М.в. нестеров. «христова невеста»

Святая Русь

Описание картины Михаила Нестерова «Святая Русь»

Весной 1902 года живописец Михаил Нестеров представил зрителям свое новое творение – полотно «Святая Русь».

В качестве сюжета художник взял библейскую сцену явления Иисуса Христа людям. Из далеких деревень по заснеженным полям пришли паломники поклониться Спасителю и попросить его о помощи.

Христос пришел к людям не один, а с тремя помощниками, образы которых словно сошли с древних икон. Трое святых помощников Спасителя — наиболее почитаемые на Руси угодники: Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Георгий Победоносец. Четверо святых мужей занимают скромное место (меньше трети) на левой стороне полотна.

Остальное пространство отдано паломникам. Это люди всех возрастов — молодые и старые, монахи и миряне, даже сестра и мать автора. Все герои картины, пришедшие искать заступничества у Христа, имели реальных прототипов.

На одном холсте Михаил Нестеров объединил людей разных эпох, социальных слоев и возрастов. Этим художник старался показать нерушимость православной веры. Сила православных святых неиссякаема на протяжении веков, ее благотворное влияние распространяется на всех праведников.

Святость русской земли художник подчеркнул, расположив святых не в церкви, а под открытым небом, на фоне чистого белого снега. Ветви березок светятся в скупых лучах солнца подобно церковным свечам.

Критики не приняли картину. Схожесть образа Христа с обычным человеком казалась им кощунственной, несоответствующей канонам церкви. Даже Лев Николаевич Толстой счел полотно неудачным. Спаситель, по его словам, больше напоминал итальянского тенора, чем Сына Божьего.

Михаил Нестеров пытался в этом полотне передать собственные мысли о событиях, происходивших вокруг него. И неслучайно основным мотивом картины «Святая Русь» стал мотив покаяния. Михаил Нестеров «Святая Русь» (1901-1905) Холст, масло. 233 x 375 см Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия Нестеров мечтал о большой картине, которая вобрала бы в себя всю его тягу к народной Руси, весь опыт его творческого вчувствования в ее мятущуюся душу, в ее щедрое сердце. В Соловках Нестеров, как было уже сказано, работал много, заново знакомясь с «сермяжной Русью» богомольцев, «трудников» и иноков. Поездкой в Соловецкий монастырь в июле 1901 года художник остался доволен: «Все, что было можно оттуда взять, взято… Для картины моей имеются несколько этюдов, которые мне помогут сказать то, что надо». *** 15 апреля картина «вчерне кончена и показывается знакомым (видел и весьма одобрил ее Шаляпин). Картина, вероятно, будет называться «Святая Русь» (мистерия). Среди зимнего северного пейзажа притаился монастырь; к нему идут-бредут и стар и млад со всей земли. Тут всяческие «калеки», люди, ищущие своего бога, носители идеала, которыми полна наша «Св. Русь». Навстречу толпе, стоящей у врат монастыря, выходит Светлый, Благой и Добрый Христос с предстоящими Ему – святителем Николаем, Сергием и Георгием (народные святые). Вот вкратце тема моей картины, которая нравится, в которой есть живые места; но надо ее достойно кончить». *** Это, кажется, единственный случай, когда Нестеров решился показать посетителям лишь «вчерне конченную картину». Молва о «Святой Руси» была так велика, желание ее увидеть у многих было так настоятельно, что художник нарушил на этот раз свое обычное правило. Он и сам хотел проверить себя на впечатлениях тех, кто любил его искусство. *** Нестеров верно нашел и превосходно написал природное окружение для задуманной картины. Только суриковские зимы («Боярыня Морозова» и «Взятие снежного городка») могут сравниться по своей подлинности и «морозности» с этою нестеровскою зимой, могучею и строгою, прекрасною и широкою, как сама русская земля. Из шестнадцати фигур на картине шесть мужских, десять женских. Все они, за исключением одной, связаны с деревенской Русью. Художник собирал этих людей из глубин народной жизни. «Как-то забрел я далеко от монастыря, на кирпичный завод, – пишет Нестеров про свою соловецкую поездку. – Там попался мне типичный монах-помор. Он был в подряснике из синей крашенины, на голове самоедская меховая шапка с наушниками. Я попросил его посидеть, он согласился. Этюд, написанный с него, вошел потом в «Святую Русь»…» «Однажды встретил я днем в стенах обители мальчика-монашка лет 16–17-ти, такого бледного, болезненного, с белыми губами, похожего на хищную птицу – на кобчика, что ли… Он был пришлый богомолец, такой неразговорчивый. Недуг одолевал его медленно и беспощадно. Его я тоже написал, и он попал в «Святую Русь». vk.com/russian_painting

Центральный план

Люди, которые пришли с покаянием и своими бедами к Иисусу, являются самыми разными — и дворяне, и совсем юные верующие мальчик и девочка, и старцы, и странники. В ногах у святых стоит бедный крестьянин и, вероятно, лежит кто-то близкий ему. Крестьянин просит Христа об исцелении родного человека. Чуть поодаль стоит молодая девушка в черном платке, чей взгляд пронизан скорбью. Из-за преобладания в ее одеянии мрачных цветов можно предположить, что она овдовела и пришла просить об упокоении души любимого. Справа на картине Михаила Нестерова «Святая Русь» изображены две женщины, которые помогают стоять на ногах больной девушке. За всем этим скоплением люда виднеются пожилые странницы, кажущиеся совсем не заинтересованными в происходящем.

Работа в храмах

После выставки Нестеров получил приглашение участвовать в росписи Владимирского собора в Киеве. Решившись принять его, отправился в Европу – надо было внимательнее изучить византийское искусство. Впоследствии роспись храмов, работа бок о бок с искусными мастерами, в частности, с Виктором Васнецовым принесла Нестерову лавры профессионала и множество заказов. Если фресками, созданными в Киеве и Абастумани (Грузия), художник был не вполне доволен, то работой в Марфо-Мариинской обители (Москва) он увлёкся серьёзно. Причём подошёл к ней творчески, внося новшества – кроме святых и посвящённых героями фресок были простые люди в поисках пути ко спасению. Последним храмовым заказом стала работа в Спасо-Преображенском соборе (Сумы). В общей сложности художник расписывал церкви более 22-х лет.

“Душа народа” или “На Руси”

«Святая Русь» Михаила Нестерова. Возвращение с реставрации

Выставки

21 октября 2019

Ильина Татьяна

Государственный Русский Музей | Выставка открыта до 07 ноября

Русский музей завершил реставрацию одного из главных живописных произведений Серебряного века русской культуры — «Святая Русь» Михаила Нестерова, которое с 1921 года хранится в его стенах.

Художник задумывал картину как результат и кульминацию своего творчества, он мечтал написать нечто похожее на его любимую Ивановскую картину «Явление Христа народу». Но сделал иначе: вопреки традициям он изобразил, как простой народ является Христу на фоне северного зимнего пейзажа. Моделями Нестерову послужили близкие и знакомые лица, но также встреченные близ Мытищ дети, монахи. Фигура Христа написана с придворного священника Константина Алексеевича Руднева, настоятеля церкви в Южной Грузии.


Фото — Александр Жолобов

Широкая публика увидела работу в 1907 году в Петербурге, но принята она была неоднозначно, хотя и снискала множество наград на международных выставках. Затем до конца 20-х годов выставлялась в основной экспозиции Русского музея, после чего картину около 50 лет хранили в Фондах. Только в конце 80-х «Святая Русь» вновь стала доступна для зрителей, но состояние ее было удручающим.

Ольга Анатольевна Бабина, заместитель директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Русского музея: «Особенность этой работы в том, что она была хронически больна. На протяжении десятилетия она не покидала залы музея. Ее величина такова, что даже унести ее в реставрационные залы не представлялось возможным».

Реставрационные работы были проведены в соседнем помещении с тем, где экспонировалась картина. За шесть месяцев реставраторы остановили и стабилизировали хронические проблемы отслоения красочного слоя от грунтовой основы, укрепили краску клеевыми составами, уложили приподнятые края изломов и кракелюра, устранили деформацию холста путем перенатяжки его на новый подрамник, удалили все поздние наслоения — записи, загрязнения, сгустки лака, следы прежних реставраций. Все это позволило открыть истинный авторский колорит картины.


Фото предоставлено пресс-службой Русского музея


Фото предоставлено пресс-службой Русского музея


Фото предоставлено пресс-службой Русского музея


Фото предоставлено пресс-службой Русского музея

«Святая Русь» вновь заняла свое место в постоянной экспозиции музея, до 7 ноября она будет экспонироваться в отдельном зале — Садовом вестибюле Михайловского Дворца, а далее готова будет представлять русское искусство и на выставках в других музеях.

Теги: Государственный Русский музей Михаил Нестеров

Примечания[ | ]

  1. Святой // Толковый словарь русского языка: В 4 т. М., 1940. Т. 4. Стб. 109—110.
  2. Святой // Словарь русского языка: В 4-х т. М., 1999. Т. 4. С. 59—60.
  3. Святая Русь! Архивная копия от 15 июля 2014 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) // Михельсон М. И. Русская мысль и речь: Своё и чужое: Опыт русской фразеологии: Сборник образных слов и иносказаний. СПб., 1904.
  4. 12Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986. Т. 3. С. 584.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8Александр Осповат . Лекция. Святая Русь как состояние души : Как со временем менялся смысл понятия «святая Русь»(неопр.) .Arzamas (arzamas.academy) . Дата обращения 21 января 2020.
  6. 12345678Фёдор Гайда . Что значит «Святая Русь»? // Православие.Ru. 13 августа 2013 г.
  7. Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Форум : Неолит, 2014. — 464 с.
  8. Валерий Лепахин . Иконичный образ святости : пространственные, временные, религиозные и историософские категории Святой Руси. Часть 1 / Православие.Ru.
  9. 12Дмитриев М. В. «Святая Русь» и Русь как «Новый Израиль», Москва — «Третий Рим»: конфессия, natio и протонациональные дискурсы в восточнославянских культурах X—XVII вв. Межсессионный семинар. 2008.
  10. Andrusiewicz A.: Carowie i cesarze Rosji. Warszawa: Grupa Wydawnicza Bertelsmann Media, 2001, s. 114. ISBN 83-7311-126-3
  11. W. Osadczy: Święta Ruś. Rozwój i oddziaływanie idei prawosławia w Galicji. Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2007, s. 98-99 i 114. ISBN 978-83-227-2672-3.
  12. Митрополит Кирилл на концерте в Киеве призвал к духовному единству (неопр.) . РИА Новости (27 июля 2008). Дата обращения 4 сентября 2010. Архивировано 7 мая 2012 года.
  13. Русская Православная Церковь Заграницей — Официальная Страница
  14. «Пойте Господеви вся земля…».
  15. 12 «Украинская церковь на финишной прямой: Константинополь переходит в контратаку», BBC, 7.09.2018.
  16. «Кирилл и Варфоломей поговорили об автокефалии Украинской православной церкви»
  17. Русский бог (Вяземский) // Викитека.

Преподобный

В житии Сергия Радонежского есть ключевой эпизод: семилетнего Варфоломея родители отдали учиться грамоте, но дело шло медленно и мало приносило пользы. Казалось, мальчик либо не проявляет должного прилежания, либо вовсе неспособен к учению. Старания учителей оказывались тщетными.

«Житие преподобного Сергия» повествует: «Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».

Именно этот эпизод жития преподобного Нестерев передал на своем самом известном полотне – «Видение отроку Варфоломею». Ни одна деталь не была упущена: здесь и вековой дуб посреди поляны, и просфора, протянутая старцем, и Варфоломей, трепетно ожидающий чуда.

«Видение отроку Варфоломею»

«Не словами жития, но эмоцией, прекрасным, преображённым состоянием родной природы художник сумел передать на полотне миг совершающегося чуда. Мгновение, когда божественный и земной миры соприкасаются, превращаясь в единое целое. То, на что в «Пустыннике» художник лишь намекает, в «Варфоломее» сказано напрямую».

Чем внимательнее проникаешь вглубь картины, тем отчетливее видишь в ней традиции иконописи: символизм деталей, одновременное изображение событий прошлого, настоящего и будущего, цветовая палитра. «Всё, что здесь изображено, имеет мощный мистический подтекст. Нарядная деревянная церковка на заднем плане – это приходской храм, в котором преподобный Сергий трижды возвестил свое будущее появление на свет, и одновременно – это прообраз будущей Лавры. Извилистая тропа – дорога, по которой он придет к храму. Могучий, раскидистый дуб – будущее, которое ожидает Варфоломея: сам Сергий, его многочисленные ученики и последователи преобразят устои русского монашества».

Картина вызвала самые противоречивые мнения. Апологеты передвижничества говорили, что нестеровское полотно «…подрывает те “рационалистические” устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет». Картину обвиняли в тяжких грехах. «Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика… Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль». Сторонники реалистического направления в живописи картину «признали… вредной, даже опасной».

Сам Михаил Васильевич до конца своих дней считал «Видение отроку Варфоломею» лучшим своим произведением. На старости лет он любил повторять:

На протяжении всех 1890-х годов художник работает над полотнами «Сергиевского цикла». Пишет картину «Юность Преподобного Сергия» (1897), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1897), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898-1899). Уже при большевиках, в 1926 году, появляется новое полотно цикла – «Христос, благословляющий отрока Варфоломея». Однако Нестеров остро чувствует: рядом с самой первой картиной цикла все они серьезно проигрывают.

За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою.

«Юность преподобного Сергия»

«Святая Русь» в картинах Олега Молчанова

21 апреля 2020 года в духовном центре РПсЦ, что на Рогожском, в Новых Палатах (бывшем Доме причта) открылась выставка заслуженного художника России, члена-корреспондента Академии художеств России Олега Молчанова. На выставке присутствовали прибывшие на торжества Недели святых Жен-мироносиц гости — священнослужители и миряне Русской Православной старообрядческой Церкви, деятели культуры и все интересующиеся старообрядческой и древнерусской традицией.

Открывая выставку, с приветственным словом выступил предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов)

Он отметил важность творчества О. И

Молчанова:

Митрополит пожелал успехов художнику и отметил, что для талантливого человека важно не только плодотворно трудиться, но и не забывать Бога, который даровал ему этот талант. К сожалению, бывали случаи, когда известные творческие деятели, такие, как поэты С

Есенин, В. Высоцкий, создавая множество шедевров, утратили свою связь с Церковью Христовой и отошли от Бога.

Затем выступил художник О.И. Молчанов:

Олег Молчанова высказал мысль, что изобразительное искусство — один из способов стяжания Духа Святого. Наивысшая его степень — творчество. Боговдохновенное состояние творчества возможно лишь при умалении горделивого «Я хочу и могу» и настраивании лада своего сердца на те импульсы, что составляют тайну бытия — многообразного и тонкого мира в нас и вокруг.

По мнению художника, ничего своего человек не может сотворить. Сопереживание миру, его вечным категориям — добру и злу, жизни и смерти, любви и ненависти — все это питает творчество. И если искусство способствует уменьшению зла и чёрствости наших душ, то, значит, оно становится уже делом общественным и, следовательно, ответственность возлагается на художника, который как врач должен хранить заповедь «Не навреди»:

Многообразие чувств, колоссальный диапазон смысловых понятий, переживаний, от рождения (весна), апогея (лето), до умирания (зима). Все это выражено в лучших образцах русского изобразительного искусства, музыки, литературы. Большой бедой современного общества стал отрыв от природы, от земли. В урбанизированном обществе неизбежно оскудение духа. Через асфальт не идут токи земли, нет натуральных чувств, искренних, чистых, честных взаимоотношений. Природа напоминает нам о той пуповине, которую мы порой сознательно отсекаем.

Олег Молчанов продолжил:

Картины, представленные на выставке, художник создавал в разных уголках нашей страны, в том числе и в старообрядческих селах и городах.

На нашем сайте опубликованы интервью с заслуженным художником России, членом-корреспондентом Академии художеств России Олегом Молчановым «Иван Васильевич был 100 % старообрядцем», «По статусу Николай II мог быть патриархом», «Общество манят европейскими ценностями, потому что русские ценности попраны».

Происхождение и детство

Родился 31 мая 1862 года в Уфе в религиозно-патриархальной купеческой семье. Из восьми детей оставалась одна девочка, когда появился на свет очень слабенький Миша. Родители готовились к худшему, но мальчик, к счастью, выжил. Мария Михайловна, дочь купца Ростовцева из Ельца, и Василий Иванович, человек прямой и уважаемый в обществе, родители Михаила, жили дружно. Отец занимался торговлей, но больше по долгу, чем по призванию. Любил читать, увлекался историей. Поэтому, хоть и надеялся передать сыну семейное дело, всё же поддерживал его гуманитарные увлечения и интерес к рисованию – мальчик с детства проявлял чуткое отношение к природе и художественное дарование.

Высшая оценка

Смерть жены меняет взгляд на смысл жизни. В творчестве Нестерова появляется тема праведника, живущего сокровенно от людей, благодаря которому и держится весь мир.

«Вот уж 5 дней, как я… в монастырской гостинице в 2–3 верстах от Троицкой лавры, в так называемых «Пещерах «Черниговской». Пещеры эти однородны по характеру с Киевскими и похожи на катакомбы. В одной из пещер находится чудотворная, очень чтимая икона Черниговской Божией Матери. Икона эта собирает сюда многие тысячи богомольцев, которые несут и везут многие тысячи рублей. Обитель цветет, монахи грубеют и живут припеваючи, мало помышляя о том, о чем, по положению, они должны помышлять неустанно».

Такие наблюдения многих и многих заставляли создавать обличительные картины, писать негодующие рассказы. Но Нестеров рассудил по-своему: «…в нашей литературе, искусстве было совершенно достаточно выведено людей, позорящих себя, свою родину». Не отрицая ни значения, ни пользы таких трудов, Михаил Васильевич ставит иную цель – показать искреннюю веру, соединенную с глубоким смирением и любовью.

В 1888 году Нестеров создал картину «Пустынник», которая стала событием и впервые заставила заговорить о Михаиле Васильевиче как о состоявшемся художнике.

«По поводу ее (картины – прим. автора), едва ли не впервые, зрителями, критиками и художниками было употреблено слово «настроение». Этим словом пытались передать то тихое веяние светлой грусти и догорающей осенней ласки, какое ощущал зритель от этого пустынного затишья со стынущим озерком, с полосой леса, теряющего свое золотое убранство. Зрителю передавалось теплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную елочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку с первым, робким еще снежком».

«Пустынник»

«Всё, что изображено на картине, – реально. Такие пейзажи, таких стариков, казалось, можно было случайно встретить в любом уголке России-матушки. Лишь то, что прячется между «строками» нестеровского послания – особое, торжественно-радостное настроение, разлитое по всей картине, – выдает христианский посыл художника. Да еще глаза старца, говорящие о внутренней работе души, – глаза, смотрящие и видящие нездешние предметы, – свидетельствуют о крепкой связи пустынника с Богом».

«Пустынника» Нестеров рисовал с лаврского старца Гордея. Интересно, что через некоторое время после канонизации преподобного Серафима Саровского «Пустынник» стал основой для одной из икон святого: сгорбленный старичок, бредущий по своему пути, осенний пейзаж за ним.

В.М.Васнецов писал Е.Г. Мамонтовой: «Хочу поговорить с вами о Нестерове – прежде всего о его картине «Пустынник». Такой серьезной и крупной картины я по правде и не ждал… Вся картина взята удивительно симпатично и в то же время вполне характерно. В самом пустыннике найдена такая теплая и глубокая черточка умиротворенного человека. Порадовался-порадовался искренне за Нестерова. Написана и нарисована фигура прекрасно, и пейзаж тоже прекрасный – вполне тихий и пустынный…

Вообще картина веет удивительным душевным теплом. Я было в свое время хотел предложить ему работу в соборе (неважную в денежном отношении) – копировать с моих эскизов на столбах фигуры отдельных Святых Русских; но теперь, увидевши такую самостоятельную и глубокую вещь, беру назад свое намерение – мне совестно предлагать ему такую несамостоятельную работу – он должен свое работать – познакомьте его с Праховым».

«Пустынника» приобрел Павел Михайлович Третьяков. Для Нестерова это было самой высшей оценкой.

«Стены храмов не подвластны»

Церковным росписям и иконам художник отдал свыше 22 лет своей жизни.

В 1890 году профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве, пораженный «Отроком Варфоломеем», пригласил Нестерова на работу в собор.

Роспись Владимирского собора в Киеве

В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе.

По-настоящему Нестеров увлекся работой в Марфо-Мариинской обители. На стене трапезной им была написана картина «Путь ко Христу». Вразрез с традициями русской православной живописи  вместо святых и угодников, схимников и подвижников или хотя бы монахов, здесь изображены  простые люди, ищущие свой путь ко спасению.

«Путь ко Христу» (фрагмент)

Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах, которую художник впоследствии считал весьма удачной.

Соловки

В 1901 году Нестеров задумывает большую картину «Святая Русь», и в поисках вдохновения отправляется в Соловецкий монастырь на Белом море.

Из Соловков художник писал: «Тут много интересного, много своеобразного; но все это я как бы видел когда-то во сне и передал в своих первых картинах и некоторых эскизах. Тип монаха новый, но я его предугадал в своем «Пустыннике». Жизнь вообще очень неудобна, особенно тяжела общая «трапеза» и помещение».

«Я мог бы иметь письма к настоятелю из Петербурга или из Москвы. Тогда благоденственное житие в обители было бы мне обеспечено, но я предпочел оставаться невидимкой, чтобы видеть все то, что я хочу видеть, а не то, что мне соблаговолят показать».

Под впечатлением от Русского Севера, его суровой природы и смиренных монахов-подвижников были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки». «Соловецкие мотивы» долго звучали в его работах.

«Молчание»

«Это был народ крепкий, умный, деловой. Они молились Богу в труде, в работе». Из этого народа, свидетельствует Нестеров, «попало ко мне на картину «Святая Русь» несколько лиц более или менее примечательных. Они вошли в другие картины. Двое из них стоят-мечтают в «Мечтателях» («Белая ночь на Соловецком»). Кое-кто попал в большую картину «Душа народа». Последняя стала важнейшей предреволюционной работой Михаила Васильевича.

Задумку картины художник объяснял так: «У каждого свои «пути» к Богу, своё понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьёзные, умствуя…».

Крестьянский мальчик, идущий далеко впереди народной толпы, был написан Нестеровым с сына Алеши. Именно на этом образе сосредотачивается взгляд смотрящего на картину, это и есть смысловой центр полотна. Евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф.18:3) были выведены внизу с левой стороны картины. Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни — „Отрок Варфоломей“, к концу — „Душа народа“».

«Душа народа»

В Киеве состоялся показ «вчерне» законченной «Святой Руси». На показе Нестеров познакомился с Екатериной Петровной Васильевой, которая спустя несколько месяцев стала его женой. У супругов родится трое детей – Наталья, Алексей и Анастасия, умершая во младенчестве.

Палитра картины

Как и во многих других своих произведениях, художник не стремится сделать цветовую гамму «кричащей», чрезмерно насыщенной

Михаил Васильевич как бы старается перевести внимание созерцающего на сюжет, чтобы тот не отвлекался на цвета. Основные оттенки «Святой Руси» Нестерова — серые, голубые, коричневые

Темных деталей не так много, доминирует сложный серо-голубой холодный цвет — им написаны облачное небо, снег и воздух. Относительно яркие акценты можно заметить на деталях — платок странницы, корзинка крестьянина, одеяние Георгия Победоносца, цветы на одежде дворянки и одежда больной девушки.

Несмотря на кажущуюся с первого взгляда холодность произведения, оно все же приковывает к себе внимание и удерживает его за счет наличия множества деталей. Зритель невольно задумается о том, что стремился передать художник, и тогда картина играет новыми красками

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: