Антонис ван дейк. гениальный и честолюбивый портретист

Влияние работы

Публично выставленная картина ван Дейка оказала заметное влияние на местных художников и, в частности, на Пьетро Новелли, который участвовал в украшении Оратория. Его потолочная фреска Incoronazione della Vergine (1630) перекликается с ослепительными цветами алтарной живописи, выделяясь на фоне его более темного стиля.

Примерно через шестьдесят лет после инсталляции «Девы Розария» братство Oratorio del Rosario di Santa Cita  (it) также приобрело картину известного художника Карло Маратта . Сюжет его картины « Мадонна дель Росарио» (1695 г.) такой же, как и у ван Дейка, и имеет определенные характеристики, такие как изображение Святой Розалии на спине в три четверти.

Голый младенец

Groeningemuseum, Bruges / Fine Art Images / Diomedia

Младенец Христос изображен полностью обнаженным — он сидит на бе­лом платке, с ясно различимыми гениталиями. Долгое время они были прикрыты — закрашены белой краской — и расчищены в последней трети ХХ века

Американский искусствовед Лео Стейнберг обратил внимание, что в XIV–XV ве­ках младенец Христос постепенно начинает освобождаться от одежд, будь то пеленки или царственное облачение, в которых его писали прежде. Причем в целом ряде случаев гениталии младенца словно нарочито предъявляются зрителю (у ван Эйка это не так, но нельзя также сказать, что они намерен­но скрываются)

Стейнберг предположил, что причиной тому является актуали­зация в католи­ческом мире доктрины о воплощении Спаси­теля: представление его в человеческом образе (надо сказать, его гипотеза нашла поддержку у като­ли­ческих авторитетов)

Физическая, смертная, плот­ская природа Христа стано­вится не менее важной, чем божествен­ная. С наступ­лением Контррефор­мации  Контрреформация — католическое церковно-политическое движение в Европе середины XVI–XVII веков, направленное против Реформации и имевшее своей целью восстановить позиции и престиж Римско-католической церкви.Реформация — религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Цент­ральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католи­ческой церкви

Итогом Реформации стал раскол западного христианства и возник­новение протестантизма. этот тренд прекращается, и срамные места Христа и святых либо сразу пишутся под драпиров­ками, либо — на ис­пол­ненных прежде произведениях — записываются (наиболее известный случай — исправ­ление мике­ланд­же­лов­ского «Страшного суда» в Сикстинской капелле).

Подробнее

Зачем художники раздевали Христа

И что средневековые люди думали о его сексуальности

Описание

Этюд Ван Дейка к Деве Розария .

Дева Розария в оратории Святого Доминика в Палермо .

Есть только одно известное исследование ван Дейка для подготовки этой картины, хранящееся в музее Хилверсюма . Картина большого размера отличается яркостью красного и синего цветов. Его организация из двух частей соответствует устоявшемуся представлению Мариан .

В верхней части, Богоматерь с младенцем в окружении херувимов дают четки для святого Доминика , помещенных в середине левой стороны, стоя с протянутой рукой. Фигура святого служит связующим звеном между верхним и нижним регистрами.

В нижней части святого окружают другие святые, поклоняющиеся Богородице с младенцем. В контракте на заказ картины, составленном в 1625 году, указан список святых, которые будут представлены: три доминиканских святых  : Доминик, Екатерина Сиенская , Винсент Ферье и пять святых, связанных с городом Палермо и Сицилией: Кристина Тирская. , Нимфа , Оливия , Агата и Розали Палермо , причина, по которой картина была заказана.

Святая Розали изображена в трех четвертях от центра слева от картины. Ее можно узнать по халату и длинным венецианским светлым волосам. Справа перед ней убегает голый мальчик, зажав нос и глядя на лежащий на земле череп. Череп относится к язве городских улиц во время чумы и является одним из повторяющихся атрибутов в изображениях святого.

Значение творчества

Талант мастера проявился в разножанровых картинах. Особенно в раннем творчестве создано много произведений на религиозные и мифологические сюжеты.

А.Ван Дейк. Коронование Христа терновым венцом.1618-1620

Но настоящим призванием Ван Дейка стала портретная живопись.

В лучших полотнах художника отразилось богатство и сложность человеческой натуры, высокое представление о ее творческих возможностях. Созданный портретный стиль был необычайно популярен среди разных слоев общества 17 века.

Наследие мастера — это и большие парадные портреты, и разные типы небольших портретов — не только заказные, официальные, но и написанные для себя и для близких людей. Галерея, созданная великим талантом, донесла до нас облики современников живописца, выразила идеал прекрасной личности, утверждаемой Ван Дейком в искусстве.

А.Ван Дейк. Портрет генерала с красной повязкой.1630-1632А.Ван Дейк. Портрет молодого человека.1634-1635А.Ван Дейк. Автопортрет с сэром Эндимионом Портером.1635А.Ван Дейк. Портрет Марии Стюарт, дочери Карла I, и Вильгельма II, принца Оранского. 1641А.Ван Дейк. Портрет Марии Русвен, жены художника. 1639

Великий художник оставил богатое наследие — около 1500 полотен, не считая рисунков и гравюр.

Искусство художника проложило пути в будущее, способствовало созданию школы превосходных английских художников- портретистов 18-го века, оказало значительное влияние на развитие европейской и мировой живописи.

А.Ван Дейк. Амур и Психея.1638-1640А.Ван Дейк. Автопортрет с подсолнухом.1633

Личная жизнь Ван Дейка

В Англии у Ван Дейка была возлюбленная Маргарет Лемон. Она была его натурщицей. У них были отношения не один год.

Но жениться он решил на аристократке. Мисс Лемон была в полном шоке, когда узнала о помолвке возлюбленного. Устроила скандал, попытавшись откусить художнику палец. Чтобы он не смог больше писать. Но благо ей не удалось этого сделать.

Антонис Ван Дейк. Маргарет Лемон (портрет не окончен). 1639 г. Хэмптон-корт замок, Великобритания. Royalcollection.org.uk

Несчастной пришлось смириться. И в 40 лет художник женился на Мэри Ратвен, молоденькой фрейлине королевы. Так он сам стал английским аристократом.

Антонис Ван Дейк. Портрет Марии Русвен, жены художника. 1639 г. Музей Прадо, Мадрид. Artchive.ru

Была ли это любовь? Или очередной тщеславный поступок? Неизвестно. В любом случае семейное счастье длилось очень недолго.

Однажды Ван Дейк поехал в Париж, где занимался росписями галерей Лувра. Там он серьезно заболел. Вернувшись домой в декабре 1641 г., он скончался. Ему было всего 42 года.

Похоронен он был в день крестин своей новорожденной дочери. Которой на тот момент было всего восемь дней.

Кто лучше, Ван Дейк или Рубенс ?

Рубенс редко писал портреты. Чаще он получал заказы на алтарные картины или картины на мифологические сюжеты. Под его влиянием Ван Дейк создаёт немало полотен на эти же темы.

Вот одна из ранних его картин на мифологический сюжет о Самсоне и Далиле.

Антонис Ван Дейк. Самсон и Далила. 1619 г. Далвичская картинная галерея, Лондон. Commons.wikimedia.org

Сама по себе эта картина великолепна. Однако за основу Ван Дейк взял работу Рубенса. Найдите 10 отличий.

Питер-Пауль Рубенс. Самсон и Далила. 1609-1610 гг. Национальная Лондонская галерея. Commons.wikimedia.org

А если серьёзно, то Ван Дейк уже внёс много чего своего, особенного. Он не стал изображать Самсона с гипертрофированными мышцами, как его учитель. Сделав героя более человечным. При этом усилил драму, добавив эмоций. Посмотрите, как взбудоражена женщина рядом с Далилой.

Рубенс более роскошен и монументален. Ван Дейк более эмоционален и человечен. Что и сделает его впоследствии великим в портретном жанре.

По словам современников 20-летний Ван Дейк писал с тем же мастерством, что и зрелый Рубенс. До сих пор по части работ не установлено авторство. Так обстоит дело с “Пьяным Силеном”.

Антонис Ван Дейк (?). Пьяный Силен. 1620 г. Национальная Лондонская галерея. Nationalgallery.org.uk

Достигнув уровня мастерства учителя, Ван Дейк задумался. А стоит ли ему тягаться с Рубенсом на поприще исторической живописи?

Тогда он начал больше принимать заказов на портреты.

Ещё интересно почитать

 
Фотографии номеров Карта проезда
Заказать номер Пляж в Судаке
Гостевая книга Экскурсии
Продажа в Судаке
Цены на экскурсии в Судаке
Новый Свет. Пейзаж и дегустация
Генуэзская крепость — визитная карточка города
Мыс Меганом — загадочное место в Судаке
Кара-Даг — потухший вулкан
Где рядом дельфинарий?
В Судак на велосипеде
Конные прогулки в Крыму
Винный туризм. А Вы попробуйте!
Возможно ли землетрясение в Крыму?
Интересные статьи

Голицынская тропа в Новом Свете
На даче Волошина в Коктебеле
Ялтинский зоопарк «Сказка»
Вечнозеленое земляничное дерево
Как правильно дегустировать шампанское
О чем рассказал дневник пирата Дампьера
Отдых в Веселом
Ай-Георгий, или где сбываются мечты в Судаке
Сурб-Хач

Новости

В Судаке открылся Парк динозавров

С начала мая на радость жителям и отдыхающим у нас в городе работает новый аттракцион, расположенный на бывшей автостоянке ТОК Судак» возле Холма Славы.

Еще чуть-чуть, и впереди — Судак!А вот и он, курортный город-сказка,Прибрежных скал причудливый пейзаж,Окрестных гор пленительные краски,И легкий бриз, и с мелкой галькой пляж.

Мартин Шаккум-первый зампред комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству, доктор экономических наук, кандидат психологических наук:Крым — это исключительное место с точки зрения лечения и профилактики различных заболеваний и в первую очередь — легочных. Раньше люди, которые страдали подобными болезнями, если у них была такая возможность, просто продавали свое жилье в Москве и, выходя на пенсию, переезжали в Крым. И Крым давал им жизнь!

 

В Антверпене (1627- 1632 гг.)

В 1627 году Ван Дейк вернулся в родной Антверпен и стал придворным художником Изабеллы, правительницы испанских провинций Нидерландов. Он задумал создать портреты лучших людей современности. Такой грандиозный проект получил название “Иконография Ван Дейка”.

“Иконография Ван Дейка” (1627-1636 гг.)

Это была серия исполненных по рисункам художника гравированных портретов (офортов) знаменитых современников — живописцев, скульпторов, поэтов, музыкантов, общественных деятелей, ученых, полководцев, меценатов. Над этим проектом художник работал с 1627 по 1636 годы. Для 18 портретов мастер собственноручно гравировал доски — очень четко прорабатывал лица, фигуры и одежды прорисовывал контурами. Остальные портреты выполняли другие мастера по рисункам самого Ван Дейка.

В 1632 году в первом издании “Иконографии Ван Дейка” было 80 офортов. Второе издание в 1645 году (после смерти художника) включало уже 100 . А к концу 18-го века вышло уже более 200 портретов. Эту серию иконографии многократно переиздавали.

А.Ван Дейк. Иконография. Adam van Noort. 1630-1632А.Ван Дейк. Иконография. Gaspar de Crayer. 1630-1632

Антонис ван дейк (22.03.1599-1641) — штрихи к портрету

cocktail
at
понедельник, 26 марта 2012 г.

Знаменитый фламандский живописец много лет провел при дворе английского короля Карла Первого, который не только дал ему рыцарское звание сэра, но и платил ему огромное по тому времени жалованье — двести фунтов стерлингов в год! — и даже подарил свою фамильную золотую цепь. В королевской галерее в Лондоне хранится богатейшее собрание портретов работы Ван Дейка. В Лондоне художник и умер — всего сорока двух лет от роду. 

Портрет кардинала Бентивольо

А ГОВОРЯТ, ЧТО РУБЕНС СДАЛ!..

Ван Дейк начинал учеником у Рубенса. Однажды, когда сам маэстро отправился на свою обычную пятичасовую прогулку верхом, все ученики принялись внимательно разглядывать его новую картину. И кто-то случайно смазал свежую краску локтем. Довольно большой кусок картины оказался испорчен. Ученики перепугались. — Я придумал! — заявил вдруг один. — Пусть Ван Дейк — он самый талантливый из нас — напишет этот кусок заново. Уверен, что учитель ничего не заметит. Известно же, что память у него — стариковская. Ван Дейк весьма сомневался в успехе этой авантюры, но делать было нечего: он переписал кусок картины, стремясь максимально следовать манере учителя.
На следующее утро Рубенс подошел к своему полотну и принялся пристально вглядываться в ту самую часть картины. Ван Дейк решил, что их обман разоблачен и ему грозит гнев мастера. Но Рубенс вполне благодушно обвел своих учеников отеческим взглядом. — Вот, говорят, Рубене сдал, — объявил он. — А взгляните-ка на этот фрагмент. В молодые годы я ни за что бы так не написал. Для этого нужен опыт и старческая мудрость!

Отдых на пути в Египет

НАМ МАЗНИ НЕ НАДО!

В одном монастыре, куда Ван Дейк попал по пути в Англию, его попросили написать картину с Христом. Художник написал настоящий шедевр — он в точности учел, как будет все выглядеть, когда картину повесят на предназначенное ей место, довольно высоко на стене. Но монахи смотрели с близкого расстояния и остались очень недовольны.
— Мазня! — заявили они. — Христос похож на носильщика! А остальные фигуры — какие-то карлики. Ван Дейк очень обиделся. Одни монастырские поварята ему посочувствовали. — Ничего, — утешали они. — Холст ведь испорчен не до конца. Из него еще можно сделать хорошую ширму.
Художник не стал требовать платы за труд, скрутил свой холст и уехал. А через несколько лет монахам наконец объяснили, какой художник побывал у них в гостях. Они устыдились и послали к Ван Дейку заказ сразу на десять картин. — Передайте им, — отвечал он мстительно, — что мазни у них в монастыре достаточно. И скажите им еще, что я пишу для людей, а не для ослов.
  

Портрет Генриетты Марии, королевы Англии

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РУЧКИ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА

Когда Ван Дейк делал портрет Генриетты Марии, королевы Англии, он очень хорошо выписал руки

Это заметила даже сама королева.
— Почему вы обратили внимание именно на мои руки, господин Ван Дейк? — Видите ли, моя госпожа, — почтительно отвечал художник, — я меньше остановился на других ваших чертах, потому что мне от них нечего ждать. Именно ваши прелестные руки привлекли мое внимание — ведь ими вы будете отсчитывать деньги за мой скромный труд!

Портрет Карла Первого, короля Англии

К СТОЛУ!

Один друг спросил у Ван Дейка:
— Почему ты так торопишься заканчивать свои картины? Раньше, помнится, ты работал помедленней! А ведь теперь ты знаменитый живописец, и никто не посмеет упрекнуть тебя за медлительность. 

— Раньше я работал для своей репутации, а теперь — для своего стола. Разве ты не торопишься за стол, когда он уставлен вкуснейшими яствами?

Ван Дейк мог стать религиозным художником

Вернуться художника заставило несчастье в семье. Серьёзно заболела его сестра. Однако живой он не успел ее застать.

Несколько лет Ван Дейк сосредотачивается на религиозных сюжетах. Видимо под влиянием происшедшего. Так появилась его картина “Вознесение Марии”.

Антонис Ван Дейк. Вознесение Марии. 1628-1629 гг. Национальная галерея Вашингтона. Nga.gov

Почему-то Ван Дейк всех святых дев изображал с толстыми шеями. Да и некоторые ангелочки у него весьма странные. Вот зачем один из них обернул голову покрывалом? Да ещё так своенравно на нас смотрит.

Вот для сравнения картина Рубенса на ту же тему.

Питер Пауль Рубенс. Вознесение Марии. 1618 г. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф. Artchive.ru

У Рубенса больше возвышенности, религиозной торжественности. Его герои не подразумевают двусмысленности. Мария безукоризненна. Ангелы тоже.

Нет, все-таки не зря Ван Дейк отступил. Зачем бороться с гением? Когда можно уехать в другую страну и стать равным по величию, но в другом жанре. Так Ван Дейк и поступил.

Капители колонн

Groeningemuseum, Bruges / Fine Art Images / Diomedia

Слева на капителях изображено жертво­при­но­шение Авраама — еще одно напоминание о жертве Христовой, — а также встреча Авраама и Мелхиседека, что есть предвес­тие установления евхаристии — главного хрис­тиан­ского таин­ства, причащения христовой плотью и кровью через хлеб и вино. 

Справа — капитель со всадником, которую долго не могли расшифровать. Неко­торое время назад было высказано предположение, что это тоже Авраам, побеждающий Кедорлаомера, царя Еламского, вторгшегося в Палестину, чтобы наказать отпавшие от него города (щит всадника на этой капители и щит Авра­ама, встречающегося с Мелхиседеком, одинаковы, что и позволило идентифи­ци­ровать персонажа). На правом краю той же капители изображен Давид, гото­вя­щийся к поединку с возвышающимся над ним Голиафом. Не случайно эти эпизоды представлены за Георгием, воином Христовым.

В Италии (1621- 1627 гг.)

Пристальное внимание к внутренней сущности человека, интеллектуальной стороне его деятельности получает последовательное развитие в искусстве Антониса Ван Дейка. Это ясно прослеживается в работах итальянского периода

Ван Дейк в 22 года уезжает из Антверпена путешествовать и учиться. В Италии на молодого мастера оказывают влияние шедевры Эпохи Возрождения и особенно художника Тициана.

А.Ван Дейк. Автопортрет.1620-1621

Художник создает великолепные образы: “Портрет скульптора Ф.Дюкенуа” (1622 г.), ”Портрет кардинала Г.Бентивольо” (1623 г.), “Мужской портрет” (1623 г.), “Портрет Марка-Антуана Люманя” (1620-е гг.)

А.Ван Дейк. Портрет Франсуа Дюкенуа. 1622А.Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1623

“Мужской портрет” (1623 г.)

Эта работа особенно хороша. Долгое время это считалось изображением антверпенского врача Лазаря Махаркейзюса. Внешняя строгость и простота отличают композицию произведения. Живописца не интересует ни костюм, ни окружающая обстановка. Только важен духовный мир модели. Мужчина не позирует. Он изображен в момент, вероятно , спора. Он что-то страстно доказывает, подкрепляя слова жестом руки.

Ван Дейк раскрывает эмоциональный настрой человека через внешнее действие. Взгляд, направленный в сторону невидимого собеседника, порывистая поза, движение пальцев — выявляют сущность портретируемого. Портрет колористически сдержан. Только контрасты черного с белым. Но художник достигает впечатления исключительного цветового богатства. Плотные темные тона наполнены горячими красноватыми оттенками, как бы отражающими духовное напряжение изображенного мужчины.

“Автопортрет” (1622-1623 гг.)

А.Ван Дейк. Автопортрет.1622-1623

Образная и живописная утонченность, присущая зрелому искусству Ван Дейка, достигла высоты в “Автопортрете”. Непринужденность, утонченность и в то же время простота характеризуют это произведение.

Ван Дейк изображает себя привлекательным, стройным юношей, с холеным, немного женственным лицом и аристократически тонкими гибкими руками. Он очевидно идеализирует себя . Но облик художника, с изящной небрежностью позы и костюма, взглядом мечтательным, чуть загадочным полон артистизма и поэтической прелести.

Ван Дейк часто изображал себя на полотнах и оставил автопортретов больше, чем другие художники-современники. Такой была его самореклама, и так выражалось его честолюбие и желание прославиться.

Живописец в портретах людей стремился преукрасить их, выразить идеал прекрасной личности.

А.Ван Дейк. Портрет мужчины в доспехах.1625-1627

Ван Дейк чуть не стал итальянским художником

В 22 года Ван Дейк уезжает в Италию. Где он проведёт 6 лет. Путешествовать он направился по настоянию Рубенса, который был немного задет талантом ученика. И решил, что так будет лучше для всех.

Здесь Ван Дейка привлекли шедевры Тициана. Изящество поз, которым он в будущем наделит каждого английского аристократа, он позаимствует именно у этого художника Эпохи Возрождения.

В 24 года Антонис пишет свой очередной шедевр. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо.

Антонис Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1625 г. Палаццо Питти, Флоренция

Что же особенного в этом портрете? А то, что перед нами не просто облеченный властью церковный чиновник. Перед нами человек с определенным характером. Интеллигентный и начитанный. Честолюбивый дипломат. Гвидо был противоречивой личностью.

С одной стороны он сделал многое, чтобы предотвратить повторение Варфоломеевской ночи*. С другой стороны, он был одним из тех, кто подписал смертный приговор Галилео Галилею. Хотя когда-то был его учеником.

Заказов в Италии было достаточно. Но в 1627 году Ван Дейк возвращается в Антверпен.

Донатиан

Groeningemuseum, Bruges / Fine Art Images / Diomedia

Если Георгий на картине представляет Церковь воинствующую, то святой епископ Донатиан — Церковь вероучительную. В его облике нет никакой рыцарской куртуазности святого воина. Он выпрямился и застыл, как статуя на фасаде собора. Элементы его роскошного облачения, вполне возможно, в действительности принад­ле­жали храму. В руках у него выносной крест, а не епископ­ский посох, который можно было бы ожидать; иными словами, драгоценный объект, использующийся в богослужениях, а не повсед­нев­ный; также нельзя исклю­чить, что реально принадлежавший собору. В правой руке у Донатиана — колесо с поставленными в него пятью свечами. Появление этого атрибута имеет несколько объяснений. Донатиан, вероятно, проис­ходил из Рима. По одной версии, в детстве он чудесным образом спасся из Тибра благодаря брошенному в реку колесу от повозки; а по дру­гой, он принял муче­ни­ческую кончину в Тибре, а колесо со свечами на нем остановилось на том месте, где надо было искать утопленника. Дона­тиан прославился как епископ города Реймса. Мощи его были перенесены в Брюгге и хранились в храме, где служил каноником ван дер Пале.

Украшения трона: скульптуры

1 / 2
Groeningemuseum, Bruges / Fine Art Images / Diomedia 

2 / 2
Groeningemuseum, Bruges / Fine Art Images / Diomedia 

На подлокотниках трона мы видим несколько скульптур; это распростра­ненный прием ван Эйка и художников его времени — изобразив скульптуры, добавить в картину дополнитель­ные сюжеты и таким образом усложнить символическое высказывание. На торцах подлокотни­ков, в готичес­ких нишах, мы видим Адама и Еву — напоми­нание о грехопаде­нии, которое будет искуп­ле­но жертвой Спасителя. Сверху, по правую руку от Богоматери, Каин убивает Авеля — это пророчество жертвенной смерти Христо­вой. Над Евой Самсон раздирает пасть льву, что есть пророчество о победе Христа над смертью.

Храм

Groeningemuseum, Bruges / Fine Art Images / Diomedia

За Девой Марией — пространство храма. Персо­нажи находятся в алтарной части, поскольку предстают на фоне так называ­емого деамбулато­рия, то есть полуцир­куль­ного прохода за алтарем, типичного для романских и готических храмов Европы. Скорее всего, изображен не какой-то реаль­ный храм — ни один из ванэйковских интерьеров не находит прямого соответствия в реальных зданиях.

Но это храм романский, о чем можно судить по аркам, по квазиримским колон­нам (а не готи­ческим пучкам колонн), по харак­теру капителей. Можно допустить, что для зрителя того времени готика — знак «совре­менности», а романика — «древности»; возможно, романский стиль постройки соотносится с ветхозаветными мотивами, которые обнаруживаются в декоре изображен­ного храма.

Отражение в щите

Groeningemuseum, Bruges / Fine Art Images / Diomedia

В изогнутом отполированном щите, привязанном к спине Георгия, мы смутно различаем отражение человека в красном тюрбане — таком же, очевид­но, как на предполагаемом автопортрете ван Эйка из лондонской Национальной галереи. Это напоминает подобный прием на «Портрете четы Арнольфини» из того же музея, где в зеркале отражаются персонажи, невиди­мые в простран­стве картины. Скорее всего, один из них — тоже ван Эйк. В «Мадонне» это еще одна «подпись» худож­ника, а с другой стороны — визуальный трюк, рассчитан­ный на восхище­ние мастерством. Наконец, это отражение словно соединяет два простран­ства — щит отражает то, чего в картине нет, но есть в нашем мире, и таким образом усиливает эффект присутствия.

Описание

Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале. 1434–1436 годы

Это самая большая из сохра­нив­шихся картин ван Эйка, поми­мо Гент­ско­го алтаря, — она 141 × 176 сантиметров без рамы. Работа написана мас­лом на доске, и это еще один образец феноменального реализма живописца: сцена разворачивается словно при нас, и некоторые хитрости ван Эйка этот эффект присутствия стимулируют.

Работа называется «Мадонна каноника ван дер Пале»  Рассмотреть картину до мельчайших деталей можно на сайте проекта , увеличив изображение в десятки раз. — то есть чело­века, который ее заказал. Перед нами в интерьере храма восседает на троне Божья Матерь с младенцем Иисусом на руках. Справа от Девы Марии (слева от нас) возвы­шается величественная фигура святого Донатиана, еписко­па Реймского (ему был посвящен собор, в котором долгие годы находилась кар­тина), а справа от нас и слева от Девы Марии стоят закованный в доспехи свя­той Георгий, небес­ный покровитель заказчика, и сам ван дер Пале. 

Для описания этой сцены часто применяют итальянское название Sacra conversazione, то есть «Святое собеседование». Персонажи священной исто­рии — Мария и Христос — изображены рядом с предстоящими им святы­ми, но не объединены с ними общим действием, а скорее погружены в меди­татив­ное состояние. Иногда в Sacra conversazione включается заказчик, и эта картина — первый известный нам случай в северном искусстве, когда заказчик — совре­менник худож­ника — оказывается в одном пространстве на равных с Марией и Христом (а не, например, на отдельной панели или в другом масштабе).

Выпуск подкаста «Зачем я это увидел?» про ван Эйка

Почему искусство ван Эйка подходит для медитации? Почему в его картины хочется войти — и остаться там?

Примечания и ссылки

  1. ↑ и .
  2. Музей Мессины .
  3. ↑ и Виченцо Аббате, Ван Дайк и Палермо .
  4. Лучано Арканджели, «Религиозная питтура Ван Дейка» и «Итальянское искусство» , в «Мария Грация Бернардини» (куратор), Ван Дайк. Riflessi italiani (Catalogo della mostra Milano, Palazzo Reale, 2004), Милан, 2004, стр. 35-36.
  5. Барбара Манкузо, статья: Новелли, Пьетро , в Dizionario Biografico degli Italiani , том 78, 2013.
  6. Эльвира Д’Амико, La via di Palermo. Una sconosciuta copia del Maratti dell’Oratorio di S. Cita nella chiesa della Madonna del SS. Росарио ди Милаццо , in teCLa (rivista di crisica letteraria edita dall’Università di Palermo), n. 14, 2016, с. 92-95.

Детство Ван Дейка

Антонис Ван Дейк родился в Антверпене (Южные Нидерланды, ныне Бельгия) в состоятельной богатой бюргерской семье.

Он был седьмым ребенком из двенадцати. Когда Антонису было 8 лет, его мать умерла после рождения малыша.

В доме отца, крупного поставщика шелка, мальчик получил разностороннее образование. Он отличался незаурядными способностями и талантами. Отец Франс Ван Дейк, верный бюргерским традициям, стремился обучить сына какому-нибудь надежному ремеслу.

Профессия живописца издавна считалась в Антверпене почетнейшей. И так как Антонис обнаружил способности именно к ней, то в десятилетнем возрасте поступил учиться в мастерскую к известному фламандскому художнику Хендрику ван Балену (1575-1632 гг).

Хендрик ван Бален. Автопортрет.

Этот живописец, создававший небольшие картинки с тщательно выписанными кукольно-подобными фигурками, не мог оказать значительного воздействия на одаренного ученика.

Молодого Ван Дейка влекли иные идеалы.

Генезис работы

Условия контракта на заказ содержат явную просьбу о том, чтобы на картине был изображен Сент-Винсент Ферье. Возможно, Ван Дейк был вдохновлен более старой картиной, принадлежавшей доминиканцам, выставленной в их церкви Сан-Доменико в Палермо  : Мадонна дель Росарио (1540 г.) Винченцо дельи Азани, на которой также изображен доминиканский проповедник из Валенсии .

С другой стороны, соперничество между доминиканцами и францисканцами, возможно, сыграло роль в том, что ван Дайк поручил им создать картину известного художника. Действительно, францисканцы в своей оратории Сан-Лоренцо изображали Рождество со Святым Франциском и Святым Лаврентием (вероятно, с 1609 года) Караваджо .

Еще одним источником вдохновения может быть первая картина, написанная его мастером Рубенсом по заказу Мадонны делла Валличелла в Риме. Авторы отказались от картины, и Рубенс привез ее обратно в Антверпен, где Ван Дайк смог ее увидеть. В частности, «Святая Олива» ван Дейка (держащая оливковую ветвь на переднем плане справа) очень напоминает святую Домициллу Рубенса на правой стороне его картины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: