Влияние Клода Моне
Особенное влияние оказала на Поля живопись одного из основателей направления импрессионизма, француза Клода Моне. Этот художник часто изображал на своих картинах воду с её неуловимостью и переменчивостью, что необыкновенно впечатляло юного Синьяка.
Он мог бесконечно рассматривать полотна Моне, изображённые на них парусные лодки и реку Сену. Вода манила Поля своей изменчивостью, и только импрессионизм способен был передать такое её состояние. На картинах художников-импрессионистов вода как будто двигалась, переливалась сотнями бликов в солнечных лучах, играла разнообразными оттенками. Чтобы получить подобный эффект, использовался специальный приём разделения красок: мазки чистого цвета не смешивались один возле другого, а наносились на полотно сразу.
В конце ХIХ– начале ХХ веков очень модным стал парусный спорт и гребля. Среди любителей совершить прогулку по воде было много живописцев. Пейзажи реки гораздо удобнее было писать не с берегов, а с лодок. Клод Моне построил для работы специальное судно, где можно было даже заночевать. Зачастую он плавал на этой лодке со своей семьёй.
Моде поддался и Синьяк, свою первую лодку он купил в 1883 году и присвоил ей символическое название «Моне-Золя-Вагнер» в честь трёх людей, сыгравших важную роль в становлении направления импрессионизма в живописи. Моне был на тот момент лидером этого художественного течения. Знаменитый писатель Эмиль Золя часто выступал с защитой импрессионизма. А немецкий композитор Вагнер своей музыкой вдохновлял живописцев на творчество.
Начинающий художник Синьяк понимал, чтобы состояться в мире живописи, ему нужен был учитель и наставник. И в 1885 году он обратился к Клоду Моне. Поль отправил живописцу письмо, в котором рассказал, что является его поклонником, сам на протяжении двух лет серьёзно увлекается живописью и просит мастера стать для него грамотным и опытным руководителем. Но этой мечте не суждено было осуществиться.
Великого Моне это письмо совсем не тронуло. Нельзя сказать, чтобы Синьяк был ему неприятен, просто Клод не имел в своём характере наставнических черт. И к тому же его интересовало исключительно собственное творчество. Поэтому пользу молодому художнику пришлось извлекать из иных знакомств.
Импрессионизм в России
Русское искусство в 19 веке испытывало значительное влияние французской культуры, поэтому отечественным художникам также не удалось избежать увлечения новым течением. Русский импрессионизм в живописи наиболее последовательно и плодотворно представлен в творчестве Константина Коровина, а также в работах Игоря Грабаря, Исаака Левитана, Валентина Серова. Особенности русской школы заключались в этюдности работ.
Что собой представлял импрессионизм в живописи? Художники-основатели стремились запечатлеть сиюминутные впечатления от контакта с природой, а русские творцы старались еще и передать более глубокий, философский смысл произведения.
Импрессионизм в России
Долгое время искусствоведы ставили под сомнение существование этого явления среди русских художников. В 1870-е гг. И. Репин, В. Поленов и Ф. Васильев делали акцент на обыденных сюжетах, пробовали отойти от возвышенных идеалов академизма. Однако специалисты называли их эксперименты работой в импрессионистической манере. Тогда в России художники не причисляли себя к новаторам в живописи.
В этот период набирает силу социальный реализм. В противопоставлении ему некоторые художники формулируют новый принцип работы. Для них главное — эстетическая составляющая картины, а сюжет приобретает второстепенное значение. Русские художники не стали полностью копировать манеру письма французских живописцев. Они адаптировали их принципы к российским реалиям.
Начало становления импрессионизма в России положило создание картины «Портрет хористки» К. Коровина. Также среди последователей нового течения нужно выделить В. Серова, И. Левитана, А. Куинджи, известного своими морскими пейзажами.
Большой вклад в развитие русского импрессионизма внес Сергей Арсеньевич Виноградов. Он консультировал братьев Морозовых при покупке работ французских художников. Сергей Виноградов был участником выставки передвижников. Период его творчества пришелся на период Гражданской войны в России. В его картинах воссоздана атмосфера счастья, гармонии, которых не хватало в тот непростой период для народа.
Главное отличие от французских импрессионистов — они редко изображали городские пейзажи, предпочитая писать сельские красоты. Их картины можно охарактеризовать как незавершенные, этюдные. Русские художники сумели адаптировать новое французское направление в живописи.
Идеологические принципы
В отличие от многих других направлений, живопись в импрессионизме не была связана с глубокими философскими воззрениями. Идеологией этой школы было сиюминутное переживание, впечатление. Художники не ставили перед собой социальных задач, они стремились передать полноту и радость бытия в повседневности. Поэтому жанровая система импрессионизма была в целом очень традиционной: пейзажи, портреты, натюрморты. Это направление — не объединение людей на основе философских воззрений, а содружество единомышленников, каждый из которых ведет собственные искания в изучении формы бытия. Импрессионизм заключается именно в уникальности взгляда на обычные предметы, он сосредоточен на индивидуальном переживании.
Предпосылки
Причин появления импрессионизма несколько, это целый комплекс предпосылок, который привел к настоящей революции в искусстве. В 19 веке во французской живописи назревал кризис, он был связан с тем, что «официальная» критика не желала замечать и пускать в галереи различные зарождающиеся новые формы. Поэтому живопись в импрессионизме стала своеобразным протестом против косности и консерватизма общепринятых норм. Также истоки этого течения стоит искать в тенденциях, присущих еще эпохе Возрождения и связанных с попытками передать живую реальность. Художники Венецианской школы считаются первыми прародителями импрессионизма, далее на этот путь стали испанцы: Эль Греко, Гойя, Веласкес, которые напрямую повлияли на Мане и Ренуара. Свою роль в становлении этой школы сыграл и технический прогресс. Так, появление фотографии породило новую идею в искусстве о запечатлении сиюминутной эмоции и ощущения. Именно это мгновенное впечатление и стремятся «схватить» художники рассматриваемого нами направления. Также свое влияние на это течение оказало и развитие школы пленера, которую заложили представители Барбизонской школы.
Слайды и текст этой презентации
Пуантилизм:
точка в деле неоимпрессионизма
Стили живописи
В 80-х годах XIX века импрессионизм начал заходить в тупик. Молодые художники старались придумывать новые техники, переосмысливать популярный стиль. Их назвали неоимпрессионистами.
Методы и приёмы пуантилизма
Пуантилизм, или дивизионизм — живопись точками. Точки стоят близко друг другу. Они могут быть круглыми, квадратными (отпечаток плоской кисти) или слегка вытянутыми. Если отойти от холста на расстояние, они сольются в сплошную картину. Творческий метод изобрёл француз Жорж Сёра, главный «раскольник» общества импрессионистов. Нередко слова неоимпрессионизм и пуантилизм используют как синонимы. Цвета на таких полотнах обычно яркие, чистые, воздушные. Пуантилисты использовали цветовую гамму и сюжеты импрессионистов, но мазки использовали другие, точечные — в этом и есть главное различие между течениями.
Жорж Сёра. Воскресный день на острове Гранд-Жатт. 1886
На последней выставке импрессионистов в 1886 году Жорж Сёра представил картину «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», нарисованную мазками-точками (хранится в Институте искусств в Чикаго).Часть признанных мастеров осудили новатора, другие стали ею пользоватьсяюОдин из основателей импрессионизма — Камиль Писсаро — поддержал молодых коллег и пять лет писал в этой технике. Пуантилизм он называл «научным импрессионизмом».
Камиль Писсарро. Пейзаж в Эраньи. 1886 г.
Камиль Писсарро. Маленькая пастушка с гусями. 1886 г.
Камиль Писсарро. Луг в Безинкур. 1886 г.
Поль Синьяк. Сосна. Сен Тропез
Точки в пуантилизме могу быть крупными, как на картине Поля Синьяка «Сосна. Сен Тропез».
Жорж Сёра. Натурщицы
Точки в пуантилизме могу быть очень мелкими, почти незаметными, как в работе Жоржа Сёра «Натурщицы».
Одна из самых дорогих работ пуантилистов — рисунок Жоржа Сёра «В Японском диване», написанный карандашом и гуашью. В 2008 г. он был продан на аукционе Sotheby’s за 4 миллиона 992 тысячи 750 евро.
Жорж Сёра. В Японском диване
Известные пуантилисты
Поль СиньякАнри КроссЖорж СёраАнри Мартен
Анри Кросс. Пляж на Средиземноморском побережье. 1891
Анри Эдмон Кросс. Розовые облака. 1896
Анри Мартен. Мальчик с парусниками
Анри Мартен. Муза в полях
Жорж Сёра. Пейзаж с фигурами
Чего хотел добиться импрессионизм
Никто никогда не рисовал истинного цвета солнца и тени, и вряд ли кому-то пришло в голову предположить, что плотность воздуха не всегда постоянна, что можно нарисовать, например, пейзаж, видимый сквозь густой туман или туман.
Но оба этих визуальных открытия были, по сути, подзаголовками более крупного открытия. Импрессионисты, сами того не подозревая, осознали феномен преходящего. Художник, который выносит свое полотно на свежий воздух и пытается написать каждый нюанс того, что видит его глаз, находится в совершенно ином настроении, чем художник, который строит свою картину в своей студии из серии подготовительных эскизов или исследований. Его глаз не может быть более ищущим, но он начинает осознавать другой набор визуальных данных. Он все меньше и меньше заботится о природе объекта-фигуры или пейзажа.
Для Моне, работавшего над картиной Руанского собора, то что он увидел, было не готическим сооружением, а воздушной оболочкой определенной плотности, сквозь которую можно было видеть собор и которая изменяла его вид с каждым движением света. Таким образом, для него сам предмет исследования менял свою природу в каждый час дня. Поскольку акцент в каждой картине импрессионистов делается на моменте времени, естественно, что импрессионисты должны сознательно искать сиюминутные эффекты. На картине Моне, изображающей вход на вокзал Сен-Лазар, наиболее привлекательными чертами являются не железный мост и здание за ним, а пар, который дрейфует под мостом и локомотивом, намеренно помещенный на крайнем левом углу, чтобы создать впечатление, что он находится на пути к выходу из картины.
Вокзал Сен-Лазар (1877) Музей Орсе, Париж. Клод Моне.
Импрессионизм в графическом дизайне и иллюстрации
Импрессионизм присутствует также и в графическом дизайне.
Постеры с изображением городских пейзажей, природы и людей призваны вызывать только положительные эмоции. У них нет строгой формы, почти отсутствуют прямые линии. Чем больше элементов и цветов в работе, тем интереснее выглядит изображение. В графическом дизайне часто прослеживается сюжеты с добавлением эмоций в условиях современного ритма жизни.
Дизайн постера. Импрессионизм от Била Эванса
Иллюстрации в стиле импрессионизм и постимпрессионизм любят многие за простую технику выполнения. Им свойственны мягкие цвета (синий, желтый, розовый, фиолетовый). За основу сюжета традиционно берутся портреты людей и явления природы.
Примером для подражания, опять же служат полотна великих художников импрессионистов.
Звездная ночь. Андрей Прокопенко
Современный импрессионизм в фотографии
С помощью оптического искажения первые фотографы-импрессионисты пытались преодолеть гиперреализм снимков, сделать их более непринужденными. Они использовали мягкорисующие объективы, обрабатывали позитив солями серебра, чтобы достичь картонного подражания живописи.
Современные фотографы продолжают творить в стиле импрессионизм. Особого внимания заслуживают несколько личностей.
Пеп Вентоза
Фотограф испанского происхождения, проживающий сегодня в Сан-Франциско. Его работы выглядят как эскизы картин и включают несколько слоев практически идентичных снимков, что в итоге дает нечеткий силуэт и абстрактный эффект. Знакомые каждому изображения находятся в движении и размыты.
Обязательно посетите сайт данного фотохудожника, чтобы насладиться его оригинальными работами.
В своем интервью Bleek-magazine Пеп Вентоза высказал мнение о том, что одним из факторов успеха является оригинальность. И далее пояснил, что быть оригинальными не так-то просто, ведь придумать что-то новое сейчас уже практически невозможно. В его понимании «оригинальность» — это осмысленное повторение старого, но в другом воплощении.
Барбара Кол
Еще один фотограф, предпочитающий работать в стиле импрессионизм. Самые известные ее коллекции фотографий: «Два человека», «Падение сквозь время». Предпочитает изображать людей и природу. Барбара в своих работах позиционирует самореализацию, триумф и выживание в этом непростом мире.
Chiswick House Bridge из серии «Падение сквозь время». Барбара Кол
Падение сквозь время. Барбара Кол
Gertrude. Барбара Кол
Кристоф Джэкрот
Кристоф Джэкрот изображает в своих работах, в основном, природу и людей. Любит устанавливать контрасты и добавлять в работы «нехудожественную» резкость. Кроме того, его фото имеют мягкий рассеивающий рисунок с очевидным эффектом художественного размытия изображения.
Педро Корреа
Испанский фотограф Педро Корреа для своих работ берет за основу городские пейзажи. С помощью снимков он старается передать городскую суету, энергию и шум людей. Красота, по его мнению, находится в любом предмете, который относится к городу. Свои эмоции фотохудожник по примеру импрессионистов вкладывает в последний момент снимка.
Стивен Холл
Яркий представитель фотоискусства – Стивен Холл. Он окончил университет Монреаля и ввел в моду гибридную живопись, когда мастер в одной руке держит камеру, а в другой – кисти и краски. Иными словами, сначала он создает фотографию, а затем наносит на нее слои краски.
От его работ веет беззаботностью и естественной красотой. Основная тема – пейзажи.
Основные представители во французской живописи
Родиной данного направления является Франция, именно здесь впервые появился импрессионизм в живописи. Художники этой школы жили в Париже во второй половине 19 века. Они представили свои работы на 8 выставках импрессионистов, и эти полотна стали классикой направления. Именно французы Моне, Ренуар, Сислей, Писсарро, Моризо и другие являются прародителями рассматриваемого нами течения. Самым известным импрессионистом, конечно, является Клод Моне, работы которого в полной мере воплотили все черты этого направления. Также течение справедливо ассоциируется с именем Огюста Ренуара, который своей главной художественной задачей считал передачу игры солнца; кроме того, он был мастером сентиментального портрета. К импрессионизму также относят таких выдающихся художников, как Ван Гог, Эдгар Дега, Поль Гоген.
Основы
В начале 1880-х годов художник Жорж Сёра интенсивно работал с тогдашними новыми знаниями теории цвета. Он изучал работы Джеймса Клерка Максвелла , Огдена Николаса Руда , Чарльза Генри и особенно Эжена Шеврёля по восприятию цвета и аддитивному смешиванию цветов. На основе этих знаний он разработал новую технику рисования в 1883 и 1884 годах.
Это основано на одновременном контрасте соседних цветов. Вся картина состоит из мелких регулярных цветных мазков чистых цветов. Общее цветовое впечатление от поверхности проявляется только в глазах смотрящего и с определенного расстояния. Цветным точкам придают форму путем оптического слияния и аддитивного смешения цветов . Из-за аддитивного смешения цветов цвета имеют тенденцию к большей яркости, тогда как при смешивании на мольберте цвета становятся темнее, а грязные цвета почти неизбежны.
Таким образом, пуантилизм сходит с пути импрессионизма, чтобы найти автономный образ и его автономию.
Значение стиля в искусстве
Художники-импрессионисты совершили переворот в искусстве. И причина не только в появлении нового течения. Импрессионизм ознаменовал собой освобождение от рамок, которые установили консерваторы. У художников появилась настоящая свобода самовыражения. Но вместе с импрессионистами проявлять свою индивидуальность стали в других направлениях искусства.
Однако произошло снижение требований к профессиональным качествам художников. Если раньше нужно было получать образование, то теперь им мог стать любой, у кого есть мольберт и краски. Стало сложнее оценивать картины, потому что художники отказались от следования академическим канонам.
Несмотря на все недостатки, импрессионизм положил начало сложному пути, когда творческий человек пытается найти свой стиль самостоятельно. С появлением нового течения сформировался удивительный стиль со своей особенной художественной эстетикой.
Первые реакции
Зрителям, артистам и критикам было очевидно, что они имеют дело с чем-то новым. Прием был неоднозначным: многие художники были очарованы основанием живописи на научной основе, в том числе Поль Синьяк, Шарль Ангран , Анри Эдмон Кросс , Альбер Дюбуа-Пилле , Лео Гауссон , Луи Хайе , Максимилиан Люс , Ипполит Петижан в начале XIX века. Движение также Камиль Писсарро , который позже, однако, критиковал дивизионизм, и его сын Люсьен . Другие, например Эдгар Дега , с самого начала отвергли новое направление. Арт-дилер и великий покровитель импрессионистов Поль Дюран-Рюэль выразил разочарование тем, что Камиль Писсарро позволил себе поддаться влиянию своих более молодых коллег, когда рынок картин импрессионистов только начинал улучшаться.
Не одобряющие критики охарактеризовали стиль живописи как конфеттизм . Критик Феликс Фенеон, с другой стороны, выступал за новое направление в искусстве. Он считал это установлением тенденции и ввел термин неоимпрессионизм в 1886 году, чтобы подчеркнуть это. Он интенсивно занимался теоретическими основами и лично знал Чарльза Генри и некоторых других теоретиков. Он был секретарем редакции журнала Revue Indépendante и редактором журнала La Revue blanche . Вплоть до смерти Сёра он сопровождал свою работу и работу Синьяка доброжелательными, хорошо обоснованными отзывами в этих журналах.
В немецких импрессионистов терпел стиль живописи, но не использовать его , за исключением Пола Баум и Куртом Herrmann . Длинные линии остались характерной чертой сепаратистской живописи в Германии.
Влияние на искусство 20 века
Влияние пуантилизма на дальнейшее художественное развитие долгое время недооценивалось. Большая часть критики и буржуазной общественности часто рассматривала это как незначительное техническое средство. Однако многие известные художники, такие как Пит Мондриан , Анри Матисс , Эли и Робер Делоне , Винсент Ван Гог и Поль Гоген, интенсивно занимались техникой пуантилистов и прошли этап пуантилистских экспериментов. С точки зрения некоторых историков, это предполагает, что пуантилизм играет важную роль в развитии от парадигм более ранних эпох, репрезентации и визуализации, к парадигмам 20-го века, абстракции и конструированию.
Историк искусства Роберт Розенблюм считает Сёра, что он может даже соперничать с Сезанном («может соперничать даже с Сезанном»), и одобряет его дальновидность («заглядывать далеко в прошлое и будущее») на картину Grande Jatte, которую он называет своего рода Эйфелева башня живописи («своего рода Эйфелева башня живописи»).
Впечатление
Термин «импрессионизм» изначально имел пренебрежительный оттенок. Критики применяли это понятие для обозначения творчества представителей стиля. Впервые понятие появилось в журнале «Le Charivari» — в фельетоне о «Салоне отверженных» «Выставка импрессионистов». Основой стала работа Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Постепенно термин прижился в среде живописцев и приобрел другой оттенок. Суть понятия сама по себе не имеет конкретного смысла или содержания. Исследователи отмечают, что методы, используемые Клодом Моне и другими импрессионистами, имели место в творчестве Веласкеса и Тициана.
Для точного определения стиля предлагают использовать формулировку «Барбизонская школа» — речь идет о географической локации, но не о стилистических нюансах.
Эдуард Мане (1832—1883).
Андрей Аллахвердов. Эдуард Мане. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com
Мане был старше большинства импрессионистов. Он был их главным вдохновителем.
Сам Мане на роль лидера революционеров не претендовал. Он был светским человеком. Мечтал об официальных наградах.
Но признания он ждал очень долго. Публика желала видеть греческих богинь или натюрморты на худой конец, чтобы красиво смотрелись в столовой. Мане же хотел писать современную жизнь. Например, куртизанок.
В результате появился “Завтрак на траве”. Два денди отдыхают в обществе дам лёгкого поведения. Одна из них как ни в чем ни бывало сидит рядом с одетыми мужчинами.
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей д’Орсе, Париж.
Сравните его “Завтрак на траве” с работой Тома Кутюра “Римляне во времена упадка”. Картина Кутюра произвела фурор. Художник мгновенно прославился.
“Завтрак на траве” обвинили в вульгарности. Беременным абсолютно серьезно не рекомендовали на неё смотреть.
Тома Кутюр. Римляне времён упадка. 1847. Музей д’Орсе, Париж. artchive.ru.
На картине Кутюра мы видим все атрибуты академизма (традиционной живописи XVI-XIX вв.). Колонны и статуи. Люди аполлоновской внешности. Традиционные приглушённые цвета. Манерность поз и жестов. Сюжет из далекой жизни совсем другого народа.
“Завтрак на траве” Мане – другого формата. До него никто не изображал куртизанок вот так запросто. Рядом с респектабельными горожанами. Хотя многие мужчины того времени так и проводили свой досуг. Это была реальная жизнь реальных людей.
Мане пробовал считаться со вкусами публики. Писал портреты на заказ. Но из этого ничего не вышло.
Однажды изобразил одну респектабельную даму. Некрасивую. Он не смог польстить ей с помощью кисти. Дама была разочарована. Ушла от него в слезах.
Эдуард Мане. Ангелина. 1860. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.
Поэтому он продолжал экспериментировать. Например, с цветом. Он не пытался изобразить так называемый природный колорит. Если серо-бурая вода ему виделась ярко-синей, то он и изображал ее ярко-синей.
Это, конечно, раздражало публику. «Ведь даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, как вода у Мане» – язвили они.
Эдуард Мане. Аржантей. 1874. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikimedia Commons.
Но факт остаётся фактом. Мане вкорне изменил предназначение живописи. Картина становилась воплощением индивидуальности художника, который пишет так, как ему заблагорассудится. Забыв о шаблонах и традициях.
Новаторства ему долго не прощали. Признания дождался только под конец жизни. Но оно уже было ему не нужно. Он мучительно угасал от неизлечимой болезни.
Влияние импрессионизма на развитие искусства
Благодаря импрессионизму появилась свобода художественного видения, искусство стало обращать внимание не только на то, что видит творец или художник, но и на то, каким образом он это видит. Импрессионизм ориентировался в первую очередь на восприятия, при котором реципиент и художник оба находятся на одном уровне, в связи с чем сливают пространства зрителя и произведения
Таким образом, можно подвести итог, что импрессионизм является особым восприятием реальности, для которого характерна направленность внимания на то, что непосредственно воспринимается, конкретное, в то время как все логические причины и следствия отступают на второй план, тем самым предлагая совершенно новый взгляд на окружающую действительность.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Заключение
Импрессионизм как направление не задается целью раскритиковать что-либо или научить чему-то общество. Его задача – запечатлеть мгновение, конкретную жизненную ситуацию и выразить настроение.
Поэтому он так любим современными мастерами и популярен в разных сферах дизайна.
Импрессионизм часто называют искусством делиться эмоциями.
Эмоции, особенно положительные и живые – вот чего не хватает современному миру. Миру, в котором люди закрываются друг от друга символами, смайлами, роликами, постами.
Остановить мгновение, увидеть прекрасное в обыденном, запечатлеть красоту света и легкого дуновения ветерка – вот чему учат художники импрессионисты.
Давайте и мы, будем вдохновляться их работами и дарить позитивное настроение.
Подписывайтесь на обновления блога «Дизайн в жизни» и мы обязательно опубликуем для вас еще больше полезных материалов из мира дизайна |