Иерархия: Девять ангельских чинов
На границе V — VI вв. была создана книга «О небесной иерархии». Её автором долгое время считали Дионисия Ареопагита, епископа Афин. Там сказано. что Ангелы имеют 9 чинов. Те, в свою очередь, делятся на триады или сферы.
К первой сфере относятся:
- Серафимы.
- Херувимы.
- Престолы.
Во вторую сферу входят:
- Господства.
- Силы.
- Власти.
Третья сфера состоит из:
- Начала.
- Архангелы.
- Ангелы.
Херувимы, Серафимы и Престолы: в чем отличие
Серафимы служат Богу, всё время восхваляя его и помогая земным созданиям. Это наиболее приближённые к Творцу Ангелы и первые из всех его небесных сыновей.
Феофан Грек. Серафим (1378)Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек пишет Серафимов по византийской схеме: два их крыла скрещены вверху, два — внизу, а другие два разведены в стороны. Объем крыльев он лепит с помощью широких притонок (затенений по краю изображения) и редких вспышек пробелов, сто позволяет не нарушить цельность восприятия их образов. Стройный силуэт, композиционно тяготеющий к вертикали, подчеркивает впечатление монументальности и величия. Лики Серафимов со всех сторон слегка прикрыты крыльями, отчего выглядит ромбовидно.
Серафимы имеют горячую как пламя любовь к Богу, непрестанно прославляют его святость и помогают людям развивать её, очищаясь от грехов и злых поступков. Также они передают волю Бога всем другим Ангелам.
Херувимы прославляют Божьи качества и замыслы в среде его творений. Они распространители Божественного знания. Они также участвуют в Божьих судах, ведя образные записи о тех, кто достоин спасения.
Престолы наделены преимуществом служить правосудию Владыки Вселенной. Он совершает свои справедливые приговоры через этих Ангелов. Престолы изливают Божье могущество на земных правителей и судей, побуждая их к принятию справедливых законов и заботе о людях.
Композиция
На картине представлен святой Иероним, один из учителей Церкви, почитаемый в традиции римского католицизма. Художники разных эпох часто обращались к образу аскета и праведника. Караваджо не единожды изображал христианского отшельника и на других своих полотнах, например, в работе «Святой Иероним в размышлении» (находится в монастыре Монсеррат, Барселона). Определенная небрежность в передаче бороды героя, очертаниях книг и складок накидки говорит о том, что живописец спешил, создавая свое произведение. Некоторые искусствоведы склонны считать картину Караваджо незаконченной работой.
Описание жизни святого
Подобно протестантам, стремившимся перевести Библию на языки разных народов, чтобы сделать Слово Божье доступным для большего числа обычных верующих, католическая церковь решилась канонизировать латинский текст Священного Писания, созданный в конце IV века святым Иеронимом, образованнейшим человеком своего времени, хорошо знавшим античную и христианскую литературу.
Он принял крещение уже в зрелом возрасте. Глава римско-католической церкви благословил святого Иеронима переводить с греческого языка на латынь тексты Нового и Ветхого Заветов. Он был возведен в священнический сан и стал первым епископом Рима. Как и другие отцы-основатели Церкви, праведник самоотверженно боролся с еретиками, которые попирали культ святых, выступали за ограничения в использовании латинского языка в теологических текстах, и сравнивали институт папства с деяниями вавилонской блудницы. Неудивительно, что картина «Пишущий Святой Иероним» понравилась кардиналу Шипионе (Сципионе) Боргезе и попала в его художественную коллекцию.
В религиозной живописи, относящейся к периоду, когда еще не проводилось реформирование римско-католической церкви, праведника изображали часто со львом и в красной кардинальской шапке. С внедрением преобразований в иконографии стала наблюдаться некоторая упрощенность, появилась тенденция обращения к истокам, свидетельством чего может служить благочестивый образ, созданный скульптором Джованни Лоренцо Бернини в его работе «Святой Иероним», которая сейчас в сиенском соборе. В произведении мастера читается строгость, сдержанность и грусть.
Мастера эпохи Возрождения, такие как Антонелло да Мессина и Альбрехт Дюрер, изображали Иеронима в виде почтенного ученого, работающего в комнате с богатым убранством. Караваджо поместил своего героя в обстановку, кажущуюся максимально аскетичной. Яркий свет подчеркивает мускулистость его натруженных рук, а явственно видная параллель между склоненной головой святого и лежащим на столе черепом говорит, с одной стороны, о смертности человека, а с другой – о вечности Слова Божия.
Borghese Gallery in Rome,
Анализ картины
Главная тема произведения – воссоздание сцены, в которой святой спокойно и сосредоточенно сидит за столом, работая над священным текстом. Бледная кожа и седые волосы резко контрастируют с ярко-красным цветом накидки, в которую укутано тело старца.
Герой склонился над столом, при этом композиционное решение (наклон головы святого по отношению к лежащему рядом черепу) создает ощущение уравновешенности. Учитель Церкви сконцентрирован на чтении, одновременно с этим он внимательно записывает отрывки из священного библейского текста. Каждая деталь олицетворяет идею бренности всех материальных ценностей.
Удивительным представляется сам по себе замысел произведения, усиленный композицией и позой героя: вертикальная линия фигуры сидящего старца, максимально погруженного в созданные им тексты, переходит в горизонталь вытянутой руки, тянущейся к чернильнице, расположенной на противоположной стороне стола. В то же время ладонь святого Иеронима, сжимающая перо, как будто направляет взгляд зрителей на череп – напоминание о смерти и тленности земной жизни. Компоновка предметов рождает симметрию, в которой таится глубокий смысл: превосходство святости над бренностью.
Иерихон в Новом Завете
В Евангелии точно не указано, в каком именно месте пустыни постился Господь наш Иисус Христос после Своего Крещения, но традиция связывает это место с горами, возвышающимися над Иерихоном. Это связано с уточнением, которое дает Евангелист Иоанн: «А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды» (Иоан.3:23).
Место, где крестил Иоанн, находится вблизи от Иерихона
Сразу же после Крещения, как сообщают евангелисты, Иисус Христос был приведен Духом в пустыню.
Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
(Матф.4:1-11)
На горе к западу от Иерихона расположен греческий православный монастырь Искушения. Уже с IV века на Сорокадневной горе селились подвижники. Пещеры, вырубленные ими в отвесных скалах, сохранились по сей день.
Храм монастыря, по преданию, находится на месте пещеры, в которой укрывался Господь во время Своего поста.
И. Н. Крамской «Христос в пустыне»
Подъем к монастырю для многих труден, но нам он дался легко: мы шли по благословению духовника с Иисусовой молитвой, читая ее неспешно и вдумчиво, по слову на каждую ступеньку, и готовы были идти так еще выше, до вершины горы. Но монастырь расположен на середине склона и дальше пути нет.
Постройки тесно прилепились к скале.
Монастырский храм освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Нам очень понравились необычные кронштейны для лампад — в виде руки, держащей за хвост птицу.
Эта редкая икона изображает искушение Христа дьяволом.
Еще одна икона искушения — на стене пещеры напротив иконостаса.
У камня, где, по преданию, Господь был искушаем от дьявола, мы прочитали Евангелие, а затем приложились к камню искушения.
Окружающие горы настолько крутые и отвесные, что страшно подумать, как сюда издавна поднимались отшельники. На балкончике, висящем над пропастью, даже находиться страшно.
Описание и стиль
Деталь
Вазари описал эту работу следующим образом: «Читающая Богоматерь в воздухе держит Младенца между ее ног, а на земле с необычайной и красивой позой, преклонив одну ногу, он изобразил Святого Иоанна, который, скручивая туловище, упоминает о Младенец Христос, и, отдыхая на земле, святой Иероним спит в покаянии ».
Фактически, картина разделена на две наложенные друг на друга регистры, одна на земле, где Святой Иероним спал рядом с распятием (узнаваемым по шляпе кардинала, брошенной на земле рядом с черепом), одежда, длинный крест и прикрепленная чаша для крещения. к поясу), на переднем плане, который в своем наиболее типичном жесте Предтечи обозначает Младенца, представленного в верхней половине, наполовину небесного, в то время как он соскальзывает с ног своей матери, ослепительную Деву, находящуюся на луче Луны. и облака, освещенные сзади сияющим божественным светом, вдохновленные видениями Корреджо . Таким образом, композиция устанавливается на вертикальных плоскостях в быстрой последовательности, без интереса к определению геометрически измеримого пространства, но которое, напротив, кажется беспринципно неестественным и головокружительным.
Деталь
Мадонна показывает влияние Рафаэля в позе и в свободных отношениях с ее сыном ( Мадонна ди Фолиньо , которого в то время видели в Риме ), а также в хроматической палитре, обогащенной интенсивными и переливающимися тонами. Фигура Иоанна Крестителя, который на переднем плане смотрит в сторону зрителя и выполняет элегантный поворот, чтобы указать на божественное прозрение позади него, также напоминает торжественные фигуры Микеланджело с подчеркнутой мускулатурой и сложными позами. Та же поза Младенца, отходящего от Марии, процитировала Мадонну Брюгге того же Микеланджело , произведение, которое мало кто видел лично, возможно, известное по рисункам или цитатам Рафаэля в Мадонне дель Карделлино . Поднятая рука спящего святого Иеронима, с другой стороны, вдохновлена работами Корреджо о Венере и Купидона, за которым шпионил сатир или его святой Рох в Мадонне Сан-Себастьяно .
Многие детали — настоящие жемчужины виртуозности, от камышового креста святого Иоанна Крестителя, никогда не столь реалистичного до него, до покрывающей его пятнистой кожи, от подлеска у спящего святого Иеронима до переливающихся отблесков в шелковистой одежде грудь Марии, возможно, никогда не сохранившаяся в скульптурной памяти со времен древних статуй, вдохновленных эллинизмом. Более того, в центре стоит Обнаженный ребенок, более взрослый, чем того требует традиция. Игриво поставленный во время игры, последний начинает спускаться из утробы матери, чтобы проецироваться на зрителя, к которому обращен его взгляд. Одной рукой он держит раскрытый буклет на колене Мари, другой касается ее волос, опираясь на ее локоть, недалеко от того места, где Мари небрежно протягивает ему ладонь мученичества, погруженная в меланхолическую мысль. Это изысканные и почти искусственные позиции аристократической элегантности.
Очень оригинален эффект вертикальности, который от Крестителя своим жестом передается на лик Богородицы. Он контрастирует с различными глубокими открытиями, благодаря использованию смелых взглядов, таких как тело Иеронима или сам Младенец. Пармиджанино, вероятно, хотел поразить римскую среду своей дерзкой и новаторской работой, которая переработала живописные проекты величайших мастеров, которые тогда работали в городе.
Молитвословия
«И́же Херуви́мы та́йно образу́юще, и животворя́щей Тро́ице трисвяту́ю пе́снь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние. Я́ко да Царя́ всех поды́мем, А́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа».
На русском языке:
(Мы), таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу, чтобы нам принять Царя всех (разумных существ), невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.
Этими словами православные выражают Деве Марии великое почтение как той, кто своей славой и честью превышает наивысших ангельских существ.
Если Серафимы взирают на пламя Божьей Любви, то Мария носила его в себе, когда внутри неё рос Сын Божий. Херувимы же постигают свет Божественного знания. Но Мария родила этот свет — Иисуса Христа.
Херувимская песнь: смысл текста
Песнь исполняется в храме во время Великого входа, император Юстин II включил ее в чин Литургиив 573 году.
Вот её смысл: все, кто находится в церкви, должны стать подобными Ангелам-Херувимам, прославляя Господа и ставя личные интересы на второе место.
Образ Херувимов в литературе и искусстве
Херувимы упоминаются в произведении Лермонтова «Демон». В Интернет-комиксе Эндрю Хасси Homestuck. Здесь они представлены как разумная инопланетная форма жизни, похожая на смесь ящерицы и человека.
Небесная сфера — очень популярная тема в изобразительном искусстве. Вот некоторые примеры изображения Херувимов:
- Колёса из огня и Херувим на фресках в греческих Метеорах (16 век).
- «Видение Иезекииля» Рафаэля Санти (1518). Бог восседает на спине орла.
- Миниатюры с иллюстрациями на темы Ветхого Завета.
- Фреска Томмазо Мазаччо (флорентийская церковь Санта-Мария дель Кармине, 1426 год). Херувим изображён в виде Ангела, вооружённого мечом.
- Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле (1509 год). Небесное создание также изображено с мечом.
Флорентийская церковь Санта-Мария дель Кармине, Фреска Томмазо Мазаччо 1426 год. «Изгнание из рая»
Кинофраза: «Паки, Херувимы» — что значит этот винегрет?
Такие слова говорит Якин — персонаж одного из любимых советских фильмов («Иван Васильевич меняет профессию»). Встретив настоящего Ивана Грозного, он начал лихорадочно вспоминать старославянские слова. И в итоге выдал такой словесный винегрет:
Перевод: слово «паки» значит «снова», «ещё. «Иже» — «и», «который».
Очевидно, что слова Якина не имели никакого смысла.
***
Священное Писание раскрывает лишь частичку драгоценных знаний о небесной сфере, в которой обитают Бог и его небесная семья. Но даже то, что мы о ней знаем, приводит нас в благоговейный трепет. Зачем Бог рассказал о Херувимах?
С одной стороны, чтобы показать, что на небе все Ангелы знают о наших проблемах и заботятся о нас. С другой, Создатель даёт знать о том, как Он выстраивает отношения с небесными сыновьями. Взаимная любовь, гармония, захватывающая работа и полная гармония отношений — это реальность, в которой живут Ангелы, подавая нам пример верного служения и открывая, каким будет наше будущее единение с Богом.
Виктор Глебов
Художник Хосе де Рибера: биография и творчество
Хосе де Рибера появился на свет 12 января 1591 года под Валенсией. Информации о его детских годах и юности сохранилось крайне мало. Предположительно, в Испании он учился у художника Франсиско Рибальты (Francisco Ribalta), а в Риме присоединился к караваджистам, работавшим в темных помещениях с небольшим оконцем сверху для более яркой светотени. Но до нас не дошли ни документальные свидетельства того периода, ни ранние работы мастера.
Хосе де Рибера перебрался в Италию, когда ему было чуть более 20 лет, и остался в этой стране на всю жизнь. Сначала ему пришлось бродяжничать без средств к существованию, но уже в 1616 он осел в Неаполе.
В этом просвещенном городе его талант сумели оценить по достоинству: одна из ранних работ молодого рисовальщика вызвала интерес герцога Педро де Осуны, бывшего на тот момент вице-королем Неаполя. Он пожаловал Хосе де Рибера почетную должность художника при дворе.
Вскоре испанские власти, прознав об антигосударственных интригах Педро де Осуны, отстранили его от дел. Остался без высокого покровительства и живописец, который в этот период всерьез заинтересовался гравюрой. Уже через несколько лет талантливый юноша стал известнейшим гравером Италии. Именно он открыл, что изображениям можно придавать рельеф, используя не только контрастное освещение, но и нанося крохотные черточки иголкой.
Удача опять улыбнулась живописцу, когда вице-королем Неаполя стал другой ценитель искусства — герцог де Алькала. В это время Хосе де Рибера был членом «Академии святого Луки», действующей в Риме. В 1629 году он снова стал придворным живописцем.
Слава Хосе де Риберы достигла вершины, когда его посетил Диего Веласкес (Diego Velázquez) — любимый художник испанского короля. После этого визита работы живописца, так высоко ценившиеся в Италии, начали заказывать и у него на родине.
Умер художник и гравер в Неаполе 2 сентября 1652 года.
использованная литература
- Перес Санчес, Альфонсо Э. «Хосе де Рибера» . Испанский биографический словарь . Королевская историческая академия.
- Спиноза, Никола, Рибера. Полное собрание сочинений , Electa Napoli, 2006, ISBN 88-510-0288-6 , стр. 11.
- , стр. 79.
- «РИБЕРА, Хосе де (1591-1652) | Городской совет Ятивы » . library.ayto-xativa.es . Проверено 25 февраля 2018 года .
- Перес Санчес, Альфонсо Э .; Спиноза, Никола; Байер, Андреа (1992). Джузепе де Рибера 1591–1652: выставка в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, 18 сентября — 29 ноября 1992 г. (на английском языке) . Метрополитен-музей, ISBN 978-0-87099-647-4 . Проверено 15 января 2020 года .
- «Революция Рибера» , журнал Ars , 1, январь-март 2009 г.
- «Эль Прадо представляет молодого Риберу в обществе» , ABC , 4 апреля 2011 г. См. Также мультимедийную презентацию и видео с выставки «Молодой Рибера» , подготовленной Хосе Миликуа и Хавьером Портусом , Музей Прадо, с 5 апреля по 31 июля 2011 г.
- «Рибера, Хосе де — Коллекция — Национальный музей Прадо» . www.museodelprado.es . Проверено 28 марта 2020 года .
- Джузепе Рибера и: Национальное бюро историко-художественной документации
- «Бородатая женщина» . Архивировано 9 декабря 2014 года . Проверено 15 сентября 2009 года .
- Шесть веков искусства. Сто великих учителей . Мексика: Музей Сумайя — Фонд Карлсо. 2006. с. 37. ISBN 968-7794-30-5 .
- Портус Перес, Хавьер . «Санта-Сесилия « . В Fundación Amigos del Museo del Prado, ed. Энциклопедия музея Прадо (2006) . Проверено 26 сентября 2017 года .
Распродажа [ править ]
Приход Нотр-Дам-де-Квебек, стремясь собрать операционные фонды, обратился к Музею цивилизации , Монреальскому музею изящных искусств и Национальной галерее Канады в 2016 году. Стоимость картины почти равнялась всему бюджету приобретения картины. Национальная галерея (8 миллионов). Национальная галерея Канады оценила картину в 5 миллионов долларов . Запрашиваемая цена составляла 6,3 миллиона канадских долларов . Галерея сделала первоначальное предложение в размере 3 млн канадских долларов , но приход отказался. Не найдя покупателя, она стала обращаться в международные организации. Национальная галерея сделана в заявке в декабре 2017 года , которая была обусловлена продажей картины Шагала на аукционе по 15 мая 2018. Музей де ла цивилизации и Монреальский музей изобразительных искусств предпринимали попытки по сбору средств на покупку живопись вместе.
Натали Бондил , директор Монреальского музея изящных искусств , заявила, что святому Иерониму не угрожала опасность быть проданным иностранным покупателям, потому что это было бы запрещено Законом Квебека о культурном наследии. Мари Монпети , министр культуры и коммуникаций Квебека, объявила 23 апреля 2018 г., что провинция Квебек выпустила уведомление о намерении классифицировать святого Иеронима как документ наследия. В тот же день председатель правления Франсуаза Лион и директор Национальной галереи Марк Майер заявили, что галерея прекратит попытки получить картину.
Святой Иероним — одна из двух картин Давида в канадской коллекции, вторая — небольшой портрет Пьера Серизиа 1790 года в коллекции Национальной галереи.
Почитание святого
Католический мир глубоко чтит святого, как создателя и толкователя общепринятого текста Священного Писания. Он прославляется как ученый-богослов, аскет, христианский писатель. Жития были написаны в 6-9 веках. В 1298 году папа обозначил святого в числе главных Учителей церкви.
Святая Биргитта называла Иеронима образцом для любого католического священника, подчеркивала поддержку и опеку по отношению к монахиням, роль в создании и заботе о женских обителях. Католики днем памяти считают 30 сентября.
Православная церковь славит Иеронима в лике блаженных. По некоторым данным, святой был славянином по происхождению. Значительную часть жизнь провел на Востоке. Горячий нрав, запальчивость, чрезмерная гордость – таким остался Иероним в памяти тех, кто его близко знал. Репутации святости по православным канонам он не достиг. День памяти блаженного – 28 июня. Переводчики считают святого своим небесным покровителем, день памяти Иеронима (30 сентября) признан Международным днем переводчика.
***
Священное Писание раскрывает лишь частичку драгоценных знаний о небесной сфере, в которой обитают Бог и его небесная семья. Но даже то, что мы о ней знаем, приводит нас в благоговейный трепет. Зачем Бог рассказал о Херувимах?
С одной стороны, чтобы показать, что на небе все Ангелы знают о наших проблемах и заботятся о нас. С другой, Создатель даёт знать о том, как Он выстраивает отношения с небесными сыновьями. Взаимная любовь, гармония, захватывающая работа и полная гармония отношений — это реальность, в которой живут Ангелы, подавая нам пример верного служения и открывая, каким будет наше будущее единение с Богом.
Виктор Глебов
Легенды[править | править код]
Существует легенда о том, что, когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Все монахи разбежались, а Иероним спокойно обследовал больную лапу льва и вытащил из неё занозу. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником. Монахи обратились с просьбой к Иерониму заставить льва работать, чтобы он так же, как они, сам зарабатывал себе хлеб насущный. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. Оставленного без присмотра осла украли грабители и продали каравану купцов, которые его увели. Вернувшись, лев не нашёл осла и, глубоко опечаленный, пошёл обратно в монастырь. Монахи при виде виноватого взгляда льва решили, что он съел осла, и во искупление греха приказали льву делать работу, предназначавшуюся ослу. Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Но однажды лев увидел пропавшего осла в караване и в качестве доказательства своей невиновности с триумфом привёл целый караван в монастырь. (Основание этой легенды можно найти в житии преп. Герасима (Иорданского).) В связи с этой легендой Иероним в западно-европейской живописи почти всегда изображался в сопровождении льва.
Вы здесь
Иероним Босх «Блаженные и про́клятые» или «Видения загробного мира» 1490
Иероним Босх «Блаженные и про́клятые» или «Видения загробного мира» 1490
Play
Pause
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
«Блаженные и про́клятые» — цикл из четырёх картин Иеронима Босха, представляющих собой, скорее всего, створки полиптиха, центральная часть которого утеряна. Высказывается предположение, что название этого полиптиха — «Страшный Суд». Картины названы в соответствии с сюжетами: Земной рай, Восхождение в эмпирей, Падение грешников, Ад. Первые две панели находились слева от центральной части, две другие — справа. Эти четыре панно упомянуты в 1521 в собрании кардинала Гримани анели были пожертвованы в 1523 году кардиналом Доменико Гримани Венецианской республике, после этого находились в Зале Трёх Глав во Дворце дожей в Венеции.
Левая панель — «Земной рай» (Terrestrial Paradise).
Эта панель представляет земной рай, в котором мужчины и женщины в обществе ангелов направляются в кущи, за которыми мы видим холм, на вершине которого находится источник вечной жизни, молодости и блаженства. Ландшафт, окружающий людей — это и есть рай на земле, место, где пока нет греха. Но справа вверху, в чащобе, вы видите льва, который пожирает жертву, что символизирует наступление неких проблем, которые прекратят однажды прекрасное существование в земном раю.
Левая панель — «Восхождение в эмпирей» (Ascent of the Blessed).
Наибольшую известность приобрел фрагмент «Восхождение в эмпирей», на которой пары ангелов-хранителей выводят из загробного мрака обнаженные души праведников, заслуживших вечное блаженство, через туннель, составленный из концентрических колец света, к пронизанной неземным небесным сиянием Вечности. В конце туннеля в ожидании героя, возможно, находится некий ангел или святой Петр. Концентрические круги имеют оттенки от темного голубого до синего. Но то, что нам видится как туннель из семи сегментов — это, скорее всего, семь планетарных сфер между Землей и Эмпиреем. Такая точка зрения была более распространена в 15 веке, про туннель тогда речь не шла.
Правая панель — «Падение грешников» (Fall of the Damned).
Здесь проклятые души грешников низвергаются демонами в бездну ада на фоне темного, устрашающего пейзажа — лишь отдельные всполохи пламени освещают кромешную тьму. Эта панель выполнена в очеь мрачных тонах.
Правая панель — «Ад» (Hell).
Драма достигает своего апогея в последней сцене — Ад. Сюда попадают потерянные души грешников. Яркие оттенки желтого и красного передают блики пожаров и огня, которые освещают страшно выглядящие адскую скалу и некий бассен под ней. Сведенная в отчаяния рука торчит в центре кроваво-огненного бассейна, в котором плещутся остальные мученики, в то время как на переднем плане обнаженный грешник сидит в унынии, держась за голову — а зеленый черт настойчиво приглашает его начать процедуры.
Image: is licensed under Public Domain
Список использованной литературы:
Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
Г. Мартин. Босх. М., 1992
Открыть в приложении
Предоставлено
History of Art Foundation
Все аудиогиды
Популярное за 7 дней
Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
13.05.22 23:43
Можно ли молиться о животных и ставить свечи за них?
18.05.22 15:09
18 мая — день памяти великомученицы Ирины Македонской
18.05.22 07:30
В УПЦ проведут собрание епископов, священников, монахов и мирян
12.05.22 16:25
Митр. Антоний (Паканич): Страх – плохой советчик
12.05.22 18:14
Митр. Антоний (Паканич): Церковь не занимается человекоугодием
16.05.22 09:31
Как реагировать на запрещение церковной деятельности и закрытие храмов
18.05.22 11:40
Нежная красота сирени
17.05.22 15:45
Святогорская Лавра проинформировала о ситуации в обители
18.05.22 10:04
Чему нам нужно поучиться у евангельского расслабленного?
14.05.22 16:44
Примечания[править | править код]
- James Killian. Truth of Our Faith. — iUniverse, 2011. — С. 193. — ISBN 1450293204.
- Daniele Pevarello. The Sentences of Sextus and the Origins of Christian Ascetiscism. — Mohr Siebeck, 2013. — ISBN 3161525795.
- Le langage secret de la Renaissance: le symbolisme caché de l’art italien / Richard Stemp. — National geographic France, 2012. — С. 109. — 224 с. — ISBN 9782822900003.
- Библия и живопись. Св. Иероним
- Д. Г. Добыкин . Лекции по введению в Священное Писание Ветхого Завета. — Санкт-Петербург.: Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, 2012. — C. 66]
- und Occidentalisches Sprachmeister: Welcher nicht allein hundert Alphabete nebst ihrer Ausprache, so bey denen meisten Europaeisch-Asiatische-Africanisch- und Americanischen Völckern und Nationen gebraeuchlich sind… Leipzig, 1748″
Отрывок, характеризующий Святой Иероним в келье
– Да я не знаю… mon pere. – Нечего говорить! Ему велят, он не только на тебе, на ком хочешь женится; а ты свободна выбирать… Поди к себе, обдумай и через час приди ко мне и при нем скажи: да или нет. Я знаю, ты станешь молиться. Ну, пожалуй, молись. Только лучше подумай. Ступай. Да или нет, да или нет, да или нет! – кричал он еще в то время, как княжна, как в тумане, шатаясь, уже вышла из кабинета. Судьба ее решилась и решилась счастливо. Но что отец сказал о m lle Bourienne, – этот намек был ужасен. Неправда, положим, но всё таки это было ужасно, она не могла не думать об этом. Она шла прямо перед собой через зимний сад, ничего не видя и не слыша, как вдруг знакомый шопот m lle Bourienne разбудил ее. Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талию m lle Bourienne, которая не видала ее. «Кто тут? Зачем? Подождите!» как будто говорило лицо Анатоля. Княжна Марья молча глядела на них. Она не могла понять этого. Наконец, m lle Bourienne вскрикнула и убежала, а Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая ее посмеяться над этим странным случаем, и, пожав плечами, прошел в дверь, ведшую на его половину. Через час Тихон пришел звать княжну Марью. Он звал ее к князю и прибавил, что и князь Василий Сергеич там. Княжна, в то время как пришел Тихон, сидела на диване в своей комнате и держала в своих объятиях плачущую m lla Bourienne. Княжна Марья тихо гладила ее по голове. Прекрасные глаза княжны, со всем своим прежним спокойствием и лучистостью, смотрели с нежной любовью и сожалением на хорошенькое личико m lle Bourienne. – Non, princesse, je suis perdue pour toujours dans votre coeur, – говорила m lle Bourienne. – Pourquoi? Je vous aime plus, que jamais, – говорила княжна Марья, – et je tacherai de faire tout ce qui est en mon pouvoir pour votre bonheur. – Mais vous me meprisez, vous si pure, vous ne comprendrez jamais cet egarement de la passion. Ah, ce n’est que ma pauvre mere… – Je comprends tout, – отвечала княжна Марья, грустно улыбаясь. – Успокойтесь, мой друг. Я пойду к отцу, – сказала она и вышла. Князь Василий, загнув высоко ногу, с табакеркой в руках и как бы расчувствованный донельзя, как бы сам сожалея и смеясь над своей чувствительностью, сидел с улыбкой умиления на лице, когда вошла княжна Марья. Он поспешно поднес щепоть табаку к носу.