удар: летом 1922 г. Явленский женится на Елене Незнакомовой и 20-летний Андреас теперь уже официально признан сыном художника.
Портрет в профиль
Марианна Веревкина умерла 6 февраля 1938 года. Проводить художницу в последний путь вышла вся Аскона. Местные жители очень любили Марианну и звали её «бабушкой Асконы», ведь она, по воспоминаниям писателя Фридриха Глаузера (Friedrich Glauser), «носила местный наряд и говорила на их языке, словно её родиной был кантон Тичино, а не далекая земля скифов».
Ученик Верёвкинoй, швейцарец Фриц Штокли (Fritz Stockli), случайно стал владельцем её наследства. Марианна оставила все свои картины немцу Эрнсту Альфреду Айе (Ernst Alfred Aye), другу последних лет жизни, которого звала Санто и часто рисовала.
Однако Эрнст боялся забрать картины и хранить их в Германии, так как во время нацистского режима их могли уничтожить. Поэтому он отправил всё в Швейцарию к Фрицу Штокли. Долгое время один из портретов считался работой Верёвкиной, но впоследствии искусствоведы определили, что стилистически техника больше похожа на технику Явленского.
Это был портрет Марианны в профиль, который находился в её доме до самой смерти. С художественный точки зрения он выполнен великолепно. Марианна не смогла расстаться с любимой картиной, несмотря на обиду.
А. Явленский, портрет Марианны Веревкиной, 1905 год.
Явленский и Верёвкина были связаны не просто гражданским браком — их связывало искусство. Отношения между ними как творцами выходят за рамки человеческого конфликта. Поэтому выставку «Товарищи по жизни» в художественном музее Асконы открывают портреты двух творцов: Марианны Веревкина и Алексея Явленского.
«Я верю и хочу, чтобы за мной верили и другие, что кроме суетного мира преходящих форм есть мир незыблемого покоя истины, мир примирений, куда меня тянет всей душой. Это мое чувствование и моя вера, моя художественная суть, мое Я художника…», — таковы слова Марианны Веревкиной.
Благодарим Мару Фолини, директора Художественного Муниципального Музея города Асконы, и Николетту Монини, ответственную за культурные программы Фонда Монте Верита Аскона, за предоставленные материалы для подготовки данной статьи.
В соответствии со стандартами JTI
Известные произведения Крамского Ивана Николаевича
Картина «Русалки» написана художником в 1871 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эту картину Крамской показал на первой передвижнической выставке, которую сам же организовывал. Картина написана на сюжет повести В. Гоголя «Майская ночь». Крамской говорил о том, что он хотел изобразить «не что фантастическое», «поймать луну». Сюжет в сравнении с литературным источником вдохновения свободно исполнен. На картине изображено всё изящество, необъятность, серебристый свет украинской ночи.
Картина «Н.А. Некрасов в период “Последних песен”» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет Некрасова, тяжело заболевшего в 1877 году, был заказан П. Третьяковым, который хотел, чтобы остался след поэта и писателя в истории России. П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках. Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. Портрет был закончен в марте 1877 года, но через несколько дней художник начал новый портрет, в соответствии с первоначальным замыслом и закончил его уже после смерти поэта в 1878 году. В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон. Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. Картина «Н.А. Некрасов в период “последних песен”» сочетает в себе камерность изображения и монументальность образа человека с необычайной духовной силой.
В глубине комнаты изображён бюст великого критика Белинского, сыгравшего главную роль в жизни поэта, дав ему мировоззрение. На стене портреты Добролюбова и Мицкевича раскрывают убеждения Некрасова. На полке у смертной постели героя полотна – журнал «Современник», редактором коего являлся Н.А. Некрасов. Автор поставил ложную датировку картины – 3 марта 1877 года. В этот день Некрасов прочитал художнику стихотворение «Баюшки-баю», о котором художник говорил как о «величайшем произведении».
«Усни, страдалец терпеливый! Свободной, гордой и счастливой Увидишь родину свою, Баю-баю-баю-баю!»
Крамской отлично писал свет и воздух и на этой картине он блестяще изобразил морозную розовую дымку, вносящую ощущение холода. Одежда женщины соответствует моде 1883 года, на героине шляпка «Франциск» со страусовым пером, пальто покроя «Скобелев», шведские перчатки. Фон картины представляет собой Невский проспект в Петербурге. Несмотря на свою эскизность, здания, изображённые Крамским, вполне узнаваемы. Цыганский типаж лица героини, несколько презрительное выражение, чувственный взгляд. В чём тайна красоты?
Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны. В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка; потом – на стуле; и наконец – встала возле гроба. Работа художника была долгой и мучительной. Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Однако П. Третьяков не очень был заинтересован в приобретении картины так как уверен был, что она не найдёт покупателя.
В этой работе «стоит» мёртвая тишина. Всё внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, — это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень. На стене картина Айвазовского «Чёрное море». Она сближает жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилем. Красный цветок символизирует хрупкую человеческую жизнь. Ярко контрастирует венок, положенный на гроб, с траурным платьем безутешной матери.
Центр авангарда – Цюрих
В 1916 г. Веревкина, Явленский и его 14-летний сын, Андреас Незнакомов, начинают выставляться в Базеле и Цюрихе. В апреле 1917 г. Верёвкина и Явленский помогают танцору Сахарову в Лугано в оформлении театральных балетных постановок, а в конце октября художники переезжают из Сан-Пре в Цюрих, где активно вливаются в бурлящую культурную жизнь и общаются с представителями недавно созданного направления дадаистов.
Ханс Арп (Hans Arp, 1887-1966) писал о Цюрихе того времени: «В тот период Цюрих был наполнен полчищами революционеров, реформаторов, поэтов, художников, композиторов, философов, политиков и проповедников мира, которые приезжали отовсюду».
Картина А. Явленского из серии «Абстрактные головы» (1918 г.) представлена на выставке в Асконе.
Геометрические фигуры и композиции 1916-1917 гг. Ханса Арпа и Софи Тойбер-Арп (Sophie Taeuber-Arp), возможно, вдохновили Явлинского на создание знаменитой серии «Абстрактные головы», которую художник начал в Асконе в 1918 г. Именно общение с кругом дадаистов и хореографом Рудольфом Лабаном (Rudolph von Laban, 1879 — 1958) подтолкнуло художников-скитальцев к новому месту жительства в кантоне Тичино.
Новые публикации
Зачем пастор из Иллинойса переехал в деревню под Ростовом Великим 18.05.2022
– Санкции? Мы уже это проходили! Благодаря этим санкциям у нас теперь пшеницы больше, чем у них в Америке! – говорит священник Иосиф Глисон. – С введением санкций мы станем только сильнее – в России много места, людей и ресурсов, и никакой Запад не сможет этому помешать.
Куда Достоевский корову гонял. О чём расскажут в День музеев? 18.05.2022
Сотни российских музеев во всех регионах страны отмечают 18 мая Международный день музеев. Помимо традиционной Ночи музеев, к профессиональному празднику музейщики подготовили новые выставки об истории и современности, а также презентации программ на предстоящее лето. Во многих музеях вход будет бесплатным.
Немецкий барон
Марианна продолжает жить в Асконе, писать картины и выставляться. Старается не унывать, у неё появляется много друзей; в 1922 г. она активно участвует в создании художественного музея Асконы, в 1924 г. станет основательницей творческой группы «Большая медведица» и даже посодействует преображению Горы Правды.
Вид на Монте Верита в наши дни.
В 1926 г. году немецкий банкир, коллекционер искусства и филантроп барон Эдуард фон дер Хайдт (Eduard von der Heydt, 1882-1964), отдыхая в Локарно, на ужине встретился с Марианной Веревкиной, которая рассказала ему о красотах и истории Горы Правды. Барон съездил туда и был поражен этим уникальным местом. Он решил полностью купить всю гору. Так Монте Верита стал престижным оздоровительно-культурным центром с новой гостиницей в стиле баухауз.
Швейцария – приют беженцев
После очередной ссоры и продолжительной разлуки с Явленским 26 июля 1914 г. М. Веревкина вернулась в Мюнхен из Литвы, где гостила у брата Петра, губернатора Вильнюса и друга царя Николая II по военной службе. Через несколько дней началась Первая мировая война.
Русские художники оказались на территории врага России. Уже 3 августа 1914 г. Марианна Веревкина, Алексей Явленский, его сын и Елена Незнакомова срочно эмигрировали из Германии в Швейцарию, переплыв на корабле от Линдау на швейцарский берег Боденского озера. Впереди их ждал новый сложный период лишений и невзгод.
«Мы были вынуждены быстро всё оставить в нашей квартире. Всю мебель и все принадлежащие нам предметы искусства. Мы взяли с собой только то, что могли унести сами, и вынуждены были оставить даже нашего старого и любимого кота», — писал Явленский в своих воспоминаниях в 1937 г.
Давний знакомый по Мюнхену, крупный русский землевладелец Александр Хрущев, то время живший в Лозанне, помог найти небольшую квартирку на берегу Женевского озера в деревне Сан-Пре (Saint-Prex). Это место на три года станет пристанищем «расширенной» семьи Веревкиной и Явленского. 19 ноября 1914 г. Явленский пишет другу, швейцарскому художнику Куно Амьету (Cuno Amiet, 1868 — 1961), который выслал друзьям необходимые материалы для живописи.
На выставке «Марианна Веревкина и Алексей Явленский, товарищи по жизни».
«Наша ситуация становится всё более плачевной. Холодно, живем в неудобстве, и всё очень удручающее. Единственное, что нас спасает, — это работа, благодаря вам мы вновь нашли в себе смелость заняться ей… Если бы не наши славные швейцарские друзья, мы бы уже давно умерли; даже хозяйка нашего дома проявляет к нам удивительную любезность. Рацион топлива, положенного для нас, мы уже использовали, постоянно мерзнут ноги, поэтому я всё время в кровати».
В это же время художники находят давних друзей в Лозанне; прежде всего это танцор Александр Сахаров (1886 — 1963), завсегдатай мюнхенского салона Веревкиной. Осенью 1914 г. Явленский пишет Амьету: «В Лозанне мы встретили нашего друга Сахарова и прекрасного виолончелиста Барянского (виолончелист-виртуоз Александр Барянский, 1883 — 1961; — прим. ред. рус.). Мы утешаем друг друга красивой музыкой и разговорами об искусстве… В остальном на улице темно и внутри нас тоже».
Явленскому и Веревкиной помогают швейцарские друзья. Семья Клее как может заботится об оставленной из-за войны квартире художников в Мюнхене. Куно Амье знакомит их с коллекционерами и помогает участвовать в выставках.
Примечания
. И.Е. Репин. Далекое близкое. Л., 1986, с. 183.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи в 2-х т. Т. 2. М., 1965—1966, с. 150.
. Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. 1837—1887. Спб., 1888, с. 21.
. Все претенденты на медаль назвались «историками». Право на получение диплома на звание классных художников предоставляло им обладание малой золотой медалью.
. Отдел рукописей ГТГ, ф. 16, ед. хр. 16, л. 20.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 182.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1. М., 1965, с. 407.
. Там же, т. 2, с. 192.
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, с. 433; т.3, с. 600.
. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 14, д. 85, л. 9.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 288.
. В. Чуйко. Русский художник в качестве критика. — Наблюдатель, 1889, январь, с. 326.
. Там же, с. 324.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 84.
. ГРМ. Сектор рукописей, ф. 15, ед. хр. 1, л. 17.
. Там же, л. 23 об.; 32 об.
. Устав Товарищества передвижных художественных выставок, утвержденный министром внутренних дел 2 ноября 1870 г.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.
. Так, например, уже в конце 1860-х гг. Крамской привлекался к работе комиссии, назначенной для пересмотра устава Академии художеств. С 1872 по 1874 г. он состоял членом нового состава комиссии, председателем которой первоначально был конференц-секретарь Академии П.Ф. Исеев, а затем Ф.И. Иордан.
. См.: В.И. Ленин и изобразительное искусство. Документы. Письма. Воспоминания. М., 1977, с. 177.
. М.Е. Салтыков-Щедрин. Об искусстве. Избранные статьи, рецензии, высказывания. М.—Л., 1949, с. 155.
. Художник-любитель. На своих ногах. — Дело, 1871, декабрь. Современное обозрение, с. 114.
. «Христос в пустыне». Картина И. Крамского. Неизданный этюд. И.А. Гончаров. Сообщил Д.И. Абрамович. — Начала, 1921, № 1, с. 201.
. В.М. Гаршин. Письма. 1934, с. 153, 154.
. Л.Н. Толстой. Полн. собр. соч. Т. 67. М., 1955, с. 175.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 288, 289.
. И.Е. Репин. Далекое близкое, с. 176.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 235.
. Там же, с. 120.
. Переписка И.Н. Крамского. И.Н. Крамской и П.М. Третьяков. М., 1953, с. 64.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 238.
. Ф.М. Достоевский. Об искусстве. М., 1973, с. 219.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 203, 204.
. В.В. Стасов. Избр. соч. Т. 2. М.—Л., 1952, с. 471.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 366.
. Там же, т. 1, с. 81.
. Там же, т. 2, с. 230.
. Там же, с. 356.
. Там же, т. 1, с. 352.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 207.
. Там же.
. Там же, с. 351.
. Отдел рукописей ПТ, ф. 1, ед. хр. 1143.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.
. А.П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 1960, с. 126.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 345.
. Там же, с. 329.
. Там же, с. 331.
. Там же, с. 364.
. Там же, с. 268.
. Там же, с. 472.
. Анри Перрюшшо. Тулуз-Лотрек. М., 1969, с. 51.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312 и 263.
. Там же, с. 336.
. Там же, с. 345, 348.
. Там же, с. 348.
. Там же, с. 351.
. Переписка И.Н. Крамского. Переписка с художниками. Т. 2. М., 1954, с. 317.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 276.
. М.П. Мусоргский. Письма к В.В. Стасову. Спб., 1911, с. 111.
. См.: Иван Николаевич Крамской. 1837—1887. Каталог выставки к столетию со дня рождения. Под общей редакцией Н.М. Щекотова. М.—Л., 1937, с. 14.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 360.
. Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. М., 1965, с. 181.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 233.
. Там же, с. 427.
. Там же, т. 2, с. 125.
. Там же, с. 98.
. Там же, т. 1, с. 380.
. М.Е. Салтыков-Щедрин. Указ. соч., с. 165.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 460.
. Там же, с. 387, 388.
. Там же, с. 262.
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, с. 141.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 298.
. Цит. по: там же, с. 227.
. Там же, т. 2, с. 59.
. Там же, с. 190.
. Там же, с. 139.
. Там же, с. 81.
. Об этом, в частности, свидетельствовал сын художника А.И. Крамской. — См.: ЦГАЛИ, ф. 783; С.Н. Гольдштейн. Иван Николаевич Крамской. Жизнь и творчество. М., 1965, с. 341.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 219.
. Там же, т. 2, с. 96.
. П. Боборыкин. Крамской и Репин. — Новости и биржевая газета, 1883, 24 марта.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312.
. Там же, т. 2, с. 138, 139.
. Там же, с. 141.
. Художественные новости, 1887, № 7, 1 апреля.
. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 332.
. А.П. Чехов. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти т. Т. 2. М., 1975, с. 230.
К оглавлению | Следующая страница |