Первое путешествие за границу
Вырученные за «Пустынника» деньги позволили художнику впервые отправиться в Европу. Музеи, архитектура и природа ошеломили молодого живописца. Позже, вспоминая своё упоение, он удивлялся, «как сердце не разорвалось от восторгов и сладкого томления». В путешествии художник написал «Остров Капри», делал множество набросков. Примечательно, что с течением времени в его зарисовках всё чаще проглядывались русские пейзажи и темы – Нестерова влекла родина. Здесь, вдали от неё, художник остро почувствовал свою причастность к Руси и долг перед ней. Нравственное совершенство и духовный подвиг русского человека как художественная тема выходила на первый план в творчестве живописца.
Картина — движение — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Картина — движение
Если картина движения, а следовательно, и теплоотдача начинают зависеть от формы, расположения, размеров стенок, замыкающих среду вокруг источника тепла, то свободное движение называют движением в ограниченном объеме. К этому роду явлений относятся и такие, когда свободные конвективные токи соседних источников тепла ( холода) взаимодействуют друг с другом. Примером может служить свободное движение в щели, противоположные стенки которой поддерживаются при разных температурах. Очевидно, при наличии движения среды в щели расчет переноса тепла сквозь нее по формулам чистой теплопроводности дает заниженный результат.
Иногда картина движения частиц может изменяться под влиянием других физических факторов, например в условиях восходящего потока. Этот особый случай характеризуется тем, что не может быть описан в рамках подхода, основанного на использовании обычных безразмерных параметров, определяемых условиями геометрического подобия. Таким образом, часто трудно установить причину несовпадения с предлагаемым соотношением при сравнении систем, которые кажутся идентичными. Однако многие безразмерные параметры, с помощью которых становится возможным описать это несовпадение, нередко не имеют физического смысла. Однако этот коэффициент не имеет никакого физического смысла. В этой работе содержатся также другие ошибочные выводы.
Эта картина движения пенного слоя была получена рядом исследователей экспериментально и наиболее отчетливо наблюдается на тарелках диаметром свыше 1200 мм — Описанное движение пенного слоя и приводит к поперечной неравномерности в структуре потока жидкости, значительно снижающей эффективность работы барботажной тарелки.
Анализ картины движения жидкостей в трубах привел нас к выводу, что линейная скорость в поперечном сечении изменяется: непосредственно у стенок она падает до нуля, а по оси трубы достигает максимальной величины. В случае турбулентного движения переменным является также и характер самого движения.
Хотя картину движения отдельных пучков потока ( на первый взгляд) легко понять, однако при попытке объяснения некоторых фактов возникает ряд вопросов.
Рассмотрим картину движения жидкости через полость центробежного колеса.
В картине движений галактик должны выявляться две особенности. Некоторые статистические меры этих двух эффектов обсуждаются в настоящем разделе. Применяя аналогичный метод, Сонейра исследовал совместное распределение по красным смещениям и видимым звездным величинам в модели распределения галактик, построенной так, чтобы удовлетворялись известные критерии положения галактик и выполнялось условие, согласно которому скучивание должно быть стационарным в статистическом смысле.
Описанная выше картина движения была получена при изучении течения вязкой жидкости в трубе. Если экспериментально определять, скажем, перепад давления на некотором участке трубы, то при движении одной и той же жидкости на одном и том же участке той же самой трубы можно получать различные зависимости перепада давления от скорости.
Не только картина движения, но и свойства движения могут быть совсем разными, если их рассматривать с разных точек зрения.
Проанализированная нами картина движения очень проста, но ее следует рассматривать лишь как частный случай движения, имеющего гораздо более общий характер.
В целом картина движения имеет много общего с рассмотренным ранее В. М. Битовым движением вязкопластической жидкости в слоистом пласте, состоящем из пропластков различной проницаемости.
Иной будет картина движения и деформации частиц в вихревом потоке.
Страницы: 1 2 3 4
Память
В 1962 году состоялась ретроспективная выставка работ Матюшина в Ленинградской Организации Союза Художников РСФСР (ЛОСХ).
В доме Матюшиных на улице Песочная (ныне — улица профессора Попова) в Санкт-Петербурге был открыт Музей петербургского авангарда. Он может похвастаться богатейшей постоянной экспозицией, наглядно демонстрирующей вехи в развитии авангардизма в Российской империи, а затем и в Советском Союзе, и охватывает двадцатилетний период его становления: с 1910-х по 1930-е гг. В музее хранятся живописные и графические работы не только Матюшина и Гуро, но и их сподвижников — Казимира Малевича, Павла Филонова, Владимира Стерлигова, Алексея Ремизова, Николая Кульбирна, Николая Кострова. Особую ценность представляют уникальные предметы, принадлежавшие семейству Матюшиных и их окружению: книги, манифесты, фотографии, брошюры и т.п.
Сегодня Михаил Матюшин признан одним из столпов русского авангарда наряду с Кандинским, Малевичем, Татлиным. Однако, в отличие от последних, он, к сожалению, остаётся малоизвестным и малоизученным. А главный теоретический труд матюшинцев, который должен был стать настольной книгой для грядущих поколений художников, архитекторов, дизайнеров и всех, кто имеет мало-мальское отношение к визуальным искусствам, превратился в трофей для охотников за библиографическими раритетами.
«Справочник по цвету» был переиздан в 2007 году — но, как и в 1932-м, чрезвычайно скромным тиражом 2000 экземпляров.
Русская живопись XX века В. С. Манин (том 1)
Широкое хождение получила в 1920-х годах теория Михаила Васильевича Матюшина (1861-1954) «Не искусство, а жизнь». Коротко говоря, теория такова: «Есть времена, когда человечество, громоздя опыт на опыте, создает условный знак, в который вливается его творчество и начинает называться искусством»». Такой «условный знак», называемый искусством, наступит с приходом Октябрьской Революции‚ «давшей свободу и жизнь всему действительно живому и ищущему». Большая загадка века, как интеллигентные люди поддались такому примитивному сознанию, что искусство уподобили знаковой системе и более — дорожным знакам: «стоянка запрещена», «поворот налево», «кирпич». Но этого мало. Они, эти интеллигентные люди, обнаружили «влияние пространства, света, цвета и формы на мозговые центры через затылок. „Зорвед“ (организация М. Матюшина.-В.М.) впервые вводит наблюдение и опыт доселе закрытого „заднего плана“‚ все то пространство, оставшееся вне человеческой сферы, по недостатку опыта».
Матюшин учил писать круговой обзор, то есть видеть все кругом, ибо затылок имел глаз, оставшийся от того времени, когда человек был рыбой. Наблюдение на 180° — это гораздо более, чем кубистические четыре измерения‚ которые напоминали распятую на доске шкурку несчастного ягненка. Матюшин предлагал еще такое новшество, как рассматривать «задний план» в движении. Что же получилось в результате? Матюшинская картина «Движение в пространстве» — одна из лучших в реальном творчестве художника — совсем не о том, хотя цветосочетания красивы, но более пригодны в прикладных целях. Свидетельств реализма теории кругового обзора, заднего и бокового зрения не усматривается. Видеть все вокруг- это принцип был заявлен в Манифесте итальянских футуристов в 1911 году. Матюшин развил его.
Абстрактный метод вследствие неясности изложения чувств и мыслей дает широкую возможность для разгула фантазии. Собственно говоря, это и есть основное свойство абстракции. Она отказалась от познания мира, перенесясь в область подсознательного воображения, уравняла истину с представлением о ней и перешла в фазу творчества форм. Зрительные опоры для переживания имеются: цвет, ритмы, паузы, композиция линейная и цветовая, экспрессия и т. п. Но весь этот набор пластических средств не дает возможности говорить о тождественности замысла с изображением.
Теория «расширенного смотрения» Матюшина имела преимущественное отношение к технологии живописи, нежели к методологии искусства. Методические указания, как «сцеплять» цвет предмета с цветом среды и движением, как строить пространство, в каждое время обретающее новый смысл и новый вид, относились к учебному процессу, а эксперименты в этой области не породили сколь-нибудь существенных произведений. Былые гуманистические, социальные, духовные, идейные проблемы отходили в сторону, уступая место техническим вопросам овладения живописным письмом «нового смотрения.»
Создается особая область, называемая абстракционизмом, со своими правилами игры, ибо здесь идет не сюжетная игра, а игра по-крупному игра в большое, оснащенное современными знаниями творчество. Эта автономная творческая окружность, старающаяся отгородиться от всего, что было до нее, объявила себя последним словом в искусстве, исключив оттуда параллельное ей предметное художественное творчество. По этому поводу вспоминаются слова из «Записных книжек» Л. Гинзбург: «В Каждом формалисте сидит неудавшийся писатель».
После революции
После 1917 года наступили смутные времена. Художнику уже за 50, а он с семьёй вынужден ехать из Москвы, спасаться, сначала на Северный Кавказ. Но волнения, тревоги и болезни не обошли стороной. Вернуться удалось лишь в 1920-м. Сначала Нестеров продолжает свои художественные изыскания на религиозную тематику как наиболее близкую ему. Но со временем художник понял, что поиск христианской истины не в чести у советской власти, главное для неё – революционная борьба. Затем начались гонения на Церковь и священнослужителей, но Нестеров не изменял себе, лишь научился быть более осторожным. К примеру, на написанной в 1933 году «Страстной седмице» указал год создания картины 1914-ый – в то время, как советские искусствоведы хвалили художника за переосмысление творчества и отказ от религиозной тематики.
Победа над Солнцем
В 1913 году Матюшин написал музыку для футуристической оперы «Победа над Солнцем» Кручёных, сделавшая знаменитостью её сценографа Казимира Малевича. Малевич тогда написал следующие строчки: «звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки».
Уже во время работы над постановкой проявился преподавательский талант Матюшина – он был блестящим популяризатором, излагал идеи понятным и доступным языком, заражал окружающих своим энтузиазмом. На одной из репетиций Крученых попросил его объяснить студентам значение непонятных слов в опере, поскольку те ничего не понимали и отказывались играть в бессмыслице. Матюшин так сформулировал ответ: «Мы не замечаем перемен в языке, живя в своём времени. Язык же и слова постоянно изменяются во времени, выбрасывают лишние слова и даже целые предложения старого порядка и заменяют новыми». Далее он привёл в пример стихотворение Державина, отметив, что современному читателю оно будет так же непонятно, как и «Победа над Солнцем». Он объяснил, что устаревшие формы стали столь распространёнными, что любой профан может подражать Лермонтову, а устаревшие высокопарные слова выглядят нелепо. «Я объяснил, — писал Матюшин, — что опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием, что Нерон и Калигула — фигуры вечного эстета, не видящего «живое», а ищущего везде «красивое» (искусство для искусства), что путешественник по всем векам — это смелый искатель — поэт, художник-прозорливец, что сражающийся сам с собой неприятель — это конец будущим войнам и что вся «Победа над Солнцем» есть победа над старым привычным понятием о солнце как «красоте».
Объяснение со студентами мне удалось вполне. Они мне аплодировали и сделались нашими лучшими помощниками».
Премьера оперы, тем не менее, сопровождалась скандалами, и даже меценаты свистели исполнителям вместе с публикой. После они всячески открещивались от участия в постановке. Однако среди молодёжи «Победа над Солнцем» имела серьёзный успех. Позже она была издана в виде либретто с некоторыми образцами музыки.
Октябрьскую революцию 1917 года Матюшин, последовательно высмеивавший пошлость мещанского быта, встретил с воодушевлением, поскольку видел в ней долгожданное освобождение от прежних порядков.
В 1918 году Матюшин стал преподавателем в Государственных свободных художественных мастерских, преобразованных позднее в петербургский филиал ВХУТЕИНа. Там он организовал и возглавил «мастерскую пространственного реализма».
Тоска по светлой тишине
«Портрет дочери»
Ко времени Октябрьской революции Нестерову исполнилось 55 лет. Началась Гражданская война – и семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году, после переезда в Армавир, Михаил Васильевич тяжело заболел и долгое время не был в состоянии работать. В 1920 году семья вернулась в Москву.
В послереволюционное время художник всё чаще обращается в своём творчестве к портрету.
В 1931 году Михаил Васильевич с грустью писал: «Что сказать вам о себе? Живу, доживая свой век, иногда работаю, но мало».
В 1938 году Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, известный юрист В.Н.Шретер был расстрелян по обвинению в шпионаже. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась на костылях.
В 1941 году за портрет И.П.Павлова Михаилу Васильевичу Нестерову была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.
Утром 2 июня 1942 года Михаил Васильевич прочел в «Правде» Указ Президиума Верховного Совета СССР:
«За выдающиеся заслуги в области искусства, в связи с 80-летием со дня его рождения наградить академика живописи, художника Нестерова Михаила Васильевича орденом Трудового Красного Знамени».
Другой Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, подписанный так же, как и первый, 1 июня, присваивал М.В. Нестерову звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Портрет академика Павлова.
Ни постепенно ухудшающееся состояние здоровья, ни тяжёлое материальное положение, ни лишения военного времени – ничто не могло оторвать художника от любимой работы. Последняя его картина – «Осень в деревне» (1942) – написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…», была создана за несколько месяцев до смерти.
До последних дней Нестеров держал в руках палитру и кисть.
Михаил Васильевич Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.
*******
«Личная биография Михаила Васильевича меньше всего похожа на житье пустынника. Он был одарен страстным темпераментом, неукротимой волей, неуемными чувствами, и живые голоса этих чувств и страстей не теряли в нем своего полнозвучия вплоть до того, как замолчали навеки. Но в его же душе всегда жила неутолимая тоска по внутреннему миру, по светлой тишине…». Тоска эта словно луч прожектора освещала и сохраняла все доброе и светлое, оставляя в тени, недоступной для памяти, зло и несправедливости мира.
На склоне лет, оценивая свой жизненный путь, художник писал: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы».
Портрет М.В .Нестерова. Художник В. Васнецов
Нестеров часто вспоминал об одном батюшке из своего детства: «его все звали по его приходу «батюшка Сергиевский», – человек на редкость добрый, благожелательный, бескорыстный. Его все в городе любили, ставили в пример. (…) Он был в душе поэт, художник, музыкант. Писал стихи, расписывал иконостасы в своей убогой кладбищенской церковке, играл на скрипке, а как пел!.. Его приятный, задушевного тембра голос шел в душу… Кто у него не бывал! Ведь он был никем не заменим, его любил простой народ в «Солдатской слободке», шел к нему со своим счастьем и несчастьем, шел доверчиво, полагаясь на его мудрый суд… На мою долю в жизни выпал не один такой отец Федор. Правда, я не искал иных, меня тянуло, как художника, к типам положительным. Мне казалось, что в нашей литературе, искусстве было совершенно достаточно выведено людей, позорящих себя, свою родину».
В творчестве Михаила Васильевича Нестерова центральное место занимают именно такие «отцы Федоры», праведники, молитвенники, освещающие и освящающие мир своим смиренным и молчаливым присутствием.
Дурылин С.Н. ЖЗЛ. Нестеров. – М.: 1976.
Там же
Там же
Гусаров А. Христианская культура как исток творчества Михаила Нестерова. http://art-nesterov.ru/biography2.php
Там же
Там же
Там же
Федорец А. И. Образ Сергия Радонежского в живописи Михаила Нестерова. К 150-летию со дня рождения художника http://www.portal-slovo.ru/history/45752.php
Там же
Там же
Там же
«Стены храмов не подвластны»
Церковным росписям и иконам художник отдал свыше 22 лет своей жизни.
В 1890 году профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве, пораженный «Отроком Варфоломеем», пригласил Нестерова на работу в собор.
Роспись Владимирского собора в Киеве
В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе.
По-настоящему Нестеров увлекся работой в Марфо-Мариинской обители. На стене трапезной им была написана картина «Путь ко Христу». Вразрез с традициями русской православной живописи вместо святых и угодников, схимников и подвижников или хотя бы монахов, здесь изображены простые люди, ищущие свой путь ко спасению.
«Путь ко Христу» (фрагмент)
Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах, которую художник впоследствии считал весьма удачной.
Преподобный
В житии Сергия Радонежского есть ключевой эпизод: семилетнего Варфоломея родители отдали учиться грамоте, но дело шло медленно и мало приносило пользы. Казалось, мальчик либо не проявляет должного прилежания, либо вовсе неспособен к учению. Старания учителей оказывались тщетными.
«Житие преподобного Сергия» повествует: «Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».
Именно этот эпизод жития преподобного Нестерев передал на своем самом известном полотне – «Видение отроку Варфоломею». Ни одна деталь не была упущена: здесь и вековой дуб посреди поляны, и просфора, протянутая старцем, и Варфоломей, трепетно ожидающий чуда.
«Видение отроку Варфоломею»
«Не словами жития, но эмоцией, прекрасным, преображённым состоянием родной природы художник сумел передать на полотне миг совершающегося чуда. Мгновение, когда божественный и земной миры соприкасаются, превращаясь в единое целое. То, на что в «Пустыннике» художник лишь намекает, в «Варфоломее» сказано напрямую».
Чем внимательнее проникаешь вглубь картины, тем отчетливее видишь в ней традиции иконописи: символизм деталей, одновременное изображение событий прошлого, настоящего и будущего, цветовая палитра. «Всё, что здесь изображено, имеет мощный мистический подтекст. Нарядная деревянная церковка на заднем плане – это приходской храм, в котором преподобный Сергий трижды возвестил свое будущее появление на свет, и одновременно – это прообраз будущей Лавры. Извилистая тропа – дорога, по которой он придет к храму. Могучий, раскидистый дуб – будущее, которое ожидает Варфоломея: сам Сергий, его многочисленные ученики и последователи преобразят устои русского монашества».
Картина вызвала самые противоречивые мнения. Апологеты передвижничества говорили, что нестеровское полотно «…подрывает те “рационалистические” устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет». Картину обвиняли в тяжких грехах. «Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика… Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль». Сторонники реалистического направления в живописи картину «признали… вредной, даже опасной».
Сам Михаил Васильевич до конца своих дней считал «Видение отроку Варфоломею» лучшим своим произведением. На старости лет он любил повторять:
На протяжении всех 1890-х годов художник работает над полотнами «Сергиевского цикла». Пишет картину «Юность Преподобного Сергия» (1897), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1897), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898-1899). Уже при большевиках, в 1926 году, появляется новое полотно цикла – «Христос, благословляющий отрока Варфоломея». Однако Нестеров остро чувствует: рядом с самой первой картиной цикла все они серьезно проигрывают.
За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою.
«Юность преподобного Сергия»
Смерть и наследие
Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодезия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт» и многие стихотворения Ломоносова.
В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.
Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.
Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
Если вам нужна биография по датам – посмотрите
хронологическая таблица Ломоносова
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
Будущий великий ученый появился на свет в маленькой деревне Мишанинской в Архангелогородской губернии. Его отец принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи. Семья жила с доходов от рыбной ловли. Это был тяжелый и опасный труд. Но, несмотря на это, Михайло рано начал выходить в дальние морские промыслы с отцом – с десяти лет. Рыбачили они в суровом Белом море и доходили до Соловецких островов.
Все интересные факты из жизни Ломоносова
-
/11
Вопрос 1 из 11
Михаил Матюшин «Движение в пространстве». Описание картины
Михаил Матюшин был не только замечательным художником, но и глубоким теоретиком изобразительного искусства. Находясь в постоянном поиске нового воплощения творческих идей, он проводил бесконечные эксперименты в живописи, добиваясь проявления на холсте уникального образа натуры. По замыслу Матюшина, человеческий глаз должен видеть изображение как целое, не дробя его на составные части. Лишь цельность имеет смысл. Таким образом художнику удалось создать единый образ мира, гармония которого достигается слиянием зрения и слуха, мысли и осязания.
Картина «Движение в пространстве» является одной из главных работ художника, где принципы построенной им теории нашли свое яркое отражение.
Полотно не удивит зрителя сложным сюжетом и постановкой образов, пластичностью форм и необычными ракурсами. Всего этого здесь попросту нет. На картине изображены диагональные разноцветные полосы, проходящие от нижнего левого угла к верхнему правому. Эту «радугу» оттеняет скромный фон полотна, выполненный в нейтральном бледно-сером цвете. Тона полос подобраны так, что, взаимодействуя друг с другом, они наполняют картину пространственным ощущением и делают плоскостное изображение объемным. Цветные полосы, объединенные общим порывом, движутся к определенной, ясной только им цели, и, кажется, вот-вот вырвутся за пределы полотна.
Многоцветие картины не режет глаза. Опираясь на положения теории и учение о взаимодействии 3-х цветов, художнику удалось создать довольно гармоничный образ. Написанный на нейтральном фоне главный цвет, при восприятии его человеческим глазом, создает вокруг себя второй, контрастный себе, цвет. Затем они создают третий дополнительный тон.
Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость работы, эта картина, наряду с супрематистскими произведениями К. Малевича, составляет цвет русского авангардного искусства.
1922 г. Холст, масло. 124 х 168 см. Государственный Русский музей
С карандашом в руке
Михаил Васильевич Нестеров родился 19 мая 1862 года. Как пишет С.Дурылин – «в свое любимое время: весною, (…) и в свое любимое время дня: в тихий вечер».
В семье было двенадцать детей, но в живых остались лишь двое – дочь Александра и сын Михаил, названный в честь деда Ростовцева. До двухлетнего возраста жизнь мальчика «теплилась в лампадке», до того он был слабеньким и болезненным ребенком. Все эти два года мать боролась за жизнь своего чада, и эту борьбу выиграла.
Михаил Васильевич вспоминал: «Чего-чего со мной не делали! Чем-чем не поили! И у докторов лечили, и ведунов звали, и в печку меня клали, словно недопеченный каравай, и в снег зарывали – ничего не помогало. Я чах да чах. Наконец совсем зачах. Дышать перестал. Решили: помер. Положили меня на стол, под образа, а на грудь мне положили образок Тихона Задонского. Свечи зажгли, как над покойником. Поехали на кладбище заказывать могилку. А мать так от меня и не отходила, пока наши были на кладбище. Приезжают с кладбища. А я и вздохнул! И отдышался. И здоровым стал. Ведь мне семьдесят восемь, а я жив, работаю».
До конца жизни в сердце Михаила Васильевича сохранилась нежная любовь и горячая привязанность к маме. «К моей матери, – писал Нестеров незадолго до смерти, – я питал особую нежность, хотя она в детстве наказывала меня чаще отца, а позднее, в юности и в ранней молодости, мать, по природе властная, проявляла свою волю так круто, что, казалось бы, мои чувства должны были измениться, и правда, они временно как бы потухали, чтобы вспыхнуть вновь и возрасти в последние годы матери, в мои зрелые годы, с большей силой. Каких прекрасных, задушевных разговоров не велось тогда между нами! Мне казалось, да и теперь кажется, что никто никогда так не слушал меня, не понимал моих художественных мечтаний, как жившая всецело мною и во мне моя мать. Сколько было в те дни у нее веры в меня, в мое хорошее будущее!».
Родители Михаила Нестерова
До двенадцати лет Нестеров – шалун, баловник и озорник – жил в Уфе, окруженный заботой и любовью родных.
В 1872 году Михаил Нестеров поступил в Оренбургскую мужскую гимназию города Уфы.
Осенью 1874 года Михаил поступил в Московское реальное училище опытного педагога К.П.Воскресенского.
Надеждам отца увидеть сына инженером-механиком не было суждено сбыться. «…творческая природа мальчика была столь ясна и ярка, что с первых же его шагов в училище нельзя было не приметить, куда лежит его путь. Мальчик оказался в непримиримой вражде с математикой, с иностранными языками, в приятных отношениях с историей, географией, русским языком, с «законом божиим» и в горячей дружбе с рисованием».
Михаил, обладавший неудержимым нравом и тяготившийся изучением неинтересных ему предметов, стал запевалой во всех проказах учеников. Ему даже дали прозвище – «Пугачев».
В училище стало ясно окончательно: призвание Михаила – это живопись. И тратить время на посторонние занятия – значит зарывать талант юноши.
Василий Григорьевич Перов. Автопортрет
В 1877 году Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там его любимым преподавателем стал В.Г.Перов, который оказал сильное влияние на раннее творчество Михаила Васильевича.
В Училище Нестеров пробыл всего три года и в 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств.
Но три учебных года, проведенные в Академии художеств, принесли лишь разочарование. В классах он не нашел для себя ничего, кроме убийственной скуки.
В Москву тянуло все сильней – прежде всего к любимому преподавателю, Перову. В 1882 году, когда Нестеров вернулся в древнюю столицу, Перов был уже при смерти. Все, что оставалось талантливому ученику – запечатлеть в красках образ угасающего наставника. «Горе мое было великое, – вспоминает Нестеров. – Я любил Перова какой-то особенной юношеской любовью».
Михаил Васильевич все же вновь поступил в Училище живописи. Его педагогом стал А. К. Саврасов.
Творческий путь
Михаил Матюшин, как и некоторые другие художники того времени, прошел через модернизм в сторону авангарда. Его творчество далеко от революционности и радикализма других представителей авангарда. Его обостренное чувство «другого как себя», непрестанное вглядывание в самые глубины собственных душевных и духовных переживаний, стали его отличительной особенностью. Творческий поиск, глубокое вглядывание, желание анализа позволило стать Матюшину педагогом и теоретиком нового искусства.
В живописи начиная с середины 1910-х годов Матюшин развивал идею «расширенного смотрения», возникшую под влиянием теории «четвертого измерения» математика-теософа П. Д. Успенского. Вместе со своими учениками он организовал группу «Зорвед» (от «вЗОР» и «ВЕДать»). Помимо духовного аспекта теория расширенного смотрения включает в себя идею объединения
сумеречного (угол зрения до 180 градусов) и дневного (угол зрения около 30-60 градусов) зрения для обогащения впечатлений и знаний о натуре.
В период работы М. В. Матюшина в ГИНХУКе (Государственный Институт Художественной Культуры) группой «Зорвед» проводились исследования в области воздействия цвета на наблюдателя, в результате которых были открыты формообразующие свойства цвета — то есть влияние цветового оттенка на восприятие формы наблюдателем. При длительном наблюдении холодные оттенки придают форме «угловатость», цвет звездится, теплые оттенки наоборот создают ощущение округлости формы, цвет круглится.
Исследователи причисляют музыку М.Матюшина к музыкальному авангарду. Считается, что главным был поиск «нового мирослышания», «звукового миросозерцания», который отражался как в его музыке так и в литературных манифестах (манифест М.Матюшина «К руководству новых делений тона») и в «артефактах», каковы, например, первая футуристическая опера «Победа над солнцем».
Серьёзное творчество
Как встреча с Марией вдохновила художника на усердные занятия и рисование, так её смерть подвигла его на создание череды женских образов, поэтически-печальных и удивительно похожих на безвременно ушедшую супругу. Тоска живописца по любимой выливалась в лирических и одухотворённых пейзажах, где каждый чахлый стволик и бледные цветки, тихие воды и замершие травы гармонично сливались с эмоциями героев. Сопереживание и скорбь на картинах выказывали душевное состояние художника.
Трагедия дала мощный импульс развитию таланта живописца, самобытность которого проявилась в первой большой работе. Картина «Пустынник» в 1889 году стала экспонатом Передвижной выставки и принесла автору славу. Осматривая выставку перед открытием, Пётр Третьяков был восхищён нестеровской работой и сразу купил картину.
Соловки
В 1901 году Нестеров задумывает большую картину «Святая Русь», и в поисках вдохновения отправляется в Соловецкий монастырь на Белом море.
Из Соловков художник писал: «Тут много интересного, много своеобразного; но все это я как бы видел когда-то во сне и передал в своих первых картинах и некоторых эскизах. Тип монаха новый, но я его предугадал в своем «Пустыннике». Жизнь вообще очень неудобна, особенно тяжела общая «трапеза» и помещение».
«Я мог бы иметь письма к настоятелю из Петербурга или из Москвы. Тогда благоденственное житие в обители было бы мне обеспечено, но я предпочел оставаться невидимкой, чтобы видеть все то, что я хочу видеть, а не то, что мне соблаговолят показать».
Под впечатлением от Русского Севера, его суровой природы и смиренных монахов-подвижников были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки». «Соловецкие мотивы» долго звучали в его работах.
«Молчание»
«Это был народ крепкий, умный, деловой. Они молились Богу в труде, в работе». Из этого народа, свидетельствует Нестеров, «попало ко мне на картину «Святая Русь» несколько лиц более или менее примечательных. Они вошли в другие картины. Двое из них стоят-мечтают в «Мечтателях» («Белая ночь на Соловецком»). Кое-кто попал в большую картину «Душа народа». Последняя стала важнейшей предреволюционной работой Михаила Васильевича.
Задумку картины художник объяснял так: «У каждого свои «пути» к Богу, своё понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьёзные, умствуя…».
Крестьянский мальчик, идущий далеко впереди народной толпы, был написан Нестеровым с сына Алеши. Именно на этом образе сосредотачивается взгляд смотрящего на картину, это и есть смысловой центр полотна. Евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф.18:3) были выведены внизу с левой стороны картины. Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни — „Отрок Варфоломей“, к концу — „Душа народа“».
«Душа народа»
В Киеве состоялся показ «вчерне» законченной «Святой Руси». На показе Нестеров познакомился с Екатериной Петровной Васильевой, которая спустя несколько месяцев стала его женой. У супругов родится трое детей – Наталья, Алексей и Анастасия, умершая во младенчестве.