Импрессионизм и постимпрессионизм
Технические приемы нового направления оказали огромную роль в появлении другого течения – постимпрессионизма. Последователи стиля провозгласили непринятие художественных методов своего предшественника. В отличие от цветовых пятен и мазков первого, здесь применялся строгий способ деления красок и цвета.
Винсент Ван Гог. Звездная ночь
Художники нового направления пытались выразить жизнь не сиюминутной, а длительной и более существенной. П. Сезанн старался отобразить материальность окружающего мира, П. Гоген рассказывал о гармонии мира и единении человека с природой, В. Ван Гог – выразительность формы и цвета. Благодаря последнему появилось и следующее течение – экспрессионизм. Последователи Гогена стали родоначальниками стиля модерн.
Поль Гоген. Три таитянки
Одним из направлений постимпрессионизма стал неоимпрессионизм. Художники проводили опыты с цветом, получая самые неожиданные результаты. Он подарил миру такие имена, как Ж. Сёра, П. Синьяк.
Последние годы и смерть
После «Аиды» на протяжении 12 лет Джузеппе Верди писал с меньшим темпом, преимущественно занимаясь корректировкой уже написанных работ. В это время им создаётся опера «Отелло» по мотивам знаменитой пьесы Шекспира. Стиль композитора становится более реалистичным, некоторым его поклонникам не нравилось.
Последней оперой Верди стала «Фальстаф» («Falstaff»), которая стилистически оказалась ближе к Вагнеру, чем к Россини или Моцарту. Темп произведения заставляет слушателя ощущать эффект сумбурности, сюжет двигается стремительно. Завершающая часть оперы заключает в себе семиголосную фугу, которая наглядно демонстрирует, насколько Верди овладел контрапунктом.
21 января 1901 года Джузеппе находится в миланском отеле 5 звёзд «Grand Et De Milan». У него случается инсульт, его организм слабеет на протяжении последующих шести дней, и ранним утром 27 января знаменитый композитор умирает. Кстати, отель Grand Hotel et de Milan и сегодня является одним из лучших отелей в Милане 5 звезд – находится в 5 минутах ходьбы пешком от Ла Скала и его может забронировать любой желающий.
Первоначально Джузеппе Верди хоронят на Монументальном кладбище в Милане, но позднее его тело переносится в Casa Di Riposo в Musicisti, в дом престарелых для музыкантов. Любопытно, что его создателем выступает сам композитор.
биография
Де Ниттис родился в Барлетте , в регионе Апулия , где он сначала учился у Джованни Баттиста Кало. После того, как в 1863 году его исключили из Instituto di Belle Arti в Неаполе за неподчинение, он начал свою карьеру с выставки двух картин на Неаполитанской выставке 1864 года. Де Ниттис познакомился с некоторыми художниками, известными как Маккьяйоли , подружился с Телемако Синьорини и участвовал в выставках во Флоренции .
Площадь пирамид , 1875 г.
В 1867 году он переехал в Париж и заключил контракт с торговцем произведениями искусства Адольфом Гупилем, который требовал от него производства популярных жанровых произведений. Получив некоторую известность благодаря участию в Салоне, он вернулся в Италию, где, не стесняясь рисовать с натуры, создал несколько видов Везувия .
В 1872 году Де Ниттис вернулся в Париж и, больше не имея контракта с Гупилем, добился успеха в Салоне своей картиной « Че фреддо!». ( Как холодно! ) 1874 г. (Частное собрание). В том же году его пригласили участвовать в первой выставке импрессионистов, проходившей в Надаре. Приглашение пришло от Эдгара Дега , друга нескольких итальянских художников, проживающих в Париже, в том числе Телемако Синьорини , Джованни Болдини и Федерико Дзандоменеги . Де Ниттис был принят не всеми импрессионистами и не участвовал в их последующих выставках.
Поездка в Лондон привела к созданию ряда картин импрессионизма
В 1875 году Де Ниттис занялся пастелью , которая стала для него важной средой в оставшиеся годы жизни и которую он помог популяризировать. Вернувшись в Париж, где его дом был излюбленным местом сбора парижских писателей и художников, а также итальянцев-экспатриантов, он написал пастельные портреты натурщиков, в том числе Де Гонкура , Золя , Мане и Дюранти
Он предпочитал пастель в качестве материала для своих крупнейших работ, таких как триптих « Гонки в Отей» (1881).
Де Ниттис выставил двенадцать картин на Всемирной выставке 1878 года и был награжден золотой медалью. В том же году он получил Légion d’honneur .
В 1884 году в возрасте 38 лет Де Ниттис внезапно скончался от инсульта в Сен-Жермен-ан-Ле . Его жена, парижанка Леонтин Люсиль Грувель (вышла замуж в 1869 году) подарила его картины городу Барлетта, и теперь они собраны в Pinacoteca De Nittis во дворце Марра в родном городе художника.
Работы Де Ниттиса находятся во многих публичных коллекциях, в том числе в Музее Орсе в Париже, Британском музее в Лондоне и Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Его картины « Возвращение с гонок» и «Знатоки» находятся в Художественном музее Филадельфии .
ТВОРЧЕСТВО
Работал в мастерских Брандона, Жерома и Мейссонье и с той поры перешел от чисто пейзажной живописи к картинам, в которых одинаково важную роль играют человеческие фигуры и изображения улиц и парков.
Редкий дар наблюдательности при передаче людских типов и характеров, живописность в планировке изображаемых сцен, уменье переносить на полотно силу солнечных лучей и вообще эффекты освещения и глубину воздуха, прекрасный рисунок и изящное письмо, то очень оконченное, то щегольски-широкое, составляют достоинства, за которые любители искусства высоко ценили произведения этого художника.
Как на лучшие в их числе, можно указать на «Вид площади Согласия, в Париже, в дождливую погоду», «Пиккадилли, в Лондоне», «Лондонский Банк», «Вестминстерский мост во время густого тумана», «Две сцены на Отейльских скачках в Париже», «Площадь Пирамид, там же», «Трафальгарский сквер, в Лондоне» и «Возвращение со скачек в Булонском лесу». Этот «итальянский художник» писал все больше Париж и Лондон.
Катальдо Мотолезе: «Бенгоди» Маремма
Холст Мотолезе, художника Artmajeur, увековечивает пейзаж Мареммы, который был одним из самых изображаемых предметов представителя группы Macchiaioli, Джованни Фаттори. Примером того, что только что было сказано, является картина 1867 года под названием « Бычья в повозке» , на которой изображена жизнь на полях Мареммы, обширного итальянского географического региона между Тосканой и Лацио. Полотно, отличающееся прямоугольным форматом и перспективной глубиной дороги, призвано передать необъятность пейзажа. Последний является основным предметом в левой части картины, в то время как фигуры, помещенные в правой части, уравновешивают, создавая идеальный композиционный и хроматический баланс. Вместо этого верхняя половина холста была обращена к горизонту, что было реализовано с цветным фоном, наложенным полосами. Что касается хроматичности работы, то это чередование светлого и темного, образующее структуру картины, отмеченную яркими красками летнего сезона. Все эти характеристики создают атмосферу конкретности, в которой кажется почти возможным воспринимать звуки, тепло солнца и запахи сельской местности. Вдобавок телега, запряженная волами, и крестьянин, которые едины с природой мареммы, возвращают наблюдателя к любой дневной работе на полях, где время кажется вечно остановленным. Поэтому картина Мотолезе, изображающая только пышную зеленую природу Мареммы, перестает рассказывать нам историю бесконечной связи между человеком и природой, сосредотачиваясь на простом праздновании холма Таламоначчо (Бенгоди, Маремма). По сути, это место для художника представляет собой место вечной красоты и мистики, где человек может обрести гармонию и безмятежность.
Мариус Ванча, Воображаемое путешествие , 2020. Холст, акрил, 120 x 90 см.
Цветовые решения
Пытаясь запечатлеть красоту окружающего мира, импрессионисты использовали яркие, чистые цвета. В академической технике тени кладут серыми и черными тонами. Новые художники утверждали, что у природы нет таких цветов, и полностью от них отказались.
Особенно импрессионисты интересовались комплементарными, то есть контрастными цветами. При смешивании их в равных пропорциях получается серый цвет. А при использовании их рядом рисунок становится ярче и свежее. Сочетания оранжевый и голубой, желтый и фиолетовый, красный и зеленый чаще всего стали использоваться в картинах мастеров.
Клод Моне. Заказ в Венеции
Родина импрессионизма
Будущие импрессионисты познакомились в Париже. Здесь они учились, отдыхали, общались, здесь же в 1874 году прошла их первая выставка. Основателем ее стал Клод Моне вместе с единомышленниками. До 1886 года состоялось 8 независимых выставок.
Далеко не все были в восторге от представленных картин. В XVII веке в Париже была образована Королевская академия живописи и скульптуры. Именно она устанавливала определенные правила работы для мастеров, следила за тем, чтобы мастера не отходили от классики. Здесь проводились выставки-салоны, где мечтал участвовать любой художник.
Появившаяся новая выставка вызвала негодование у преподавателей Академии, художественных критиков, членов жюри салона и даже репортеров. Но, несмотря на яркую общественную реакцию, молодое движение громко заявило о себе и начало свою деятельность.
Камиль Писсаро. Оперный проезд в Париже
Многие художники откликнулись на призыв Моне, понимая значимость происходящего. Среди участников выставки было 30 художников, многие работы которых отвергались официальным салоном Академии. Среди них А. Гийомен, Э. Дега, Б. Моризо, К. Писсарро, О. Ренуар, П. Сезанн, А. Сислей. Молодых людей поддержали и уже известные живописцы– Э. Буден и Ш. Добиньи. Только признанный мэтр Эдуард Мане отказался принимать участие в выставке, хотя давно понимал необходимость изменений, и уже сам писал не классические картины. Он присоединится к импрессионистам чуть позже, в тот момент боясь попасть в немилость Академии.
Смерть
Художник умер 21 февраля 1894 года, в 45 лет, пропалывая орхидеи в саду. Причина смерти — легочная гипертензия. Тело Гюстава Кайботта покоится на кладбище Пер-Лашез.
Художник составил завещание, когда ему исполнилось 28 лет. Он строго оговаривал, что друзья, которым он помогал с организацией выставок или давал деньги, отныне ему не должны. Коллекция импрессионистов отписывалась французскому правительству.
Гюстав Кайботт — «Парижская улица в дождливую погоду» Кайботт понимал, что картины Моне и Писсарро рискуют быть погребенными в подвалах провинциальных музеев, ведь импрессионистов тогда не ценили. Поэтому он прописал обязательное условие: коллекция должна экспонироваться в Люксембургском дворце или в Лувре. Это не устроило французское правительство.
Лишь в феврале 1896 года Ренуар, исполнитель завещания, договорился об экспонировании 38 из 68 картин. Это была первая выставка импрессионистов в Люксембургском дворце.
Оставшиеся работы Ренуар дважды пытался продать французскому правительству. В 1928 году сделка почти состоялась, но в последний момент родственники Кайботта решили оставить картины себе. Сейчас они хранятся в Фонде Барнса.
Интересные факты
Среди всех событий, которые приключились с Джузеппе Верди за всю его насыщенную биографию, стоит выделить несколько основных:
- Любопытно, что в 1813 году появляется на свет Рихард Вагнер, и он позднее станет основным соперником для гения.
- «Верди» в буквальном переводе с итальянского означает «зелёный» (verde – Verdi). Многие биографы видят в этом символизм, поскольку зелёный цвет является атрибутом флага Италии, точно так же, как и Джузеппе стал одним из тех, кто прославил свою страну. Его творчество позволило объединить Италию и возвысить её музыкальную культуру, и это признавали в других государствах.
- Верди отличался наблюдательностью и трудолюбием, поэтому на концертах он любил как наслаждаться музыкой, так и подмечал любопытные детали, следил за тем, в какой манере ведёт руками дирижёр.
- Ему нравилось приходить на репетиции, потому что на них получалось лучше рассмотреть все особенности поведения присутствующих.
- Гений называл себя агностиком, а вторая жена тонко подмечала, что её муж слишком мало верит в существование кого-либо ещё. Между агностицизмом и «малой верой» она находила принципиальную разницу.
Советую почитать про музыкальные фестивали в Италии
Работы в публичных коллекциях
Место Пирамид (1875), Париж , музей Орсэ .
Холодно ! , Салон 1874 г., Музей Гупиля.
Во Франции
-
Париж :
- Музей Карнавале : La Parfumerie Violet , бульвар Капуцинов , 1880 г .;
- Лувр : Place du Carrousel, руины Тюильри , 1882 г., холст, масло;
- Musée d’Orsay : La Place des Pyramides , 1875, холст, масло.
-
Немур , замок-музей Немур .
- Танцовщица Холок-Го-Дзен. Относится к легенде Хайке Моногатари о танцоре ширабиеси Хотоке Годзене, 1873 г., офорт , 25,2 x 32,5 см.
- За веером. 1875 г., офорт. 35 х 32,4.
В Италии
Барлетта , Пинакотека Де Ниттис (ит) :
-
- Spiaggia presso Barletta ;
- «Траверсата дельи Аппеннини» (1867 г.);
- Пасса иль трено (1869);
- Лунго л’Офанто (1870);
- Че фреддо! (1874 г.);
- Площадь пирамид (1876 г.);
- Понте сулла Сенна (1876 г.);
- «Синьора кон иль тростник» (1878 г.);
- Нуби су Вестминстер (1878 г.);
- Пасса иль трено (1879 г.);
- Passeggiata invernale (1879);
- Tra i paraventi (1879);
- Эффетто ди Неве (1880);
- Фигура ди донна (1880 г.);
- Passeggiata in slitta (1880);
- Паттинаджо (1880 г.);
- Расы в Отей (1881);
- Синьора в Джардино (1883 г.);
- Колазионе в Джардино (1883 г.);
- Курсы в Longchamps (1883);
- Расы в Отей (1883);
- Notturno capriccioso (ventaglio) (1883);
- Сулламака II (1884 г.);
- Страдина наполетана , холст, масло.
-
Флоренция , Галерея современного искусства
Берега Офанто, недалеко от Барлетты (1867 г.)
:
Музеи импрессионизма
Крупнейшие музеи мира хранят коллекции известных импрессионистов. Среди них множество музейных комплексов, объединенных из нескольких художественных музеев: Баварские государственные собрания картин и Государственные музеи Берлина.
Огромное количество работ импрессионистов хранится на родине стиля – в Париже. Здесь следует отметить крупнейший художественный музей мира Лувр и музей ОРСЭ (музей искусства XIX века). Одни из лучших собраний западноевропейской живописи находятся в Национальной галерее Лондона, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, Национальном музее в Стокгольме.
В России основными хранителями полотен импрессионистов считаются Эрмитаж и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.
Русский импрессионизм
В. Д. Поленов стоял у истоков русского импрессионизма. Именно он рассказал о новом направлении и о молодых французских художниках. Хотя сам написал всего три картины в данной технике.
К.А. Коровин стал импрессионистом благодаря своему учителю Поленову, огромной любви к природе и своей поездке в Париж на одну из выставок молодых мастеров. Он моментально перенимает технику письма и новые веяния стиля.
Константин Алексеевич Коровин. В саду
Его друг В.А. Серов тоже иногда причисляется к импрессионистам. Но в его работах часто встречаются черные и серые тона, используются разные техники. Лишь несколько работ написаны именно в данном стиле.
Валентин Александрович Серов. Девочка с персиками
Н.М. Гущин учился в нескольких художественных училищах – в Москве, Франции и Монако. Работы художника отмечены романтической образностью, тщательно продуманным декоративизмом.
Гущин воплощал в своих работах идею совмещения различных видов искусства. Достаточно увидеть его картины «Моя симфония» (1964), «Лунная соната», «Музыка Баха», «Ноктюрн», «Песня без слов», «Элегия» (60-е) – все они показывают синтез музыки, слов и живописи. Ведь все это творчество построено на одной основе – гармонии, ритме и единстве. Много работ также посвящены космосу и идее мироустройства.
Николай Михайлович Гущин. Вечность
М.Н. Аржанов в 50-х годах познакомился с Н.М. Гущиным. Его идеи сильно повлияли на его творчество. Он изучает работы импрессионистов, кубистов и фовистов, осваивает новую технику, изучает цветовые интерпретации. Его работы полны некоей взволнованностью письма, усилением роли света и цвета. С каждым годом он все дальше уходит от принципов академизма и совершенно меняет направление своего творчества.
Среди тех, кто пробовал себя и в импрессионизме, и в постимпрессионизме, и в других техниках, следует отметить В.Э. Борисова-Мусатова, И.Э. Грабаря, С.В. Иванова, Н.В. Мещерина.
Игорь Эммануилович Грабарь. Иней
Сюжеты
В классической живописи было принято писать картины на религиозные или античные сюжеты, пользовались спросом натюрморты, портреты знатных или богатых людей. Импрессионисты же шокировали публику «незначительными» и даже вульгарными темами.
Самые распространенные сюжеты – пейзажи. Появляется и понятие городского пейзажа. Повсюду строятся заводы и фабрики, улицы заполнены людьми и экипажами, жизнь кипит днем и ночью.
Камиль Писсарро. Бульвар Монмарт ночью
Получают распространение сюжеты с обычными людскими развлечениями. Артисты, публика, завсегдатаи театров, ночных кафе и прочих увеселительных заведений – одни из главных участников картин.
Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер»
Импрессионисты с удовольствием рисуют портреты своих друзей, членов семьи, ничем не примечательных прохожих и обычных тружеников. Появляются на картинах простые эпизоды из жизни. Женщины, расчесывающие волосы или укладывающие ребенка, сельские будни крестьян и простых рабочих, продавцов и официантов, чтение газеты – все эти сюжеты раньше вызывали только возмущение у критиков.
Эдгар Дега. Гладильщицы
Творчество
Кайботт писал в стиле реализма. Как и его предшественники Жан-Франсуа Милле и Гюстав Курбе, а также его современник Дега, Кайботт хотел изображать реальность такой, как она есть и как он её видит, надеясь таким образом уменьшить присущую живописи драматичность. Он также разделял приверженность импрессионистов в передаче реальности. Кайботт писал много семейных сцен, интерьеров, и пейзажей в Йере, но наиболее известными его картинами стали полотна, посвящённые Парижу, как, например, «Паркетчики»
(1875 г.),«Мост Европы» (1876 г.) и«Дождливый день в Батиньольском квартале» (1877 г.). Эти полотна вызывали споры из-за их незамысловатого, зачастую очень простого сюжета и преувеличенно углублённой перспективы. Наклонная поверхность, общая для этих картин, является характерной чертой творчества Кайботта, возникшая под влиянием японской графики и новой технологии фотографии . Приемы усечения и увеличения, встречающиеся в работах Кайботта, возможно являются следствием его интереса к фотографии. Во многих работах Кайботт использует очень высокий угол зрения, как, Например, изображение балконов на «Крыши под снегом»
(1878 г.) и«Boulevard vu d’en haut» (1880 г.). В живописной карьере Кайботта наступил резкий спад в 1890-х гг., когда он перестал писать крупноформатные полотна и выставлять свои работы. В 1881 г. он приобрёл в собственность поместье вПети-Женвилье на берегах Сены близ Аржантёя и переехал туда жить в 1888 г. Он посвятил себя садоводству и строительству гоночных яхт, проводил много времени с братом Марсиалем и другом Ренуаром, которые часто останавливались в Пети-Женвилье. Как утверждают многие источники, незадолго до смерти у него была любовная связь с женщиной гораздо моложе его,Эмили Шлаух , однако этому нет официальных свидетельств .
Ссылки [ править ]
- ^ a b c d e Эфрем Гизелла Калингерт. «Де Ниттис, Джузеппе». Grove Art Online. Oxford Art Online. Издательство Оксфордского университета. Интернет. 9 августа 2013 г. < http://www.oxfordartonline.com/subscriber/article/grove/art/T022153 >
- ^ a b Steingräber & Matteucci 1984, стр. 111
- Источники
- Броуд, Норма (1987). Маккьяйоли: итальянские художники девятнадцатого века . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-03547-0
- Штейнгребер, Эрих; Маттеуччи, Джулиано (1984). Маккьяйоли: тосканские художники солнечного света . Нью-Йорк: Галерея Stair Sainty Matthiesen.
Стиль Верди
В течение всей творческой деятельности Джузеппе Верди постоянно применял высокое «до» в актах с тенором
Огромное внимание он уделял собственной музыкальной интуиции и способам выражения эмоций персонажей опер, особое место отводил драматизму, но в его произведениях драмы было ровно столько, сколько необходимо
Партитуре, по мнению историков, композитор уделял не так много внимания по той причине, что ему недоставало соответствующих знаний. Сам же Верди говорил, что он из всех музыкантов самый малознающий,. Скорее всего, он имел в виду, что ему хватает свободы мыслить за пределами рамок.
Выразительность оркестра Джузеппе умел использовать полностью, а некоторые аккорды были настолько блестящими и смелыми, но другие композиторы не осмеливались брать подобный приём на вооружение. Верди являлся первым в своём роде композитором, который постоянно находился в поисках такого либретто, что способно ответить его музыкальному таланту. Основной силой произведений Джузеппе стоит назвать экспрессию, он старался избавиться от лишних персонажей и нагромождения бесполезных деталей. Композитор включал в оперы только то, что действительно было нужно.
Буттафоко Антонино: Мона Лиза
Даже работы художников Artmajeur неоднократно изображали итальянский пейзаж, как, например, холст Буттафоко Антонино, который с помощью более современной и упрощенной техники изображения повторно предлагает Мона Лизу Леонардо да Винчи и его знаменитый вид с воздуха. Последний, как в работах Леонардо, так и в работах Буттафоко, скорее всего, изображает исторический регион, простирающийся между Эмилией-Романьей, Марке и Тосканой, то есть Монтефельтро, характеризующийся сильным натуралистическим аспектом, усыпанным многочисленными археологическими и археологическими находками. исторические сайты. На картине двух художников аэрофотоснимок был создан путем рисования Вальмареккьи на переднем плане, в то время как массив горы Карпенья, вплоть до Сенигаллии, был уменьшен в масштабе и в некоторых частях сжат, пока не стал чем-то вроде топографической карты. Несмотря на это, вышеупомянутый пейзаж, который был написан с такой научной строгостью, чтобы позволить изображать вид с большой точностью, представляет собой документ, способный засвидетельствовать древнюю морфологию Монтефельтро. Что касается исключительно живописи, выполненной Леонардо, то в этом шедевре использование техники сфумато позволило слить образ главного героя с окружающей средой. В работе художника Artmajeur, однако, Мона Лиза , которая была воспроизведена с использованием очень личной техники рисования, хотя и похожа на оригинальную, но лишена сфумато. Как следствие, теряя атмосферу пыли, живопись Буттафоко отличается большей ясностью и резкостью деталей.
Катальдо Мотолезе, «Bengodi» Maremma , 2018. Холст, акрил, 40 x 50 см.
Увлечения и коллекции Кайботта
Кайботт использовал свое состояние для финансирования различного рода хобби, которыми он занимался с большим воодушевлением, в том числе разведением орхидей, строительством яхт, и даже дизайном текстиля (женщины на его картинах «Мадам Буассьер с вязаньем
» (1877 г.) и «Портрет мадам Кайботт» (1877 г.) вероятно, работали по образцам, созданным Кайботтом ). Одним из серьёзных увлечений художника было коллекционирование почтовых марок, в чём он настолько сильно преуспел, что был посмертно записан в почётный «Список выдающихся филателистов» как один из «отцов филателии». Его филателистическая коллекция теперь находится в Британском музее
В своем завещании Кайботт подарил большую коллекцию живописи французскому правительству. Эта коллекция включала шестьдесят восемь картин различных художников: Камиля Писарро (19), Клода Моне (14), Пьера-Огюста Ренуара (10), Альфреда Сислея (9), Эдгара Дега (7), Поля Сезанна (5) и Эдуара Мане (4
).
На момент смерти Кайботта импрессионисты всё ещё были не в чести у французского истеблишмента от искусства, где по-прежнему доминировали представители академического направления, в особенности у Академии изящных искусств. Кайботт понял, что шедевры его коллекции, вероятно, исчезнут на «чердаках» и в «провинциальных музеях». Поэтому он завещал разместить свою коллекцию в Люксембургском дворце, где находились работы современных художников, а затем в Лувре
Французское правительство не согласилось с этими условиями. В феврале 1896 г. оно, наконец, заключило соглашение с Ренуаром, который был душеприказчиком Кайботта, согласно которому тридцать восемь картин были размещены в Люксембургском дворце. Остальные двадцать девять картин (одну Ренуар взял в качестве оплаты за свои услуги душеприказчика) предлагались французскому правительству ещё дважды — в 1904 и 1908 гг., и оба раза был получен отказ. Когда правительство наконец попыталось потребовать их в 1928 г., этому воспротивилась вдова сына Кайботта. Большинство оставшихся работ были приобретены C. Альбертом Барнсом и в настоящее время принадлежат Фонду Барнса в Филадельфии
Сорок работ самого Кайботта находятся сейчас в Музее Орсэ. Его полотно «Человек на балконе, бульвар Осман»
, написанное в 1880 г., было продано в 2000 г. за более чем 14, 3 млн долларов США .
Понятие импрессионизма
Изначально компания французских художников предпочла выйти за рамки написания картин внутри помещения, по правилам и канонам классической школы. Мастера начали писать на открытом воздухе. Так появилось понятие пленэр.
Клод Моне. Вид Антиба с Плато Нотр-Дам
Молодые люди не заботились о тщательной прорисовке деталей и классическому исполнению композиции. Главной их задачей стала передача эмоций, ощущений. Живописцы пытались как можно более естественно и непринужденно запечатлеть конкретный момент быстропротекающей жизни.
Одной из картин художника Клода Моне, основателя стиля, была работа «Впечатление. Восходящее солнце». По-французски «впечатление» звучит как «impression» (импрессион). Известный критик Луи Леруа, увидевший данную работу заявил, что она скорее не картина, а небрежная мазня, неоконченный набросок. Именно он придумал название «импрессионизм», стараясь обидеть художника. Но так он дал название новому стилю.
Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце
Биография
Гюстав Кайботт родился 19 августа 1848 г. в Париже в семье, принадлежавшей к высшим слоям парижского общества. Его отцу, Марсиалю Кайботту (. Martial Caillebotte
) (1799—1874), досталось в наследство текстильное производство, он также служил судьей в Сенском трибунале по торговле. Марсиаль Кайботт дважды овдовел, прежде чем женился на матери Гюстава, Селесте Дофрень (.Céleste Daufresne , 1819—1878). Помимо Гюстава у них было ещё двое сыновей — Рене (1851—1876) и Марсиаль (1853—1910 ). Кайботт родился в доме на парижской улице Фобур-Сен-Дени
и жил там до 1866 г., пока его отец не построил дом на улицеМиромениль в Париже. Семья Гюстава проводила летом много времени в Йере — городе на одноименной реке примерно в 15 км к югу от Парижа, после того как в 1860 г. Марсиаль Кайботт купил там поместье. Примерно в это время Гюстав стал заниматься живописью. Многие картины Кайботта изображают членов его семьи и повседневную жизнь. На полотне«Молодой человек у окна» (1875 г.) запечатлен Рене в доме на улице Миромениль, а на «Апельсиновых деревьях» (1878 г.) изображён Марсиаль с двоюродной сестрой Зое в их саду в Йере; на«Портретах в сельской местности» (1875 г.) изображены мать Кайботта, его тётя, кузина и друг семьи . Кайботт завершил юридическое образование в 1868 г. в лицее Людовика Великого и получил лицензию на практическую деятельность в 1870 г. Вскоре после этого он принял участие во франко-прусской войне. После войны Кайботт посещал студию художника Леона Бонна, где изучал живопись. В 1873 г. Кайботт поступил в школу изящных искусств, но, по-видимому, учился в ней недостаточно серьёзно. В это же время Кайботт встретился и познакомился с несколькими художниками, работавшими вне рамок официальных французских академий, в том числе с Эдгаром Дега и Джузеппе де Ниттисом, и посетил первую выставку импрессионистов в 1874 г. (но не участвовал в ней
).
Гюстав Кайботт.Дождливый день в Батиньольском квартале 1877. Институт искусств, Чикаго
После смерти отца в 1874 г. и матери в 1878 г. Гюстав получил солидное состояние, что позволило ему заниматься живописью, не заботясь о продаже своих работ. У него также появилась возможность участвовать в финансировании выставок импрессионистов и поддерживать его коллег и друзей-художников (в том числе Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писарро и др.), покупая их работы, а также — по крайней мере, в случае Моне — оплачивая аренду студии
Кайботт скончался 21 февраля 1894 г. во время работы в своём саду в Женвилье. Он похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже
Паркетчики , 1875, Музей Орсе, Париж. Подобно Дега, Кайботт стремился к реалистичной передаче динамики повседневной жизни
Длительное время репутация Кайботта как мецената была значительно выше, чем его репутация художника. Через семьдесят лет после его смерти историки искусства начали пересматривать его художественное наследие